- Художественные средства выразительности в «Зимнее утро» Пушкина
- Тропы
- 1. Метафоры
- 2. Метонимия
- 3. Эпитеты
- 4. Гипербола
- 5. Олицетворения
- 6. Сравнения
- Фигуры
- 1. Риторическое обращение
- 2. Анафора
- 3. Лексический повтор
- 4. Антитеза
- 5. Инверсия
- Звукопись
- «Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
- Эпитеты
- Олицетворения
- Метафоры
- Сравнения
- Архаизмы
- Стилистические средства выразительности
- Утренний снег это эпитет
- Как «работают» эпитеты? Анализ лексики в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро». Исследовательская работа.
Художественные средства выразительности в «Зимнее утро» Пушкина
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» используются различные художественные средства и литературные приемы выразительности.
Тропы
1. Метафоры
- навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
- звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
- снег лежит коврами — снег все покрыл
- берег милый для меня — любимое место
2. Метонимия
- звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
- лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
- речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
- трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
- скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге
3. Эпитеты
- чудесный день
- прелестный друг
- северной Авроры
- на мутном небе
- тучи мрачные
- ты печальная
- голубыми небесами
- великолепными коврами
- прозрачный лес
- янтарным блеском
- веселым треском
- утреннему снегу
- нетерпеливого коня
- поля пустые
- леса густые
- берег милый
4. Гипербола
- звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.
5. Олицетворения
6. Сравнения
- звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
- луна, как бледное пятно
Фигуры
1. Риторическое обращение
- друг прелестный
- красавица
- друг милый
2. Анафора
- «…И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
3. Лексический повтор
- повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».
4. Антитеза
- «Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
- «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
- «Открой сомкнуты» — открыть закрытые
- «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа
Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.
5. Инверсия
- день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
- друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
- сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
- вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
- не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»
Звукопись
1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:
«Мороз и солнце; день чудесный. »
2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:
«…Блестя на солнце, снег лежит;..»
3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:
«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Это помогает передать треск горящих в печи дров.
4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:
«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»
5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:
«…Открой сомкнуты негой взоры…»
6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:
«… Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:
«… Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Источник
«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.
Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.
Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.
Эпитеты
Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.
- чудесный (день),
- прелестный друг,
- мутном (небе),
- голубыми (небесами),
- бурую (кобылку),
- нетерпеливого коня,
- пустые (поля),
- милый берег.
Олицетворения
Олицетворения иногда называют персонификациями. Это
- Носилась (мгла).
- Желтела (луна).
- Чернеет лес.
- Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).
Метафоры
Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;
- Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
- Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
- Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
- Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
- Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.
Сравнения
Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.
Архаизмы
В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:
сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».
Стилистические средства выразительности
В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:
- печальная – веселым;
- мутным – прозрачный;
- мрачный – янтарным блеском, блестит.
В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.
Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.
Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.
Источник
Утренний снег это эпитет
- Главная
- Пушкин без границ
- Разное
- Как «работают» эпитеты? Анализ лексики в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро». Исследовательская работа.
Как «работают» эпитеты? Анализ лексики в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро». Исследовательская работа.
Содержание.
Введение
В этом учебном году мы изучали произведения А.С. Пушкина и учились анализировать стихотворение. Учились определять тему стихотворения и его идею, выявлять лирического героя и настроение, рассматривали средства художественной выразительности. Особенно сильное впечатление произвело стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мы попытались провести лингвистический анализ с точки зрения использования автором особых средств языковой выразительности. Наше внимание привлекли эпитеты, которые в данном стихотворении играют главную роль. Поэтому мы выдвинули гипотезу, что эпитеты в стихотворении являются главным средством выразительности.
Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия [2].
Актуальность данного исследования в том, что анализ использования средств художественной выразительности, в частности эпитетов, позволяет использовать его результаты при анализе художественного произведения.
В академических трудах Е.А. Маймина и Д. Фомичева, которые на разных временных этапах исследовали произведения А.С. Пушкина, рассматриваемое нами стихотворение не анализируется. Акцент делается на идейно-художественное содержание произведений. Мы же рассматриваем авторские приемы создания художественного образа.
Объект данного исследования – художественный текст «Зимнее утро» А.С. Пушкина [5].
Предмет исследования – эпитеты в произведении А.С. Пушкина.
Цель исследования – выявить эпитеты в стихотворении, проанализировать их роль в произведении А.С. Пушкина.
- найти в тексте эпитеты, определить виды эпитетов;
- выявить, какие эпитеты использует автор для создания образов в стихотворении.
В ходе исследования мы использовали следующие методы:
- выборка цитатного материала;
- анализ отобранного материала.
1. Эпитет как средство выразительности
Начнем исследование с того, что определим понятия. В ходе работы мы вышли на некоторые лингвистические термины.
Средства выразительности – система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определённое словесное целое [6].
Эпитеты – это художественные определения. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора, задают настроение, создают образ, характеризуют, оценивают [8].
Колоративная лексика – это группа слов, выражающая значение цвета. Лексика, обозначающая цвет, как описательный элемент выступает в прямом значении, а также может иметь дополнительное образное значение [1].
Фигуры речи – термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта [6].
Итак, перед нами стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкина, написанное в 1829 году [5].
Сначала мы внимательно прочитали текст. У Пушкина созданы очень яркие картины вечерней бури и зимнего утра. Мы выявили все, на наш взгляд, эпитеты и отметили их в тексте (Приложение1).
2. Виды эпитетов
Виды эпитетов, которые мы нашли в теоретических материалах[9]:
- постоянные или фольклорно–поэтические (конь добрый, поле чистое, путь дальний, земля сырая, осень золотая, трава зелёная, солнце красное, ветер буйный, слово верное, буря черная, море синее) – они используются в устном народном творчестве, но поэты используют их и в своих произведениях;
- изобразительные (лазурная высь, тенистый сад, шёлковый узор);
- лирические (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет);
- сложные (светло–пушистая снежинка, румяно–золотистое яблоко);
- метафорические (снежинка смелая, нежная берёзка, колючая лестница, туманящий сон);
- метонимические (царапающий шепот, березовым веселым языком).
В стихотворении «Зимнее утро» пространство яркое, эмоционально наполненное. Значит, нужно рассмотреть те средства, с помощью которых поэт делает для нас зримой нарисованные им картины.
Мы вновь углубились в текст и провели выборку в соответствии с предлагаемыми видами эпитетов. Вот что у нас получилось:
- постоянные – нет;
- изобразительные – северной Авроры, под голубыми небесами, затопленная печь, кобылку бурую, утреннему снегу, нетерпеливого коня, поля пустые, леса густые;
- лирические – день чудесный, друг прелестный, ты печальная, великолепными коврами, друг милый, берег милый;
- сложные – нет;
- метафорические – на мутном небе, бледное пятно, тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском, веселым треском;
- метонимические – нет.
3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Слово мы употребляем в определенном контексте. Обратимся к материалам нашего учебника литературы: «Стихотворение было опубликовано в 1829 году. Оно полно жизнелюбия, очарования зимней природой и становится особенно радостным еще и оттого, что согрето чувством любви к красавице и благоговением перед ней. Очарованием зимнего утра, когда все залито солнцем и сиянием великолепных снежных ковров, усиливается с вьюжным вечером. Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно теплый, уютный дом, где «весёлым треском трещит затопленная печь», есть тёплая лежанка, возле которой «приятно думать», но можно еще насладиться прогулкой по «утреннему снегу» в санках.» [3]
Мы видим, что у А.С. Пушкина на первом плане человек и его чувства. Поэтому мы обратили внимание на большое количество эпитетов. При этом изобразительные придают цвет (2 колоратива – голубыми, бурую) и характеризуют описываемые предметы (северной Авроры, затопленная печь, утреннему снегу, нетерпеливого коня, поля пустые, леса густые). Непосредственно сами чувства передаются лирическими эпитетами (их 6, через них передается чувство к реалиям мира) и метафорическими (их тоже 6, через них мы видим предметы с несвойственной им стороны, что усиливает поэтическое переживание).
Заключение
Таким образом, мы нашли в тексте эпитеты, определили их виды. Оказалось, что именно они являются у А.С. Пушкина основным «материалом» для создания художественного мира стихотворения.
Мы выявили, какие виды эпитетов чаще всего использует автор для передачи чувств и создания образов в стихотворении. Особенно ярко это передано в третьей строфе. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»), при этом используются не только эпитеты, но и метафоры.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась полностью.
Мы выполнили эту работу, чтобы показать, что литературоведческое исследование можно провести на материале нашего учебника прямо на уроках и это по силам любому ученику, увлеченному литературой.
Литература:
- Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
- Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. Учебное пособие для студентов-заочников V курса факультетов языка и литературы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1980.
- Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]: под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
- Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. Наука, 1982.
- Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том первый. М. Художественная литература. 1985
- Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. С.-Пб.: Тускарора, 1996
- Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Наука, 1986.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. Москва: Издательство «Педагогика», 1988
- http://fb.ru/article/132321/chto-takoe-epitetyi-v-literature-epitetyi—chto-eto-znachenie-epitetov-v-russkom-yazyike
Приложение
Мороз и солнце, день чудесный !
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры ,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннем у снегу,
Друг милый , предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые ,
Леса, недавно столь густые ,
И берег, милый для меня.
Источник