Урок животные зимой 2 класс

Конспект урока «Жизнь диких животных зимой»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Материал поможет провести урок по этой теме в форме исследования, коллективно формулируя вывод о жизни диких животных зимой.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zhizn_dikih_zhivotnyh_zimoy.docx 15.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жизнь диких животных зимой»

формировать знания об особенности жизни диких животных в зимнее время.

образовательные: дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); установить связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой;

воспитательные: прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру, воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность;

развивающие: развивать речь, мышление, память, воображение детей.

Предметные: знают признаки млекопитающих; знают особенности жизни зверей в зимнее время.

Метапредметные : умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.

Личностные : понимают, что к животным нужно относиться бережно.

Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: презентация к уроку.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание проверяется с помощью игры «Крестики – нолики». Учащиеся на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ положительный, «0»-ответ отрицательный.

1.Прячутся ли насекомые к зиме?(+)

2.Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края ? (0)

3.Зимующими называют те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это?(+)

5.Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы?(+)

6.Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

7.Нужно ли птиц подкармливать зимой?(+)

8.Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода?(0)

III. Работа над новым материалом.

-Пришла холодная и голодная зима. Она повлияла не только на жизнь насекомых и птиц, но и на жизнь животных и рыб. Сегодня у нас пойдет речь о животных, живущих в лесу. Как называются животные, живущие в лесу и добывающие сами себе корм?(Дикие)

-Все животные еще осенью начали готовиться к зиме. Какие изменения произошли с шерстью у вех животных? (Она стала длиннее, появился подшерсток)

— Как называется процесс смены одной шерсти на другую у животных? (Линька)

-Отгадайте, о каком животном говорится в загадке: (Слайд 2 )

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

-Кто это? (Белка — слайд 3)

-Какие изменения прои зошли с белкой к зиме по сравнению с осенью и летом? (Изменился цвет шерстки)

-Каким цветом белка была летом? (Летом белка рыжая, зимой станет серебристо-серая)

-Как вы думаете, почему меняется ее цвет ? (Благодаря рыжему цвету она летом менее заметна на фоне красноватых стволов сосен, а зимой среди потемневшего снега она мало заметна в серой шубке)

К зиме белка утеплила свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Это шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

-Как называется дом белки? (Гайно)

-Какую форму он имеет? (Форма шара)

-Делает ли белка на зиму запасы пищи? (Да)

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по ветке орешника и сморит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас выбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок — пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка сушит за лето.

— Давайте подведем итоги. ( Слайд 4 )

-О ком пойдет речь дальше? Отгадайте загадку: ( Слайд 5 )

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

Уши больше головы. (О зайце — слайд 6)

-Чем он питается?

-Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм? (Ему этого не нужно, он находит корм зимой)

-Сравните зайца зимой и летом. Что изменилось? (Заяц из серого превратился в белого)

-Почему это произошло? (На снегу белого зайца не заметно)

-В наших лесах живут два вида зайцев: заяц-русак и заяц-беляк.

Заяц-русак живет на полях, просеках; заяц-беляк в лесу, предпочитая густые заросли кустарников.

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опушенных лапах легко, как на лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывает. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

-Почему рядом с ямой, где прячется заяц, нет следов? (Он запрыгивает со скока)

-Заяц мастер путать следы: то несколько раз проскочит по своим следам ,то прыгнет в другую сторону, не оставив следов. Для чего заяц это делает? (Чтобы хищники не нашли место, где он спит.)

— Давайте подведем итоги. (Слайд 7)

-О каком животном пойдет речь? Отгадайте загадку: ( Слайд 8 )

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — … (лиса — слайд 9)

— Ребята, изменяется окрас шерсти у лисы? (Нет)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами и ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Лисы бывают разные, есть черно — бурые, а на севере живет белая лиса — песец.

— Делает ли лиса на зиму запасы? (Нет)

-Зачем лиса нюхает снег? (Под снегом живут мыши, которыми лиса питается)

— Давайте подведем итоги. (Слайд 10)

-О ком пойдет речь? Отгадайте загадку: ( Слайд 11 )

Кто зимою спит в берлоге,
Набираясь к лету сил?
Это бурый и мохнатый
Косолапый … (медведь — слайд 12 )

-Как готовится медведь к зиме? (Нагуливает жир, строит берлогу)

-Как проводит он зиму? (Спит в берлоге)

-Какое лакомство самое любимое у медведя? (Мед)

-За это его и прозвали медведем — «мед и ведать».

Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет в бок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется.

Берлогу-яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой сухим папоротником еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.

— Почему у берлоги медведя не бывает следов? (Медведь устраивает себе берлогу до наступления зимы. Зиму он проводит в сонном состоянии, не покидая берлоги. )

-Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. Так ли это?

На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасным. Его называют медведь-шатун.

— Давайте подведем итоги. (Слайд 13)

-Нужно ли помогать животным зимой? (Обязательно.)

— Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.

Для лосей подрубают молодые осины , сохатые любят также ветки рябины, сосны.

Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.

Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев..

Подкармливают зимой бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.

-Нужны ли, ребята, лесу хищники? (Да.)

-Почему? Можно ли сказать, что человек и природа –это единое целое?

V. Самооценка. Рефлексия

— У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)

— Кто для себя сделал открытие? (Синий)

— Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

— Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

— Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

Источник

Урок окружающего мира по теме «Как разные животные готовятся к зиме». 2-й класс

Класс: 2

Презентации к уроку

Продолжительность урока: 45 минут.

Автор учебника: УМК «Перспектива», Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Классификация урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: — Помочь изучить особенности жизни разных животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить, как разные животные готовятся к зиме.
  • Развивающие: развивать и формировать исследовательские умения младших школьников, ключевые компетенции и универсальные учебные умения, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по окружающему миру.
  • Воспитывающие: бережное отношение к животным, умение работать в паре, группе.

Ключевые понятия: спячка, линька, запасы на зиму.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока:

  • Предметные результаты: рассказывать, как готовятся к зиме пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери.
  • Личностные УУД: воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях, готовящихся к зиме.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
  • Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности.
  • Познавательные: понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет, использовать различные способы поиска информации.

Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки-ладошки для приветствия, карточки с вопросами для работы по группам, карточки – грибы и жёлуди для работы в парах, распечатанные тесты по теме урока на каждого, карточки с кластером, в котором заполнена только середина «Как разные животные готовятся к зиме» для работы в паре.

Ход урока

Фаза 1 — начало образовательного мероприятия

Этап мотивации

Метод: «Энергизатор» (2 мин. Слайд 2)

Цель: создание комфортной обстановки начала урока, повышение энергетического потенциала учащихся.

Столы до урока расставлены на 5 групп. Дети стоят вокруг столов.

— Добрый день, ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами приветствия.

Я попрошу вас взяться за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга.

Дети выполняют задание.

Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.

Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Метод: «Четвертый лишний» (3 мин.) Слайд 4.

Цель: структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

— Урок мы начнем с проведения игры «Четвёртый лишний». Работать будете в паре.

Давайте повторим правила работы в паре. Прочитайте, пожалуйста, жужжащим чтением эти правила с экрана (Слайд 3).

— Ребята посмотрите на слайд. Там 4 картинки животных, выберите лишнюю, подумайте в паре, как объяснить, почему она лишняя.

— А зачем и когда белка меняет цвет шерсти?

— Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему я предложила вашему вниманию картинки этих животных?

— Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Обучающиеся формулируют тему урока в паре.

Одного обучающегося класса спросить по желанию тему урока.

— Заполните карту самооценки за это задание. (Приложение 1).

Метод: «Грибы и жёлуди» (3 мин.) Слайд 5.

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

— Ребята, сейчас вам предстоит попробовать более четко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от обучения на уроке и чего опасаетесь. Что ожидаете, вы напишете на грибочке, чего опасаетесь — на жёлуде.

Каждый обучающийся на карточке с грибочком или жёлудем, и записывает свои ожидания или опасения и прикрепляет на ватман на доске, В дупло – грибочки с помощью магнитов, под дубом – жёлуди.

Итогом работы обучающихся будет являться формулировка задач урока по прикреплённым карточкам.

Фаза 2 – работа над новой темой

Этап построения проекта выхода из затруднения

Метод: Ромашка Блума (4 мин.) Слайд 6.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

На доске или на слайде появляется ромашка. Ромашка состоит из шести разного цвета лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса. Вопросы формулирует сам учитель и озвучивает учитель.

1) Каких птиц называют зимующими?

2) Если я правильно поняла, то перелётные – это птицы, которые осенью улетают на юг?

3) Почему перелётные птицы улетают осенью в тёплые края?

4) Что бы произошло, если бы перелётные птицы остались с нами на зиму?

5) Чем зимующие птицы отличаются от перелётных?

6) Как люди могут помочь зимующим птицам зимой?

Ребята отвечают на все вопросы по очереди.

Заполните карту самооценки за это задание.

От неблагоприятных зимних условий перелетные птицы улетают в теплые края, а нелетающие животные такой возможности не имеют, поэтому вынуждены как-то приспосабливаться к суровым условиям зимы.

Этап выявления места и причины затруднений

Динамическая пауза. «Животные, впадающие в спячку и животные, делающие запасы на зиму» (1 мин.) Слайд 7.

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся и подготовить мышление обучающихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Давайте немного отдохнём.

Ребята, вспомните, какие животные впадают в спячку, а какие делают запасы на зиму. Если услышите название животного впадающего в спячку, подпрыгните, животного, делающего запасы на зиму – присядьте.

Ёж, белка, медведь, бурундук, сурок, мышь.

Ребята выполняют задание учителя.

Некоторые из вас ошиблись, как вы думаете, почему?

Мы это ещё не знаем.

Этап реализации построенного проекта

Метод: «Инфо-карусель» (15 мин.)

Цель: ознакомление с новым материалом.

Я предлагаю вам всем поучаствовать в «Инфо-карусели»

1 группа. Прочитайте 1 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопрос: Как готовятся к зиме земноводные (лягушки и жабы) и пресмыкающиеся (ящерицы и змеи)?

2 группа. Прочитайте 2 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопрос: Почему осенью у лесных жителей происходит линька? Что
такое линька?

3 группа. Прочитайте 1 абзац текста на с. 99 в учебнике. Ответьте на вопрос: Как и какие животные делают запасы на зиму?

4 группа. Прочитайте 2 абзац текста на с. 99 в учебнике. Ответьте на вопрос: Как и какие животные готовятся к зимней спячке?

5 группа. Прочитайте 2 абзац текста на с. 99 в учебнике. Ответьте на вопрос: Что интересного узнали о летучих мышах?

Обучающиеся каждой группы отвечают на все вопросы на своих листочках.

Заполните карту самооценки за это задание.

— Я предлагаю вам посмотреть небольшой дополнительный материал по теме урока. (Презентация 2)

Этап первичного закрепления с проговариванием

Метод «Кластер (5 мин.)

Цель: формирование умений применять новый способ при решении задачи.

Давайте проверим ваши ответы по группам и составим кластер по теме урока на доске.

Каждая группа зачитывает свой вариант ответа на вопрос группы, где сидят и рассказывают и прикрепляют к доске свою часть кластера.

Молодцы, вы справились с заданием.

Давайте сверим с образцом на слайде 8.

Заполните карту самооценки за это задание.

Физминутка (1 мин.) Слайд 9.

Цель: снятие напряжённости, усталости. Восстановление работоспособности.

Предлагаю немного отдохнуть.

Раз присядка, два присядка.
Это заячья зарядка.
А волчата спину выгнут
И тихонечко подпрыгнут,
А рысята, как проснутся,
Любят сладко потянуться.
Только мишка косолапый широко разводит лапы.
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Белки скачут очень быстро, машут хвостиком пушистым.
Целый час играют в прятки
Это беличья зарядка.

Обучающиеся выполняют упражнения.

Фаза 3 — завершение образовательного мероприятия

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Метод: «Заполни тест» (7 мин.)

Цель: самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Сейчас самостоятельно выполните тест по теме урока.

Что нужно сделать?

Обучающиеся отмечают правильный вариант ответа на предложенные вопросы.

Взаимопроверка по образцу на слайде (Слайд 10 – 11).

С помощью Светофорчика у кого выполнено верно, покажите зелёный сигнал светофора, красный – у кого допущены ошибки.

Кто показал зелёный сигнал – за урок получают «5»

Встаньте у кого 1 ошибка – вы получаете «4».

У кого 2-3 ошибки должны повторить дома тему урока.

Заполните карту самооценки за это задание.

Этап рефлексии

Метод: «Лучики и тучки» (4 мин.)

Цель: Выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке обучающимися класса.

— Возьмите лучик или тучку. Подойдите к солнышку на доске и наложите сверху тучку, если у вас возникли трудности в восприятии материала и наоборот, приложить лучик к солнышку, если ваши опасения были напрасны.

Учитель подводит итоги урока и выставляет отметки.

Домашнее задание.

Учебник стр. 98-99 читать, отвечать на вопросы, РТ стр. 58-59.

Сдайте карту самооценки. Спасибо за хорошую работу на уроке.

Список использованной литературы

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Ч.2. — М.: «Просвещение, 2012.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч.2. — М.: «Просвещение, 2012.
  3. Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян]; М.: Просвещение, 2009. — с. 82-84.

Источник

Читайте также:  Снег который растаял растаявший снег
Оцените статью