Твардовский снега потемнеют синие главная мысль

«Снега потемнеют синие» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – тема, идея, эпитеты, метафоры

Весна, влекущая за собой пробуждение природы, на протяжении многих веков вдохновляла писателей и поэтов. И именно весне посвящается стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Снега потемнеют синие», которое относится к позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Снега потемнеют синие» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1965 году. Произведение стало символом обновления и прихода светлых дней, в которых поэт отчаянно нуждался после смерти матери.

Тема стихотворения – Приход весны, описание пробуждающейся природы.

Композиция – Композиция произведения состоит из двух условных частей. В начале стихотворения лирический герой описывает изменения, которые произойдут в природе с приходом первых теплых весенних дней. Во второй части он приходит к выводу, что все перемены в природе имеют много общего с ходом человеческой жизни.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Метафоры – «свежесть поры любой», «сырая ночь».

Эпитеты – «синие», «ольховая», «недвижимая».

Олицетворения – «пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами».

История создания

На счету Александра Трифоновича немало лирических произведений, в центре которых – невыразимое очарование природы России. Пейзажная лирика всегда была одной из любимых тем в его творчестве.

Однако стихотворение «Снега потемнеют синие», написанное Твардовским в 1965 году, имеет несколько иной подтекст, чем просто любование природой. В этом году поэту пришлось пережить тяжелую утрату – смерть своей матери. Уход из жизни самого дорого человека стал для Александра Трифоновича глубоким потрясением, с которым он справился при помощи творчества.

В этот период им было написано немало произведений, посвященных Марии Митрофановне. Однако были и те, что, на первый взгляд, не имели к ней никакого отношения. Именно к таким стихотворениям и относится «Снега потемнеют синие». В нем автор проводит параллель между природой и собственной жизнью: в весне он видит обновление, начало перемен, ожидание светлых и радостных дней. Горечь утраты уйдет, словно талый снег, оставив место новым мечтам и надеждам.

Центральная тема произведения – описание природы, которая вот-вот скинет с себя зимние оковы и раскроется навстречу долгожданной весне.

Поэт с большой тщательностью и любовью описывает все изменения, которые происходят в живой природе с приходом весны. Земля, освобождающаяся из-под снежного покрывала, стремительные ручьи, чистая, сверкающая зелень волнует поэта, наполняет его душу новыми, живительными силами.

Момент встречи зимы и весны, когда «листву прошивая старую, пойдет строчить трава», является очень важным для лирического героя. Это яркое образное описание можно применить не только к природе, но и к жизни человека, поскольку очень точно передает идею преемственности поколений.

Так же, как зима уступает место весне, юность плавно перетекает в зрелость, а затем – в старость. Старое поколение уходит, чтобы уступить место юным потомкам, которые только делают первые робкие шаги навстречу своему будущему. Пройдут годы, и они точно так же, как и их предки, уйдут в небытие, оставшись в памяти своих детей и внуков.

Но, пока этого не произошло, нужно ценить каждый миг своего пребывания на земле, радоваться каждой мелочи – именно в этом и заключается главная мысль произведения. Если в природе смена сезонов является цикличным процессом, то человек способен лишь один раз испытать на себе все перемены, уготованные ему самой жизнью. И время, отпущенное судьбой, нужно ценить на вес золота.

Композиция

Композиционно произведение делится на две условные части. В первой части лирический герой предвкушает скорое приближение весны. Он описывает радужную картину тех перемен, что принесет с собой это время года.

Во второй части лирический герой сопоставляет перемены в природе с неизменным ходом жизни. Смену времен года он отождествляет с естественным ходом жизни человека, когда на смену старому поколению приходит новое.

Произведение, в котором очень трепетно описана природа, готовая вот-вот пробудиться после долгого зимнего сна, относится к жанру пейзажной лирики.

При написании стихотворения поэт использует такой стихотворный размер как амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Средства выразительности

Для описания всего очарования всех весенних изменений в природе Твардовский мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности.

В произведении встречаются метафоры («свежесть поры любой», «сырая ночь»), эпитеты («синие», «ольховая», «недвижимая»), олицетворения («пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами»).

Источник

Стихотворение и анализ «Снега потемнеют синие…»

Снега потемнеют синие

Вдоль загородных дорог,

И воды зайдут низинами

В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся

И разом – в сырой ночи

В поход отовсюду ринутся,

Из русел выбив ручьи.

Земля обвянет едва,

Листву прошивая старую,

Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая

Из детских лет донесенная,

Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Краткое содержание

С. Шаталов. Снег тает. 2018

В произведении описывается наступление весны. Лирический герой повествует о том, как весна вступает в свои права: мы наблюдаем за прозрачным лесом, пробуждением ручья и трав, стремящихся пробиться сквозь толщу сонной, ещё промозглой от зимнего холода земли.

Лирический герой повествует о наступлении весны, как о невероятно активном и динамичном процессе. Читая о приходе весенней поры, читатели словно играют в домино, ставя один элемент за другим, в результате получая общую картину оживления окружающего мира.

Всё происходит невероятно быстро, но при этом поступательно: сначала темнеют снежные сугробы, затем они становятся влажными, превращаясь в воду, восходящую от низин. Эти воды лирический герой описывает эпитетом «недвижимая гладь»: всю зиму они скованны льдом, который по весне тает, превращаясь в движущуюся воду, что заполняет собой ручейки, исходящие из русел.

Снежная земля, по мнению героя, является подобием «одеяла», сквозь которое проступает новый узор весны. Природа – это талантливый творец, который с каждым новым своим преображением, предлагает миру нечто абсолютно новое и невероятное, подобное тому, как предлагаются разнообразные по узору снежинки. Начав с повествования об изменениях в природе, лирический герой переносит вектор своего внимания на внутренний мир человека, напрямую связанный с переменами окружающего мира. К примеру, «ольховая пыльца» превращается в память о детских годах героя.

Затем происходит ещё более глубинное погружение во внутренний мир: герой анализирует личные переживания, возникающие в процессе наблюдения за приходом весны. Он связывает первое весеннее тепло со свежестью, но, при этом отмечает, что каждая пора года, которая «была да канула», остаётся в сердце навсегда в виде эмоциональных картинок, скрытых в глубинах памяти.

Можно сделать вывод о том, что Твардовский в данном произведении повествует не только о весне, но, прежде всего, о свежести любого времени года. Более всего поэта интересует лёгкое ощущение скорых перемен, которое всегда возникает в человеческой душе в период межсезонья.

История создания

Произведение было написано Твардовским в зрелом возрасте, когда автор уже перешагнул свой 55-ти летний рубеж жизни. Стихотворение увидело свет в 1965 г. В момент написания произведения Твардовский занимал пост главного редактора журнала «Новый мир». Поэту удалось собрать вокруг себя немало талантливых писателей, желающих открыто высказаться о страшных временах сталинских репрессий, о волнующих событиях настоящего времени.

Год написания произведения оказался невероятно трагическим для Твардовского. Он принёс поэту большое горе: внезапно уходит из жизни мать Мария Митрофановна, а следом родной брат, с которым были непростые отношения, смертельно заболевает.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жару пейзажно-философской лирики. В нём автор повествует о природе, готовой освободиться из плена долгого зимнего сна. Вместе с природой пробуждаются от зимней «спячки» и люди: проявляют активность, начинают строить жизненные планы.

Стихотворение написано в рамках литературного направления «реализм». Твардовский описывает читателям реальные преображения в природе, происходящие на пороге весны. Поэтический размер – амфибрахий. Стихотворные строки связываются между собой перекрёстной рифмовкой.

Композиция

Композиционное «здание» произведения можно разделить с условной точки зрения на две семантических части:

  1. Первая часть – романтический герой находится в предвкушении скорого прихода весеннего тепла. Он рисует перед читателями оптимистичную и яркую картину ожидаемых перемен, которые случатся с приходом весны.
  2. Вторая часть – романтический герой проводит сопоставление природных перемен с неизменным течением жизни. Смену времён года он отождествляет с естественным ходом человеческой жизни, когда новое поколение сменяет «стариков».

Образы и символы

Произведение может похвастаться богатой образной палитрой, талантливо созданной Твардовским:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Картины наступающей весны мы видим глазами романтического героя. Вместе с ним чувствуем и переживаем всё, что смогли заметить в природе. Герой проводит сравнение весны с особыми боевыми действиями, не имеющими под собой ничего пугающего и грозного. Героя ни на минуту не отпускает волнующая тема войны даже в рамках мирного стихотворения. Описывая уход зимы, лирический герой провозглашает, что победа будет за весной;
  • образ «синих снегов» – центральный. Словосочетание «синие снега» представляет собой яркий поэтический эпитет. Снега синонимичны воде, а вода является одним из главных образов произведения. Лирический герой повествует о картине уходящей зимы со всеми сопутствующими этому процессу «прелестями»: с талой водой, жухлыми снегами, чернеющей из-под снега землёй. Межсезонье бодрит героя, вдохновляя на новые начинания. Он замечает любую мелочь окружающего мира в момент, когда тают «синие снега». Эти снега символизируют надежду на скорое преобразование, слом старых устоев, обновлённое завтра;
  • образ весны – центральный. Данный образ на протяжении веков вдохновлял поэтов и писателей, выступая символом радости, счастья, светлых перемен в судьбе. Лирический герой заботливо повествует читателям обо всех изменениях, происходящих в природе в связи с уходом зимы. Особенно впечатляет ключевой момент встречи двух заклятых «подруг» – весны и зимы. Лирический герой описывает это так: «листву прошивая старую, пойдёт строчить трава». Данное описание относится не только к весне, но и к человеческой жизни в целом: в нём передаётся мысль о преемственности поколений;
  • образ человеческой жизни – аналогично тому, как зимнее время года, уходя, уступает место весне, так же зрелость уступает дорогу юности. В этой исторической последовательности заключён смысл человеческой жизни. «Старики», по мнению романтического героя, уходят, как когда-то ушли десятки поколений их предков. Воспоминание о человеке, как и воспоминание о временах года, остаётся в памяти «новых» поколений.

Темы и настроение

Твардовский в произведении поднимает тему природы, которая с наступление весны готова сбросить с себя тяжёлые «оковы» зимы и раскрыться навстречу первым тёплым дням. Автор описывает перемены, происходящие в живой природе в связи с наступлением весенних дней. Точно такие же перемены свойственны и человеческой душе, открытой солнечному свету и теплу. Настроенческий пафос произведения радостный, максимально оптимистичный. Читатели ощущают чувство надежды на скорые позитивные перемены не только в окружающем мире, но и в жизни в целом.

Основная идея

Главная идея произведения заключается в следующем утверждении: необходимо бережно относиться к каждому мгновению своего существования, радоваться любой малости, так как всё в мире быстротечно. Если в природе сменяемость сезонов – это цикличный процесс, то в своей короткой жизни человек может лишь единожды испытать на себе все перемены, что уготованы ему вселенной. Поэтому время жизни, отпущенное судьбой, следует воспринимать как высшую драгоценность.

Средства выразительности

С целью описания многочисленных перемен, происходящих в природе в связи с уходом зимы, автор использует следующую палитру выразительных средств:

  • эпитеты – «недвижимая», «ольховая», «синие»;
  • метафоры – «сырая ночь», «свежесть поры любой»;
  • олицетворения – «воды зайдут низинами», «пойдёт строчить трава».

Источник

Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»

Ниже приводится школьное сочинение «Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

Стихотворение «Снега потемнеют синие» А. Т. Твардовский написал в 1965 году, за шесть лет до ухода из жизни.

Тема стихотворения – описание природы, пробуждающейся, оживающей весной в очередной раз. Поэт узнает знакомые с детства ощущения весны. Как и много лет назад все произойдёт и на этот раз: снег растает, потекут ручьи, деревья покроются листвой, а молодая трава пробьётся сквозь опавшую осенью листву.

Композицию стихотворения можно условно разделить на две основные части. В начале произведения описываются изменения в природе, происходящие каждой весной: «снега потемнеют», «воды отовсюду ринутся», молодая трава будет «прошивать» старую листву.

Во второй части поэт размышляет о связи между явлениями природы и человеческой жизнью. Упоминание о пыльце, «донесённой из детских лет», позволяет читателю понять, какие ощущения испытывает автор, его ностальгию по беззаботному детству. Возрождение природы придаёт силы, внушает надежду и оптимизм поэту. Особенно хорошо это ощущается в последнем четверостишии.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика, стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой. Чтобы лучше передать читателю свои ощущения и эмоции поэт использует различные средства художественной выразительности: метафоры («свежесть поры», «сырая ночь», «сонная земля»), эпитеты («синие», «ольховая», «недвижимая»), олицетворения («воды зайдут низинами», «гладью прикинутся», «в поход отовсюду ринутся, из русел выбив ручьи», «пойдет строчить трава»).

Мне кажется, что это стихотворение трогает тем, насколько искренне автор делится с нами своим настроением, своими переживаниями.

Источник

Читайте также:  Что такое биатлон зимой
Оцените статью