Вальс это бывает зимой

Вальс о вальсе

«Однообразный и безумный» — так охарактеризовал танец вальс А.С.Пушкин в «Евгении Онегине».
Одноообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

Ну, «однообразный» — это еще как-то понять можно. Но вот почему «безумный»?
Оказывается, у вальса тогда была репутация непристойного, излишне вольного танца. В тогдашних правилах говорилось: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, … чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».
Эх, посмотрели бы те, кто писали эти правила, как танцуют сегодня без всякой «надлежащей осторожности»! Они бы подумали, что попали в дом умалишенных или на какой-то сатанинский праздник.

Гете тогда считал вальс настолько интимным, что клялся, что не позволит своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя.
Недоброжелательно относился к вальсу и Байрон. С насмешкой он писал тогда об этом танце:
Рука партнера очень лихо
Украдкой проскользнуть под вырез лифа,
Иль беспрепятственно погладить талию,
Иль … помолчим мы скромно … и так далее.
А дама может ручкою своею
Партнеру сжать плечо и даже шею.
Духовники считали вальс «греховным», «вульгарным» и «непристойным».

Когда вальс появился в России, к нему отрицательно отнеслась Екатерина-2. А Павел-1, взойдя на престол, специальным указом запретил танцевать вальс в России. Особенно против вальса была жена Павла-1 Мария Федоровна. Долго находился под запретом вальс и в Англии.

Но вальс упорно продолжал пробивать себе дорогу. Его критикуют, запрещают, но не танцевать уже не могут. Современник в 1791 году писал: «В Берлине мода на вальс и только на вальс». Даже угрюмый старик Державин, увидев танцующих вальс, воскликнул: «Нет! Нет! Самое пламенное воображение поэта никогда не может породить подобного».

Читайте также:  Уличные фонари лед настенный

Наконец, и в России вальс приобрел большую популярность, и даже переплюнул европейцев. Это признавали даже европейские путешественники. В середине 19 века они писали, что русские настоящие мастера вальса, и танцуют его с такой быстротой, ловкостью, почти воздушностью, каких не выдержит ни англичанин, ни немец, ни француз.

Вальс! Удивительный танец, которому уже два века покоряется весь мир.
Если на сердце грустинка –
Мало ли вдруг почему!
С вальсом поставьте пластинку,
Все расскажите ему.
С легким изящным поклоном
С вами простится печаль.
Вальс – это танец влюбленных,
Вальс – это все-таки вальс!
Пусть на земле нашей старой
Новые вальсы звучат…
Пусть восхищенные парни
Кружат счастливых девчат.
Пусть в тишине затаенной
Кружатся звезды для нас…
Вальс – это танец влюбленных,
Вальс – это все-таки вальс!

Не одну прекрасную дамскую ножку я отдавил своей ступней 43-го размера пока учился танцевать этот вальс. Почему-то трудно он мне давался.
Вальс по праву называют королем танцев, а Иоганна Штрауса – королем вальса. Он написал 168 вальсов, не считая множества разных полек, кадрилий, маршей, мазурок и оперетт. В 1856 году он приехал в Россию, в Петербург, где давал концерты до 1865 года, и где имел ошеломляющий успех. Модны даже стали прически под Штрауса.
Иоганн был молод (31год), красивый, стройный, им восторгались все, особенно женщины. Но Штраус безумно влюбился в Ольгу Смирнитскую, весьма милую, образованную в музыкальном отношении девушку. Она даже сама неплохо сочиняла музыку. Мучительна для него была эта любовь. Родители Ольги были против такого брака, и когда Иоганн попросил у них руки дочери, получил отказ. «Капельмейстер не лучшая пара для дворянки».

Читайте также:  Gastrorag db 07 плохо скидывает лед

Об этих концертах Штрауса в Петербурге и о страстной любви его к Ольге Смирнитской в 1971 году вышел фильм «Прощание с Петербургом». Жаль, что этот замечательный фильм немного подзабыли и не показывают сегодня по телевидению.
Уже в наше время, вышла книга австрийского журналиста Томаса Айгнера «Иоганн Штраус – Ольга Смирнитская. 100 писем о любви». В этой книге (ее можно скачать в интернете) все письма Иоганна к Ольге. Вот отдельные выдержки из этих писем, по которым можно почувствовать, какая страстная и красивая была у них любовь.
«Мой ангел, Ольга, я снова совершенно счастлив и хочу целовать Тебя миллион раз»
«Так возьми же мое сердце, чтобы оно могло доказать Тебе, как любит Тебя»
И вот еще:
«Когда плачет сердце, это любовь. Когда от сердца рыдает музыка, это вечная любовь»
Уезжая из России, Иоганн написал трогательный вальс «Прощание с Петербургом». В этом вальсе плачет его сердце по Ольге и рыдает музыка.
В 1865 году Штраус дал последний концерт и покинул Россию. Его провожали неистовыми аплодисментами.

О вальсе сказано не мало,
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.
Сказал поэт, и он прав.

В 60-70 годы в выходные и праздничные дни в парках и других местах отдыха играли духовые оркестры. Я с замиранием сердца слушал в их исполнении вальсы «На сопках Маньжурии», «Амурские волны», «Киевский вальс», «Севастопольский вальс», вальсы из кинофильмов «Берегись автомобиля», «17 мгновений весны», «Мой ласковый и нежный зверь» и другие.
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!
Теперь зима и те же ели,
Покрыты сумраком стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс!
Н.Листов

Вальс! Есть ли танец лучше, красивей? Раздаются голоса, что вальс сегодня не моден, устарел. Это не верно. В свое время были модными твист, семь-сорок, разные буги-вуги и чарльстон. Где они сегодня? А вальсу вот уже два века покоряется мир.
Да, сегодня его реже танцуют, но он звучит всюду: в серьезной и легкой музыке, в опере и оперетте, в балете и песне. Слова о том, что вальс устарел и не моден опровергает композитор Э.Колмановский в песне на слова Е.Евтушенко «Вальс о вальсе»
Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость,
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Почему не могу я забыть этот вальс?
Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной,
Вальс оттеснен, без вины виноватый,
Но затаен он всегда и везде со мной,
И несет он меня, и качает меня, как туманной волной.

Смеется вальс над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит, не ворчит.

Вальс воевал, он в шинели шел запылен,
Вальс напевал про Маньчжурские сопки,
Вальс навевал нам на фронте «Осенний сон»,
И как друг фронтовой не забудется он.
Вальс у костра где-то снова в тайге сейчас,
И Ангара подпевает, волнуясь,
И до утра с нами сосны танцуют вальс,
Пусть проходят года, все равно никогда
Не состарится вальс.

Поет гармонь, поет в ночном полумраке,
Он с нами, вальс, в ковбойке, а не во фраке,
Давай за вальс поднимем наши фляги,
И мы ему нальем, нальем,
И споем, и споем.
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Никогда не смогу, никогда не смогу
Я забыть этот вальс.

Нет, не устарел вальс. Красота не стареет, она вечная.

Источник

«Зимушка-зима». Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе

Марина Чичайкина
«Зимушка-зима». Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе

Ход занятия:

Муз. рук. Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

Давайте и мы с вами поздороваемся.

Муз. рук-ль Зима пришла непрошено

Зима пришла тайком.

Все улицы снежком.

Ну а мы пойдем гулять

Ножками снежок топтать.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым

Поднимай повыше ногу проложи другим дорогу.

А теперь бочком, бочком друг за другом все бегом

Ножка ножку догоняла все бочком за ней скакала.

Муз. руков. — Ребята я получила очень интересное письмо и хочу его сейчас

прочитать вам. Хотите узнать, что в нем написано?

Муз. рук-ль (Читает) Здравствуйте ребята! Мы живем на острове Чунга-

Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы.

Какая она зима? Напишите нам о ней или нарисуйте, пожалуйста!

До свидания! Жители острова Чунга-чанга!

Муз. рук-ль. Ребята, давайте поможем жителям острова Чунга-чанга узнать,

что такое зима, и какая она бывает. Мы расскажем о зиме в

наших песнях, играх, рисунках. В конце занятия вложим рисунки

в большой конверт и отошлем жителям острова. Договорились?

Ребенок. Как поработала зима!

Какая ровная кайма,

Не нарушая очертаний,

Легла на кровли стройных зданий,

Снежинки падали с небес

В таком случайном беспорядке,

А улеглись постелью гладкой

И строго окаймили лес.

Муз. рук-ль Ребята, а знаете ли вы, что зимний пушистый снег – это бывшие

снежинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру. Снежинки легкие,

воздушные, музыку их танца почти невозможно услышать, но ее

можно придумать. Сегодня мы с вами послушаем музыку вот этого

композитора (показываю портрет П. И. Чайковского) Как же его

Дети. Петр Ильич Чайковский.

Муз. рук-ль Конечно же, это русский композитор Петр Ильич Чайковский. И сегодня мы послушаем «Вальс снежных хлопьев». (Слушание «Вальс снежных хлопьев». П. И. Чайковского)

Муз — рук-ль. Ребята, а подскажите мне, а какие основные жанры в музыке вы знаете?

Дети — Песня, танец и марш.

Муз. рук-ль. А какому жанру относится это произведение?

Муз. рук-ль. А какой это танец?

Дети. Это танец — вальс.

Муз. рук-ль. Правильно это танец вальс. Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и определённым ритмом. Само слово “вальс” происходит от слова “кружиться”.

Муз. рук-ль. Вам понравилась музыка? Какая она была по характеру?

Дети. Сказочная, волшебная.

Муз. рук-ль. Ребята, а давайте с вами поиграем в игру. Я вам буду называть характеры музыки. А вы будете ловить в ладошки только те характеры, которые относятся к этому произведению (называю характер музыки) — сказочная, решительная, торжественная, волшебная, строгая, суровая, кружащаяся, сильная, полетная, изящная, сердитая, маршевая, воздушная, волнующая.

Муз. рук-ль. Как вы думаете музыку исполнял один муз. инструмент или много?

Дети. Музыкальных инструментов было много.

Муз. рук-ль. «Вальс снежных хлопьев» исполнял симфонический оркестр. А какие инструменты симфонического оркестра вы знаете?

Дети: Скрипка, флейта, фортепиано, труба, туба, виолончель, ударные.

Муз. рук-ль. Правильно, молодцы! А посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф и скажите, какие инструменты не играют в симфоническом оркестре.

(на фланелеграфе изображения инструментов, дети должны убрать лишние)

Дети. Балалайка, деревянные ложки и гармонь не играют в симфоническом оркестре. Это народные инструменты.

Муз. рук-ль Правильно! Молодцы! А вы помните, Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец.

Пока девочки готовятся к танцу, мальчики должны взять музыкальные инструменты, которые больше всего подойдут для танца снежинок. А какие инструменты мы будем использовать для танца снежинок.

Мальчики. Колокольчики, металлофоны.

(повторное слушание фрагмента «Вальс снежных хлопьев» с импровизацией девочек и игрой мальчиков)

Муз. рук-ль Ребята я думаю, вы знаете много стихов про снег и

снежинки, и я попрошу…. Рассказать нам одно стихотворение.

Реб. Как на горке — снег, снег

И под горкой — снег, снег.

И на елке — снег, снег.

И под елкой — снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тише, тише не шуметь.

Муз. рук-ль. А давайте мы к этому стихотворение создадим, красочный аккомпанемент. Возьмите, пожалуйста, со стола мешочки, а Илюша возьмет расческу для озвучивания медведя.

Муз.рук-ль: Ребята, всегда ли зима холодная, суровая, снежная? А какая еще бывает зима, вы догадались?

Дети: Веселая, задорная, бодрая, озорная.

Муз.рук-ль: Да, зима приходит к нам веселая, игривая, бойкая. И давайте споем песню про мордовскую зиму.

Муз. рук-ль. Ребята, а вы зимой любите на улице гулять?

Муз. рук-ль. Тогда я вам предлагаю пойти на зимнюю прогулку.

Мы во двор пошли гулять, (ритмично сжимаем пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять, (ритмично сжимаем пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)

Бабу снежную лепили (имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (имитировать движения по тексту)

С горки мы потом катались, (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись, (поворачивать ладошки то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)

Съели суп, и спать легли, (имитировать движения по тексту).

Муз. рук-ль. Как хорошо мы погуляли с вами. Ребята, а вы не забыли, что нам надо еще нарисовать рисунки чтобы отправить их в письме жителям острова Чунга- чанга! Я думаю самое время сейчас начать эту работу. Садитесь, пожалуйста, за столы.

Воспитатель. Очень красива зима в своем белоснежном убранстве. Посмотрите на картины (зимние пейзажи) художников. Ребята, а какая бывает зима?

Дети. Зима бывает разная — суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая. Но бывает и красивая, белоснежная веселая, волшебная, чудесная.

Воспитатель. Правильно ребята. За красоту зимы люди придумали ей ласковые названия. Какие?

Дети. Зимушка-зима, зима-волшебница, гостья-зима.

Воспитатель. Вспомним, как выглядят деревья и кусты зимой? Чем покрыта земля? С чем можно сравнить мягкий пушистый снег?

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам нарисовать свою картину зимы.

Муз. рук-ль. Пока подсыхают ваши картины, давайте станцуем веселый танец.

Танец «Веселая полька»

Муз. рук-ль. Теперь когда высохли ваши рисунки, мы их вложим в большой конверт и отправим жителям острова Чунга- Чанга!

Конспект НОД совместно с родителями и детьми раннего возраста. (Из опыта работы Центра игровой поддержки родителей …) Конспект игрового занятия «Осенний листопад»Цели: • создавать условия, способствующие эмоциональному сближению взрослых и детей; • развивать.

Конспект открытого просмотра на тему: «Затерянный город» Программное содержание: • Формировать умение слаженно работать в паре, подгруппе. • Создать игровую ситуацию, способствующую возникновению.

Источник

Оцените статью