Особенности съемки зимой
Зима способна превратить обычный двор в сказочное место, не говоря уже о парках и лесных пейзажах. Но часто на снимках белоснежный искрящийся снег выглядит как серая масса, яркий пейзаж становится одноообразным, а тенистые аллеи проваливаются в черноту. Чтобы зимние пейзажи выглядели на фотографиях также эффектно, как в жизни, стоит учитывать особенности съемки зимой: правильно настроить фотокамеру и подготовиться ко всем сложностям.
Как обращаться с техникой при съемке зимой
Съемка морозной зимой экстремальна для техники. Важно учитывать, что аккумуляторы быстро разряжаются, при неаккуратной смене объективов можно повредить оптику или байонет, а при поочередной работе на улице и в помещении внутри фотокамеры может появиться конденсат. Поэтому следует:
- Запастись запасным аккумулятором или держать батарею во внутреннем кармане в перерывах между съемками;
- Аккуратно менять объективы;
- Избегать попадания большого количества снега на фотоаппарат, если он не влагозащитный;
- Не вытаскивать фотокамеру из рюкзака сразу после возвращения домой. Лучше дать ему отогреться постепенно в течение 1-2 часов, чтобы избежать появления конденсата;
- Одеться по погоде, запастись теплыми и удобными перчатками, чтобы пальцы не стали деревянными через 10 минут съемки;
- Если при низких температурах фотоаппарат стал работать с задержкой, прекратить снимать, чтобы не испортить технику.
Настройки фотокамеры
Чтобы правильно передать цвет и настроение при съемке зимой, важно уделить особое внимание настройкам камеры.
Экспозиция
Этот параметр регулируется благодаря корректной настройке выдержки, диафрагмы и светочувствительности (ISO). Главная задача при выставлении экспозиции в фотокамере зимой – передать белизну снега.
Обычная автоматическая экспозиция скорее всего превратит белоснежный пейзаж в серую массу. Для лучшего результата необходимо сделать снимок светлее, чем обычно. Для этого можно больше открыть диафрагму, сделать выдержку длиннее или увеличить светочувствительность. Также можно найти в меню фотокамеры функцию «Экспокоррекция» и увеличить экспозицию на 0,5-2 шага в зависимости от условий съемки. Можно сделать несколько кадров с разной экспозицией и выбрать лучший при дальнейшем отборе фотографий.
При повышении экспозиции снег выглядит ярче и белее.
Глубина резкости (ГРИП)
При съемке зимой выигрышнее выглядят снимки с большой глубиной резкости. Так лучше видна текстура снежных пейзажей.
Для этого диафрагму лучше закрыть до f7-11.
При таких параметрах удастся не только показать текстуру, но и избавиться от чрезмерного количества света в солнечный день. Ведь освещенность усиливается за счет отражения солнечных лучей от снежной поверхности.
Баланс белого
Лучше не надеяться на автоматику при определении баланса белого во время съемки зимой. Автоматический режим может придать снегу желтый оттенок. Чтобы лучше показать свежесть зимнего дня лучше самостоятельно выставить баланс белого. Например, в облачный день лучше выбрать режим «Дневной свет», а не «Облачно». Так снег приобретет слегка синеватый оттенок, что будет выглядеть гораздо эффектнее желто-коричневого оттенка.
При съемке в формате RAW легко изменить температуру баланса белого в фоторедакторе. Но лучше задать нужные настройки в процессе работы, чем тратить свое время на пост обработку.
Гистограмма
Этой функцией сейчас наделены даже любительские фотокамеры. Чтобы убедиться в правильности настроек фотоаппарата достаточно сделать пробный кадр, открыть график и проверить, нет ли провалов в светлых или темных участках фотографии.
Если график сконцентрирован в левой части схемы, экспозицию нужно увести в плюс, больше открыть диафрагму или удлинить выдержку.
Если большая честь графика расположена у правого края, значит есть провалы в светлых частях снимка. Экспозицию нужно увести в минус, прикрыть диафрагму или сделать выдержку короче.
Как снять снегопад
Зимой кружащиеся снежинки завораживают, однако на фотографиях они часто выглядят как белые пятна или неприметные точки. Как же передать красоту снегопада:
- Использовать объектив с фокусным расстоянием не меньше 70 мм;
- Выставить выдержку на 1/400 секунды и короче;
- Прикрыть диафрагму до 4.5-6.3;
- Если сильно открыть диафрагму, большая часть снежинок окажется размытой;
- При съемке со встроенной вспышкой снежинки превратятся в неприглядные белые пятна. Поэтому лучше обойтись без нее.
Если картинка получается слишком светлой, можно прицелиться фотокамерой на более темный объект, принажать кнопку, затем навести фотоаппарат на нужную сцену и нажать на спусковую кнопку до конца. Этот совет касается не только съемки зимой, но и любых ситуаций, когда нужно быстро скорректировать экспозицию.
Как снять иней
Особенную красоту пейзажу зимой придает иней, покрывающий деревья и все предметы вокруг. Чаще всего он сохраняется в первые часы после рассвета, а потом эффектно опадает, согретый солнцем.
В такой день лучше встать пораньше и отправиться на фотоохоту, пока вся красота не исчезла.
Следует настроить фотокамеру на наименьшую светочувствительность (100-200 единиц) и закрыть диафрагму (f16-22). Так получатся качественные кадры с хорошей прорисовкой деталей. При недостатке света лучше использовать штатив.
При съемке крупным планом важно не дышать в сторону снимаемого объекта, чтобы не затуманить снимок.
Лучше всего предметы покрытые инеем смотрятся на темном фоне.
Как снять туман
Туман зимой – это отдельная история. Как и в случае с инеем, его лучше снимать в первые часы после восхода солнца. С каждой минутой он будет становиться менее заметным, пока совсем не рассеется под лучами зимнего солнца.
При съемке тумана зимой важно точно выставить экспозицию. Такая погода может сбить с толку автоматику, поэтому лучше выставлять настройки вручную. При этом лучше увести экспозицию в плюс на 0,5-2 шага. Все зависит от количества света.
Самое подходящее время для съемки зимой
Зимой проще снять игру света и тени. Солнце встает намного позже, а садится раньше, чем летом, так что не придется вставать в 4 утра, чтобы поймать рассвет и засиживаться допоздна, чтобы запечатлеть закат. Именно это время становится идеальным для съемки снежных пейзажей. Особенно хорошо снимать ранним утром, когда на снегу еще не отпечатались ничьи шаги.
Также зимой оригинальными получаются ночные пейзажи. Если сделать качественные кадры, они могут быть даже эффектнее дневных. Ночью снег выглядит загадочным и драматичным. Чтобы в кадре было достаточно света, лучше выбирать освещенные улицы и аллеи. Для фотокамеры понадобится штатив, чтобы фотографии не оказались смазанными.
Зимний портрет
Портреты зимой выглядят особенно эффектными. Выигрышно смотрится контраст между теплым оттенком кожи и холодным снегом. Также эффект усиливают меховые или вязаные вещи. Особенно если в одежде присутствует яркий акцент. Например, красный шарф.
Есть и подводные камни. В морозный день у модели достаточно быстро краснеет нос и щеки. Во время съемки зимой повлиять на это невозможно. Спасет обработка в фоторедакторе. Достаточно уменьшить насыщенность красного или оранжевого цвета на фотографии. Но в разумных пределах, чтобы цвет кожи не приобрел бескровный оттенок.
Важность деталей и акцентов
Чтобы снятый зимой пейзаж не выглядел однообразным, важно включать в кадр дополнительные объекты, искать акценты. Бегущий вдали лыжник или прохожий, покрытое снегом или инеем дерево, скованная льдом река оживят картинку, сделают ее более наполненной и интересной.
Также при съемке зимой важны цветовые акценты. Необходимо искать вокруг яркие предметы, которые привлекут внимание зрителя и разнообразят пейзаж. Например, человек в яркой одежде, яркие дома, разноцветный реквизит. Все это улучшит фотографию.
Условия съемки зимой отличаются от летних, поэтому нужно заранее подготовиться. Зарядить батареи, стараться часто не менять объективы, не вытаскивать фотокамеру сразу после возвращения в тепло, беречь руки от замерзания. Белизну снега помогут передать правильные настройки фотоаппарата. Лучше уводить экспозицию в плюс и настраивать вручную баланс белого. Диафрагму лучше прикрыть, чтобы показать детали. Самое удачное время для съемки – раннее утро и предзакатный час. Чтобы кадр не смотрелся уныло, важно включить в него дополнительные объекты и найти яркие акценты. Все это позволит передать зимнюю сказку во всей красе.
Источник
Съемка снега or зимой
Снег кружится, летает, летает. Фотографируем снег
Настоящий мороз и снегопад в последнее время достаточно редкие гости зимой, поэтому фотографам так важно не упустить визит «настоящей зимы». Чтобы получить снимки свежего, чистого, нехоженого снега вам нужно выйти из дома пораньше. Кроме того, если вы не поленитесь выйти до восхода солнца, вы получите уникальную возможность поймать в кадр волшебный свет восхода солнца – контраст теплого, золотого неба и холодного, синеватого снега для потрясающих фото. Но самое главное, удостоверьтесь, что аккумулятор камеры полностью заряжен – в условиях холодной погоды потребляется большое количество энергии.
Ослепительно белое небо и покрытый снегом ландшафт способны воссоздать сверхъестественные, удивительные, светлые снимки в великолепных черно-белых тонах. Вам не нужно стараться поместить в кадр всё – минимума часто вполне достаточно. Используйте оптику со средними значениями зума, для того, чтобы зафиксировать деревья, покрытые снегом крыши, четко очерченные статуи и другие графические элементы в кадре на фоне чистого белого неба. Если на фотографии доминируют белые участки, обязательно проверьте недодержку после тестового снимка (смотрите ниже). Также вы можете воссоздать светлую тональность ваших снимков в Photoshop.
Снимая заснеженные ландшафты или городские пейзажи, старайтесь мыслить оригинально для создания запоминающихся фото. Снег – великолепный пустой холст, идеальный для четких объектов. Потрудитесь найти яркие цвета для особого контраста на чистом снегу. К примеру, выигрышную комбинацию с белым создают красные объекты: телефонные будки, почтовые ящики и дорожные знаки.
Если идет снег, поэкспериментируйте с различными скоростями затвора для всевозможных эффектов. Медленная скорость затвора позволит зафиксировать движение снега, создавая привлекательный «мерцающий» эффект, который часто виден на зимних снимках. Работа в режиме «Приоритет выдержки» позволит быстро использовать различные настройки. Нормальную скорость затвора хорошо использовать в условиях, когда ветра почти нет, в пределах 1/15 сек или медленнее. При сильных порывах ветра подберите более высокую скорость затвора.
Дважды подумайте насчет использования вспышки, когда идет снег. Свет отразится на падающих снежинках, которые находятся ближе к вспышке и, таким образом, возникнет эффект ярких пятен на фото. Этот эффект может использоваться разве что в креативных снимках.
Зима – это время низкого, скупого солнечного света, который поможет выделить текстуру на снегу – наклонитесь ниже, чтобы получить максимальный эффект. Низкий солнечный свет провоцирует длинные тени – используйте их для того, чтобы отвлечь смотрящего от переднего плана на объект и добавить глубину вашему снимку. Тени на снегу могут создать интересные абстрактные изображения. Расположитесь таким образом, чтобы вы и ваш штатив не отбрасывали тень на изображение – встаньте в тени так, чтобы спрятать свое очертание.
Когда вы используете прямоугольные фильтры, может возникнуть ситуация, когда не хватает места для колпачка объектива, который используется для устранения отсветов линзы. Прикройте объектив рукой или, еще лучше, составьте ваш кадр, а затем накройте объектив своей тенью при условии, что камера расположена на штативе. Иначе ваши фото получатся размытыми, со слабым контрастом, если вы ничего не предпримете.
Правильно настраиваем экспозицию
Главное — помнить, что во время съемки снега могут сбиться настройки камеры и система автоэкспозиции. Это, главным образом, приведет к тому, что ваша камера настроится на средний тон. Вместо определения степени освещения снимка, определяется степень отражения. В случаях, когда полутона гармонируют (например, серая машина на фоне зеленого поля)- нет проблем. Но как быть с темными кадрами, например черная кошка в черном подвале? Камера настраивается на полутон и снимки выглядят размыто. Такая же ситуация наблюдается во время съемки ослепительно белого снега: камера настраивается на полутон, таким образом снег в результате выглядит плоско и серо.
Чтобы вернуть снимкам снега белоснежную яркость, вам необходимо помочь своей камере. Ниже приведены три способа, как достичь белого, а не серого цвета снежного покрова.
1. Отключите экспонометр и примените передержку
Отключив экспозамер ярких участков снега и настроив положительную компенсацию экспозиции, вы вернете снегу его яркий белый цвет. Сфокусируйте камеру на объекте, затем настройте зум на яркий участок снега в кадре. Используйте кнопку компенсации экспозиции (+/-) добавив значение в пределах от+ 2/3 до + 1 2/3 EV в зависимости от яркости снега – чем он ярче, тем большее значение нужно использовать. Затем, снимите показания экспонометра и нажмите кнопку блокировки автоэкспозиции (AE-L) . Или же воспользуйтесь ручной настройкой экспозиции и настройте правильную комбинацию значения «передержки» и скорости затвора.
2. Отключите экспозамер полутонов и «недодержите»
Вместо экспозамера снежного покрова, зафиксируйте показатель экспозиции полутона кадра – например серой скалы, здания или тротуара – словом того, что вас окружает. Нет необходимости настраивать положительную компенсацию экспозиции с использованием цветовых эффектов, чтобы «обманом» привести систему экспонометра вашей камеры в состояние недодержки: снег и без этого автоматически воспримется ярким. Фактически, вам нужно настроить небольшую недодержку, чтобы устранить блики на снегу, возникшие из-за быстрой съемки (имеющие вид выжженных, размытых участков). Проверьте гистограмму – если ее уровень достигает правой стороны, используйте кнопку компенсации экспозиции в пределах значений от -1/3 до -1 EV от исходных показателей экспозиции полутона.
3. Легкий способ – просто используйте гистограмму
Во времена использования пленки, очень важно было быть точным с настройкой экспозиции «снежного» кадра – малейшая ошибка перечеркивала всю работу и доставляла немало огорчений. Поэтому вдвойне приятно, что цифровые камеры с гистограммами значительно облегчают труд фотографа и исключают досадные ошибки. Если вы не фиксируете важный момент и у вас в запасе есть время, наведите объектив, сделайте пробный снимок и проверьте гистограмму. Уровень находится в центре гистограммы? Добавьте немного позитивной компенсации экспозиции, чтобы вернуть яркость. Показатель гистограммы находится в правом углу? Добавьте отрицательную компенсацию экспозиции.
Большое количество яркого снега на этом снимке привело к «недодержке» — пустой правый угол гистограммы.
Установка значения 2/3 позитивной компенсации экспозиции сделала белый цвет ярче без потери деталей.
Производители фотокамер используют различные системы экспозамера и алгоритмы экспозиции в зеркальных камерах. Чем дороже модель – тем более совершенны функции. Однако на деле может оказаться так, что вам нужно совсем немного или вообще нет необходимости в компенсации экспозиции «снежных» кадров. На самом деле вы можете обнаружить, что ваша камера вполне справляется с передачей яркости снега, что вам нужно просто немного добавить негативной экспозиции для устранения эффекта, возникающего от сильно освещенных участков. Изучите настройки вашего фотоаппарата, и как он работает при различных уровнях освещения снежного покрытия. Делайте снимок в RAW-формате, а не в JPEG для того, чтобы была возможность точно настроить экспозицию.
Синий-синий иней лег на провода. Фотографируем иней
Чтобы получить хорошие снимки инея, вам нужно встать и выйти из дома пораньше. Иней чаще всего наблюдается рано утром и в предрассветные часы, а сочетание мягкого света и глубоких ледяных текстур – ради этого можно пожертвовать сном и запечатлеть удивительные моменты.
Хрустящая изморозь преобразит любой снимок, будь то деревенский пейзаж, крупные планы вашего сада или городского парка. Какой бы ни был предмет, подход один и тот же – все делаем быстро! Прикосновения лучей солнечного света, чуть теплее всего лишь на градус — и волшебство исчезает. Хотя это может сыграть вам на руку, позволяя захватить контраст холодных теней и участков теплого солнечного света в кадре.
Снимая иней, самый подходящий вариант – скомбинировать низкие показатели ISO для лучшего качества картинки и малую диафрагму (высокие f- значения, такие как /16, f/22), чтобы увеличить глубину кадра. Уровень освещения будет низким в начале дня, поэтому лучше использовать штатив, примените блокировку зеркала, если ваша камера обладает этой функцией (обычно она находится в меню) и включите таймер автоспуска затвора. Конечно, вы можете спустить затвор с помощью пульта ДУ, но это дополнительное устройство будет неловко держать в озябших пальцах в морозное утро.
Если вы работаете с крупными планами, убедитесь, что ваше дыхание не попадает на объекты съемки, и вы не дотрагиваетесь до них, когда перемещаете штатив. Также выбирайте темный фон для таких снимков, чтобы выделить иней.
Фоновое освещение способно придать инею сияние, хотя вероятнее всего, вам придется настроить экспозицию. Яркость фонового освещения может «сбить с толку» вашу камеру и привести к «недодержке», однако все зависит, насколько велик объект и насколько интенсивна яркость фонового освещения. Возможно, вам придется добавить немного позитивной компенсации экспозиции. Если темный фон занимает слишком много места в кадре, камера может передержать кадр и объект получится размытым. Добавьте негативную компенсацию экспозиции. Проверьте гистограмму после первого снимка и настройте экспозицию, если есть такая необходимость.
У природы нет плохой погоды. Как фотографировать туман и пасмурную погоду в зимний период
Советуем вам следить за прогнозом погоды в сезон зимней фотографии. Самая благоприятная погодная ситуация для вашей работы — слабая область высокого давления, которая в свою очередь является причиной холодных, практически безветренных ясных ночей. Результат этих явлений – утренняя мгла и туман.
На место съемки стоит прибыть как можно раньше, так как наиболее выгодное освещение наблюдается сразу после восхода солнца, когда оно озаряет все вокруг золотистым светом. Погодные условия зимой скоротечны, поэтому вам нужно двигаться быстрее. Когда солнце находится высоко в небе, влага может очень быстро испариться. Убедитесь, что вы точно определились с местом и объектом съемки, если вы хотите успеть сделать снимки.
Одной из проблем, с которой сталкиваются многие начинающие фотографы во время съемки пасмурного утра и тумана, является точная экспозиция. Даже самые продвинутые экспонометры могут ошибиться во время работы в серо-белом тумане – как это бывает во время съемки снега. Эти погодные условия снижают экспозицию и в результате снимки получаются грязно-серыми и темными. Эту проблему решить довольно просто: вам достаточно добавить позитивную компенсацию экспозиции. Вам нужно настроить значение в пределах от +1/2 до +2 EV в зависимости от яркости кадра (более яркие сцены «собьют с толку» экспонометр в сторону большей недодержки).
Съемка с применением телефотообъектива уменьшит эффект тумана, поэтому целесообразно настроить баланс белого, который придаст кадру совершенно иной вид. Даже учитывая тот факт, что в большинстве ситуаций во время съемки вне помещения, вы включаете авторежим баланса белого или дневной свет, очень многого можно добиться, поэкспериментировав с настройками.
Изменяя баланс белого до режима «tungsten», будет усилена холодность туманных или морозных кадров. Всегда намного лучше сохранять снимок в RAW-формате и совершать любые настройки баланса белого в специальной программе редактирования RAW-файлов, что даст вам свободу изменять и обрабатывать кадры на ваше усмотрение без риска потери качества конечного изображения.
Источник