Толщина льда один метр

Как определить толщину льда разными способами

Толщина льда на водоемах – серьезнейший фактор выживания и пешеходов, и водителей. Предлагаем несколько советов, как определить толщину льда и избежать трагедии.

С наступлением зимы российские реки, пруды и озера покрываются ледовой коркой. Замерзает также ряд морских участков, не считая побережья Северного ледовитого океана. Однако постепенно теплеющий климат делает переправу даже зимой в очень многих местах откровенно опасной для жизни.

При этом прочный ледяной покров образуется при температуре от 10 градусов мороза и ниже. Причем, этот температурный показатель должен удерживаться не менее десяти дней.

Чаще всего в группу риска, кто рискует провалиться под ледяную корку, входят дети, рыбаки и жители населенных пунктов, использующих ледяную поверхность в качестве переправы – пешей и с использованием технических средств.

Если Вы – рыбак, то Вам намного проще произвести замер. Ведь, помимо рыболовных снастей, мясных консервов для перекуса на рыбалке, а также портативной газовой горелки и зимней палатки для разогрева консервированного супа или готового второго блюда у Вас всегда с собой будет ледобур. С ним на конкретно взятом участке измерение будет с точностью до сантиметра.

И, тем не менее, существуют ориентиры, дающие основания предполагать надежность или, наоборот, — опасность толщины льда. Однако – это лишь ориентиры! Они не могут служить точным свидетельством! И, вот, почему.

Читайте также:  Какую одежду носить зимой мужчинам

Как определить толщину льда по внешним признакам

Перед тем, как начать прикидывать примерную толщину льда, прежде всего, проанализируйте погоду, стоявшую в последние дни. Соотнесите эти показания также с датой. Ясно, что на этапе начала ледостава, а также в оттепель и ранней весной структура ледяной корки будет ненадежной.

Ледяной покров голубого оттенка – прочный. Белый имеет прочность вдвое меньше. Серый и желтоватый оттенок, пористая структура говорят о том, что обрушение происходит внезапно – даже без предварительного треска.

Затем внимательно осмотрите водоем, стоя на берегу. Для прочного и толстого покрова характерна гладкость и однородность. Сугробы и обломки – серьезный повод усомниться в качестве ледового покрова.

На качество льда влияют скорость течения воды и ветра. Чем они сильнее, тем хуже и неравномернее застывает вода. Кроме того, скорость кристаллизации намного выше – у пресной воды, чем у соленой морской. Быстрее жесткой воды затвердевает мягкая.

Если в месте предполагаемой рыбалки или перехода водоема имеются свежие нахоженные тропы, значит, теоретически, риски – меньше. Тем не менее, спускаясь к воде, присмотритесь: наличие снежных сугробов в прибрежной зоне может говорить о нестабильности ледовой корки – она прочнее на открытых пространствах.

Как измерить толщину льда и как по нему правильно ходить?

Структура ледяного покрова – двухслойная. Верхний, чаще всего, — мутный. Нижний – прозрачный. По нему и ориентируются.

Для проведения замера сначала расчистите снег до ледяной тверди.

Затем возьмите ледобур и высверлите им лунку. Далее линейкой или рулеткой (в крайнем случае – палкой (обычной или лыжной) либо лыжей) проведите замер. Причем, в приоритете – рулетка. Она – компактная в переноске и на конце имеет загнутую часть, которой легко опереться в подводную кромку ледяной корки. Кроме того, прикинуть плотность можно и по ледяной крошке, оставшейся в шнеке ледобура.

Для более четкого понимания общей картины рекомендуется сделать несколько лунок.

Помните, что для одиночного пешехода плотность ледовой корки должна быть не ниже 7 см (в соленых водоемах – не менее 15 см), для подледной рыбалки – не менее 10 см. На устройство пешей переправы потребуется уже от 15 см, для организации катка и движения снегохода – от 12 см, для массового перемещения людей – от 25 см. Легковушку выдержит пласт в 20-30 см, джип или пикап – 30-38 см, грузовик – 55 см, фуру – 1 метр.

Не следует забывать также, что, чем выше вес, тем дальше следует находиться от обломанных и размытых краев и, в особенности, — от образовавшейся полыньи.

Даже при полной уверенности в безопасности передвижение группой следует производить на расстоянии 5 метров друг от друга. И, так сказать, — не в ногу, как в армии! Избегайте мест впадения стоков, кустов, камыша и, как уже сказано выше, — сугробов.

Источник

Безопасная толщина льда для человека и зимней переправы

Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима — рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют, наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения.

Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!

Для человека

Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.

Безопасная толщина льда

Это нужно знать:

  1. Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
  2. В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
  3. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
  4. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

Закрепим материал о прочности льда:

  • лёд голубого цвета – прочный,
  • белого – прочность его в 2 раза меньше,
  • матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.

Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.

Минимальная толщина льда для пешего перехода

Для зимней переправы

Приводим данные в таблице ниже.

Безопасная толщина, м С учетом веса, т С учетом расстояния до кромки льда, м
там, где пресная вода там, где морская вода
0,10 0,15 до 0,1 5
0,20 0,25 до 0,8 10
0,25 0,30 до 3,0 20
0,35 0,45 до 6,5 25
0,40 0,50 до 10 26

Зная вес техники, нетрудно рассчитать, каким должен быть лед.

Для техники

Безопасная толщина, м С учетом веса, т С учетом расстояния до кромки льда, м
там, где пресная вода там, где морская вода
0,70 0,55 до 20 30
100 0,95 до 40 40

Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:

  • глубину водоема;
  • скорость течения;
  • расстоянием между берегами реки;
  • интенсивность грузопотока;
  • когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.

Ледовая переправа на автомобиле

Теория и практика

Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок — от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей — чаще.

Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:

В ней учитываются:

  • H – толщина льда;
  • n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
  • a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
  • P – масса груза, т.

Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.

Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:

Допустимая нагрузка, т Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток Дистанция между автомашинами, м
– 10 °и ниже – 5 °С При кратковременной оттепели до 0 °
Гусеничная техника
4 18 20 28 10
6 22 24 31 15
10 28 31 39 20
16 36 40 50 25
20 40 44 56 30
30 49 54 68 35
40 57 63 80 40
50 63 70 88 55
60 70 77 98 70
Колесная техника
3,5 22 24 31 18
6 29 32 40 20
8 34 37 48 22
10 38 42 53 25
15 46 50 64 30

Поправки и уточнения

При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.

В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.

Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.

Правила поведения на тонком льду

Правила поведения на тонком льду

Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:

  1. Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
  2. Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
  3. Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
  4. Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
  5. При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
  6. Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
  7. Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
  8. Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».

Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:

  1. При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
  2. Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
  3. На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
  4. На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.

Видео о правилах нахождения на льду

Источник

Оцените статью