- Почему снег блестит? Клуб почемучек
- Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Общие понятия
- Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия
- Примечания
- Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
- Примечания
- Сложноподчинённые предложения с придаточными места
- Примечание
- Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
- Примечание
- Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
- Примечание
- Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
- Примечание
- Сложноподчинённые предложения с придаточными условными
- Примечание
- Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными
- Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
- Примечание
- Наши сочинения «Зимой»
Почему снег блестит? Клуб почемучек
Но что бы вы не придумали, среди этих слов обязательно окажутся слова «искрящийся» и «блестящий». Так почему же снег блестит?
Дело в том, что снег — это собранные вместе миллионы маленьких ледяных кристалликов — снежинок. Каждый из них имеет форму плоского правильного шестиугольника. И каждый отражает солнечные лучи подобно зеркальцу, пускающему солнечные зайчики.
Дайте ребенку зеркальце — пусть он сам попробует пускать «солнечных зайчиков». Занятие не просто забавное, но и научное. Чтобы «зайчики» попадали туда, куда хочется, нужно приспособиться так ловить зеркальцем солнечный луч, чтобы он падал на стекло под углом, под которым потом должен попадать на нужное место. Помните: «угол падения равен углу отражения»? 🙂 Вот именно этот закон оптики и познает ребенок на собственном опыте!
Давайте присмотримся к снежинкам. Правда, они прекрасны? (фото снежинок Андрея Осокина).
У фигуры может быть не одна ось симметрии, а несколько. Попросите ребенка найти все оси симметрии в треугольнике, квадрате и т.д. Пусть он считает, у кого сколько осей. Заметит ли он закономерность? У треугольника — три, у квадрата — четыре, а сколько осей симметрии может быть у шестиугольника? Правильно, шесть:) А у круга? Прочертите каждую ось фигуры для наглядности своим цветом. Увидели, что все они пересекаются в одной точке? Это точка называется центром симметрии.
Но мы можем и сами вырастить снежинку, которая будет блестеть и сверкать не хуже настоящей! Для этого нужен перенасыщенный солевой раствор и основа снежинки из пушистой проволоки. Подробнее о том, как это делается, можно прочитать у меня в блоге.
Вот так получилось, что отвечая на этот простой вопрос, мы с вами позанимались и развитием речи, и оптикой, и геометрией, и химией:)
И, «на закуску», несколько интересных фактов.
А знаете ли вы, что самая большая снежинка естественного происхождения была зафиксирована в США, штат Монтанна в 1887 году. Ее диаметр был 38 см, при толщине 20 см! Но крупные снежинки можно увидеть не так уж редко. Снежинки диаметром 30 сантиметров бывали зарегистрированы в Сибири, а снежные хлопья диаметром до 10 сантиметров наблюдались в Москве в 1944 году.
Надеюсь, Татьяна, вашему сынку будет интересен мой ответ. И полезен, ведь в нем есть занятия и по оптике, и по геометрии, и по химии 🙂 А в следующем выпуске «Клуба почемучек» я буду отвечать на вопрос Миланы: «Где кончается космос?«.
Источник
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Общие понятия
предложения делятся на:
Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия
Придаточные степени и образа действия отвечают на вопросы как? в какой степени? Они прикрепляются союзом что к сочетаниям, в которые обязательно входят у к азательные слова так , такой и т. п. Например:
- Мальчика одели так (как одели?), что все принимали его за девочку.
- Лев рявкнул так громко (как громко?до какой степени громко?), что все вздрогнули.
- Неожиданно раздался такой громкий крик (в какой степени громкий?), что все вздрогнули.
- Серёжа так (до такой степени, настолько, до того) испугался, что побледнел и задрожал.
Примечания
1. Есть небольшая группа предложений с придаточными образа действия, которые прикрепляются союзным словом как к сочетанию, состоящему из глагола и указательного слова так, например:
Ученик всё сделал так, как велел мастер.
2. Если придаточное степени относится к сочетанию, состоящему из указательного слова такой и существительного, то оно имеет добавочное определительное значение, например:
Раздался такой взрыв, что все вздрогнули (какой взрыв? до какой степени громкий взрыв?)
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
I. К придаточным образа действия по значению близки придаточные сравнительные. Они отвечают на вопрос как? Прикрепляются они ко всему главному сравнительными союзами как, словно, будто и др. Например:
- Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
- Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навёл.
- Издали слышался шум мокрых деревьев, будто вдалеке шумела вода в шлюзах.
Примечания
1. Сравнительные союзы могут присоединять не только придаточные предложения, но и сравнительные обороты, которые бывают или обстоятельствами образа действия ( Росинки блестят, как бриллианты ), или сказуемыми ( Наша школа как дворец ).
2. Если в главном предложении есть указательные слова, придаточные со сравнительными союзами могут иметь несколько значений, например:
- Мы возвращались из театра с таким чувством, как будто побывала ка большом а светлом празднике (сравнительное и определительное значения).
- Снег под лучами солнца блестит так ярко, как будто всё поле усеяно бриллиантовыми звёздочками (сравнительное и степени).
II. Своеобразное значение имеет сложноподчинённое предложение с двойным сравнительным союзом чем — тем , например:
Чем ночь — темней, тем ярче звёзды.
Обе части этого сложного предложения взаимно связаны, и поэтому нельзя выделить главное и придаточное предложения. В этом сложном предложении явления ( темнота ночи и яркость звёзд ) сопоставляются по степени. Сопоставление по степени может быть выражено и одиночным союзом чем , например:
- Некоторые ракеты движутся быстрее, чем распространяется в пространстве звук.
- Вчера было холоднее, чем сегодня.
Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся к сочетанию сказуемого с указательными словами ( там , туда , оттуда ), например:
- Медведь остановился там (где остановился?), где только что стоял лось.
- Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт.
- Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы.
Придаточные места прикрепляются союзными словами где , куда , откуда . Иногда указательных слов в главном предложении не бывает, например:
- Он засмеялся и пошёл (куда пошёл?), куда захотелось ему.
Примечание
Придаточные места могут употребляться для уточнения обстоятельств места, например:
Впереди (где именно впереди?), где кончалась роща, стояли берёзы.
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и прикрепляются к нему союзами:
- когда;
- пока;
- покамест;
- как только;
- с тех пор, как (с тех пор как);
- до тех пор, пока (до тех пор пока) и др.,
- Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
- Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло.
- Пока он что-то спрашивал, я сел к столику.
- В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка.
- Дедушка приказал не будить Ташошу до тех пор, пока сама не проснётся.
Примечание
Придаточные времени могут употребляться для уточнения обстоятельства времени, например:
Летом, когда кончатся экзамены, мы будем работать в нашем колхозе.
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
Придаточные цели отвечают на вопросы зачем? с какой целью? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом чтобы ( чтоб ). В главном предложении бывают указательные слова для того , с тем , затем . Например:
- Лампа заслонена бумажным щитом, чтобы свет не разбудил Серёжу.
- Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их всех была истыканы толстой булавкой.
- Няня оставалась в тени с тем, чтобы вязать чулок.
Примечание
Придаточные с союзом цели чтобы могут иметь два значения, если в главном предложении есть указательное слово так , например:
Мы побежали наверх одеваться так, чтобы как можно более походить на охотников (значение цели и образа действия).
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами потому что , оттого что , так как , ибо . Например:
- Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко.
- Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем.
- Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
- Я пригласил своего спутника выпить стакан чаю, ибо со мной был чугунный чайник.
Примечание
Слова потому или оттого могут стоять в главном предложении, а слово что — в придаточном:
- Ходил Беликов к нам только потому, что считал это своею товарищеской обязанностью.
- Наташа заревела, как ребёнок, только оттого, что Соня плакала.
В главном предложении могут быть другие слова, например: вследствие того , ввиду того , благодаря тому :
- Зелень сохранила свою свежесть до начала июля вследствие того, что весна была сырая.
- Трава была необычайно дочна благодаря тому, что шли частые и обильные дожди.
Сложноподчинённые предложения с придаточными условными
Придаточные условные отвечают на вопрос при каком условии? , они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами если , когда , раз и др. Например:
- Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
- Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.
Если придаточное условное стоит перед главным, то в последнем может быть союз то , например:
Если растение не поливать, то оно засохнет.
Примечание
В роли придаточного условного употребляются предложения без союзов, в которых повелительное наклонение имеет значение сослагательного, например:
Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней.
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными
относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами хотя ( хоть ); несмотря на то, что ; пускай ; пусть , например:
- Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
- В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось.
- Пускай тебе взгрустнётся даже, ты головы не опускай.
- Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.
По смыслу сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным сходны со сложносочинёнными предложениями (с противительными союзами но , а , однако ), сравните:
Хотя солнце село, в лесу ещё светло. — Солнце село, но в лесу ещё светло.
Вот почему между придаточными уступительными и главным может быть добавочный противительный союз, например:
Хотя и будет дождь, но уже не зеленеть траве.
Кроме указанных союзов, придаточные уступительные присоединяются к главному союзными словами сколько, как с усилительной частицей ни , например:
- Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки.
- Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.
Такие придаточные уступительные предложения имеют добавочное усилительное значение.
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
следствия относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом так что . Например:
Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
Примечание
Значение следствия бывает в так называемых придаточных присоединительных, например:
Неожиданно заболел Виктор, что очень встревожило Анну Петровну.
Придаточные присоединительные относятся ко всему главному и прикрепляются к нему словами что, вследствие чего, отчего, зачем, почему. Они являются добавочными замечаниями, выводами, заключениями, например:
- Болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах.
- Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
- Его не было дома, почему я и оставил записку.
- Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно.
Источник: «Учебник русского языка» С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков, 1972
Источник
Наши сочинения «Зимой»
На уроках русского языка мы учимся рисовать словесную картину, то есть рисовать словами. Тема картины — волшебница зима. С каким интересом и удовольствием третьеАклассники слушали сочинения своих одноклассников. Словесные картины получились прекрасными. Некоторые особенно хочется отметить…
Начало словесной зарисовки у всех было общее…
Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите!
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Всё вокруг покрыто белоснежным пушистым снежком. Деревья давно уже сбросили свои оранжево-багровые платья и надели пышные белые шубки. А трава укрылась, искрящимся на солнце, сливочно-белым пледом. Прозрачной коркой покрылись пруды, лужицы и озёра. Из бело-серых облачков сыпется снежок, словно блистающий бриллиант. Вот такая волшебная, изливающая блеском солнечных лучей, красивая и незабываемая зима!»
Зимой (автор София Чистякова)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Весь лес сверкает белоснежными снежинками. На ветках деревьев уютно лежит снег. Повсюду лежат снежные сугробы, как пуховые подушки. Словно маленькие алмазики падают снежинки. Вокруг тишина. Зимой всегда как в сказочном царстве!»
Зимой (автор Слава Хромушин)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Как всё вокруг устлано белым пуховым ковром. Стройная берёза как арка согнулась над дрогой. А вон на ветках как снегири висят гроздья рябины. С крыши дома свисают волшебные сосульки. Всё замерло в белоснежном одеянии!»
Зимой (автор Аня Баровская)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Все деревья покрыты снегом, словно белым пушистым одеялом. А сугробы как пуховые подушки, в которые хочется упасть. Рябина клонилась до земли от тяжести снега. Её ягодки сверкают на морозе. Всё вокруг блестит и сияет. Зима — волшебное время года!»
Зимой (автор Таисия Дачишина)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Белым пушистым покрывалом укрыла зима всю землю. Кусты нарядила в снежные шубки, а деревья в мохнатые снеговые шапки. Гроздья рябины, как ярко-красные фонарики, горят на белоснежном фоне. А на крышах домов зима развесила гирлянды из сосулек. Зима рисует для людей настоящую сказку!»
Зимой (автор Вова Музыка)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! В это сказочное время года природа становится нарядной. Снег укрывает землю белым покрывалом. Преобразились деревья. Теперь у них вместо листьев белый пушистый снег, который укрыл от холодов ветви деревьев. А вон искрятся сосульки на крышах домов! А какие сказочные и неповторимые рисунки на наших окнах зимой! санки, игры в снежки, снеговики создают весёлое настроение. зима у многих людей вызывает чувство радости и восхищения!»
Зимой (автор Надя Акопян)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Волшебница — зима превратила тёмный лес в белоснежный дворец. Вот могучие ели нарядились в снежные шубы. А вон блестящий иней украсил белоствольные берёзки. На ярко-красные кисти рябины зима одела белые шапочки снега. Молодые сосёнки стали похожи на снежных медведей. Зима покрыла кусты снегом и превратила их в волшебные домики. Как красиво всё в этом волшебном царстве!»
Зимой (автор Аня Логунова)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! На веточках деревьев блестит как серебро иней. Снег падает белоснежными лёгкими хлопьями. Крыши украшают светящиеся сосульки. Серебристый гладкий лёд сверкает на морозе. Весело хрустит снег под ногами. Он искрится, блестит на солнце. Вся земля покрылась белым и пушистым ковром, а деревья на себя одели мягкие шубки.»
Зимой (автор Саша Тюрников)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Всё вокруг покрыто белым покрывалом. на деревьях блестит иней. Под ногами скрипит белый изумительной красоты хрустальный снег. Сугробы похожи на сказочных заморских зверей. Зима нарядила деревья в белые одежды. На ветках сирени сидят снегири и о чём-то разговаривают.»
Зимой (автор Полина Шаламова)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Вот стоят серые многоэтажные дома. Осенью они кажутся унылыми, а зимой преображаются на фоне великолепия зимы. Деревья и кусты будто уснули, укрылись белоснежным одеялом. Лишь иногда налетает ветерок и пытается стянуть эти теплые одеялки. И такая снежная кутерьма начинается. Мороз украсил окна моей комнаты удивительными узорами. А за окном с неба падают крупными хлопьями, тихо опускаясь, снежинки на земля. Торжественно красиво украшена улица зимой. Прогулка в ближайший парк прибавляет мне много удовольствия. Как же там уютно и хорошо!»
Зимой (автор Лера Губарова)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Как заботливо она укрыла лес былым пушистым снегом, точно одеялом. Все ёлки одели на зелёные платья белые шубки. На грозди красной рябины лёг снег, точно белая шапочка. Льдом покрыла реки и озёра. Словно гирлянды повесила зима на крыши домов ледяные сосульки. Дети любят зиму! Ребята лепят снеговиков, катаются с ледяной горы на санках и прыгают в огромные сугробы. Время зимой можно провести весело и с пользой.»
Зимой (автор Егор Усенко)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Зима покрывает землю белым снежным покрывалом. Искрятся на солнце снежинки, сосульки свисают с крыши домов. Деревья одеты в белоснежные наряды. Красными рубинами выделяются спелые ягоды рябины на белом фоне. Под пушистые мягкие одеяла спрятались пеньки и кустики.
Зимой так много развлечений! Можно играть с друзьями в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговиков и строить снежные замки.
Как прекрасно зимой!»
Зимой (автор Полина Сухарева)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Рябины все покрыты снегом, а их ягоды горят оранжевым светом. Утренняя капель прекрасна своим звоном. Капельки воды стекают по длинным сосулькам. В лесу все деревья одели пушистые белый наряд. Ветки деревьев как будто одели белые шубы. Снег блестит под лучами солнца. От это в лесу очень светло. Глядя на эту красоту , понимаешь, что зима — самое прекрасное время года!
Зимой (автор Полина Смирнова)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Снег искрится и блестит на лучах солнца. А когда гуляешь по снегу, то под ногами он так удивительно хрустит. Иногда мороз разукрашивает окна в домах разными зимними рисунками, а деревья укутывает в шубы. Зимой есть множество развлечений. Можно кататься на лыжах, на коньках, на санках. Можно из снега лепить снеговиков. Но не надо забывать про птиц, надо их подкармливать. Мне очень нравится зима!
Источник