Тематический день по развитию речи «Улыбка весны»
Вероника Потапова
Тематический день по развитию речи «Улыбка весны»
1. Утренний приём
Наблюдение за весенней природой
Цель: выявить сезонные изменения в весенней природе.
формирование диалогических форм речи;
развитие навыков общения;
развитие зрительного восприятия;
воспитание любови к природе, родному краю.
— Ребята, помогите отгадать загадки?
Нам в подарок принесла,
То,что всем понравится:
Вслед ей прилетели птицы
— Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
— В гости к нам пришёл…
— Ребята, какое время года сейчас? (Весна)
— А как вы это определили? (Солнце теплее, дни длиннее, птицы прилетают, почки на деревьях)
— Что мы могли бы узнать о весне, глядя на солнышко? (Весной поднимается выше, светит ярче, день становится длиннее, короткие ночи, проталины, ручьи, тепло).
— Ребята, как вы можете объяснить слово «проталины»? (Места, где растаял снег и видна земля)
— Какие вы знаете пословицы и поговорки о весне?
• Весенний дождь лишним не бывает.
• Апрель водою славен.
• Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
• Весна днем красна.
• В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
Игра: «Скажи наоборот».
Цель игры: учить детей образовывать прилагательные-антонимы; развитие мышления, активизация словарного запаса.
• Зимой снег белый, а весной … (черный).
• Зимой снег чистый, а весной… (грязный).
• Зимой дни холодные, а весной… (теплые).
• Зимой дни короткие, а весной…. (длинные).
• Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).
• Зимой небо серое, а весной … (светлое, голубое).
• Зимой ветер холодный, а весной … (ласковый, теплый).
• Зимой похолодало, а весной …. (потеплело).
Цель: образование существительных множественного числа в родительном падеже.
Месяц — … много месяцев; весна – много весен; проталина — …; лужа — …; гнездо — …; почка — … и т. д.
2. Промежутки между занятиями
Цель: развитие памяти, мышления, внимания, активизация речи ребенка, создание положительной эмоциональной обстановки.
Надо быстро отвечать на вопросы, не задумываясь. (да (топаем) или нет (хлопаем).
Любой ребенок точно знает,
Кто по воздуху летает.
Поскорее дай ответ:
Кто летает, а кто-нет.
З. Подготовка к прогулке
Не скрывайся в тучу,
Не скрывайся в тучу-
Холод нам наскучил.
Обогрей нас, солнышко,
Раз, два, три, четыре, пять —
Наденем на ножки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
4. Прогулка
Цель: развитие внимания, скорости реакции, упражнение в прыжках
Дети становятся в шеренгу. Сбоку кладут ленту. На слово «Ух!» надо через неё перепрыгнут
Золотой рожок… Ух!
Холодной, снеговой… Ух!
Прозрачной, ключевой… Ух!
По лесам, по болотам,
По лесным колодам… Ух!
Наблюдаем за небом и облаками
Цель: Закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, произошедшие на небе.
Какое время года сейчас?
-Посмотрите вокруг, что изменилось?
-Какое сейчас солнышко?
=Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой?
Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну.
Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет, тепло несет.
-Какой праздник в этом месяце, какого числа?
А знаете ли вы что первый месяц весны раньше назывался Мартусом, в честь мифологического бога война Марса, который был призван также защищать мирный труд, был богом земледелия и скотоводства, защитником полей и стад. Март еще называли ветроносом и свистуном, за вой холодного ветра и потому что везде сует свой нос. В русском народном календарном фольклоре марту отводилась роль зазывателя весны. Он первенец весны – вестник теплых дней.
Труд. поручения: собрать мусор, ветки на участке.
Цель: совершенствование навыков бега; создание положительного настроения.
Дети становятся в круг. В центре круга ребёнок — «Солнце» Дети водят хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
Дети подходят ближе к «Солнцу», сужая круг, кланяются, отходят, расширяя круг. Ребёнок, стоящий в центре круга «Солнце» говорит: «Горю!» Дети разбегаются врассыпную, а ребёнок-«Солнце» догоняет их. Кого из детей он поймает, тот становится «Солнцем».
Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.
Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
«Угадай, какое время года.»
Цель: закрепить признаки разных времен года; активизировать речь детей.
Отгадай загадку-когда это бывает.
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
Зазвенели ручьи. прилетели грачи,
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят-летят. летят…
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.»Купаться»-приглашаю
И любите за это вы меня. Я (Лето)
5. Возвращение с прогулки
Аккуратностью весь свет держится.
Где аккуратность, там и опрятность.
Кто аккуратен, тот и людям приятен.
6. Подготовка к обеду. Обед
Поведение за столом
За столом тихо сидят,
На еду не глядят, а едят.
— Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла.
Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала,
Я вам супу налила.
Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
Пообедали? Ну вот!
Что должны сказать?
7. Подготовка ко сну. Сон
Чтение сказки «Вот такое вот волшебство»
Долго царствовала холодная и морозная Зимушка Зима на земле, но и ее царствованию когда-то приходит конец. Вот и закончился последний зимний месяц-вьюжный февраль и пора уступать место первому весеннему месяцу-марту,тоже пока еще снежному, но уже немного теплому и солнечному. Пришло наконец-то время обаятельной красавицы Весны.
Оглядела Весна свои владения и думает:»С чего бы мне начать?» И решила Весна первым делом попросить Солнышко теплое погреть посильнее. А Солнышко только радо. Расправило оно свои теплые лучики и стало землю сильнее припекать. Снег зимний сразу почернел, сморщился и таять начал. Ручейки зажурчали,побежали в разные стороны. То тут, то там стали появляться пока еще небольшие проталинки, которые становились все больше и больше.
Земля из-под снега выглядывает,согревается под теплыми солнечными лучами, а жучки и паучки, которые всю зиму под землей спали, тоже тепло почувствовали и выползать на солнышко стали,погреться захотели, да и надоело им всю зиму под землей спать.
А птички-то тут как тут. Увидели они жучков да паучков, обрадовались. Соскучились они за зиму по такому вкусному корму. А следом и другие птицы-жаворонки, грачи,скворцы, из теплых краев возвращаться начали. Надоело им по чужим краям скитаться, домой поскорее захотелось. Прилетели они и сразу гнезда вить стали, яички откладывать да птенчиков высиживать.
Посмотрела Весна по сторонам. Хорошо-то как стало! Красота!А Солнышко еще сильнее припекает. Вот уже и первые цветочки появляться стали-подснежники. Распустили подснежники свои красивые нежные колокольчики и сразу все вокруг нарядным стало. Огляделись птички по сторонам и свои песенки еще веселее щебетать начали. А следом за подснежниками и на деревьях стали почки набухать и листики распускаться. Зазеленело все вокруг.
Довольна Весна своей работой. Но это еще не все.
Пошла Весна зверят разных будить, которые спят всю зиму. Первым делом Весна в берлогу к Мишке косолапому направилась. Подошла она к берлоге, теплом немножко пригрела, Мишка и проснулся. А следом за ним и ежик колючий и барсук-домосед,и сурок-обжора и енот-полоскун проснулись. Вылезли все звери из своих норок, на солнышке погрелись и побежали корм себе искать, ведь за зиму они очень проголодались, исхудали совсем.
А зайчики поскорее свои шубки из белых на серые сменили, а не то лиса или волк быстро поймают. А белочки тоже свои серые зимние шубки на летние рыжие поменяли и скачут, довольные,по веткам.
Смотрит Весна вокруг и не нарадуется. Солнышко греет. Все вокруг зеленое-и земля и деревья. Жучки и паучки по земле ползают, на деревьях птицы в гнездах яички высиживают,звери потомством обзаводиться начали. Все вокруг радостно и беззаботно.
Вот такое вот волшебство!
Календарно-тематический план по развитию речи в средней группе (январь-май) Январь 18. Тема:«Очень страшная история» Цель: познакомить детей с поэтическим наследием русских и зарубежных поэтов. которые а своих стихах.
Календарно-тематический план по развитию речи в средней группе на сентябрь-декабрь Календарно-тематический план. Сентябрь 1-2. Диагностика. 3. Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Семья» Цель: учить рассматривать.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Весна. Признаки весны» Конспект проведения интегрированного НОД в средней группе на тему «Весна. Признаки весны.» Цель: развивать умение детей узнавать и называть.
Программа «Улыбка». Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Пояснительная записка Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование.
Тематический день «День птиц» в средней группе. .
Тематический день «День рождения А. С. Пушкина» Программное содержание: 1. Знакомство с некоторыми биографическими фактами поэта. 2. Закрепление знаний детей по творчеству А. С. Пушкина.
Тематический день «Ёлочка» или День ёлочки Возраст: вторая младшая группа Цель: познакомить детей с ёлочкой, ее отличительными особенностями от других деревьев. Задачи: 1. Дать.
Тематический день в детском саду «День строителя» Старшая группа (5-6 лет) Цели: Формирование у детей интереса к строительным профессиям; Формирование положительного отношения к сказочным.
Тематический день в детском саду «День животных» Тематический день в детском саду «День животных» Цель: познакомить детей с историей возникновения Всемирного дня защиты животных и значением.
Урок по чтению и развитию речи в 6 классе. «Приход весны по рассказу В. Бианки «Апрель» Цель: познакомить воспитанников с содержанием рассказа «Апрель» В. Бианки. Задачи: Образовательные: формировать сознательное.
Источник
Зимою солнце тепло греет
Зимою солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно не долго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодны. Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега. Снег очень полезен, потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимые семена трав, цветов и хлебов. Без снега семена могли бы вымерзнуть.
Лист еще в конце осени опадает с деревьев, и березовая или дубовая роща, тенистая летом, к зиме становится прозрачной. На голых сучьях вместо листьев развешиваются хлопья мягкого, белого снега. Одни только ели и сосны зелены и зимой. На них всю зиму остаются зеленые иголки, или хвои. Деревья с хвоями вместо листьев называются хвойными. Деревья, одетые листьями, – лиственными.
Зимой гораздо менее птиц в лесах и зверей на полях, а насекомые совсем исчезают. Иные из них погибают, оставляя яички, другие забираются глубоко в землю, как, например, муравьи. Некоторые насекомые засыпают на всю зиму и просыпаются только весной, когда земля оттает. Многие птицы улетают на зиму в теплые края, иногда за тысячи верст. Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи покидают нас еще с осени. Дикие гуси, утки, лебеди еще с осени тянутся по небу с севера на юг длинными вереницами. Они очень хорошо чувствуют, что чем южнее, тем теплее, и ищут таких стран, где не бывает зимы. Таких птиц называют перелетными. Галки, вороны, сороки, тетерева, рябчики зимуют с нами и потому называются зимующими. Остаются также и воробьи в своих теплых гнездах; но и те зимой прыгают не так весело, как летом.
Звери большей частью также скрываются на зиму в берлоги, норы и дупла деревьев. Иные засыпают на самое холодное время, как, например: еж, медведь, байбак, сурок. Но белка не засыпает, она приберегла себе с осени хороший запас орехов в дупле дерева и грызет их целую зиму. Животные, засыпающие на зиму, называются зимоспящими. Домашние животные – лошади, коровы и овцы – погибли бы зимой от голода и холода, если бы человек не выстроил для них теплых хлевов и конюшен и не приготовил сена и овса.
При наступлении зимы человек старается устроиться по-зимнему. Он вставляет двойные рамы в окна, сильно топит печи, надевает теплое платье, прячет колесные экипажи до весны и выдвигает из сарая сани. Зимняя дорога гораздо легче летней, и потому зимой по всем дорогам тянутся большие обозы с различными тяжелыми товарами. Почтовая тройка весело бежит, побрякивая колокольчиком; даже деревенская кляча – и та зимой прибавляет шагу. Сани легко, со скрипом, скользят по снегу. Полевые работы прекращаются еще осенью. Но крестьяне без работы не остаются и зимой. Когда они перемолотят хлеб, то идут на заработки: нанимаются на фабрики или пускаются в извоз. Женщины зимой прядут и ткут. Вот почему крестьяне так весело похлопывают рукавицами, когда первый снег закроет кочки и лужи и ляжет гладким первопутком. Мальчики тоже рады первому снегу. Пришла для них пора играть в снежки, лепить баб, кататься на салазках и на коньках. Свечей в домах и лучины в избах горит зимой гораздо более, чем летом.
Весело зимой, особенно когда солнышко светит ярко, на снежных полях блестят миллионы искр, а деревья точно убраны дорогим хрусталем. Но весело зимой только тому, у кого есть теплый дом и теплое платье, кто в сильную стужу может сидеть дома перед ярко пылающим огоньком печи и спокойно ждать сытного ужина и теплой постели. Но каково бедному, седому старику, нищему? Несмотря на стужу, должен он таскаться под окнами и ради Христа выпрашивать себе куска хлеба. На старике нет теплого тулупа, лапти его худы, армяк весь в дырах; голос его дрожит от старости и холода, глаза слезятся, руки и ноги трясутся. Нехорошо и мальчику, который ведет слепого старика; бедняга перескакивает с ноги на ногу, дует себе в окоченевшие пальцы, а сильный холод выжимает у него слезы из глаз. Пустите их обогреться, накормите и подайте им что можете. Лучше отказаться от новой игрушки или каких-нибудь сладостей и подать милостыню бедняку.
Но не всегда же зимой светлые дни: бывают и метели. Когда подымется вьюга, то сильный ветер несет хлопья снега и, свистя и завывая, крутит его в воздухе. В иную метель, как говорится, зги не видно, в десяти шагах нельзя различить человека, и нет ничего легче, как сбиться с дороги в такую непогодь. Не беда еще, если нет сильного мороза и путешественник успеет забиться в сугроб снега, – под снегом тепло. Но если вьюга и мороз, тогда немудрено и замерзнуть. Как отрадно в такую погоду добраться до деревни. Хотя ее и занесло снегом, хотя избы в ней черны, но зато в них тепло. Добрый крестьянин радушно встречает иззябшего, нежданного гостя и угощает его чем Бог послал. У нас нередко зимою замерзают бедные люди или отмораживают себе носы, уши, руки и ноги. Самые сильные трескучие морозы бывают обыкновенно посреди зимы, около крещенья (Крещение – старинный христианский праздник. Сейчас отмечается 19 января), почему их и называют крещенскими. Большие морозы трескучими называют потому, что от них иногда лопаются и трещат бревна в стенах домов. В такой холод, говорят, даже птицы замерзают в воздухе и падают на землю. Зиму, в которой много бывает сильных морозов, крестьяне зовут лютой, то есть очень злой.
Источник