Урок русского языка на тему «Понятие об обособлении»
Дата: _______ Урок №38
Тема: «Понятие об обособлении»
дать понятие об обособлении; повторить основные сведения о причастном и деепричастном оборотах;
формировать орфографическую зоркость, лингвистическое чутье
прививать культуру речи
Урок разработан в соответствии с модулями программы «Лицом к лицу»
Орг. момент. психологический настрой.
Реализация домашнего задания: упр.395.
Постановка проблемной ситуации. Лингвистический эксперимент.
Разбор предложений по членам предложения:
Я подошел поближе и увидел старуху , сидевшую на полу .
Крупные капли дождя разбивались о землю , превращаясь в пыль и мельчайшие брызги .
Вы знаете, как только слова попадают в предложе ние, они, выполняя в нем различную роль, становятся членами предложения. Какие вы знаете члены предложения? <Главные, второстепенные, однородные, неоднородные, нераспространенные, распространенные.) Сегодня мы познакомимся с новым видом членов предложения — обособлен ными членами предложения.
Что значит обособить член предложения? Это значит выделить его по смыслу.
Незаметно подкрались молчаливые и теплые сумерки.
Незаметно подкрались сумерки, молчаливые и теплые.
Построенный из крас ного кирпича дом стоял на берегу озера.
Обособьте, т. е. выделите в нем по смыслу распространенное определение – причастный оборот. Как вы это сделали? Прочитайте получившееся предложение.
Итак, обособленные члены — это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу при помощи интонации и порядка слов.
На письме обособленные члены выделяются запятыми.
Обособленные члены выполняют в предложении двойную функцию. Попробуем в этом убедиться, используя лингвистический эксперимент. Сначала запишем два простых предложения:
1. Высоко в небе светила полная луна. Она освещала нам путь.
Затем преобразуем их в одно простое с деепричастным или причаст ным оборотом.
2. Высоко в небе светила полная луна, освещая нам путь.
3. Высоко в небе светила полная луна, освещавшая нам путь.
А теперь проведем анализ этих примеров:
Какие предложения по цели высказывания записаны под цифрой I ? Повествовательные.)
Какие предложения называются повествовательными?
Сколько предложений и сколько сообщений в примерах под цифрой 1? (Два предложения, два сообщения.)
Чем выражены эти сообщения? (Двумя простыми предложениями, у каждого своя грамматическая основа.)
Как выражено первое сообщение в примерах 2 и 3? (Оно выражено так же, как и в первом предложении.)
Есть ли второе сообщение в примерах 2 и 3? Чем оно выражено? (Да, есть. Оно выражено деепричастным и причастным оборотами)
Какое сообщение в примерах 2, 3 можно считать основным, а какое добавочным, второстепенным? <Первое сообщение - основное, второе, выраженное деепричастным и причастным оборотами — добавочное?)
Какими членами предложения являются при этом деепричастный и причастный обороты? (Деепричастный оборот — распространенным обстоятельством, причастный оборот -распространенным определением)
Итак, проведя лингвистический эксперимент, мы убедились в том, что обособленные члены обычно выполняют в предложении двойную функцию; они являются второстепенными членами и одновременно второ степенными сказуемыми с зависимыми словами, выражающими добавочное сообщение.
4. Закрепление изученного.
1. Наблюдение над обособленными членами в художественной лите ратуре.
2. До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, оплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему.
Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня.
Работа по карточкам (в паре)
Преобразуйте предложения в простые с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. Запишите, расставляя знаки препинания.
На краю поляны рос могучий дуб. Он широко раскинул свои ветви.
Приятно было ходить на речку. Она заросла по берегам ивняком.
Снег осыпался с вершин деревьев. Он сверкал на солнце.
Преобразуйте предложения в простые с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. Запишите, расставляя знаки препинания.
Снег осыпался с вершин деревьев. Он сверкал на солнце.
Эта необычная история взволновала всех. Ее рассказал известный геолог.
Из-за моря выступали горы. Они были похожи на стаю облаков.
Преобразуйте предложения в простые с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. Запишите, расставляя знаки препинания.
Приятно было ходить на речку. Она заросла по берегам ивняком.
Снег осыпался с вершин деревьев. Он сверкал на солнце.
Из-за моря выступали горы. Они были похожи на стаю облаков.
Где мы чаще всего встречаем обособленные члены предложения: в разговорной или письменной речи?
В результате работы учащиеся должны прийти к выводу, что обособленные члены свойственны прежде всего книжной речи, помогая писателю в экономной форме подробно живописать предмет.
Практически у всех людей в речи встречаются слова-паразиты, которые не несут никакой смысловой нагрузки, а просто засоряют речь говорящего. Сможете назвать слою «любимые словечки»? Давайте пронаблюдаем за вашей речью? Предлагаю еще один эксперимент. У каждого на парте небольшой текст, прочтите его и попробуйте пересказать близко к тексту.
Язык состоит из множества отдельных слов. Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним в уме нашем понятие о каком- нибудь предмете. Так, например, произнося слово «огонь», мы представля ем себе эту стихию со всеми ее признаками, то есть светом, жгучестью и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы и не видели бы огня. Из этого видно, слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса.
Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями.
В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», — писал Аристотель.
Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом — носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение, прежде всего, в словарном составе языка.
Выписать из повести «Капитанская дочка» 10 предложений с обособленными членами.
Рефлексия. Заполнение карточек по уроку. Оценивание.
Источник
Урок-модуль по русскому языку в 8-м классе «Обособленные обстоятельства»
Содержание и задачи урока-модуля.
Программа для учащихся:
После изучения темы вы будете ЗНАТЬ:
- что такое деепричастие;
- морфологические признаки деепричастия;
- синтаксические признаки деепричастия;
- признаки глагола у деепричастия;
- признаки наречия у деепричастия;
- обособленные обстоятельства: обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями; обстоятельства, выраженные существительным с предлогами.
В результате усвоения темы вы будете УМЕТЬ:
- выделять интонационно и письменно обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, обстоятельства, выраженные существительным с предлогами;
- отличать наречия и фразеологические обороты от обособленных обстоятельств;
- составлять простые предложения с обособленными обстоятельствами.
АЛГОРИТМ (порядок работы):
- внимательно прочитайте задание и выполняйте упражнение в тетради;
- при возникновении вопросов, поднимите руку;
- после выполнения каждого задания проверьте себя по ключу; (в случае неправильно выполненого задания повторно прочитайте Приложение №1, выполненное задание у слабых учеников проверяется учителем);
- если задание выполнено верно, переходите к работе со следующим учебным элементом (УЭ);
- после выполнения всех учебных элементов получите у учителя контрольный тест.
Обобщение и систематизация знаний
Задание 1. Лингвистическая разминка.
Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем – на второй и так далее.
Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить
– Из данных глаголов образуйте деепричастия. (Читаем дополнительную информацию в таблице.)
– Что обозначает деепричастие?
– Какие морфологические признаки имеет деепричастие?
– Какие синтаксические признаки имеет деепричастие?
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др. | ||
Признаки глагола | ||
Совершенный вид | Несовершенный вид | |
Отвечает на вопросы: | Что сделав? | Что делая? |
Пример: | решив задачу – отвечает на вопрос что сделав? | решая задачу – отвечает на вопрос что делая? |
Возвратное | Невозвратное | |
Пример: | вытираясь полотенцем: имеет суффикс -сь | вытирая полотенцем: не имеет суффикса –сь |
Морфологические признаки деепричастий – морфемный | ||
Суффиксы: | -в, -вши, -ши | -а, -я |
Пример: | пробежав, умывшись, принесши | крича, бегая |
Признаки наречия | ||
1.Деепричастия – неизменяемые слова. |
2.В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.
Задание 2. Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Напевая какую(то) песенку шофер уверенно вел машину.
– Чем осложнено предложение?
Изучение и практическое закрепление нового материала
– Читаем “Обособленные обстоятельства” в Приложении №1.
– Что значит обособить?
– Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?
Задание 3. Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания, графически выделите основу, затем обособленные обстоятельства.
- Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.
- Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.
- На севере слабо мерцая подымались какие(то) белесоватые облака.
- Далеко в вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания.
- Казаки раз..ехались не дог..ворившись. (Шол.)
Задание 4. Запишите предложения, выделяя запятыми обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Подчеркните их.
- Во дворе несмотря на апрель стоял пронизывающий холод.
- Благодаря массе новых впечатлений день прошел для Каштанки незаметно. (А.Чехов)
- Вопреки плохой погоде в этом году был хороший урожай.
- Несмотря на осень день был тёплым и ясным. (С.Новиков-Прибой)
Задание 5. Преобразуйте данные пары предложений в простые с деепричастными оборотами (они могут стоять в любой части предложения). Расставьте знаки препинания и подчеркните обособленные обстоятельства. Вставьте пропущенные буквы.
- На опушке леса стояла стройная березка. Она робко ш..лестела листвой.
- Летний вечер тихо таял. Он как бы перел..вался в теплую ночь.
- Шофер ост..новил машину. Он увидел красный сигнал светофора.
- Снег под порывами ветра осыпался с вершин дерев..ев. Он сверкал на солнце.
- Птицы весело щ..бетали в лесной чаще. Они радовались первым лучам солнца.
Задание 6. Прочитайте примечание в Приложении №1. Из данных предложений выпишите фразеологизмы и объясните их лексическое значение.
- Работал он не покладая рук. (М.Г.)
- И пошёл домой журавель несолоно хлебавши. (Из рус. нар. сказки)
- Я занимался спустя рукава.
- Он примчался сюда не переводя духа. (Фед.)
- Мальчики бросились в проход и спрятались там затаив дыхание. (Рыб.)
Задание 7. Составьте небольшой (5-6 предложений) рассказ на одну из тем: “Летом на реке”, “Хоккейная встреча”, используя рабочий материал.
Летом на реке: наскоро позавтракав, отправляемся;
Хоккейная встреча: готовясь к игре, договорились;
Контрольный тест.
- Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).
А) Путники устали и остановились отдохнуть.
Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь.
В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К.Пауст.)
Г) На востоке уже занималась синея заря.
Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
А) Приехав я первым делом побежал на речку.
Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.)
В) Шофёр затормозив остановил машину.
Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.
Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом.
А) Чёрная речка, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов и затопила низинные пастбища. (С.-М.)
Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. (А.Гайдар)
В) Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. (В.Катаев)
Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость.
1)Уже было начало июля, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая – мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
Задание 5.
- На опушке леса стояла стройная березка, робко шелестя листвой.
- Летний вечер тихо таял, как бы переливаясь в теплую ночь.
- Шофер остановил машину, увидев красный сигнал светофора.
- Снег под порывами ветра осыпался с вершин деревьев, сверкая на солнце.
- Птицы весело щебетали в лесной чаще, радуясь первым лучам солнца.
Задание 6.
- Не покладая рук – не отдыхая.
- Несолоно хлебавши – безрезультатно.
- Спустя рукава – кое-как, без желания.
- Не переводя духа – без передышки.
- Затаив дыхание – безмолвно.
Источник