Снег только что сошел земля заголовок
Снег только что сошёл, земля ещё голая, а на солнечном припёке уже появились жёлтые цветочки на голых стебельках: один, другой, третий… Будто маленькие яркие лампочки зажглись, засигналили: весна пришла! А через некоторое время на стебельках растения появятся листья. С виду самые обычные, а потрогаешь — вот так диво: одна сторона у листьев тёплая, и покрыта мягким пушком, а другая — гладкая и потому холодная. Тёплая — мать, холодная — мачеха. И хоть в жизни мачеха далеко не всегда холодна и неприветлива, цветок так и прозвали — мать-и-мачеха.
Медуница
Ранняя весна. Цветов в лесу почти не видать. Кое-где желтеет мать-и-мачеха, да голубеет лесная перелеска… И вдруг среди зелёной травы сразу и красные, и синие, и фиолетовые цветы. И все — на одном растении. Называется растение медуницей.
Найти медуницу нетрудно — она цветёт, когда ещё мало зелени, и поэтому хорошо видна.
С самого начала, когда только распускаются бутончики, цветы у медуницы красные. Потом они становятся фиолетовыми, потом синими и даже иногда белыми. А так как на одном стебельке медуницы цветов много и распускаются они в разное время, то и получается: один цветок ещё красный, другой стал фиолетовым, а третий уже побелел или сделался синим. И выходит, на одном стебле маленький разноцветный букетик. Сладкий букетик. Недаром летят к этому растению пчёлы, не зря, видимо, названо оно медуницей.
Первоцвет
В апреле земля ещё не везде просохла, листочки на деревьях только появились, и лес стоит в зелёной прозрачной дымке. А на полянках среди молодой травы уже сверкают золотистые гроздья первоцвета — одного из самых ранних весенних цветов. Свесились гроздья с высокого стебля, будто кланяются земле, траве и своим широким морщинистым листьям, обхватившим высокий стебель.
Там, где первоцвета много, издали кажется, что лежит на земле кудрявая, в крупных завитках, шкурка. Как у барашка. Отсюда и другое название растения — баранчики. Есть ещё и третье — ключики. Так иногда называют первоцвет потому, что цветы его немного напоминают связки ключей.
Ключики, баранчики, первоцвет — вон сколько имён!
Чистяк
Весной, когда цветов мало, нетрудно отыскать ярко-жёлтые звёздочки чистяка. Вот они смотрят из зелёных розеток листьев. Подойди поближе, приглядись. На лепестках цветов маленькие чешуйки вроде карманчиков. В этих карманчиках — сладкий нектар. Летите сюда, пчёлы, не пожалеете! А коз и приглашать не надо: пока другой травы мало, с удовольствием едят они сочные листья чистяка. Словно знают: скоро созреет чистяк, станет ядовитым, будет тогда «козья трава» несъедобной.
Ландыш
В тени деревьев среди густой листвы притаился цветок. Рядом — ещё, чуть подальше — ещё. И у каждого два больших овальных листа, а между ними на высокой тоненькой ножке несколько белых колокольчиков, будто из фарфора сделанных. Это ландыш. Его сразу узнаешь и по листьям, и по цветам, и по запаху, который невозможно спутать ни с каким другим. Вот за этот запах и за красоту люди очень любят ландыш.
Но ландыш не только красивый цветок, это полезное растение: из него делают очень нужное людям лекарство.
Чистотел
Чистотел — высокое ветвистое растение с золотисто-жёлтыми цветами и красиво вырезанными листьями. Если надломить его стебель, на сломе появится оранжевое «молочко» — капелька сока. Издавна считалось, что сок этот сводит бородавки, делает больную кожу здоровой и чистой. Вот и назвали растение чистотелом. Только не стоит проверять, верно ли такое название — это опасно: сок чистотела ядовит.
Есть у растения и другое имя — «ласточкина трава». Люди заметили, что зацветает чистотел как раз в то время, когда прилетают ласточки. И цветёт всё лето, до самого их отлёта. Будто только для них и цвёл.
Герань луговая
На лугах, на полянах, на склонах оврагов часто можно встретить растение с большими лапчатыми листьями и голубовато-фиолетовыми цветами. Это луговая герань. Есть у неё и другое имя — журавельник. Странно, ведь ни сама герань, ни её цветы ничем не напоминают журавля. Верно. Но в конце лета на месте цветов появится маленький плодик. Вот из-за него-то и получило растение своё второе имя: у плодика длинный отросток, напоминающий журавлиный клюв. Созреет плодик, раскроются створки, и полетят в разные стороны крошечные горошинки — семена. И где они упадут, там на следующий год, возможно, вырастут новые растения. У них будут такие же большие листья и голубовато-фиолетовые цветы. А плодики будут напоминать клюв журавля.
Одуванчик
Где только его не встретишь! На лугах и полянах, в придорожных канавах и на пустырях, у обочин тротуаров и на железнодорожном полотне между шпалами. Таков уж он, вездесущий цветок — одуванчик. Весной лужайка, где много одуванчиков, такая яркая, что даже чуть-чуть больно смотреть на её желтизну. А пройдёт месяц, и она уже будто снегом покрытая. Там, где росли жёлтые цветы, теперь покачиваются белые шарики. Вот налетел ветер, и сразу поднялось лёгкое облачко. Это полетели семена одуванчика.
Источник
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс (школьный этап)
по русскому языку
1.Выпишите из предложений слова, в которых все согласные звуки звонкие.
1)Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
2)Нежданов просто не знал, что отвечать.
2.Сколько звуков [ o ] в скороговорке Сеня в сени сено нес – щекотало щеки, нос ?
3.Правильно ли определены и охарактеризованы звуки в слове сбить ?
[ c ] — согласный, твердый, глухой.
[б`] — согласный, мягкий, глухой.
[и] — гласный, ударный.
[т`] — согласный, мягкий, глухой.
4.Определите способ словообразования данных слов.
Одноклассник, восход, плащ-палатка, прибрежный.
5.Выпишите в левый столбик слова с суффиксами, а в правый — без суффиксов.
Доблесть, свежесть, вестник, лесник, плотник, истина, картофелина, малина, былина, художник.
6.Запишите три-четыре пары антонимов.
7.В следующих словах вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
(Не..)правда, (не..)лепый, пр..града, р..сток, р..стить, пр..вольный, ореш..к, ключ..к, гуси(нн,н)ый, немец..кий.
8.Замените одним словом фразеологизмы.
Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.
9.Запишите как можно больше слов с элементами: -скоп, -тека, -фоно или –фон(ия).
10.Выделите грамматические основы в предложениях. Чем выражено сказуемое?
1)Злые языки страшнее пистолета.
2)Добрая слава дороже богатства.
3)Утро вечера мудренее
4)Умный и без денег богат.
11.Прочитайте предложение и выберите признаки, которые имеет прилагательное.
Вы нашли не лучшее место .
в краткой форме;
в превосходной степени;
12.Прочитайте текст. Определите его тему, укажите средства связи предложений в тексте. Назовите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.
Снег только что сошел; земля еще голая, а на солнечном припёке уже появились желтые цветочки на голых стебельках: один, другой, третий… будто маленькие яркие лампочки зажглись, засигналили: весна пришла! А через некоторое время на стебельках появятся листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так диво: одна сторона у листьев теплая и покрыта мягким пушком, а другая – гладкая и потому холодная. Теплая – мать, холодная – мачеха. И хоть в жизни мачеха далеко не всегда холодна и приветлива, цветок так и прозвали – мать-и-мачеха. (Ю.А.Дмитриев)
к олимпиадным заданиям
1) Владимир, увидел, он;
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
2.Три звука [ o ]: [н`ос ], [ш`ок`и], [нос].
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
3. Неправильно охарактеризованы первые два звука. Первый звук – [з]- согласный, твердый, звонкий; второй звук – [б`]- согласный, мягкий, звонкий.
Оценка: по 0,2 балла.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.
5. свеж-есть доблесть
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
6. Веселый — грустный, доброта – зло, откровенный – скрытный, серьезный – легкомысленный.
Оценка: по 0,2 балла за каждую пару слов.
7. Неправда – приставка не- пишется слитно, потому что слово можно заменить синонимом без не — ложь.
Нелепый – не пишется слитно, так как слово не употребляется без не .
Преграда – пишется приставка пре -, так как она по значению равна приставке пере- (перегородить).
Росток – в корне с чередованием а -о пишется буква о, так как это слово – исключение.
Растить – в корне слова пишется чередующаяся а, так как она стоит перед ст.
Привольный – пишется приставка при- с неясным значением.
Орешек – пишется суффикс — ек -, а не — ок -, потому что гласная не под ударением, и пишется буква е , а не и , потому что при склонении эта гласная выпадает (орешка).
Ключик – пишется суффикс – ик -, так как при склонении гласная не выпадает .
Гусиный — в суффиксе прилагательного -ин- пишется одна буква н .
Немецкий – пишется суффикс -к-, так как прилагательное образовано от существительного с основой на ц ( немец ).
Оценка: по 0,2 балла за объяснение орфограммы.
8. Мозолить глаза – надоедать, точить лясы – болтать, клевать носом – дремать, бить баклуши — бездельничать.
Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.
9. 1) Микроскоп, калейдоскоп, перископ, телескоп, рентгеноскопия;
2) библиотека, игротека, картотека, фильмотека;
3) магнитофон, микрофон, телефон, симфония.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
10. 1) Злые языки страшнее пистолета (сказуемое выражено прилагательным в сравнительной степени).
2) Добрая слава дороже богатства (сказуемое выражено прилагательным в сравнительной степени).
3) Утро вечера мудренее (сказуемое выражено прилагательным в сравнительной степени).
4) Умный и без денег богат (сказуемое выражено кратким прилагательным).
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение.
11. Прилагательное лучшее (место) имеет признаки: качественное, в превосходной степени (начальная форма – хороший), в среднем роде, в единственном числе.
Оценка: по 0,2 балла за каждый признак.
12. В тексте говорится о первом весеннем цветке – мать-и-мачехе. Описание цветка, его название и являются темой текста. Предложения в тексте связаны последовательно, с помощью различных средств связи. Используются контекстные синонимы (желтые цветочки – яркие лампочки), повтор слова (на голых стебельках – на стебельках, листья – у листьев, мачеха). Текст относится к художественному стилю. Автор использует конкретные слова, помогающие создать картину (снег, земля, цветочки и т.д.), сравнение (желтые цветочки- будто маленькие яркие лампочки), слова в переносном значении, создающие образ (голая земля), эмоционально – оценочные слова, которые раскрывают отношение автора к тому, что он описывает (цветочки, стебельки, лампочки, вот так диво, мягким пушком и др.) Все это приметы художественного стиля.
Оценка: по 1 баллу за определение: а) темы текста; б) средств связи; в) стиля речи; г) за обоснование ответа.
Источник