- Учимся кататься на коньках
- Ставим ребенка на коньки.
- Как научить ребенка кататься на коньках
- Какие коньки подходят для ребёнка
- Р аздел 1. Впервые на льду. Падения. Начальное скольжение. Торможение.
- ВПЕРВЫЕ НА ЛЬДУ
- ПАДЕНИЯ
- НАЧАЛЬНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ
- ТОРМОЖЕНИЕ
- Р аздел 20. Открытый моухок вперед-наружу. Закрытый моухок вперед-наружу. Танцевальные позиции. Три танца. Как вычертить на льду восьмерку.
- ОТКРЫТЫЙ МОУХОК ВПЕРЕД-НАРУЖУ
- ЗАКРЫТЫЙ МОУХОК ВПЕРЕД-НАРУЖУ
- ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
- ТРИ ТАНЦА Голландский вальс
Учимся кататься на коньках
Катание на коньках в России сродни национальному виду спорта. Благодаря победам наших спортсменов на чемпионатах мальчишки просто обожают гонять в хоккей, а девочки почти сплошь мечтают стать знаменитыми фигуристками. Добавляют популярности конькам и разнообразные ледовые телешоу с участием известных артистов и певцов.
На этом фоне совершенно неудивительно, что в нашей стране скользить по льду многие дети начинают достаточно рано, и едва ли еще какое зимнее развлечение может соперничать с этой веселой забавой. Рассказываем, с какого возраста можно ставить на коньки малыша и как научить ребёнка кататься на коньках.
Ставим ребенка на коньки.
Нередко можно услышать разговоры мам, которые утверждают, что в два и даже в полтора года их малыш уже вовсю выписывал на льду восьмерки. Понимать подобную информацию «буквально» не стоит: иногда родители склонны выдавать желаемое за действительное. В большинстве случаев речь все же идет не более чем о первых попытках устоять на льду.
В первые два-три года жизни ножки малыша достаточно слабо развиты, да и держать равновесие ребенок умеет еще плохо. Двухлетнему крохе лучше кататься на руках у папы, что обычно вызывает бурю эмоций.
Трехлетний малыш вполне способен прокатиться по льду, держась за одну руку взрослого, а к четырем-пяти годам детские мышцы и связки вполне готовы к нормальным нагрузкам и можно приступать к полноценному обучению. К слову, многие детско-юношеские спортивные школы принимают детишек никак не ранее 5-ти лет.
Если не терпится поставить малыша на коньки, то прежде рекомендуется посоветоваться с профессиональным тренером, т. к. уровень физического развития у детишек разный. Если он готов принять ребенка в секцию фигурного катания или хоккея − вперед!
Однако не стоит торопиться, если малыш перенес серьезные заболевания или получал травмы. Лучше отложить попытки встать на лед еще на пару лет.
Как научить ребенка кататься на коньках
Если же очень хочется самому побыть в роли тренера, то прежде чем выводить малыша на лед, советуем основательно отработать некоторые движения дома. Наденьте на непоседу коньки, не снимая с них чехлов: малыш должен привыкнуть к своей олимпийской экипировке!
Проделайте несколько произвольных упражнений на равновесие и проконтролируйте, чтобы малыш слегка наклонялся вперед. Это очень важно, так как на льду при падении назад можно не только больно удариться, но и получить травму.
Затем можно повторить то же самое уже на снегу для закрепления навыков. Пусть для начала малыш постоит у бортика, а вы покажете ему пару фигурных «па». Прежде чем обучать малыша «елочке» и «змейке», не забудьте показать, как нужно тормозить и, самое главное, научите ребенка правильно падать.
Самое главное на катке – не торопиться. Помните, что лед излишней суеты не прощает! Постепенно увеличивайте время нахождения малыша на льду, а чтобы мороз не обжег щечки, за 15 минут до выхода из дома на улицу нанесите на личико ребенка специальный детский крем «Румяные щечки». Его текстура создает защитную вуаль на коже малыша, снижая тем самым негативное воздействие окружающей среды на детскую кожу.
Необходимо обращать внимание и на то, что во время катания пересыхают губы. Дети их часто облизывают, что в итоге приводит к появлению трещинок и заед. Чтобы не было шелушения и растрескивания нежной кожи детских губ, рекомендуется использовать гигиеническую помаду «Морозко».
Важно с самого раннего детства объяснить малышу, как с помощью зимней защиты уберечься от морозов и ветра. Эти навыки пригодятся впоследствии, когда ребенок подрастет и будет ходить на каток самостоятельно и без сопровождения взрослых.
Какие коньки подходят для ребёнка
Лучше всего покупать коньки в магазине спортивных товаров, где консультанты могут помочь советом, если вы, скажем, не знаете, как выбрать фигурные коньки ребёнку.
Не стоит обращать внимание на дешевые модели сомнительного происхождения, поскольку качество изготовления ледовой обуви для детей напрямую связано со здоровьем малыша. Всегда есть риск, что в движении такие коньки могут развалиться и ребенок получит травму.
Дорогие модели пусть и хороши, но с учетом того, как быстро растут наши детишки, одной пары коньков может хватить на сезон и к следующей зиме придется заново раскошеливаться.
Тем современным родителям, кто привык совершать покупки в интернете, спешим сообщить, что приобретение коньков без предварительной примерки недопустимо.
Принимайте во внимание, что кататься ребенок будет в теплых толстых носках, поэтому при выборе коньков для ребенка нельзя упустить из виду такой важный момент, как правильный подбор размера.
Для едва только ступивших на лед фигуристок и хоккеистов в начале обучения рекомендуется использовать раздвижные модели коньков с двумя лезвиями.
Для тех, кто уже научился кататься, не держась за маму или папу, можно посоветовать фигурные коньки для ребенка с одним лезвием.
Ну а чтобы малыш быстрее освоился и чувствовал себя комфортно на любой скользкой поверхности, ходите на каток как можно чаще.
Источник
Р аздел 1. Впервые на льду. Падения. Начальное скольжение. Торможение.
ВПЕРВЫЕ НА ЛЬДУ
В ы стоите у края катка, собирая все свое мужество, чтобы в первый раз ступить на лед. Пусть вас не смущает тот факт, что все, находящиеся на катке, выглядят так, словно они провели здесь много лет. Конькобежцы полностью поглощены своими заботами, они настолько привыкли видеть новичков у края ледяной площадки, что не обращают на них никакого внимания.
Ваши ботинки хорошо зашнурованы, вы сняли чехлы (обязательно должно быть ваше имя на них) и положили их в удобное место, неподалеку от выхода на лед.
Будем считать, что вам никто не помогает. Покрепче ухватитесь за бортик катка, если он есть, и аккуратно ступите на лед. Вероятнее всего вам покажется, что никогда в жизни вы не находились в более безнадежном положении. Но будьте уверены — это чувство скоро исчезнет. Никакой практической помощи вы не получите, если в одной руке у вас будет эта книга, а другой рукой вы будете держаться за бортик. Однако физически крепкий человек, уверенный в себе, может обойтись без посторонней помощи. Надейтесь на помощь друга лишь тогда, когда знаете, что он сам твердо стоит на коньках. Умение поддержать новичка и помочь ему приходит после значительной практики и определенного опыта. И не в этом главное: нет смысла в том, чтобы вы опирались на кого-нибудь, а он тащил вас по катку. Вы сами должны научиться держаться на льду.
Теперь соедините ноги вместе так, чтобы они не разъезжались в стороны, и постарайтесь постоять спокойно. Ваша главная задача сейчас — двигаться вперед, не держась за бортики. На этом этапе пусть вас не смущают многие мелочи. Не обращайте внимания на ваших друзей, которые будут стоять в стороне и говорить: «Необходимо согнуть ноги в коленях, отталкиваться лезвиями коньков».
Начало есть начало, и главное сейчас — обрести определенное равновесие, когда вы двигаетесь вперед. Вашим первым инстинктивным стремлением будет делать шаги так, как будто вы идете по земле, но вскоре вы поймете, что это неверно; и то, что это стремление неверное, не должно вас смущать; ведь вы начинаете чувствовать лед, хотя и делаете маленькие шаги.
Как только вы сможете проехать вперед на обеих ногах достаточно уверенно, начинайте изучать правильное отталкивание. Но не будем забегать вперед. Лучше обсудим еще один очень важный момент.
ПАДЕНИЯ
Падения на льду не так неприятны, как падения на полу или на земле. Дело вот в чем — падение на льду большей частью происходит во время скольжения. И инерция скольжения уменьшает силу удара при падении. Вам могут сказать — при падении сгибайте ноги в коленях и расслабляйтесь. Теоретически все это очень хорошо, но новичок обычно оказывается на льду раньше, чем успеет подумать, что нужно делать в момент падения. Со временем вы научитесь расслабляться, но научиться падать можно только падая, и хотя это звучит несколько жестоко, но чем раньше вы упадете в первый раз и узнаете, что это такое, — тем лучше. Тот факт, что вы не ударились так сильно, как ожидали, и от этого не рассыпались, придаст вам больше уверенности.
Если вы упали, поднимайтесь как можно быстрее. Не лежите на льду. Вы ведь только привлекаете внимание. Естественно, другие фигуристы почувствуют необходимость подойти к вам и узнать, все ли в порядке. На снимке 1 показано, как надо и как не надо подниматься после падения.
НАЧАЛЬНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ
Начальное скольжение достигается с помощью правильпого отталкивания ребром конька, своевременного сгибания и выпрямления колена опорной ноги, одновременного переноса веса тела с одной ноги на другую. Это более сложное движение, чем его представляют себе конькобежцы. Оно требует постоянного внимания и практики, даже если вы катаетесь уже значительное время. В этом разделе мы не будем подробно останавливаться на деталях, ведь для того чтобы хорошо отталкиваться, нужно уметь держать равновесие на одной ноге довольно долго. А вы всего лишь научились скользить вперед на обеих ногах. Однако вы можете попробовать.
Это движение скользящее, причем вы скользите сначала на одной ноге, а потом на другой. Об этом мы будем говорить более подробно в разделе 2, но сейчас самое главное понять, что толчок должен осуществляться ребром конька, а не носком. Посмотрите на снимок 4. Поставьте ноги вместе параллельно, как показано на снимке 4, а, согните ноги в коленях и вытяните правую ногу так, как показано на снимке 4, б. Прижав правый конек плотно ко льду, оттолкнитесь, как показано на снимке 4, в, и постарайтесь преодолеть небольшое расстояние, скользя на левой ноге. Далеко на этой ноге вы не про-скользите — придется опять подтянуть правую ногу к левой (снимок 4, ж). Вы еще не научились правильно скользить на одной ноге (об этом в следующем разделе), но, по крайней мере, отучились отталкиваться носком, что считается плохой манерой катания.
После того как вы сделали первый толчок и ноги снова вместе (снимок 4, ж), некоторое время вы скользите на двух ногах. Вы, вероятно, заметите, что после первого толчка ваши плечи начнут разворачиваться. Подождите немного, пока вы снова сможете управлять своими плечами, затем разверните левую ногу и повторите снова все движение. Когда вы поставите ноги вместе, вам непроизвольно захочется выпрямить оба колена, а потому не забывайте сгибать их снова перед каждым толчком. Помните, что вы должны сгибать колено до толчка, а не во время его. При совершении толчка сначала одной ногой, а затем другой говорите про себя: «Толчок, вместе, пауза. толчок, вместе, пауза. », и так далее. Во время паузы обе ноги должны быть на льду. Это помогает вам восстановить равновесие после толчка. С практикой пауза будет становиться все короче.
Перед тем как идти дальше, давайте уточним, какую ногу мы называем опорной. Удивительно, но большинство новичков верят, что опорная нога — это та, которую они собираются выдвинуть вперед, хотя на самом деле опорная нога осуществляет толчок. На снимке 4 правая нога является опорной. Позже вы узнаете, что большую часть времени вы скользите либо на одной ноге, либо на другой. А поэтому необходимо, чтобы всегда одна нога находилась точно по центру тяжести, и при скольжении вперед по прямой этот центр будет находиться точно под вашей головой. Главное, что нужно помнить сейчас,— колени сгибаются до толчка, толчок осуществляется ребром, а не носком конъ-ка, спина остается всегда прямой. Избегайте искушения наклоняться вперед при сгибании колена.
Снимок 1. Подъем после падения: а — д — правильно; е — неправильно, если вы будете подниматься подобным образом. ж — ваши усилия завершатся вот так |
ТОРМОЖЕНИЕ
Новичков обычно знакомят с простейшей остановкой способом «плуг», который вполне подходит для этого этапа, но только для этого, а как только вы познакомитесь с другим методом, вы должны забыть «плуг».
Наберите скорость и скользите вперед, поставив ноги параллельно примерно на расстоянии 45 сантиметров одна от другой. Сильно согните колени, подайте корпус немного назад и разверните носки ботинок внутрь, продолжая держать ноги на том же расстоянии (снимок 2, а и б). Если вам удастся удержать ноги в этой позиции, вы медленно затормозите и остановитесь. Требуются определенные усилия мышц бедра, чтобы удерживать ноги в нужной позиции, и вы затормозите лучше, развернув ноги в одну сторону и поставив их дальше одна от другой. К тому же голеностопный сустав должен быть повернут внутрь, иначе конек не будет тормозить. Однако если вы повернете его слишком сильно, коньки столкнутся и торможения не произойдет. Проделать такое упражнение нужно несколько раз, чтобы найти правильный угол отталкивания. Конечно, если вы будете делать наоборот, как делают многие новички — поворачивать голеностопный сустав во внешнюю сторону, ваши ноги немедленно столкнутся,, и вы будете катиться, дальше. Делая остановку подобным способом, очень важно удерживать центр тяжести тела (как показано па снимке 2, б).
Снимок 2. Остановка «плугом». |
Многие фигуристы считают, что легче тормозить с помощью одной ноги. Начинать торможение нужно так же, как вы начинали тормозить двумя ногами, затем развернуть тело немного вбок и тормозить той ногой, которая окажется впереди. (Снимок 2, в).
Источник
Р аздел 20. Открытый моухок вперед-наружу. Закрытый моухок вперед-наружу. Танцевальные позиции. Три танца. Как вычертить на льду восьмерку.
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
ОТКРЫТЫЙ МОУХОК ВПЕРЕД-НАРУЖУ Как и в моухоке вперед-внутрь, это смена направления движения, но сейчас вы скользите на наружном ребре вперед и осуществляете смену ног так, чтобы закончить движение на ребре назад-наружу. Сложность этого поворота в том, что если во внутреннем моухоке ноги движутся в том же направлении, что и в тройке, в моухоке вперед-наружу они разворачиваются в противоположном направлении. На снимке 55, а б и в показано движение в направлении к камере, в то время как на снимке 55, г, д и е фигурист двигается вдоль нее. Начинайте движение с левой вперед-наружу в хорошей первой позиции (снимок 55, а и г); поставьте свободную правую ногу против опорной так, чтобы они были под прямым углом одна к другой и чтобы пятка свободной ноги почти касалась подъема опорной (снимок 55, б и д). В то же время правое плечо и правое бедро сильно отведите назад.
Теперь опустите правую ногу на ребро назад-наружу, сильно разверните бедра и плечи и поверните голову в направлении линии движения (снимок 55, в и е). В последнем шаге — правая назад-наружу — свободная левая нога находится позади. Именно из-за этой последней позиции моухок называют открытым. « ЗАКРЫТЫЙ МОУХОК ВПЕРЕД-НАРУЖУВыполняют его на тех же ребрах, что и открытый моухок, но так как свободная нога после поворота находится впереди опорной и становится «закрытой», моухок так и называют закрытым. Скользите точно так же, как и в открытом моухоке. Здесь подъем свободной ноги должен оказаться против пятки опорной, как показано на снимке 56, б. Если отвести свободную половину корпуса назад, то можно легко развернуть пятку правой ноги так, что она легко встанет на ребро назад-наружу. Теперь благодаря положению ног вы сможете вывести левую ногу впереди правой в позицию, показанную на снимке 56, в. Однако, чтобы контролировать ребро после поворота, вы должны подать бедро свободной ноги (левое) сильно назад, как вы делали это в открытом моухоке. Теперь бедро открыто, хотя свободная нога закрыта. Быть может, это будет откровением для многих читателей, но так оно и есть. Если после поворота вы закроете бедро свободной ноги, то будет почти невозможно удержать равновесие. Я хотел бы заметить моим более подготовленным читателям, что закрытое бедро свободной ноги при выполнении закрытого моухока является той самой ошибкой, которая делает исполнение моухока в фокстроте таким трудным.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИЭти позиции называют еще поддержками (снимок 57). Изучите их до того, как вы начнете знакомиться с тремя танцами, описываемыми в следующем разделе.
Позиция «килиан» показана на снимке 57, б. Рука партнера четко лежит на бедре партнерши. Очень важно, чтобы девушка помогала удерживать это положение, положив свою руку на руку мужчины, как показано на снимке 57, в. Этой позицией пользуются в голландском вальсе. Подобная позиция показана на снимке 57, г, но девушка находится с другой стороны. Эта позиция известна под названием «обратный килиан» и используется в танго «Канаста». Закрытую позицию под названием «вальсовая» (снимок 57, д, е, ж) включают во многие танцы, а не только в вальсы, и в частности в танец «Свинг». Обратите внимание на руку партнера: она находится точно под правой лопаткой партнерши. Левую руку девушка кладет на плечо партнера несколько вперед. Руки и плечи должны быть как бы единым целым. На снимке 58, а и б показаны о ш и б-к и в позициях «килиан» и вальсовой. Наиболее распространенные ошибки — неуверенное положение, опущенные плечи, отведенные назад бедра, нет четкости в положении рук или всего корпуса. В позиции «килиан» партнер положил правую руку на бедро девушки, а левую держит в нечеткой позиции. Те же ошибки характерны и для обратной позиции «килиан». В вальсовой позиции левая рука партнерши находится на плече партнера несколько сзади, и если он начнет скользить, то не сможет передать ей этого движения. Правая рука партнера опущена слишком низко. Перед тем как выполнять шаги, которые составляют танец, обычно делают несколько вступительных шагов, чтобы набрать скорость. Именно в это время фигуристы занимают позицию, подходящую для данного танца. На снимке 58, а показана позиция «рука в руке», которую обычно принимают до вступительных шагов. Ее иногда называют еще «развернутой» и пользуются при исполнении танца «Свинг». Выбор вступительных шагов остается за фигуристами, но в соревнованиях у каждого партнера их должно быть не больше семи. В голландском вальсе старт может состоять из четырех шагов (начиная с левой ноги), причем каждый шаг делается на три счета. Танго «Канаста» можно начинать подобным же образом, с той лишь разницей, что партнерша будет находиться по другую сторону от партнера. Этот танец нужно начинать, стоя лицом к заднему бортику катка, примерно на одной трети от его длины и на средней линии. Танец «Свинг» начинают из угла катка, стоя лицом к площади. ,
В настоящее время в официальной программе Ассоциации фигурного катания США имеется двадцать танцев, но многие могут быть добавлены в ближайшее время. ТРИ ТАНЦА Голландский вальс
Музыка: вальс 3/4. Темп: 46 тактов на три счета. Этот танец с предписанным рисунком шагов прост для начинающих и состоит только из скольжения вперед. Партнеры находятся в позиции «килиан». Возможны вступительные шаги: два шага по прямой, левая вперед на три счета и правая вперед также на три счета. Танец начинают из угла катка, продолжают по одной стороне, проходят через другой конец катка, на другой стороне катка повторяют и оттуда идут к месту старта. Таким образом он повторяется дважды за один круг катка. Исполняют танец под медленную зальсовую музыку. Состоит он из беговых шагов и дуг. Таким образом, новички могут прочувствовать музыку, не думая лихорадочно о выполнении сложных шагов. Прямое положение корпуса, хорошая осанка, легкий накат — вот что требуется в этом танце. При исполнении его партнеры должны стремиться к одновременным движениям свободной ноги и мягким сгибаниям колена опорной ноги. Создатель танца — Джордж Маллер.
Музыка: танго 4/4 Темп: 26 тактов на четыре счета. Та-нец исполняется в позиции «обратный килиан» — иными словами, партнерша находится слева от партнера. Это очень простой, но весьма полезный танец. Во-первых, он знакомит фигуристов с ритмом танго, во-вторых, дает возможность для совершенствования в исполнении реберных дуг на восемь счетов, которые позволяют кататься на большой скорости. В-третьих, больше разнообразить движения менее опытным фигуристам. Ничего сложного в этом танце нет. Надо лишь следовать правилам катания и танца. Шассе вперед (шаги третий и четвертый) делается на четыре счета. Не забудьте, однако, перенести центр тяжести тела на правую ногу — не скользите на обеих ногах. Другие шассе выполняют несколько иначе. В то время как вес тела переносят на новую опорную ногу, свободную ногу снимают со льда впереди опорной, возвращая вплотную к опорной ноге. Мягкие движения колена опорной ноги на этих дугах могут оказать неоценимую помощь, чтобы подчеркнуть характер танго. Здесь новичок сможет также научиться как можно прямее вытягивать свободную ногу, а носок оттягивать вниз. Фигурист должен следить, чтобы шаги 9—13 делались очень реберно, чтобы шаг 14-й на правой вперед-наружу мог быть направлен несколько к центру катка и выполнялся так же аккуратно, как показано на диаграмме. 14-й шаг можно начинать со скрещенного толчка, во время которого правая нога переходит через левую в конце шага 13-го и толчок на правую вперед-наружу делается с наружного ребра левой ноги. Нужно приложить определенные усилия, чтобы в начале перехода держать ноги достаточно близко одна к другой. Самое главное — избежать толчка носком! Четкая работа ног, выразительность, хорошая осанка — за всем этим нужно следить. Создатель танца — Джеймс Б. Френсис.
Музыка: фокстрот 4/4 Темп: 24 такта на четыре счета. Этот танец предназначен для начинающих и состоит из основных дуг — вперед и назад. Он позволяет легко переходить от скольжения вперед к скольжению назад. Партнер учится вести, скользя назад так же, как и при скольжении вперед. Шаги фигуристов в танце одинаковы, хотя их делают и не одновременно. Его можно разучивать в паре двум женщинам или двум мужчинам. Хотя на диаграмме показаны правильные реберные кривые, от новичка нельзя ожидать такой же глубины изгибов. Тем не менее это цель, к которой должен стремиться каждый фигурист. Танец можно начинать в двух точках катка. Он исполняется в вальсовой позиции по всей длине катка и состоит из четырех дуг. Тот, кто скользит по одной стороне катка вперед, на противоположной стороне будет скользить назад. Шассе делают одинаково, как при движении вперед, так и при движении назад. Первый шаг — обычное скольжение на наружном ребре на один счет; второй — на внутреннем ребре на один счет; толчок делают в сторону, свободную ногу поднимают со льда и переносят не вперед или назад, а держат прямо под корпусом в готовности принять на нее тяжесть тела с началом третьего шага. Третий шаг — обычное скольжение на наружном ребре на два счета. На счет «два» фигуристы должны начать смену ребер и сделать это плавно, третий и четвертый шаг — это кросс роллы на четыре счета каждый. Последние пробежки состоят из семи шагов в каждом конце катка. Длительность шага в два полных счета, за исключением последнего (шаги 15 и 30), исполняют на четыре счета. Последние шаги сопровождаются мягким движением колена опорной ноги, держаться нужно расслабленно. А всем своим видом вы должны показывать, что танец доставляет вам удовольствие. Шаг 9 или 24: партнер, который скользит назад, освобождает левую руку и отъезжает в сторону от своего партнера, чтобы со следующим шагом быть готовым скользить в’перед. Шаг 10 или 25: оба скользят вперед; тот, кто слева, только что перешел от движения назад к движению вперед; руки держите наготове, но не мешайте друг другу. Шаг 11 или 26: оба танцора все еще скользят вперед; тот, кто справа, движется быстрее, чем его партнер. Шаг 12 или 27: оба танцора все еще скользят вперед; тот, кто справа, теперь должен быть немного впереди своего партнера слева и приготовиться на следующем шаге сделать моухок вперед-внутрь на правой ноге. В этот момент старайтесь смотреть друг на друга и не разрушайте впечатления легкости ваших движений. Шаг 13 или 28: партнер, находящийся справа, делает моухок вперед-внутрь на правой ноге и заканчивает его впереди партнерши. Шаг 14 или 29: танцор, сделавший моухок, теперь скользит впереди партнера. Шаг 15 или 30: смените дугу и сделайте кросс ролл на четыре счета в вальсовой позиции. Танцевальная позиция вальсовая, когда партнеры скользят вдоль катка и занимают позицию «рука в руку» в конце пробежек, чтобы двигаться вперед на шагах 10, 11, 12 или 25, 26, 27. Расстояние между танцорами примерно полметра, руки расслаблены. Положение рук во время заключительных пробежек до шага 14 или 29 фигуристы выбирают сами. Для шага 15 или 30 необходимо занять вальсовую позицию. Создатель танца — Губерт Спротт. КАК ВЫЧЕРТИТЬ НА ЛЬДУ ВОСЬМЕРКУ Теперь, когда вы познакомились с ка-..танием в свободпом стиле и танцами на льду, жаль заканчивать эту книгу, не затронув тот раздел, который дал название фигурному катанию — вычерчивание геометрических фигур. Восьмерка — простейшая из них. В официальных состязаниях, проводимых американской Ассоциацией фигурного катания, шестьдесят девять фигур, в основе которых лежит этот рисунок. Мы опишем лишь две основные восьмерки. Суть этой фигуры в том, что вы вычерчиваете круг на одной ноге, возвращаетесь к месту, откуда начали его, а затем делаете круг на другой ноге, еще раз возвращаясь к стартовой точке. Но для серьезного фигуриста этого недостаточно: на чистом льду его лезвие оставляет белый след, он считает свою «восьмерку» рисунком и выполняет его очень точно и тщательно. Он хочет, чтобы она была абсолютно симметричной, правильного размера и хорошей формы. Линия, оставляемая лезвиями коньков на льду, называется следом, а точка, откуда начинается движение,— центром. Вы уже встречались в нашей книге с термином «продольная ось», поэтому вам легко понять, что относительно восьмерки — это воображаемая линия, идущая через всю фигуру, которая, если фигура правильно вычерчена, разрежет круг на две равные половины. Другая воображаемая линия называется «поперечной» и разрезает продольную ось под прямым углом. Точка пересечений этих линий и является центром фигуры. Поперечная ось отделяет один круг от другого. Диаграмма 15 поможет вам понять это еще лучше. Диаметр каждого круга должен быть в три раза больше роста фигуриста, но допускается определенное отклонение, особенно для высоких спортсменов. Вычерчивание фигуры всегда начинается с места, и на соревнованиях ее чертят три раза без остановки. Когда говорят о простой восьмерке — это значит, что будет сделано шесть кругов, по три на каждой ноге. Сами же вы можете делать восьмерку столько раз, сколько захочется. Но важно периодически перемещать центр восьмерки на чистый лед, чтобы видеть свои результаты. Многие новички вычерчивают эту фигуру, начиная с одной и той же точки до тех пор, пока их следы не образуют полосу в метр шириной. Нельзя этого делать — фигурист уже не может контролировать свои действия, а отсюда появляется небрежность. Если вы вычертили по-настоящему хорошую фигуру па первом круге, постарайтесь уложить следующие следы как можно ближе, поверх первой восьмерки. Наложение одной линии на другую обычно называют покрытием следа фигуры, но официально этому придается меньшее значение, чем симметрии и форме. Несомненно одно, что на соревнованиях (если нет серьезных ошибок) отлично вычерченная фигура производит хорошее впечатление. Есть несколько вариантов в движениях рук, плеч, тела и свободной ноги во время исполнения восьмерки, и все они приемлемы. Однако вариант, который мы сейчас опишем, ко всему прочему, позволяет контролировать свои движения, что будет очень важно при исполнении более сложных фигур и других движений. Хорошо, особенно вначале, если вы сделаете пяткой конька крестик в том месте, где пересекаются длинная и короткая оси, но старайтесь избавиться от этой привычки как можно скорее. Становитесь в центр фигуры в первую позицию, как показано в разделе 7, снимок 25, а. Так как фигуру вы будете начинать на правой вперед-наружу, становитесь правым коньком на поперечной оси так, чтобы носок правого конька сантиметра на три был позади пересечения двух осей. Приняв нужную позицию, секунду постойте спокойно и сосредоточьтесь. Постарайтесь вообразить себе круг, который вы собираетесь вычертить, и определить самую дальнюю точку на продольной оси, по которой будет проходить ваш круг. Самая дальняя точка там, где вы проделаете четверть круга, а потому, если ваш круг в диаметре должен быть около четырех метров, первая четверть его окажется в двух метрах от продольной оси. Мысленно представить себе это очень важно и вот почему. Новички обычно со старта уезжают очень далеко, а потом удивляются — почему они не могут попасть снова к центру своего круга. Держите центр тяжести тела на левой ноге. Сосредоточив все внимание на том, что вы делаете, начинайте сгибать колено правой ноги и после толчка скользите на наружном ребре. Снимок 25, б из раздела 7 показывает положение сразу же после старта. Правда, фигурист должен немного больше согнуть опорное колено. Заметьте, что голову поворачивают через правое плечо, а опорную ногу не поворачивают вправо — фигурист лишь отталкивается и наклоняется. Вы должны удерживать эту позицию, не шевеля ни одним мускулом, до полного завершения первой трети круга. Конечно, хорошо выдерживать ее и дольше, но на данном этапе обучения никто не ждет от вас чудес. Удерживать эту позицию до первой трети круга — очень трудная для новичка задача, так как ему придется бороться с закручиванием сразу же после толчка.
Когда вы научитесь уверенно проходить половину круга, менять позиции можно и раньше, но теперь движение должно быть распределено по всему кругу. Вот вы добрались до точки, в которой кончается первая треть круга, взгляните на правую руку: она все еще над следом или оказалась внутри описываемой кривой? Попросите товарища сказать вам, находится ли пятка свободной ноги примерно над следом или она также внутри кривой линии. Если вы достигли первой трети круга благополучно, медленно выводите ступню свободной ноги вперед, удерживая бедро свободной ноги сзади. Если бедро свободной ноги (в данном случае левое) выходит вперед вместе со ступней, вы никогда не сможете вернуться к центру. Медленное выдвижение вперед левой ноги должно длиться всю вторую треть круга, когда вы уже раскрутите плечи и бедра в такое положение, чтобы они стали перпендикулярны вашему следу. В этот момент постарайтесь остановить их дальнейшее закручивание и продолжайте вычерчивать кривую по направлению к центру в этой позиции. С момента, когда свободная нога начнет движение вперед, вы постоянно и почти непроизвольно будете выпрямлять колено опорной ноги, пока оно совсем не выпрямится. Перед тем как оказаться в центре, соедините ноги вместе, начните снова сгибать колени и в то же время раскручивайте бедра и плечи так, чтобы перейти на левую вперед-наружу в хорошо контролируемую первую позицию. Повторите те же движения рук, плеч и свободной ноги на левой ноге. Когда вы сделаете фигуру три или большее число раз, заканчивайте ее приходом в центр на левой ноге, затем поменяйте ноги и выезжайте вдоль продольной оси. Можно допустить много ошибок при вычерчивании восьмерки, на описание которых ушло бы много страниц, а потому мы расскажем только об основных. Если вы будете немного не доезжать до центра (допустим, полтора, а не два метра), постарайтесь во время исполнения последней части круга немного приподнять свободную половину корпуса. Тогда бедро опорной ноги не будет подаваться в круг, и конек не завалится на ребро. Иначе и до беды недалеко. Кроме того, вы не доедете до центра круга, если при старте оттолкнетесь недостаточно сильно. Учтите, что при выполнении этой фигуры толчок делается назад, а не в сторону, как в катании по кругу. Толчки носком совершенно исключены. Фигуристы пользуются для измерения кругов различными аппаратами, так называемыми чертежными циркулями. Эти же циркули помогают им вычерчивать круги нужных размеров и форм. Однако они помощники только на тренировках. Во время соревнований пользоваться ими запрещено. Работать с ними нужно очень осторожно. Они хорошее подспорье для проверки кругов, вычерченных вами, или для того, чтобы новичок мог представить себе, каким должен быть идеальный круг. Этими аппаратами фигурист может пользоваться и для того, чтобы почувствовать какой-нибудь поворот при выполнении круга. Однако, если вы полагаете, что, используя циркуль, скользя вокруг него, вы научитесь вычерчивать круг, вас ждет разочарование. Когда чертежные циркули только входили в моду у фигуристов, я знал один каток, где в начале сезона им пользовался буквально каждый фигурист. Через три месяца циркуль на этом катке сломался и его отдали в ремонт. Результат был плачевный — фигуристы не могли сделать ничего похожего на круг — у них отсутствовало всякое чувство круга. Когда была отличная маркировка на льду, у них не было нужды думать об этом. Единственное, чему они научились, это следовать той линии, которая была нарисована на льду. А если ее не было, они не могли создать ее в своем воображении. Попробуйте также исполнить круг вперед-внутрь. Принципы вычерчивания следов на льду такие же, как и при выполнении круга вперед-наружу. Положение при старте и сразу же после толчка показано на снимке 26, а и б из раздела 7, но здесь старайтесь удерживать первую позицию до тех пор, пока не вычертите половину круга. Только тогда выводите свободную ногу вперед и раскручивайте плечи до тех пор, пока левое плечо и рука не будут немного позади, а правая рука и плечо — немного впереди. Эту позицию удерживайте до тех пор, пока ноги не окажутся вместе для нового толчка, а для этого вам придется полностью раскрутить руки и плечи, чтобы перейти на другую ногу. В то время как свободная нога будет проходить вперед, немного выпрямите колено опорной. Самая распространенная ошибка заключается в том, что свободная нога переходит через кривую сразу же после старта. Это приводит к сильному раскачиванию, избежать которого можно, лишь немедленно отведя свободную ногу вперед и сильно развернув руки и плечи в обратную сторону. Для контролирования ребра конька выведите бедро свободной ноги немного вперед сразу же после того, как толчковая нога оторвется ото льда, и держите свободную ногу немного внутри следа. Подобным образом вы сможете удерживать свою позицию бесконечно долго. В описанных восьмерках, как и во всех других фигурах, старайтесь видеть и анализировать след непосредственно во время исполнения. Например, делая круг в восьмерке вперед-наружу, когда вы проходите продольную ось на левой ноге, заметьте, как далеко вам пришлось скользить при возвращении к центру на правой ноге. Если вы полагаете, что делаете все правильно, следите, чтобы расстояние было равным тому, которое вы проезжаете на левой ноге. Это называется выравниванием фигуры. Если вы думаете, что первый круг вы сделали неправильно, сделайте его правильно на левой ноге и постарайтесь исправить на правой в следующем заходе. Во время соревнований очень важно делать подобные исправления, а не просто отмечать ошибку. Источник |