1 Замени выделенные глаголы деепричастиями, расставь в полученных предложениях знаки препинания. Порядок слов не меняй.
Пример:
Слабо мерцали и отражались в воде огни фонарей. — Слабо мерцали, отражаясь в воде, огни фонарей.
Туристы укрылись под скалой и пережидали снежную бурю.
Игорь стоял у перил и глядел на проезжающие мимо автомобили.
2
Замени выделенные глаголы деепричастиями, расставь в полученных предложениях знаки препинания. Порядок слов не меняй.
Пример:
Слабо мерцали и отражались в воде огни фонарей. — Слабо мерцали, отражаясь в воде, огни фонарей.
Лавины сползали с гор и увлекали за собой огромные глыбы камней.
Пуля ударилась о скалу и улетела в высокую траву.
3
Перепиши предложения, расставляя знаки препинания. Объясни причину обособления согласованного определения.
(Автора записывать не надо.)
Пример:
Усталая, сестра не могла идти дальше.
Определение обособляется, так как имеет дополнительное обстоятельственное значение.
Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют (А. Пушкин). —
Определение обособляется, так как .
Лёгкий ветерок откуда-то вдруг прилетевший тихо-тихо покачивал листочками. —
Определение обособляется, так как
4
Спиши, решая орфографические задачи, и обособь, где следует, обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами.
Ночь вопреки ож_даниям присутствующих была тёплая (не)смотря на (без)облачное небо.
(Не)смотря на моё (не)распол_жение к Аркадию Павловичу пришлось мне однажды провести у него ночь (И. Тургенев).
5
Спиши, решая орфографические задачи, и обособь, где следует, обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами.
И(л,лл)юминатор согласно боевой обстановк_ был тщательно занавеш_н.
(Не)смотря на (не)предвиденные трудности работа закончена (в)срок.
6
Что соединяет союз и: деепричастные обороты, сказуемые или части сложного предложения? Выбери правильный ответ. Перепиши, расставляя запятые. В конце предложения автора указывать не надо!
(Если необходимо, в ответе используй кавычки-лапки: «». В ответе части предложения выделять не нужно.)
Пример:
[В полночь хлопнула кухонная дверь], (1) и, [/громко топая/ (2) и громко разговаривая, вошли Лиза и Марфуша].
Союз и соединяет:
1) части сложного предложения;
2) деепричастные обороты.
Стремительно скользя по снегу и весело размахивая палками мимо меня пронеслась разрумянившаяся лыжница.
Союз и соединяет .
Он остановился задумавшись о чём-то и резко обернувшись позвал часового.
Союз и соединяет .
7
Что соединяет союз и: деепричастные обороты, сказуемые или части сложного предложения? Выбери правильный ответ. Перепиши, расставляя запятые. В конце предложения автора указывать не надо!
(Если необходимо, в ответе используй кавычки-лапки: «». В ответе части предложения выделять не нужно.)
Пример:
[В полночь хлопнула кухонная дверь], (1) и, [/громко топая/ (2) и громко разговаривая, вошли Лиза и Марфуша].
Союз и соединяет:
1) части сложного предложения;
2) деепричастные обороты.
Луна уже на ущербе и неуловимо склоняясь к горизонту она будто увеличивается (А. Перегудов).
Союз и соединяет .
Подпоясав кафтан и надвинув шапку Пьер вышел на улицу (Л. Толстой).
Союз и соединяет
Источник
Стремительно скользя по снегу весело размахивая палками мимо меня пронеслась разрумянившаяся лыжница
Получите 30₽ за публикацию своей разработки в библиотеке «Инфоурок»
и получить бесплатное свидетельство о размещении материала на сайте infourok.ru
Занимайтесь онлайн с русскоговорящими репетиторами
- Помогаем детям из русских школ за границей
- Для детей на домашнем обучении
- Цена занятия единая и не зависит от их количества в пакете. 490₽
Войти с помощью:
Занятие 11. Пунктуационная грамотность
Козлова Анна Алексеевна
Эпиграф
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания! (А. Каневский)
Пример 1.
Разорённый, сожжённый, выморочный город снова возрождался (Гранин).
Между прочим, почему-то он любил неделовую, нетоварную (синонимы в этом предложении) осину (Гранин).
И вдруг всё скрывалось за блестящей, серебряной пеленой степного марева (Горький).
Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной (Тургенев).
И перья страуса склонённые в моем качаются мозгу. И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу (Блок).
Пример 2.
Сильные, коротко выраженные мысли много содействуют улучшению жизни (Цицерон).
Если великолепно сияющий драгоценный камень попадает в грязь, он остаётся драгоценностью. Если пыль поднимется к небу, она останется пылью. (По Саади.)
Однородные определения
Неоднородные определения
Между однородными определениями можно вставить союз И (или другой сочинительный союз).
Красные, синие, жёлтые мячи → И красные, и синие, и жёлтые мячи.
Между неоднородными определениями невозможно вставить союз И (или другой сочинительный союз).
Красные резиновые мячи → Х.
Однородные определения невозможно переставить так, чтобы одно находилось после существительного.
Ситцевые, шерстяные, трикотажные вещи → Х.
Неоднородные определения можно переставить так, чтобы одно находилось после существительного.
Новые трикотажные вещи → Трикотажные вещи новые. Трикотажные вещи были новые.
Однородные определения очень часто имеют переносное значение, являются эпитетами, выражают авторскую оценку.
Маленький, беленький, пушистый котёнок.
Неоднородные определения чаще всего имеют прямое значение.
Большая спелая узбекская дыня.
Пример 3.
Неоднородные определения могут выражаться местоимением и прилагательным (мой новый телефон), числительным и прилагательным (первый солнечный день), причастием и прилагательным (опадающие осенние листья), качественными и относительными прилагательными (новые трикотажные вещи), относительными прилагательными (современный жилой район). Редко бывает неоднородность, выраженная качественными прилагательными.
Упр.1. Скопируйте предложение и вставьте пропущенные запятые.
Вот разница между городом водным морским открытым миру и ветру и городом сухопутным континентальным повернутым к Азии мечтающим о степях солончаках и пустынях (Макушинский).
Вот разница между городом водным, морским, открытым миру и ветру, и городом сухопутным, континентальным, повернутым к Азии, мечтающим о степях солончаках и пустынях (Макушинский).
Пример 4.
В Малышкине рядом с неспокойной, всегда оживлённой, с взволнованной талантливостью жила большая житейская простота (Паустовский).
По нынешней, взрослой мерке обрыв невысок, это травянистый уступ, крутость, подмытая снизу, скреплённая корнями полёгшей ивы (Гранин).
Дорога была неровна и кочковата, но Бальен не захотел ехать обычным, наезженным трактом, потому что лесной путь сокращал расстояние по крайней мере вёрст на десять (Грин).
Упр.2. Определите, чем выражены определения.
1.Передо мной было занесённое снегом большое болото. (По А.И. Куприну.) 2. Роща слушала и ощущала что-то хорошее и сильное, это ощущение наполняло её теплом и светом, и даже старые, серыми лишаями покрытые ветви деревьев зашептали о прошлых днях. (М. Горький.)
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
Сделайте вывод о постановке запятой между определениями, одно из которых выражено прилагательным, а другое — причастным оборотом.
Упр.3. Запишите предложения, разделяя их на две группы: с однородными и неоднородными определениями. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в записанных предложениях.
1.Была тёмная осенняя южная ночь. (К.М. Симонов.) 2. Великолепное ласковое солнце весны улыбалось в ясном небе. (М. Горький.) 3. Клён стоял во дворе возле кирпичной глухой стены. В осенних сумерках в один и тот же час старый полузасохший клён начинал под окном петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались, напевая, десятки птиц. (Д.А. Гранин.) 4. Густым тяжёлым маслом написана темень еловой хвои. Но перед елями растет берёзка, и теперь она окропила это «масло» нежной яркой солнечной акварелью свежих только что развернувшихся листочков. (В.А. Солоухин.)
Упр. 4. Придумайте небольшой текст, в котором были бы и однородные, и неоднородные определения. Чтобы вам было легче, приводим пример одного из таких текстов.
Образец: На одних гиацинтах5 все цветы розовые, на других синие, голубые, лиловые, ярко-красные, желтые. Гиацинты издают сильный приятный запах.
Пример 5.
На верхнюю ступень пьедестала поднялись Александр Зубков и Алексей Воевода, двукратные олимпийские чемпионы Игр в Сочи в двойках и четверках, серебряные призёры Олимпийских игр 2006 года в четвёрках, бронзовые призёры Олимпийских игр 2010 года в двойках, чемпионы мира 2011 года в двойках, четырёхкратные чемпионы Европы, заслуженные мастера спорта России.
Первый заместитель председателя ДОСААФ России генерал-лейтенант Константинов Владимир Иванович (должность и воинское звание).
Упр.5. Прочитайте текст. Проанализируйте предложения с обособленными согласованными определениями, объясните пунктуацию в них.
В конце долгого пути я оказался в местах, хорошо знакомых мне с детства. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещились очертания родной деревушки.
Сердце замирало от мысли, что совсем скоро я окажусь возле домика, немного покосившегося от старости. (Давно построенный, домишко наш был всё же довольно крепким*). Навстречу мне выйдет старушка мать…
Взволнованный нахлынувшими воспоминаниями, я приближался, окрылённый надеждой на скорую встречу, к окраине деревни.
Упр. 6. Распределите предложения на 4 группы в соответствии с характером обособляемых определений. Запишите, графически обозначая границы обособленных определений и слова, к которым относятся данные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Вдоль стены тянулись широкие нары устро(ен,енн)ые из тяжелых деревя(н,нн)ых плах. 2. Он шёл по изв_вавшейся между деревьями тр_пинке. 3. Его форм(енн,ен)ая фуражка помятая и замасл_(н,нн)ая была (с,з)бита на затылок. 4. Они решили обосноваться на окруж_(нн,н)ой листв(ен,енн)ым лесом поляне. 5. Дождь до этого лишь приятно освежавший усиливается и осл_жняет наше движение через перевал.
Упр. 7. Вспомните, какие местоимения называются личными. Как они изменяются?
Найдите определяемое слово в данных предложениях и при необходимости обособьте определение, которое относится к этому слову.
1. Полный раздумья шел я однажды по большой дороге. (И.С. Тургенев.) 2. Я долго не спал взволнованный переживаниями дня. (И.С. Соколов-Микитов.) 3. Уже поздно ночью усталого взбудораженного укладывала меня мать в глубокие бабушкины перины. (И.С. Соколов-Микитов.) 4. Особенно обращали на себя внимание его глаза: серые задумчивые они смотрели на все окружающее удивительно ласково. (Г. Федосеев.)
Упр. 8. Соберите «рассыпанные» предложения и расставьте в них знаки препинания, если это потребуется.
1. Ледник, гор, с, это, сползающая, как бы, медленно, огромная, очень, река.
2. Создание, тысячелетие, письменности, чрезвычайно, одно, сложный, не, занявший, процесс.
Упр.9. Давайте учиться «видеть» все изученные нами пунктограммы. Начнем с предложений, в которых встречаются однородные члены и обособленные определения. Ваша задача — разграничить два правила и поставить все необходимые знаки препинания.
1. Дождь редкий но крупный застучал по крыше. 2. Ветер то тихий то порывистый дул целый день. 3. Погода пасмурная дождливая холодная затрудняла работу в поле. 4. Василий Николаевич вдруг смолкает успокаивается и обнадеженный засыпает. (Г. Федосеев.) 5. Я вышел на поляну освещенную солнцем и остановился.
Упр. 10. Теперь давайте посмотрим, как «ведут себя» знаки препинания в предложениях, где есть тире между подлежащим и сказуемым и обособленные определения.
- Объясните письменно значение слов, используя распространенные определения, не забудьте о знаках.
Образец: Экскаватор – это машина, вынимающая грунт.
1. Полиглот это человек . 2. Зоология это наука . 3. Астрономия это наука . 4. Нумизмат это человек . 5. Дирижёр это человек .
- Спишите текст, расставляя знаки препинания.
Венеция это город построен_ый на море. Там вместо улиц каналы прох_дящие через весь город а вместо автобусов гондолы. Гондолы это покрытые ч_рным лаком лодки с узким высоко поднятым носом. Гондолы скользят по в_лнам от проходящ_х мимо катеров. Все гондольеры5 поют и город полон звуков отр_жающихся от мутных вод каналов. Поездка на гондоле по прекрасному городу загадочному и ч_рующему5 (не)забываемое приключение. (Из журналов.)
Упр. 11. Займемся прогнозом. Прогноз – это обоснованное предсказание того, что должно произойти. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений.
1. . предрассудок вызванный нашим . 2. . череп первобытного человека дающий основания . 3. . заостренной треугольной тростниковой палочкой выдавливали . 4. Обрадованные доброй встречей мы были . 5. Машина поливающая улицы . 6. Расстилающаяся вокруг равнина . 7. Люди жившие много .
Упр. 12. Поработайте редактором! Исправьте предложения.
1. У клетки, где расхаживали павлины, толпились зеваки, распустившие свои пышные хвосты. 2. На картине Репина изображен запорожец, который оперся рукой о бочонок, хитро ухмыляющийся в усы.
1. Принесенный щенок в дом быстро привык к новым хозяевам. 2. Построенный дом талантливым архитектором хорошо вписался в ансамбль площади. 3. От принесенных конфет мамой скоро ничего не осталось. 4. Барон Мюнхгаузен называл себя самым правдивым человеком на земле, известный своими выдумками.
Пример 6.
Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже (М. Твен).
Опрокинутый чёлн с проломанным дном и ограбленные холодным ветром деревья, жалкие и старые… Всё кругом разрушено, бесплодно и мертво… (Горький.)
Пополненная людьми и оружием, дивизия перешла в контрнаступление.
Дивизия перешла в контрнаступление, потому что была пополнена людьми и оружием.
Не рождённый героем, Годунов однако ж с юных лет знал войну… (Карамзин).
Упр. 13. Внимательно изучите таблицу. Почему иногда нужно обособить определение, стоящее перед существительным? Почему необходимо, чтобы это существительное играло в предложении роль подлежащего?
Изучив таблицу, проанализируйте данные предложения и сделайте вывод о постановке знака препинания между определением и определяемым существительным.
Внимательно изученные, памятники седой старины много расскажут о далёком прошлом. => (памятники какие? – внимательно изученные. Расскажут при каком условии? – если внимательно изучить) => [Памятники седой старины много расскажут о далёком прошлом], (если их внимательно изучить).
Отлично экипированные для похода, ребятане боялись ни дождя, ни ветра. => (ребята какие? – отлично экипированные для похода. Не боялись почему? – потому что отлично экипированы для похода) => [Ребята не боялись ни дождя, ни ветра], (потому что были отлично экипированы для похода).
Измученные жарой и жаждой, исследователи всё же продолжалипуть. => (исследователи какие? — измученные жарой и жаждой. Продолжали путь несмотря на что? – несмотря на мучения от жары и жажды) => [Исследователи продолжали путь], (хотя были измучены жарой и жаждой).
1. Хорошо натренированный и экипированный, альпинист не боялся трудностей предстоящего восхождения. 2. Умытый, причесанный и прилично одетый, беспризорник выглядел бы пай-мальчиком из приличной семьи. 3. Обычно некрасивые и бездушные, эти купола сейчас нежно золотились.
1. Шустрые до невозможности дикие лисята не подпускали к себе. 2. Замкнутый осторожный и трусливый волк в минуту решающей схватки делается яростным и дерзким. (Г. Федосеев.) 3. Ослепленный мраком старик долго стоял, тревожно прислушиваясь к лесному шуму. (Г. Федосеев.) 4. Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом дорога похожа на бесконечный туннель. (И.А. Бунин.)
Пример 7.
Александровский сад цвёл поздним цветом, красивый и ухоженный (Чивилихин).
Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (Шолохов).
Недалеко от дома, обнесённый оградой, раскинулся старинный парк.
Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты (Л. Толстой). – Вышедший рано утром, отряд прошел уже четыре версты.
И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота (Шолохов)
Упр. 14. Прочитайте текст и найдите в нём пары определений. Обратите внимание на расстановку знаков. Не вызывает ли она у вас вопросов? Не увидите ли вы несоответствие между такой расстановкой и изученными ранее правилами?
Пещеры
Прекрасен и неповторим мир пещер. Под темным каменным небом растут необычные бесцветные мхи и травы, бесшумно пролетают странные перепончатокрылые птицы, похожие на ископаемых птеродактилей. Здесь дремлют тихие прозрачные озера и грохочут пенистые ревущие водопады. В их водах резвятся гибкие слепые протеи5 и обитает более двадцати разновидностей белых безглазых рыб. Под каменным небом можно увидеть дворцы поистине волшебной, сказочной архитектуры, причудливые цветы, занавески и драпировки5, сотканные из камня искусницей2-природой.
Упр. 15. Из каждого набора слов выпишите только те определения, которые в предложении могут быть однородными.
1. железный, невообразимый, веселый, фиолетовый, хвойный, жизнерадостный;
2. перепончатокрылый, изящный, микроволновый, молочнокислый, элегантный, веснушчатый;
Упр. 16. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений:
1. … подъехал к просторному двухэтажному деревянному загородному дому чтобы … 2. … была клумба на которой расцвели белые желтые нежно-голубые … 3. … недорогим элегантным синим спортивным костюмом который …
Пример 8.
Обиженный таким приёмом и негодуя на своего приятеля, Володя решил немедленно уйти (Толстой).
К другу не учащай ходить, дабы, пресыщенный тобой, он не возненавидел тебя. (Солон.).
Лысый, он был по-своему благородно красив (И. Грекова).
Босая, маленькая, поджав руки, стояла она перед ним, шептала что-то… (Бунин.)
Надя, как и во все прошлые майские ночи, села в постели и стала думать. А мысли были всё те же, что в прошлую ночь, однообразные, ненужные, неотвязчивые (Чехов).
В голубом блеске их вдали вставала горная цепь, сверкая синими огнями, серебряная и холодная, а когда молнии гасли, она исчезала, как бы проваливаясь в тёмную пропасть (Горький).
Пример 9.
Беды и трагедии народные, русские Бунин переживал как свои собственные. (По Крутиковой.)
Зима, злая, тёмная, длинная, была ещё так недавно (Чехов). — Зима злая, тёмная, длинная была ещё так недавно.
Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа (Гоголь).
Его усы, густые, длинные, беспрестанно вздрагивали, как у кота (Горький).
В обед прибежал Федя, взволнованный, счастливый, и, задыхаясь от усталости, сообщил новость (Горький). – Федя прибежал взволнованный, счастливый.
Пример 10.
Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное – мирно всплывает под узкой и длиной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман (Тургенев).
Так рождался бунинский стиль – сдержанный, но не бесстрастный, а внутренне напряжённый, звенящий каждым словом (Крутикова).
Бунин в своём творчестве ставил и пытался разрешить множество проблем, которые подсказывала ему жизнь: не только нравственных, психологических, но и бытовых, социальных, экономических и политических – он улавливал их в способах мышления и чувств, в привычках и побуждениях русского народа.
Вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания (Лермонтов).
Сверкают, разноцветные, в причудливом саду (Брюсов).
Дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела (Пушкин).
Полный тревожных мыслей, я вошёл в комендантский дом (Пушкин).
Такая задача не под силу не то что неподготовленному мне, но и самому квалифицированному специалисту.
Упр. 17. Найдите предложение с обособленными распространёнными однородными определениями.
(1) Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. (2) Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд. (3) Рыбачьи лодки, вытащенные на берег и напоминающие хребты громадных рыб, образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей. (4) Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. (5) На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, нёсшийся с береговых холмов в пустоту горизонта делал “открытый воздух” суровой пыткой. (6) Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.
Упр. 18. Найдите предложение с обособленными распространёнными однородными определениями.
(1) Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. (2) Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.
(3) Рыбачьи лодки, вытащенные на берег и напоминающие хребты громадных рыб, образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей. (4) Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. (5) На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, нёсшийся с береговых холмов в пустоту горизонта делал “открытый воздух” суровой пыткой. (6) Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.
Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины.
Пример 11.
С моря веет свежестью в его высокий лоб, весь в мелких морщинах (Горький).
Все вдруг оставили работу, обернулись к нам лицом, низко поклонились, а некоторые крестьяне, постарше, поздоровались с отцом и со мной (Аксаков).
Ребятишки постарше, отталкивая малышей, вертелись у него под руками… (Рыленков.)
Барыня, в чепце, в белом капоте, вся обложенная подушками, сидела в кресле (Тургенев).
Окаймлён летучей пеной, днём и ночью дышит мол (Блок).
Лил дождь – и сверкает асфальта река, широка, глубока (Щипачёв).
Шумит детвора, и по новым аллеям проходят матросы, в плечах широки (Щипачёв).
Пример 12.
Вот и осталось мне только одно сомнительное удовольствие – глядеть из окошка на рыбную ловлю (Куприн).
Для нас, писателей, ругань ничего не значит. Мы живём для того, чтобы на нас кричали; одно только молчание нас губит. (Джонсон.)
Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. (Леонардо да Винчи.)
Смышлёные звери, бобры зимуют разумно. (Зуев.)
Рядом с Кудряшом в пьесе выступает Кулибин, местный мещанин и «механик-самоучка». (Поспелов.)
«Человек, который весь борьба», как сказал о нём Лев Толстой, «дитя века, дитя неверия и сомнения», как сказал он сам о себе, — Достоевский не предлагает конечных решений, не провозглашает абсолютных истин. Он вольно или невольно ставит своего читателя перед свободой нравственного выбора, заставляя его в величайшем напряжении всех мыслей и чувств искать ответа на вопрос «Что делать?» перед лицом своей собственной совести (из газет).
Славные сыны рабочих и крестьян – волгарей.
Григорий Иванович через зыбкие мостки прошёл на конторку и сел, глядя на тот берег, зеленый и крутой, где между деревьями на юру стоял белый дом с куполом и колоннами, всегда забитый досками поперек окон, – усадьба Милое. (По А.Толстому.)
Вошла его сестра Мария. – Вошла его сестра, Мария.
Упражнение 19. Расставьте в предложениях знаки препинания и скажите, сколько человек находилось в комнате.
На диване устроились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились наша соседка женщина средних лет её муж красивый седой старик маленький мальчик чей-то плачущий внук.
Пример 13.
По ночам часто плакал во сне пёс, по прозванию Фунтик, – маленькая рыжая такса (Паустовский).
Старинные туристские справочники, или путеводители, усиленно рекомендовали путешествовать по Владимирской земле. (По Солоухину.)
Упр. 20. Сравните два примера. Найдите в них приложения. Определите, какое из них имеет добавочное значение, и выделите его запятой.
1. Древнегреческий поэт Гомер создал увлекательную историю о странствиях хитроумного Одиссея.
2. Любитель шуток и мистификаций Артур Конан Дойл изготовил несколько «фотографий» призраков и духов, на одной из которых был «учитель фехтования» с шестью руками.
Упр. 21. Прочитайте предложения. Найдите определения и установите, чем они выражены.
1. Напротив меня сидела красивая девушка.
2. Напротив меня сидела девушка с красивым лицом.
3. Напротив меня сидела девушка-красавица.
Сделайте вывод о том, что такое приложение.
Упр. 22. Прочитайте текст. Проанализируйте предложения, в которых есть приложения. Объясните пунктуацию при обособлении приложений.
Русские богатыри
Самый любимый народом герой былин – богатырь Илья Муромец – сильный, стойкий, независимый, неподкупный, сдержанный, спокойный. Таков идеал, вылепленный русским народом. К князьям, боярам и попам особого уважения нет. Илья Муромец, «деревенщина», освобождает города от вражьей силы, очищает дороги от разбойников.
Смелый Добрыня Никитич и весёлый Алёша Попович стоят вместе с Ильёй на заставе богатырской, вместе с ним защищают родную землю.
В Новгороде без удержу вольничает молодой силач Василий Буслаев.
Но сильнее всех Микула Селянинович, простой русский мужик, преодолевший земное тяготение, любящий землю, которую пашет. (Н.Н. Михайлов.)
Какие ещё случаи и способы обособления приложений существуют? Перечислите их и приведите примеры, иллюстрирующие сформулированные положения.
Упр. 23. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите приложения графически, над определяемым словом поставьте крестик.
1. За весной красой природы лето знойное пройдёт. (А.С. Пушкин.) 2. Ветер нарушитель тишины шумит, скользя во мраке вдоль стены. (М.Ю. Лермонтов.) 3. К чаю единственному нашему блюду в это утро полагалась горсть сухарей на троих. (Г. Федосеев.) 4. В лодке сидел старик рыбак и его внучка школьница.
Почему в четвертом предложении выделено слово?
Какого случая обособления приложения нет в этом упражнении?
Упр. 24. Составьте и запишите предложения, используя в качестве приложений слова, данные в скобках. Графически объясните пунктуацию в записанных предложениях.
1. В распоряжении агронома был серый конь (по кличке Буран). (По С.П. Антонову.) 2. Схлынувшая вода очистила городище лежавший между мельницей и нашей усадьбой (то есть луг). (По В.В. Вересаеву.) 3. Маше стало жаль расставаться с этим берегом с лугами с дедом (корзинщиком). (По К.Г. Паустовскому.) 4. Две радуги опрокинулись над вершинами (подруги). (По К.Г. Паустовскому.) 5. Посоветовала Маше ехать пароходом бабушка (вдова речного капитана). (По К.Г. Паустовскому.) 6. Мы идём с Ладой вдоль небольшого озерка (моей охотничьей собакой). (По М.М. Пришвину.)
Упр. 25. Найдите предложение с обособленным приложением.
(1) Удивительно, как один человек может начисто испортить настроение нескольким людям. (2) А эти люди не могут ничего сделать для восстановления самой обыкновенной справедливости. (3) А эта девчоночка Надя, совсем букашка, по-моему, просто боится возвращаться домой и наверняка будет околачиваться во дворе до самого вечера, пока не вернутся с работы её родители. (4) А потом я подумал о Наде и о всех тех людях, которые были незаслуженно обижены, и никто к ним вовремя не пришёл на помощь.
Упр. 26. Вставьте в предложения подходящие по смыслу приложения. Запишите, поставьте нужные знаки.
1. Сказку о стойком оловянном солдатике сочинил . Ганс Христиан Андерсен. 2. Автором «Лунной сонаты» был Людвиг Ван Бетховен . 3. Теорию относительности создал . Альберт Эйнштейн. 4. «Марсианские хроники» принадлежат перу . Рея Бредбери.
Пример 14.
Сбоку от шторы было видно, как снег, нестерпимо яркий, кишел под фонарем, расплываясь большими хлопьями в областях рассеянного света и мельчая, буквально сатанея под самой лампой в спортивном кепочном козырьке. (Славникова.)
Каковое чудище, как рассказывает нам Мэри Шелли, сбежав от своего создателя, скрывалось где-то рядом с городом у крестьян, то есть вот где-то здесь, в этой столь хорошо впоследствии знакомой мне местности, по которой я ехал в тот день с Аннеттой и колонелем впервые и которая вдруг далеко увиделась мне, как будто вся раскрылась передо мной, когда, проехав, наконец, неинтересный город, мы свернули с главной дороги направо — и как-то сразу все кончилось, кончились бензоколонки, рекламные щиты, супермаркеты, серые сараи предместья, развилки и светофоры, остались только поля, далекий очерк синеющего и падающего за край зримости леса, облачные громады над разбегающейся равниной. (Макушинский.)
Необходимо осознать свои ошибки, а осознав, стремиться не повторять их. Волны обратно на землю не отражаются, а, пройдя сквозь эти слои, уходят в пространство.
Обиженный таким приёмом и негодуя на своего приятеля, Володя решил немедленно уйти (Толстой).
Пример 15.
Пришли туда и сели на двух пуфах рядом друг с другом и держась за руки (Горький).
Он работал не покладая рук.
Он шел не оглядываясь. Сидел прислонясь к стене. Идёт согнув спину.
Он шел не оглядываясь. – Он торопливо шел, не оглядываясь.
Можно ответить и не смущаясь.
Она сидела ожидая. – Она сидела, ожидая ответа.
Всё изменилось начиная со вчерашнего вечера.
Нужно действовать смотря по обстоятельствам.
Деканат составил ведомость, исходя из рейтинга студентов.
В школе, начиная с пятого класса, изучают два иностранных языка.
Упр. 27. Прочитайте текст. Найдите добавочные сказуемые-обстоятельства. Объясните постановку знаков препинания.
В 1959 году небольшое судно, выйдя из колумбийского порта, потерпело аварию в открытом море. Оказавшись в воде, люди подверглись нападению акул. Помощь пришла неожиданно. Дельфины, вступив в бой с хищниками, спасли людей. Отогнав акул далеко в море, они вместе с людьми встретили спасательное судно. (Из газет.)
Упр. 28. Запишите каждое слово в соответствующий столбик таблицы.
Летая, докрасна, сияющая, умчалась, молча, сияя, попросту, шелестела, нарисовав, никогда, развеселившись.
Упр. 29. Перед вами перепутанные пословицы. «Распутайте» их, перепишите и подчеркните деепричастия.
1. Не давши слова, не суйся в воду. 2. Снявши голову, крепись, а давши, держись. 3. Не зная броду, по волосам не плачут.
Упр. 30. Используя слова для справок, вставьте подходящие по смыслу деепричастные обороты. Есть ли среди них устойчивые выражения (фразеологизмы)? Нужно ли обособлять фразеологизмы в предложении? Почему?
Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. . я . пустился в рискованное путешествие. 2. . я . занимался нелюбимым делом. 3. . я . рассказал ребятам обо всем случившемся. 4. Моя мать не могла жить . да и отец не любил сидеть . 5. . ребята летели.
Слова для справок: не взвесив всех возможных трудностей, очертя голову, преодолевая неохоту, скрепя сердце, будучи совершенно искренним, положа руку на сердце, не работая, сложа руки, торопясь к поезду, сломя голову.
Упр. 31. Для выполнения этого упражнения вам необходимо помнить не только правило об обособленных обстоятельствах, но и об однородных членах предложения.
Спишите. Прежде чем расставить знаки препинания, возьмите все союзы И и А в кружочки и выясните, что они присоединяют.
1. Я сложил головешки5 раздул огонь и добавив в котелок снега разбудил всех. (Г. Федосеев.) 2. Хребет убегая далеко на юг терял высоту и расплываясь по широкому горизонту исчезал в синеющей дали. (Г. Федосеев.) 3. Медведи продолжали идти гуськом не прибавляя шагу и не изменяя направления своего пути. (И. Соколов-Микитов.) 4. Ярко освещая стоянку и отбрасывая в глубину леса трепещущие тени старых лиственниц костер по-праздничному играет пламенем. (Г. Федосеев.) 5. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. (Л.Н. Толстой.) 6. Медвежата согрелись и сразу уснули а проснувшись утром стали знакомиться с обстановкой комнаты. 7. Реки шумно текут в горах а выйдя на равнину умолкают.
Упр. 32. Расставьте знаки препинания. Запишите номер каждого предложения в соответствующий столбик таблицы.
Однородные члены соединены одиночным «опасным» союзом (И или ИЛИ)
Однородные члены соединены интонацией, или «безопасными» союзами (А, НО, ТО…ТО и т.д.), или повторяющимися«опасными» союзами
1. Однажды Андерсен видел, как Дюма писал свой очередной роман то громко переругиваясь с его героями то покатываясь от хохота. 2. В далекой высокогорной стране Тибет много монастырей. Священнослужители-ламы, которые в них живут, проводят жизнь не только творя молитвы не только исцеляя5 больных не только собирая лечебные травы. Они еще рискуя жизнью совершают полеты на огромных воздушных змеях держась руками за веревки и упираясь ногами в специальные приспособления. 3. Стремительно скользя по снегу и весело размахивая палками мимо меня пронеслась разрумянившаяся лыжница. 4. И улыбаясь и размахивая руками Ваня что-то взволнованно рассказывал.
Упр. 33. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений. Будьте внимательны, различайте деепричастия и наречия.
1. Лучи света попадая на … 2. … оказавшись на стене или другой плоской поверхности сохраняют … 3. Обведя эту тень карандашом или углем можно получить … 4. … задолго до изобретения фотографии научились получать изображения человека не тратя при этом … 5. Отец молча наблюдал за … 6. … раскричавшись переполошила …
Упр. 34. Найдите обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами. Какие обороты требуют обязательной постановки запятой?
1. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны. (М.М. Пришвин.) 2. Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин. (Н.В. Гоголь.) 3. В долгой жизни своей видывал я путешественников до глубокой старости не утративших несмотря на возраст своей страсти. (И. Соколов-Микитов.) 4. В то время за отсутствием трамваев поездка в Сокольники занимала добрый час. (М. Осоргин.) 5. Утром несмотря на непогоду миноносцы снялись и пошли дальше. (В.К. Арсеньев.)
Упр. 35. Поработайте корректором! Перепишите предложения, исправляя пунктуационные ошибки.
1. Лучи солнца проходя сквозь насыщенный парами воздух, падали тут и там снопами. (М.М. Пришвин.) 2. Мальчик вел на поводке собаку махая хвостом; она обнюхивала тротуар. 3. Солдаты, несмотря на шквальный огонь бросились в атаку.
Пример 16.
Екатерина Александровна резким движением поднялась с колен и села на порог, лицом к пруду (А. Толстой).
Толкнул дверь, вошёл и увидел на диване, рядышком, в сумерках две фигуры (А. Толстой).
Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Мы свернули сначала в одну арку, затем в другую, затем еще в какую-то третью, прошли сквозь затхлый подъезд с полуломанными и ржавыми почтовыми ящиками, поднялись, на дергающемся лифте, на последний этаж и затем на чердак по загибавшейся за лифтовую шахту лестнице — и долго шли потом по этому чердаку, едва освещенному одной-единственной, уже далеко позади, у самого входа, оставшейся лампочкой, по длинным, очень скрипучим доскам, переброшенным, как гать через болото, через гулкую его темноту, покуда не добрались, наконец, до обитаемой части этого чердака, отделенной от внешнего враждебного мира классической советской дверью, с клочьями грязной ваты, выбивавшейся из-под рыжей обивки; за дверью был свет, голоса, табачный дым, треньк гитары (Макушинский).
Пример 17.
Мы намерены выстроить такие отношения, которые позволили бы нам преодолевать и угрозы сегодняшнего дня, которые в регионе, к сожалению, пока имеются, и, несмотря на все эти проблемы, способствовать экономическому и социальному развитию наших стран. (В.В. Путин. Выступление встречи с И.А. Каримовым // «Дипломатический вестник», 2004) – хотя есть проблемы.
Благодаря им Киевскую Русь на физмате студенты знали не хуже, чем на историческом факультете (В. Распутин «Новая профессия») – Киевскую Русь на физмате студенты, благодаря им, знали не хуже, чем на историческом факультете.
Источник