Свиридов снег идет конспект урока

5 кл конспект . Скажи, откуда ты приходишь, красота.
план-конспект на тему

5 кл конспект . Скажи, откуда ты приходишь, красота.

Скачать:

Вложение Размер
5_kl_konspekt_._skazhi_otkuda_ty_prihodish_krasota.doc 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5 Студентка: Шеина Таисия 40гр

Тема урока: «Скажи, откуда ты приходишь, красота»

Тип урока: комбинированный

Вид урока : урок — беседа

Цель: Познакомить учеников с творчеством Фредерика Шопена

Задачи: Личностные : воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях

Метапредметные : умение определять понятия, умения определять причинно- следственные связи.

Предметные : развитие общей музыкальности и эмоциональности учащихся

Словесный (беседа, рассказ, пояснение)

2.Слушание Г.Свиридов «Снег идет»;

3.Исполнение мелодии «Снег идет»;

4.Слушание Ф.Шопен «Ноктюрн Ми бемоль мажор;

5. Слушание Ф. Шопен «Вальс № 7 до диез минор» ;

Оборудование: музыкальный проигрыватель, фортепиано, учебник, рабочая тетрадь.

2.Слушание Г.Свиридов «Снег идет»

3.Исполнение мелодии «Снег идет»

4.Слушание Ф.Шопен «Ноктюрн Ми бемоль мажор»

5.Слушание Ф. Шопен «Вальс № 7 до диез минор»

6. Словарный диктант

Здравствуйте, приятно снова видеть вас, как прошли каникулы?

Откройте учебники на стр. 34. Прочитайте отрывок из стихотворения.

Скажите, зачем автор столько раз повторяет фразу «снег идет?»

Д. он хотел передать частоту падения снежинок.

Русский композитор Георгий Свиридов сочинил одноименную кантату. Кантата это вокально- инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Послушаем. Послушайте и скажите что вы представили.

На что еще похожа музыка?

Д. на колокольный звон.

Послушайте еще раз и прочитайте на стр. 36 о композиторе.

Попробуем исполнить так же. (делимся на альтов и сопрано)

Вы справились, и передали образ снегопада.

Мы несколько уроков говорили о вокальной музыке . Сегодня мы поговорим о жанрах инстументальной музыки а именно фортепианной. Откройте стр. 40

Говоря о фортепианной музыке, невозможно, не упомянуть великого Польского композитора Фредерика Шопена. Шопен по праву считается гением фортепианной музыки. Он не только писал чудесные произведения, но и мастерски владел инструментом. Когда он исполнял свои произведения, то слушатели еще несколько секунд не могли прийти в себя от восторга, и только тогда взрывались бурные аплодисменты. Послушайте произведение и подумайте, какие чувства вам навевает музыка.

Какие эмоции передает музыка?

Что бы хотелось делать под эту музыку?

Звучал ноктюрн номер два ми бемоль мажор. Ноктюрн это фортепианная пьеса лирического, мечтательного характера. С французского ноктюрн дословно переводится как «ночной».

Послушаем еще одно произведение этого композитора.

Попробуйте угадать название танца,которым композитор назвал произведение

Прочитайте стихотворения на стр. 43

Согласитесь, что только мастер сможет исполнить такое сложное произведение. В этом вальсе нужно совместить в себе, и выразительность и техническое мастерство. В произведения Шопена при исполнении, нужно вложить душу только тогда получится то, что нужно.

Запишите в словарик словарные слова на стр. 41.

Повторите те слова, которые у вас уже записаны.

Отложите тетради. Проведем небольшой диктант.

Напомните мне, что такое кантата?

О каком великом композиторе мы с вами сегодня говорили?

Источник

Свиридов снег идет конспект урока

Влияние поэзии на классическую музыку

1.Поэзия Бориса Пастернака и музыка Георгия Свиридова

Прочитай отрывок из стихотворения «Снег идет» Бориса Пас­ тернака (1890-1960), на которое Георгий Свиридов (1915-1998) сочинил одноимённую кантату, а затем послушай саму музыку.

Снег идёт, снег идёт
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полёт,-
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.

Снег идёт, густой-густой,
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.

Обрати особое внимание на тембровую красочность оркестра, выразительность звучания струнных инструментов,

челесты , флейты, чередования партий женского хора.

Ответь на вопрос:

Только ли это лирическая зарисовка зимней природы?

2. Анализ стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт»

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в 1957 году.

Это лирическое произведение о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоционально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идёт», который употребляется в тексте десять раз.

«Снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, смысл жизни. В этом и есть прелесть стихов Бориса Пастернака.

Послушай ещё раз «Снег идёт» Г.Свиридова. Наблюдая за развитием мелодии и сопоставляя по­этический, музыкальный образы, а также образ картины «Дво­рик в Санкт-Петербурге» М. Добужинского.

Ответь на вопросы:

1. Что напоминает метрическая равномерность музыки? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени, выразил идею о его бесконечности?

2. Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: альт — сопрано?

3. Как звучит сопровождение хора? Какие инструменты придают музыке ощущение фантастичности, колокольности, устремлённости ввысь? В каком ладу звучит музыка этой части кантаты?

Посмотри ФИЛЬМ об инструменте симф.оркестра — ЧЕЛЕСТА

Послушай «Снег идёт» в исполнении современного музыканта Сергея Никитина. Слушать ЗДЕСЬ.

Он по-своему исполняет эти стихи. Сравни с музыкой Г.Свиридова.

4. Георгий Свиридов — яркий представитель русского искусства

Музыка, природа родной страны, судьба человека. Имен­но эти «начала» питают вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте род­ной земли, о душевной красоте человека и о талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

В своём творчестве Г.Свиридов постоянно обращается к вокальным жанрам. Удивительно чутко в своих романсах и хоровых произведениях он относится к слову , мастерски подчёркивая его значение и выразительность верно найденным музыкальными интонациями, ритмом, красочностью тембров голосов и оркестра . Музыка композитора уходит своими корнями в жизнь русского народа, в его душевный склад и характер, в природу России.

5. Г.Свиридов «Пушкинский венок»

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» — концерт для хора.

Вспомни стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Это стихотворение открывает концерт для хора «Пушкинский венок».

А теперь прочитай и послушай ещё одно произведение из «Пушкинского венка»

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— знакомство с синтетическим жанром хоровой симфонии-действа через анализ произведения В. А. Гаврилина «Перезвоны»;

— исследование музыкального языка В. А. Гаврилина, берущего истоки в русском национальном фольклоре;

— воплощение литературного первоисточника в вокально-хоровых произведениях Г. В. Свиридова.

Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.

Действо – вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая пьеса или спектакль в русском театре XVII века.

Кантата (от лат. саntare – «петь») – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Смешанный хор – наиболее распространенный тип хора, состоящий из мужских и женских голосов. В составе смешанного хора четыре партии: сопрано и альты (женские) и тенора и басы (мужские).

Солист хора — певец, исполняющий сольную партию.

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Писатель и кинорежиссёр Василий Макарович Шукшин писал: «Всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько». Эти знаменитые строки можно отнести и к музыке русских композиторов. Народные мотивы вдохновили не одно поколение сочинителей.

Родственным Василию Макаровичу Шукшину по мироощущению был композитор Валерий Александрович Гаврилин. Он был выходцем из народа, из российской глубинки, человеком с непростой судьбой – порождением тревожного времени… Семья Валерия Гаврилина жила в городе Кадников Вологодской области. Так что с ранних лет мальчик впитывал жизнь российской деревни, народный колорит.

Судьба будущего композитора складывалась трагически: во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, погиб его отец, чуть позже он лишился матери и воспитывался в детском доме. В школьные годы мальчик пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов и занимался на фортепиано. Потом был рекомендован к обучению в Ленинградской школе-десятилетке при консерватории. Учился будущий композитор увлечённо. Ленинградскую консерваторию он закончил по двум специальностям: сначала как музыковед-фольклорист, потом как композитор.

В студенческие годы Валерий Гаврилин неоднократно ездил в этнографические экспедиции по Русскому Северу, где изучал песенный фольклор. Благодаря этому голос стал главным и любимым инструментом композитора и раскрыл вокальную природу его дарования.

Голос – это уникальный инструмент, данный человеку самой природой, наиболее чутко и тонко выражающий мысли и чувства.

В творчестве композитора мелодия всегда первостепенна. Глубоко чувствуя фольклор, В. А. Гаврилин создал мотивы, близкие по духу народным, но отличающиеся, вместе с тем, индивидуальным своеобразием авторского стиля.

Вершиной творчества композитора стало монументальное сочинение «Перезвоны» – симфония-действо, написанная для солистов, большого хора, гобоя и ударных. В произведении есть подзаголовок «По прочтении В. Шукшина», где автор указал источник вдохновения – рассказы В. Шукшина.

Уже в названии слышится характер Руси! Испокон веков вся жизнь русских людей сопровождалась звоном колоколов: они и созывали народ в лихую годину, и наполняли землю светлыми переливами в дни больших праздников, и мчались по дорогам России в упряжках под дугой, и разливались смехом в скоморошьих потехах…

Жанр сочинения – симфония-действо – сочетает в себе очень разные черты, в нём сплетаются опера и оратория, симфония и мистерия.

Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

От симфонии в жанр «симфония-действо» перешла масштабность творческого замысла, глубина философского обобщения.

Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Оно отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.

От оратории симфония-действо переняла номерную структуру, контраст сольных и хоровых эпизодов, от оперы – театральность и наличие сюжета, пусть и условного.

Действо – это древняя форма музыкально-поэтического театра. В русском фольклоре хорошо известна традиция «играть песню». По замыслу композитора, артисты хора должны двигаться по сцене, выражать содержание музыки жестами и мимикой.

Образ главного героя – собирательный. Показана жизнь человека, трудная дорога, а в середине – свет! «Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда», – так писал о своём сочинении сам Валерий Гаврилин.

Обратимся к музыке. Действо начинается со слов «весело на душе», но музыка отнюдь не радостная: барабанный бой, рваный ритм, многократные речитативные повторения одних и тех же слов вызывают скорее тревогу, напряжение. Так звучит фон, на котором разворачивается судьба героя, судьба народа и страны, полная невзгод.

Между частями симфонии звучит «Дудочка», соло гобоя, имитирующее рожок или жалейку. Инструмент, одушевлённый человеческим дыханием, выполняет роль рассказчика, объединяя части в единый замысел. Интонации «Дудочки» печальны и проникновенны, близки к народным плачам.

Монолог главного героя – начало части «Смерть разбойника». Голос звучит как в народных песнях – без всякого музыкального сопровождения, свободно изливающаяся мелодия исполнена грусти.

Многогранность жизни показана в контрасте трагических частей и бытовых зарисовок, где автор использует фольклорные жанры – частушки, страдания или народную кадриль. Звукоподражание, имитация инструментов, возгласы, выкрики, междометия раскрывают многогранность возможностей человеческого голоса и соответствуют народной традиции «пения под язык». Таковы части «Ерунда», «Посиделки» или «Ти-ри-ри». Мелодии их сразу же запоминаются, как будто слушал их всю жизнь.

«Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.

Смысловой кульминацией произведения является «Молитва». Здесь композитор использует текст «Поучения Владимира Мономаха» – литературного памятника XII века (в переводе академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва), ставшего первой в истории светской проповедью, актуальной по сей день. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни – эта мысль «Поучения» всегда волновала Валерия Гаврилина и стала основной темой его творчества.

На фоне колокольного звона и песнопения хора с закрытым ртом звучит голос чтеца, каждая фраза очень глубока и проникновенна. Церковные песнопения наводят на мысль о монастыре, но, возможно, речь идёт о «внутренней обители», о человеческой душе, которая будит совесть, стремление к красоте, доброте и правде жизни.

Георгий Свиридов стал первым в истории композитором, обратившимся к творчеству Бориса Пастернака. Поэзией этого писателя композитор восхищался с юношеских лет, но написать музыку к стихам он смог только в 1965 году, создав миниатюрный шедевр – кантату «Снег идёт» для хора и оркестра. В этом цикле композитор, будучи уже зрелым мастером, сумел минимальными средствами выразить суть поэтических строк.

Эту кантату называют «Маленький триптих», так как она состоит из трёх частей: «Снег идёт», «Душа», «Ночь». Их объединяет одна идея – отношение человека ко времени: люди совершенно не ценят время, а ведь оно так скоротечно! Один момент – это миг, и его дважды прожить нельзя.

Первая часть кантаты даёт название всему циклу, в ней композитор передаёт безостановочный ход времени. Повторяющийся многократно текст, монотонный ритм и мелодия, построенная всего на двух звуках, выражают мерное кружение падающего снега. В этот миг всё сливается: небо и земля, прошлое и будущее в едином движении, в завораживающем кружении снежинок.

Снег идёт, снег идёт.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,

Bсё пускается в полёт, –

Черной лестницы ступени,

Снег идёт, снег идёт,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждёт.

Не оглянешься — и Святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идёт, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,

Снёг идет, и всё в смятеньи:

1957, Б. Пастернак

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Какой инструмент исполняет интермедии «Дудочка» в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» В. А. Гаврилина?

Варианты ответов: кларнет; фагот; гобой; флейта.

На уроке были изучены народные инструменты жалейка и рожок, которые имитируют наиболее близкий им по тембру инструмент симфонического оркестра – гобой.

Правильный ответ: гобой.

№ 2. Установите соответствия: творчество какого из авторов вдохновило композитора на написание музыкального произведения?

Варианты ответов: В. Шукшин; Владимир Мономах; Б. Пастернак; Эпизод «Молитва» из «Перезвонов» В. Гаврилина; «Снег идёт» Г. Свиридова; «Перезвоны» В. Гаврилина.

На уроке был разобран материал о кантате Г. Свиридова «Снег идёт» на стихи Б. Пастернака, а также было озвучено, что симфония-действо В. Гаврилина «Перезвоны» имеет подзаголовок «По прочтении В. Шукшина» и была написана композитором под впечатлением от рассказов писателя. Также упоминается о «Поучении Владимира Мономаха», текст которого лёг в основу эпизода «Молитва» симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны».

В. Шукшин / «Перезвоны» В. Гаврилина;

Владимир Мономах / Эпизод «Молитва» из «Перезвонов» В. Гаврилина;

Источник

Читайте также:  Маска для сухого кожа лица зимой
Оцените статью