Почему лед заливают перерывами

Содержание
  1. Особенности заливки льда
  2. Для чего заливают лед, после каждой тренировки или игры?
  3. В чем отличие заливки льда для фигуристов и хоккеистов?
  4. Сколько по времени, застывает лед после полировки?
  5. В чем отличие заливки льда в наше время и допустим 50 лет назад?
  6. Для чего летом, размораживают ледовый дворец на месяц?
  7. Какая оптимальная температура должна быть на катке?
  8. Для чего на катке устанавливают осушители воздуха?
  9. Сколько примерно уходит воды на одну заливку льда?
  10. В чем отличие вождения машины, от вождения заливочной машины?
  11. Что нужно, чтобы стать заливщиком?
  12. Какое оборудование используется для срезки лишнего льда на ледовой площадке?
  13. Сколько сантиметров, должен быть слой льда, для оптимального катания на коньках?
  14. Расскажите про устройства ледозаливочного комбайна?
  15. Как это устроено. Заливка льда на спортивной арене
  16. Холодное сердце
  17. Технологический уровень — ниже нуля
  18. Сперва есть теплая бетонная плита
  19. Ну, приступим
  20. Шаг влево, шаг вправо — расстрел
  21. Варка льда как искусство
  22. Скольжение к победе
  23. Меньше миллиметра: как заливают искусственный лед
  24. Тайные реагенты
  25. Миллиметровая обрезка

Особенности заливки льда

На наши вопросы отвечает старший заливщик спорт комплекса Юбилейный Михайлов Максим Александрович

Для чего заливают лед, после каждой тренировки или игры?

Лёд подготавливают после каждой тренировки, игры для восстановления рабочего покрытия. Фигуристы прыгают — остаются сколы, хоккеисты делают виражи — остаются борозды (порезы),которые и исправляет ресурфейсер.

В чем отличие заливки льда для фигуристов и хоккеистов?

В самом технологическом процессе заливки для фигуристов или хоккеистов особой разницы нет, за исключением температурного режима поверхности льда. Хоккеисты любят жёсткий, так называемый «быстрый» лёд. Фигуристам же по нраву мягкий лёд.

Сколько по времени, застывает лед после полировки?

Между тренировками процесс заливки льда занимает 15 минут. В быту это выглядит так: 10-11 минут заливка, 4-5 минут на застывание поверхности.

Читайте также:  Чем всю зиму питаются пауки

В чем отличие заливки льда в наше время и допустим 50 лет назад?

Отличия в подготовке льда сегодня и 50 лет назад колоссальные, раньше все делалось вручную, ходили со скребками, собирали снег с поля, далее проливали горячей водой, кто с оборудованной «бочки», кто с чем-то похожим на широкую швабру. Занимало это массу времени. Сейчас это технологическая процедура, выполняемая всего за 15 минут. Срезка повреждённого слоя, промывка холодной водой глубоких порезов и только потом уже заливка горячей водой, которая проникает в промытый от снега порез и восстанавливает структуру льда.

Для чего летом, размораживают ледовый дворец на месяц?

Летом все ледовые арены размораживают по многим факторам. Конечное же это техническое обслуживание всех систем, начиная с холодильной. Ремонтируются борта, крепления и все сопутствующее оборудование. Рекомендуется ежегодно, обновлять лёд полностью, за сезон появляется много глубоких порезов «запечатанных» водой от них массив льда становится пористым и, само собой, слабеет.

Какая оптимальная температура должна быть на катке?

Оптимальная температура на ледовой арене -7 для шорт-трека, -5 для хоккея, а для фигуриного катания -4. В самой чаше арены температура воздуха +10-15 градусов

Для чего на катке устанавливают осушители воздуха?

Осушители на аренах, в первую очередь, для поддержания микроклимата льда.

Сколько примерно уходит воды на одну заливку льда?

На одну заливку в основном уходит 700-750 литров горячей и 250 литров холодной воды

В чем отличие вождения машины, от вождения заливочной машины?

Управление обычной машиной от управления ледозаливочным комбайном мало чем отличается. Крутить руль не сложно, сложность кроется в знании, что с остальными органами управления делать;)

Что нужно, чтобы стать заливщиком?

Чтобы работать водителем ресурфейсера (заливщиком) потребуется водительское удостоверение любой категории, удостоверение управления самоходным транспортом категории С. Ну и самое главное желание обучаться этой профессии. Это самое трудное.

Какое оборудование используется для срезки лишнего льда на ледовой площадке?

Для подрезки льда вдоль борта используются специализированные бортоподрезные машинки, с их помощь убирается наледь и наплывы на бортах

Сколько сантиметров, должен быть слой льда, для оптимального катания на коньках?

«Рабочий» слой на арене 1,5-2 сантиметра над рекламой/разметкой

Расскажите про устройства ледозаливочного комбайна?

Ледозаливочный комбайн это совокупность многих процессов. Для начала комбайн срезает поврежденный лёд, шнеками собирает его и подаёт в бункер для снега, далее лёд промывается несколькими струями холодной воды под давлением, излишки воды высасываются помпой и подаются обратно в бак. Далее финальная часть с горячей водой.

Источник

Как это устроено. Заливка льда на спортивной арене

Россия — страна зимы и снегов. Ниже нуля у нас примерно 9 месяцев в году. Поэтому и вопросом, как получить лед, здесь мало кто задается — каждую зиму он бесплатно появляется на дорогах и тротуарах. Но когда речь идет о профессиональных катках, всплывают технологические тонкости. Журналисты ИА Sakh.com выкатились на лед, проследили за каждым этапом появления скользящего слоя, узнали, как красят холодное покрытие и почему лед дружит с кипятком.

Холодное сердце

Ледовый дворец «Кристалл» на Сахалине построили в апреле 2013 года. И за полтора года он обзавелся секцией фигурного катания и стал домом для хоккейной команды. Вполне естественно, что и требования к качеству льда здесь предъявляют такие же серьезные, как и к подготовке будущих чемпионов. На профессиональную вахту многотонные выравниватели льда заступают с утра и заканчивают к полуночи, когда утихают хоккейные баталии. Специальные машины льют воду и затирают поверхность — так шлифуют изъяны покрытия. Примерно раз в год лед приходится менять полностью — от нижнего слоя-основания до верхнего «рабочего льда». Сегодня этим в «Кристалле» занимаются столичные профессионалы. Специалисты из «Новых спортивных технологий» сразу обозначили фронт работ — залить, обновить, разметать.

Технологический уровень — ниже нуля

Сердце любого профессионального катка — бетонная плита-основание. Это только на первый взгляд каменный остов — просто серый прямоугольник 60 на 30 метров. Но на деле — это хитрый техногенный пирог. Верхние 80 сантиметров бетона «прошиты» хладогентом — обычно используют незамерзающий этиленгликоль. А в толще бетона уютно разместились почти полтысячи трубочек толщиной всего 2,5 сантиметра.

Под «холодным слоем» — теплоизоляция и слой скольжения: два листа специальной полиэтиленовой пленки, проложенных тальком. Задача этой конструкции — нивелировать расширение и сужение плиты в процессе охлаждения/нагрева, амортизировать любые подвижки земной тверди. Еще ниже — система подогрева грунта. Даже здесь, где круглый год лежит лед, «вечная мерзлота» недопустима — поверхность вспучит. Поэтому часть тепла, которое образуется в процессе работы холодильников комплекса, уходит именно на подогрев подстилающей поверхности.

Сами холодильники жужжат здесь же, в небольшой комнате по соседству. Все оборудование для «Кристалла» изготовлено на заказ в Санкт-Петербурге. И хотя подобные машины стоят на множестве российских катков, полностью «кристальную» конфигурацию нигде не встретишь.

Мощность оборудования сахалинского дворца спорта — около 800 киловатт на холод — примерно в 2000 раз больше морозного потенциала бытового холодильника. Эту силу охлаждения делят пополам два компрессорных агрегата.

Они работают в двухконтурном режиме — подобно всякому кухонному агрегату охлаждают фреон, а затем организуют его теплообмен этиленгликолем, который течет по трубам непосредственно на поле.

За бесперебойную доставку хладагента отвечает целый насосный комплекс — переплетения труб, увенчанные разноцветными резервуарами. Они не только охлаждают бетонное основание ледовой арены и подогревают грунт под ним, но и отдают часть мороза на кондиционирование помещений «Кристалла» и самого катка.

Вся хитрая машинерия контролируется с одного небольшого пульта, подмигивающего зелеными огоньками. Причем следить за ее состоянием можно и за пределами комплекса — достаточно зайти на специальный интернет-ресурс, ввести логин и пароль — и все параметры системы в режиме реального времени выводятся на экран ноутбука. Эти данные, в случае неполадок, могут увидеть и производители оборудования.

Сперва есть теплая бетонная плита

Заморозка льда начинается с охлаждения плиты основания. Оживают агрегаты, компрессоры и насосы гонят по венам и артериям ледового комплекса тонны хладагента. Мощность холодильника такова, что за сутки несколько сотен тонн бетона остывают до 7 градусов ниже ноля. Но тут главное соблюдать меру — недомороженный лед окажется слишком мягким и податливым, а перемороженный — ломким и хрупким.

После охлаждения самое время начать морозить первый слой льда.

— Толщина ледового покрытия обычно достигает 4-5 сантиметров, — рассказывает инженер московской компании «Новые спортивные технологии» Иван Баглай. За последние 8 лет специалист приложил руку к 140 объектам по всей стране. Заливка льда, правда, не его профиль — больше приходится работать на установке и наладке аппаратуры. Но когда позвали на Сахалин, не смог отказаться. — Внизу находится «ледовая подушка» — 2-2,5 сантиметра льда, который, в принципе, можно не размораживать. Потом укладывается разметка и реклама, и начинается рабочий лед — его рекомендуется топить раз в 3-6 месяцев.

Ну, приступим

Сначала на плиту намораживают самый первый слой льда. Затем его красят специальной краской. Стандартный цвет — белый. Делают это прежде всего для эстетичности и зрелищности — черная шайба на унылом сером поле смотрится не очень, да и фигуристы получаются не особо красивыми, а уж эффективность рекламы падает просто в разы. По словам Ивана, самые строгие критики цвета льда — операторы и фотографы. По их просьбе иногда даже приходится делать лед с зеленым, синим или красным отливом — все в угоду яркой картинке.

— Самый странный по цвету лед мои коллеги однажды морозили в Чечне, в одном из крупных торговых центров. Там было два маленьких катка — мужской и женский — и ребята решили их залить в цветах российского и чеченского флагов, — вспоминает Иван Баглай.

Шаг влево, шаг вправо — расстрел

После того, как покрашенный на два раза лед застыл, на него сверху намораживают еще один — защитный — слой. После этого наступает самая ответственная часть — нанесение игровой разметки.

— Поле огромное, 60 на 30, и поэтому отклонение линии разметки от стандарта на 5-10 сантиметров во время игры не имеет практически никакого значения, — сверяется со схемой поля начальник отдела монтажа ледовых технологий Андрей Коншин. — Но если возникают спорные моменты в игре, придираются к каждому сантиметру. Менеджеры обиженной команды чуть ли не с линейками по полю ползают. Поэтому у нас в кармане всегда рулетка, лазерный дальномер — а на поле точность не хуже аптечной.

Сегодня существуют две основные технологии размечивания поля — при помощи краски и специальных бумажных полотен. В этот раз решили обойтись бумагой — она легче и доступнее.

— Для краски нужен специальный баллон и фреза для углубления льда. Не хотелось все это тащить на Сахалин, поэтому решили размечать особой бумагой — она полностью пропитывается водой и идеально вмерзает в ледовое покрытие. Используем специальный финский комплект — тут линий с запасом на два поля, — объясняет Андрей Коншин.

Нанесение разметки напоминает поклейку обоев — сперва натягивается нитка-направляющая, затем раскатывается заготовка будущей линии, которая тщательно проливается водой (из садовой лейки) и разравнивается малярным валиком. Здесь самое главное аккуратность и точность. Малейший пузырек или складка могут испортить внешний вид до следующей заливки.

После того как разметка смерзлась со льдом, на поле выходят рекламщики. Их задача — не зацепив игровую разметку, уложить на поле баннеры. Единственное их отличие от тех, что висят на улице, — «дырчатая» перфорированная структура, которая способствует лучшему вмерзанию в ледяную толщу.

Варка льда как искусство

— Во всем мире есть такая профессия — айсмастер. Человек, который от и до знает все тонкости заливки и разметки катков. Но в России официально такого нет — до всего доходим сами, методом проб и ошибок, — отставляет в сторону садовую леечку Андрей Коншин.

Поле размечено, реклама уложена, замерзает финишный слой льда — пока еще обычного, залитого при помощи шланга и холодной воды. Но для фигурного катания и профессионального хоккея такое покрытие не подходит — не такое мягкое, цепкое и гладкое. На финальном этапе заливки на лед выезжает тяжелая техника — «замбони» или льдоуборочная машина.

В «Кристалле» на этом поприще трудятся итальянские электрокары Engo 200SX.

— После экскаваторов и погрузчиков управлять этой малышкой не так сложно, — улыбается оператор агрегата Рустам Корников. — Всем основным операциям учат прямо здесь, на месте. Углубленное обучение — основы работы механизмов дворца спорта или принципы заморозки льда — проходит в Хабаровске.

Работает чудо льдозаливательной техники на гелевых аккумуляторах — они не требуют обслуживания, а одной ночной зарядки хватает на весь напряженный рабочий день.

Заливка катка с помощью «замбони» состоит из трех основных этапов — срезание и уборка старого покрытия, заливка нового слоя, итоговые — полировка и разравнивание. Все операции выполняет техника — хитрый агрегат под названием кондиционер, расположенный за задними колесами автомобиля.

Внутри — двухметровое стальное лезвие, очень прочное и очень острое. Впрочем, и такой нож раз в две недели необходимо точить.

После ледяную стружку собирает специальный шнек и отправляет в кузов машины — по возвращении в гараж ледовая шуга отправится в утилизатор, где снег растопят и сольют в канализацию.

Свежеочищенный лед заливают горячей водой — не меньше 40 градусов по Цельсию. В бак машины входит почти тонна кипятка.

— Бывает полный бак воды уходит, бывает вообще «насухую» чистим. Все зависит от потрепанности льда. После младших групп фигуристов — там детям лет по 5-6 — лед только слегка оцарапан, но в целом не поврежден. А вот здоровые мужики-хоккеисты с покрытием не церемонятся. Бывает, по два раза приходится проходить, чтобы все последствия их борьбы устранить, — вспоминает Рустам.

Подтопленный горячей водой лед машина полирует специальным «полотенцем», которое равномерно распределяет воду, втирая ее в каждую микротрещину ледовой арены.

Скольжение к победе

Именно на таком покрытии катаются настоящие и будущие чемпионы России.

— Он быстрый, упругий и гладкий, — на секунду отвлекается от тренировки старший преподаватель отделения фигурного катания Светлана Пронкина, — позволяет вставать на ребро, выталкиваться без травм. С таким льдом нашим детям все нипочем.

За спиной тренера, подтверждая ее слова, выписывает изящные «па» стайка фигуристок: невесомо подпрыгивают и ловко пружинят, приземляясь на лед.

Путь к профессиональному льду прохладен и многослоен, как заливное с маминого стола на праздник. Все строго по годами проверенному рецепту: щепотка технологий, тонны вода и пара толковых специалистов.

Источник

Меньше миллиметра: как заливают искусственный лед

Лед в ЛДС «Сибирь» считается лучшим в России. Эту оценку, поставленную экспертами КХЛ, ранее поддержал и звезда хоккея Александр Овечкин. Корреспонденты Sibnet.ru посмотрели, как работает система генерации искусственного льда, и узнали, почему не каждый водитель может выехать на арену во время матча.

Ледовый дворец спорта «Сибирь» вместимостью 7,4 тысячи зрителей, построили в 1964 году. На тот момент это был один из лучших и современных комплексов страны — подобные холодильные установки стояли только в московских Лужниках.

Сейчас в стране построены объекты и крупнее, но искусственный лед в Новосибирске по-прежнему на высоте.

Намораживают его попеременно две установки. Они находятся на расстоянии от самого дворца в небольшом здании. Раньше они работали на аммиаке, а сейчас на фреоне, рассказывает начальник отдела компрессорного оборудования Сергей Макаренко.

Тайные реагенты

Искусственный лед в «Сибири» — особенный. Он не только прочный, но и эластичный. «У нас такого не может быть, чтобы кусок льда отлетал. А если провести рукой по льду, то она остается сухой», — с гордостью отмечает начальник отдела подготовки льда Леонид Головин.

Для подготовки такого покрытия используют горячую очищенную воду, куда добавляют специальные реагенты — это некий ингредиент российского производства, который сотрудники ЛДС не называют, но отмечают, что он дорогой.

Но цену оправдывает качество, уверяет Головин. Толщина льда составляет всего около пяти сантиметров. И благодаря этому в ЛДС экономят электричество, необходимое для охлаждения.

Горячую воду тоже специально подготавливают. В маленькой комнатке под трибунами стоит очистное оборудование с инфракрасной лампой — система такая же, как для приготовления бутилированной воды. Запас воды хранится в баке на четыре куба.

Каждые три месяца берут пробы на анализ на микроорганизмы, их в воде появиться не должно. Головин вспоминает, что до введения очистки из-за примесей лед мог получиться белым и даже желтым. А это не только некрасиво, но и ухудшало видимость разметки.

«Мы держим температуру воды — 60 градусов. Чем горячее вода, тем прочнее лед. Чем холоднее вода, тем в ней больше кислорода, поэтому лед более вязкий получается. Горячая вода как бы расплавляет слой, который налили. Был, например, в Чехове, там XIX век. Они лед срезают и льют воду, чередуя холодную и горячую. Если нет реагентов, то это для того, чтобы трещин не было», — объясняет специалист.

Периодически весь лед стаивают и «делают» заново. Главное, чтобы было сцепление с бетоном. Головин рассказывает, что первый слой как бы втирают тряпками, затем поверхность прибрызгивают водой, затем включают шланг, причем важно, чтобы он лежал — если лить сверху, то лед будет рыхлым. Только после этого на арену выпускают машины.

«В 2012 году к нам приезжал Овечкин. Сказал — больше всего мне в Новосибирске понравился мороз и очень качественный лед», — вспоминает начальник отдела подготовки льда.

Миллиметровая обрезка

Нагрузка на каток большая: ежедневно с 7.00 и до 24.00 здесь проходят тренировки, а в сезон еще и матчи. Лед правят через каждые час-полтора.

Водитель должен держать правильные обороты на машине — тогда на площадке срезается по 0,5-0,6 миллиметра за раз, и сразу же эти полмиллиметра заливают обратно и разглаживают полотенцем.

Щетка собирает снег вдоль бортов. Специальная деталь — шнек — забирает снег в бункер, потом его сваливают в кювету. Если шнек забивается, то машина останавливается. Поэтому после каждого выхода его нужно промыть.

Размеры верхнего слоя льда просчитаны — его высота над разметкой варьируется от 1,1 до 1,3 сантиметра. Опытные заливщики знают, где надо проехать побыстрее, а где — помедленнее, чтобы выдержать эти нормативы.

«Чем дольше работаешь, тем больше навыков. Отпустил нож, воду включил, потом промывка. Размеры выдерживаем. Если тоньше, то подливаем, едем тише и подливаем», — рассказывает водитель комбайна Анатолий Филимонов.

На игре лед заливают за семь минут, на тренировке — за 10-11. «Перед «Сибирью» дают целый час, чтобы подготовить лед. Выедем — замерим лед — почистим — проедем 15 минут, потом еще раз», — отмечает Филимонов.

«Вот вы спрашиваете, что мы ночью делаем? Обрабатываем борта — есть специальная машинка по типу газонокосилки. Потом надо сдолбить кромку: нужно пройти все арену, а ее окружность почти 1,5 километра, с топориком. Эти работы занимают час-полтора», — говорит мужчина.

Коллектив заливщиков — мужской, здесь говорят — женщины не справились бы с такой тяжелой работой. Чтобы устроиться, нужны права категории В и медицинская справка. Возраст неважен. Например, Филимонов четыре года назад ушел из пожарной охраны на пенсию и теперь управляет комбайном. А один сотрудник закончил заливать лед только в 80 лет.

Начальник отдела подготовки льда отмечает, что не каждый водитель работает на играх. «Это кажется, легко ездить, а выехал, увидел тысячи людей и начинается мандраж, а отсюда — и промахи», — говорит Головин.

Источник

Оцените статью