Сценарий внеклассного мероприятия ;Покормите птиц зимой!»
материал (окружающий мир) по теме
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию.
Задачи:
1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».
3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keller_v.g._met._razrabotka_pokormite_ptic_zimoy.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Батуринская основная общеобразовательная школа»
«Покормите птиц зимой».
Работу подготовила: Келлер Вера Георгиевна,
учитель начальных классов.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Покормите птиц зимой»
Птицы и звери, цветы и деревья взывают
к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь,
где живешь,- на расстоянии взгляда и голоса,
хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. Долгое время принято было считать, что Человек – это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов показало, что человек лишь часть природы, причем неотъемлемая часть. И в настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.
Человек – часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф.
Успех же этой деятельности находится в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры. В становлении этого качества личности исключительно важная роль принадлежит детству, так как маленький ребенок психологически более податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции еще неустойчивы, а потому активно развиваются и утверждаются.
Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Проведение внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, учатся сострадать, оказывать посильную помощь и нести ответственность за « братьев наших меньших».
Дети часто слышат слова о том, что природу надо беречь. Но что стоит за этими фразами? Как научить ребенка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? И как объяснить, что чья-то жизнь имеет права на существование не меньше, чем его собственная?
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию.
1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».
3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности .
Подготовка к мероприятию: учащиеся заранее оповещаются о теме мероприятия. Проводится беседа о видах кормушек и их назначении. Предлагается ребятам изготовить кормушки дома, под присмотром взрослых из подручных средств.
Как хорошо в краю родном
Зимой, когда, как мех,
Леса, луга и все кругом
Покроет пышный снег.
— Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.
Однако для животных и птиц наступила суровая пора.
— Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
— Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)
Стук в дверь. Почтальон принес письмо.
— Спасите от смерти! На помощь! Кто послал письмо? (Птицы).
— Чтобы им помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся.
-Давайте мысленно перенесемся в зимний лес.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
2.Игра «Узнай птицу».
— А какие птицы остались, вы сможете узнать сами, угадав их по описанию.
— На голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно любит несоленое сало. (Синица).
— Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица — круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
— Просыпайтесь поскорей. —
Всех торопит . (Воробей).
— Его называют «смотритель леса». Живет на дереве, в дупле. Всю жизнь на ногах, бегает туда-сюда, вверх-вниз по дереву, ему крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Любит орехи, липовые орешки, крылатки клена. Окраска не очень заметная. (Поползень.)
-Он в шапке красной и пальто
Нос похож на долото.
Столяру древесный ствол
Каждый день и дом и стол. (Дятел).
— У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко — красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. У самочек наряд более скромный. Они держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает и прячется в кустах. (Снегирь)
-Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её . (Сорока).
— Самцы – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов этой птицы клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. (Клест).
-Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? …(Ворона).
— Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
Выслушиваются ответы учащихся
— Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу долбить её.
И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?
Выходят чтецы и рассказывают стихотворение «Мы кормушку смастерили»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел певец весенний-
Вот и зимушке конец.
— Есть ли у вас кормушки?
— Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока. ( Показываем кормушки, которые дети принесли в школу)
4. Правила укрепления кормушек.
— Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки? Ответы школьников.
- Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
- В кормушке не должно быть снега.
- Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
- Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
- Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.
5. Практическая работа.
— Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.
Дети раскрывают образцы семян, лежащих на партах в конвертиках.
— Давайте теперь составим таблицу, чтобы знать, какие птицы что любят.
— Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.
— Сможете ли правильно накормить птиц, узнаем, если разгадаете кроссворд «Чем кормить птиц зимой?»
В этом кроссворде зашифровано 29 слов – названий того, чем кормить птиц зимой. Слова записаны в единственном числе. Они расположены горизонтально и вертикально или сложены пополам, но нигде не пересекаются. Расшифрованные слова обведите карандашом.
-Кто быстрее и больше найдет слов за 1 минуту.
«Чем кормить птиц зимой?»
Ж И Р К О Ж К Р Л Е Б А С
Н А С О В Ё К А А Д Е Р А
П О Е Н С Л А П Т В О Б Л
К Д К О Я У Б И Г О Р У О
И С О П Н Д А В Ь Л Е З П
Н О М Л К Ь Ч А Щ А В Д Ш
Ч Л О Я А К О О Р Е Х Ы Е
Е Н Е С У Х О Ф В Ё С Н Н
Ч Х Ш О М О Р Р О О С Я И
Е О И Д К Х К У П Р О Т Ц
Р Л Ш У И Л О К А В К Ы А
Т О К В Ч Е В Т Г Р И Б А
О П А А Н Б Ь С Ы Р К А Ш
Обучающиеся рассказывают стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма-
Горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна
Сколько гибнет их – не счесть,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
6. Значение птиц.
— Ребята, какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу? ( Выслушиваются мнения учеников.)
1.Пара синиц может оберегать от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.
2. Мухоловка-пеструшка каждый день ловит по 300 мух и комаров.
3. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.
5. Сова способна съесть за ночь 7-8 мышей. Только дна семья может уничтожить за год 10 тысяч мышей и таким образом спасти 20 т зерна.
6. А кукушка за день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы,5 личинок майского жука, 4 паука и много муравьиных яиц.
7. Многие птицы — санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.
7.Изготовление листовки «Покормите птиц зимой». (Приложение 1)
— Ребята, давайте возьмём кормушки, которые вы изготовили и развесим их на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.
Листовки, созданные на внеклассном мероприятии, дети развесили в общественных местах, раздавали жителям села. Акцию «Покормите птиц зимой!» поддержали и школьники старшего и среднего звена, и сельчане. Около домов на деревьях были развешаны не только кормушки, но и несоленое сало, которое так любят синицы.
А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Это самая большая благодарность нам всем. (Приложение 2)
- Бабенко В.Г. Птицы\Науч.-поп.изд. для детей.-М.:РОСМЭН-ПРЕСС,2012.-(Детская энциклопедия РОСМЭН).
- Классные часы в 1-4 классах\авт.-сост. И.В.Персидская и др.-Волгоград:Учитель, 2006.
- Рудский В.Г.Экология. Ритмы природы. Учебное пособие для учащихся 2 класса.-Томск,1999.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2000г.
Источник
Сценарий развлечения «Покормите птиц зимой» (старшая группа)
Наталья Рулёва
Сценарий развлечения «Покормите птиц зимой» (старшая группа)
Цель: развивать познавательные интересы детей, используя фольклор, подвижные и речевые игры. Продолжать воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
Оборудование: кормушки; различные виды корма для птиц;аудиозаписи: «вьюга», «голоса птиц»(синица, дятел, голубь, снегирь, воробей, сорока, ворон) ; картинки с изображением перелетных птиц; бумажные галстуки на каждого ребенка.
Дети заходят в зал, рассматривают расставленные кормушки.
Звучит аудиозапись «вьюга». (аудиозаписи «голоса птиц» звучат после соответствующей отгадки).
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами вьюжными.
Тревожно за яблоньки
Тревожно за Жучку
Такой же морозище,
Но больше всего
Беспокойство за птиц –
За наших воробышков,
У нас приготовлено
В конуру принесем,
От стужи спасем.
Но птицы! Их надо кормить,
— Зима – красавица щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели, порывистые ветры. Но под толстым слоем снега птицам нелегко добывать корм, а голодному и замерзнуть недолго. Поэтому некоторые наши пернатые друзья улетают на юг. Это стрижи, лебеди, чижи, скворцы, аисты. И прилетают они только весной. Как называются эти птицы?
Игра «Перелёт птиц». По сигналу воспитателя «птицы улетают» — дети размахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу;по сигналу: «буря» бегут к возвышениям и прячутся там.Когда воспитатель произносит: «Буря прекратилась», дети спускаются с возвышенностей и снова разбегаются по залу – птицы продолжают свой полет.
— А вот вороны, сороки, свиристели, галки, воробьи, голуби, дятлы, синицы — зимой не улетают. Они селятся поближе к человеку. Как называются эти птицы?
— Правильно, дети. И сегодня вы будете маленькими птичками.Вот галстуки: желтые, красные, коричневые. Это символы птиц. Какие это птицы? (синицы, воробьи, снегири). Выберите себе галстук.
Для этих птиц вы со своими родителями смастерили кормушки.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
распилить я попросил
Вместе с папой смастерил
— Ребята, посмотрите, какое угощение можно приготовить птицам. Это зерна, семена, семечки, крошки, рябинка, кусочек сала.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хочет птичка полетать,
Про кого я загадаю –
Эта птичка вылетает.
(Выходит ребенок показывает картинку – отгадку и читает стихотворение)
Звонко песенку поет
Сало вкусное клюёт.
Звать ее …. (синичка)
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг – скок, прыг скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки — на плетень,
Тири – тири, тень – тень – тень.
Зимой исчезли червячки,
Кусочек сала мне повесьте на сучки!
Ведущий: Для синиц можно приготовить вкусное угощение из застывшего жира, семян и овсяных хлопьев.
А вот еще загадка:
Черный жилет, красный берет.
Хвост как упор, нос как топор. (дятел)
Я зимою ищу шишки –
Семена сосны и ели.
Только вот под плотным снегом
Нахожу их еле – еле.
Ведущий: Прилетай, дятел, к нам,
Мы насыплем тебе семян.
Семян елки и сосны.
Голоден не будешь ты.
И пойдет веселый стук –
Тук да тук, тук да тук!
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
Ребенок — Дятел: — Где болит? Тут – тут?
А –а, нашел! Тук – тук!
— А это кто такой гладенький.
— Спешат к людям до утренней зари
Голуби — голубки, сизари.
Нахохлились и сели у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
— Гули – гули, голубки,
В зимний день среди ветвей,
Стол накроем для гостей.
Прилетайте, милые пичужки.
Готовы для вас столы – кормушки.
И снова, ребятки, про птиц загадка.
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Это красные фонарики
Дети проговаривают закличку:
Посмотри на снегирей!
Стайку встретили метели.
А мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Подвижная игра «Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
(по 4 хлопка руками по бокам
и по 4 наклона головы на строку)
Греются на солнышке.
(первое слово – потряхивание руками,
второе – хлопок по бокам)
Головой вертят, улететь хотят.
(на каждое слово поворот головы)
-Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
(дети разбегаются, взмахивая руками)
Это кто там на дорожке
Испугался нашей кошки?
Это кто там поднял крик –
Чик – чирик да чик – чирик? (воробей)
Я уличный мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряю,
Ты не бойся не робей.
Прыгай с веточки сюда,
Насыплем мы тебе зерна.
Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не клюешь?
Я давно увидел крошки,
Но боюсь сердитой кошки!
Игра. “Воробушки и кот”
Дети изображают “воробушков”. Один из них изображает “кота”. На площадке, где воробушки прыгают, бегают, помахивая крылышками, нарисованы круги (или положены обручи) – это деревья. Итак, игра начинается – кот спит, а воробушки разлетелись по всей площадке. Кот просыпается и пытается поймать расшумевшихся воробушков, они разлетаются по деревьям (в любой начерченный круг или обруч, на деревьях кот ловить воробушков не может. Коту приходится снова идти спать.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Весь день хлопочет. (сорока)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
Дети — Сорока и Ворон:
А вороны важные глазастые,
Они не улетают на далекий юг.
И не боятся снежных вьюг.
На дорожках среди снега
Бросьте им кусочек хлеба.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках,
(загибают по одному пальчику)
Всем хватило зернышек.
Пусть прилетают птицы:
Голуби, снегири, синицы.
Галки, вороны, воробьи –
Зимою птичек накормим мы!
Акция «Покормите птиц зимой» Уже не первый год в нашем районе стартует общероссийская экологическая акция «Покормите птиц зимой», мои воспитанники и родители с удовольствием.
Акция «Покормите птиц зимой» в январе в нашем детском саду проходила акция «Покормите птиц зимой» в которой приняли участие и дети нашей старшей группы №12. Вместе.
Фотоотчёт об акции «Покормите птиц зимой» Фотоотчёт об акции «Покормите птиц зимой» В нашем саду с 26 января по 1 марта проходила акция «Покормите птиц зимой» Цель: вызвать у детей.
Итоговое занятие проекта «Покормите птиц зимой!» с использованием ИКТ В нашей группе проходил проект «Покормите птиц зимой!» и завершением этого проекта явилось открытое занятие для родителей группы и педагогов.
Конспект НОД «Покормите птиц зимой» Конспект НОД «Покормите птиц зимой» с детьми второй младшей группы. Бондяева Елизавета Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 397».
Конспект занятия «Покормите птиц зимой» Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе по конструированию из бумаги техникой оригами. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:.
Проект на тему «Покормите птиц зимой» средняя группа ип проекта: Информационно — практико — ориентированный — творческий. Вид проекта: Групповой, среднесрочный. Продолжительность проекта:.
Проект «Покормите птиц зимой» Проект «Покормите птиц зимой» Тип проекта: информационно-творческий. Программное содержание: • Расширить знания детей о зимующих птицах.
Стенгазета «Покормите птиц зимой» В декабре — феврале в нашем детском саду проходила акция «Покормите птиц зимой». Вместе с ребятами мы узнали о сезонных изменениях в жизни.
Тема: «Покормите птиц зимой» Тема: «Покормите птиц зимой». «Птицы зимой. Наши пернатые друзья». Цель: 1. Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах.
Источник