По соколову микитову зиму

Таланту Соколова-Микитова. Зима!

/Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892, Калужская губерния — 1975, Москва) — русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент./

Хороши, чисты русские снежные зимы!
Сверкают на Солнце глубокие сугробы – богатство зимы!
Скрылись подо льдом большие и малые реки от снежной кутерьмы.
В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым,
Украшая вокруг поля.
Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля.
Тихи и светлы зимние ночи.
Обливая снега тонким светом, сияет Луна.
В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев.
Накатанная зимняя дорога хорошо видна!
Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев.
Высокие звёзды рассыпаны по небу, будто по ночному лугу белый клевер.
Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север.
От края до края протянулся по небу Млечный Путь, загадочная небесная дорога в ночи.
Что-то фантастическое, сказочное есть в чарах лунной зимней ночи.
А как хороши зимний рассвет, утренняя заря,
Когда покрытые снегом пригорки, поля
Освещают золотые лучи восходящего Солнца
И заблестит, засверкает ослепительная белизна, очаровывающая и на рассвете, и днём, и в ночи!
Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!

_______
Соколов-Микитов И.С. Русская зима. (Отрывок).
Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля.
Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звезды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь, загадочная небесная дорога.
… Что-то фантастическое, сказочное есть в лунной зимней ночи.
… Кому приходилось ездить лунной ночью по зимним проселочным дорогам, наверное, вспомнит свои впечатления.
А как хороши зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!

Читайте также:  Куртки для зимы женские каталог

Источник

Урок чтения по теме: По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цель: знакомство с рассказом по И. Соколову-Микитову «Зима в лесу»

-Познакомить с жизнью животных в лесу, развивать слоговое, выразительное чтение

-Корригировать память, развивать зрительное восприятие, логическое мышление

-Воспитывать чувство заботы о животных

Скачать:

Вложение Размер
Ознакомление с рассказом по И.Соколову-Микитову «Зима в лесу» 19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101»

МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101»

Тема: По И. Соколову-Микитову

Составил учитель высшей

Урок чтения по теме:

По Соколову-Микитову «Зима в лесу»

Цель: знакомство с рассказом по И. Соколову-Микитову «Зима в лесу»

-Познакомить с жизнью животных в лесу, развивать слоговое, выразительное чтение

-Корригировать память, развивать зрительное восприятие, логическое мышление

-Воспитывать чувство заботы о животных

Оборудование: картинки животных (лиса, волк, заяц, горностай, лось), компьютер, словарь (селение, просека, наезженная дорога, натропил, заснеженная), картинки животных и их следы для дидактической игры “У кого какие следы”, карточки для выборочного чтения.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

  1. Проверка домашнего задания. Артикуляционная гимнастика.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

-Как называется раздел, который мы начали читать? (Идет волшебница зима)

-Что происходит с природой зимой?

-Много стихотворений, песен, рассказов написано о волшебнице зиме. Какое стихотворение было вам задано на дом?

-Некоторые учащиеся расскажут стихотворение наизусть, а некоторые прочитают его выразительно.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Следующее произведение рассказ по Соколову-Микитову «Зима в лесу». Вы познакомитесь с этим произведением, узнаете что-то новое о жизни животных леса зимой.

-Отгадайте загадки, отгадки которых связаны с темой нашего урока.

Картинки на доску.

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? …
(Лиса)

-О лисе вам расскажет Софья.

Лиса – это хищное животное. Тело покрыто рыжей шерстью, кончик хвоста белый. Охотиться на зайцев, мышей.

Что за дикий, страшный зверь,
Никогда ему не верь.
Быстро прыгает, кусает,
Каждый точно его знает.
Серый, по лесу бежит,
За добычей поспешит.
Знает он в охоте толк,
Отвечаем, это… ВОЛК !

-О волке расскажет Валерий.

Волки – хищники. Шерсть серого цвета. Зимой живут стаями, потому что так легче охотиться.

Я по лесу прыг да скок,
Враг мой страшный – серый волк.
А еще боюсь лисицу,
От неё сложнее скрыться.

-О зайце расскажет Егор.

У зайца зимой исчезла его пища – листья, трава. Заяц питается корой, веточками деревьев, сухой травой. Серую летнюю шубу он меняет на белую, чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Оленям брат. Рога – лопаты.
Сам очень крупный. Нос горбатый.
Хоть вид суровый, но не хмурый.
Окрас же шерсти — тёмно-бурый.
(Лось)

-О лосе расскажет Наталья.

Лось – крупный зверь. Зимой ест ветки, кору деревьев и иногда хвою. Лось – очень сильный зверь. При нападении хищников отбивается рогами и копытами.

-А этого зверя знают не все дети. (Вывешиваю картинку). Кто-нибудь знает, как его зовут?

-О горностае подготовил сообщение Константин.

Горностай – хищный зверёк. Охотится на мышей. Горностай меняет свой летний буро-рыжий окрас на белый, зимний, а вот кончик хвоста всегда остается черным. Скрываются горностаи в подземных норах под корнями старых деревьев.

2.Игра «Что изменилось»

Учащимся нужно запомнить расположение картинок животных. Затем закрыть глаза, лечь на парту. В это время учитель меняет местами картинки. Учащиеся должны узнать, что изменилось и восстановить порядок.

1.Краткая биография писателя. Выставка книг.

-Рассказ написан по И. Соколову-Микитову. Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич – русский писатель — путешественник. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр— «На камушке», «Заря — зареница» — с народными традициями и фольклором.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов очень любил природу, изучал её, наблюдал и написал для вас много рассказов. ( Выставка книг )

2.Первичное чтение учителем. Активизирующий вопрос.

— Послушайте, как И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своём произведении “Зима в лесу” и ответьте на вопрос о чем и о ком рассказ. (Прослушивание текста )

— О каком времени года рассказал автор?

— Следы, каких зверей встречаются в зимнем лесу? ( Дети отвечают, опираясь на картинки с доски )

— А почему не видны следы медведя?

3.Физминутка «Зверя по следам любого…»

Обглоданные – у обглоданных осинок, натропил – сделал тропинку из следов, горностай – хищное животное, просека – лесная дорога, наезженная дорога – дорога, по которой можно проехать, обороняются – защищаются, селениям – селение – место проживания людей.

5.Вторичное чтение. (Рикун Е., Кочнева Н., Каргаполов К.)

6.Беседа по произведению.

— С чем сравнивается снег в тексте? ( С чистой белой скатертью )

— Чем “накрылся и притих лес”? ( Тяжелыми белыми шапками )

-Перечислите животных, следы которых увидел охотник.

-Чем питается зайчик?

-На кого охотится горностай?

— Опишите по картинке, как выглядит этот зверёк?

— Чьи ещё следы видны?

— След, какого зверя назван “цепочкой”?

— Каких зверей автор называет “разбойниками”? Почему?

— Кто иногда решается нападать на лосей? ( Волки )

— Почему они это делают? ( Голодные )

— Как лоси обороняются от нападений?

-Кому из животных могут помочь люди зимой? Как?

7.Чтение «по цепочке»

8.Выборочное чтение по карточкам.

Карточки для выборочного чтения.

Найдите начало и конец предложения, указанный на карточке. (Каргаполов К., Кочнева Н., Рикун Е., Кореньков Д.)

Вот у обглоданной… горностай.

Целыми стадами… лесах.

Только голодные… лосей.

Смело бродят… городам.

Найдите предложения, которые на карточке, в рассказе и прочитайте. (Четвертных В., Огорельцева М., Некрасов В.)

Карточки для выборочного чтения.

Много лосей в наших лесах.

Остальные учащиеся в это время выполняют чтение с учителем.

“Голова и хвост”. ( Учитель начинает читать предложение, учащиеся его находят и дочитывают до конца )

Чистой белой скатертью…

На скатерти снегов…

А через широкую…

9.Игра “У кого какие следы”.

— Книгу леса открываем,

По следам её читаем.

— Что изображено на доске? ( картинки животных и их следы )

— Вам необходимо проследить, какой след кому принадлежит.

Стр. 128-129 – выразительное чтение текста.

-С каким произведением познакомились на уроке?

— Кто в зимнем лесу питается корой деревьев?

— Назовите хищников, описанных в тексте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология междисциплинарного обученияСочинение «Зимой в лесу» Это образовательно-развивающая технология обучения, которая позволяет решать задачи творческого развития личности в ед.

конспект отрытого урока по чтению и развитию речи в 4 классе vIII вида.

Продолжение знакомства учащихся с произведениями классиков русской литературы 19 века.

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Цели деятельности учителя:формирование представлений о жизни и творчестве С. Я. Маршака;формирование навыка выразительного чтения.Планируемые результатыПредметные:знать биографию С. Я. Маршака и содер.

Материал поможет учащимся самостоятельно проанализировать произведение Соколова — Микитова «Март в лесу» и написать свою зарисовку на тему «Мелодии весеннего леса».

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову «На краю леса», коррекционная школа.

Источник

Иван Соколов-Микитов — Русская зима: Рассказ

Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля.

Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звезды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь, загадочная небесная дорога. В Млечном Пути распростер свои крылья Лебедь — большое созвездие.

Что-то фантастическое, сказочное есть в лунной зимней ночи. Вспоминаются пушкинские стихи, гоголевские рассказы, Толстой, Бунин. Кому приходилось ездить лунной ночью по зимним проселочным дорогам, наверное, вспомнит свои впечатления.

А как хороши зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!

Некогда бродили по снежным полям и дорогам голодные волки; пробегали, оставляя на снегу тонкие цепочки следов, лисицы, разыскивая спрятавшихся под снегом мышей. Даже днем можно было увидеть в поле мышкующую лисицу. Неся над снегом пушистый хвост, пробегала она по полям и перелескам, острым слухом чуяла спрятавшихся под снегом мышей.

Чудесны зимние солнечные дни. Раздолье лыжникам, бегущим на легких лыжах по скользкому снегу. Я не любил проторенных лыжниками лыжней. Возле такой лыжни, где цепочкой бежит человек за человеком, трудно увидеть зверя или лесную птицу. На лыжах я один уходил в лес. Лыжи ходко, почти неслышно скользят по нетронутому снегу. В высокое небо возносят сосны свои кудрявые побелевшие вершины. На зеленых колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег. Под тяжестью инея в дугу согнулись молодые высокие березки. Темные муравьиные кучи покрыты снегом. В них зимуют черные муравьи.

Полон жизни зимний, казалось бы, мертвый лес. Вот простучал на сухом дереве дятел. Неся в клюве шишку, пестрым платочком перелетел на другое место — к своей «кузнице», устроенной в развилине старого пня, ловко вправил шишку в свой верстак и стал долбить клювом. Во все стороны полетели смолистые чешуйки. Вокруг пня валяется много расклеванных шишек. С дерева на дерево перепрыгнула шустрая белочка. Большая белая снежная шапка упала с дерева, рассыпалась снежной пылью.

На краю леса можно увидеть сидящих на березах черных тетеревов. Зимою они кормятся почками берез. Бродя по снегу, собирают черные ягоды можжевельника. Крестообразными следами тетеревиных лап исписана между кустами поверхность снега. В студеные зимние дни тетерева, падая с берез, зарываются в снег, в глубокие лунки. Счастливому лыжнику иногда удается поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. Один за другим в алмазной снежной пыли вылетают птицы из глубокого снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем.

Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется тяжелый глухарь. Всю зиму глухари кормятся на молодых соснах жесткой хвоей. Возятся под снегом лесные мыши. Спят под корнями деревьев ежи. Бегают по деревьям, гоняясь за белками, злые куницы. Стайка красногрудых веселых клестов, роняя снежную навись, с приятным свистом расселась на покрытых смолистыми шишками ветвях ели. Стоишь и любуешься, как быстро и ловко теребят они тяжелые шишки, добывая из них семена. От дерева к дереву тянется легкий следок белки. Цепляясь по сучьям, сверху сорвалась, упала к ногам обглоданная шишка. Подняв голову, вижу, как закачалась, освободившись от тяжести, ветка, как перемахнула, затаилась в густой вершине проворная лесная проказница. Где-то в дремучем лесу спят в своих берлогах почти непробудным сном медведи. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Бродят в осиннике рогатые лоси.

Затейливой грамотой звериных и птичьих следов исписана поверхность глубоких сугробов. Ночью здесь пробегал жировавший в осиннике заяц-беляк, оставил на снегу круглые орешки помета. Зайцы-русаки ночами бегают по полям, откапывают хлебную озимь, оставляют на снегу путаные следы. Нет-нет присядет на задние лапы, подняв уши, слушает далекий лай собак.

Под утро зайцы скрываются в лесу. Они сдваивают и страивают свои следы, делают длинные смётки, ложатся где-нибудь под кустом или еловой ветвью, головой к своему следу. Трудно увидеть залегшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает.

Возле деревень и старинных парков видишь раздувшихся краснозобых снегирей, а у самых домов попискивают шустрые смелые синички. Случается, что в морозный день синицы залетают в открытые форточки или в сени домов. Я приручал залетавших в мой маленький домик синиц, и они быстро в нем обживались.

С дерева на дерево перелетают оставшиеся зимовать вороны. Бабьими голосами перекликаются сероголовые галки. Вот под самое окно прилетел, уселся на дереве поползень, удивительная птица, умеющая ползать по стволу вниз головой. Иногда поползень подобно синицам залетает в открытую форточку. Если не шевелиться, не пугать его, он влетит на кухню, будет подбирать хлебные крошки. Птицам голодно зимою. Они добывают корм в щелях древесной коры. Снегири питаются семенами зазимовавших над снегом растений, ягодами шиповника, держатся возле хлебных сараев.

Кажется, подо льдом застыла, спит река. Но на льду у лунок сидят рыболовы. Им не страшны мороз, холодный, пронизывающий ветер. У заядлых рыболовов стынут от холода руки, но на крючок попадаются мелкие окуни. Зимою мечут икру налимы. Они охотятся на задремавших рыбок. Искусные рыболовы ловят зимою налимов в расставленные верши и норота, еловыми ветвями загораживают реку. Ловят налимов зимой и на крючки, на приманку. В Новгородской области я знал старого рыболова, приносившего мне каждый день живых налимов. Вкусна налимья уха и печенка. Но мало, к сожалению, осталось в загрязненных реках налимов, любящих чистую воду.

А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины.

Источник

Оцените статью