ПТИЦЫ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ
Кандидат биологических наук К. МИХАЙЛОВ.
Январь на дворе. Ночью температура падает до минус двадцати. Кажется, под глубоким снежным покровом замерло все живое. Но это не так. В любом сквере или парке, а то и возле дома, поблизости от мусорного ящика, вы увидите птиц — галдящую стайку воробьев, ворон, галок. Среди них иногда мелькают и синицы. Прежде всего, это коренастая большая синица с ярко-желтой грудкой, “большак”, и более миниатюрная лазоревка — с голубой, почти лазоревой, лазурной шапочкой.
Но разве просидишь всю зиму дома? Нет, для тех, кто любит природу, это невозможно. Отправимся в лес. Тем более что там и зимой можно увидеть много интересного.
. В зимнем лесу тихо, как в прибранном доме с застеленными белыми скатертями. Пустынном, но ждущем гостей. Казалось бы, никого здесь нет. Но прислушаемся. Откуда-то сверху, с мохнатых лап елей доносится тихое попискивание. Это корольки — одни из самых маленьких птиц. Эти крохи питаются в основном насекомыми, но не боятся морозов, остаются зимовать в наших краях. Что же они едят? Дело в том, что под прикрытием густых еловых ветвей, где температура чуть выше нуля, собираются мелкие насекомые, которые хорошо переносят холод. Вот и корм для королька — много ли ему надо? Снизу эти птички, копошащиеся в хвое, выглядят серенькими комочками. А если удастся разглядеть королька поближе, да еще при ярком солнечном свете, то видно, что спинка у него оливково-зеленого оттенка. На голове — желтоватый или даже оранжевый хохолок-венец, идущий от лба до темени, ограниченный по бокам головы черными полосками. Настоящий маленький денди.
Где корольки, там, скорее всего, и синицы. В городских парках мы привыкли к “большакам” и лазоревкам, но в хвойном подмосковном лесу в первую очередь встретим пухляков, или буроголовых гаичек. Этих подвижных сероватых птичек легко узнать по броской черной шапочке. Кричат они громко и очень своеобразно: гнусаво-раздраженное “дзээ” или “чжээ” — каждое ухо воспринимает по своему. Если же вы увидели “пухляка”, который издает менее гнусавые и более звонкие звуки, к тому же постоянно “ругается”, быстро приговаривая “чика-би-би-би”, то вам попалась на глаза черноголовая гаичка. Ее и называют просто гаичкой.
Пухляк и гаичка — виды-двойники. Внешне, в природе, они практически неотличимы, но песни у них несколько разные. Часть позывок — криков, которыми они сообщают о своем присутствии, — схожа, но есть и характерные звуки, которые ни за что не спутаешь. На них и надо обращать внимание. Например, пухляк временами щемяще постанывает-попискивает “ииз, ииз, ииз”, а гаичка “ругается”.
Синицы — забавнейшие существа. Вертятся, крутятся, шелушат кору, подвешиваются вниз головой на самых тонких ветвях деревьев. Пухляк предпочитает хвойные леса, а гаичка тяготеет к приречным ольшаникам и ивнякам. Но это только “как правило”. Из каждого же правила, как известно, есть исключения. Так и здесь. Пухляка можно увидеть в лиственных зарослях у реки, а гаички могут забрести в лес.
В еловом или сосновом лесу можно также повстречать хохлатую синицу. Зимой ее увидеть даже легче, чем летом. Эту синицу можно отличить по большому пестрому хохлу на голове. Она немногословна: репертуар ограничен бойкими трельками “ци-ци-трчч” и обычным синичьим “ци-ци-ци”. В отличие от других синиц хохлатая не любит больших компаний: чаще собираются две-три птицы.
А вот ополовники, как любовно прозвали длиннохвостых синиц (старинное русское слово “ополовник” означает ковшик), напротив, весьма компанейские птички. Сам ополовник похож на шарик из рыхлых перьев, с крошечным клювом и длинным черным хвостом с белыми полосками по бокам. Стайка ополовников постоянно движется, и птички перепархивают с дерева на дерево, с куста на куст, вытворяя на ветвях чудеса акробатики. Зачастую их сперва слышишь и лишь потом видишь. Голос длиннохвостой синицы не спутаешь ни с каким другим. Это дребезжащее “чррр” или “чжррр”, напоминающее звук оборванной гитарной струны.
Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. В некоторых зоопарках даже волнистые попугайчики, родом из Австралии, спокойно проводят зиму в открытой вольере, если температура не спускается ниже двадцати градусов. Что уж говорить о закаленных синицах! Был бы корм. Но зимние припасы становятся недоступны пернатым, когда температура снижается ниже пятнадцати градусов или случается оттепель, резко сменяющаяся заморозком. Добывать корм из обледеневшей коры почти невозможно.
Вот тут и помогают птицам кормушки, которые каждый из нас может разместить у себя за окном, повесить в парке или сквере. В сильные морозы энергетические потери у птиц возрастают, и подкормка иногда спасает им жизнь. Будем помнить об этом! Семечки и сало — особенно калорийная пища. Такое лакомство синицы всегда предпочтут хлебным крошкам. Да и воробьи, которые в городских парках первые узнают о кормушке и приводят туда всех своих “родственников и знакомых”, на сало не так зарятся.
Кстати, не все синицы остаются с нами на зиму. Часть птиц откочевывает осенью в южные края и возвращается лишь весной. Нравы, вкусы и привычки у разных синиц разные — как и у людей! Это, кстати, тоже помогает выживать в суровое время года. В синичьей стае каждая птица хорошо знает своих сородичей и имеет свой “социальный ранг”. Есть старшие — доминанты, есть младшие, что в подчиненном положении. С возрастом и всякого рода “социальными” пертурбациями положение птицы в стае может меняться. Иногда социальный статус птицы изменяется, если у нее появляется партнер более высокого ранга. В целом же самочек притесняют: в зимнее время им достаются худшие кормовые участки, а в стае они часто занимают более уязвимое положение. И все-таки жить “скопом” легче, чем одному. И хищника быстрее заметишь, и корм сообща скорее найдешь.
В лесу где синицы, там и поползень. Его можно увидеть прямо в синичьих стаях: бойкая серая птица с рыжеватым подхвостьем, черной полоской через глаз и сильным долотообразным клювом, несколько крупнее синичек. Поползень перемещается по стволу дерева вверх и вниз, шуршит корой. С шишками он расправляется мастерски. У синиц это получается похуже. А вот пищуха своим тонким, чуть загнутым клювом может только осторожно зондировать кору в поисках насекомых и пауков. С поползнем пищуху не спутаешь: она буренькая и кривоклювая; ползает по стволу только вверх, опираясь на хвост, подобно дятлу. Вниз головой передвигаться не может.
Кстати, о дятлах. Эти санитары леса зимой тоже любят присоединиться к смешанным синичьим стаям. В первую очередь в птичьих компаниях мелькает большой пестрый дятел — малый пестрый дятел гораздо более самостоятелен, чаще “гуляет сам по себе”, но и его можно встретить в многоликой птичьей стае. А если повезет, то увидишь и трехпалого дятла. Зимой эти редкие гости “подтягиваются” в подмосковные леса.
Кроме синичьих стай в зимнем лесу, особенно на опушке березняка или в приречном ольшанике, наверняка можно заметить стаи чижей и иногда — чечеток. Где-нибудь поближе к поселку, на городских окраинах встретятся снегири и свиристели. Снегиря всегда отличишь по малиновой нарядной грудке, а бурый свиристель покрупнее, с хохолком на голове.
Эти птицы, как и синицы, чижи и чечетки, тоже всегда в стайках. Почему? Вопрос не праздный. Попробуем разобраться.
Птицы объединяются прежде всего потому, что они ужасно компанейские существа, или, как академически выражаются ученые-орнитологи, “существа высоко социальные”. То есть попросту не любят одиночества, без соплеменников испытывают дискомфорт и потому легко привязываются и объединяются с особями своего и других видов. Это — предпосылка. А есть и прямая польза: в смешанных стаях в суровое зимнее время сообща выжить гораздо легче. И каждая взрослая синица или поползень знает об этом по своему опыту, так как обладает прекрасной памятью. То есть птицы хорошо помнят те ситуации, которые вызвали у них чувство комфорта или дискомфорта, сытости или голода. К тому же многие пернатые подражают друг другу и легко перенимают все новое: информация о том, как добыть еще один вид корма или где его искать, распространяется по “птичьему телеграфу” с большой скоростью.
Смешанные стаи, состоящие из разных видов, — явление не случайное. Они возникают в общих местах кормежки и помогают разным видам птиц успешнее добывать корм. Например, поползень и дятел раздолбят шишку или кору дерева своим сильным клювом, а синицы, у которых клюв более слабый, подхватят корм на лету или подберут на снегу. Синички могут попировать “остатками со стола” во внутренних участках ствола, вскрытых и развороченных мощным клювом дятла. А корма там хоть отбавляй — зимующие личинки и яйца насекомых, обычно недоступные для синиц.
С другой стороны, в стае всегда больше вероятность, что хотя бы кто-нибудь найдет богатое кормом дерево или ветку, на которую потом “налетают” все члены стаи. Ведь тот, кто нашел корм, сразу оповещает других. Наконец многие мелкие лесные птицы и ночуют вместе, прижимаясь друг к другу и сохраняя таким образом драгоценное тепло. Так что преимуществ много. Понаблюдайте за зимними стаями птиц, и вы убедитесь в этом сами.
Каждый вид птиц приспосабливается к зиме по-своему. Кто-то может выжить только в стае, кому-то достаточно своей собственной семьи. Что вы скажете о птицах, которые не только прекрасно себя чувствуют в трескучие зимние морозы, но и выводят потомство? Невероятно, но факт. Птицы эти — клесты. Почему же для такого непростого занятия они выбрали столь странную пору? Дело в том, что зима для клестов — самое подходящее время, чтобы выкармливать потомство. Ведь птенцы их питаются семенами ели. Эти семена-крылатки созревают осенью и остаются в шишках всю зиму. В марте, когда чешуйки шишек, нагретые солнечными лучами, раскроются, семена упадут на землю. В это время и начинают вылетать из гнезда птенцы клестов, которые без труда могут добыть себе корм. Но чтобы птенцы вылетели в марте, необходимо отложить яйца в конце января — начале февраля. То есть, как раз в самые лютые морозы.
Погода сама по себе птиц не очень волнует. Главное, чтобы был корм. Если же корма нет, например, случился вдруг неурожай еловых семян, то клесты в такой год и вовсе не будут гнездиться.
Странно, конечно, видеть птицу на гнезде в заснеженном лесу. Впрочем, гнездо еще надо найти, а это непросто. Оно расположено высоко над землей, обычно на ели, под прикрытием мощных колючих лап, да еще увенчанных снежными шапками. Поэтому даже бывалые охотники, исходившие лес вдоль и поперек, часто не знают о том, что клесты гнездятся зимой.
Само гнездо — хорошо утепленный зимний домик: очень плотное, с толстыми стенками, изнутри обильно выстлано мхом. Пока родители только насиживают кладку, один из них почти не покидает гнезда, чтобы холод не коснулся яиц. Но когда птенцы уже вылупились, родители не могут обогревать их все время — приходится улетать за кормом, иногда на длительный срок. И хотя гнездо хорошо утеплено, птенцам в нем довольно прохладно. Все же они благополучно переносят низкую температуру — ведь пища-то у них очень калорийная.
. И в лесу, и в городе зимой часто можно услышать незатейливую, звонкую, радующую душу песенку: “ци-пинь, ци-пинь, зи-зинь. зи-зинь”. Это поет большая синица. Она заводит свои коротенькие концерты с самого нового года, как только солнышко начинает чуть дольше задерживаться в нашем, Северном, полушарии.
А чуть позже, ближе к концу февраля, с вершины высокой липы или дуба нет-нет да и услышишь чудную мелодичную трель. Это поет лазоревка. Есть чему радоваться — тяжелые зимние испытания для птиц уже позади. Не страшно, что лежит снег, а температура ночью значительно ниже нуля. Все-таки жестокие январские морозы уже кончились, день стал длиннее (дольше можно кормиться), и солнце светит ярче. Впереди — весна!
Источник
Урок «Мы и окружающий мир. Кто поет в зимнем лесу»
Тема: Кто поет в зимнем лесу.
Цели:
1) Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
2) Уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц. Развивать умение находить взаимосвязи в природе.
3) Совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию.
4) Уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
5) Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
6) Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: Иллюстрации зимующих птиц; таблица «Зимующие птицы»; различные книги о зимующих птицах; иллюстрации различных видов кормушек; аудиозаписи — «Голоса птиц», стихотворение «Пороша» С. Есенина, «Времена года» — Чайковский; портрет С.Есенина.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изложение нового материала
(Звучит аудиозапись стихотворения «Пороша» С. Есенина.)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Учитель: Кто написал эти прекрасные строки? (Показ портрета С.Есенина.)
Сегодня мы совершим путешествие по зимнему лесу. Зимой все покрыто снегом: земля, деревья. Насекомые еще с осени попрятались кто куда, да так хитро, что не найдешь ни жука, ни самой маленькой мухи.
Многие птицы улетают зимовать на юг, в теплые страны. И все-таки, несмотря на морозы и снег, несмотря на вьюги и метели, в зимнем лесу идет своя жизнь. И зимой живут в лесу разные птицы.
ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ В ПРИРОДЕ
Учитель: Мы поговорим о птицах, которые проводят зиму с нами. Как же называют этих птиц?
Дети: Зимующие птицы.
Учитель: Правильно, их называют зимующими. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
Дети: Создавать красоту природы. Являются санитарами леса. Способствуют размножению леса.
(На фоне аудиозаписи «Голоса птиц».)
Учитель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко сейчас узнаете.
(Проводится игра «Узнай птицу» по словесному описанию. Если птица названа верно, она «вылетает» к доске.)
Учитель: Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, коротким и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Воробей: Чив! Чив! Чив! Я домашний воробей, честный работник. Напрасно про меня сложили песню: «Повадился вор-воробей летать!» Не отказываюсь, люблю я поклевать и зернышки, но своих птенцов я выкармливаю гусеницами, жуками. Я храбрый, смелый. Ничего, что остался без хвоста, побывав у кошки в лапах, ничего, что весной скворцы выселяют меня из скворечников, где я обычно зимую, но зато я веселый и не унывающий. У нас даже есть праздник-день первого полета наших детей. Мы в этот день устраиваем пир и насекомым приходится туго.
Учитель: Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Учитель: Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на голове черная полоса-галстук, крылья и хвост серые, спина желто — зеленая, а брюшко — желтое.
Синица: Мы синички очень маленькие птички, но очень любим плотно пообедать, особенно вредными насекомыми. Каждая из нас в сутки съедает столько, сколько весит сама, а за лето мы спасаем целые сады от вредных насекомых. Особенно вредных насекомых мы поедаем, когда выкармливаем своих птенцов. Вот почему вы, школьники, должны охранять наши гнезда. Очень трудно нам приходится зимой, когда выпадает снег, обледенеют деревья. Только десять из ста выживают, остальные погибают. Вся надежда на вас, ребята, на ваши кормушки.
Учитель: Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. За один день они успевают побывать на сотнях, а может быть и на тысячах веток.
Учитель: У этой птицы красивое, пестрое оперение, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
Дятел: Где-то вдали раздается отрывистый стук. Это работаю я в своей кузнице. Меня называют «лесным доктором». Где я, значит, будут уничтожены насекомые, вредители леса и лес будет жить. Упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, я долблю дерево крепким, как долото, клювом, а потом, длинным крепким с зазубринами языком достаю насекомых из выдолбленного отверстия.
Учитель: В наших лесах чаще встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса.
Учитель: А у этой птицы верх головы, крылья, хвост черные, спина голубовато-серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Снегирь: Называют меня снегирь — от слова «снег». Я живу всегда там, где есть снег, и даже не представляю, как могут другие птицы выносить летний зной. И еще мы особенные на только потому, что любим зиму, а и потому, что из всего мира птиц только у нас поют самцы и самки, ведь у других птиц поют только самцы. И мы очень гордимся своими подружками.
Учитель: Снегири нарядные птицы. Они держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду.
Учитель: Голова, крылья, хвост у этой птицы черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
Сорока: У меня есть прозвище — белобока. Я очень ловкая, подвижная, суетливая птица. Зимой мы разлетаемся по деревням и ищем себе еду. По лесу я летаю, стрекочу, а к гнезду подлетаю молча.
Учитель: У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Голова, горло и крылья черные, а остальное тело — серое.
Ворона: Мы лесные вороны живем парами. И живем мы по двести и больше лет. Зимой мы перекочевываем в города, села. Здесь мы и питаемся. Но как только наступит весна, мы разлетаемся по лесам, строим гнезда, выводим птенцов.
Учитель: Окраска у этих птиц палево-розовая, иногда с рыжеватым оттенком. Крылья черные с яркими, желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки, а еще на голове хохолок.
Свиристель: Мы, свиристели, очень любим рябину. А потом мы негромко, обычно нежно посвистываем и как бы чуть-чуть шипим. Про нашу песню в народе говорят: «Ишь, как свиристят!» За эту немудреную, ласковую песенку и прозвали нас свиристелями.
Учитель: Молодцы, ребята! Но мы назвали не всех птиц зимнего леса. Каких птиц вы еще знаете?
Дети: Чечетки, галки, клесты, зяблики, овсянки, поползень.
ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЖИЗНИ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ
(На фоне аудиозаписи «Времена года».)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее — холод или голод?
Дети: Голод.
Учитель: Действительно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха — и тепло ей под пухом и перьями. Во время гололедицы, ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабленные птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Ученик:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Для различных видов птиц нужны различные корма. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли, дыни. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Птиц можно также кормить крошками белого хлеба, а вот крошки черного хлеба вредны для птиц. Салом (несоленым) птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни.
Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Кормушки надо развешивать в местах спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Ее хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой. Ребята, которые изготовили кормушки, повесят их, и будут нам рассказывать, какие птицы прилетали к ним.
Учитель: А теперь я хочу узнать, запомнили ли вы тех птиц, которые прилетели к нам сегодня погреться? Давайте разгадаем кроссворд.
1. Птичка с хохолком на голове.
(Свиристель)
2. На ветках, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблочки клюют.
(Снегирь)
3. Хоть и птичка- невеличка
У меня, друзья, привычка.
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Синица)
4. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «кар-кар!»
(Ворона)
5. Если встретит короеда
Станет грозен, станет хмур.
Лечит он осины, кедры
Без таблеток и микстур.
(Дятел)
6. Длиннохвостая она,
Со спины черным — черна.
Брюхо белое, да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит — вмиг
Подымает стрекот-крик.
(Сорока)
7. Меленький мальчишка,
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
III. Итог урока
Учитель: А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно? Я буду читать, и записывать первые буквы строк, а вы прочтете фразу, которая получится.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородного
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
Учитель: О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор? Какая фраза получилась?
Дети: «СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ».
Учитель: Об этом мы должны помнить всегда! Прочитайте высказывания, которые написаны на доске:
Больше птиц — меньше вредителей — выше урожай!
Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом!
Источник