- Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка» 6 класс тест по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Практическая работа по тропам методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка» 6 класс
тест по русскому языку (6 класс) на тему
Теория и практика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_tem1.docx | 20.63 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка» 6 класс
1 вариант
I. Теория :продолжите предложение
1. Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений-
2 Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия-
3. Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность-
4. Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету-
II. Анализ текста(подчеркнуть!)
1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою травкой
Прошлогодние мокрые стружки… (А.Блок)
2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… (И.Бунин)
3. Из данных стихотворных строк выписать метафору.
Он (парк) был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином… (И.Северянин)
4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.
Парк шепчет: «Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…» (И. Северянин)
5. Прочитайте стихотворение и выполните задание
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа:
В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы . Ее красота подчеркивается многочисленными ……. (точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и …………… (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря ………………..мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»)
Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»
2 вариант
1. Теория: продолжите предложения
1. Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений-
2. Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету-
3. Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность-
4. Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия-
II. Анализ текста (подчеркнуть!)
1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.
Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть. (С.Есенин)
2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)
3. Из данных стихотворных строк выписать метафору.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин)
4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна…(С. Есенин)
5. 1) Прочитайте стихотворение и выполните задание
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо многоточий вставьте названия изобразительно-выразительных средств. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа:
В стихотворении С. Есенина ночная природа живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку, она живая, это передается с помощью …………… («дремлет река», «все спит»). Красоту ночного леса мы видим, благодаря многочисленным ……………(«серебрится река, серебрится ручей, серебрится трава…). Любовью к земле, к ее лесам и рекам проникнуто это стихотворение.
Ответы на вопросы контрольной работы
Вариант 1
1-а, 2-в, 3-г, 4-б
1. под нежной травкой
2. песок как шелк
3. в зеркалах луж
4. парк шепчет (я жил)
5. сравнениями, метафоры, эпитетам (сравнения, метафоры, эпитеты)
Вариант 2
1-а, 2-б, 3-г, 4-в
1. в мягких снегах
2. словно белою косынкой
3. стелет шаль (снег)
4. дремлет лес
5. олицетворений, метафорам.
Критерии оценки
Теория – 4 балла (по 1 баллу за правильный ответ)
Анализ текста – 7 баллов (по 1 баллу за задания 1-4, 3 балла – за 5 задание)
Творческое задание – 5 баллов
(раскрытие темы, точность словоупотребления, выразительность речи, образность, эмоциональность)
Всего — 16 баллов
Оценка работы
«2» — 1-4 балла
«3» — 5-9 баллов
«4» — 10-13 баллов
«5» — 13-16 баллов
Источник
Практическая работа по тропам
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Хороший материал для подготовки к ЕГЭ Часть В8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya__rabota_po_tropam_i_figuram_rechi1.docx | 33.87 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский)
2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)
3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
В. «Я три тарелки съел». (Крылов)
4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой)
5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
Д. «Автор «Героя нашего времени».
6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.
Е. «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький)
Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.
А. «Снег валил с неба пудами».
2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление
Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин)
3) Использование описания вместо собственного имени или названия.
В. «Город на Неве приютил Гоголя».
4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин)
5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Д. «Грустное веселье продолжалось…»
6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление.
Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь)
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.
А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин)
2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач)
3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.
В. «Цветы, любовь, деревня,
Праздность. Поля!» (Пушкин)
4. Риторическое обращение
4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.
Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». ( Жуковский)
5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой.
Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин)
6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов)
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.
А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)
2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)
3. Риторический вопрос
3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)
4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)
5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.
Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)
6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.
А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)
2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)
3. Риторический вопрос
3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)
4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)
5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.
Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)
6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «Погиб поэт, невольник чести,…» (Лермонтов)
Б. «Горит восток зарею новой» (Пушкин)
В. «…раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский)
Г. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин)
Д. «Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением» (Некрасов)
Е. «…гадает ветреная младость» (Пушкин)
Ж. «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик» (Некрасов)
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь».
Б. «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…»
В. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»
Г. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…»
Д. «И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!»
Е. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».
Ж. «Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…»
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «…миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь)
Б. «…заря алая подымается… в небо чистое смотрит, улыбается» (Лермонтов)
В. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин)
Г. «…настанет год, России черный год» (Лермонтов)
Д. « Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов)
Е. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)
Ж. «И сойдешь ты в могилу … герой, втихомолку проклятый отчизною» (Некрасов)
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «Там жених с невестой ждут, — нет попа,
Там младенца берегут, — нет попа,
Б. «Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое».
В. «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова».
Г. «Поэт внезапно встал. Побледнел».
Д. «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!»
Е. «Москва! Москва. люблю тебя, как сын…»
Ж. «Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!»
Проверочный тест. 1 вариант
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)
Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.
Путь шел по целине; люди падали с обрывов.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой.)
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь не пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
«Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет:
Исчезнем мы, — а миру хоть бы что! (Омар Хайям.)
8. Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. (А. Пушкин.)
9. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А. Пушкин.)
10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)
Проверочный тест. 2 вариант
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .
1 . Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов.
2. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин)
3 . Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра. (А. Пушкин)
4. И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)
Ты и бессильная,
Матушка Русь! (Н. Некрасов)
6. Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)
7. И невозможное возможно,
Дорога долгая легка. (А. Блок)
8. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы… (А. Пушкин)
9. Степям и дорогам
Камням и порогам
Не найден счет. (Э. Багрицкий)
10. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Риторический вопрос — В
5.Риторическое обращение — Е
Композиционный стык — А
Ключ к проверочному тесту 1 вариант:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.
Ключ к проверочному тесту 2 вариант:
Эпитет. 2. Риторический вопрос. 3. Сравнение. 4. Метафора. 5. Анафора и антитеза. 6. Градация. 7. Оксюморон. 8. Многосоюзие и эпитет. 9. Эпифора и параллелизм. 10. Метонимия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре.
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год .
На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп.
Решаемые задачи: обобщение и систематизация представлений учащихся о мультимедийных технологиях; публичное представление презентаций.На уроке используется военно-патриотическая музыка и звуки природы.
Источник