Уплотненный снег снежный накат

Можно ли «в накат»? Разъяснение Минтранса о зимнем содержании дорог

С вступлением в силу с сентября 2016 года в России межгосударственного стандарта ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания» в адрес Ассоциации зимнего содержания дорог стали поступать обращения от дорожных служб, какими стандартами теперь руководствоваться при содержании?

Больше всего подрядчиков волновал вопрос: а можно ли теперь содержать дороги под снегом, ведь в данном ГОСТе при интенсивности движения ниже 1500 автомобилей в сутки уплотненный покров разрешается?

Мы уже давали разъяснения, исходя из трактования Технического регламента ТР/ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» и других нормативно-правовых актов, а теперь еще и публикуем официальную позицию Министерства транспорта, которых мы так же озадачили этими вопросами.

Итак, «при проведении работ по зимнему содержанию на автомобильных дорогах общего пользования, за исключением улиц населенных пунктов, следует применять требования, установленные ГОСТ 33181-2014».

То есть автомобильные дороги федерального, регионального и межмуниципального значений при интенсивности движения до 1500 автомобилей в сутки, а так же дороги с дорожными одеждами переходного и низшего типов, могут содержаться под уплотненным снежным покровом (УСП). Однако, хочу сразу отметить, что УСП – это специально сформированный слой снега, к которому предъявляются особые требования по содержанию. Укатанный колесами автомобилей неубранный снег инспекторами ГИБДД будет квалифицироваться не как УСП, а как накат, который не допустим. При этом на УСП не должно быть зимней скользкости, то есть наледи.

Читайте также:  Можно ли саженцы держать всю зиму дома

Улицами населенных пунктов являются, как правило, дороги муниципального и местного значения и прилегающие к ним пешеходные зоны, велосипедные дорожки и т.д. Список улиц в населенном пункте утверждается постановлением муниципальной власти. На улицы распространяются требования ГОСТ 50597-93, согласно которому вся проезжая часть должна быть очищена от снега, наледи и гололеда. Поэтому на улицах городов не может быть уплотненного снежного покрова, как не должно быть наката, наледи, гололеда, рыхлого снега по истечению времени, отведенного на их ликвидацию.

При оценке состояния дорожного полотна инспектор, по мнению Минтранса, имеет право пользоваться визуальным осмотром покрытия и руководствоваться при определении видов скользкости описаниями, которые указаны в ГОСТ 33181-2014 (накат, рыхлый снег и т.д.).

Так же для федеральных дорог установлен «Порядок оценки содержания автомобильных дорог федерального значения», приказ Минтранса России №163 от 8.06.2012.

Пока остается не понятным, как привязывать уровни содержания, указанные в ГОСТе 33181-2014 с категориями дорог. Но совсем скоро, как обещают в ведомстве, это станет ясно. Уже подготовлена новая редакция ГОСТа 50597 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по обеспечению безопасности в области дорожного движения. Методы контроля.», в котором уровни содержания из ГОСТ 33181-2014 связаны с категориями дорог, а так же указаны сроки уборки и многое другое.

Проект новой редакции есть в распоряжении Ассоциации зимнего содержания дорог.

Источник

Уплотненный снег снежный накат

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по оценке экономической эффективности, технологии и качества работ при содержании автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом с учетом условий эксплуатации

Дата введения 201__ г.

Утверждены распоряжением Федерального дорожного агентства N ___ от _______ 201_ г.*

* Текст документа соответствует оригиналу. Следует читать: распоряжением Федерального дорожного агентства N 798-р от 24.04.2017. — Примечание изготовителя базы данных.

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН: ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры», г.Санкт-Петербург (д.т.н. В.Н.Мячин, к.т.н. В.П.Радов, к.э.н. В.В.Вангородский, С.В.Цибро, А.С.Бадалов, О.В.Богданов, Н.А.Филимонова).

При составлении ОДМ использованы результаты исследований, выполненных ФАУ «РОСДОРНИИ» (д.т.н. Кретов В.А., к.т.н. Розов Ю.Н., к.т.н. Полосина-Никитина Н.С., к.т.н. Лебедихин А.В., инж. Розов Ю.Н.), Казанским государственным архитектурно-строительным университетом (д.т.н. Брехман А.И., к.т.н. Хабибуллина И.Н., к.т.н. Андреев Е.И., к.т.н. Хафизов Э.Р., к.т.н. Губаев Р.Г., инж. Хасаншина С.Н., Файзуллина Л.В.), а также учтен отечественный опыт при эксплуатации автодорог с уплотненным снежным покровом на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения за 2014-2016 годы.

2. ВНЕСЕН: Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.

3. Рассмотрен ГУ ОБДД МВД России письмом от 08.02.2017 N 13/6-1105.

5. РАЗРАБОТАН ВПЕРВЫЕ.

6. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ предназначен для оценки экономической эффективности, технологии и качества работ (услуг) при содержании автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием, эксплуатируемых под уплотненным снежным покровом, и может быть использован при содержании автомобильных дорог с цементобетонным и иными типами покрытий.

1.2 Отраслевой дорожный методический документ предназначен для использования органами управления дорожным хозяйством и подрядными организациями, осуществляющими мероприятия по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом, исключая: автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий; дороги, предназначенные для временного использования; дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях; улицы населенных пунктов.

1.3 Применение отраслевого дорожного методического документа позволит развить нормативную базу и повысить эффективность содержания автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержден Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ

ГОСТ 427-75 «Линейки измерительные металлические. Технические условия».

ГОСТ 7502-98 «Рулетки измерительные металлические. Технические условия»

ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»

ГОСТ Р 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»

ГОСТ 33220-2015. «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»

ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания»

ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий»

ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием»

ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»

СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги» (Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85)

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

2 безопасность дорожного движения: Состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий

3 зимнее содержание автомобильных дорог: Комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.

4 зимний период: Период времени года с отрицательными среднесуточными температурами наружного воздуха.

5 зимняя скользкость: Все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках, приводящие к снижению сцепных свойств поверхности покрытия.

6 контроль соблюдения технологического процесса: Контроль режимов, характеристик, параметров технологического процесса.

7 нормативный срок: Время, установленное службам содержания для очистки дорог от снега и/или ликвидации зимней скользкости после прекращения снегопада, метели или образования (обнаружения) гололедных явлений на покрытии.

8 неблагоприятные опасные погодные явления: Очень опасная погода с метеорологическими явлениями экстремальной интенсивности (сильные снегопады, метели, гололедные явления и т.п.), которые могут привести к серьезному материальному ущербу и человеческим жертвам.

9 обеспечение безопасности дорожного движения: Деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.

10 организация дорожного движения: Комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

11 противогололёдные материалы: ПГМ: Твердые, кристаллические или жидкие материалы, либо их смеси, распределяемые по дорожному покрытию для предупреждения или ликвидации зимней скользкости.

12 производственный процесс: Совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых для выполнения работ (оказания услуг).

13 рыхлый снег: Неуплотненный слой снега, образующийся на проезжей части дороги, обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках и других конструктивных элементах дороги и дорожных сооружений во время снегопада и/или метели.

14 снежно-ледяные отложения (СЛО): отложения на поверхности автомобильной дороги в виде: рыхлого снега, уплотненного снега (наката), стекловидного льда.

15 содержание дорог зимнее: Комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного движения на автомобильной дороге в зимнее время, включающий: защиту автомобильной дороги от снежных отложений, заносов и лавин, очистка от снега, предупреждение образования и ликвидация зимней скользкости и наледей.

16 стекловидный лед: гладкая стекловидная пленка толщиной от 1 мм до 3 мм, а иногда и в виде матовой белой шероховатой ледяной корки толщиной до и более 10 мм, образующаяся на дорожном покрытии.

17 технологический процесс (техпроцесс): Последовательность технологических операций, необходимых для выполнения определенного вида работ (услуг).

18 уплотненный снежный покров: УСП: Специально сформированный уплотненный слой снега на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период года.

19 уплотненный снег (снежный накат): Слой снега на проезжей части дороги, уплотненный колесами проезжающих транспортных средств.

20 уровень зимнего содержания: Допустимое по условиям безопасности дорожного движения состояние конструктивных элементов автомобильных дорог, устанавливаемое с учетом их классификации, интенсивности движения и природно-климатических факторов.

21 шуга (дорожная): Смесь снежно-ледяных кристаллов, воды и/или растворов химических ПГМ. При применении песко-соляной смеси (ПСС) в смеси могут присутствовать и фрикционные материалы в виде песка.

22 экономическая эффективность: Соотношение экономического результата и затрат факторов производственного процесса.

23 элементы обустройства автомобильных дорог: Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Обозначения и сокращения:

ДКЗ — дорожно-климатическая зона

ВСН — ведомственные строительные нормы;

Минтранс РФ — Министерство транспорта Российской Федерации;

ОДД — организация дорожного движения.

ОДМ — отраслевая дорожная методика;

ОДМД — отраслевой дорожный методический документ;

ОДН — отраслевые дорожные нормы;

ПГМ — противогололедные материалы;

ПСП — переходно-скоростная полоса.

ПСС — пескосоляная смесь.

СЛО — снежно-ледяные отложения;

СП — свод правил;

УСП — уплотненный снежный покров;

ФДА, Росавтодор — Федеральное дорожное агентство при Министерстве транспорта Российской Федерации

4 Общие положения

4.1. Настоящие «Методические рекомендации» содержат методику по оценке экономической эффективности содержания автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом, рекомендации по организации и технологии работ (услуг) по формированию, содержанию и ликвидации уплотненного снежного покрова на автомобильных дорогах общего пользования с асфальтобетонным покрытием, эксплуатируемых под уплотненным снежным покровом, оценке качества их содержания, обеспечению безопасности дорожного движения на них.

4.2. «Методические рекомендации» отражают предельные значения показателей эксплуатационного состояния при допустимом уровне содержания УСП, на участках автомобильных дорог, эксплуатируемых в зимний период при интенсивности движения до 1500 физических единиц транспортных средств в сутки и уровне загрузки движением менее 0,7 в регионах с продолжительным зимним периодом (не менее 100 суток при среднесуточной температуре воздуха ниже 0°С) и устойчивым снежным покровом высотой не менее 15 см.

4.3. «Методические рекомендации» содержат: состав и допустимые значения показателей, характеризующих эксплуатационное состояние УСП на автомобильной дороге общего пользования с асфальтобетонным покрытием (Приложение А); положения, касающиеся условий применения дорожной техники и использования противогололедных материалов при формировании, содержании и ликвидации УСП.

5 Методика оценки экономической эффективности содержания автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом с учетом условий эксплуатации

5.1. Методика оценки экономической эффективности содержания автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом разработана с учётом положений «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденных Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России 21.06.1999 г. N ВК 477. [1].

5.2. Алгоритм оценки экономической эффективности содержания автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под УСП представлен на рисунке 1. Пошаговая реализация алгоритма оценки экономической эффективности содержания автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием под УСП отражена в п.5.3-п.5.5.

Рисунок 1 — Алгоритм оценки экономической эффективности содержания автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом

5.3. Шаг 1. Оценка климатической и функциональной возможности эксплуатации дороги под уплотненным снежным покровом

Источник

Оцените статью