Почему зиму старухой называют

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Пересказ сказки «Проказы старухи-зимы»

Ольга Суханова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Пересказ сказки «Проказы старухи-зимы»

Цель: закрепить знания детей о зиме.

1. Развитие диалогической речи.

2. Развитие словарного запаса.

3. Развитие звукового анализа и синтеза.

4. Развитие артикуляционной, мелкой и крупной моторики.

5. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

6. Развитие высших психических функций.

7. Формирование умения составления творческого рассказа с опорой на мнемосхему и собственные знания и опыт.

— наглядный материал: картины «Зима», «Старуха зима», «Зима в наших краях», «Зима в теплых краях»; картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, с изображением предметов одежды, с отличительными частями тел животных, с изображениями «домов» животных; звуковая схема слова «зима», разрезная азбука, мнемосхема.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята попробуйте угадать, о чем мы будем сегодня говорить (выставляется картина «Зима» и звуковая схема слова «зима»)

2. Основная часть.

Логопед: Давайте проверим, правильно ли вы назвали тему нашего занятия. А подсказкой вам послужит звуковая схема. Сколько звуков в слове «ЗИМА»?

Дети: В слове «ЗИМА» четыре звука.

Логопед: Назовите первый звук в слове «ЗИМА».

Дети: Первый звук [З]

Логопед: Какой это звук?

Дети: Звук «З» согласный, звонкий, твердый. На письме обозначается квадратом синего цвета или буквой «З» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).

Логопед: Какой второй звук?

Логопед: Какой это звук?

Дети: Звук «И» гласный, на письме обозначается квадратом красного цвета или буквой «И» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).

Логопед: Какой третий звук?

Дети: Третий звук [М].

Логопед: Какой это звук?

Дети: Звук М согласный, звонкий, твердый. На письме обозначается квадратом синего цвета или буквой «М» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).

Логопед: Какой четвертый звук?

Логопед: Какой это звук?

Дети: Звук «А» гласный, на письме обозначается квадратом красного цвета или буквой «А» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).

Логопед: Слово «ЗИМА» соответствует предложенной звуковой схеме, значит вы правильной угадали тему нашего занятия.

Логопед: А зима какая?

Дети: Морозная, снежная и т. п.

Логопед: Скажите, почему зиму называют старухой? (Выставляется картинка «Старуха зима).

Дети: Зиму называют старухой потому что … (зимой выпадает много снега, все вокруг белое как седые волосы старого человека).

Логопед: Молодцы! А теперь послушайте сказку «Проказы старухи зимы», которую написал К. Д. Ушинский. (Чтение сказки).

Логопед: Ребята, скажите как птицы из сказки спасались от зимы?

Дети: Одни улетали в теплые края, а другие оставались зимовать.

Логопед: Как называются птицы, улетающие в теплые края?

Дети: Птицы, которые улетают в теплые края, называются «Перелетные».

Логопед: Правильно! А как называются птицы, которые остаются зимовать?

Дети: Птицы, которые остаются зимовать, называются «Зимующие».

Логопед: Молодцы! А теперь поиграем в игру «Перелетные – зимующие».

Перед вами две картины. На одной представлена зима в наших краях, а на другой теплый южный край. А вот изображения птиц,которым нужно спастись от зимы: одним улететь в теплые края, если это перелетные птицы, а другим подлететь к кормушке, если они зимующие. (Разделение птиц на группыс проговариванием названий птиц: «Синица – птица зимующая, поэтому она полетит к кормушке и т. д.»).

Логопед: Устали? Пусть теперь наши пальчики поработают.

3. Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге».

Медведь в берлоге крепко спит (Руки сложены лодочкой под щекой)

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук, (загибаем поочередно пальцы)

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится (делаем «зайчика» — указательный и средний пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мизинец и безымянный пальчики)

Убегает от лисицы.

Пальцы тоже (кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем» указательным и средним пальчиками)

Мелькает он среди кустов.

Напетлял и был таков (разводим руки в стороны)

Логопед: А как же звери спаслись от старухи зимы?

Дети: Одни по домам прятались, а у других были теплые шубки.

Логопед: Молодцы! Предлагаю вам еще одну игру «Скажи чья, чьи, чье» (выставляется картинка с отличительными частями тел животных, а также с изображением их «домов»).Например: Чьи это уши? (заячьи, волчьи и т. п.).

Логопед: Здорово! Какие вы сообразительные! А что же с рыбами? Испугались ли они зимы?

Дети: Нет! Они ушли на глубокое дно.

Логопед: А рыбы умеют разговаривать?

Дети: Нет! Рыбы не умеют говорить.

Логопед: Давайте и мы попробуем как рыбы просто открывать рот, но при этом пытаться произнести звук, который я скажу вам на ушко. (Дети отгадывают звуки по беззвучной артикуляции: А, О, У, Ы, И, Э)

Логопед: И с этим заданием вы справились! Как же люди спасаются от старухи зимы?

Дети: Люди тепло одеваются, растирают руки, лицо, уши. Топят печку.

Логопед: Ну что ж… пришло и нам время погреться.

Мы погреемся немножко (натираем плечи)

Мы похлопаем в ладоши (хлопаем в ладоши)

Ножками потопаем (топаем на месте)

И себя похлопаем (хлопаем по коленям)

Логопед: Согрелись?

Логопед: А чтобы совсем согреться надо одеть зимнюю одежду. (Выкладываются картинки с изображением одежды. Дети выбирают картинки с зимней одеждой, называя ее)

Логопед: Молодцы! А о каких зимних развлечениях говорилось в сказке?

Дети: Катание на лыжах, санках, коньках, играх в снежки, постройка снежной крепости…

Логопед: Боятся ли дети зимы?

Дети: Нет! Им весело и тепло.

Логопед: Ребята, что случилось со старухой зимой, когда она увидела, что ничем ей не взять ни птиц, ни зверей, ни людей, ни малых ребятишек.

Дети: Зима заплакала.

Логопед: А если зима заплакала, значит скоро весна.

Логопед: Ребята, а теперь вы расскажите мне о проказах старухи зимы. Подсказкой вам будет вот эта таблица (выставляется мнемосхема. Самостоятельные рассказы детей с опорой на мнемосхему и свой опыт).

Молодцы, ребята! У вас получились замечательные рассказы.

Конспект логоритмического занятия «Проказы Зимы» МБДОУ Краснозерский детский сад № 6 Логоритмическое занятие по теме: «Проказы Зимы» в подготовительной группе детского сада в логопункте.

Фотоотчёт. Совместный физкультурный досуг детей и родителей средней группы по сказке «Проказы старухи Зимы» Задачи: воспитывать через игру любовь к народному творчеству,самостоятельность уважительные взаимоотношения между родителями и детьми в.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми средней группы «Проказы старухи зимы» Образовательная область «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки» по лексической теме «Семья» Авторы: учителя-логопеды высшей квалификационной категории МАДОУ города Рязани «Детский сад №134» Нехаева Людмила Ивановна, Кожина Лилиана.

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему «Помощники Всезнамуса» Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему: «Помощники Всезнамуса П. В.» Цели занятия:.

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему «Зима» Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зима».Цель – обогащение активного словаря.

Конспект спортивных соревнований «Проказы матушки-зимы» Конспект зимнего спортивного соревнования «Проказы матушки – зимы» Цель: совершенствовать знания детей о зимних видах спорта, воспитывать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и Козёл» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и Козёл». Задачи: О- закрепить представления.

План-конспект с иллюстрациями СОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Проказы старухи-зимы» ИКТ все шире используются в нашей жизни, но к сожалению, часто картинки не похожи на своих героев,да и с художественной литературой то же.

Сценарий новогоднего праздника в разновозрастной дошкольной группе «Проказы старухи Шапокляк» Цель: вызвать у детей положительные эмоции, создать весёлое, праздничное настроение. Звучит музыка, входят дети. Ведущий. Все скорей.

Источник

Литературное чтение. Тема урока Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Зинаида Тимофеева
Литературное чтение. Тема урока Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного произведения; логические – приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе.

Личностные:оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; проявляют внимательность, помощь.

Межпредметные связи – окружающий мир.

Ресурсы – учебник, рабочая тетрадь литературного чтения Л. А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс, 2ч.

Дополнительные ресурсы – интерактивная доска, презентационный материал.

Организация пространства – фронтальная, работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер, колонки, слайдовая презентация

урока Цель этапа

обучающихся Планируемые результаты

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Создание эмоционального настроя на работу

Мотивировать учащихся на начало урока.

— Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Будем все внимательны, активны и старательны.

– Здравствуйте, ребята. Итак, мы начинаем наш урок литературного чтения.

Настраиваются на активную работу.

Психологический настрой детей.

Нацеливание на успешную деятельность.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Проверка домашнего задания — На дом вам было задано – выучить стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна!»

Выходят к доске и читают наизусть стихотворение

II.Актуализация знаний -организовать актуализацию знаний

— Скажите, как можно назвать стихотворения?

— А как называются писатели, которые пишут стихотворения?

— Подумайте, а для чего нам нужны стихотворения?

— А как нужно читать стихотворения?

— А вот для того, чтобы определить, какое стихотворение мы будем читать сегодня, я вам предлагаю отгадать загадки.

1. Кто, угадай-ка,седая хозяйка:

Тряхнет перинки — над миром пушинки?

2. Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт.

— Может быть вы догадались, как называется стихотворение?

— Почему вы так считаете? — Поэзия

Зима

Формирование находить информацию для выполнения учебных задач

Формирование адекватно использовать речевые средства для планирования, объяснения и выполнения своей деятельности

III.Поста-новка цели и задач урока

-организовать постановку цели урока;

-организовать составление совместного плана действий;

Организует подводящий к теме диалог;

Организует формулирование темы урока;

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

-Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; К. Ушинский «Проказы старухи – зимы»

-Исходя из этого, какие мы поставим цели и задачи на наш урок?

Участие в подводящем к теме диалоге.

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки по определению задач и цели урока.

Формулирование темы урока

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

IV.Изучение нового материала

включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

— Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века Ф. И. Тютчевым.

— Ф. И. Тютчев (1803- 1873). Был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.

1. Первичное чтение произведения стр. 107

«Зима недаром злится…»

— Что вы представили, услышав название этого стихотворения?

— Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.

Чтение стихотворения.

-Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось?

-Перечитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам неизвестны.

-Заглянем в словарь учебника (засуетилось — в словарике, нудит, трезвон, пуще – словарь Ожегова).

— На сколько частей разделили стихотворение? (5)

Прочитаем 1 часть.

— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

— Как автору удалось это показать. — C помощью каких слов мы это почувствовали?

— Почему начала злиться Зима?

— В каких словах говориться, что весна вот-вот придет?

-Какие слова нужно выделить голосом?

-Как прочитаем эти строчки

Прочитаем 2 часть

— Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

-И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение.

— Как пробуждающаяся природа относится к Зиме

— Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев?

— И введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму вон.

— Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки (пение жаворонка, картинка)

— Рады ли жаворонки весне? Как автору удалось показать эту радость?

— Как прочитаем эту строфу

Прочитаем 3, 4, 5чпсти.

-Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

-Как автору это удалось

-Какие слова мы выделим при чтении?

-Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

— Как прочитаем эту часть?

А теперь прочитайте это стихотворение друг другу

— Слова какой части речи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?

— Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.

-Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?

1 раз – 5 учеников по 1 части.

2 раз – 3 ученика все стихотворение.

Задание: Рабочая тетрадь станица 63№1,2,5

— В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.

— весна в окно стучится.

зима недаром злится.

— тоскливо, радостно, игриво

— побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы.

— Она заставляет Зиму уйти

-Он использует глагол нудит

-автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это торжественный радостный звон колоколов

-бодро. т. к. весна побеждает

Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, сотрудничество в поиске и сборе информации.

VI.Первичное усвоение новых знаний

Развитие чувства ритма, двигательная активность.

-Знакомство с новым автором и его произведением

Организует парную и групповую работу над текстом.

-Сегодня мы с вам познакомимся с еще одним замечательным автором и его произведением.

Знакомство с автором

Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Учился Константин Дмитриевич в Новгород-Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей.Он написал для детей такиекнигикак: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т. д

-Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.

-А познакомимся с его произведением, которое называется «Проказы старухи – зимы»

— Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова, что они означают.

На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.

• ДУБРАВА — ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК

• ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ — ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ

• ЛЮТЫЙ — ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ

• ОКОННИЦЫ — СТЁКЛА В ОКНАХ

ПРОКАЗЫ — ЗАБАВЫ, ИГРЫ

• СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ

Чтение сказки.

Хрестоматия 1 часть с. 16-19

1 Часть – 1ученик

2 Часть — по цепочке

3Часть -1 ученик

4,5 часть самостоятельное чтение

Беседа по прочитанному тексту.

— Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?

— Как зима решила расправиться с птицами?

— Что сделали птицы?

— Как звери спасаются зимой от мороза?

— Что сделала зима с реками и озерами?

— Как спрятались рыбы?

— Как приготовились люди к зиме?

— Почему не боятся зимы дети?

— Почему зиме стало обидно?

Познавательные УУД:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: учиться формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

РегулятивныеУУД: контроль, саморегуляция, коррекция

Подвести итог пройденного, сделать вывод Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

-Итак, мы с вами познакомились с прекрасными авторами и их произведениями

-С какими авторами мы познакомились?

-Как называются произведения?

Отвечают на вопросы учителя.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Уметь оценивать правильность выполнения действия

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

X.Домашнее задание Учитель организует запись домашнего задания.

— Выучить Ф. Тютчев «Зима недаром злится» -Записывают

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-office-powerpoint-2_its6l.pptx | 377,84 Кб

Ежедневное планирование «Проказы тетушки Зимы» (средняя группа) 9.01.2017 год. Понедельник. Инд. работа. Беседа «Расскажи, что ты знаешь о зиме?» развиваем речь – Рома, Тимур, Саша С. Работа по развитию.

Конспект НОД «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» Возрастная группа: подготовительная (5-6 лет). Тема: «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Проказы матушки-зимы» Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе. Познание. Тема: Проказы матушки – зимы. Форма проведения: «Игра.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Проказы зимушки — зимы» Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на.

Литературное чтение 3 класс. В. Драгунский «Хитрый способ» Литературное чтение 3 класс. Дата: Урок№77 урока. В. Драгунский «Хитрый способ». Цель урока: Познакомить учащихся с новым произведением.

Конспект занятия «Проказы Зимушки-зимы» Алгоритм проведения Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Дети:.

Сценарий рождественского праздника «Проказы старухи Шапокляк» Ведущий. Дети, к елке подходили, Все игрушки рассмотрели. Полюбовались не спеша! Правда, елка хороша? Дети: Да. Ведущий. Становитесь-ка.

Сценарий новогоднего праздника «Проказы старухи Шапокляк» Сценарий новогоднего утренника «Проказница Шапокляк» Сценарий новогоднего праздника для детей старшей-подготовительной группы ДОУ Цель:.

Литературное чтение. Конспект урока в третьем классе «Т. Бокова «Здравствуй, лето» Литературное чтение Дата «___»___ ___ г Класс 3- «__» (4 четверть) Урок 134 Тема урока: Т. Бокова «Здравствуй лето» Цель: формировать.

Тема урока: Обучение грамоте в 1 классе «Одна у человека мать, одна и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество»» Пояснительная записка Тема урока: » Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»» Цель урока: Создание условий для.

Источник

Читайте также:  Земля зимой вид сверху
Оцените статью