Все про гонки по льду

Приёмы пилотов экстра-класса: гонки на льду на машинах

Участвуют автомобили, мотоциклы, снегоходы или другие моторные транспортные средства. Гонки на льду на машинах могут быть:

Чаще всего используются легковые машины, ледовая трасса обладает сложной конфигурацией и хорошим зацепом. Авто должно быть полностью исправным, некоторые ставят защиту двигателя. Необходима зимняя резина, огнетушитель, аккумулятор, шлем, аптечка, трос, знак аварийной остановки.

Отличия ралли на льду:

  • морской лёд имеет лучший зацеп по сравнению со льдом пресным, потому можно ехать на высокой скорости и хорошо чувствовать машину;
  • ледяная поверхность трассы абсолютно безопасна для подвески, она ровная;
  • морская соль несёт куда меньшую опасность для днища, чем дорожные реагенты, — она не вызовет коррозии;
  • русские треки широкие, а значит, допускают отчаянно красивые обгоны и контактную борьбу.

Как готовится трасса для ралли на льду:

  • её подготавливают с помощью тяжёлой техники;
  • трасса должна быть различной сложности, со сложными и простыми поворотами;
  • по бокам создаются снежные бурты.

Как проходит любительское ралли?

Это игра со своими правилами:

  • машины делят по классам в зависимости от привода;
  • участники совершают два ознакомительных круга по трассе;
  • затем согласно порядковому номеру экипажи выезжают на старт;
  • по полученным результатам определяется победитель для каждого класса гонок по льду на машинах.

Классы авто в гонках:

  • первый — FR (привод задний);
  • второй — FF (привод передний);
  • третий — 4WD (привод полный);
  • четвёртый — 4WD+Turbo (полный привод с нагнетателем);
  • пятый — SUV (внедорожники, паркетники);
  • шестой — Sport 4.5 mm (машины на спортивных шипованных шинах).
Читайте также:  Хранится ли зимой картошка скороспелка

Необычные известные соревнования на льду:

  • Гонки Rokkiralli (Финляндия), которые устраиваются по любым дорогам. Место проведения — окрестности Ювяскюля. А началось всё когда-то с народных гонок на жестянках. Стоимость участия от 30 евро, состязания среди нескольких классов: «Леди», «Кардан», «Супер», «Юниор», «Передний привод».
  • Соревнования шведской школы экстремального вождения Below Zero Ice Driving проводятся на льду замёрзших озёр, участвуют исключительно классические раллийные Porsche 911, а участвовать может любой желающий, использовать можно как гражданские, так и боевые шипы.
  • Гонки по льду на машинах Trophee Andros (Франция) — ледовый пробег, высочайший в Европе. Автодром Трофи Андрос длиной 980 метров находится на высоте 2200 метров над уровнем моря! Серия гонок проводится с декабря по февраль — как на топовых болидах, так и заднеприводных автомобилях.
  • Российские ледяные гонки «Северные леди», выросшие из традиционных мужских «Северных зорь».
  • Sno*Drift Rally (США) — гонки по трассе северного Мичигана, шипованные шины запрещены! Цены за участие в ралли на льду вовсе не демократичные — 1800 $, плюс 50 $, если есть лицензия FIA, при её отсутствии доплата 200 $.

В гонках Гонки Below Zero Ice Driving принимают участие только классические раллийные Porsche 911

История гонок по льду на машинах

Начало этот вид спорта в СССР берёт в шестидесятые. Сегодня существует 3 класса:

  • без шипов, он же самый экстремальный;
  • шипы 1,5 мм;
  • супершипы 4,5 мм. Это самый безопасный, но непопулярный класс.

Трассы для кольцевых гонок времён СССР

  • Большое Минское кольцо — трасса, первая в СССР. Впервые состязания проводились здесь в 1955 году. Кольцо имело длину 44 километра, четыре разных участка. Здесь прошло пять чемпионатов СССР по кольцевым гонкам.
  • Малое Минское кольцо (1962), конфигурация не вызывала значительного интереса, потому что трасса обладала ограниченным числом несложных поворотов. Гонки по ледяной петле здесь проходили до начала девяностых.
  • Рустави (Грузинская ССР) обладала длиной круга 40 километров, шириной 12–14 метров; крутых подъёмов, поворотов и спусков, несмотря на горное расположение, она не имела.
  • Бикерниеки (Латвийская ССР) была открыта в 1960 году. Там располагались «Кольцо мастерства» (длина 3580 метров при ширине 8 метров) и трасса «Скоростное кольцо» (длина 3662 метра при ширине 10 метров), максимальный перепад высот — 10 метров.
  • Неманское кольцо (Литовская ССР) приняло первые соревнования в 1960 году. Ширина трассы составляла 4,5–6,5 метра, крутые спуски и подъёмы, перепад высот 42 метра. Позже здесь начались проводится и гонки для мотоциклов.
  • Невское кольцо (Приморский Парк Победы) знаменито крутыми поворотами (поворот «Острый» с углом около 140°), движение против часовой стрелки, что требовало хорошей сцепки шин, сбалансированной характеристики подвески. Рельеф в основном плоский, перепад высот почти отсутствует. Начало проведения соревнований — 1956 год. В шестидесятые трасса была центром автоспорта СССР.
  • Лужники (Москва). Впервые участники ралли на льду встретились здесь в 1961-м, длина круга 3 километра, повороты довольно несложные. В основном здесь проводились соревнования местного значения.

Ипподромные трековые гонки

Это опасный вид спорта, принимают участие опытные водители. Название произошло от конструкции трассы: две дуги постоянного радиуса, соединённые отрезками прямой. Зимние кольцевые гонки проводятся по ипподромным кольцам двух видов: малый (1060 метров — верста), большой (1600 метра — классическая миля). Обычно дистанция занимает четыре круга, хотя бывает и трёхкруговая.

На случай вылета с трассы есть оперативный резерв пилотов. На финише участникам начисляют призовые очки — в зависимости от занятых мест, по количеству оных и определяют победителя. Очки называет диктор стадиона.

Как победить в ледяных гонках?

Гонки на льду на машинах — один из самых зрелищных видов спорта, особенно если ледяная петля позволяет обгон. Скользкий лёд позволяет развивать очень высокие скорости — потому нужно много времени уделить именно технике и тактике управления, а не только лишь подготовке авто.

Определяющее значение имеет «вкатанность», умение управлять на больших скоростях, к примеру, спортивные машины при входе в поворот развивают скорость более 150 км/ч.

Нужно знать, какой элемент езды по ледовому треку даётся вам лучше всего, — и довести своё умение до совершенства, что позволит обойти соперников в гонке.

Опережаем до начала гонок:

  • Облегчаем кузов (актуально только для шипованной резины). Снижаем общий вес, утяжеляя зад. Стоит закрепить вес груза, который будет служить балластом, перед осью автомобиля, подальше от передней оси. Группе A можно сдвинуть вперёд силовой аппарат, потребуется переделать крепления.
  • Исключаем пробуксовку. Максимально загружаем переднюю ось — машина будет лучше стартовать и разгоняться. Первый оборот колеса определит, будет ли «бархатным» старт. Определите, на каких оборотах при плавном отпускании сцепления машина стартует без пробуксовки ведущих колёс. Группе N рекомендуется для этого 1500–2500 об/мин, группе A 2500–3500 об/мин. Обороты выставите за минуту до старта ралли, а за пару секунд до него сближайте диски сцепления до момента его «схватывания». При сигнале светофора плавно отпускайте педаль сцепления.
  • Выбираем себе трассу правильно. Даже специально залитое для ралли на льду покрытие неоднородно, сцепление различается, колёса нужно направлять на менее скользкие места — такое умение часто даётся интуитивно.
  • Баланс в вираже и торможение. При моменте входа в поворот тормозите боковым скольжением, направляя нос авто точно в него. Делайте это дозировано, поскольку в ледяных колеях машина теряет скорость.
  • Обгоны можно начинать, только хорошо чувствуя машину на треке. Для этого важно до гонок научиться увеличивать и уменьшать угол скольжения в любом месте поворота.

Сколько стоит подготовить машину к ралли?

  • кузов и каркас безопасности— 3500 $;
  • кулачковая коробка передач— 4000 $;
  • приводы— 1200 $;
  • инжекторный двигатель— 9000 $;
  • колёсные диски, которых потребуется около 30 разного диаметра — 70 $ за один диск;
  • резиновые покрышки (2–4 комплекта) — от 140 $ за шину;
  • а ещё приборы, особые спортивные ремни, кресло пилота и так далее.

А вам уже приходилось покорять ледяную петлю?

Источник

Владимир Мельников — про гонки на льду

Каждый год в самом конце зимы мы с друзьями-коллегами летим в Екатеринбург, чтобы погонять по льду на автомобилях Mazda. Вот и на этот раз собрались журналистские сборные с Украины, из Голландии, Великобритании, Италии, Сербии, Хорватии. И, конечно, австралийцы. Спор с ними уже принципиальный: кто кого?

Уже пятый год российское представительство компании Mazda тратит часть рекламного бюджета на проведение гонок для журналистов и «маздаводов». Летом проводится полноценная серия с несколькими отборочными этапами на российских кольцевых трассах и финальной очной гонкой. Причем онлайн-регистрацию участников приходится закрывать едва начав — все вакантные места заполняются за несколько минут.

Но зимняя Mazda Ice Race — мероприятие закрытое, только для журналистов. Сергей Балдин, директор академии картинга компании Mazda, «нарисовал» на льду озера Балтым под Екатеринбургом кольцо длиной более четырех километров.

На быстрой секции заднеприводный родстер Aori («заряженная» Mazda MX-5) набирает 130 км/ч, а двухлитровая Mazda 3 — 105 км/ч. Разница обусловлена не типом привода, а шинами: гражданские Nokian Hakkapeliitta 8 на «трешках» и спортивные Michelin D10 с полуторамиллиметровыми шипами на Aori.

После ходовых связок — череда «шпилек», контурами напоминающих уши кролика: здесь важно искать «зацеп» и не спешить. Самая скучная внешне езда оказывается самой эффективной.

В отборе я показал лучшее время и попал в быстрейшую российскую команду вместе с Дмитрием Соколовым, Вадимом Гагариным и Сергеем Белоусовым.

В квалификации на «трешках» ближайшую команду, тоже российскую, я опередил на четыре с половиной секунды, а гости отстали еще сильнее — «гражданский» шип и отполированная гладь озера оказались для них неразрешимой загадкой. Кто-то из соперников даже начал жаловаться на то, что у нас, мол, лучше шины.

Источник

Два часа в заносе: каково ездить на «классике» в длинных ледовых гонках

Шлем на мне, гоночные ремни затянуты, машина урчит. Единственное но: идет второй круг гонки, я стою поперек трассы, а сзади несется двадцать заднеприводных автомобилей! Это настоящий зимний эндуранс: боком по льду, но не 30 секунд, как в дрифте, а два часа и с общим стартом!

Эх, если бы такое случилось в прошлом году, когда в длинных гонках на Урале стартовало в два раза меньше участников, тогда Жигули, быть может, и остались целыми. Мимо пролетает первая машина, вторая, третья. И вот уже конец первой группы из восьми автомобилей. Ба-а-а-бах! Полетело заднее стекло, крышка багажника — и наша с напарником Алексеем Наумовым «пятерка» превратилась в хэтчбек. Уж лучше бы в универсал: именно они задают тон не только в зимнем дрифте, но и в кольцевых соревнованиях на льду. Просидев на снежном бруствере еще три с лишним минуты, наш экипаж по итогам двух часов гонки занял пятое место среди 22 участников. И это наш худший результат за два года выступлений в эндурансе!

Сегодня гонки длинного формата проходят и на Нижегородском кольце, и на трассе Казань Ринг. Но настоящую популярность эндуранс снискал на льду озер: высокие скорости и возможность постоянно менять конфигурацию трассы привлекают большое количество участников. Такие соревнования проводятся в Чувашии, Пермском крае и республике Марий Эл, ну а самой мощной по составу стала четырехэтапная серия Ural Winter Endurance на Верх-Исетском водохранилище в Екатеринбурге.

Правила этого турнира с виду просты: в гонке продолжительностью один-два часа участвуют два пилота, которые должны смениться во время обязательного пит-стопа. Успешные экипажи используют радиосвязь, механика и менеджера, который следит за экипажем на трассе, чтобы предупреждать о круговых или соперниках, а также за временем заезда на пит-стоп.

Радиосвязь — важный навигатор в меняющихся условиях длинных гонок

Для участия в уральской серии подходит любой заднеприводный автомобиль, на который надо установить дублирующие стоп-сигналы, спортивное сиденье и ремни. При этом стоимость участия всего три тысячи рублей за несколько часов чистого гоночного времени! Неудивительно, что с 2018 года, кроме костяка дрифтеров, в ряды участников стали вливаться раллисты, а также пилоты из спринтов и даже прокатного картинга.

Главное достижение уральских организаторов в нынешнем сезоне — это полноценный электронный хронометраж. Раньше судьям приходилось разбивать участников на группы и проводить полуфиналы, так как «вручную» точно отследить положение машин на протяжении всего заезда было проблематично. А вот определение стартовых позиций жеребьевкой на финальном этапе серии показалось не слишком удачным решением. С этим нам явно не повезло: только 14-е место на решетке. Зато потом обгонять было весело: лишь за полторы минуты гонки я сумел обойти восемь соперников!

Кроме жигулевского класса на стандартных шинах в Екатеринбурге проводили заезды на одинаковых купе Mazda MX-5, обутых в спортивные колеса с шипом 2,5 мм. Эта серия сменила собственника, но не место проведения. При ценнике сто пятьдесят тысяч рублей за машину на этап с полным сопровождением турнир привлек внимание участников из разных уголков России.

«Классика» — самая быстрая на льду? Как бы не так: Mazda MX-5 на шинах размерности 205/55 R16 выиграла квалификацию первого этапа уральского турнира. Однако на следующих гонках машину решили поберечь: слишком дорогие кузовные элементы!

Мазду я тоже попробовал в одной из гонок. Управление кардинально отличается от Жигулей: MX-5 на спортивных шинах Michelin едет максимально быстро только в заносе. Перед поворотом без тормозов: максимальный угол, чтобы погасить скорость, а на выходе поменьше, чтобы набрать. Настоящий дрифт без всяких скидок! Однако пилоты из Москвы, кроме участия в монокубке MX-5, решили стартовать и в классе Жигулей: уж больно плотная и интересная там борьба.

После прошлого сезона нашу с Алексеем «пятерку» (с мотором 1.6 и коробкой передач от Mazda MX-5 1989 года) хотели было запретить: слишком большим оказался отрыв на финише. Но за кругами преимущества стояла долгая работа перед каждым этапом: эксперименты с колеей, покрышками разной обкатки, игра с балластом. И, конечно, шины! В прошлые годы вопроса, какую модель выбрать, не возникало: Continental ContiIceContact BD, первая серийная шина с вклеенным шипом, ехала быстрее и стабильнее всех остальных. Однако в этом сезоне покрышки, выпущенные 5-6 лет тому назад, окончательно «протухли» — пришлось переходить на конкурентов.

Казанцы Юрий Егоров и Алексей Аксянов (на фото справа) приехали на первый этап в Екатеринбург за тысячу километров и не ударили в грязь лицом — экипаж на Иже завоевал третье место!

Сегодня самые быстрые шины на льду с посадочным диаметром 13 и 14 дюймов — это Nokian Hakkapeliitta 8 или 9. Выиграв первый этап уральского эндуранса на «девятке», взятой взаймы, мы решили рискнуть и купили у серого дилера Bridgestone Noranza 001 — покрышки, изготовленные по технологии off-take в России на заводе Nokian, но продающиеся только на территории Скандинавии. Второй этап тоже оказался за нами — при этом главным соперником стал Дамир Идиятулин, известный дрифтер из Красноярска. А вот на третьем произошла осечка: мы просто не могли себе представить, что шины Bridgestone так быстро изнашиваются! Шипы вроде все на месте, а скорости нет: разбивается посадочное отверстие и шип ложится на лед, а не втыкается. В результате — только третье место…

На зимний сезон в эндурансе понадобится минимум полтора—два комплекта шин

К финальному этапу у быстрых экипажей сложилась следующая конфигурация шин: Hakkapeliitta 9 спереди для управляемости и Hakkapeliitta 8 на задней оси для разгона. Причем в размерности 175/65 R14, так как «155-е» покрышки скупили по всей России сибиряки, участвовавшие в серии Winter Drift Battle. И хотя на подиум из-за описанной в самом начале статьи ситуации нам с Алексеем попасть не удалось, однако главное — очередную дозу адреналина и удовольствия — мы все же получили!

Комплекс трасс на льду Верх-Исетского водорхранилища впечатляет своими масштабами

Просматривая видео с многочисленных онбордов, понимаешь: зимний эндуранс — это хоть и любительский, малобюджетный и низкоскоростной, но настоящий автоспорт. Работа с настройкой машины, тактика на гонку и, конечно, бесконечное количество обгонов, где круговой всегда борется с тобой, словно за позицию! Ждем следующей зимы!

Источник

Оцените статью