- Плотность бензина: в каких пределах находится, при разных температурах, ГОСТ
- Чем измеряется плотность бензина
- Государственные стандарты, применяемые к бензину
- Плотность бензина АИ-92
- Плотность бензина АИ-95
- Плотность бензина АИ-100
- Для чего измерять плотность бензина
- Как рассчитать плотность нефтепродуктов
- Таблица плотности бензина при разных температурах. Изменения физических свойств топлива при низких температурах
- Откуда взялась солярка
- Зачем измерять плотность бензина?
- Параметры дизельного топлива
- Что нужно знать при переходе на зимнюю солярку
- Плотность дизельного топлива и расчет объема
- Государственные стандарты, применяемые к бензину
- Плотность бензина АИ-92
- Плотность бензина АИ-95
- Плотность бензина АИ-100
- Определение плотности дизельного топлива
- Нормативы расчета плотности дизтоплива
Плотность бензина: в каких пределах находится, при разных температурах, ГОСТ
Бензин – продукт, полученный путем перегонки нефти, взрывоопасная смесь углеводородов, которую используют в качестве топлива для автомобилей. Примерно 25% от всей нефти, добываемой в мире, перерабатывают в бензин. Ключевым параметром топлива выступает октановое число – стойкость к детонации. Это не показатель качества продукта, а требования, которым он должен соответствовать с целью последующей совместимости с определенным типом ДВС. Еще одна важная характеристика – плотность бензина, отображающая его эксплуатационные свойства.
Чем измеряется плотность бензина
Входящие в состав присадки определяют температуру кипения и замерзания. Из курса физики мы помним, что плотность есть не что иное, как отношение массы к объему, и исчисляется величина в килограммах на кубический метр. Обычно из-за разбега заявленных и итоговых показателей и возникают основные разногласия между производителем и оптовым потребителем. Важно понимать, что плотность топлива не отображает качество. Все измерения должны проходить в одинаковых условиях, то есть, при одной и той же температуре окружающей среды.
Во время покупки топлива каждый водитель вправе поинтересоваться, согласно какому стандарту происходил замер этого параметра. Ныне действующий ГОСТ определяет температуру в 15 градусов по Цельсию, когда прежний стандарт допускал 20 градусов. Произвести её замер можно даже в гаражных условиях. Достаточно заполнить емкость бензином, взвесить и полученный результат разделить на литры – конечная цифра и есть плотность.
Процедура выглядит примерно так:
- берем любую градуированную емкость, которую можно взвесить;
- взвешиваем её и записываем результат;
- заполняем емкость 100 мл топлива;
- вновь взвешиваем, после из второго результата вычитаем первый;
- полученную цифру делим на объем находящегося в емкости топлива.
Простой и быстрый метод – использовать специальное приспособление. Одним из таковых приборов считается ареометр – устройство, которое с целью замера реализует принцип Архимеда. К тому же ареометр позволяет определить концентрацию и количество примесей. Он состоит из стеклянного цилиндра: с одной стороны трубка с округлым дном, с другой небольшого диаметра трубка с маркировкой. По показаниям шкалы и количеству вытеснившему количеству жидкости легко определить искомый параметр.
Государственные стандарты, применяемые к бензину
Нередко автовладельцы интересуются: в каких пределах должна находиться плотность бензинов? Как правило, в используемом автомобильной промышленностью топливе её величина составляет от 700 до 780 килограмм на метр в кубе. Характеристики, свойства топлива зависят и от состава, и от плотности нефти, из которой был произведен продукт. Например, ароматические соединения обладают меньшей плотностью, чем алифатические. Параметр будет колебаться как в большую, так и меньшую сторону в зависимости от процента входящих в состав соединений. Ввиду того, что плотность топлива величина непостоянная, специалистами были созданы таблицы, по которым легко узнать допустимый уровень плотности топлива в зависимости от условий хранения.
Сфера нефтепромышленности также регулируется государственными стандартами экологичности. В России с начала 2015 года действует ГОСТ 32513-2013, который устанавливает стандарт качества современных бензинов с октавным числом не менее 80 (АИ-80). Однако вопрос охраны окружающей среды и экологичности транспорта с каждым годом обретает новую актуальность. Следовательно, на государственном уровне к продуктам нефтепереработки выдвигают все более жесткие требования. В 2016 году в РФ приняли ЕВРО-5 – стандарт, который регулирует процент содержания в бензине тяжелых металлов и бензола.
Плотность бензина АИ-92
Октановое число бензина АИ-92 не может быть ниже 91. Топливо используется преимущественно в силовых агрегатах легкового автомобильного транспорта. На вид должно быть прозрачным и чистым. Ему свойственна стойкость к детонации, поэтому автолюбители и сегодня приобретают «92-й» бензин для ДВС отечественных и многих импортных марок авто. Искомый параметр при замере в +15 градусов равняется 725-780 км/м3.
Плотность бензина АИ-95
Этот бензин для привезенных из-за рубежа автомобилей. Отличается высокими эксплуатационными свойствами: в ходе его производства изготовители задействуют технологические компоненты. Октановое число не должно быть ниже 95. Значение замеряют при +15 по Цельсию. Стандартная плотность равна 750+/-5 кг/м3.
Плотность бензина АИ-100
Одно из последних нововведений – автомобильное топливо с октановым числом 100. Встречается на многих автозаправочных станциях, в частности на АЗС Лукойл. Это продукт с дополнительными Экто присадками. Ему характерны высокие эксплуатационные свойства и не менее высокая цена. Нормативный показатель плотности установлен в пределах от 725 до 750 кг/м3 при стандартных +15 градусах.
Для чего измерять плотность бензина
За счет определения числа массы топлива в единице объема легко определить марку топлива и объемный вес. Последнее значение расчетное, зависит от комбинации показателей веса и объема. Кроме того, сложно предположить, что одна из заправочных станций примет топливо без замера при сдаче-приемке бензина.
Как рассчитать плотность нефтепродуктов
Когда нет специального приспособления, тогда следует производить расчеты исходя из информации в паспорте продукта и показателей в таблице средних температурных поправок. Чтобы получить необходимые данные, достаточно выполнить следующие элементарные вычисления:
- В документации находим его показатель плотности при +20 по Цельсию.
- Производим замеры температуры продукта.
- Высчитываем разницу между полученным результатом и +20 по Цельсию.
- Округляем полученное значение до целого числа.
- В таблице находим поправку на отклонения в соответствии с паспортным значением при +20 по Цельсию.
- Высчитываем произведение поправки на разницу температур.
- Итог слаживаем с паспортным значением плотности при +20 или отнимаем, если температура выше.
Ничего сложного нет. Все математические операции – школьная программа, прибегать к лабораторным исследованиям не нужно.
Источник
Таблица плотности бензина при разных температурах. Изменения физических свойств топлива при низких температурах
Бензин – продукт, полученный путем перегонки нефти, взрывоопасная смесь углеводородов, которую используют в качестве топлива для автомобилей. Примерно 25% от всей нефти, добываемой в мире, перерабатывают в бензин. Ключевым параметром топлива выступает октановое число – стойкость к детонации. Это не показатель качества продукта, а требования, которым он должен соответствовать с целью последующей совместимости с определенным типом ДВС. Еще одна важная характеристика – плотность бензина, отображающая его эксплуатационные свойства.
Откуда взялась солярка
На фото — дизельное топливо, появившееся позже бензина
Так что Рудольф Дизель к солярке не имеет почти никакого отношения. Ему принадлежит патент на ДВС, который работает на керосине или на мазуте, а топливо загорается не от искры, как в дорогом бензине, а под высоким давлением. Мотор Дизеля представлял собой трехметровое сооружение, которое выдавало 17 лошадиных сил и крутилось со скоростью около 170 об/мин. КПД агрегата Дизеля составляло 26% и это в 1893 году была почти что революция, потому что паровая машина была вдвое слабее. Солярка же, с которой мы знакомы сегодня, появилась с подачи Эммануила Нобеля. Он купил лицензию у Рудольфа Дизеля и заставил керосиновый двигатель работать именно на солярке. А сам Дизель, вероятно, знал что-то лишнее, потому что в один прекрасный сентябрьский вечер 1913 года вышел из дома и больше не вернулся. Так бы и работал агрегат Дизеля, как компрессор или генератор тока, если бы его конструкцией не заинтересовался Роберт Бош, он и привел в чувства дизельный двигатель, снабдив его топливным насосом высокого давления, и смог уместить под капотом грузовика Мерседес 5К3. Но это уже другая история, мы и так отвлеклись от солярки.
Зачем измерять плотность бензина?
Такая характеристика как плотность бензина в ряде случаев помогает определять химический состав вещества, а также идентифицировать его. К примеру, если измеренная плотность вещества больше, или меньше требуемой в соответствии с ГОСТом, то можно с уверенностью сказать, что этот не бензин без проведения более детального химического анализа.
Также определение плотности бензина помогает на практике вычислить приблизительную массу вещества в резервуаре, когда невозможно его взвесить напрямую. Требование к данной методике измерения содержатся в Государственном стандарте Р 8.595-2004.
Параметры дизельного топлива
Кто и когда впервые назвал соляровое масло дизелем неизвестно, но нам приходится пользоваться именно такой терминологией. Главное, нужно знать, что дизель — это двигатель, в котором топливо самовоспламеняется под действием давления. А у топлива для дизельного двигателя есть особые параметры, характерные только ему. Помнить эти значения совсем необязательно, но знать, для чего они измеряются, необходимо для того, чтобы элементарно проверить качество топлива, которое можно купить на заправке.
Видеоролик о дизельном топливе
У солярки есть масса параметров, которые актуальны для тех сфер, где она не всегда используется, как топливо. К примеру, температура вспышки дизельного топлива вроде бы важный параметр, как и выделение паров, но нас, как автомобилистов, он интересует только с точки зрения организации условий хранения крупной партии дизельного топлива, которая досталась по дешевке. Так, этот параметр проверяется в лабораторных условиях при поднесении к солярке открытого огня. Нас же интересуют те параметры, которые влияют на работу двигателя, а особенно при переходе на зимние сорта солярки.
Что нужно знать при переходе на зимнюю солярку
Дизельное топливо состоит из тяжелых углеводородов парафиновой группы, которые при понижении температуры могут выпадать в осадок и выкристаллизовываться. Солярка попросту густеет и не проходит ни через фильтры, ни через систему питания и насосы. При этом топливо стает мутным, вязким вплоть до полного застывания. В связи с этим существует три вида топлива для дизельных моторов, которые должны соответствовать температуре окружающего воздуха:
- летняя солярка, которая может использоваться только при температурах от 0°C;
- зимнее топливо, предел использования которого заканчивается на отметке -30°C;
- арктическая солярка используется, когда температура -50°C.
За последние сто лет дизельное топливо практически не изменилось
Причем все виды солярки могут превратиться в пластилин, но при разных температурах. По ГОСТу 52368-2005, летнее топливо мутнеет при температуре -5°С, при 7 градусах мороза наступает предел фильтруемости, а при -10°С оно парафинизируется полностью. Температура помутнения, даже кратковременная и в ночное время — это основной сигнал для того, чтобы начинать переходить на зимнее топливо. Только, к большому сожалению, АЗС не всегда могут предложить зимнее топливо вовремя, а если и предложат, то это еще не факт, что оно зимнее. Проверить топливо на заправке не представляется возможным, поэтому многие пользуются в переходный период депрессорными присадками — антигелями. В принципе, в средней полосе на нефтеперерабатывающих предприятиях поступают точно таким же методом. Зимнее топливо готовят из летнего введением в него депрессорных присадок. Но и это не самый важный показатель качества топлива.
Плотность дизельного топлива и расчет объема
Если вспомнить школу, то удельная плотность — это отношение веса к объему. Мы не зря подошли к плотности солярки со стороны температурных режимов, потому что плотность — это величина непостоянная. Настолько непостоянная, что зависит от температуры и от сорта топлива. Тем не менее, есть два ГОСТа, которые регламентируют плотность дизтоплива. Один — при температуре +15°C, второй при температуре +20°С. В первом случае средняя плотность должна составлять 0,820-0,845 г/см³, во втором — 0,860 г/см³. Плотность арктического топлива по этим ГОСТам составляет 0,830 г/см³. Если плотность солярки низкая, то она лучше воспламеняется, но быстрее густеет, в зависимости от температуры.
Если рассматривать зависимость плотности топлива от температуры, то она меняется на коэффициент 0,0007 г/см³ на каждый градус по Цельсию. Плотность бензина, керосина, ракетного топлива тоже изменяется с переменой температуры. Солярка тоже меняет плотность, но на свой коэффициент. Существуют специальные таблицы, по которым сверяют плотность дизтоплива в пересчете на температуру. Только для этого нужно знать марку солярки. В связи с разностью в плотности, часто возникают интересные ситуации при закупке больших партий дизтоплива. Дело в том, что на нефтеперерабатывающих заводах и на нефтебазах солярку продают тоннами, а нам ее продают в литрах. И если в зависимости от температуры плотность изменилась, значит, произошло изменение в объеме. То есть, при одной и той же массе в кг, литров может стать или больше, или меньше.
Вот простой пример: мы покупаем 10 тонн солярки при 20 градусах цельсия. Заливаем их в емкость, в результате получаем 11905 литров солярки при плотности 0,840 г/м³. Внезапно наступает зима и температура снижается до +4°C. Разница температур составила 16 градусов. Мы вычисляем, что плотность топлива увеличилась на 16×0,0007=0,0112 г/см³. Естественно, что объем топлива увеличился пропорционально плотности: 1 тонна / (0,840+0,0112)=11748 литров. Таким образом, из ниоткуда у нас появилось целых 157 литров отличного летнего дизельного топлива. Но на дворе зима, поэтому, чтобы его продать, необходимо применять присадки или продавать, как зимнее, чем многие заправки и занимаются. На практике никто не рассусоливает эти коэффициенты, а считают, как один литр на тонну на один градус.
Государственные стандарты, применяемые к бензину
Нередко автовладельцы интересуются: в каких пределах должна находиться плотность бензинов? Как правило, в используемом автомобильной промышленностью топливе её величина составляет от 700 до 780 килограмм на метр в кубе. Характеристики, свойства топлива зависят и от состава, и от плотности нефти, из которой был произведен продукт. Например, ароматические соединения обладают меньшей плотностью, чем алифатические. Параметр будет колебаться как в большую, так и меньшую сторону в зависимости от процента входящих в состав соединений. Ввиду того, что плотность топлива величина непостоянная, специалистами были созданы таблицы, по которым легко узнать допустимый уровень плотности топлива в зависимости от условий хранения.
Сфера нефтепромышленности также регулируется государственными стандартами экологичности. В России с начала 2020 года действует ГОСТ 32513-2013, который устанавливает стандарт качества современных бензинов с октавным числом не менее 80 (АИ-80). Однако вопрос охраны окружающей среды и экологичности транспорта с каждым годом обретает новую актуальность. Следовательно, на государственном уровне к продуктам нефтепереработки выдвигают все более жесткие требования. В 2020 году в РФ приняли ЕВРО-5 – стандарт, который регулирует процент содержания в бензине тяжелых металлов и бензола.
Плотность бензина АИ-92
Октановое число бензина АИ-92 не может быть ниже 91. Топливо используется преимущественно в силовых агрегатах легкового автомобильного транспорта. На вид должно быть прозрачным и чистым. Ему свойственна стойкость к детонации, поэтому автолюбители и сегодня приобретают «92-й» бензин для ДВС отечественных и многих импортных марок авто. Искомый параметр при замере в +15 градусов равняется 725-780 км/м3.
Плотность бензина АИ-95
Этот бензин для привезенных из-за рубежа автомобилей. Отличается высокими эксплуатационными свойствами: в ходе его производства изготовители задействуют технологические компоненты. Октановое число не должно быть ниже 95. Значение замеряют при +15 по Цельсию. Стандартная плотность равна 750+/-5 кг/м3.
Плотность бензина АИ-100
Одно из последних нововведений – автомобильное топливо с октановым числом 100. Встречается на многих автозаправочных станциях, в частности на АЗС Лукойл. Это продукт с дополнительными Экто присадками. Ему характерны высокие эксплуатационные свойства и не менее высокая цена. Нормативный показатель плотности установлен в пределах от 725 до 750 кг/м3 при стандартных +15 градусах.
Определение плотности дизельного топлива
Плотность дизельного топлива регламентируется по двум ГОСТам
Мы надеемся, что владельцам дизельных автомобилей стало понятно значение плотности топлива, и как можно угробить двигатель, если зимой залить в него летнюю солярку. Причем антигели работают только в том случае, когда топливо еще жидкое, только тогда они могут раствориться. Если топливо уже помутнело, никакой антигель не спасет топливную систему. Поэтому заправляться нужно на проверенных заправках, а если такой возможности нет, то можно проверить плотность солярки на глаз. Конечно, это не лабораторные испытания, но если солярка на морозе -15 градусов при попадании на металлическую пластину превращается в кисель и не собирается стекать, значит, топливо было куплено летом и не соответствует параметрам зимней солярки. При температурах ниже 20 градусов цельсия солярка из летних запасов перестает скапывать с заправочного пистолета. Нормальное зимнее дизельное топливо начинает мутнеть только при температуре 30 градусов мороза.
Для самых настойчивых есть способ убедиться в этом при помощи обычного ареометра – прибора, которым проводят измерение плотности жидкостей. Зная номинальную плотность топлива при 20 градусах, можно измерить прогретую солярку в гараже или дома, главное соблюдать температурный 20-градусный режим для чистоты эксперимента. После измерения сравнить полученные данные с ГОСТом.
Нормативы расчета плотности дизтоплива
Исходя из значения коэффициента изменения плотности при понижении или повышении температуры видим, что изменяется и объем топлива. При понижении температуры окружающей среды объем повышается, при снижении – понижается.
Основной расчет плотности дизельного топлива в соответствии с государственными стандартами ведется относительно температуры окружающей среды 20 градусов по Цельсию, а изменения плотности рассчитываются с учетом возможных изменений температуры и соответственно объема.
- Продажа дизельного топлива в Екатеринбурге.
- Продажа дизельного топлива в Тюмени.
- Продажа дизельного топлива в Челябинске.
- Продажа дизельного топлива в Перми.
- Продажа дизельного топлива в Уфе.
- Продажа дизельного топлива в Новом Уренгое.
- Продажа дизельного топлива в Сургуте.
- Продажа дизельного топлива в Кургане.
Источник