Поход-прогулка в зимнее время года для детей старшего дошкольного возраста «Незнайкина дорога»
наталья засемкова
Поход-прогулка в зимнее время года для детей старшего дошкольного возраста «Незнайкина дорога»
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является исполь-зование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют укреплению детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т. к. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми.
Прогулки – походы, являются одной из форм активного отдыха, в ходе, которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, а также формируются знания об окружаю-щем мире в пути следования, к месту назначения. Кроме того, прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, развивают организованность, отзывчивость, доброжелательность.
Предлагаю вашему вниманию проект прогулки — похода, который характерно отличается от обычной прогулки — местом проведения. Прогулка осуществляется через улицы поселка Березовка к берегу реки Березовка. Что позволяет не только активно отдохнуть на свежем воздухе, но и познакомиться с некоторыми строениями поселка. Для того, чтобы прогулку превратить в увлекательное путешествие, к ребятам обращается за помощью, сказочный персонаж Незнайка.
Цель: Помощь Незнайке в знакомстве с дорогой до катка, через инфраструктуру поселка по пути следовании.
Задачи:— физкультурно-оздоровительные: совершенствование естественных и жизненно важных видов движений и обогащение двигательного опыта; развитие выносливости и быстроты;
— воспитательно-образовательные: формирование знаний о ближайшей инфраструктуре, бережном отношении к природе, дружеских взаимоотношений.
Подготовка к походу с дошкольниками:— беседа с родителями о маршруте и длительности похода, об одежде и обуви ребенка;
— назначение ответственных за мероприятие (как правило, в большинстве случаев, это воспитатели и инструктор по ФК);
— беседа с детьми о правилах поведения в походе;
— разработка маршрута, ознакомление с ним за 1 день до похода;
— обсуждение маршрута с администрацией ДОУ (схема пути, местонахождение остановки);
— подготовка проекта похода;
Оборудование:— карта с маршрутом следования;
— 3 хоккейные клюшки с шайбами;
— флажки (по количеству детей);
— пластмассовые фигуры (для эстафеты);
— лопаты для снега (по количеству детей);
— сани (для перевозки инвентаря);
Ребята встречают Незнайку возле детского сада.
Инструктор ФК: Ой! Ребята! Посмотрите, кто пришел к нам в гости!
Незнайка (с коньками в руках): Здравствуйте ребята! А куда я попал? Я думал здесь каток.
Дети: Нет, Незнайка здесь детский сад.
Незнайка: Мне мои друзья рассказали, что у вас в поселке Березовке, есть хороший каток, а как добраться до него не сказали. Ребята, а вы мне не покажите дорогу, как мне к нему пройти.
Инструктор ФК: Ну, что ребята поможем Незнайке?
Инструктор ФК: А давайте покажем Незнайке, самую короткую дорогу до катка. И расскажем, на что надо ориентироваться в пути, чтобы не заблудится. А в этом нам поможет карта, на которой указан маршрут (инструктор достает карту).
Инструктор ФК: Ну, прежде чем мы отправимся в поход, мне хотелось бы проверить все ли одеты, как настоящие путешественники: теплая и удобная одежда и обувь, а также головные уборы (обходит, осматривает детей).
Инструктор ФК: Чтобы преодолеть путь, нам нужно быть дружными, смелыми и внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте.
Дети с инструктором ФК и Незнайкой, рассматривают карту, на которой стрелочками указана дорога на каток. Первая остановка — ДК «Энтузиаст». Отправляются в путь.
В пути следования инструктор ФК, спрашивает у ребят: «Что они знаю о ДК?». По-сле чего рассказывает о его деятельности.
Инструктор ФК: Свое название Дом культуры получил благодаря энтузиазму людей, которые во внерабочее время и в выходные дни совершенно бесплатно строили Дом культуры. ДК посещают как взрослые, так и дети. Они там занимаются танцами и вока-лом. Еще на втором этаже в ДК расположена поселковая библиотека, которую могут по-сещать все желающие. (Дети рассказывают, кто какие кружки посещает в Доме культуры).
Возле ДК, так же путешественники обращаются к карте, где указан путь к Сбербанку (вторая остановка – Сбербанк России). Ну, прежде чем добраться до него, нужно перейти дорогу.
Подойдя к проезжай части, инструктор с ребятами вспоминает правила перехода че-рез дорогу.
Добравшись до Сбербанка, инструктор просит детей рассказать Незнайке о деятельности данной организации, затем дополняет рассказ.
Инструктор ФК: Сбербанк России — один из крупнейших банков России. Банк — это специальный дом для денег. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчи-кам. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое. Главный человек в банке — банкир.
После, чего ребята с Незнайкой, снова обращаются к помощи карты, стрелочка на которой указывает на каток, расположенный вблизи со спортивным центром «Резерв» (третья остановка – каток, спортивный центр «Резерв»). На месте прибытия (за катком, на берегу реки Березовка) инструктор ФК, рассказывает вместе с детьми о данных объектах и структуре их деятельности.
Инструктор ФК: В спортивном центре существует множество секций: баскетбол, футбол, регби, гандбол, фитнес, теннис, группы для детей. Так же недалеко от спортивно-го зала располагается, хоккейная коробка, где множество мальчишек могут потренироваться в игре, в хоккей. В свободные часы, от тренировок, все желающие могут покататься на коньках в свое удовольствие. Спортивный центр принимает много гостей спортсменов, приезжающих на соревнования.
Незнайка: Ну, вот ребята! Я и добрался! Спасибо вам! (Спешит на каток).
Инструктор ФК: Незнайка, погоди. А не желаешь с ребятами поиграть в зимние игры?
Незнайка: А разве можно играть на улице зимой? Кроме, того как кататься на коньках и санках, больше развлечений нет.
Инструктор ФК: Хочешь, мы с ребятами тебе сейчас покажем, чем можно заняться на улице зимой? Перед каждым занятием, мы что делаем?
До начало разминки инструктор ФК обозначает на берегу реки линию, за которую не стоит выходить детям, в целях безопасности. Раздает каждому ребенку по флажку и предлагает его воткнуть в снег по линии, раннее отмеченной инструктором ФК. Проводит разъяснительную беседу, для чего они это делают.
Инструктор приглашает детей и Незнайку на разминку. Разминка в игровой форме. Подвижная игра «Вьюга» (см. приложение 1).
Инструктор ФК: Молодцы! Разминка прошла отлично. А теперь ребята, давайте покажем Незнайке какие мы ловкие и быстрые! Предлагаю, всем участникам поделиться на три команды (Незнайка тоже принимает активное участие).
Напротив, каждой команды устанавливается флажок.
Эстафета «Добеги до флажка». По команде инструктора, первые номера в каждой команде быстро бегут до флажка и назад, передовая эстафету следующему участнику. И так, пока вся команда не выполнить задание. Побеждает команда первой окончившая эс-тафету.
Эстафета «Построй башню».
Каждой команде раздаются пластмассовые фигуры (по количеству детей). Фигуры кладутся возле каждой команды в обруч. По сигналу инструктора, первый участник берет одну из фигур и бегом бежит до флажка, где ставит ее на снег и возвращается в команду, передавая эстафету. Следующий участник, выполняет тоже задание, только свою фигуру устанавливает на фигуру первого участника, так чтобы образовалась башня. Остальные дети выполняют аналогичное задание. Побеждает команда первой окончившая эстафету. Обратить внимание на правильность выполнения задания.
Инструктор ФК: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Мороз — Красный нос» (см. приложение 1).
Инструктор ФК: Продолжаем состязание.
3. Эстафета с шайбой.
Участники команд выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—12 м ставят по флажку. Первые номера в командах получают по клюшке и шайбе. По сигналу они должны, подбивая шайбу клюшкой, обвести ее вокруг флажка и вернуть об-ратно к линии старта. Затем клюшка передается второму игроку, который, в свою очередь, обводит шайбу вокруг флажка, и т. д. Побеждает команда, первая завершившая игру.
При повторении игры можно поставить задачу вести не одну, а две шайбы одновременно и обе вернуть к линии старта.
Инструктор ФК: Молодцы ребята! Хоккеисты вы отличные! А вот альпинистами можете быть?
Проводится подвижная игра «Ловишки парами» (см. приложение 1).
Инструктор ФК: И последнее задание, которое нам предстоит выполнить.
Эстафета «Кто построит выше гору?».
По сигналу взрослого, предложить командам, за определенное время, при помощи лопат построить гору. Выигрывает команда, которая построит гору выше.
Определить победившую команду.
Инструктор ФК: Наш поход подходит к концу. Ну, что Незнайка, тебе понравилось с ребятами играть в зимние игры.
Незнайка: Да, конечно! Я даже и не знал, что можно так весело провести время на улице и без санок и коньков. Я научу играть в эти игры своих друзей.
Инструктор ФК: Приходи к нам со своими друзьями!
Незнайка: Спасибо, ребята! Ну, а меня еще ждет каток. До свидания! (Незнайка убегает на каток).
В конце мероприятия предложить детям, совместно с взрослыми, собрать весь ин-вентарь.
Возвращение в детский сад тем же маршрутом. В обратном пути следование опросить детей: «Какие сооружения они видели в пути?», «Чем занимаются там люди?».
Туризм как средство формирования здорового образа жизни Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.
Закаливание дошкольников Закаливание является одним из основных факторов развития детей. Закаливание- это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости.
Источник
Отчеты Кати и Саши
Велопоходы, походы с ребенком
Зимние пешие походы в лес с ребенком (1.5 — 2 года): наш опыт
Расскажу здесь про наши походы выходного дня зимой с ребенком 1.5-2 лет — как одевали ребенка, как спали в палатке и личные ощущения. Зима 2016-2017 была обычной для Петербурга, температура в основном держалась в пределах -10 градусов, так что почти все выходные мы провели в лесу с палаткой. По итогам этих маленьких походов и написан пост.
Честно признаюсь, что первый зимний сезон в жизни нашего сына Виталика, который пришелся на 8 – 11 месяцев, нам пришлось провести без походов. Какими бы мы ни были энтузиастами, но — не получилось. Дело в том, что в этом возрасте нашему ребенку было интересно взаимодействовать с миром только самым непосредственным образом – трогать все руками и обязательно немного съедать. Лишенный этой возможности, ребенок грустил, в смысле, уже через пять минут на улице начинал орать как резаный. Поэтому с ним не то что было нечего делать в зимнем лесу, а просто выйти погулять было невозможно. Вокруг снег, ходить не умеет, варежки одевать отказывается категорически. Так что ту зиму я провела под жестоким домашним арестом, не считая 2-недельного выезда в пеший поход на Кипр, где ребенку было где ползать и было что пожирать (землю, камни. ) на привалах.
Следующая наша зима тоже началась грустно. Как и во многих семьях, мы начали болеть. Еще до нового года я и Виталик успели два раза перенести два сильных ОРВИ. Это неудивительно, когда все вокруг болеют. Но на новогодние каникулы мы поехали в велопоход на юга («Новогодний велопоход по Андалусии с ребенком») и там набрались сил. И в следующие же выходные после похода, не теряя времени, мы отправились в лес с палаткой. А потом делали это регулярно. И удивительно, но за последовавшие 2.5 месяца зимы мы приболели всего один раз, и то легко. Вот такой оказался у зимних ночевок в палатке мощный закаляющий и терапевтический эффект для всей семьи!
Ребенок помогает очищать палатку от выпавшего ночью снега.
Эмоции
Когда сидишь зимой в квартире и смотришь в окно, поход в лес с палаткой может показаться каким-то невероятным мучением. На детских площадках или в парке зимой я лично могу отгулять ну максимум 2-3 часа, как бы тепло ни оделась, а потом начинаю просто смертельно замерзать и вообще терять сознание. А вот два дня целиком в лесу, с ходовой частью для родителей (километров 10 в день) и маленькими приключениями, вечерними посиделками у костра, ночевкой в палатке и всякой зимней лесной красотой — это совсем другое дело. Они дают настоящий заряд радости, и холод ощущается совсем по-другому! Так что между выходными, когда я вместе с другими мамами печально стучала зубами на детской площадке, мысли о том, что мы через несколько дней снова едем в зимний лес с палаткой, меня согревали, а не замораживали. И вообще благодаря походам зима прошла веселее. Я ведь очень много времени провожу с ребенком дома одна, Саша приходит с работы поздно, помощи со стороны никакой нет — загрустить можно легко. А в постоянной около-походной суете намного веселее!
Удивительно, но и ребенку наши зимние походы очень нравились. В зимнем лесу он почти всегда был в прекрасном настроении и без возражений сносил неудобства вроде смены памперса на морозе. Я даже иногда думаю — может, сыграло роль то, как я провела беременность? Вторая половина беременности у нас пришлась как раз на зиму, и несмотря на все сложности этого периода, мы постоянно ходили в такие вот двухдневные походы по окрестным лесам (например, «Зимний беременный поход по лесам у Сусанино и Семрино»). И под воздействием «беременных гормонов» я тогда получала просто огромное удовольствие. Теперь вот и Виталику нравится. Ведь даже у матерых взрослых зимние ночевки нередко идут в разряд «героизма», а тут ребенок полутора лет — и отлично себя чувствует! Впрочем, тут имеет значение и то, что в походе мы целиком и полностью открыты для общения с ребенком, все делаем вместе. А дома взрослые вечно заняты (ну, то есть вечно пытаются заняться) своими делами.
Ребенок собирает ветки для костра
Температура
Самый распространенный вопрос — при каких температурах можно тащить маленького ребенка в лес? Мы лично ездили до минус пяти в прогнозе, что реально означало до минус десяти. По нашим наблюдениям, зимние прогнозы в ясную морозную погоду по Ленобласти регулярно промахиваются в оценках градусов на пять, тогда как в пасмурную около-нулевую погоду более-менее точны. К счастью, в эту зиму погода на выходных почти все время вписывалась в наши допустимые значения, так что мы могли походничать без ограничений.
Холоднее, чем в -10 градусов, мы с ребенком в палатке не ночевали. Но в такой мороз проблема не в ночевке, а в том, что делать днем — как ребенку не замерзнуть в переноске, пока родители его тащат, и как не замерзнуть родителям, пока малыш часок-другой резвится на привале.
Но вообще это все, конечно, индивидуально. Кроме того, Россия большая, и подозреваю, что жители разных регионов по разному реагируют на мороз. И ощущается он по-разному. Например, помню, что в мое детство в Петербурге (тогда Ленинграде) в -18 дети даже в школу не ходили, так как это было стихийное бедствие. А где-нибудь в Сибири -20 зимой — это самое обычное дело.
Снаряжение
Начали зимне-походный сезон мы неожиданно, на ноябрьские праздники. Холода наступили внезапно, и мы не захотели отказываться от уже собранного (под осеннюю погоду) рюкзака. Поехали в лес как есть, несмотря на -4, переходящие в -7. Об этом походе я писала отдельный пост «Зимний поход на Киперорт с коляской». Так что никакого дополнительного снаряжения купить просто не успели бы. А оказалось, что ничего такого особого и не надо.
У нас простенькая трехместная палатка Снаряжение Cetus-3. Один из двух наполовину сетчатых входов зашит тканью, другой так и остался сеточкой. Спальники у нас один Salewa -1, другой Deuter -4, состегнутые между собой, с ними мы ездим во все походы. Коврики у нас 16 мм, производства Ижевского завода. Я сплю посередине, как самая мерзлючая. Виталик спит сбоку от меня, довольно отдельно, так как ночью мне жизненно необходимо от него отдыхать. В свои полтора он еще довольно «жирненький» и во сне не мерзнет. На него одет флисовый комбинезончик, а от стенки палатки, к которой он любит прижиматься, его отделяет мой пуховик. Саша спит с другой стороны от меня, стараясь поближе, чтобы мне было теплее.
В целом, я вообще не вижу никакой проблемы в организации зимних ночевок в умеренный мороз. Хоть с ребенком, хоть без. Сами мы пользовались осенними спальниками просто потому, что нам было лень покупать другие, но ведь продаются спальники хоть на -20! Также можно обзавестись более теплой палаткой, взять больше ковриков, теплее одеться.
Единственная особенность ночевок именно с маленьким ребенком — ночные кормления. В полтора года я Виталику это еще вовсю требуется. В деле ночных кормлений мне помогает флиска со специальным вырезом, но все равно я постукиваю зубами, когда высунута из спальника и кормлю ребенка в еще не прогревшейся палатке. Впрочем, это совсем не смертельно.
Кстати, Виталик зимой в палатке спит просто прекрасно, по 11 часов или даже чуть больше, тогда как дома наш ночной сон ограничивается 8-9 часами. Так что походы с палаткой для меня еще и возможность раз в неделю хорошенько поспать и поваляться!
Утром Виталик любит переселиться между нами.
Одежда ребенку
Днем ребенок у нас был одет в зимний комбинезон торговой марки Lenne (=Kerry), с 330 г утеплителя. Он реально теплый, а еще с мембраной, так что подходит и для мороза, и для мокрого снега. Отличная вещь! Жаль только, что производители все время меняют модельный ряд, так что неизвестно, можно ли будет купить такой же через год. Одежду ребенку я практически всю покупаю б/у, так что этот комбинезон еще и стоил для нас минимально.
На ноги мы носили или известные сапожки Kuoma с толстым шерстяным носком (иначе холодно в них!), или сноу-бутсы Demar. И то, и другое нам отдали, так что мне даже не пришлось мучиться выбором. Демары оказались не только теплее, но и с какой-то мембраной — практически не промокают за целый день даже в очень сыром снегу.
Ночью мы клали детскую одежду в спальники, чтобы она не отсыревала и по возможности подсыхала.
Переноска ребенка
Самый простой и очевидный способ транспортировать ребенка, который еще не ходит сам — коляска. Мы так прошли несколько ПВД. Если коляска имеем четыре нормальных колеса, как наша древняя Emaljunga (на фото ниже), то с ней вполне можно идти и по дорожным колеям, и по ровному неглубокому снегу. Наши друзья для той же цели используют детский прицеп Thule с большим передним колесом или крепят на него лыжу. Еще знаю, что народ ходит с санками, но с ними все сложнее. Мы для себя не увидели смысла заморачиваться с санками, если по дорожкам можно и так идти с нашей коляской, а прямиком через лес с санками все равно не пройти. Все эти способы хороши тем, что ребенка не надо тащить на горбу и, что куда важнее, малыша можно укрыть спальником.
Зимний поход с коляской
Но нам куда больше нравится ходить с ребенком в рюкзаке, так как он дает полную свободу движения. Да и наш малыш предпочитает рюкзак-переноску больше всех других способов «кататься» на родителях.
В таком формате больше приходится нести на себе. Наш ребенок сейчас весит около 13 килограмм, плюс 1.5 килограмма зимней одежды, плюс 3.5 килограмма сама переноска — получаем минимум 17 килограмм на маму. Все остальное (около 20 стартовых килограмм) идет в папин рюкзак. Так как мы раньше ходили с ребенком в пешие автономные походы на неделю и больше, нас это теперь не сильно напрягает. То есть у меня с непривычки болят плечи, но по опыту я уже знаю, что на состояние моей спины переноска сказывается скорее положительно, так что спокойно терплю. А Саша после больших походов вообще не считает рюкзак на два дня за груз. Пойти без папы с ночевкой в таком формате невозможно, но передо мной такой задачи и не стоит.
Наш груз
Большой минус заплечной переноски — невозможность согреть ребенка, если холодно. У нас на морозе ниже примерно -4 ребенок в переноске постепенно подмерзал. А когда замерзнет, отказывался вылезать и двигаться, так что получался замкнутый круг. Частично проблему решает чехол от дождя. Также мы приспособились укутывать ребенка спальником поверх переноски. Это было неудобно, спальник часто сваливался, и мне было тяжело нести, зато зато так ребенок не жаловался на холод. В общем, в околонулевую погоду с рюкзаком-переноской можно идти спокойно, а вот в более холодную погоду лучше сажать ребенка в коляску/прицеп/санки и там укрывать хорошенько.
С намотанным спальником
Если ребенок еще достаточно маленький или худенький, то есть еще вариант нести его в эрго-рюзачке или слинге. Слингами я никогда не увлекалась, а для эрго-рюкзачка наш малыш в 1.5 года в толстой зимней одежде был уже слишком толст. Так-то по городу я постоянно ездила с ним в эрго-рюкзачке, но одевала легко. А в поход без теплой одежды никак.
Так как снега этой зимой к югу от Петербурга было немного, мы справлялись ходить пешком без лыж. Когда снега больше, можно гулять по накатанным в лесу дорожкам и просекам. У меня совсем мало опыта движения на лыжах, так что пробираться по лесным дорогам с ребенком за спиной я бы не рискнула… Но для тех, кто умеет — почему бы и нет 🙂
Заключение
Если на улице нет сильных морозов, ходить с маленьким ребенком в походы с палаткой на выходных — не только реально, но и весело, и полезно для здоровья всей семьи. Главное, не бояться и пробовать.
Вот такой у нас вечером воскресенья наступает порядок дома! Нужно побыстрее развесить мокрое от снега и конденсата снаряжение — палатку, спальники, одежду. А на следующий день все высушенное упаковать как было — и семья снова готова к приключениям 🙂 На этой позитивной ноте и завершу пост.
Источник