Вейся ветер снег крути

синтаксический разбор простого предложения
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Материалы в помощь учителю при изучении темы «Синтаксический разбор простого предложения»

Скачать:

Вложение Размер
sintaksicheskiy_razbor.pptx 116.34 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правописание безударных гласных в корне слова. Н.. винка , д.. леко , нак .. рмить , к.. мандир , м.. лина , н.. чной , п..стух, п..левой, зап .. х , м.. ршрут , к.. ртошка , сп .. ртивный , зак .. ляться , ст..рожка, ост.. новка , осм .. треться , п.. хать , разд.. ваться .

Укажите причины постановки знаков препинания. 1) Тревожно заспешили на юг лебеди,журавли . 2) Тяжёлый, знойный воздух словно замер. 3)С неприветливого, ненастного неба моросило и моросило. 4)Вейся, ветер, снег крути. 5) Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык!

Синтаксический разбор простого предложения .

Цели урока: Повторить и обобщить изученное по теме «Простое предложение: виды предложений, члены предложения ». Познакомить учащихся с порядком устного и письменного синтаксического разбора простого предложения.3 ) Отработать навыки синтаксического разбора простого предложения. Повторить правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Развивать связную речь учащихся. 6) Воспитывать любовь к прекрасному.

Синтаксический разбор простого предложения. Порядок синтаксического разбора простого предложения. 1.Вид предложения по цели высказывания : повествовательное, вопросительное, побудительное. 2.Вид предложения по интонации : восклицательное, невосклицательное 3.Основа(главные члены) предложения. 4 .Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения: распространённое, нераспространённое 5.Второстепенные члены ( если есть). 6.Однородные члены ( если есть) 7. Обращение ( если есть).

1. Составьте предложение, выполнив предварительно ряд действий. 1. Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы возьмите определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями . 2. Из предложения Пушкин очень любил осень возьмите дополнение. 3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения Осень щедро одаривает леса краской. 4. Добавьте сказуемое из предложения Весна выстлала на лугу разноцветный ковёр . 5. Из предложения Куда ведёте нас, дороги? возьмите существительное, которое является обращением. 6. Добавьте союз и и продолжите предложение однородными членами.

2. Составьте предложение, выполнив предварительно ряд действий. 1 . Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок возьмите прилагательное, выступающее в роли определения, поставив его в именительном падеже женского рода единственного числа. 2. Из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом возьмите обстоятельство, употребив его в составленном предложении как подлежащее. 3. Добавьте глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван. 4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт возьмите обстоятельство. 5. Запишите полученное предложение, разберите его по членам.

3. Составьте из слов предложения, которые являются пословицами. Языка, без, и, колокол, нем. Язык, телом, да, всем, мал, владеет. Огня, слово, жжёт, недоброе, больней. Слово, сердце, заморозит, бездушное. Толковое, стоит, слово, целкового. Что, слово, в, дождь, человеку, доброе, засуху.

Жёлтыми листьями осень щедро выстилает дороги и … 2.Тихая ночь опустилась над городом.

Пословицы 1. Без языка и колокол нем. 2. Язык мал, да всем телом владеет. 3. Недоброе слово больней огня жжёт. 4. Бездушное слово сердце заморозит. 5. Слово толковое стоит целкового. 6. Доброе слово человеку что дождь в засуху.

Синтаксический разбор предложения Южный ветер иногда усыпает мой стол белыми лепестками.

Распространите предложения. День осени. Показывалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов. Ледок таял. Носилась паутина. Подул ветерок. Всё замёрзло.

Загадочное послание! У-жи Ь-но Е-та О-те Й-ва Ъ-уж А-ре Л-й В-бя Х-ть Е-да Ч-др Если вы твёрдо помните порядок букв в алфавите, то расшифруйте загадочное послание .

Источник

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 318, (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание

Домашнее задание: § 41, упражнения 209, 213 (устно).

Урок 48. Письмо
1. Проверка домашнего задания.
2. Слово учителя.

При помощи обращения одного человека можно назвать по-разному, выразить к нему уважение, проявить участие. По обращению легко понять, каков тот человек, который обращается: его настроение, отношение к окружающим, воспитанность.
— Какие слова обязательно должны быть в вашем обращении?
3. Материал для наблюдения (стр. 84).

— Каков стиль писем? (Разговорный.)
4. Слово учителя.

Письмо имеет свою композицию, обязательные части: зачин с обращением, основная часть, концовка.

— Найдите эти части в образцах писем.

— Соблюдают ли авторы письма речевой этикет?

— Послушайте, что писал А. П. Гайдар из Ялты в феврале 1937 года двум девочкам — пяти и семи лет.
Здравствуйте, детишки, весёлые ребятишки! Одна рыжеватая, другая косматая. Жить нам здесь очень плохо. Погода стоит какая-то дурацкая: ни снегу, ни мороза, а сплошная теплынь. Кроме того, из окон нашей комнаты не видно ни сугробов, ни ребятишек с санками, а только одна сплошная зелень да синее море.

Кормят нас здесь тоже очень плохо: всё разные пирожки да шашлыки, печенье да варенье, а чёрного хлеба не дали, жадюги, ещё ни кусочка.

Хоть бы вы нас, бедненьких, пожалели! А если не пожалеете, то мы рассердимся и снимем на всё лето дачу на берегу моря и заставим вас жить с нами. Вот тогда попробуете. Сразу завоете! С одной стороны — море, с другой — горы, с третьей — пальмы, а с четвёртой — виноград, мармелад, яблоки, черешни, малина, орешки, персики, бергамот — прямо-таки не знаешь, чего засунуть в рот.
— Каким вы представили себе автора этого письма?
5. Составление письма. Адресата выбирают учащиеся или может указать учитель.
Домашнее задание: § 41, упражнение 212.

Урок 49. Синтаксический разбор простого предложения

Цель урока: привести в систему усвоенные учащимися сведения о простом предложении, познакомить с порядком устного и письменного разбора.
1. Распространите предложения. (Запись на доске.)

День осени. Показывалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов. Ледок таял. Носилась паутина. Подул ветерок. Всё замерло.
2. Укажите причину постановки знаков препинания (устно).

1) Тревожно заспешили на юг лебеди косяки журавлей.

2) Тяжёлый, знойный воздух словно замер. (И. Тургенев.)

3) С неприветливого, ненастного неба моросило и моросило. (И. Бунин.)

4) Вейся, ветер, снег крути. (И. Суриков.)

5) Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык! (М. Горький.)
Учащиеся указывают виды однородных членов предложения и части речи, которыми они выражены.
3. На доске записано слово неутомимо.

— Какими однокоренными словами можно проверить безударную гласную в корне? (То́мный, исто́ма.)
4. Знакомство с порядком синтаксического разбора (стр. 85).

Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык!
— Охарактеризуйте его по плану.
5. Закрепление — упражнение 217.
6. Составьте предложения по схемам:

, и .
7. Объяснительный диктант.

Солнце слепит глаза и греет лицо. Жужжит отогревшаяся муха. Тёплый ветер поскуливает в ушах. Весенний день, весенняя лень, весенняя истома.

(Н. Сладков.)
Домашнее задание: § 43 — запомнить порядок синтаксического разбора, упражнение 218.

Урок 50. Пунктуационный разбор простого предложения

Цель урока: систематизировать изученный материал о постановке знаков препинания в простом предложении, познакомить с порядком устного и письменного разбора.
I. Повторение.

1. Какой частью речи выражены главные и зависимые слова? Замените зависимые слова-существительные однокоренными прилагательными и запишите.

Куртка матроса, костюм для карнавала, приметы осени, комната для детей, лодка рыбака, крик птиц, дробь барабана, шёлк парашюта.
Разберите по составу 2—3 прилагательных.

— Объясните правописание гласных и согласных.

Словарь. Карнавал, карнавальный.
2. Схематический диктант.

— Составьте схемы однородных членов предложений.

1) Хлеб и вода — молодецкая еда.

2) Чужое время не кради, своё побереги.

3) В ссорах и во вздорах пути не бывает.

4) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

5) Богачи едят калачи, да не спят ни днём, ни в ночи.

(Пословицы.)
— Сколько рядов однородных членов в каждом предложении?
3. Синтаксический разбор предложений (устный и письменный).

Стрижонок испугался света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме-стрижихе. Она прижала его крылышком к себе.

1. Знакомство с порядком пунктуационного разбора (стр. 86).
2. Упражнение 220.
III. Закрепление.

1. Объяснительный диктант.

Хорошо, спокойно жилось в норке. Скрип сделался стремительным, сильным. Но вдруг забеспокоились стрижи. Они летали, кружились, лепились на проводах. Эта тревога передалась и Скрипу. Он стал ждать. И в конце августа на рассвете услышал призывный голос вожака. Он звал в отлёт. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собой лето.

Где ты, маленький Скрип? Возвращайся скорее! Приноси нам на крыльях лето!

(По В. Астафьеву.)
2. Разбор простых предложений.

— Прочитайте предложения, в которых поставлены знаки препинания, произведите их устный пунктуационный разбор.

— Произведите синтаксический разбор предложений второго абзаца.
3. Составьте предложение по схеме:


Домашнее задание: § 44 — порядок пунктуационного разбора запомнить, упражнение 221 — сделать письменный пунктуационный и синтаксический разбор первого предложения.

Уроки 51—52. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» (упражнение 219)

Урок 53. Простые и сложные предложения

Цель урока: показать учащимся структурные различия между простым и сложным предложением, способы связи простых предложений в составе сложных.
I. Повторение.

1. Запишите предложения, укажите их грамматические основы.

1) И сладкий мёд в жару киснет.

2) Не жужжится пчёлке в ненастье.

3) Появление комаров поздней осенью предвещает мягкую зиму.

4) Первый прочный снег выпадает ночью.
— Найдите орфограммы-гласные и согласные в различных морфемах.

— Графически обозначьте окончания глаголов.


Словарь. Жужжать жужжание.
2. Синтаксический и пунктуационный разборы.

Всё влечёт, веселит мои взоры: золотая пчела на цветке, разноцветные бабочки крылья и прыжки воробья на песке,

(А. Плещеев.)
— Проверьте правописание гласных и согласных в корнях слов.

— Составьте схему однородных членов предложения с обобщающим словом. (Запись на доске.)
II. Новый материал.

1. Материал для наблюдения (стр. 87).

Делается вывод: сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонационно.

Выводы — графическое обозначение сложного предложения (стр. 88).
2. Упражнение 222 — образец рассуждения.
III. Закрепление.

1. Перечитайте последнее предложение, записанное в тетради. Определите, простое оно или сложное.

Вывод: предложение простое, вид предложения определяется не количеством членов предложения, а количеством грамматических основ.
2. Упражнение 223 — отличие простого предложения от сложного.
3. Упражнения 224, 225 — построить схемы
Дополнительное задание.

— Прочитайте сначала сложные бессоюзные предложения, затем — союзные.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что между однородными членами предложения и простыми предложениями в составе сложного могут употребляться одни и те же союзы. (Стр. 89 — на полях даны союзы и, а, но.)

Схемы:
4. Упражнение 225 — продолжение работы.
5. Определите, сколько простых предложений в каждом сложном. (Тексты записаны на доске без запятых.)

Тени вечера сгущаются,

Воздух влажен и душист,

И росою умывается

На деревьях каждый лист.

(С. Дрожжин.)
Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

(А. Плещеев.)
6. Объяснительный диктант.

Волчата выползли на свет, осмотрелись к осторожно подобрались к миске. Тут они забыли всякий страх. Они хватали куски, дрожали, захлёбывались, толкали друг дружку. Им надо было сразу проглатывать и рычать.

Еда кончилась, но волчата не собирались расставаться с миской. Один забрался в неё с ногами и старательно вылизывал последние крошки. Другой поднял голову, вздрогнул и уставился мне в лицо.

— С каким правилом вы сегодня познакомились?
Домашнее задание: § 45, упражнение 226.

Урок 54. Простые в сложные предложения (продолжение темы)

Цель урока: формировать умения различать простые и сложные предложения, находить границы простых предложений в составе сложного, составлять схемы.
1. Словарный диктант. (Вариант — с сигнальными карточками.)

Плыть по речке, по аллее, подарок для дочери, гонки в пустыне, дом на пустоши, дрожать от стужи, ждать встречи, на крайней калитке, в высшей степени, на верхней ступени, на нижней ступеньке.
— Определите строение словосочетаний, способы связи слов.

— Выделите корни слов с проверяемой гласной, подберите проверочные слова.
2. Определите, сколько простых предложений в каждом отрывке из стихов И. Бунина (устно).

1) Осень. Чащи леса,

Мох сухих болот.

2) Отцвели кувшинки.

И шафран отцвёл.

Лес и пуст, и гол.

3. Продолжение работы со сложным предложением.

1) Упражнение 227

2) Упражнение 228.

— Какие союзы могут соединять и однородные члены, и простые предложения; какие — только простые предложения в составе сложного?

Делается вывод: союзы что, чтобы, потому что, где, когда, если употребляются только для связи простых предложений в сложные (стр. 90 — союзы записаны на полях).
4. Анализ примеров из упражнения 228.

Солнце зашло за горы, и мы приближались к деревне.

Солнце зашло за горы, когда мы приближались к деревне.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в первом предложении обе части не зависят друг от друга и связаны таким же союзом, как однородные члены.

— Найдите в домашнем задании предложение с таким же способом связи.

Строение второго предложения похоже на строение словосочетания: от одной (главной) части можно поставить вопрос к другой — зависимой (подчинённой, придаточной). Ответ на поставленный вопрос — это зависимая часть сложного предложения.. Этот приём помогает определить границы простых предложений в составе сложного и правильно поставить знаки препинания. Можно предложить учащимся такую схему:

В классе с сильной подготовкой можно ввести термины сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.
5. Закрепление.

1) Упражнение 229.

2) Упражнение 232.
Домашнее задание: § 45, упражнение 230.

Урок 55. Синтаксический разбор сложного предложения

Цель урока: систематизировать изученное о сложном предложении, познакомить с порядком синтаксического разбора.
1. Самостоятельная работа.

— Вставьте пропущенные буквы.

1) Разв..вайте дар слова.

2) Разв..вайтесь, флаги!

3) Сп..ши аккуратно!

4) Сп..ши порадовать друзей.
Дополнительные задания.

— Сделайте синтаксический разбор второго предложения (устно).

— Составьте предложения, в которых слово флаги является подлежащим и дополнением. (На флаги. )
2. Укажите простые и сложные предложения (устно).
1) Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.
2) Как царица отпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!
3) И к царевне наливное

Прямо яблочко летит.
4) Женихи ей поклонились,

И согласно все опять

Стали жить да поживать.
5) Я там был, мёд, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

(А. Пушкин.)
3. Продолжите каждый из начатых примеров, что бы получилось: 1) простое предложение с однородными членами; 2) сложное. (Запись на доске.)

1) Выгляну..ло солнышко и _ _

2) Тёплый луч не дотянулся до земли, а _ _

3) Листья шелестели тихо, но _ _
4. Синтаксический разбор предложения.

Берёзки последнее своё золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. (М. Пришвин.)
5. Знакомство с порядком разбора сложного предложения (стр. 91—92).
6. Закрепление — упражнение 233.
7. Объяснительный диктант.

Пряник конем! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Его можно засунуть под рубаху, бежать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот.

(По В. Астафьеву.)
— Укажите сложные предложения, количество и способ связи простых предложений в каждом из них.
Домашнее задание: § 46. Выписать из прочитанных произведений 2 сложных предложения и сделать синтаксический разбор; упражнение 236.

Урок 56. Заглавие, основная мысль текста
1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся представляют планы сообщения на тему «Простые и сложные предложения».

— Каков стиль плана?
2. Чтение отрывка из рассказа В. М. Пескова — упражнение 234.
3. Беседа

— Докажите, что прочитанный отрывок из рассказа — текст.

Учащиеся должны указать, что рассказ ведётся о последовательно происходящих событиях, предложения раскрывают основную мысль, связаны между собой. Текст можно озаглавить; он отличается законченностью.

— Укажите, какие типы речи соединены в тексте.

(Тип речи — повествование с элементами описания.)

— Какое из предложенных заглавий точнее отражает основную мысль текста? Докажите это.

Источник

Читайте также:  Время максимального наложения жгута зимой
Оцените статью