Консультация «Зимующие птицы»
Изабелла Кесаева
Консультация «Зимующие птицы»
Консультация для родителей
«Зимующие птицы»
• пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
• рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
• обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
• рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
• во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
• провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
• изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.
Задайте ребенку вопросы:
• Каких зимующих птиц ты знаешь?
• Почему они называются зимующими?
• Чем птицы питаются зимой?
• Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
• Как можно помочь птицам?
Загадайте загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её (синичка)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это. (снегири)
Эта птица так болтлива,
а зовут её (сорока).
Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива
Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)
Сыграйте с ребенком в следующие игры:
1. «Один – много» (образование множественного числа)
Взрослый говорит: «Синица»,ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т. д.)
2. «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)
Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает».А ворона: «Кар», значит она.,ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т. д.)
3. «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)
Взрослый говорит: «Голубь»,ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т. д.)
4. «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один голубь»,ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.)
5. «Четвертый лишний» (на классификацию)
Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т. д.
6. «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)
Взрослый спрашивает: Синица (какая) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.
Голубь (какой) — сизый, неуклюжий, важный.
Снегирь (какой) — нарядный, красногрудый, медлительный…
7. «Кто как голос подает»
Ворона – каркает, воробей -…
8. «Угадай птицу по описанию».
Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
9. “Вороны и воробьи”.
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” — важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” — резво прыгают по дорожке
10. «Чей, чья, чьё, чьи?» на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Перья вороны (чьи)., перья воробья (чьи)., перья снегиря (чьи). ,перья голубя (чьи).
Выполните с ребенком следующие упражнения:
1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах
Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)
2. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
3. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
4. Пересказ без опоры на вопросы.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
5. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.
Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря — короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Чем они питаются?
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть. А. Барто
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Сколько гибнет их — не счесть,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А. Барто
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. А. Барто
Упражнения для пальчиков:
«Птицы в кормушке»
Птицы к дому подлетели Два больших пальца обхватывают друг друга,
Остальные делают взмахи, как птица крыльями
На кормушку птички сели
Держим одну ладонь параллельно груди
Стали зернышки клевать Другой рукой, большим и указательным пальчиками,
соединенными вместе, ударяем по ладони
И головками кивать Соединяем пальчики вместе, изображая голову
птицы и делаем наклоны кистями рук
«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!
Лэпбук «Зимующие птицы» Представляю вашему вниманию лепбук «Зимующие птицы». Подбирая материал к тематической неделе «Зимующие птицы», я распечатала картинки,.
Лэпбук «Зимующие птицы» Создание лэпбука «Зимующие птицы» стало завершающим этапом проектной деятельности с младшими дошкольниками. Другими словами — это продукт.
Лэпбук «Зимующие птицы» Реализация ФГОС требует от педагогов внедрения в свою практику всё больше новых технологий. Одним из видов проекта является ЛЭПБУК. Подготовка.
Лэпбук «Зимующие птицы» Лэпбук, в переводе с английского, «папка на коленях», представляет собой собранный в одной папке тематический материал в виде различных.
Лэпбук «Зимующие птицы» Чтобы заинтересовать своих воспитанников новыми знаниями, воспитателю необходимо постоянно искать новые идеи. Несмотря на трудоёмкость работы.
Макет «Зимующие птицы» 12 ноября отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ. И к этому дню мы постарались создать для наших малышей макет кормушки с зимующими птичками. Кормушка.
Проект «Зимующие птицы» Информационная карта проекта «Зимующие птицы» Авторы проекта: Корнеева Валентина Владимировна, Назарова Лариса Николаевна. Продолжительность.
Проект «Зимующие птицы» Актуальность. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные.
Проект «Зимующие птицы» Итоговый практико — значимый проект Тема: «Зимующие птицы» по курсу учебного модуля «Новые подходы к организации образовательного процесса.
Проект «Зимующие птицы» Образовательный проект : «Зимующие птицы» Д/С №196, группа «Солнышко» Выполнили воспитатели: Ожева Н. Н., Прилепко Е. А. Образовательный.
Источник
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»
Елена Чистякова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»
Познание, Коммуникация, Здоровье.
ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о непростой жизни «зимующих» птиц;
нацелить детей на помощь «зимующим» птицам.
1. Уточнить и закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах.
2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
3. Закрепить понятие «зимующие» птицы.
4. Учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль.
1. Развивать речь, память, познавательные способности, мимику.
2.Стимулировать использование детьми в активной речи слов: зимующие, перелетные, холодно, голодно, морозная, корм, кормушки.
Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: шапочка сороки,иллюстрации с изображением: ласточки, кукушки, цапли, воробья, синицы, снегиря, вороны; модели с видами питания зимующих птиц; разрезные на части (голова, туловище, хвост) птицы: воробей, синица, снегирь, ворона; «кормушки» из цветного картона для птиц.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, магнитная доска, ребенок в роли сороки, скамейка, два пенька.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание чистоговорки про ворону, беседа с детьми о птицах, рассматривание картин, иллюстраций с изображением птиц.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети входят в группу, садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вы слышите какой – то звук?
(в это время влетает Сорока, трещит):
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте, ребята, вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Воспитатель: Раз, два, три, вокруг себя повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и оказались в лесу! Слышите голоса? Это нас лесные птички встречают. Радуют нас своим пением! Ребята, а голоса каких птиц мы можем услышать зимой?
Дети: воробья, синицы, вороны, сороки и т. д.
Воспитатель: А мы можем зимой услышать голос ласточки, кукушки, цапли?
Воспитатель: Почему? (ответы детей)
Правильно дети потому что, эти птицы улетели в теплые края, они очень боятся холода и морозов, которые приносит с собой зима.
Д/игра «Разложи правильно картинки» (птиц).
Ребята посмотрите. Сорока перемешала все картинки с птицами, которые остаются зимовать и, которые улетают в теплые края. Давайте поможем ей разложить их правильно (вызываю два ребенка).
Воспитатель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки.
Ребята, а вы знаете как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: А как можно назвать птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! А теперь пойдемте дальше. Смотрите, скамеечка стоит, садитесь, ребята на скамеечку.
Воспитатель: А что это за конверт под деревом лежит?
Дети приносят конверт.
Воспитатель: Кто же его оставил? Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит? Ребята, а вы загадки отгадывать любите?
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
По ночам кочует-
Зернышки ворует. (Воробей)
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, зима бывает суровая, вьюжная, морозная, снежная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на магнитную доску).
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?
– Сорока, давай играть вместе с нами.
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Воспитатель: А мы еще знаем с вами чистоговорку про ворону, давайте ее расскажем.
«Проворонила ворона вороненка».
(предлагаю детям используя карточки с изображением «радости», «грусти», рассказать чистоговорку то радостно, то грустно). Дети рассказывают по желанию показывая «радость», «грусть».
Сорока: А что это за конверт опять под деревом лежит?
Воспитатель: Это опять конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Ребята, старичок Лесовичок хочет посмотреть, сможете ли вы, собрать целую картинку птичек из разрезных частей.
Проводится д/игра «Собери правильно картинку».
Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить в кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить в кормушку? (Есть подсказка – символ).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием хорошо справились, то- то удивится старичок Лесовичок. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, вокруг себя повернитесь, в детский сад возвратись!
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц. Я для них приготовила угощение.
Кого угостим салом?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня отвечали, справились и с заданиями старичка Лесовичка.
Тут опять прилетает Сорока и приносит угощение (конфеты) для детей от старичка Лесовичка, угощает детей и улетает.
Готовимся к зиме. Кормушки для птиц В нашем саду проходил конкурс на лучшую кормушку!Родители совместно с детьми изготовили кормушки и развесили на участок нашего детского.
Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.
Источник