- Толстой Александр — К — Вот уж снег последний в поле тает
- Алексей Толстой — Вот уж снег последний в поле тает: Стих
- Анализ стихотворения » Вот уж снег последний в поле тает» Толстого
- Детский час
- для детей и родителей
- Анализ стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает»
- «Вот уж снег последний в поле тает..» (А.К.Толстой)
- Стихотворение и анализ «Вот уж снег последний в поле тает…»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
Толстой Александр — К — Вот уж снег последний в поле тает
Алексей Толстой
«Вот уж снег последний в поле тает. »
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звезды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Трудно жить тебе, мой друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль.
О пожди, пожди еще немного,
Дай и мне уйти туда с тобой.
Легче нам покажется дорога —
Пролетим ее рука с рукой.
Толстой Алексей Константинович (1817-1875)
А.К.Толстой принадлежит к одному из старинных дворянских родов. Последний украинский гетман К.Разумовский был его прадедом, а граф А.К.Разумовский — сенатор при Екатерине II и министр народного просвещения при Александре I — дедом. Родился А.К.Толстой в Петербурге, а детство будущего поэта прошло на Украине, в имении его дяди А. Перовского, известного беллетриста 20-х годов, выступавшего в печати под псевдонимом Антоний Погорельский. Еще подростком Толстой побывал за границей, в Германии и Италии.
Сатирические и юмористические стихотворения Толстого не менее интересны, чем его лирика. Здесь и остроумная шутка — надписи на стихотворениях Пушкина, посвящение А.Фету, это и произведения Козьмы Пруткова, а также многочисленные сатиры, среди которых особое место занимает «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».
При жизни Толстого вышел единственный сборник его стихотворений (1867).
Скончался поэт в своей усадьбе Красный Рог в Черниговской губернии.
Источник
Алексей Толстой — Вот уж снег последний в поле тает: Стих
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет;
Утром небо ясно и прозрачно.
Ночью звезды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
Анализ стихотворения » Вот уж снег последний в поле тает» Толстого
Пейзажная зарисовка Алексея Константиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» в финале становится исповедью лирического героя.
Стихотворение написано в 1856 году. Его автору в это пору исполнилось 39 лет, он находится на придворной службе, флигель-адъютант. Однако службой он тяготится и несколько лет спустя выйдет в отставку. А. Толстой публикует поэзию и прозу, пробует свои силы в качестве драматурга, совершает крымское путешествие, наконец, влюблен. Впрочем, брак этот устроится не сразу, а после преодоления многочисленных препятствий. В этот же период поэт опасно заболел тифом, ухаживая за друзьями, подхватившими ту же болезнь. По жанру пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы, рифмы открытые и закрытые. Интонация переменная: сперва сердечная, светлая, затем жалобная. Лирический герой – сам автор. В 1 четверостишии поэт рисует наступление весны. Лексика стихотворения нейтральная, живая, местами возвышенная. Образы классические: тающий снег на полях, пар от земли, готовой к пахоте, нежные колокольчики проглядывают то тут, то там, возвращаются журавли. «Лес в зеленый дым одетый»: метафора, подчеркивающая любование поэта открывшейся перед его взором извечной картиной пробуждения природы. Во 2 строфе – несколько олицетворений: одетый лес ждет, весны дыханием, все любит и поет. Кажется, что герой присоединяется к ликующей природе. Вот и небо «ясно и прозрачно», а звезды светлы. Однако в 4 строфе появляются первые разочарованные ноты с риторическим вопросом: в душе мрачно, на сердце тяжело? Внутренняя дисгармония разрушает идиллию пейзажа. Наконец, прямое обращение: грустно жить тебе. Своего собеседника он называет «другом». Из контекста становится ясно, что обращаться он может как к собственной душе, так и к женщине: отлетела б ты. Отчаяние наводит мысли о бессмысленности жизни и весны. «Родному краю»: возможно двоякое толкование. Край загробного мира или действительно сызмальства любимые места, всегда напитывающие душу надеждой. Предпосылки такого состояния души следует искать в биографии А. Толстого. Избранница его сердца замужем, но в браке несчастлива. Полюбив графа А. Толстого, она пытается уйти, однако муж затягивает дело с разводом. Восстает против этих скандальных отношений и мать поэта, мнением и спокойствием которой он так дорожил. Только ее смерть позволила этой паре воссоединиться.
В черновике стихотворения А. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» сохранилось финальное четверостишие, снятое при публикации. В нем влюбленные вместе покидают жестокий мир, надеясь встретиться в вечности.
Источник
Детский час
для детей и родителей
Анализ стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает»
«Весна» Художник А.Саврасов
Всматриваясь в духовный облик А.Толстого, нельзя не заметить в нем громадного врождённого поэтического таланта, потребности претворять в художественные образы воспринятые от внешнего мира впечатления и свои сокровенные чувства и думы.
Как натура истинно художественная, А.Толстой искренно и сильно любил родную природу и глубоко понимал ее красоту. Редкая по своей силе любовь и способность чувствовать мельчайшие, незаметные для другого детали, настолько проявлялись в Толстом, что он, по его словам, убегал из чада столичной жизни, чтобы в течение довольно длительного периода пропадать в глуши лесов.
Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано Алексеем Константиновичем Толстым в 1856 году.
С одной стороны, эта поэтическая работа — гимн наступающей весне.
«Вот уж снег последний в поле тает»; царство снега закончилось. От земли восходит тёплый пар. Все признаки весны налицо: расцветает синий кувшинчик, воркуют прилетевшие журавли, юный лес надел зелёную мантию… «Всё вокруг согрето дыханием весны».
Вот уж снег последний в поле тает
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
В разные периоды своего творчества восприятие природы Алексеем Толстым менялось. На этапе 1850-1860 годов, когда написано это стихотворение, отношение к природе можно назвать как «восторженное».
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Для читателя первая часть стихотворения является простой и доступной. «Что? Снег. Какой? Последний (Тёмный. Грязный). Что делает? Тает». «Пар тёплый восходит». «Кувшинчик синий расцветает». «Лес юный ждёт».
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Поэт обращает наше внимание на красоту весеннего неба. Необычно оно и утром и ночью. Утром небо ясно и прозрачно, а ночью звёзды на нём невероятно светлы.
С другой стороны, это стихотворение — продолжение интимно-лирической темы, поднятой и в других произведениях А.Толстого. Развитие темы представлено на фоне весеннего пейзажа. Как и в других поэтических работах, в этом стихотворении Алексей Толстой прибегает к методу параллелизма (связи природных и душевных явлений).
Описывая природу, Толстой всегда показывает впечатление, производимое ею на человека. Радуется природа — радуется и человек. Тишина и грусть разлиты в природе — грустно становится и на душе человека. Иногда зрелище ликующей природы ещё сильнее оттеняет печаль в человеческом сердце. Наслаждаясь красотой природы, особенно весенней, расцветающей, часто испытывается мучительное чувство при воспоминании о том, что прошло и никогда не вернётся.
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
Весна дарит чудеса: любовь и радость, вдохновение и надежды. Но, перечитывая строки этого произведения, понимаешь, что так бывает не всегда…
Какие средства художественной выразительности использует в произведении автор?
Эпитеты: снег последний, пар теплый, лес юный, дым зеленый.
Олицетворение: «И зовут друг друга журавли» (зовут)
Чувство безграничной любви к родной природе нашло самое яркое отражение в поэзии Алексея Толстого. Каждый, кто знаком с лирикой поэта, знает всю роскошь поэтических красок, которыми он умеет изображать родной ландшафт. Эта чуткость к природе сообщает поэту своеобразное ясновидение, открывает ему путь к постижению сокровенных тайн мироздания.
Будучи от человеком чутким, А.Толстой, точно эолова арфа, отзывался на всякое впечатление в природе и в жизни, воспринимая его всеми фибрами своей души.
«Вот уж снег последний в поле тает..» (А.К.Толстой)
(полный текст стихотворения)
Вот уж снег последний в поле тает
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Источник
Стихотворение и анализ «Вот уж снег последний в поле тает…»
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звезды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Трудно жить тебе, мой друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
О пожди, пожди еще немного,
Дай и мне уйти туда с тобой…
Легче нам покажется дорога —
Пролетим ее рука с рукой.
Краткое содержание
В. Переплетчиков. Весна. 1897
Данное произведение справедливо воспринимать, как оду приходящей на царствие весне. Из поэтического текста мы узнаём, что власть снегов подошла к своему логическому завершению, теперь от земли идёт тёплый пар. Очевидны все маркеры первых весенних деньков: кувшинчик синий расцветает, журавли воркуют, внезапно помолодевший лес облачился в зелёную мантию. Весь мир согрет «дыханием весны», но от этого на душе лирического героя (поэта) не становится светло и радостно: мысли его заняты вынужденной разлукой с горячо любимой женщиной.
История создания
Алексей Толстой, будучи графом, камер-юнкером и одарённым поэтом, даже предположить не мог, что любовная связь с замужней Софией Миллер сыграет в его судьбе роковую роль. Дело в том, что по причине этой сомнительной связи от Толстого отвернулось не только высшее общество Петербурга, но даже родственники и близкие друзья. В результате чего, карьера графа оказалась под реальной угрозой.
По причине всего вышесказанного, Толстой был вынужден отправиться жить в своё самое дальнее родовое имение, прекратив любовные свидания с обожаемой Софьей. Граф имел к возлюбленной самые серьёзные намерения, желая жениться на ней. Помимо того, что Софья долгие семь лет не могла добиться от нелюбимого мужа развода, так ещё и мать Толстого выступила против возможности такого брака.
Весной 1856 г., когда стихотворение уже вышло из-под пера поэта, влюблённые вынужденно оказались разлучены: их разделили тысячи вёрст. Софья и Алексей осознавали, что злодейка-судьба уготовила им новые, тяжкие испытания. Толстой, анализируя всё происходящее, чётко понимал: любимую женщину ожидает гораздо более незавидная участь. Ведь она не может покинуть пределы Петербурга, как это сделал он, а значит, вынуждена регулярно показываться на людях, безмолвно снося публичные унижения и колкие насмешки.
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец пейзажной лирики с чертами философского размышления (подтекста). Автор не просто повествует о наступлении первых весенних дней, наполненных светом и теплом, он страдает о том, что всё предрешено в его судьбе, как в природе, и ничего изменить не возможно.
Поэтический размер – хорей, рифмовка перекрёстная. Рифмы в стихотворении открытые и закрытые.
Композиция
Всё поэтическое «здание» построено по принципу контраста. Поэт стремится продемонстрировать читателям, что природа существует по законам, установленным самим мирозданием, поэтому изменить их не под силу никому. Композиция произведения организована следующим образом:
- Первая строфа – лирический герой повествует о наступлении весны. Мы «видим» пар, идущий от земли; тающий снег на полях, готовых к пахоте; нежные колокольчики; возвращающихся на родину из тёплых стран журавлей. Поэт описывает упоительную картину пробуждающейся природы.
- Вторая и третья строфы – перед нами появляются несколько олицетворений: «лес ждёт», всё вокруг любит и поёт. Поэтому возникает стойкое ощущение, что романтический герой тоже вовлечёт в радостный хоровод ликующей весенней природы.
- Четвёртая строфа – здесь ощущаются первые ростки разочарования лирического героя: мы понимаем, что природа ликует весной, но на душе у поэта не радостно. Внутренняя дисгармония убивает внешнюю идиллию весенней природы. Звучит прямое обращение к лирическому герою и утверждение о том, что ему грустно жить. Следуя из контекста, становится понятным: поэт обращается либо к себе самому, либо к возлюбленной.
Образы и символы
Перед читателями возникают классические образы наступающей весны в виде тающего снега, исходящего от земли пара, застенчивых колокольчиков, возвращающихся журавлей. Рассмотрим созданные Толстым образы более подробно:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Повествуя о приходе весны, поэт концентрирует своё особое внимание на том впечатлении, которое весна оказывает на человека: если радуется природа – значит, счастлив и человек. Если в природе заметны грусть и тоска, значит грустно становится и человеку. Но, в данном случае, всё происходит иначе: природа ликует, а лирическому герою совсем безрадостно. Ему нет никакого дела до первых весенних капелей, так как его сердце занято тягостными мыслями о несчастной любви. В отличие от прихода весны, счастье к поэту больше не придёт;
- образ возлюбленной – центральный. Обращаясь к обожаемой Софье Миллер, поэт сообщает ей: «Понятна мне твоя печаль». Видя красоту пробуждающейся от зимы природы, поэт понимает, что весна абсолютно не радует его возлюбленную. Наоборот, она несёт ей горькую разлуку и лишает последних надежд на возможное счастье. В момент написания произведения Толстой ещё не знает, что спустя семь лет он сможет официально воссоединиться с Софией, наперекор общественному мнению;
- образ весны – центральный. Приходя на смену зиме, весна приносит с собой множество чудес, даря людям радость и любовь. Но в стихотворении весна воспринимается иначе: природа ликует, а лирический герой погружён в омут грусти и личных переживаний по поводу несостоявшейся любви;
- образ природы – поэту кажется, что пробуждающаяся от зимней спячки природа как будто смеётся над ним. Ведь в то время, когда лирическому герою грустно и одиноко, в природе «всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит, и поёт». Окружающий мир, исполненный радости и света, должен отвлечь поэта от тягостных мыслей, но всё происходит с точностью наоборот. Поэт не устаёт задаваться вопросом: «Отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело?». Он осознаёт, что одиноко и тягостно не одному ему: его любимой женщине намного хуже.
Темы и настроение
Автор в своём произведении поднимает тему пробуждения окружающего мира и душевных переживаний романтического героя, возникших по причине вынужденного расставания с возлюбленной. Настроенческий пафос стихотворения характеризуется эмоциональной изменчивостью: сначала читатели испытывают чувство светлой радости от наступления весны, а затем чувственная палитра меняется. На смену радости и оптимизма приходят эмоции грусти и жалобной тоски по утраченной любви.
Основная идея
Алексей Толстой транслирует читателям важную мысль о том, что всё в окружающем мире, даже смена времён года, происходит по установленным законам мироздания, нарушить которые не под силу никому на свете. Никакая природная красота не в состоянии обрадовать человека, если его любимая страдает. Возлюбленную поэта не может радовать весенняя капель и пение птиц, так как именно весной случилось самое горькое расставание в её жизни.
Средства выразительности
В произведении автор прибегает к помощи таких средств художественной выразительности, как:
- эпитеты – «лес юный», «дым зелёный», «снег последний»;
- олицетворение – «… и зовут друг друга журавли».
Источник