Зимой скульптуры летнего сада

До встречи в мае: скульптуры Летнего сада на зиму укрывают футлярами

Нежный мрамор Италии может разрушить суровая российская зима. Скульптуры Летнего сада готовят к холодному сезону. Ближайшие полгода произведения искусства будут спрятаны не только от дождя и снега, но и от глаз посетителей.

Во что одевают итальянцев в Петербурге, и когда они снова предстанут во всей красе, выяснил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Атлыгишиев.

Одну статую все же не стали менять. Легенда летнего сада — «Ништадский мир». Работа итальянского скульптура Пьетро Баратта, выполненная по приказу Петра Первого. Это аллегория перемирия русских со шведами, положившего конец Северной войне. Императору, к сожалению, изваяние увидеть было не суждено. Монумент установили спустя два года после смерти основателя Северной столицы. Укрытие скульптуры стало кульминацией сегодняшнего мероприятия.

ГАЛИНА ХВОСТОВА, ведущий научный сотрудник Русского музея, хранитель скульптуры Летнего сада:

Укрывают старожилов сада с особой осторожностью. Технология отработана годами. Сначала статуи очищают от пыли, заворачивают в хлопковую ткань и только потом помещают в футляры, которые спроектировал, кстати, скульптор Демут Малиновский в 1826 году. Такая зимняя одежда была признана лучшей защитой от агрессивного воздействия внешней среды. В саду немало памятников и живой природы. Тем более, что Летний сад это прежде всего сад, поэтому деревья и кустарники не менее важны, чем богини и вакхи.

ОЛЬГА ЧЕРДАНЦЕВА, главный хранитель садов Русского музея:

Подготовка к зимовке в Летнем саду традиционно проходит в последнюю неделю октября. В течение семи дней хранители планируют закончить все работы. Освободятся статуи от футляров только в начале мая. В Петербурге это уже стало своеобразным праздником, которого с нетерпением ждут жители и гости города.

Читайте также:  Утеплять или нет акб зимой

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Источник

«Одежда» для скульптур и деревьев Летнего: как готовят сад к зиме

Скульптуры и деревья Летнего сада готовят к зимовке. Кто разработал «деревянную одежду» для скульптур, и когда белокаменные монументы откроют, расскажет Павел Никифоров.

Юрий Зинчук, ведущий: «Летний сад готовится к зиме. Скульптуры консервируются до мая, деревья проходят все необходимые обследования. Причем с каждым деревом в Летнем саду специалисты в буквальном смысле этого слова нянчатся как нянечки в детском саду с детьми. И это не удивительно. Ведь именно там растет первое в Петербурге дерево-памятник, которое было посажено еще даже до основания самого сада. Безумно интересная тема для пытливого взгляда любязщего свой город петербуржца. К ним себя причисляет и Павел Никифоров. Вот его репортаж. О зимнем Летнем саде».

Павел Никифоров, корреспондент: «Без этих футляров и Летний зимой не Летний. Причем появились они здесь же, в 1828 году. Гуляя по этим аллеям, скульптор и местный смотритель Демут-Малиновский придумал эти коробы. До того скульптуры как в России, так и во всем мире укрывали рогожами и циновками. Ноу-хау, придуманное в Летнем саду быстро разлетелось по всем паркам Петербурга и Москвы, и с тех пор ничего более удобного и эффективного так и не придумали. Только однажды отошли от их использования. В блокаду мраморные скульптуры спрятали не в футляры, а в землю. Вырыли рядом с постаментами ямы и зарыли богинь и вакхов по самую голову».

Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада: «По нашим правилам, правилам Летнего сада, скульптура закрывается с 20 октября по 1 ноября. Этот порядок соблюдается десятилетиями, даже столетиями. Раскрытие скульптур происходит к первому мая. Это совершенно непреложное правило, которое соблюдается много-много лет. И так было и в XIX веке. Все то же самое, только люди были другие».

Причем за копиями из мраморной крошки следят так же тщательно и дотошно, как когда-то ухаживали и за мраморными оригиналами. После реконструкции сада самая большая в мире коллекция садово-парковых скульптур была полностью заменена. Все 90 статуй. Подобной массовой замены нигде и никогда еще не делали.

Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада: «Все то же самое. Дело в том, что эти копии являются самостоятельными художественными произведениями. Они точные копии скульптур Летнего сада».

Технология подготовки к зиме также не изменилась. В сухую погоду сначала кистью очищаются от грязи и снега все складки скульптур. Потом изваяние заворачивается в хлопковое полотнище. И только потом заколачивается в футляр Демут-Малиновского. В таких условиях скульптуры должны простоять не менее ста лет. Хотя оригиналам при таком же хранение удавалось выживать на протяжении всех трехсот лет на открытом воздухе. И без потерь не обходилось.

Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада: «Ухо новое. Причем его делали по архивным документам. И в XIX веке приклеивали ухо. И в XX столетии после войны сделали новое ухо — мрамор более светлый. И язык делали новый».

Эта скульптура «Аллегория красоты», которая теперь стоит, как и остальные 89 статуй, в залах Михайловского замка, живой пример и напоминание, что не замени оригиналы копиями, они бы очень скоро погибли окончательно и бесповоротно. С одной стороны, дубликаты спасли итальянскую скульптуру XVIII века. Но с другой, Летний все же, пусть и частично, но утратил свой дух.

Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада: «Но разница есть. Этой скульптуре 300 лет. А копии, которая стоит в саду, 3 года. Разница есть в энергетике, в информации, которая заложена в произведении искусства, которое 300 лет стояло в саду, с которой что-то происходило».

Помимо как в залах Антики Инженерного замка оригинальные скульптуры в самом Летнем можно рассмотреть и, например, в этой хронике. Неподготовленный глаз вряд ли заметит разницу. Постаменты на тех же местах. Тот же яркий белый цвет. Но общая атмосфера Летнего действительно другая. Ведь после реконструкции были заменены не только статуи, но и во-многом, переделана планировка аллей.

Летний — это прежде всего сад. И деревья с акациями здесь не менее важны, чем богини с вакхами.

Павел Никифоров, корреспондент: «В Летнем десятки деревьев, стянутые между собой тросами, вот как эти. Внутри они практически полые и держатся на одной коре, что не удивительно с нашим климатом, реагентами, которыми посыпают дороги и трафиком у Марсова поля. Стволы просто гниют. Ну и возраст играет свою роль. Как писал Маршак: «А там еще живет Петровский век, в углу между Фонтанкой и Невою». Некоторые деревья и правда помнят Петра Первого, а одно дерево и вовсе старше основателя этого сада».

Вела Португальская, заместитель главного хранителя садов Русского музея: «Да, буквально недавно, 3 октября, наш замечательный дуб получил статус «памятник живой природы». Их всего два в Петербурге. И специалисты обнаружили, что этому дереву более 350 лет. То есть оно росло здесь, еще до основания Летнего сада. Для Петербурга 350 лет — это очень много. Для Европы — это не срок, там есть деревья, которые доживают и до 700 лет, и до 1000 лет».

С нашим климатом и 350 лет — это совершенно уникальный случай. Допетровский дуб может дожить и до тысячелетней истории. При правильном уходе. И если посетители не будут его портить, как портили раньше скульптуры, отламывая им носы и кисти рук. Главное помнить, что Летний и после реконструкции остался паролем к Петербургу, к его духу. Все тот же Маршак писал, что «Весь Летний сад — «Онегина» глава». А декорациями в «Пиковой даме» Чайковского служили именно скульптуры и дорожки сада. Так что это место не только история города, но еще и машина времени в петровскую и пушкинскую эпохи. И зимой Летний остается Летним.

Источник

Скульптуры Летнего сада укрыли на зиму: фото

Но петербуржцы ещё несколько дней могут полюбоваться некоторыми из них.

Петербургские достопримечтальности уже готовят к зиме. Скульптуры Летнего сада – отправились на отдых одними из первых.

Один из главных петербургских парков – Летний сад – начал подготовку к холодному сезону. Сегодня там «упаковали» на зиму первые скульптуры. Такая защита необходима для их сохранности: мрамор плохо переносит перепады температуры и замерзание конденсата на поверхности.

Принцип, по которому закрывают изваяния, прост: холст и деревянные футляры сверху. Сама традиция зародилась ещё во времены императрицы Анны Иоанновны, в 20-е годы XIX века известный Демут-Малиновский предложил использовать деревянные футляры, которые обеспечивают более надёжную сохранность. Процесс укрытия начался со знаменитой аллегорической статуи «Мир и Победа» (Ништадтский мир).

— Почти все подлинные скульптуры сейчас находятся в Михайловском замке, в Летнем саду стоят копии, но на оригинальных постаментах. Копии – тоже достойные, это итальянские мраморные изваяния, – говорит Metro Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея.

Чтобы закрыть все скульптуры, Летнему саду понадобится пять дней. Здешние фонтаны уже отключили.

Источник

Что происходит в Летнем саду зимой

В Летнем саду сейчас, естественно, не слышно шелеста листьев и гомона птиц, не бьют фонтаны, не плавают лебеди в пруду. И пруд, и окружающие сад Нева, Фонтанка, Мойка и Лебяжья канавка давно под ледяным покровом. Даже гуляющих редко встретишь на его просторных дорожках. Объятый тишиной, зимний Летний стоит спокойный и величественный.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В летние месяцы в саду всегда можно встретить художников, создающих живописные акварели или картины маслом. Сейчас здесь рай для графиков. При входе в сад со стороны Мойки сразу открывается обширная площадь Карпиевого пруда, окаймленная вековыми деревьями. Все это исключительно в черно-белых тонах: ледяная поверхность пруда и стволы, уходящие в зимнее небо, расчерченное строгими линиями ветвей. А Порфировая ваза кажется не совсем уместной для этого фона. Впрочем, зима аккуратно, хоть и слегка, прикрыла ее легким снежным тюлем.

Летом в пруду живут лебеди. В некоторые годы можно было встретить семейства как черных, так и белых птиц, рассекающих водную гладь. Теперь берега пруда покрыты толстым снежным покрывалом.

Все дорожки Летнего сада расчищены, скамейки обметены, хотя вряд ли кому захочется в морозную погоду посидеть и почитать книжку на вовсе не тенистых, а оголенных зимой аллеях. Под ногами раздается хруст снега. Даже удивительно, насколько он белый и чистый здесь.

На главной аллее обустроена выставка «Цветущее наследие», представляющая самые красивые и удивительные сады мира. Любопытно, что ни на одной из репродукций не увидишь зимнего пейзажа, все сияют яркостью красок, что вступает в некоторый диссонанс с окружающей их петербургской природой. Только белые шапки на стендах примиряют зеленые сады с зимним Летним.

В эти дни гостю города здесь проще ориентироваться, чем летом, поскольку сад просматривается далеко вперед. Тем не менее указатели на перекрестках дорожек подсказывают, какое направление выбрать: направо пойдешь — в Красный сад попадешь, налево — в Парадный партер.

Знаменитой петровской коллекции скульптур из 92 мраморных произведений здесь уже десять лет как нет. Между тем простояли они в аллеях парка почти триста лет. Включая самую знаменитую из статуй — Венеру Таврическую, найденную при раскопках Рима в 1719-м и приобретенную императором Петром в том же году. Теперь Венера в коллекции Государственного Эрмитажа, а большинство остальных скульптур перебрались в расположенный по соседству с садом Михайловский замок.

Летний же сад с 2010 года украшают копии этих произведений, как подчеркивают специалисты, — сделанные лучшими мастерами. Однако и они бережно сохраняются, на зиму все скульптуры укрыты деревянными коробами. Только установленные рядом таблички подсказывают, какое произведение скрыто от глаз: «Аллегория Истины» соседствует с «Аллегорией Искренности», а «Аллегория Правосудия» — с «Аллегорией Милосердия». Все они — произведения итальянских скульпторов начала XVIII века.

Однако самая крупная и самая поздняя скульптура Летнего сада — бронзового баснописца Ивана Крылова — открыта для обозрения. Писатель теперь в снежной шубе, а окружающие его персонажи басен: лев и козел, лисица и аист, припорошенные снежком, выглядят немного грустными. И только мартышке все нипочем: на барельефе памятника она все так же бодра и энергична.

Менажерийный пруд с беседкой на острове посередине сейчас закрыт для посещения. Название, как многие другие, появившиеся в ту эпоху, французского происхождения, в переводе означает зверинец; пруд был задуман Петром как питомник для водоплавающих птиц.

Зато открыт расположенный неподалеку Коронный фонтан. Только скульптуры, его окаймляющие, прикрыты, а сам фонтан сверкает золочеными масками, укрепленными на каменном основании. Особенно они впечатляют, если вдруг лучи редкого зимнего солнца заиграют на позолоте и усыпанной искрящимся снегом чаше фонтана.

Пройдя весь сад от Мойки до Невы, нельзя не восхититься решеткой, отделяющей его от набережной. Крупнозернистый карельский гранит ее опор доставляли из Финляндии, а 32 звена, большие ворота в центре и двое малых выкованы на тульском заводе купца Денисова. Ограду спроектировали и изготовили уже в постпетровские времена — при Екатерине Великой. Решетку признают одной из самых роскошных в Петербурге.

Зимой посетителей в Летнем саду совсем немного, но и в эти дни на аллеях можно встретить гостей города, влюбленные парочки и просто любящих его петербуржцев. Проходящие мимо женщины вспоминали о тюльпанах, расцветающих на зеленых островках. Видимо, уже ждут весны.

Ждут весны и обитающие здесь птицы, хотя зимой их почти совсем не заметно. Редкая ворона пролетит над деревьями, да у кормушки чирикают воробьи и синички. Совсем белым безмолвием нынешнее время в саду не назовешь, гул машин все же слышен.

Зимой Летний сад открыт на два часа меньше, чем летом: с 10.00 до 20.00, вход до половины восьмого. Выходной день — вторник. С 1 апреля сад закроют на месяц на просушку, а с 1 мая в нем можно будет гулять до десяти часов вечера. Кстати, Летний дворец Петра Великого тоже закрыт для посетителей до мая, не зря же он — летний. Хотя полюбоваться можно им и сейчас. Дорожки, подходящие к дворцу, вычищены, а его светло-желтые стены и серое гранитное основание прекрасно вписываются в русскую зиму.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (6376> от 08.02.2019 под заголовком «Летний зимний сегодня».

Источник

Оцените статью