Утренний снег это эпитет

Художественные средства выразительности в «Зимнее утро» Пушкина

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» используются различные художественные средства и литературные приемы выразительности.

Тропы

1. Метафоры

  • навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
  • звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
  • снег лежит коврами — снег все покрыл
  • берег милый для меня — любимое место

2. Метонимия

  • звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
  • лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
  • речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
  • трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
  • скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге

3. Эпитеты

  • чудесный день
  • прелестный друг
  • северной Авроры
  • на мутном небе
  • тучи мрачные
  • ты печальная
  • голубыми небесами
  • великолепными коврами
  • прозрачный лес
  • янтарным блеском
  • веселым треском
  • утреннему снегу
  • нетерпеливого коня
  • поля пустые
  • леса густые
  • берег милый

4. Гипербола

  • звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.

5. Олицетворения

6. Сравнения

  • звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
  • луна, как бледное пятно
Читайте также:  Как поливать гузманию зимой

Фигуры

1. Риторическое обращение

  • друг прелестный
  • красавица
  • друг милый

2. Анафора

  • «…И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит…»

3. Лексический повтор

  • повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».

4. Антитеза

  • «Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
  • «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
  • «Открой сомкнуты» — открыть закрытые
  • «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа

Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.

5. Инверсия

  • день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
  • друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
  • сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
  • вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
  • не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»

Звукопись

1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:

«Мороз и солнце; день чудесный. »

2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:

«…Блестя на солнце, снег лежит;..»

3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:

«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Читайте также:  Давление лада калина зимой

Это помогает передать треск горящих в печи дров.

4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:

«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:

«…Открой сомкнуты негой взоры…»

6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:

«… Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»

7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:

«… Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Источник

«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения

В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.

Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.

Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.

Эпитеты

Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.

  • чудесный (день),
  • прелестный друг,
  • мутном (небе),
  • голубыми (небесами),
  • бурую (кобылку),
  • нетерпеливого коня,
  • пустые (поля),
  • милый берег.

Олицетворения

Олицетворения иногда называют персонификациями. Это

  • Носилась (мгла).
  • Желтела (луна).
  • Чернеет лес.
  • Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).

Метафоры

Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;

  • Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
  • Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
  • Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
  • Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
  • Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.

Сравнения

Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.

Архаизмы

В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:

сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».

Стилистические средства выразительности

В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:

  • печальная – веселым;
  • мутным – прозрачный;
  • мрачный – янтарным блеском, блестит.

В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.

Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.

Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.

Источник

Утренний снег это эпитет

  • Главная
  • Пушкин без границ
  • Разное
  • Как «работают» эпитеты? Анализ лексики в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро». Исследовательская работа.

Как «работают» эпитеты? Анализ лексики в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро». Исследовательская работа.

Содержание.

Введение

В этом учебном году мы изучали произведения А.С. Пушкина и учились анализировать стихотворение. Учились определять тему стихотворения и его идею, выявлять лирического героя и настроение, рассматривали средства художественной выразительности. Особенно сильное впечатление произвело стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мы попытались провести лингвистический анализ с точки зрения использования автором особых средств языковой выразительности. Наше внимание привлекли эпитеты, которые в данном стихотворении играют главную роль. Поэтому мы выдвинули гипотезу, что эпитеты в стихотворении являются главным средством выразительности.

Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия [2].

Актуальность данного исследования в том, что анализ использования средств художественной выразительности, в частности эпитетов, позволяет использовать его результаты при анализе художественного произведения.

В академических трудах Е.А. Маймина и Д. Фомичева, которые на разных временных этапах исследовали произведения А.С. Пушкина, рассматриваемое нами стихотворение не анализируется. Акцент делается на идейно-художественное содержание произведений. Мы же рассматриваем авторские приемы создания художественного образа.

Объект данного исследования – художественный текст «Зимнее утро» А.С. Пушкина [5].

Предмет исследования – эпитеты в произведении А.С. Пушкина.

Цель исследования – выявить эпитеты в стихотворении, проанализировать их роль в произведении А.С. Пушкина.

  • найти в тексте эпитеты, определить виды эпитетов;
  • выявить, какие эпитеты использует автор для создания образов в стихотворении.

В ходе исследования мы использовали следующие методы:

  • выборка цитатного материала;
  • анализ отобранного материала.

1. Эпитет как средство выразительности

Начнем исследование с того, что определим понятия. В ходе работы мы вышли на некоторые лингвистические термины.

Средства выразительности – система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определённое словесное целое [6].

Эпитеты – это художественные определения. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора, задают настроение, создают образ, характеризуют, оценивают [8].

Колоративная лексика – это группа слов, выражающая значение цвета. Лексика, обозначающая цвет, как описательный элемент выступает в прямом значении, а также может иметь дополнительное образное значение [1].

Фигуры речи – термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта [6].

Итак, перед нами стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкина, написанное в 1829 году [5].

Сначала мы внимательно прочитали текст. У Пушкина созданы очень яркие картины вечерней бури и зимнего утра. Мы выявили все, на наш взгляд, эпитеты и отметили их в тексте (Приложение1).

2. Виды эпитетов

Виды эпитетов, которые мы нашли в теоретических материалах[9]:

  • постоянные или фольклорно–поэтические (конь добрый, поле чистое, путь дальний, земля сырая, осень золотая, трава зелёная, солнце красное, ветер буйный, слово верное, буря черная, море синее) – они используются в устном народном творчестве, но поэты используют их и в своих произведениях;
  • изобразительные (лазурная высь, тенистый сад, шёлковый узор);
  • лирические (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет);
  • сложные (светло–пушистая снежинка, румяно–золотистое яблоко);
  • метафорические (снежинка смелая, нежная берёзка, колючая лестница, туманящий сон);
  • метонимические (царапающий шепот, березовым веселым языком).

В стихотворении «Зимнее утро» пространство яркое, эмоционально наполненное. Значит, нужно рассмотреть те средства, с помощью которых поэт делает для нас зримой нарисованные им картины.

Мы вновь углубились в текст и провели выборку в соответствии с предлагаемыми видами эпитетов. Вот что у нас получилось:

  • постоянные – нет;
  • изобразительные – северной Авроры, под голубыми небесами, затопленная печь, кобылку бурую, утреннему снегу, нетерпеливого коня, поля пустые, леса густые;
  • лирические – день чудесный, друг прелестный, ты печальная, великолепными коврами, друг милый, берег милый;
  • сложные – нет;
  • метафорические – на мутном небе, бледное пятно, тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском, веселым треском;
  • метонимические – нет.

3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Слово мы употребляем в определенном контексте. Обратимся к материалам нашего учебника литературы: «Стихотворение было опубликовано в 1829 году. Оно полно жизнелюбия, очарования зимней природой и становится особенно радостным еще и оттого, что согрето чувством любви к красавице и благоговением перед ней. Очарованием зимнего утра, когда все залито солнцем и сиянием великолепных снежных ковров, усиливается с вьюжным вечером. Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно теплый, уютный дом, где «весёлым треском трещит затопленная печь», есть тёплая лежанка, возле которой «приятно думать», но можно еще насладиться прогулкой по «утреннему снегу» в санках.» [3]

Мы видим, что у А.С. Пушкина на первом плане человек и его чувства. Поэтому мы обратили внимание на большое количество эпитетов. При этом изобразительные придают цвет (2 колоратива – голубыми, бурую) и характеризуют описываемые предметы (северной Авроры, затопленная печь, утреннему снегу, нетерпеливого коня, поля пустые, леса густые). Непосредственно сами чувства передаются лирическими эпитетами (их 6, через них передается чувство к реалиям мира) и метафорическими (их тоже 6, через них мы видим предметы с несвойственной им стороны, что усиливает поэтическое переживание).

Заключение

Таким образом, мы нашли в тексте эпитеты, определили их виды. Оказалось, что именно они являются у А.С. Пушкина основным «материалом» для создания художественного мира стихотворения.

Мы выявили, какие виды эпитетов чаще всего использует автор для передачи чувств и создания образов в стихотворении. Особенно ярко это передано в третьей строфе. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»), при этом используются не только эпитеты, но и метафоры.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась полностью.

Мы выполнили эту работу, чтобы показать, что литературоведческое исследование можно провести на материале нашего учебника прямо на уроках и это по силам любому ученику, увлеченному литературой.

Литература:

  1. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
  2. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. Учебное пособие для студентов-заочников V курса факультетов языка и литературы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1980.
  3. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]: под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
  4. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. Наука, 1982.
  5. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том первый. М. Художественная литература. 1985
  6. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. С.-Пб.: Тускарора, 1996
  7. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Наука, 1986.
  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Москва: Издательство «Педагогика», 1988
  9. http://fb.ru/article/132321/chto-takoe-epitetyi-v-literature-epitetyi—chto-eto-znachenie-epitetov-v-russkom-yazyike

Приложение

Мороз и солнце, день чудесный !
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры ,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннем у снегу,
Друг милый , предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые ,
Леса, недавно столь густые ,
И берег, милый для меня.

Источник

Оцените статью