Повалил сильный снег надо было ехать знаки препинания

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП

Контрольная работа по СПП в 9 классе.

1. Укажите ССП с соединительным союзом.

1) Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
2) То ли гречка цветет, то ли речка течет.
3) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
4) Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?

2. Укажите ССП с разделительным союзом.

1) Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.
2) Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце моё загрубело!
3) Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.
4) Прошел дождь, и поэтому в лесу появились грибы.

3. Укажите ССП с противительным союзом.

1) Над озером сверкнула молния, и лишь минуту спустя загремел гром.
2) Мал золотник, да дорог.
3) Или мы начинаем делать все сначала, или ребята сейчас едут.
4) Выпал снег, и вокруг стало бело.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

На скамейку кто-нибудь присаживался ( ) и начинался неторопливый разговор.

1) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В окна с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.

1) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Распустилась сирень ( ) и наполнила ароматом весь сад.

1) ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

7. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи (1) и торчали порожние бочки.
Вой волка восходил вверх начальными полутонами (2)и задерживался долго на пронзительной ноте.
Скрипнула дверь (3) и в нее просунулась чья-то голова.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Иволги кричат ( ) да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.

1) ССП, перед союзом ДА ставится запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА ставится запятая.
3) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.
4) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом ДА не нужна.

9. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Я стал читать (1) и во мне проявилась охота к литературе.
Виднелись (2) или необработанные песчаные равнины (3) или каменистые отмели.

10. На месте каких цифр в предложениях должные стоять запятые?

Везде слышались (1) то звуки пилы (2) то топора.
Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.

11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он улыбался ласково-печально ( ) и гладил её по голове.

1) ССП, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

12. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Натерли полы (1) и запах мастики долго не выветривался.
Голова у неё шла кругом (2) и только Николай смог её немного успокоить.
На террасе ещё долго кипел самовар (3) и сидели гости.

1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,2
4) запятые не нужны

13. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи и нашли старинные захоронения.
2) Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.
3) Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
4) С утра шел дождь, и гремел гром.

14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Гости разъехались, и в доме наступила тишина.
2) Вскоре накрыли на стол, и все сели пить чай.
3) Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче.
4) В узком коридорчике горела свеча и освещала тусклым светом убогое жилище.

15. В данном предложении пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, разделяющих части ССП.

Чистая, (1) как слеза, (2) вода Байкала не терпит мусора, (3) и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок ,(4) коряги.

Источник

Помогите решить задания по Русскому (пожалуйста)

1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

В. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов или союзных слов) .

2. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является.. .

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

А. и, да (в значении и) , ни-ни, тоже

Б. или (иль) , либо, то-то, не то- не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

7. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение Выпал снег и. Продолжите его дважды, добавив:

А) однородное сказуемое

Б) простое предложение

9. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.

10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены) :

[безличное], и [двусоставное] .

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

А) [двусоставное], и [безличное] ;

Б) [безличное] , [однако. двусоставное] ;

В) [безличное] , [безличное] .

14. Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому. указывая на следствие.

2 Г
3 Б
4 А
5 Б
6 В
7 В октябре деревья сбросили листву и не слышно птичьих голосов.
8 А) Выпал снег и растаял
Б) Выпал снег, и земля преобразилаь
9 Надвинулась туча, закрывая всё небо, и подул сильный ветер.
10 Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, и из них повалил снег.
11 А
12 А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться, тотчас сел на лошадь, и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело, и сбоку несло речным холодом.
В. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос.

Источник

Ключи к диагностическому тесту I

1. исчезать 2. здешний 3. бесперспективный 4. низкий 5. вприпрыжку 6. вперемешку 7. матросский 8. опасность 9. предчувствие 10. блеснуть 11. блистать 12. блестящий 13. безмолвствовать 14. ровесник 15. сверстник 16. поделка 17. вожжи 18. расчет 19. заблагорассудится 20.группка 21. колонна 22. колонка 23. колоннада 24. пятибалльный 25. печенная в золе картошка 26. шерстяной 27. истинный 28. нежданный 29. бешеный 30. багряный 31. мороженая рыба 32. замороженная рыба 33. свежемороженая рыба 34. свежезамороженная рыба 35. газированная вода 36. посаженный дуб 37. посаженый отец 38. незваные гости 39. сеянные весной травы 40. куцый 41. цыпленок 42. цинга 43. сестрицын 44.волчок 45. трущоба 46.дирижер 47. шерстка 48. ожог I степени 49. береженый 50. бечевка 51. холщовый 52. они дышат 53. они стелют 54. объединение 55. лабиринт 56. канонада 57. обогащаться 58. эксперимент 59. наслаждение 60. потрясать 61. макать перо в чернила 62. поплавок 63. предположение 64. подровнять бороду 65. мединститут 66. безымянный 67. контригра 68. подытожить 69. взимать 70. пренебрегать 71. престранный 72. прибытие 73. привокзальный 74. масленица 75. замасленный плащ 76. ветреный юноша 77. безветренная погода 78. масленые глазки 79. масляная лужа 80. ветряной двигатель 81. замешанный в историю человек 82. пристрелянное ружье 83. подстреленный зверь 84. борющийся 85. видимый 86. колышущийся 87. точь-в-точь 88. не пять 89. не отвечая 90.замуж 91.недорогой,но хороший 92. двухъярусный 93. сэкономить 94. адъютант 95. пьедестал 96. настежь 97. в открытую 98. растеряешься 99. фальшь 100.январский 101.вскользь 102. восемнадцать 103. тысячелетие 104. сорокаградусный 105. пол-листа 106. пол-Москвы 107. пол десертной ложки 108. полчаса 109. в течение недели 110. впоследствии 111. в течении горных рек 112. бок о бок 113. поодиночке 114. по одному 115. поровну 116. в-пятых 117. в даль моря 118. взлететь ввысь 119. не правда, а ложь 120. нет ни минуты

II

  1. И послышалось мне, будто снег хрустит.
  2. Ты, я вижу, славный малый.
  3. Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
  4. Прозрачный лес один синеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
  5. И оденься потеплее: ветер пронзительный.
  6. Повалил сильный снег — надо было ехать.
  7. Кажется, ваша история наделала там много шуму.
  8. Человек, равнодушный к родному языку, — дикарь
  9. Чехов как мастер короткого рассказа известен во всем мире.
  10. Я люблю читать лежа.
  11. Дети, старики, женщины — все смешалось в живом потоке.
  12. Изнуренные, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега.
  13. К счастью, никто меня не заметил.
  14. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь.

Источник

Повалил сильный снег надо было ехать знаки препинания

Варианты тестов, тестовых заданий и материалы к ним

Этот тест — серьезная проверка Вашей грамотности. Выполните его со всей тщательностью. Затем посмотрите в ключи и посчитайте количество ошибок, допущенных в разделах I и II.

Если ошибок 1-6 — можно утверждать, что у Вас почти абсолютная грамотность — «5»

Если ошибок 6-12 — у Вас вполне устойчивые знания в общем, но некоторые темы (скорее всего, самые сложные: н и нн в прилагательных и причастиях; о-е после
шипящих; не и ни; правописание наречий) требуют внимательного изучения — «4»

Если ошибок 12-20- уровень Вашей грамотности соответствует оценке «3» — слабая 3.

Если Вы допустили в разделе III хотя бы две ошибки, культура Вашей речи оставляет желать лучшего. Обратите на это особое внимание!

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
    1.и. чезать

    3. бе. перспективный

    6. впереме.-.ку (в беспорядке)

    13. безмол. ствовать

    16. по. делка (мелкое изделие)

    19. заблагорас. удится

    25. пече. ная в золе картошка

    31. морожен. ая рыба

    32. заморожен. ая рыба

    33. (свеже) мороже. ая рыба

    34. (свеже) заморожен. ая рыба

    35. газирован. ая вода

    36. посажен. ый дуб

    37. посаже. ный отец

    38. (не) зва. ые гости

    39. сеян. ые весной травы

    48. ож. г I степени

    63. предпол. жение

    64. подр. внять бороду

    70. пр. небр. гать

    73. пр. вокзальный

    75. замасл. ый плащ

    76. ветрен. ый юноша

    77. безветре. ая погода

    78. масл. ые глазки

    79. масл. ная лужа

    80. ветр. ной двигатель

    81. замеш. ый в историю человек

    82. пристрел. ное ружье

    83. подстрел. ный зверь

    91. (не) дорогой, но хороший

    92. двух. ярусный

    98. растеряеш. ся

    102. восем. надцать

    103. тысяч. летие

    104. сорок. градусный

    107. (пол) десертной ложки

    109. (в)течени. недели

    111. (в) течени. горных рек

    117. (в) даль моря

    118. взлететь (в) высь

    119. (не) правда, а ложь

    120. нет н. минуты


    Расставьте знаки препинания:

    1. И послышалось мне будто снег хрустит (Л.)

    2.Ты я вижу славный малый (Тург.У

    3. Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним. ГГург.)

    4. Прозрачный лес один синеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит (А.С.П.)

    5. И оденься потеплее ветер пронзительный (Л.Т.).

    6. Повалил сильный снег надо было ехать (А.С.П.)
    7. Кажется ваша история наделала там много шуму (Лерм.).

    8. Человек равнодушный к родному языку дикарь (Пауст.).

    9. Чехов как мастер короткого рассказа известен во всем мире.

    10. Я люблю читать лежа.

    11. Дети старики женщины все смешалось в живом потоке (Сераф.).

    12. Изнуренные грязные мокрые мы достигли наконец берега ГГург.).

    13. К счастью никто меня не заметил (Лерм.).

    14. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихрь (А.С.П.).

  2. Поставьте ударение вследующих словах.

звонит щавель
таможня
кухонный
договор

Ключи к диагностическому тесту
I

1. исчезать

6. вперемешку
7. матросский

9. предчувствие
10. блеснуть
11. блистать
12. блестящий
13. безмолвствовать

14. ровесник
15. сверстник
16. поделка

17. вожжи
18. расчет

19. заблагорассудится
20.группка
21. колонна
22. колонка
23. колоннада
24. пятибалльный
25. печенная в золе картошка
26. шерстяной

31. мороженая рыба

32. замороженная рыба

33. свежемороженая рыба

34. свежезамороженная рыба

35. газированная вода

36. посаженный дуб

37. посаженый отец

38. незваные гости

39. сеянные весной травы

46.дирижер
47. шерстка

48. ожог I степени

64. подровнять бороду

75. замасленный плащ

76. ветреный юноша

77. безветренная погода

78. масленые глазки

79. масляная лужа

80. ветряной двигатель

81. замешанный в историю человек

82. пристрелянное ружье

83. подстреленный зверь

107. пол десертной ложки

109. в течение недели

111. в течении горных рек

117. в даль моря

118. взлететь ввысь

119. не правда, а ложь
120. нет ни минуты

  1. И послышалось мне, будто снег хрустит.
  2. Ты, я вижу, славный малый.
  3. Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
  4. Прозрачный лес один синеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
  5. И оденься потеплее: ветер пронзительный.
  6. Повалил сильный снег — надо было ехать.
  7. Кажется, ваша история наделала там много шуму.
  8. Человек, равнодушный к родному языку, — дикарь
  9. Чехов как мастер короткого рассказа известен во всем мире.
  10. Я люблю читать лежа.
  11. Дети, старики, женщины — все смешалось в живом потоке.
  12. Изнуренные, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега.
  13. К счастью, никто меня не заметил.
  14. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь.
звонuт

каталoг

партeр

квартaл

нaчал

началa

начaть

досyг

твoрог

тамoжня

кyхонный

договoр

Гласные после шипящих и Ц

• Во многих корнях слов под ударением после шипящих произносится О, а пишется Е, если это О чередуется с Е в родственных словах:

ЖЕНЫ (ЖЕНА), ЧЕЛКА (ЧЕЛО), ШЕЛ (ПРИШЕДШИЙ), ЩЕЛКА (ЩЕЛЬ), ЖЕЛУДЬ (ЖЕЛУДЕЙ), ЖЕЛОБ (ЖЕЛОБА), ЧЕРТ (ЧЕРТИ), ШЕПОТ (ШЕПТАТЬ).
Если чередования нет, в корнях слов под ударением пишется О: ИЗЖОГА, ШОВ, ЧОПОРНЫЙ, ШОРОХ.

• Под ударением после шипящих произносится и пишется О:

а) в окончаниях существительных, прилагательных и наречий:

ПЛАЩОМ, ВОЖЖОЙ, ФОМИЧОМ, БОЛЬШОГО, ГОРЯЧО;

б) в суффиксах существительных -ОК, -ОНК-, -ОНОК-: СУЧОК, РУЧОНКА, БОЧОНОК;

в) в суффиксах прилагательных — ов — и — он- ХОЛЩОВЫЙ, ЕЖОВЫЙ, СМЕШОН.

• Под ударением после шипящих в остальных случаях пишется Е, например:

а) в окончаниях глаголов: ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТ, ПЕЧЕМ.

б) в суффиксах страдательных причастий -ЕНН-, -ЕН-: ВООРУЖЕННЫЙ, ВООРУЖЕН.

• Под ударением в окончаниях и суффиксах после Ц пишется О, без ударения — Е: КОЛЬЦО, ПЕВЦОВ, СВИНЦОВЫЙ, но ЗЕРКАЛЬЦЕ, ТАНЦЕВ, СИТЦЕВЫЙ.

Вставьте пропущенные буквы.

Трущ. ба, щ. тка, ш. лк, ж. рнов, ш. рник, бесш. вный, ш..к, крыж. вник, ж. ваный, саж. нки, медвеж…нок, печ. ный, реч. нка, улич. нный, ж. лтый, ш. рох, тяж. лый, ч…рствый, заш. л, пч. лка, освещ. нный, пш. нный, размеж. вка, выкорч. вывать, вощ…ный, червяч…к, грош…вый, моч…ный, парч. вый, горяч. певуч. жж. т, стаж…р, старуш…нка, свинц. вый, .перц. вый, облиц…вать.

Поставьте данные существительные в творительном падеже.

плач

кирпич

свеча

продажа

пейзаж

плащ
межа
дача

Выберите из предложенного текста ответ, соответствующий вопросу, и заштрихуйте в таблице соответствующую ему клетку.

Вопрос Задание
1 2 3 4 5
1
2
3
4
5
  1. Существительные с гласной О в корнях:

  1. ш. в
  2. ч…рточка
  3. ш. лк

  1. Существительные с гласной О в суффиксах:

  1. шапч…нка
  2. бумаж. нка
  3. виш. нка

  1. Существительные с гласной О в окончаниях творительного падежа:

  1. перц…м
  2. плеч. м
  3. плащ…м

    IV. Прилагательные с гласной Е в корнях:

    1. ш…коладный
    2. ж…лтый
    3. ч. порный
    1. ш. лковый
    2. ж. сткий
    1. Прилагательные с гласной Е в суффиксах:

    1. груш. вый
    2. плащ. вый
    3. ситц…вый

      Правописание безударных гласных в корне слова

      Упражнение 1. Определите, подобрав проверочные слова, какую букву — а или о — следует писать в корнях с безударными гласными.

      I. В.. рсистый, л.. синый, огр.. ненный, подм.. стерье, пок.. яние, разоч.. рованный,
      т.. нирование, упр.. щенно, фр.. хтовать, хл.. п .. тливый.

      II. Б.. сой, к.. пна, .. зерко, ор.. шение, подсл.. стить, см.. ла, ст.. жировка, ут. . щить, щ.. дить, эм.. циональный.

      Ш.. Б.. р .. датый, зан.. зить, м.. л .. дежь, обн.. вление, пов.. литься, р.. птание, сл.. стена,
      тр.. стинка, убл. . жить, ут.. лщение.

      Упражнение 2. Определите, какую букву — а или о — следует писать в словах с проверяемой безударной гласной. Устно укажите проверочные слова.

      I. 1. Оч…рован кр. .сотою дикой, опускаю я покорный взгляд (Бун.).

      2. Возвр. . щусь в твой сад запущенный, где ты в жизнь меня ввела (Возн.).

      3. Часто прих. .дилось прорубать тр.. пу через нагром.. жденные льдины (Обр.).

      4. Чую дали — и капли см.. лы проступают в с.. сновые жилки (Бл.).

      5. Для н.. члега пришлось выбрать возвышенную пл.. щадку (Обр.).

      6. Ветви дуба бр.. сали др.. жащие тени у порога (Вс. Ив.).

      7. Шар ум.. лял его в небо выпустить (Возн.).

      8. При уст.. новившейся здесь теплой погоде можно было бы довольствоваться легкой палаткой (Обр.).

      9. У Хлебникова славянское б.. жество [Жарбог] — вопл.. щение свободы (М. Пол.).

      10. И внутри у него все др. . жало от радости (Бун.).

      II. 1. Дубы и пл.. довые деревья росли по его [ручья] берегам (Вс. Ив.).

      2. Турбин снова покр.. снел и даже зап. .тел от злобы (Бун.).

      3. Ты всем г.. стям разд.. вала яблоки (Возн).

      4. Когда опять въезжаю в темный бор н.. чной п. .рой — мне радостно и больно (Бл).

      5. На террасе силуэт знакомый, еле слышен тихий разг.. вор (Ахм.).

      6. Ложной дорога к.. залась — я не вернулся назад (Бл.).

      7. Путники заметили впереди несколько темных крутобоких х.. лмов. (Обр.)

      8. Раз хлебушко г.. рой лежит, значит, мир существует (Прист.).

      9. Нет к. .нца лесным тр.. пинкам (Бл.).

      10. Без п.. стуха и стадо проп.. дает (Бун.).

      III. 1. Шел я вдоль русла какой-то речушки, грустью г.. нимый (Возн).

      2. Редкий туман плыл в воздухе, почти не засл.. няя кр. .сноватое солнце (Обр.).

      3. Вход скрыл серебрящийся тополь и низко сп. .дающий хмель (Ахм.).

      4. К.. чаясь от страха, еле двигая осл.. бевшими ногами, он обошел скалу (Вс. Ив.).

      5. История — прямо д. . лговая яма. Мне должен Наполеон Арбат, который был сп.. лен (Возн.),

      6. Они предст.. вляют собой живые ок.. менелости (Обр.).

      7. Ни скв.. зной дыры через земной шар, ни воронки до центра быть не может (Обр.).

      8. Ледяная равнина начала расп.. даться на плоские увалы (Обр.).

      9. Как сжалось мое сердце при виде этих к.. робочек! (Бун).

      10. Дары св. .им б. .гам готовит [душа] и, ум.. щенная, в тиши, неустающим слухом ловит
      д. . лекий зов другой души. (Бл.)

      Упражнение 3. Определите, подобрав проверочные слова, какую букву — е, и или я — следует писать в корнях с безударными гласными.

      Код: 1 — е;
      2 — и;
      3 — я.

      I. Загл.. дение, л.. кторий, нар.. диться, ол.. денелый, отр.. хнуть, посв. . щение, разогр. . вание,
      см. .ркаться, см.. рение, у.. звленный.

      П. Зав.. зь, зел.. нь, к..тобой, нап..лить, обр..дить, отм.. чать, разм.. гчить, с.. дой, угн.. здиться, ш. .рстяной.

      Ш. Вып.. чка, зав.. нтить, оскв.. рнить, распр.. мить, скр.. пление, скр.. пение, уб… енный,
      уц. . нить, цв. . тастый, штр..ховать.

      Упражнение 4. Определите, какая буква пишется в корнях с проверяемой безударной гласной. Устно укажите проверочные слова.

      I. 1. Уд.. вленной душе он дарил пару глаз (Возн).

      2. Над лесом постоянно разв.. валась мелкая сетка дождя (А. Я).

      3. По.. влявшееся по временам красноватое солнце по-прежнему стояло в зените (Обр).

      4. Ув.. дав гостя, он л.. гонько и ловко вс. . кает в бр. .вно блеснувший на солнце топор (Бун.).

      5. В тетрадках — углы, квадраты, линии, выч.. сления (Касат).

      6. Мысль в виде женщины в кресле с.. дела. (Возн.)

      7. Потускнели и, кажется, стали эже зрачки осл.. пительных глаз (Ахм.).

      8. По равнине клубился туман, м.. стами разр.. жаясь очень мелким дождем (Обр).

      9. Он вышел в сад. См…ркался час (Возн).

      10. Опомнившись, она кинулась к самовару, начала щ. . пать лучину (В. Бел).

      II. 1. Разве сердце Твое — не в.. сна? (Бл)

      2. Зв.. зда не имеет оправы ни черной, ни золотой (Возн).

      3. Померкли гл.. нцевитые плащи (Ахм).

      4. Св.. тло в св.. тлице от окна. (Бун)

      III.. Акв.. м. . рин, б. . тискаф, в.. трушка, к.. льмар, м.. заика, н.. вигация, пол. . нез, серп.. нтин, т.. ршер, ф.. рватер.

      Упражнение 6. Определите, е или и следует писать в словах с непроверяемыми гласными в корне.

      I. Ген. . альный, д.. л .. тант, ид. . ома, к.. парис, м.. р .. д .. ан, нум.. рация, пр. . в .. легия, ск. . лет, ф.. л.. ал, юн.. ор.

      II. В.. рм.. шель, в.. ртуоз, л.. ловый, м.. т .. орит, с.. р .. нада, сув.. нир, ф.. тиль, ч.. буреки, юб.. лей, юв.. лир.

      III. В.. н .. грет, д.. л.. катес, м.. мор.. альный, п.. р .. скоп, п.. р .. фраза, с.. мафор, тр.. умф,
      ф.. номен, ф.. л .. гранный, эл.. ксир.

      Упражнение 7. Определите, какую букву следует писать в словах с непроверяемыми безударными гласными в корне. Запомните, как они пишутся.

      I. 1. Каждая г… потеза, если она обоснована, представляет лишний шаг к познанию истины (Обр.).

      2. Л. . зурью бледный месяц плыл изогнутым перстом (Бл.).

      3. На окне, серебряном от ин.. я, за ночь хр.. зантемы расцвели (Бун.)

      4. Ноябрь, сырая полночь, городок, весь л.. ловый, весь бледный под луною. (Бун.).

      5. С.. нет любви на старом м.. взолее звучит бессмертной грустью обо мне, а небеса синеют вдоль .. ллеи (Бун.).

      6.Свечи в гостиной зажгут, днем их мерцанье нежнее, целый букет принесут роз из .. р .. нжереи (Ахм.).

      7. Дует жаркий ветерок, несет шум и гомон ярм.. рки

      8. Г.. р .. зонт суживался до размеров п.. л .. садника

      9. Это не похоже на пояс т.. росов морского льда (Обр.).

      10. Последний луч, и желтый и тяжелый, застыл в букете ярких г. ргин. (Ахм.)

      II. 1. Все это — одно нав.. ждение, марево (Обр.).

      2. И как во сне я слышу звук в.. олы и редкие .. ккорды клав.. син (Ахм.).

      3. Мужики стали на пл.. тформе, у дверей, не смея войти в них (Бун.).

      4. Голосу тихой св.. рели грустно покорны стада (Бл.).

      5. Именно эта форма движения — затухающая в.. брация — отвечает п.. раметрам этнической истории (Л. Гум.).

      6. “А вчера было светлее, чем по ту сторону б. . рьера”, — прибавил Макшеев (Обр.).

      7. Рыли золу, то серую, то ф. летовую, в зависимости от места, от освещения. (Бун.)

      8. На всех к.. нт. .нентах твои имена прославил (Возн.).

      9. Встали надежды пророка — близки л.. зурные дни (Бл.).

      10. Я несу букет л.. вкоев белых (Ахм.).

      Ш. 1. Сейчас мы испытываем давление приблизительно в две с половиной . . тм. . сферы (Обр.).

      2. Видно, дни золотые пришли. Все деревья стоят, как в с. . яньи (Бл).

      3. Был он сын сельского дьякона, учился в с.. м.. нарии, но курса не кончил: по бедности пришлось вернуться домой (Бун.).

      4. Ледяная пустыня уходила во все стороны до недалекого г.. р .. зонта и также казалась красноватой (Обр.).

      5. Капитон Николаевич сбежал с крыльца и, почему-то поспешно расправляя бак.. нбарды, несколько раз поклонился (Бун.).

      6. Скоро к.. р .. ван снова двинулся, и в.. рблюды забряцали бубенчиками (Хл.).

      7. Футуристы выступили против слепого подр.. жания классикам (М. Пол.).

      8. М.. т .. оролог, совершенно растерянный, разр.. зился нервным смехом (Обр.).

      9. У нас среди инструментов есть легкий н.. в .. лир и рейки (Обр.).

      10. Не нарушай г.. рмонии моей — в ней всё светло и всё духовно (Бл.).

      Упражнение 8. Определите, какая гласная — а или о — пишется в чередующихся корнях гар- // гор; зар- // зор; клан- // клон-, твар- II твор- в зависимости от места ударения в словах.

      Код: 1 — при ударении на корне гар-;

      2 — без ударения на корне гор-;

      3 — при ударении на корне зор-;

      4 без ударения на корне зар-;

      5 при ударении на корнях клан-, твар-;

      6 при ударении и без ударения на корнях клон-, твор-;

      7 — слова-исключения с буквой а;

      I. 1. Так проходили з.. ря за з.. рей и день за днем (А. Я.).

      2. Тихим вечером, медленно тающим, там, где сосны, болото и мхи, хорошо над костром
      дог.. рающим говорить о закате стихи. (Цв.)

      3. Мама задумалась о чем-то, накл…няя над столом прекрасное бледное лицо (Ф. Сол.).

      4. Как можно было уезжать в разг…р этой необыкновенной осени (Пауст.).

      5. То — ослепленная з…рницей, внемля раскатам громовым, Юнона правит колесницей перед Юпитером самим (Бл.).

      6. Отв…рив дверь на балкон, мы почувствовали упоительную прохладу раннего осеннего утра (Бун.).

      7. В сини глаз заг…релся восторг (Сев.).

      8. Оз…рила тень улыбки милые черты (Ахм.).

      9. Шепчутся листья над ним с ветерком, кл…нятся трепетной нишей. (Цв.)

      10. Няня, не г… рит свеча, и скребутся мыши (Ахм.).

      II. 1. А вдали чередой безутешно фонарей лучезарные точки заг… рались сквозь легкую тьму (Цв.).

      2. Качаясь, пальмы кл…нятся (Бун.).

      3. Сердцу ее было холодно, щеки г…рели (Н. Ляш.).

      4. Как нежен шеи палевый з…гар. (Ю. В.)

      5. В низком пространстве, оз…ренном костром, он был огромен (Бун.).

      6. Весна разг… ралась пожаром (А. Я.).

      7. И хотелось мне знать, что же чувствуют другие зрители, что тв…рится в глубине их души
      (И. Кат.).

      8. Там удушливо пахнет смоляной г…рью (Купр.).

      9. К утру во время черной з…ри звезд мы расстались (Хл.).

      10. От дождя на стекле заг…рались рубины в алмазах. (Бун.)

      Ш. 1. Его земля оз..рена печалящим закатом, и в воздухе сгущенье белой тьмы (Сев.).

      2. Не вечно мне г… реть. Не вечно мне пылать. И я могу стареть. И я могу устать (Сев.).

      3. Еще в двадцать пятом году местные атеисты спихнули с колокольни громадный колокол, повыкидывали золоченую утв. рь (В. Бел.).

      4. Война отрезвила его [Хлебникова] от военного уг… ра, от многих заблуждений, имевших славянофильскую окраску (М. Пол.).

      Ответственный за публикацию: Рыжова Н.П., методист кабинета русского языка и литературы ЯРОИПК

      Источник

      Читайте также:  У хоккеистов нет льда
      Оцените статью