Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Пересказ сказки «Проказы старухи-зимы»
Ольга Суханова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Пересказ сказки «Проказы старухи-зимы»
Цель: закрепить знания детей о зиме.
1. Развитие диалогической речи.
2. Развитие словарного запаса.
3. Развитие звукового анализа и синтеза.
4. Развитие артикуляционной, мелкой и крупной моторики.
5. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.
6. Развитие высших психических функций.
7. Формирование умения составления творческого рассказа с опорой на мнемосхему и собственные знания и опыт.
— наглядный материал: картины «Зима», «Старуха зима», «Зима в наших краях», «Зима в теплых краях»; картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, с изображением предметов одежды, с отличительными частями тел животных, с изображениями «домов» животных; звуковая схема слова «зима», разрезная азбука, мнемосхема.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята попробуйте угадать, о чем мы будем сегодня говорить (выставляется картина «Зима» и звуковая схема слова «зима»)
2. Основная часть.
Логопед: Давайте проверим, правильно ли вы назвали тему нашего занятия. А подсказкой вам послужит звуковая схема. Сколько звуков в слове «ЗИМА»?
Дети: В слове «ЗИМА» четыре звука.
Логопед: Назовите первый звук в слове «ЗИМА».
Дети: Первый звук [З]
Логопед: Какой это звук?
Дети: Звук «З» согласный, звонкий, твердый. На письме обозначается квадратом синего цвета или буквой «З» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).
Логопед: Какой второй звук?
Логопед: Какой это звук?
Дети: Звук «И» гласный, на письме обозначается квадратом красного цвета или буквой «И» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).
Логопед: Какой третий звук?
Дети: Третий звук [М].
Логопед: Какой это звук?
Дети: Звук М согласный, звонкий, твердый. На письме обозначается квадратом синего цвета или буквой «М» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).
Логопед: Какой четвертый звук?
Логопед: Какой это звук?
Дети: Звук «А» гласный, на письме обозначается квадратом красного цвета или буквой «А» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).
Логопед: Слово «ЗИМА» соответствует предложенной звуковой схеме, значит вы правильной угадали тему нашего занятия.
Логопед: А зима какая?
Дети: Морозная, снежная и т. п.
Логопед: Скажите, почему зиму называют старухой? (Выставляется картинка «Старуха зима).
Дети: Зиму называют старухой потому что … (зимой выпадает много снега, все вокруг белое как седые волосы старого человека).
Логопед: Молодцы! А теперь послушайте сказку «Проказы старухи зимы», которую написал К. Д. Ушинский. (Чтение сказки).
Логопед: Ребята, скажите как птицы из сказки спасались от зимы?
Дети: Одни улетали в теплые края, а другие оставались зимовать.
Логопед: Как называются птицы, улетающие в теплые края?
Дети: Птицы, которые улетают в теплые края, называются «Перелетные».
Логопед: Правильно! А как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Птицы, которые остаются зимовать, называются «Зимующие».
Логопед: Молодцы! А теперь поиграем в игру «Перелетные – зимующие».
Перед вами две картины. На одной представлена зима в наших краях, а на другой теплый южный край. А вот изображения птиц,которым нужно спастись от зимы: одним улететь в теплые края, если это перелетные птицы, а другим подлететь к кормушке, если они зимующие. (Разделение птиц на группыс проговариванием названий птиц: «Синица – птица зимующая, поэтому она полетит к кормушке и т. д.»).
Логопед: Устали? Пусть теперь наши пальчики поработают.
3. Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге».
Медведь в берлоге крепко спит (Руки сложены лодочкой под щекой)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, (загибаем поочередно пальцы)
Колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится (делаем «зайчика» — указательный и средний пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мизинец и безымянный пальчики)
Убегает от лисицы.
Пальцы тоже (кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем» указательным и средним пальчиками)
Мелькает он среди кустов.
Напетлял и был таков (разводим руки в стороны)
Логопед: А как же звери спаслись от старухи зимы?
Дети: Одни по домам прятались, а у других были теплые шубки.
Логопед: Молодцы! Предлагаю вам еще одну игру «Скажи чья, чьи, чье» (выставляется картинка с отличительными частями тел животных, а также с изображением их «домов»).Например: Чьи это уши? (заячьи, волчьи и т. п.).
Логопед: Здорово! Какие вы сообразительные! А что же с рыбами? Испугались ли они зимы?
Дети: Нет! Они ушли на глубокое дно.
Логопед: А рыбы умеют разговаривать?
Дети: Нет! Рыбы не умеют говорить.
Логопед: Давайте и мы попробуем как рыбы просто открывать рот, но при этом пытаться произнести звук, который я скажу вам на ушко. (Дети отгадывают звуки по беззвучной артикуляции: А, О, У, Ы, И, Э)
Логопед: И с этим заданием вы справились! Как же люди спасаются от старухи зимы?
Дети: Люди тепло одеваются, растирают руки, лицо, уши. Топят печку.
Логопед: Ну что ж… пришло и нам время погреться.
Мы погреемся немножко (натираем плечи)
Мы похлопаем в ладоши (хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем (топаем на месте)
И себя похлопаем (хлопаем по коленям)
Логопед: Согрелись?
Логопед: А чтобы совсем согреться надо одеть зимнюю одежду. (Выкладываются картинки с изображением одежды. Дети выбирают картинки с зимней одеждой, называя ее)
Логопед: Молодцы! А о каких зимних развлечениях говорилось в сказке?
Дети: Катание на лыжах, санках, коньках, играх в снежки, постройка снежной крепости…
Логопед: Боятся ли дети зимы?
Дети: Нет! Им весело и тепло.
Логопед: Ребята, что случилось со старухой зимой, когда она увидела, что ничем ей не взять ни птиц, ни зверей, ни людей, ни малых ребятишек.
Дети: Зима заплакала.
Логопед: А если зима заплакала, значит скоро весна.
Логопед: Ребята, а теперь вы расскажите мне о проказах старухи зимы. Подсказкой вам будет вот эта таблица (выставляется мнемосхема. Самостоятельные рассказы детей с опорой на мнемосхему и свой опыт).
Молодцы, ребята! У вас получились замечательные рассказы.
Конспект логоритмического занятия «Проказы Зимы» МБДОУ Краснозерский детский сад № 6 Логоритмическое занятие по теме: «Проказы Зимы» в подготовительной группе детского сада в логопункте.
Фотоотчёт. Совместный физкультурный досуг детей и родителей средней группы по сказке «Проказы старухи Зимы» Задачи: воспитывать через игру любовь к народному творчеству,самостоятельность уважительные взаимоотношения между родителями и детьми в.
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми средней группы «Проказы старухи зимы» Образовательная область «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки» по лексической теме «Семья» Авторы: учителя-логопеды высшей квалификационной категории МАДОУ города Рязани «Детский сад №134» Нехаева Людмила Ивановна, Кожина Лилиана.
Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему «Помощники Всезнамуса» Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему: «Помощники Всезнамуса П. В.» Цели занятия:.
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему «Зима» Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зима».Цель – обогащение активного словаря.
Конспект спортивных соревнований «Проказы матушки-зимы» Конспект зимнего спортивного соревнования «Проказы матушки – зимы» Цель: совершенствовать знания детей о зимних видах спорта, воспитывать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и Козёл» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и Козёл». Задачи: О- закрепить представления.
План-конспект с иллюстрациями СОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Проказы старухи-зимы» ИКТ все шире используются в нашей жизни, но к сожалению, часто картинки не похожи на своих героев,да и с художественной литературой то же.
Сценарий новогоднего праздника в разновозрастной дошкольной группе «Проказы старухи Шапокляк» Цель: вызвать у детей положительные эмоции, создать весёлое, праздничное настроение. Звучит музыка, входят дети. Ведущий. Все скорей.
Источник
Литературное чтение. Тема урока Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
Зинаида Тимофеева
Литературное чтение. Тема урока Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного произведения; логические – приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе.
Личностные:оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; проявляют внимательность, помощь.
Межпредметные связи – окружающий мир.
Ресурсы – учебник, рабочая тетрадь литературного чтения Л. А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс, 2ч.
Дополнительные ресурсы – интерактивная доска, презентационный материал.
Организация пространства – фронтальная, работа в парах.
Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер, колонки, слайдовая презентация
урока Цель этапа
обучающихся Планируемые результаты
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Создание эмоционального настроя на работу
Мотивировать учащихся на начало урока.
— Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Будем все внимательны, активны и старательны.
– Здравствуйте, ребята. Итак, мы начинаем наш урок литературного чтения.
Настраиваются на активную работу.
Психологический настрой детей.
Нацеливание на успешную деятельность.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Проверка домашнего задания — На дом вам было задано – выучить стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна!»
Выходят к доске и читают наизусть стихотворение
II.Актуализация знаний -организовать актуализацию знаний
— Скажите, как можно назвать стихотворения?
— А как называются писатели, которые пишут стихотворения?
— Подумайте, а для чего нам нужны стихотворения?
— А как нужно читать стихотворения?
— А вот для того, чтобы определить, какое стихотворение мы будем читать сегодня, я вам предлагаю отгадать загадки.
1. Кто, угадай-ка,седая хозяйка:
Тряхнет перинки — над миром пушинки?
2. Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт.
— Может быть вы догадались, как называется стихотворение?
— Почему вы так считаете? — Поэзия
— Зима
Формирование находить информацию для выполнения учебных задач
Формирование адекватно использовать речевые средства для планирования, объяснения и выполнения своей деятельности
III.Поста-новка цели и задач урока
-организовать постановку цели урока;
-организовать составление совместного плана действий;
Организует подводящий к теме диалог;
Организует формулирование темы урока;
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
-Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; К. Ушинский «Проказы старухи – зимы»
-Исходя из этого, какие мы поставим цели и задачи на наш урок?
Участие в подводящем к теме диалоге.
Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки по определению задач и цели урока.
Формулирование темы урока
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
IV.Изучение нового материала
включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.
— Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века Ф. И. Тютчевым.
— Ф. И. Тютчев (1803- 1873). Был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.
1. Первичное чтение произведения стр. 107
«Зима недаром злится…»
— Что вы представили, услышав название этого стихотворения?
— Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.
Чтение стихотворения.
-Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось?
-Перечитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам неизвестны.
-Заглянем в словарь учебника (засуетилось — в словарике, нудит, трезвон, пуще – словарь Ожегова).
— На сколько частей разделили стихотворение? (5)
Прочитаем 1 часть.
— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
— Как автору удалось это показать. — C помощью каких слов мы это почувствовали?
— Почему начала злиться Зима?
— В каких словах говориться, что весна вот-вот придет?
-Какие слова нужно выделить голосом?
-Как прочитаем эти строчки
Прочитаем 2 часть
— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
-И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение.
— Как пробуждающаяся природа относится к Зиме
— Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев?
— И введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму вон.
— Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки (пение жаворонка, картинка)
— Рады ли жаворонки весне? Как автору удалось показать эту радость?
— Как прочитаем эту строфу
Прочитаем 3, 4, 5чпсти.
-Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
-Как автору это удалось
-Какие слова мы выделим при чтении?
-Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
— Как прочитаем эту часть?
А теперь прочитайте это стихотворение друг другу
— Слова какой части речи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?
— Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.
-Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?
1 раз – 5 учеников по 1 части.
2 раз – 3 ученика все стихотворение.
Задание: Рабочая тетрадь станица 63№1,2,5
— В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.
— весна в окно стучится.
— зима недаром злится.
— тоскливо, радостно, игриво
— побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы.
— Она заставляет Зиму уйти
-Он использует глагол нудит
-автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это торжественный радостный звон колоколов
-бодро. т. к. весна побеждает
Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, сотрудничество в поиске и сборе информации.
VI.Первичное усвоение новых знаний
Развитие чувства ритма, двигательная активность.
-Знакомство с новым автором и его произведением
Организует парную и групповую работу над текстом.
-Сегодня мы с вам познакомимся с еще одним замечательным автором и его произведением.
Знакомство с автором
Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Учился Константин Дмитриевич в Новгород-Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей.Он написал для детей такиекнигикак: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т. д
-Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.
-А познакомимся с его произведением, которое называется «Проказы старухи – зимы»
— Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова, что они означают.
На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.
• ДУБРАВА — ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
• ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ — ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
• ЛЮТЫЙ — ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
• ОКОННИЦЫ — СТЁКЛА В ОКНАХ
• ПРОКАЗЫ — ЗАБАВЫ, ИГРЫ
• СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ
Чтение сказки.
Хрестоматия 1 часть с. 16-19
1 Часть – 1ученик
2 Часть — по цепочке
3Часть -1 ученик
4,5 часть самостоятельное чтение
Беседа по прочитанному тексту.
— Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
— Как зима решила расправиться с птицами?
— Что сделали птицы?
— Как звери спасаются зимой от мороза?
— Что сделала зима с реками и озерами?
— Как спрятались рыбы?
— Как приготовились люди к зиме?
— Почему не боятся зимы дети?
— Почему зиме стало обидно?
Познавательные УУД:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
РегулятивныеУУД: контроль, саморегуляция, коррекция
Подвести итог пройденного, сделать вывод Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
-Итак, мы с вами познакомились с прекрасными авторами и их произведениями
-С какими авторами мы познакомились?
-Как называются произведения?
Отвечают на вопросы учителя.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Уметь оценивать правильность выполнения действия
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
X.Домашнее задание Учитель организует запись домашнего задания.
— Выучить Ф. Тютчев «Зима недаром злится» -Записывают
Прикреплённые файлы:
prezentacija-microsoft-office-powerpoint-2_its6l.pptx | 377,84 Кб |
Ежедневное планирование «Проказы тетушки Зимы» (средняя группа) 9.01.2017 год. Понедельник. Инд. работа. Беседа «Расскажи, что ты знаешь о зиме?» развиваем речь – Рома, Тимур, Саша С. Работа по развитию.
Конспект НОД «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» Возрастная группа: подготовительная (5-6 лет). Тема: «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Проказы матушки-зимы» Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе. Познание. Тема: Проказы матушки – зимы. Форма проведения: «Игра.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Проказы зимушки — зимы» Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на.
Литературное чтение 3 класс. В. Драгунский «Хитрый способ» Литературное чтение 3 класс. Дата: Урок№77 урока. В. Драгунский «Хитрый способ». Цель урока: Познакомить учащихся с новым произведением.
Конспект занятия «Проказы Зимушки-зимы» Алгоритм проведения Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Дети:.
Сценарий рождественского праздника «Проказы старухи Шапокляк» Ведущий. Дети, к елке подходили, Все игрушки рассмотрели. Полюбовались не спеша! Правда, елка хороша? Дети: Да. Ведущий. Становитесь-ка.
Сценарий новогоднего праздника «Проказы старухи Шапокляк» Сценарий новогоднего утренника «Проказница Шапокляк» Сценарий новогоднего праздника для детей старшей-подготовительной группы ДОУ Цель:.
Литературное чтение. Конспект урока в третьем классе «Т. Бокова «Здравствуй, лето» Литературное чтение Дата «___»___ ___ г Класс 3- «__» (4 четверть) Урок 134 Тема урока: Т. Бокова «Здравствуй лето» Цель: формировать.
Тема урока: Обучение грамоте в 1 классе «Одна у человека мать, одна и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество»» Пояснительная записка Тема урока: » Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»» Цель урока: Создание условий для.
Источник