- Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественное своеобразие
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Мое отношение
- 20. Чему учит
- Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» план-конспект урока по чтению (2 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
1. История создания
Стихотворение поэта вышло в печать после смерти поэта, в 1836 году.
Ф. И. Тютчев, создавая произведение, не задумывался о серьезном творчестве. Оно было написано в виде наброска, адресованного другу, князю Гагарину.
2. Литературное направление
Стихотворение содержит признаки романтизма: яркие картины природы оживают под пером автора.
3. Род
Произведение относится к роду лирики.
4. Жанр
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» синтез пейзажной и философской лирики поэта. Картины природы можно соотнести с развитием человеческого общества.
5. Проблематика
В небольшом по размеру стихотворении Ф. И. Тютчев поднимает несколько важных проблем:
- противостояние старой и новой жизни;
- невозможность остановить эволюционный процесс;
- вера в счастливое обновленное будущее.
6. Тематика
Основная тема стихотворения — описание межсезонья, переходного времени года, когда на смену холодной суровой Зиме, «ведьме злой», приходит «прекрасное дитя» Весна.
7. Идея
Простые строки стихотворения Тютчева содержат глубокий смысл. Основная идея поэта — на примере природных явлений показать обновление жизни.
На смену старому, отжившему свой век порядку обязательно должно прийти что-то новое, сильное, молодое.
8. Пафос
Строки стихотворения проникнуты жизнеутверждающим оптимистическим пафосом. Пробуждение природы несет радость и надежду на счастье.
В произведении есть нотки юмора и иронии. Они помогают автору показать беспомощность убегающей прочь Зимы.
9. Система образов
Поэт использует незамысловатую систему образов. Читатель встречается с двумя главными персонажами: Зимой и Весной, которые борются друг с другом. События развиваются на фоне картин природы.
Эпизодические герои помогают нам включить воображение. Веселые жаворонки «подняли трезвон», некое обобщенное «всё» «нудит Зиму вон».
Окружающий мир с радостным воодушевлением пытается помочь долгожданной красавице Весне.
10. Центральные персонажи
Главные героини произведения — Весна и Зима — противопоставлены друг другу. Они наделены поэтом человеческим чертами характера.
Зима, старая немощная особа, сначала «попусту хлопочет», недовольно «ворчит», пытаясь отстоять свои позиции. Видя тщетность усилий, кидается снегом. «Взбесилась ведьма злая», — потешается над ней автор.
Сила на стороне румяной и юной Весны. Ее приход поддерживает все живое. С образом Весны связано оживление, шум, возрождение. «Прекрасное дитя», прогоняя соперницу, хохочет, умывается снегом и делается еще румянее и сильнее.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения — рассказчик, который со стороны наблюдает за происходящими событиями. Его симпатии полностью на стороне побеждающей Весны.
Чувствуется, что пробуждение природы от зимней спячки влияет и на человека, потому что он неотъемлемая ее часть.
12. Сюжет
Особенность сюжета в его сказочности. Ожившие силы природы на глазах у читателя соперничают друг с другом.
И, как принято в любой сказке, добро побеждает зло:
- стихотворение начинается со вступления: «Весна в окно стучится»;
- завязка сюжетной линии содержится в описании окружающего мира природы, радостно встречающего приход весны;
- развитие сюжета — противостояние двух времен года;
- кульминация повествования: Зима от бессилия и злобы кидает в Весну комом снега и убегает;
- последняя строфа содержит развязку сюжета и заключение. Весна одержала победу.
Сюжет имеет повествовательный характер.
13. Композиция
Стихотворение, состоящее из пяти строф, построено по принципу кольцевой композиции. Начало и конец произведения — описание Весны.
Стихотворение можно разделить на четыре части:
- вступление — первая строфа;
- изменения в природе с приходом весны — вторая строфа;
- поведение зимы — третья и четвертая строфа;
- заключение — пятая строфа.
14. Художественное своеобразие
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» — яркая динамичная пейзажная зарисовка. Картину смены времен года Ф. И. Тютчеву удается создать с минимальным использованием прилагательных («злая ведьма», «прекрасное дитя»). В произведении действие сменяет действие, а описания отсутствуют.
Это не мешает читателю представить происходящие события. Мы наслаждаемся песнями жаворонков, слышим сварливый голос дряхлой Зимы и веселый смех Весны. Стихотворение наполнено красками, звуками, эмоциями. И все это великолепие создано без главных помощников — прилагательных.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение состоит из пяти коротких четверостиший, написанных трехстопным ямбом.
На протяжении всего произведения поэт использует перекрестную рифмовку (АБАБ), чередуя женскую и мужскую рифму.
16. Средства художественной выразительности
Отличительной особенностью стихотворения является минимальное использование поэтом средств художественной выразительности.
- На протяжении всего текста автор применяет олицетворения. Весна и Зима рисуются Ф. И. Тютчевым, как живые одухотворенные существа:
Зима «злится», «взбесилась», «хлопочет»;
Весна «в окно стучится», «хохочет», «шумит». - Благодаря просторечной лексике («пуще», «взбесилась», «ворчит»), текст становится понятным и близким любому человеку.
- Прием противопоставления (злая старая Зима и веселая юная Весна) помогает увидеть контраст между отживающим прошлым и счастливым будущим.
17. Значение произведения
Значимость стихотворению придает глубокий философский смысл. Старое никогда не сдается без борьбы, но оно обречено на поражение, потому что на смену ему идет новое. Оптимистическое настроение произведения заставляет верить в светлое будущее.
18. Актуальность
Идея стихотворения «Зима недаром злится…» никогда не утратит своей актуальности.
Время не повернуть вспять. И так же, как за зимой обязательно приходит весна, неся с собой обновление и пробуждение природы, одно поколение будет сменять другое, заставляя человечество двигаться вперед.
19. Мое отношение
Мне нравится стихотворение Тютчева своей простотой и глубиной одновременно. В нем все просто, понятно, привычно и в то же время необычно и сказочно. Читаешь, ждешь весну, а думаешь о грядущих переменах в собственной жизни.
20. Чему учит
Стихотворение «Зима недаром злится…» учит нас вере, надежде и активности. Образ бесстрашной Весны — пример для подражания любому молодому человеку, который стремится сделать мир лучше, добрее и красивее.
Источник
Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока чтения
УМК «Школа России» Климанова Л.Ф. 2 класс 2 часть
Тема урока: Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutchev_zima_nedarom_zlitsya.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения
УМК «Школа России» Климанова Л.Ф. 2 класс 2 часть
Тема урока: Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»
1.Познакомить c лирическим произведением Ф.И. Тютчева
«Зима недаром злится» и проанализировать его.
2.Формировать у детей навыки осознанного чтения.
3.Воспитывать любовь к чтению стихотворений
4.Учить читать правильно и выразительно.
1. Организационный момент
Заглянуло в класс.
Весело ребяткам стало всем сейчас.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
2.Проверка домашнего задания
-На том уроке мы говорили про весну и читали загадки про весну
-На дом вам было задано изобразить весну (Выставка работ)
— Ваши работы замечательные. Наш класс наполнился весенним настроением, яркими цветами и ароматом весенней природы.
3.Подготовка к чтению
-Сегодня, ребята, мы с вами продолжим перелистывать странички Поэтической тетради. Нам предстоит познакомиться с новым произведением.
-Прочитайте автора произведения
-Посмотрите на его портрет (на доске), послушайте его биографию
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Ф.И.Тютчев был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы, настоящая известность к поэту пришла в 51 год, когда он выпустил свой первый сборник стихов.
-С какими произведениями этого автора вы уже знакомы?
(Листья, Весенняя гроза)
-Прочитайте первую строчку стихотворения
-Как вы думаете, о чем пойдет речь?
-Правильно о смене времен года
-Как вы думаете, зима сразу отступает?
-Да, зима отступает не сразу
-Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года» и рассмотреть репродукции картин известных художников:
А. Саврасов «Грачи прилетели»
С. А. Виноградов «Весна идет» (на доске висят репродукции этих картин)
Звучит 2 отрывка «Январь. У камелька» и «Март. Песня жаворонка
-Какое настроение создало увиденное и услышанное вами?
(дети делятся впечатлениями).
4.Первое чтение текста
Выразительное чтение учителем
5.Проверка первых впечатлений
-Вам понравилось произведение?
-Какое настроение после стихотворения?
-Какие картины природы увидели?
-Перед повторным прочтением разберемся в значении некоторых слов
-Как вы понимаете слово хлопочет?
хлопочет (заниматься чем-то очень усердно)
взбесилась (очень сильно разозлилась)
трезвон (звон в особых торжественных случаях)
пуще (еще больше)
недаром не напрасно, не зря
Ученики читают стихотворение (самостоятельно про себя)
-А теперь побеседуем о стихотворении и проведем его анализ
-О чем говорится в этом стихотворении? (смене времени года и о их сражении)
— Автор одушевляет неживые предметы. Наделяет и качествами, которыми обладает человек. Таким приёмом пользуются многие поэты. Как называется этот прием?
-А кого он наделяет качествами человека в этом стихотворении?
-Где мы можем это увидеть? Приведите пример из текста
( Зима злится, ворчит. Весна умылася, хохочет)
-Как описывается зима в этом стихотворении? Давайте найдем описание зимы в 1 четверостишие
-Какое настроение у зимы? (она злится)
-Почему она злится? (потому что прошла ее пора)
-Теперь прочитаем 2 четверостишье, если описание зимы? (нет)
-Читаем следующее четверостишье
-Какой описана зима тут?
-Что делает зима? (хлопочет и ворчит)
-О чем она хлопочет? (что бы весна не наступила)
-Давайте, подберем синонимы к слову ворчит (сердится, ругаться, негодовать)
-Читаем следующее четверостишье
-Что сказано про зиму? (что она взбесилась)
-Как автор называет зиму?
-А кого называют ведьмой?
-Какие ведьмы? (злые, коварные, могут навредить)
-Вы видели где-нибудь ведьм? (в сказках)
-Как выглядит ведьма? (Злая старуха в черном)
-Так почему же автор назвал зиму ведьмой? Если вы сказали, ведьма это старуха в черном?
( время зимы уже прошло, она состарилась, ей пора уже уступать место весне)
-Что мы видим дальше в этом четверостишье? Что же делает зима? (она запускает снегом в весну)
-Это напоминает нам метель, когда уже вроде бы все тает и вдруг вечером все заново заметает снегом
-Дети, давайте закроем глаза и представим зиму, которую описывает автор
-Какой вы себе представили зиму?
-А теперь посмотрим, какой изображает автор весну
-В каком четверостишье есть описание весны?(3четверостишье)
-Какой мы видим весну? (не унывающей, хохочет в глаза своей противнице и шумит еще больше)
-Посмотрите следующее четверостишье
-Если зима там изображена старой ведьмой, то как изображена весна? (прекрасное дитя)
-А как вы понимаете слово дитя? (она еще совсем молоденькая и только еще вступает в силу)
-И в последнем четверостишье нам дано только про весну
-Что там сказано? (все, что делает ведьма, не останавливает весну, она наоборот становится еще румянее и лучше назло этой ведьме)
-А теперь закроем глазки и представим весну
-Какой вы ее увидели?
-Что вы заметили? Какие слова ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы. (Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)
— Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот.
— Как Тютчев относится к Зиме, Весне?
-Что же происходит в стихотворение между зимой и весной? (сражение)
-А в природе мы можем такое увидеть? (да)
-Действительно, период смены времени года проходит с резкими изменениями температуры и сменой капели на сильную метель.
-Все это напоминает сражение. Сражается зима и весна.
-Это мы можем увидеть, когда утром идем в школу на улице холодно, а под ногами еще лежит снег. А после школы возвращаясь, домой видим, что с крыш капает и под ногами снег превращается в лужи. Но ночью зима опять берется за работу и снова становится холодно и даже может пойти снег.
-Что хотел сказать автор?
-Какое чувство у вас после этого стихотворения? (чувство радости ведь скоро весна возьмет свое и настанет тепло)
-А сейчас мы подготовимся к выразительному чтению стихотворения.
-В каком тоне мы будем читать слова, где говорится про зиму (серьёзно)
-А про весну как мы будем читать? (весело и радостно)
-Давайте сделаем разметку по цепочке, расставим паузы
Зима недаром злится,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
-А теперь расставим логические ударения
-Теперь попробуем порепетировать
-Прочитайте друг другу в парах 2-3 раза
-Теперь прочитаем это стихотворение выразительно у доски
-Читаем выразительно, соблюдая все правила чтения, паузы и логические ударения
(вызываю 4 человека к доске)
-Понравилось ли вам произведение?
-Ждете ли вы наступления весны?
-Посмотрите на доску, подходят ли эти пословицы к нашему произведению? (да подходят)
Март — не весна, а предвесенье.
Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал.
Март зиму кончает, весну начинает.
И в марте мороз на нос садится.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Иногда и март морозом хвалится.
Спасибо всем за урок, вы хорошо поработали на уроке
Выучить наизусть стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с поэзией Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч.
ТЕМА: Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится».ЦЕЛЬ: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева;развитие навыков выразительного чтения поэтического произведения;развитие навыков .
Литературное чтение. 2 класс. Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…» Цели: Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведен.
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:»Обучение в сотрудничестве».
Анализ лирического произведения.
Урок знакомит учащихся со стихотворением о весне, подводит к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое, воспитывает любовь к природе.
Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится. » с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается.
Источник