Снег осыпался с вершин деревьев

Урок русского языка на тему «Понятие об обособлении»

Дата: _______ Урок №38

Тема: «Понятие об обособлении»

дать понятие об обособлении; повторить основные сведения о причастном и деепричастном оборотах;

формировать орфографическую зоркость, лингвистическое чутье

прививать культуру речи

Урок разработан в соответствии с модулями программы «Лицом к лицу»

Орг. момент. психологический настрой.

Реализация домашнего задания: упр.395.

Постановка проблемной ситуации. Лингвистический эксперимент.

Разбор предложений по членам предложения:

Я подошел поближе и увидел старуху , сидевшую на полу .

Крупные капли дождя разбивались о землю , превращаясь в пыль и мельчайшие брызги .

Вы знаете, как только слова попадают в предложе ние, они, выполняя в нем различную роль, становятся членами предложения. Какие вы знаете члены предложения? <Главные, второстепенные, однородные, неоднородные, нераспространенные, распространенные.) Сегодня мы познакомимся с новым видом членов предложения — обособлен ными членами предложения.

Что значит обособить член предложения? Это значит выделить его по смыслу.

Незаметно подкрались молчаливые и теплые сумерки.

Незаметно подкрались сумерки, молчаливые и теплые.

Построенный из крас ного кирпича дом стоял на берегу озера.

Обособьте, т. е. выделите в нем по смыслу распространенное определение – причастный оборот. Как вы это сделали? Прочитайте получившееся предложение.

Итак, обособленные члены — это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу при помощи интонации и порядка слов.

На письме обособленные члены выделяются запятыми.

Обособленные члены выполняют в предложении двойную функцию. Попробуем в этом убедиться, используя лингвистический эксперимент. Сначала запишем два простых предложения:

1. Высоко в небе светила полная луна. Она освещала нам путь.

Затем преобразуем их в одно простое с деепричастным или причаст ным оборотом.

2. Высоко в небе светила полная луна, освещая нам путь.

3. Высоко в небе светила полная луна, освещавшая нам путь.

А теперь проведем анализ этих примеров:

Какие предложения по цели высказывания записаны под цифрой I ? Повествовательные.)

Какие предложения называются повествовательными?

Сколько предложений и сколько сообщений в примерах под цифрой 1? (Два предложения, два сообщения.)

Чем выражены эти сообщения? (Двумя простыми предложениями, у каждого своя грамматическая основа.)

Как выражено первое сообщение в примерах 2 и 3? (Оно выражено так же, как и в первом предложении.)

Есть ли второе сообщение в примерах 2 и 3? Чем оно выражено? (Да, есть. Оно выражено деепричастным и причастным оборотами)

Какое сообщение в примерах 2, 3 можно считать основным, а какое добавочным, второстепенным? <Первое сообщение - основное, второе, выраженное деепричастным и причастным оборотамидобавочное?)

Какими членами предложения являются при этом деепричастный и причастный обороты? (Деепричастный оборот — распространенным обстоятельством, причастный оборот -распространенным определением)

Итак, проведя лингвистический эксперимент, мы убедились в том, что обособленные члены обычно выполняют в предложении двойную функцию; они являются второстепенными членами и одновременно второ степенными сказуемыми с зависимыми словами, выражающими добавочное сообщение.

4. Закрепление изученного.

1. Наблюдение над обособленными членами в художественной лите ратуре.

2. До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, оплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему.

Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня.

Работа по карточкам (в паре)

Преобразуйте предложения в простые с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. Запишите, расставляя знаки препинания.

На краю поляны рос могучий дуб. Он широко раскинул свои ветви.

Приятно было ходить на речку. Она заросла по берегам ивняком.

Снег осыпался с вершин деревьев. Он сверкал на солнце.

Преобразуйте предложения в простые с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. Запишите, расставляя знаки препинания.

Снег осыпался с вершин деревьев. Он сверкал на солнце.

Эта необычная история взволновала всех. Ее рассказал известный геолог.

Из-за моря выступали горы. Они были похожи на стаю облаков.

Преобразуйте предложения в простые с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. Запишите, расставляя знаки препинания.

Приятно было ходить на речку. Она заросла по берегам ивняком.

Снег осыпался с вершин деревьев. Он сверкал на солнце.

Из-за моря выступали горы. Они были похожи на стаю облаков.

Где мы чаще всего встречаем обособленные члены предложения: в разговорной или письменной речи?

В результате работы учащиеся должны прийти к выводу, что обособленные члены свойственны прежде всего книжной речи, помогая писателю в экономной форме подробно живописать предмет.

Практически у всех людей в речи встречаются слова-паразиты, которые не несут никакой смысловой нагрузки, а просто засоряют речь говорящего. Сможете назвать слою «любимые словечки»? Давайте пронаблюдаем за вашей речью? Предлагаю еще один эксперимент. У каждого на парте небольшой текст, прочтите его и попробуйте пересказать близко к тексту.

Язык состоит из множества отдельных слов. Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним в уме нашем понятие о каком- нибудь предмете. Так, например, произнося слово «огонь», мы представля ем себе эту стихию со всеми ее признаками, то есть светом, жгучестью и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы и не видели бы огня. Из этого видно, слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса.

Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями.

В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», — писал Аристотель.

Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом — носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение, прежде всего, в словарном составе языка.

Выписать из повести «Капитанская дочка» 10 предложений с обособленными членами.

Рефлексия. Заполнение карточек по уроку. Оценивание.

Источник

Урок-модуль по русскому языку в 8-м классе «Обособленные обстоятельства»

Содержание и задачи урока-модуля.

Программа для учащихся:

После изучения темы вы будете ЗНАТЬ:

  • что такое деепричастие;
  • морфологические признаки деепричастия;
  • синтаксические признаки деепричастия;
  • признаки глагола у деепричастия;
  • признаки наречия у деепричастия;
  • обособленные обстоятельства: обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями; обстоятельства, выраженные существительным с предлогами.

В результате усвоения темы вы будете УМЕТЬ:

  • выделять интонационно и письменно обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, обстоятельства, выраженные существительным с предлогами;
  • отличать наречия и фразеологические обороты от обособленных обстоятельств;
  • составлять простые предложения с обособленными обстоятельствами.

АЛГОРИТМ (порядок работы):

  • внимательно прочитайте задание и выполняйте упражнение в тетради;
  • при возникновении вопросов, поднимите руку;
  • после выполнения каждого задания проверьте себя по ключу; (в случае неправильно выполненого задания повторно прочитайте Приложение №1, выполненное задание у слабых учеников проверяется учителем);
  • если задание выполнено верно, переходите к работе со следующим учебным элементом (УЭ);
  • после выполнения всех учебных элементов получите у учителя контрольный тест.

Обобщение и систематизация знаний

Задание 1. Лингвистическая разминка.

Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем – на второй и так далее.

Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить

Из данных глаголов образуйте деепричастия. (Читаем дополнительную информацию в таблице.)

– Что обозначает деепричастие?

– Какие морфологические признаки имеет деепричастие?

– Какие синтаксические признаки имеет деепричастие?

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.
Признаки глагола
Совершенный вид Несовершенный вид
Отвечает на вопросы: Что сделав? Что делая?
Пример: решив задачу – отвечает на вопрос что сделав? решая задачу – отвечает на вопрос что делая?
Возвратное Невозвратное
Пример: вытираясь полотенцем: имеет суффикс -сь вытирая полотенцем: не имеет суффикса –сь
Морфологические признаки деепричастий – морфемный
Суффиксы: -в, -вши, -ши -а, -я
Пример: пробежав, умывшись, принесши крича, бегая
Признаки наречия
1.Деепричастия – неизменяемые слова.

2.В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. Синтаксические признаки деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством: Он ушёл, не оглядываясь.

Задание 2. Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Напевая какую(то) песенку шофер уверенно вел машину.

Чем осложнено предложение?

Изучение и практическое закрепление нового материала

Читаем “Обособленные обстоятельства” в Приложении №1.

– Что значит обособить?

– Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

Задание 3. Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания, графически выделите основу, затем обособленные обстоятельства.

    Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.
  1. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.
  2. На севере слабо мерцая подымались какие(то) белесоватые облака.
  3. Далеко в вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания.
  4. Казаки раз..ехались не дог..ворившись. (Шол.)

Задание 4. Запишите предложения, выделяя запятыми обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Подчеркните их.

    Во дворе несмотря на апрель стоял пронизывающий холод.
  1. Благодаря массе новых впечатлений день прошел для Каштанки незаметно. (А.Чехов)
  2. Вопреки плохой погоде в этом году был хороший урожай.
  3. Несмотря на осень день был тёплым и ясным. (С.Новиков-Прибой)

Задание 5. Преобразуйте данные пары предложений в простые с деепричастными оборотами (они могут стоять в любой части предложения). Расставьте знаки препинания и подчеркните обособленные обстоятельства. Вставьте пропущенные буквы.

    На опушке леса стояла стройная березка. Она робко ш..лестела листвой.
  1. Летний вечер тихо таял. Он как бы перел..вался в теплую ночь.
  2. Шофер ост..новил машину. Он увидел красный сигнал светофора.
  3. Снег под порывами ветра осыпался с вершин дерев..ев. Он сверкал на солнце.
  4. Птицы весело щ..бетали в лесной чаще. Они радовались первым лучам солнца.

Задание 6. Прочитайте примечание в Приложении №1. Из данных предложений выпишите фразеологизмы и объясните их лексическое значение.

    Работал он не покладая рук. (М.Г.)
  1. И пошёл домой журавель несолоно хлебавши. (Из рус. нар. сказки)
  2. Я занимался спустя рукава.
  3. Он примчался сюда не переводя духа. (Фед.)
  4. Мальчики бросились в проход и спрятались там затаив дыхание. (Рыб.)

Задание 7. Составьте небольшой (5-6 предложений) рассказ на одну из тем: “Летом на реке”, “Хоккейная встреча”, используя рабочий материал.

Летом на реке: наскоро позавтракав, отправляемся;

  • бежим к реке, перегоняя друг друга;
  • плаваем, не замечая времени;
  • загораем, растянувшись на тёплом песчаном берегу;
  • тихо сидим, закинув удочку.

    Хоккейная встреча: готовясь к игре, договорились;

  • окружив вратаря, похлопывали;
  • стремительно бросился вперёд, пасуя направо;
  • упал, зацепившись за клюшку соперника;
  • устремились к чужим воротам, не ожидая контратаки.

    Контрольный тест.

      Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).

    А) Путники устали и остановились отдохнуть.
    Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь.
    В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К.Пауст.)
    Г) На востоке уже занималась синея заря.

    Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).

    А) Приехав я первым делом побежал на речку.
    Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.)
    В) Шофёр затормозив остановил машину.
    Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.

    Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом.

    А) Чёрная речка, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов и затопила низинные пастбища. (С.-М.)
    Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. (А.Гайдар)
    В) Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. (В.Катаев)
    Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость.

  • Из данного текста выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.
  • 1)Уже было начало июля, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая – мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.

    Задание 5.

      На опушке леса стояла стройная березка, робко шелестя листвой.
    1. Летний вечер тихо таял, как бы переливаясь в теплую ночь.
    2. Шофер остановил машину, увидев красный сигнал светофора.
    3. Снег под порывами ветра осыпался с вершин деревьев, сверкая на солнце.
    4. Птицы весело щебетали в лесной чаще, радуясь первым лучам солнца.

    Задание 6.

    1. Не покладая рук – не отдыхая.
    2. Несолоно хлебавши – безрезультатно.
    3. Спустя рукава – кое-как, без желания.
    4. Не переводя духа – без передышки.
    5. Затаив дыхание – безмолвно.

    Источник

    Читайте также:  Заморозки ночью для капусты
    Оцените статью