Детский познавательно-исследовательский проект «Что такое снег?»
Людмила Рябоконева
Детский познавательно-исследовательский проект «Что такое снег?»
Наша общая работа «Что такое снег?». Эту работу мы провели и оформили в виде презентации с моей воспитанницей и её мамой.
Зимой очень много снега. Снег падает, кружится и тихо ложится на землю. Он покрывает поля и луга, крыши домов и улицы. А как красивы деревья в снегу! Мне очень нравится зима! Мы с моей мамой гуляем, ходим на горку, каток и даже побывали в зимнем лесу. Я очень люблю снегопад. Когда идёт снег, вокруг царит волшебная атмосфера, как в сказке. А дома мы с мамой читаем стихи, рассказы о зиме, иногда я рассматриваю морозные узоры на окне. Любуясь этой снежной красотой, мне стало интересно, а что же такое снег и для чего он нужен? Я обратилась с этим вопросом к своей воспитательнице и маме, и мы вместе стали искать ответы. (Слайд 3)
Я предположила, что снег – это очень-очень много снежинок и он служит «шубкой» для природы. (Слайд 4)
Выяснить, а что такое снег и для чего он нужен?
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Узнать из чего состоит снег.
2. Изучить свойства снега.
3. Определить, какую пользу приносит снег. (Слайд 2)
Мы с моей мамой наметили небольшой план:
1. Понаблюдать за снегом, снегопадом, рассмотреть снег.
Мы гуляли, рассматривали снежные улицы, дома, постройки. А в выходной день мы побывали в лесу. Воздух был чистый-чистый и все деревья были укутаны в снегу. Сразу вспомнилась песня про маленькую ёлочку, которую мороз снежком укутывал и говорил «не замерзай!».
2. Прочитать стихи о снеге, зиме, морозе.
Мне очень понравилось стихотворение Ивана Сурикова «Белый снег пушистый в воздухе кружится…»
3. Проделать опыты со снегом.
Мы рассматривали снег через лупу, наблюдали как снег тает, сравнивали его с разными цветами.
4. Узнать о пользе снега.
Мне было интересно, что во время снегопада воздух становится чистым, так как снежинки, падая, очищают воздух от пыли, вот почему после снегопада дышать легко.
В первую очередь я попыталась рассмотреть снег: сначала я рассматривала снег на ладошках, на одежде, на моих варежках, а потом я занесла снег домой и смотрела через лупу. (Слайд 5)
Снег действительно состоит из множества снежинок. Все они разные и красивые! Нет одинаковых снежинок!
Из литературы я узнала, что снежинки – это капельки воды в облаках, когда холодно они замерзают и превращаются в кристаллы. Снежинка начинает свою жизнь в облаке, когда вокруг маленькой пылинки образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.
Дальше этот кристаллик начинает расти. У него появляются лучи, а от этих лучей – отростки. Так рождается снег (Слайд 6)
Пока я рассматривала снег дома: под лупой, я заметила, что место, куда я его положила, стало мокрым. Тогда мы с мамой положили снег в стакан и обнаружили, что через некоторое время в стакане вместо снега появилась вода. Мы пришли к выводу, что снег – это вода. Вот почему весной снег тает. (Слайд 7)
Снег в стакане мы рассматривали, поднимали его к свету, но через него ничего не видно, тогда мы с мамой пришли к выводу, что снег непрозрачный. (Слайд 8)
Мы с мамой сравнивали снегс разными цветами и пришли к выводу: снег белого цвета. (Слайд 8)
Мы с моей мамой узнали, что снежинки, падая, очищают воздух от пыли. Вот почему после снегопада дышится легко!
Ещё мы узнали, что снег необходим, чтобы защитить деревья и другие растения от холода.
Когда снег тает весной, он превращается в воду. Эта вода нужна для озимых посевов на полях.
А ещё без снега было бы скучно! Ведь зимой можно играть в снежки, кататься на санках и коньках, с горки. Можно лепить снеговиков и другие фигуры. Снег приносит радость детям (Слайд 9)
Снег состоит из множества снежинок. Снежинки – это маленькие водяные кристаллики, которые образуются в холодную погоду.
• Снег белый, непрозрачный и в тепле тает.
• Снег служит «шубкой» для деревьев и многих растений.
• А ещё снег приносит радость детям (Слайд 10)
Источник
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»
Евдокия Киселева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»
Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах.
Задачи
1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в природе, устанавливать их взаимозависимость.
2. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
3. Развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы, учить грамотно формулировать свой ответ.
4. Воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.
Материалы и приемы.
Наблюдение с элементами практической работы, рассказ воспитателя с элементами беседы, опыты, чтение художественной литературы.
Рассказ воспитателя.
Снежинки – это тонкие прозрачные льдинки разной формы. В морозную безветренную погоду снег падает отдельными снежинками – в форме цветка с шестью лепестками или звездочки с шестью лучами. А при сильном ветре лучи и грани снежинок обламываются, и белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль. Сильный ветер при небольшом морозе может скатать снежинки в плотные белые шарики – тогда с неба падает «крупа». Она похожа на снежинки, которые мы лепим из снега, только очень маленькие, меньше горошины. Снежинки падают на землю из тучи. Как и капли дождя, снежинки постоянно укрупняются. Если нет сильного мороза, снежинки прилипают друг к другу, при этом образуются хлопья различной величины. Обычно снег на землю ложится слоями. Каждый новый слой рыхлый, так как между снежинками всегда много воздуха. Весной, когда солнце пригревает, снег сверху подтаивает. Если после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая, гладкая корочка – наст. По нему трудно передвигаться. Особенно оленям, лосям, козам. Острой коркой они режут ноги, с трудом выкапывают из – под наста листья, мох, которыми питаются. А вот зайцу раздолье. Он по рыхлому снегу ходит легко, и по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
Вопросы к детям.
Какой снег тает быстрее грязный или чистый?
Где в конце зимы начале весны появляются проталины?
Почему возле стволов деревьев снег тает быстрее?
Солнце все сильнее и быстрее пригревает, дует теплый ветер, снег превращается в воду, и она бурлит потоками устремляется в озера, реки и моря. Но куда бы не мчалась вода, вскоре она вернется к нам в виде дождя, росы, туманов и облаков.
Наблюдение.
Предложить детям взять снег в руки и скатать колобок;
поймать снежинку на ладонь, подержать немного и посмотреть, что с ней произойдет; поймать снежинки на цветную бумагу и посмотреть на них через лупу;
походить по снегу, найти оставленные следы и определить их направление (следы птиц, кошки, собаки);
утрамбовать снег между двумя досками, потом лопатой нарезать кирпичики, и поливая их водой построить сказочный домик, украсив его цветными льдинками;
вырезать кирпичики из рыхлого и плотного снега (обратить внимание на то, что их можно вырезать только из плотного снега);
посмотреть, как убирает снег снегоуборочная машина; лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.
Опыты.
1. Налить в одинаковые бутылки одинаковое количество воды. Одну бутылку закопать в сугроб, а вторую оставить сверху на сугробе. На вечерней прогулке проверить, что стало с водой. В бутылке закопанной в сугробе, вода замерзла лишь частично, а в бутылке, которая находилась сверху, вода почти полностью замерзла. Внутри сугроба теплее, чем на его поверхности. Следовательно, снег- плотный проводник тепла.
2. Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате. Рассмотреть воду, отметить, что она грязная, в ней сажа, пыль. Объяснить, что падая снежинки собрали все, что находилось в воздухе. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя.
Художественное слово.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…СНЕГ.
С неба все скользят пушинки –
Кружатся над головою
На проселки, на лужок
Все снижается …СНЕЖОК.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее …СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в…СНЕЖКИ.
Словно в белый пуховик
Мы одели …СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка –
Это девочка… СНЕГУРКА. (И. Лопухина)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гости к зайчику» Программное содержание: Познакомить со свойствами земли Закреплять знания об известных свойствах земли.
Конспект игровой НОД по ознакомлению с окружающим миром «Солнышко» Конспект игровой НОД по ознакомлению «Солнышко» в первой младшей группе Воспитатель: Ребята, как светло у нас сегодня в группе. А вы любите.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Профессии» в подготовительной группе Конспект НОД по теме «Профессии» Работа по ознакомлению детей с профессиями обоснована «Проектированием образовательного процесса в соответствии.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Давайте жить дружно» МБДОУ детский сад № 8 «Солнышко» План — конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе Разработчик:.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «День Космонавтики» Воспитатель: Петрова Елена Владимировна Цель: расширить знания детей о космосе, дать представление о жизни в космосе; развивать внимание,.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мой город» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. «Мой город» Цель: Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Его величество — электричество» Тема занятия: «Наше Величество – Электричество!» Программные задачи: Образовательные задачи: — Расширить представления о том, где живет.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Рыбы» Тема «Рыбы» Цель: создание условий для закрепления и расширения представлений о рыбах, местах их обитания, внешнем виде. Задачи: -Расширить.
Источник
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе 5–6 лет «Снег и его свойства»
Лаура Смагулова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе 5–6 лет «Снег и его свойства»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Снег и его свойства»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Вид деятельности детей: игровой, познавательно-исследовательский, продуктивный
Цель: формировать представление о снеге и его свойствах
Программное содержание: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования; формировать навыки самостоятельного обследования свойств снега; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, сплющивание. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, чтение стихотворений о зиме, вырезание снежинок из бумажных салфеток.
Оборудование и материал: одноразовые стаканы для снега и воды, ложка одноразовая, две емкости воды, мелкие игрушки на каждого ребенка, снег, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега (снежинки с капелькой воды, снежинка в центре белая вата, закрытый глаз, нос) салфетки, пластилин, стеки, конверт с загадками
Планируемые результаты: сформировать представление о снеге и его свойствах
Структура занятия
I Вводная часть 2 мин
II Основная часть 20 мин
1. Беседа «Что такое снег» 5 мин
2. Экспериментальная деятельность «Свойства снега» 6 мин
3. Физкультминутка «С неба падают снежинки» 3 мин
4. Практическая часть. 6 мин
III Заключительная часть 3 мин
Длительность 25 минут
Ход занятия
I Вводная часть.
Ребята, всем, кто с нами здесь сегодня, пожелаем мы здоровья! Чтоб здоровья пожелать, нужно «Здравствуйте» сказать!
II Основная часть
1. Беседа «Что такое снег»
Ребята, у меня конверт с загадками, отгадайте, кто его принёс?
В голове – снег, В животе – снег, И в ногах снег, И в руках – снег. — Что за чудо человек? (Снеговик). Появляется картинка снеговика. — В конверте он принёс нам загадки. Если вы их отгадаете, то сможете узнать, о чём мы будем говорить сегодня.
-Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег).
А что такое снег? Снежинки
— Как образуются снежинки? Из морей и океанов водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда – летом и зимой – очень холодно. Там, на высоте, пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки – снежинки. Миллионы снежинок образуют снежную тучу. Из этой тучи снежинки падают на землю. Мы вчера с вами занесли снег в группу, а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в нашу лабораторию и изучить свойства снега.
2. Экспериментальная деятельность «Свойства снега»
Теперь мы с вами ученые-исследователи, будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства.
— Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? Возьмите в ладошку немного снега. Что с ним происходит? Тает т. к. ладони теплые. (На доску крепится снежинка с изображением 1 свойства,на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? Потрогайте (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)
— Проведем эксперимент. У вас на столах лежат маленькие игрушки. Какого они цвета? Спрячьте одну игрушку в снег, а другой опустите в воду. Где игрушку видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)
— Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).
— Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) У снега нет запаха (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос)
Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее.Смотрите: у меня две баночки. В одной — холодная вода. (Приглашается ребенок проверить температуру воды). Во второй – теплая вода. В обе баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег — это замер
3. Физкультминутка «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
4. Практическая часть.
Ребята, а что произойдет со снежинкой, если положить её на ладонь? Растает.
-Вот сегодня, мы слепим в технике «пластилинография», «волшебные» снежинки, которые никогда не растают.
— Так как наша снежинка «волшебная», то её цвет может быть не только белый. Как вы, думаете, какие цвета ещё можно использовать? (голубой, сиреневый, синий, фиолетовый).
— Катаем три длинные колбаски, прикладываем к основе вертикально, друг на друга, чтобы между верхними концами было одинаковое расстояние. Приплющиваем. Украсим концы снежинки короткими колбасками. Серединку можно украсить голубой лепешечкой с шестью лучиками.
— Снежинку придумайте сами, но не забывайте, она – шестиконечная.
Дети приступают к работе.
III Заключительная часть
— Какие сказочные снежинки у вас получились?
— Ребята, так из чего же состоит настоящая снежинка?
— Сравните свои снежинки, есть ли одинаковые?
— Каждая из них по-своему красива и неповторима, молодцы!
— Давайте украсим группу вашими «волшебными» снежинками!
Как много мы сегодня узнали о снеге, пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода и ее свойства» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. на тему: «Вода и ее свойства» подготовил воспитатель I кв. категории.
Конспект НОД по познавательному развитию для разновозрастной группы детей 5–7 лет «Волшебный снег» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Улыбка» города Лесосибирска Конспект непосредственной.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды: жидкость, не имеет форму, запах, цвет, вкуса. Вода бывает в жидком, твердом, газообразном состоянии.
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе «Песок и его свойства» .
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Воздух и его свойства» Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность.
Конспект занятия по познавательному развитию «Волшебный снег» в старшей группе Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах. 2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Человек и его тело» Тема: Человек и его тело. Программное содержание. 1. Задачи на развитие познавательных способностей: активизировать нравственно-мыслительную.
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Снег и его свойства» для детей с амблиопией и косоглазием Конспект Занятия по экспериментированию в подготовительной группе на тему «Снег и его свойства» (для детей с амблиопией и косоглазием).
Конспект занятия «Песок и его свойства» с детьми 3–4 лет Конспект занятия «Песок и его свойства» с детьми 3 -4 лет (программа «Воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М. А. Васильевой,.
План-конспект занятия по познавательному развитию «Воздух и его свойства» План конспект занятия по познавательному развитию «Воздух и его свойства». Цель :уточнять и расширять знания детей о воздухе, его свойствах,.
Источник