Жизнь наших предков зимой

Старая примета на Покров, которая из года в год предсказывает погоду на зиму

Крестьяне до Покрова старались завершить все полевые работы, ожидая прихода зимы. И обязательно наблюдали за погодой, предсказывая: «Какая погода на Покров, такая и зима будет». Очень боялись наши предки наступления 14 октября похолодания, и вот почему.

Особенности Покрова дня

14 октября в православии почитают икону Покрова Пресвятой Богородицы. Известная христианам с ХІІ века, она особенно почитаема во всем православном мире. В честь этой иконы возведены многие храмы. Чудодейственная сила святого лика знаменита еще со времен, когда благодаря ей был спасен Константинополь.

Наши предки проводили Покров день в молитвах, посещали храм, после чего накрывали дома щедрый стол без спиртного.

Приметы погоды

Особое значение уделялось наблюдениям за погодой. Ведь название праздника «Покров» означало не только головной убор Пресвятой Девы, которым она накрыла христиан в знак защиты. Считалось, что с этого дня землю может укрыть снег: «Зима приходит на Покров».

Покров, отмечавшийся практически в середине осени, знаменовал начало народных и церковных празднеств зимнего цикла. С древних времен существовала главная примета погоды: какой будет погода на Покров — такой и зима будет.

Предки опасались наступления холода на Покров, потому что это сулило морозную зиму и усложняло жизнь крестьянам. Людям надо было запасать побольше дров и хвороста для отапливания жилья, максимум времени проводить в доме. Детям приходилось в морозы сидеть на печи, отказываясь от зимних развлечений на улице по причине банального отсутствия теплой обуви и одежды.

Вот некоторые из других погодных примет:

  • Восточный или западный ветры — к суровой зиме, южный — к мягкой, северный – к снежной.
  • Полностью облетевшая на Покров листва – признак легкой, снежной зимы. Если листья остались на деревьях — это к сильным морозам.
  • До праздника не осталось журавлей – к холодной зиме.
  • Осадки в виде снега на Покров – к снежному Дмитриеву дню (8 ноября).
  • Покров без снега сулит бесснежную осень.

Источник

Жизнь наших предков зимой

Как славяне работали с холодом

Зачем, с точки зрения души, даны испытания зимой, морозом и холодом? Зачем природе, Богу и человеку такие контрасты, когда полгода снег и морозы, а полгода тепло и солнышко греет?

Наши предки считали, что холод и зима – это не просто время года, а снег и лёд – климатические условия. Традиционно зимнее время года воспринималось как “намёк” Богов, “напоминалочка” о необходимости душевного и духовного движения.

Именно зима напоминает нам о навных состояниях. И чтобы не попадаться на эти испытания, проходить их достойно, наши предки накопили достаточно много знаний, сформировав из них советы и принципы зимней Духовной Здравы.

Содержание книги:

Понятия «холода» и «хлада», смысл данных слов, понятий и образов в мировоззрении у наших предков и сейчас.

Понятие о холоде, как о силе Богини Мары, отвечающей за зиму, смерть и различные телесные и душевные испытания у славян, как необходимые рубежи перехода для смены мерности мышления.

Как холод связан с моросью, мразью, морозом, с внутренней мерзостью, как проявлениями личины сущности, которая может жить в человеке вместо Души.

Взаимосвязь холода души с потом, с порами, с ночной росой — как это всё выходит из тела, из Земли, и вообще, зачем это надо.

Зачем нужна зима, благословение она или проклятье, как происходит очищение в этот период у природы и должно быть у людей. Что о холоде заложено в днях недели, а значит с познанием образа очищения, с точки зрения славян.

Где Богиня Мара проявляется в теле человека: в пятках, в животе, в сердце, в пояснице, в спине, в ладонях – почему именно здесь, и что с этим делать.

Где холод хранится в Душе и как проявляет себя через: страх, нежелание жить, нежелание любить, обиды, лень.

Как взаимосвязаны состояния тела и Души.

Почему современные люди впадают в депрессию, не хотят развиваться и работать со своей внутренней болью, и что при этом происходит с их жизнью.

Как наши предки боролись с холодом в теле ежедневно, через какие практики, соответствующие времени года, и как они преодолевали холод Души.

55 страниц, формат pdf

Отзывы о книге:

«Арина, благодарю от сердца за книгу о холоде. Спасибо, что так щедро делитесь с нами»

Елена Шеметова

«Откликается живу на севере 15 лет. Последние годы депрессия одолела(( Уверена, в книге найду то,что оживит меня. С поклоном»

Мария Ярина

«Книга тяжеловато читалась, перечитывала по 2-3 раза отдельные строки, чтобы полноценно понять смысл. Но тот поток информации, которую вы даёте в этой книге – он просто фантастический!
Одно только осознание, определение проблемы и вообще её наличия – это уже огромный шаг. Я прям это почувствовала после прочтения, как-будто Вселенная откликнулась на мои мысли (ощущение такое – будто тебя “по стенке размазывает”). Благодарю Вас за информацию. »

Анна Копылова

«Книга очень понравилась. Низкий поклон за ваш труд и возможность приобщиться к знаниям. Было удивительно, что книга попала в тот момент, когда была просто необходима. Читали взахлёб, потом возвращались, обсуждали, сразу всплывали яркие примеры (наши примеры, наши состояния). БЛАГОДАРЮ!»

Нина Мудрагеля

«Арина, благодарю тебя за чудесную информацию, изложенную в книге “Как словяне работали с холодом”. Очень чётко и все сразу понятно становится. До этой книги читала Синельникова, Лазарева, Пейчева, но до конца не было четкого понимания происходящих событий. Эта книга помогла мне понять многие вещи и осознать.
Вырожаю огромную благодарность»

Елена Белоножко

Понравилась книга? Расскажи о ней друзьям!

Источник

Конспект урока «Как зимовали наши предки»

На данном уроке у учащихся формируется представление о жизни наших предков зимой, их заботах, обычаях, традициях, праздниках. Интерес к образу жизни своих предков, осознание себя частью своего народа, уважительное отношение к старинным традициям, желание сохранять их. Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её. Участвовать в проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Как зимовали наши предки»»

ТЕМА. КАК ЗИМОВАЛИ НАШИ ПРЕДКИ. (урок № 31)

ЦЕЛИ. Сформировать представление о занятиях, обычаях, праздниках наших предков в зимнее время.

Развивать воображение, историческое мышление; творческие способности учащихся, обогащать словарный запас.

Воспитывать уважительное отношение к верованиям и обычаям предков, прививать интерес к историческому прошлому своей страны.

Книжная выставка «Родная старина».

Учебник «Окружающий мир» часть 1, тетрадь №1.

Изображения снегиря, синицы, свиристеля, сойки.

Одежда для ряженых, крупа, угощения.

Принадлежности для гадания.

Проверка домашнего задания.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Сообщение новых знаний.

3. Проблемная ситуация.

IV. Первичное закрепление.

1. Обыгрывание традиционных обрядов: колядование, гадание.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

Примечание: перед окнами класса каждый год вывешиваются кормушки для птиц, учащиеся следят за наличием корма в них.

I. Орг. момент. Звучит музыка «Времена года»

Приветствие, общий настрой на урок.

II. Проверка домашнего задания.

У. – На предыдущих уроках мы узнали, как приспосабливаются разные группы диких животных к природным условиям в зимнее время года, как переносят суровую зиму птицы. Давайте вспомним, что мы узнали об образе жизни животных в зимнюю пору. Как же различные живые существа переносят это суровое время года?

— Каких птиц можно увидеть в наших краях зимой?

— Откуда перекочёвывают к нам птицы?

— Куда откочёвывают некоторые наши птицы в зимнее время?

— Что делают птицы, чтобы согреться в сильный мороз?

— Где зимой находят корм насекомоядные птицы?

— Чем питаются зимой растительноядные птицы?

— Назовите птиц (показ изображений снегиря, синицы, свиристеля, сойки).

— Как вы можете помочь пережить трудное время своим друзьям-птицам?

— Знаете ли вы, чем их подкармливать?

У. – Представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу. Кого же мы здесь встретим?

Учащиеся зачитывают классу подготовленные дома загадки о животных и зимующих птицах.

У. – Какие приметы, связанные с повадками птиц и животных вы узнали?

Зачитывание учащимися народных примет.

У. – Приходилось ли вам наблюдать некоторые приметы, и подтвердились ли они?

Сообщение темы и целей урока.

У. – Мы узнали, как зимуют растения, звери, птицы. А как зимовали наши предки?

Сегодня на уроке мы узнаем, какие обычаи и заботы были у людей в далёкую старину.

Сообщение новых знаний.

У. – Русский поэт Вяземский о зиме писал так:

Здравствуй русская молодка,

У. – Зиму на Руси любили. Была она долгожданной гостьей. Называли её ласково: «зимушка-зима», «матушка-зима», «белолицая красавица». Радовались, что после серой, промозглой осени день начнёт прибавляться, и природа будет готовиться к пробуждению.

22 декабря, в день солнцеворота, пекли круглый хлеб, как символ солнышка. Ночью жгли костры, да закличками прогоняли тьму:

Разгони, огонь, потемь!

Верни на Русь красный день!

Зимой можно немного передохнуть от тяжёлых летних и осенних работ. Не было на Руси более весёлых обычаев, как на зимние Святки, которые длились с 7 по 19 января. В праздничные дни по домам ходили ряженые – колядовали. Рядились в животных, в цыган, в страшных злодеев. Ряженые изображали походку и повадки медведя, козла, барана, журавля и других животных. Придумывали разные смешные сценки, пляски, прибаутки, пели колядки. Обсыпали хозяев зерном и желали им богатого урожая, добра, здоровья. Хозяева одаривали ряженых сладостями, печеньем в виде фигурок животных.

Учащимися обыгрывается обряд колядования.

У доброго мужика Коляда, коляда

Родилась рожь хороша, Накануне Рождества

Колоском густа, Везде поспевай,

Соломкой пуста. С Новым годом поздравляй!

Коляда, коляда Тёлку за холку,

Подавай пирога! Бычка за хвост

Не дадите пирога – Уведём на мороз!

Мы корову за рога,

У. – Хотелось нашим предкам заглянуть в будущее. В новогодние дни гадали – на урожай, на счастье, на богатство; девушки – желали узнать своего будущего жениха.

Учащимися обыгрывается обряд гадания.

Отпраздновав новогодние праздники, принимались наши предки за дело по хозяйству: мужчины рубили дрова, шили обувь, чинили телеги, сельскохозяйственные орудия обработки земли для весенних работ. Не оставались без дела и дети – выполняли несложные плотницкие работы. Женщины топили печь, кормили семью, ухаживали за домашними животными; девочки помогали прясть пряжу, шить одежду, нянчились с младшими детьми.

3. Проблемная ситуация.

У. – Ребята, подумайте, какие старинные обычаи встречи Нового года дошли до наших дней?

— Какие из них сохранились в вашей семье?

— Подумайте, зачем мы ставим под ёлку Деда Мороза?

— А всегда ли он только награждает? Вспомните сказку «Морозко». За что Мороз наказал Ленивицу?

— В чём смысл этой сказки?

— Некогда было нашим предкам лениться. Всегда у них было много работы. Но и отдыху время знали.

IV. Первичное закрепление.

1. Работа в группах по выбору.

1 группа – задание № 118 с.55 – какие работы выполняли зимой мальчики/девочки.

2 группа — задание № 119 с.55 – разгадать кроссворд, пояснить пословицу: «Готовь сани летом, телегу – зимой».

3 группа – подготовить ответ на вопрос: Что в традициях и обычаях наших предков говорит о том, что они особо почитают природу и относятся к ней как к живому существу?

2. Проверка результатов.

У. – Как в старину назывался день 22 декабря? (Солнцеворот)

— Почему этот зимний день особо почитался?

— О каком новогоднем обычае вы узнали?

— Чем в зимние дни занимались ваши сверстники?

Что особенно было интересно на уроке?

А чтобы больше узнать о жизни и обычаях наших предков, загляните в энциклопедические справочники.

— Постарайтесь найти и описать, какие ещё зимние традиции и обычаи были у наших предков.

ОБЫЧАИ НАШИХ ПРЕДКОВ.

Одним из самых древних обычаев, распространенных среди славян, является гадание. Им преимущественно занимались жрецы, ведуны, ворожеи, кудесники и колдуны.

В Древней Руси гадание было особенно распространено. Длинными зимними вечерами девушки, боярыни и боярышни коротали время и пытались разгадать свое будущее.

Все гадания осуждались церковью и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гадания обязательно приурочивали к 12 часам ночи.

Наиболее удачными днями для гадания считались Святки-ночь под Новый год и под крещение.

В России празднование Нового Года 1 января ввел своим указом Петр I в 1701 году. Впервые в России новогодняя елка появилась на торговой площади Москвы в канун Северной войны. Так вместе с зимним новогодним праздником пришла в Россию елка.

Славяне чествовали ель как символ вечной молодости, силы и неувядающей жизни — ведь она зеленая во все времена года. Даже зимой ель сохраняет зеленую хвою, поэтому и звали ее «древом жизни», потому и стала оно символом рождения нового года.

Самой яркой приметой рождественских праздников стала нарядно украшенная елка. Украшения состоят не только из сладостей, подарков, свечей. Шарики символизируют яблоки, а предметы, сплетенные из соломы — изобилие урожая.

С давних времен наши предки праздновали Святки – это 12 дней: с 7 января (Рождество Христово) по 19 января (Крещение). По народной традиции Святки сопровождаются пением, переодеванием, гаданием. В эти дни дети и взрослые ходили по домам, пели песни и их благодарили сладостями.

Из заготовленных летом ивовых прутьев и лыка зимой плели корзины и лапти. Устраивались ярмарки, на которых их продавали, катались с ледяных горок. В конце зимы справляли праздник Масленица – жгли соломенную куклу, катались на лошадях и ели блины.

А в Рождественскую ночь девушки бросали за порог свои башмачки. Если башмачок падал носком в сторону двери, это означало, что девушка в новом году непременно встретит жениха.

Источник

Читайте также:  Какие деревья зимой одним цветом
Оцените статью