Зимой замерзает тормозная жидкость

Тормозная жидкость в деталях.

Прочитав первую статью, вы уже знаете основные особенности тормозной жидкости. Знаете, что это жидкость должна оставаться сухой, не должна кипеть и замерзать. Во второй части мы рассмотрим каждый из основных параметров подробно.

Кипение

Обычно температура кипения замеряется для «сухой» и «влажной» жидкости отдельно. Делают это для того, чтобы можно было построить температурный график на всем периоде возможной эксплуатации жидкости. Для теста в жидкость добавляют всего 3,5% воды, но этого достаточно для того, чтобы спроецировать поглощение воды из воздуха. При нагреве и охлаждении жидкости замеряется ее вязкость, как правило, для замеров берут средний диапазон температур от -40 до +100 градусов Цельсия. В этот период укладываются практически все современные стандарты: FMVSS № 116, ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В реальных условиях рабочая температура ТЖ может достигать пределов от -50 до 150 градусов Цельсия.

Как будет заметно закипание жидкости?

При нагреве и последующем закипании в ТЖ начнут образовываться пузырьки газа. Часть жидкости при этом будет вытиснута в бачок главного тормозного цилиндра и ее место займет газ. В системе появится газовая пробка. Кто прокачивал тормоза, тот знает, как это выглядит для водителя. Педаль тормоза становится мягкой и перемещается без каких-либо ощутимых усилий. На ваши действия автомобиль естественно не реагирует и продолжает ехать, как и прежде.

Читайте также:  Япония есть ли снег зимой

Почему закипает тормозная жидкость?

Лень, забывчивость, вода. Вода на протяжении всего оставшегося текста будет основным врагом, хоть и косвенным относительно человеческого безрассудства.

В тормозной системе большинства автомобилей всего 1000мл жидкости. Добавив в нее 2% воды, а это не много ни мало 20мл от объема, мы понизим температуру кипения на 70 градусов. Если взять, к примеру, DOT-4, то закипать он будет при 150-160 градусах. Можете мне поверить. В городе вы этого не заметите, а вот экстренное торможение на трассе… извините, тут гарантий нет. Хорошо, если дело будет зимой и ТЖ замерзнет. В этом случае вы сможете узнать о неполадке заблаговременно. Вязкость жидкости резко возрастет и вам будет крайне трудно дождаться срабатывания тормозов.

Замерзла тормозная жидкость?

Причина там же – вода. Не своевременная замена. «Я ее лет пять не менял и все нормально» — лишняя и не уместная философия.

Но и это еще не все. Достаточно жесткие условия эксплуатации ТЖ, ее неизбежное старение, приводит к тому, что компоненты жидкости начинают окисляться выделяя при этом не самые спокойные соединения. Раковины и выщерблины на рабочих поверхностях элементов тормозной системы это не следы какого-либо механического воздействия, а результаты химических реакций. Продукты окисления ТЖ великолепно разъедают металлы. Причем самый продолжительный тест на реакцию составляет всего 120 часов при 100 градусах Цельсия. Так что при определенных условиях не пройдет и года, как автомобиль потребует ремонта – дорогого ремонта.

После всего перечисленного можно, наверное, не упоминать о том, что вода есть ржавчина, но, тем не менее, это факт.

Как избежать проблем?

Да по большому счету легко. Стоимость обслуживания тормозной системы приемлема в абсолютном большинстве случаев. Я специально не пишу каких-либо цен, ибо времена идут, цены меняются, а в этом вопросе проблемы все те же что и 30 лет назад.

Правила эксплуатации простые.

Если вы чего-то не знаете о тормозной системе своего автомобиля – замените жидкость сразу после покупки авто. Далее повторяйте это каждые пару лет. В обычных условиях более частая замена не требуется.

Езда по лужам и пр. Через цилиндры тормозной системы вода не проникнет в жидкость, ну если конечно вы не припаркуетесь на ночь по пороги в воде. Основная зона поражения это бачок и его крышка. Как мы уже видели в первой части, в крышке есть отверстие. Оно хоть и не большое, но на мойку высоким давлением не рассчитано.

Что еще может ускорить замену жидкости. Сырые районы эксплуатации, большие перепады температур, которые неизбежно будут вызывать образование конденсата на стенках и крышке бачка. В некоторых вопросах надо подходить индивидуально.

Как оценить состояние тормозной жидкости?

Да ни как! Нет. Понятно, что она должна быть чистой, прозрачной и без осадка… но в большинстве случаев сам бачок не даст это выяснить, а даже если вы и найдете ее таковой, то это ничего не скажет о том сколько воды она уже впитала. Хорошие люди сделали прибор-анализатор при помощи которого можно узнать все о состоянии ТЖ, но стоимость прибора такова, что его не только нет смысла покупать в личное пользование, но иной раз будет дешевле поменять жидкость, чем оплатить стоимость подобного теста на станции. Хотя если предложат за небольшую цену, соглашайтесь, это точно не будет лишним.

Особенности.

Смешивать тормозную жидкость можно только внутри класса, например DOT-4.

DOT-4 и DOT-5 смешивать нельзя.

Доливка жидкости в систему. Давайте так. Доливать жидкость в систему имеет смысл только в том случае, если она начала уходить в дороге и вам просто надо добраться до дома. Если жидкость уходит, то надо искать причину при первой же возможности, т.к. тормоза отказывают мгновенно, ничего угадать не получится.

Долить – освежить. Это вообще не вариант. ТЖ не восстанавливает своих свойств при добавлении свежей жидкости. В этом случае это не более чем напрасная трата денег.

Хранить жидкость можно только в герметичной емкости. Без доступа воздуха, без перепада температур, без доступа влаги. При ее ассортименте и стоимости проще не хранить. Так. Прикупить в дорогу на всякий случай, ну а возить постоянно в багажнике вообще не стоит.

Если вы решите поработать с ТЖ самостоятельно, вам необходимо накрепко запомнить несколько вещей.

Курить при работе с жидкостью нельзя. Запрещено. Опасно.

ТЖ ядовита. Это практически самая опасная жидкость в машине. Кроме этого она агрессивна. При попадании в глаза обильно промывайте их водой и сразу не откладывая, обратитесь к врачу.

Если ТЖ была проглочена. Вызывайте рвоту сразу, любыми методами и, не откладывая, направляйтесь в ближайшую больницу. То, что легенды говорят о том, что ее во времена сухого закона пили, не даст вам ни шанса. Там имеет место сложный способ приготовления. Для того, чтобы поставить под угрозу жизнь взрослого человека достаточно 100 миллилитров жидкости. Причем именно под угрозу с реанимацией и всем подобным.

Из тонкостей.

При работе с элементами тормозных систем, манжеты, пыльники, уплотнители – не промывайте их бензином и керосином. Эти резинки сделаны из чистого каучука и не способны выдержать, без последствий, подобную мойку.

В заключение хочется затронуть еще один момент.

В России нет стандарта для производства тормозных жидкостей. Есть только набор технических условий, применяя которые каждый делает что хочет. Ну, или то, что получается. Я не советую применять отечественные жидкости в иноземных системах. Та статистика, которая складывается из опыта, не утешительна. Протекают иномарки на нашей тормозухе.

Источник

При какой температуре замерзает тормозная жидкость?

Для любой рабочей среды, которая используется в качестве переносчика давления, важнейшим параметром выступает температура критического изменения вязкости. В статье мы узнаем как температура замерзания тормозной жидкости у различных классов DOT связана с вязкостью и какой прикладной смысл у этой величины.

Температура замерзания тормозной жидкости согласно стандарту

Важно понимать, что строгой рецептуры производства тормозных жидкостей не существует. Стандарт, разработанный и внедрённый департаментом транспорта США (DOT) описывает довольно много требований к жидкостям для гидравлических тормозных систем. Но строгих пропорций или рамок нет.

Например, для температуры кипения тормозной жидкости обозначен только нижний предел. Для самого распространённого в РФ продукта ДОТ-4 этот показатель составляет не ниже +230°C. На практике реальная температура закипания необогащенной водой тормозной жидкости DOT-4 из премиумного сегмента часто превышает +260°C.

Похожая ситуация наблюдается и с температурой застывания. Стандарт регулирует не саму температуру замерзания, а вязкость при морозе –40°С. Ниже в таблицу сведены максимально допустимые показатели вязкости при этой температуре для актуальных на сегодня тормозных жидкостей.

DOT-3 1500 сСт
DOT-4 1800 сСт
DOT-5 900 сСт
DOT-5.1 900 сСт

Все эти значения являются приемлемыми для работоспособности тормозных систем, рассчитанных на ту или иную жидкость при температуре до –40°C. За работоспособность при более низких температурах стандарт для обычных DOTов не отвечает. Для более сурового климата разработаны модифицированные варианты тормозных жидкостей, в которых упор сделан на низкотемпературные качества.

Реальная температура замерзания и её прикладной смысл

Тормозная жидкость играет роль переносчика энергии от главного тормозного цилиндра к рабочим. Во время нажатия на педаль тормоза в главном торозном цилиндре создаётся давление, которое распространяется по магистрали, воздействует на поршни рабочих цилиндров и прижимает колодки к дискам.

При достижении определённой вязкости жидкость не сможет пробиться через узкие и длинные магистрали. И тормоза откажут, или их работа сильно затруднится. По разным оценкам, для различных систем, этот порог находится в пределах 2500-3000 сСт.

При какой температуре замерзает тормозная жидкость в реальных условиях? В сети есть немало экспериментов с охлаждением различных тормозных жидкостей до отметки ниже –40°C. Тенденция прослеживается такая: все жидкости при переходе через критическую температуру по-прежнему сохраняют текучесть, и в теории будут нормально функционировать в тормозной системе. Однако вязкость у дешёвых жидкостей и вариантов с более низким стандартом по ДОТ увеличивается интенсивнее в процессе охлаждения.

По достижению отметки в –50°C большинство ДОТ-3 и ДОТ-4 превращаются в мёд или даже затвердевают до смолянистой массы (дешёвые варианты). И это с условием, что жидкость свежая, не обогащённая водой. Наличие воды понижает порог сопротивляемости застыванию на 5-10°C.

Силиконовые тормозные жидкости и составы на основе полигликолей (ДОТ-5.1) более устойчивы к замерзанию. Однако и эти жидкости ближе к температуре –50°C существенно загущаются. И сложно сказать, будут ли они работать в системах, рассчитанных именно на маловязкие варианты тормозных жидкостей.

Поэтому вывод можно сделать только один: гарантированно тормозная жидкость не замёрзнет при температуре до –40°C, как это обозначено в стандарте.

Источник

«Закипели тормоза»? Лучше этого не допускать!

Часто автовладельцы сталкиваются с такой крайне опасной проблемой как перегретые тормоза. Существенно падает эффективность замедления автомобиля, а управлять таким транспортом становится простому небезопасно. Необходимо будет установить причину поломки, устранить ее, что позволит гарантировать безопасность эксплуатации машины.

В чём проблема?

Причиной перегрева тормозов может быть как заклинивший диск, так и проблемы с тормозной жидкостью. При существенном нагреве тормозная жидкость теряет свои характеристики, в системе появляются пузырьки воздуха, что ухудшает эффективность замедления автомобиля. Отмечается выраженный перегрев колодок, а как результат, педаль тормоза становится ватной, машина плохо замедляется, что может привести к опасным дорожно-транспортным происшествиям.

Часто причиной перегрева тормозов является именно неправильная манера вождения автомобиля. Если водитель постоянно резко тормозит и быстро разгоняется, это приводит к чрезмерному нагреву металла, параллельно тормозная жидкость закипает, что и приводит к дорожно-транспортным происшествиям по причине отказавших тормозов.

Используем качественную тормозную жидкость

Решением данной проблемы может стать как модернизация тормозной системы с использованием керамических дисков, так и замена жидкости на современную и высокотехнологичную с отличными эксплуатационными характеристиками. Так как установка на автомобиль керамической тормозной системы имеет высокую стоимость, то большинство автовладельцев выбирают всё же второй способ решения имеющихся проблем.

В прошлом использовалась тормозная жидкость первого поколения ДОТ-1, которая при высоких температурах теряла свои характеристики, что и приводило к закипанию всей системы и потери эффективности тормозов. Сегодня такие технические жидкости изготавливаются на гликолевой основе, отличаются долговечностью и надежностью. Основная сложность при эксплуатации таких составов — это их свойство поглощать воду из воздуха. Как результат, уменьшается температура кипения, что приводит к определённого рода проблемам у старых тормозных жидкостей, которые давно не менялись и при этом уже наполовину или более состоят из воды.

Чтобы предупредить подобные проблемы большинство автопроизводителей рекомендуют выполнять замену тормозной жидкости каждые два года. Это позволит обеспечить беспроблемность эксплуатации транспорта, предупредив закипание тормозной системы и другие проблемы с автомобилем. В каждом конкретном случае интервал замены тормозной жидкости должен подбираться в зависимости от интенсивности вождения и ежегодного пробега. Такой сервис обязателен, что позволит гарантировать полную безопасность управления автомобилем.

К сожалению, сегодня многие автовладельцы пренебрегают таким обязательным требованием по замене тормозной жидкости, проводя такую работу лишь при появлении выраженных проблем с автомобилем. Подобное не только приводит к опасности дорожно-транспортных происшествий, но и может способствовать появлению отложений внутри тормозной системы, что вынуждает в последующем выполнять дорогостоящий и сложный ремонт.

Тормозная жидкость не только кипит, но и замерзает!

Тормозная жидкость, которая впитывает воду, во время эксплуатации автомобиля будет неизменно закипать, а при длительной стоянке на морозе может замерзнуть, что приводит к невозможности эксплуатации транспорта. Чаще всего такие проблемы отмечаются зимой, когда при любом минусе на дворе старое масло и впитавшая воду тормозная жидкость может замерзать, существенно затрудняя эксплуатацию автомобиля. Если же тормозная жидкость замерзла не полностью, а в ней имеются кристаллы льда, то педаль становится каменной, а буквально через несколько торможений она полностью теряет свою эффективность, проваливается в пол, не замедляя автомобиль.

Еще одной характерной проблемой для автомобилей, где по много лет не меняют жидкость, является коррозия тормозных трубок. Изначально на них имеется специальное антикоррозийное покрытие, однако оно в большинстве случаев не спасает металл от ржавчины, которая быстро выходит из строя трубопровод, вынуждая проводить их сложную замену. Поэтому, чтобы избежать таких существенных затрат, автовладельцу необходимо будет регулярно выполнять замену тормозной жидкости, что исключает коррозию трубок, замерзание и закипание системы, обеспечивая полную безопасность эксплуатации транспорта.

Правильный сервис автомобиля

Необходимо не только регулярно выполнять сервис автомобиля, меняя тормозную жидкость, но и использовать качественные расходные материалы, которые полностью соответствуют требованиям автопроизводителя. Сегодня многие иномарки смогут работать исключительно с использованием высококачественной и дорогой тормозной жидкости, тогда как многие автовладельцы в целях экономии используют недорогую ДОТ-3 и ДОТ-4, которые часто не соответствуют требованиям автопроизводителя.

Выполнить такую работу по замене тормозной жидкости можно самостоятельно, однако необходимо помнить, что всю систему следует правильно прокачать, полностью удалив имеющиеся пузырьки воздуха. В противном случае появляются определённые проблемы в работе тормозов, педаль может проваливаться в пол, не обеспечивая адекватного замедления автомобиля. Если в старых автомобилях или в отечественных Ладах такая работа может быть проведена самостоятельно, то для соответствующего сервиса иномарок следует всё же обращаться в специализированные сервисы.

Сегодня существуют специальные приборы, позволяющие проверить состояние тормозной жидкости, что помогает определить оптимальное время ее замены. При выполнении очередного ТО не лишним будет попросить провести такую проверку, проанализировав объем воды в тормозной и при необходимости выполнить ее замену. Стоимость диагностики минимальна, при этом можно сэкономить на частом сервисе автомобиля, а автовладелец будет полностью уверен в безопасности управления транспортом.

Выводы

Закипание тормозов и другие проблемы в работе этого узла могут объясняться ухудшением эксплуатационных характеристик тормозной жидкости. Автовладельцу нужно будет на регулярной основе выполнять сервис автомобиля, раз в два года или чаще менять тормозную жидкость, используя исключительно качественную автохимию, которая по своим характеристикам полностью соответствует требованиям автопроизводителя. Только в этом случае можно будет избежать различного рода сложностей с эксплуатацией транспорта, не беспокоясь по поводу безопасности автомобиля.

Источник

Оцените статью