- Вода при замерзании расширяется или сжимается: простая физика
- Физика 3 класса: вода при замерзании расширяется или сжимается?
- Молекулы воды требуют больше места
- Воде нужно больше места при ее охлаждении
- Интересный феномен
- Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Изменение объёма воды при замерзании»
- Расширение воды при замерзании
Вода при замерзании расширяется или сжимается: простая физика
Многие юные почемучки задаются вопросом: при замерзании вода расширяется или сжимается? Ответ следующий: с приходом зимы вода начинает свой процесс расширения. Почему это происходит? Это свойство выделяет воду из списка всех остальных жидкостей и газов, которые, наоборот, сжимаются при охлаждении. В чем заключается причина такого поведения этой необычной жидкости?
Физика 3 класса: вода при замерзании расширяется или сжимается?
Большинство веществ и материалов увеличиваются в объеме при нагревании и уменьшаются при охлаждении. Газы этот эффект показывают более заметно, но различные жидкости и твердые металлы проявляют такие же свойства.
Одним из наиболее ярких примеров расширения и сжимания газа является воздух в воздушном шаре. Когда мы выносим воздушный шар на улицу в минусовую погоду, то шар сразу уменьшается в размерах. Если мы шар вносим в отапливаемое помещение, то он сразу же увеличивается. А вот если мы внесем воздушный шар в баню — он лопнет.
Молекулы воды требуют больше места
Причиной тому, что происходят эти процессы расширения и сжатия различных веществ, являются молекулы. Те из них, которые получают больше энергии (это происходит в теплом помещении), двигаются намного быстрее, чем молекулы, находящиеся в холодном помещении. Частицы, которые имеют большую энергию, сталкиваются намного активнее и чаще, им необходимо больше места для движения. Чтобы сдержать то давление, которое оказывают молекулы, материал начинает увеличиваться в размерах. Причем это происходит достаточно стремительно. Итак, вода при замерзании расширяется или сжимается? Почему это происходит?
Вода не подчиняется этим правилам. Если мы начинаем охлаждать воду до четырех градусов Цельсия, то она уменьшает свой объем. Но если температура продолжает падать, то вода вдруг начинает расширяться! Существует такое свойство, как аномалия плотности воды. Это свойство возникает при температуре в четыре градуса Цельсия.
Теперь, когда мы выяснили, расширяется или сжимается вода при замерзании, давайте узнаем, как вообще возникает эта аномалия. Причина таится в частицах, из которых она состоит. Молекула воды создана из двух атомов водорода и одного — кислорода. Формулу воды все знают еще с начальных классов. Атомы в этой молекуле притягивают электроны по-разному. У водорода создается положительный центр тяжести, а у кислорода, наоборот — отрицательный. Когда молекулы воды сталкиваются друг с другом, то атомы водорода одной молекулы переходят на атом кислорода совершенно другой молекулы. Этот феномен называется водородной связью.
Воде нужно больше места при ее охлаждении
В тот момент, когда начинается процесс формирования водородных связей, в воде начинают возникать места, где молекулы находятся в том же порядке, что и в кристалле льда. Эти заготовки называются кластерами. Они не прочны, как в твердом кристалле воды. При повышении температуры они разрушаются и меняют свое местоположение.
Во время процесса охлаждения воды начинает стремительно увеличиваться количество кластеров в жидкости. Они требуют больше пространства для распространения, вследствие этого вода и увеличивается в размерах после достижения своей аномальной плотности.
При падении столбика термометра ниже нуля кластеры начинают превращаться в мельчайшие кристаллы льда. Они начинают подниматься вверх. Вследствие всего этого вода превращается в лед. Это очень необычная способность воды. Данный феномен необходим для очень большого количества процессов в природе. Мы все знаем, а если не знаем, то запоминаем, что плотность льда незначительно меньше плотности прохладной или же холодной воды. Благодаря этому лед плавает на поверхности воды. Все водоемы начинают замерзать сверху вниз, что позволяет спокойно существовать и не замерзать водным обитателям на дне. Итак, теперь мы в подробностях знаем о том, расширяется или сжимается вода при замерзании.
Интересный феномен
Горячая вода замерзает быстрее холодной. Если мы возьмем два одинаковых стакана и нальем в один горячей воды, а в другой столько же холодной, то мы заметим, что горячая вода замерзнет быстрее, чем холодная. Это не логично, согласитесь? Горячей воде нужно остыть, чтобы начинать замерзать, а холодной этого не нужно. Как объяснить данный факт? Ученые по сей день не могут объяснить эту загадку. Данный феномен имеет название «Эффект Мпембы». Открыт был в 1963 году ученым из Танзании при необычном стечении обстоятельств. Студент хотел сделать себе мороженое и заметил, что горячая вода замерзает быстрее. Об этом он поделился со своим учителем физики, который сначала не поверил ему.
Источник
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Изменение объёма воды при замерзании»
Марина
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Изменение объёма воды при замерзании»
Цели:
— доказать, что при замерзании объём воды изменяется;
— продолжать знакомить детей с различными агрегатными состояниями воды;
— продолжать развивать у детей познавательный интерес к экспериментальной деятельности;
— учить устанавливать не сложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различное состояние воды и переход одного состояния в другое;
— развивать у детей способность сравнивать, делать выводы.
Материал для проведения опыта – эксперимента:
— обычная водопроводная вода.
Описание опыта – эксперимента.
Вспоминаем с ребятами об уже знакомых свойствах воды.
Рассказываю ребятам о том, что вода в природе может находиться в трёх состояниях: летом в водоёмах вода жидкая, вода в твёрдом состоянии – это лёд, снег, а газообразное состояние воды – это водяные пары, которые всегда есть в воздухе.
Проблемная задача – вопрос к ребятам: «Какие изменения происходят с водой при замерзании?»
Ребята рассуждают, высказывают своё мнение.
Предлагаю ребятам опыт – эксперимент, который поможет подтвердить или опровергнуть их высказывания.
В экспериментальной деятельности ребята всегда принимают самое активное участие.
1. Ребята аккуратно наливают воду в стеклянную баночку и в пластиковую бутылочку и устанавливают в пластиковый контейнер.
2. Выносим контейнер с сосудами, наполненными водой на участок группы.
В этом году зима преподносит нам сюрпризы – сильного мороза мы так и не дождались.
А ребятам было так интересно посмотреть, что же произойдёт с водой. Каждую прогулку они проверяли контейнер с сосудами. Так продолжалось 3 недели!
Я решила, чтобы ребята не разочаровались, и у них не пропал интерес к экспериментальной деятельности, заморозить воду в морозильной камере и поменяла сосуды с водой – и это того стоило! Ребята даже не заметили подмены!
Как же обрадовались ребята, когда однажды на прогулке обнаружили, что вода в сосудах, наконец – то замёрзла!
Напомнила ребятам о Правилах безопасности, обратив их внимание на осколки стеклянной банки в контейнере.
Аккуратно выставила из контейнера пластиковую бутылочку с замёрзшей водой и остатки стеклянной баночки со льдом.
Перед ребятами стояла задача – объяснить, почему стеклянная баночка раскололась, и с наружи оказалась льдина, напоминающая форму баночки. А вот пластмассовая бутылочка не лопнула, хотя слегка деформировалась и потеряла устойчивость.
Ребята высказывают свои догадки и предположения, стараясь дать им объяснения.
Кто – то из ребят высказал предположение, что может быть, вода в пластмассовой бутылочке не совсем замёрзла! И сейчас же проверяют – откручивают крышку и переворачивают бутылочку горлышком вниз.
Каждый из ребят смог убедиться в том, что вода в бутылочке замёрла, превратившись в лёд, и не вытекает из бутылочки.
Прогулка закончилась, мы возвращаемся в группу и с собой берём весь экспериментальный материал.
Через некоторое время ребята отмечают, что в помещении от тепла лёд в бутылочке и льдина из баночки начали таять.
Вывод.
Объём воды при замерзании изменяется. Частички воды расширяются, возникает большое напряжение, которое давит на стенки банки и хрупкое стекло не выдерживает – оно раскалывается.
А вот пластик, из которого сделана бутылочка – эластичный, он слегка растягивается и не даёт льду разорвать стенки пластмассовой бутылочки.
При температуре 0 градусов лёд тает, превращаясь в воду.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!
Экспериментальная деятельность детей. Опыт-фокус «Липкий стакан» Дети по своей природе – любознательны, им хочется обо всём узнать! Интересные занимательные эксперименты помогают удовлетворить детское.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт-фокус «Шарик на спице» Цели: — вызвать у детей удивление, которое в свою очередь рождает интерес к окружающему – желание узнавать, экспериментировать; — развивать.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Исследование давления воздуха» Цели: — развивать у детей любознательность и интерес к исследовательской деятельности; — исследование давления воздуха; — развивать.
Опыт «Исследуем влагостойкость бумаги». Экспериментальная деятельность детей Цели: — формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; — закрепление и обобщение знаний о различных свойствах бумаги;.
«Свойства воды и песка». Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда». Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт-фокус «Дырявый пакет» Цели: — поддерживать у детей интерес к экспериментальной деятельности; — доставить детям радость; — учить выражать свои положительные.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Почему шарик надулся?» Цели: — продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; — показать детям, как различные состояния веществ могут.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Шарик-магнит» Цели: — продолжать формировать у детей познавательный интерес; — развивать у детей наблюдательность и мыслительную деятельность во время.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт со стаканом Цели: — удивить детей, вызвать интерес к происходящему; — формировать желание экспериментировать и узнавать; — подводить к самостоятельным.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Тёплый воздух надувает шарик» Цели: — формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; — закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; — развивать.
Источник
Расширение воды при замерзании
Наступает зима, а вместе с ней традиционно приходят аварии на водоопроводах. В сильные морозы основная причина таких аварий – замерзание текущей воды. При этом, как известно, происходит ее расширение, так что образующийся лед легко разрывает трубы (для справки: плотность льда – 917 кг/м 3 , плотность воды – 1000 кг/м 3 , то есть объем увеличивается в 1.1 раза, что довольно существенно). Аналогичное явление происходит, если на зиму оставить воду в емкостях с водой (например, на даче).
Для изучения данного явления в домашних условиях используем обычную консервную банку. В данной банке изначально было концентрированное молоко, которое было вылито через два аккуратно пробитых отверстия. Затем в банку заливается вода – так, чтобы внутри не осталось воздуха. Проще всего это сделать, погрузив ее в кастрюлю с водой. Когда из банки перестанет выходить воздух, она будет полностью заполнена водой.
После этого аккуратно запаиваем отверстия и помещаем нашу банку в морозильную камеру (зимой можно на улицу). Если подождать день-два, то станет хорошо заметно, как расширившаяся вода (лед) выдавила нижнюю крышку банки.
В качестве домашнего задания предлагаю следующие вопросы:
1. Почему замерзающая вода выдавливается именно нижнюю крышку, и практически не влияет на верхнюю? (хорошо видно на видео)
2. Что произойдет с банкой, если сейчас растопить лед, и снова заморозить? Если повторить такую процедуру несколько раз?
-
0lympian 16 ноября 2010, 12:41 Как запаять ПОЛНУЮ банку с водой? О_о
Ничего не получится – это уже опыт по теплопроводности и теплоемкости
0lympian | 16 ноября 2010, 12:47 |
> 1. Почему замерзающая вода выдавливается именно нижнюю крышку, и практически не влияет на верхнюю?
Подозреваю, что в результате того, что лед легче незамерзшей воды, первые кристаллы льда всплывают, комбинируясь друг с другом и в верхней части замерзание происходит быстрее.
Стоит отметить, что с другой стороны, есть конвекция, которая будет действовать ровно наоборот, поднимая более теплую воду наверх, и препятствуя там ледообразованию. Однако мне кажется, что при медленном равномерном промерзании этот эффект нивелируется.
Ну а далее уже готовый лед, сформировавшийся в верхней части еще до сильного расширения, в некоторой степени «держит форму», не позволяя сильно деформироваться крышке.
0lympian | 16 ноября 2010, 12:49 |
> 2. Что произойдет с банкой, если сейчас растопить лед, и снова заморозить?
Очевидно, что объем воды вернется к первоначальному. Однако за счет чего – тут есть предположение, что вдавится не донышко (оно сильно сводообразное стало), а боковая стенка банки.
Ну а при последующих циклах, пожалуй, баночка помнется еще сильнее, пока не порвется
Administrator | 16 ноября 2010, 19:07 |
Как запаять ПОЛНУЮ банку с водой?
Согласен. Идеальное запаивание тут не получается. Так, наляпывание припоя сверху, лишь бы вода не вытекала. Кстати, в месте пайки действительно образуется водяной пар при нагреве паяльником.
Очевидно, что объем воды вернется к первоначальному. Однако за счет чего – тут есть предположение, что вдавится не донышко (оно сильно сводообразное стало), а боковая стенка банки.
Если бы баночка была абсолютно герметична – тогда да, вдавилась бы боковая стенка. А так все равно воздух проникает. Поэтому после разморозки получается, что сверху появляется воздух, во время заморозки дно выдавливается еще сильнее, и так далее, пока совсем его не вырвет.
P. S. Сегодня разморозил банку, и поставил на второе замораживание. Посмотрим, что из этого получится.
владимир | 16 ноября 2010, 20:32 |
1. пробовал запаять не выходит! смог только заварить полуавтоматом (электро–сваркой) заморозил, разморозил дно не втянулось подумал из–за воздуха, взял другую банку впаял пипку от камеры проверил воздухом на 2 атм утечек нет залил воды воздуха нет! заморозил разморозил бока почти не втянулись проверил через час появилось избыточное давление и мне кажется что при заморозке и разморозке воды выделяется растворенный в ней воздух потому и бока не втягиваются
2, вода кристаллизуется сверху (река зимой, бочка с водой) лед легче воды, думаю, что и холодно–проводность.
Administrator | 17 ноября 2010, 14:53 |
Владимир, вы серьезно подошли к эксперименту. Не написали самое главное – какие банки брали, и что произошло с ними при заморозке воды.
владимир | 17 ноября 2010, 21:27 |
банка такая же как и ваша из–под молока произошло все анологично как у вас после разморозки слегка спало напряжение размораживал при комнатной температуре мне кажется стоит учитывать температуру воды в моем случае это 7 градусов, а комнатная 25 градусов тоже наверное влияет. сейчас проверяю что будет если банки положить набок швом к верху и швом к низу!
Administrator | 18 ноября 2010, 06:21 |
сейчас проверяю что будет если банки положить набок швом к верху и швом к низу!
Интересно! Дайте ссылки на фотографии результатов, если будет возможность.
Евгений | 12 января 2011, 18:01 |
> 1. Почему замерзающая вода выдавливается именно нижнюю крышку, и практически не влияет на верхнюю?
Пологаю что процесс заморозки, учитывая то что банка находилась в пластиковой таре, протикал не ровномерно. Первым стала замерзать верхняя часть банки потому как она была ближе к холоду нижняя же часть нахоидась там где между стенками пластика и ж. банки находился воздух чуть теплее чем с верху. Далее обледенение внутр верхней части банки придовало ей дополнительную прочность но превращаясь в лед вода расширялась и давила на жидкость в нижней части ж. банки.
гражданина | 13 июля 2011, 20:46 |
> 1. Почему замерзающая вода выдавливается именно нижнюю крышку, и практически не влияет на верхнюю?
1. лед образуется сверху. это обусловлено тем, что остывающая (а не замерзающая вода как пишет автор) поднимается к верху за счёт того что при остывании (от 4 градусов до 0) плотность уменьшается.
2. остывающая (а не замерзающая вода как пишет автор) за счет увеличения обьема давит уже не на крышку а на ледяную «шайбу» которая распределяет усилие по всей площади крышки равномерно. наиболее «слабая» часть крышки (от центра) подвергается такому же давлению что и наиболее «сильные» части (возле боковых стенок). вследствие этого усилие создаваемое остывающей водой гаситься «сильной» частью крышки. в нижней же части льда нет, вода давит на «сильные» части, они не прогибаются, общее давление переходит на «слабые» части, не поглощаясь «сильными» (потому что усилие через воду передается во всех направлениях). както вот так.
Wulkan | 24 августа 2011, 08:24 |
Запаивание банки это все ерунда, на даче стояла бочка с водой без крышки, и к весне у нее выдавило днище. скорее всего промерзание идет сверху вниз и внизу создается избыточное давление. лед примерзший к стенкам не дает расширения вверх
Andrey | 23 октября 2011, 04:17 |
Тов. Ученые! А может кто подскажет какое давление оказывает замерзающая вода и образовавшийся лед на стенки сосуда?
Scolar | 4 ноября 2011, 12:27 |
Спасибо, интересный эксперимент! Особенно интересно, что именно нижняя крышка выдавилась. Интересно, это зависит от того, стоит ли банка на ней в морозильнике, или подвешена, к примеру, на пластиковых элементах? Существует также такой фактор, как плавление воды при повышении давления (зависит также от температуры), из–за чего коньки скользят по льду и т. д.
Kalstrams | 1 мая 2012, 20:53 |
Не мудрите. Продавило низ, потому что гравитация работает и на эту банку + то, что с низу самая большая плотность воды при замерзании, по-этому не верху банально не было столько же массы для расширения, сколько ее было снизу.
Давление вычислит можно по p1/p2 = ((n вода)/(n лед))*T1/T2
Выдавится всегда нижняя крышка, разве что банка будет замерзать в условии постоянного вращения. Или в условии отсутствия воздействия гравитации.
Что-бы получить температуру льда для уравнения выше, мерим температуру банки, Q1=Q2, Q1=c*m*dT (банка)
Q2=c2*m2*dT2 + dL*m + c3*m2*dT3
вода охлаждается + вода кристаллизуется + лед охлаждается
dT3 = (c*m*dT-c2*m2*dT2-dL*m)/(c3*m2)
Это будет изменение температуры льда.
Подставите его в T=0+273-dT3 — будет температура Т2.
Температура T1 — воды — термометром когда вода войдет в термодинамическое равновесие с банкой.
p2 — давление льда, p1=pa+((m*9.8)/S(дна))
Вроде бы и все.
Получите p2, который будет равен величине давления, необходимого что-бы выдавить вашу банку на сколько-то.
В упрощенной форме эта задача выглядит так, и результат не абсолютно точен. Для точности тут надо было-бы проинтегрировать, да думаю это перебор.
Источник