Выберите примеры содержащие эпифору всюду снега белоснежные просторы радуют глаз

Упражнения по теме «Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры»

Упражнение 1.

Перед вами отрывок из публицистики военных лет. Какие средства и стилистические приемы использовал автор, чтобы воздействовать на чувства читателя, убедить его, побудить к определенным поступкам, действиям?

Не мы хотели этой войны. Не мы перед ними отступим. Фашисты начали войну. Мы ее кончим победой — победой труда и свободы. Война — тяжелое суровое дело, но наши сердца закалены. Мы знаем, какое горе принес фашистский захватчик другим народам. Мы знаем, как он останавливается, когда видит достойный отпор. Мы не дрогнем. (И.Эренбург).

Упражнение 2.

Назовите выделенное средство выразительности. Объясните причины его использования.

Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролюбов) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А. Пушкин) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы. (И. Бунин)

Упражнение 3.

Спишите сначала предложения, в которых есть синтаксический параллелизм, затем предложения лексическим повтором. Проанализируйте оставшиеся предложения. Найдите в них троп или стилистическую фигуру.

1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А. Пушкин) 2) Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. 3) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы. (И. Бунин.) 4) Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни. (В. Хлебников.) 5) О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А. Блок.) 6) Деточка, все мы немножечко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. (В.Маяковский)

Упражнение 4.

Прочитайте маленький эпизод из толстовского рассказа «После бала«, где, однако, содержится поворотный пункт рассказа — смена реальных событий и перемена в душе героя. Найдите градацию, которая показывает нам, что дальше жизнь героя изменится.

Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидел в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, чёрное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.

Упражнение 5.

Выпишите средства художественной выразительности (анафоры, эпифоры, синтаксический параллелизм) из «Песни про купца Калашникова, молодого опричника и царя Ивана Васильевича«.

Вдруг толпа раздалась в обе стороны –
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому,
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могучие плечи распрямливает.

Тест по теме «Анафора эпифора и другие стилистические фигуры»

1. Повторение одних и тех же элементов в начале параллельного ряда –

1) синтаксический параллелизм
2) параллельное подчинение предложений
3) анафора
4) эпифора

2. Стилистическая фигура, противоположная анафоре –

1) эпитет
2) эпифора
3) многосоюзие
4) синтаксический параллелизм

3. При синтаксическом параллелизме происходит

1) одинаковое построение смежных предложений или отрезков речи
2) одинаковое построение сложных предложений
3) одинаковое построение всего текста

4. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления.

1) анафора
2) градация
3) эпифора
4) лексический повтор

5. Укажите пример, где используется анафора.

1) Главные созвездия необходимо знать моряку, путешественнику, летчику, разведчику, геологу. Главные созвездия помогают находить правильный путь в незнакомой местности.
2) Мы видим каждую звезду не такой, как она есть, а какой была в прошлом. Так, письмо, дошедшее до нас через неделю после его написания, сообщает только о событиях, происшедших неделю назад.
3) В лесу всегда теплее. Ветер не любит сюда добираться. Нет ему тут воли.
4) Теперь дальние кусты и деревья на поле, на межах казались тенями волков. Только то, что я знала здесь каждый куст и каждое дерево, выручало меня.

6. В каком примере использован синтаксический параллелизм?

1) Ты вел мечи на пир обильный.
2) В синем небе звезды блещут. В синем море волны плещут.
3) Я любуюсь тобою: Твоими глазами, твоею улыбкой, твоими речами.
4) В начале ноября ударили морозы, они были необычайно холодны.

7. Выберите примеры, содержащие эпифору.

1) Всюду снега. Белоснежные просторы радуют глаз.
2) Степям и дорогам не кончен счет, Камням и порогам не найден счет.
3) Голова представляла собой точную копию яйца. Лысой она была тоже, как яйцо.
4) Приветствую тебя, пустынный уголок.

8. В каких предложениях использована градация?

1) Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьется ввысь.
2) И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается.
3) Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым.
4) Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.

9. В каких предложениях использована анафора?

1) Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу.
2) Жди меня, и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди
3) Мне бы только видеть тебя, Мне бы только слышать твой голос.
4) Долго гулял я по осеннему лесу, всматривался в синие дали.

10. В каких примерах использован синтаксический параллелизм?

1) Безмятежные, свободные, Миру чуждые, холодные Звёзды призрачных небес.
2) Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. (К.Д.Бальмонт)
3) .Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М.Лермонтов)
4) Под полозьями поле скрипит, Под дугой колокольчик гремит. (Я.Полонский).

11. Выберите пример, содержащий эпифору.

1) Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
2) Жизни мышья беготня…Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин).
3) 14.Пусть бандой окружат нанятой. ( В.Маяковский).
4) 15. Лес не тот! — Куст не тот! — Дрозд не тот! (М. Цветаева)

12. В каких примерах использована анафора?

1) А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)
2) Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами. (А.Пушкин).
3) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством… ( М.Лермонтов)
4) Наше оружие – наши песни, Наше золото – звенящие голоса.

13. В каких примерах использована градация?

1) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних.
2) Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами. (А.Пушкин).
3) Летят они, написанные наспех, Горячие от горечи и нег. Между любовью и любовью распят Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)
4) Степям и дорогам не кончен счет;
Камням и порогам не найден счет. (Э.Багрицкий).

14. Какой троп или стилистическая фигура используются в предложении

В синем море волны плещут.
В синем небе звёзды блещут
(А.Пушкин)
1) эпифора
2) эпитет
3) синтаксический параллелизм
4) литота

15. Какой троп или стилистическая фигура используются в предложении?

Только память вы мне оставьте,
Только память в последний миг.

1) синтаксический параллелизм
2) эпифора
3) градация
4) анафора

16. Какой троп или стилистическая фигура используются в предложении?

Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.

1) анафора
2) сравнение
3) синтаксический параллелизм
4) лексический повтор


17. Какой троп или стилистическая фигура используются в предложении?

Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза (С.Есенин).

1) градация
2) лексический повтор
3) метафора
4) эпитет

18. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Эпифора А) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
2. Анафора Б) Повторение одних и тех же элементов в начале параллельного ряда
3. Параллелизм В) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения,…)
4. Градация Г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

Источник

Выберите примеры содержащие эпифору всюду снега белоснежные просторы радуют глаз

В 10-11 классах в качестве контроля после изучения или повторения темы предлагаем использовать тест «Выразительные средства языка».

В тесте два варианта по 20 заданий. В номерах А1—А17 из четырёх возможных один ответ правильный. Номера А18—А20 содержат задания на соответствие.

Решение такого теста — хорошая тренировка перед экзаменом.

Изобразительные средства языка

Вариант I

А1. В каком предложении использована антитеза?

1. Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет.

2. Белый ест ананас спелый, чёрный — гнилью мочёный.

3. Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол.

4. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья.

А2. В каком примере использован параллелизм?

1. Ты вел мечи на пир обильный.

2. В смертельном обмороке бледная река

Чуть шевелит засохшими устами.

3. Шесть он зёрнышек находит,

Семь семян он поднимает.

4. В начале ноября ударили морозы, они были необычайно холодны.

А3. Выберите пример, содержащий эпифору:

1. Всюду снега. Белоснежные просторы радуют глаз.

2. Приветствую тебя, пустынный уголок.

3. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души.

4. Степям и дорогам не кончен счёт,

Камням и порогам не найден счёт.

А4. В каком предложении использована инверсия?

1. Роняет лес багряный свой убор,

Серебрит мороз увянувшее поле…

2. Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.

3. День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.

4. Полночь сошла, непроглядная темень.

А5. В каком предложении использована анафора?

1. Лишь изредка прорезывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу.

2. Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после.

3. Мне бы только видеть тебя,

Мне бы только слышать твой голос.

4. Долго гулял я по осеннему лесу, всматривался в синие дали.

А6. В каком предложении использована градация?

1. Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьётся ввысь.

2. И тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.

3. Как хозяин молчаливый ясно смотрит на меня.

4. Чёрные фраки носились врозь и кучами там и сям.

А7. Отметьте пример, содержащий метафору:

1. У меня в душе ни одного седого волоса.

2. Редкая птица долетит до середины Днепра.

3. Как чайка, парус там белеет в вышине.

4. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета.

А8. Отметьте пример, содержащий олицетворение:

1. Улыбнулись сонные берёзки.

2. Анчар, как грозный часовой, стоит, один во всей вселенной.

3. И верно ангельский быть должен голосок.

4. Как кладбище, усеян сад листвой.

А9. Отметьте пример, содержащий метонимию:

1. Чашка из серебра.

2. Золото и серебро на столе.

3. Это старинное серебро.

4. Цепочка из серебра.

А10. Отметьте пример, содержащий эпитет:

1. Золотое изделие.

2. Золотой кубок.

3. Золотые руки.

4. Золотые часы.

А11. Отметьте пример, содержащий синекдоху:

1. Студент нынче пошёл не тот.

2. Часок! Я сейчас освобожусь.

3. И малиновое солнце над лохматым сизым дымом…

4. В сумерки луга похожи на море.

А12. Отметьте пример, содержащий сравнение:

1. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…

2. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

3. В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!

4. Уже ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили.

А13. Отметьте пример, содержащий гиперболу:

1. Тысячи людей в мире голодают.

2. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.

3. Трава взошла на каждой кочке, заизумрудился овраг.

4. Тишина в саду и в доме, Спит телёнок у плетня.

А14. Отметьте пример, содержащий литоту:

1. Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днем.

2. Прямо под моим окошком крестьянская усадьба.

3. От горшка два вершка.

4. Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.

А15. Отметьте пример, содержащий парцелляцию:

1. А на крутом пригорке, там, где спрятался жёлудь в норке, дуб стоял. Бородатый, бурый. Очень жилистый. Очень хмурый.

2. Жди меня, и я вернусь.

3. Я быстро шла. Не догнать меня.

4. . где их сейчас найдешь, этих мальчишек? Они уж небось поужинали, и спать легли, и десятые сны видят.

А16. Отметьте пример, содержащий оксюморон:

1. Скучна мне оттепель: вонь, грязь — весной я болен.

2. Нежный яд.

3. За семь вёрст киселя хлебать.

4. Безмолвное море, лазурное море, стою очарован над бездной твоей.

17. Отметьте пример, содержащий градацию:

1. Тот имеет такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить…

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она.

3. Домиш­ко весь покосился, обветшал, вот-вот развалится.

4. И вот кончается дорога дальняя, земли касается звезда кристальная.

А18. Определите средства выразительности:

1. Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?

2. Дожить до седин.

3. Ты красив — я страшен.

4. Тучки грозовые по небу плывут.

5. Лёгкая атлетика — королева спорта.

А — инверсия, Б — риторический вопрос, В — перифраза, Г — метонимия, Д — антитеза.

А19. Определите средства выразительности:

1. День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.

2. Завыл, запел, взлетел под небо камень.

3. Здесь фонтан неутомимый день и ночь поёт в углу.

4. Зато читал Адама Смита.

5. Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела?

А — метонимия, Б — метафора, В — градация, Г — олицетво­рение, Д — риторический вопрос.

А20. Определите средства выразительности:

1. Мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку.

2. Великий город гудел, как сказочный улей.

3. Смотри, как запад разгорелся вечерним заревом лучей.

4. Гора там есть с заоблачной тропой!

5. Откуда, умная, бредёшь ты, голова?

А — ирония, Б — эпитет, В — метонимия, Г — сравнение, Д — метафора.

Изобразительные средства языка

Вариант II

А1. В каком предложении использована антитеза?

1. Звёзд с неба не хватает — умом не блещет.

2. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.

3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

4. Милая, добрая, старая, нежная.

А2. В каком предложении использован параллелизм?

1. Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён.

2. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…

3. Снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона.

4. Пройдёт стар человек — перекрестится,

Пройдёт молодец — приосанится…

А3. Выберите пример, содержащий эпифору:

1. Шутила зрелость, пела юность.

2. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.

3. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…

4. Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

А4. В каком предложении использована инверсия?

1. Плакала Саша, как лес вырубали…

2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.

3. Прощай, немытая Россия! Страна рабов, страна господ…

4. Отдать первородство за чечевичную похлёбку.

А5. В каком предложении использована анафора?

1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.

2. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне.

3. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

4. Ты и убогая,

Ты и бессильная, матушка-Русь.

А6. В каком предложении использована градация?

1. За семь вёрст киселя хлебать.

2. Весной, что внуки малые, с румяным солнцем-дедушкой играют облака.

3. Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдет, как с белых яблонь дым.

4. И жаль зимы-старухи, и, проводив её блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом.

А7. Отметьте пример, содержащий метафору:

1. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками.

2. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив.

3. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны.

4. … серпастый и молоткастый советский паспорт.

А8. Отметьте пример, содержащий олицетворение:

1. Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля.

2. Все флаги в гости будут к нам.

3. Скоро уж из ласточек — в колдуньи! Молодость! Простимся накануне…

4. Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.

А9. Отметьте пример, содержащий метонимию:

1. Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

2. Литейный залили блузы и кепки.

3. Моя грубость куда легче вашей, товарищ Туманов, с позволения сказать, вежливости.

4. Дома новы, но предрассудки стары…

А10. Отметьте пример, содержащий эпитет:

1. А в двери бушлаты, шинели, тулупы.

2. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — редьку хвостом вверх.

3. Телеграф охрип от траурного гуда.

4. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

А11. Отметьте пример, содержащий синекдоху:

1. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

2. В первый раз я от месяца греюсь, в первый раз от прохлады согрет.

3. Я видывал, как она косит: что взмах — то готова копна.

4. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

А12. Отметьте пример, содержащий сравнение:

1. Парки бабье лепетанье, спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня.

2. Как чайка, парус там белеет в вышине.

3. Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка…

4. Если Ваня разойдётся, ему море по колено.

А13. Отметьте пример, содержащий гиперболу:

1. Тучки грозовые по небу плывут.

2. Жди меня, и я вернусь, только очень жди.

3. Он не то на серебре, на золоте едал.

4. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

А14. Отметьте пример, содержащий литоту:

1. Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона.

2. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне.

3. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

4. Уже ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий!

А15. Отметьте пример, содержащий парцелляцию:

1. По домам идёт Европа, пух перин над ней пургой.

2. Если Ваня разойдётся, ему море по колено.

3. Девушка, у вас красивые глаза. Глубокие. Изящные. Проницательные.

4. Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная.

А16. Отметьте пример, содержащий оксюморон:

1. Плачет дождь, воет вьюга.

2. Светила нам только зловещая тьма.

3. Трястись, как осиновый лист.

4. Ты опять, опять со мной, бессонница!

А17. Отметьте пример, содержащий градацию:

1. Смотри, ей весело грустить.

2. Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

3. Вы бы должны были испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слёз.

4. С кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив.

А18. Определите средства выразительности:

1. Город грабил, грёб, грабастал.

2. Мужичок с ноготок.

3. Ступеням и дорогам не кончен счёт, камням и порогам не найден счёт.

4. Из ненавидящей любви.

5. Село было обрадовано произошедшим событием.

А — метонимия, Б — аллитерация, В — литота, Г — эпифора, Д — оксюморон.

А19. Определите средства выразительности:

1. И дряхл, и сед закат осенний.

2. Пустых небес прозрачное стекло.

3. А у милого лицо занимает всё крыльцо.

4. Погасло дневное светило.

5. Нас было много на челне: иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёсла.

А — аллегория, Б — перифраза, В — олицетворение, Г — ги­пербола, Д — метафора.

А20. Определите средства выразительности:

1. Под ним струя светлей лазури.

2. Буйная головушка поникла на его широкую грудь.

3. Под окнами костёр метели белой.

4. Лед в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощёлкивает.

5. Студент нынче пошёл не тот.

А — градация, Б — сравнение, В — эпитет, Г — синекдоха, Д — метафора.

Источник

Читайте также:  Куча снега что означает
Оцените статью