Хотелось бы обратить внимание Самоделкиных и потенциальных заказчиков на то, что отечественный снег — снег только с виду. Даже «проверенное в боях» оборудование эксплуатировать непросто.
Безусловно, грамотные специалисты способны создать работающую снегоплавильную установку своими руками (или руками своих подчиненных), особенно когда они уже имеют опыт их эксплуатации. Но чаще самодельные снеготаялки становятся памятниками коструктивизма примерно через 2-3 дня работы.
Рис 1. Очистка снегоплавильного бункера после трех смен интенсивной работы.
Но некоторые «специалисты», оценив кажущуюся простоту снеготаялки — «корыто с нагревателем», загораются желанием проявить себя: сварить мусорный бак и засунуть в него кипятильник — пара пустяков. А цена снегоплавильной установки весьма существенная!
Начинают называть себя «изобретателями» и заявляют об освоении производства чудо-снеготаялки, способной осчастливить всех борцов со снегом одновременно.
Например, в Новосибирске появились «нобелевские лауреаты», которые открыли новый закон физики и смогли расплавить 6 м 3 снега, затратив 1,2 кВт/ч энергии.
Цитата: «Оборудование потребляет примерно 1,2 кВт/ч энергии, что составляет примерно три рубля в час. Таким образом, за восьмичасовой день на плавление восьми КАМАЗов снега уйдет 24 рубля.»
Рис 2. Скриншот сайта ksonline.ru. Автор: София Коротич, 27 апреля 2017г.
Можно было бы предположить, что это — журналистский ляп. Однако, аналогичную информацию от новосибирских «кудесников» получают и в Тюмени.
Цитата: «Энергии потребляет как чайник, но способен в час растопить КАМАЗ снега».
Рис 3. Скриншот сайта ng72.ru. Автор: Дмитрий Юриев, 12 мая 2017г.
Сложно комментировать очевидную некомпетентность или заведомую ложь.
Другие «новаторы» размещают на своих сайтах только таблицы с характеристиками оборудования. Некоторые добавляют 3D-картинки с внешним видом. А самые ушлые размещают чужие фотографии снегоплавильных установок и выдают их за свои. Доходит до того, что крадут изображения друг у друга.
Ниже примеры таких «разработчиков» с указанием сайтов, с которых заимствованы фото.
Рис 4. Скриншот сайта техсервис59.рф.
Рис 5. Скриншот сайта prom-er.com.
А эти деятели не постеснялись использовать изображения с ЭТОГО самого сайта:
Рис 6. Скриншот сайта str-en.ru.
Всё бы ничего. Как говорится, чем бы дитя не тешилось. Но.
При выборе оборудования некоторые представители заказчика, не желающие покупать хорошую снеготаялку по разумной цене, ориентируются именно на таких самозванцев, что гарантированно приводит к проблемам при использовании их котов в мешках по прямому назначению.
Снегоплавильные установки из нержавеющей стали
Некоторые производители изготавливают свою продукцию из нержавеющей стали и продвигают это обстоятельство как преимущество.
Но не все так однозначно.
Действительно, изделие из нержавеющей стали долговечнее изделия из чёрного металла. Однако при использовании, например, листа толщиной 3 мм, обработанного антикоррозионным составом и качественно окрашенного, срок службы корпусных конструкций снеготаялки составляет не менее 10 лет. Понятно, что после зимнего сезона необходимо агрегат почистить, промыть, высушить и подкрасить. Поэтому корпус из нержавейки – пустая трата денег.
Кроме того, теплопроводность нержавеющей стали примерно в 2-3 раза меньше теплопроводности черного металла, поэтому для передачи одного и того же количества тепла площадь поверхности теплообменников из нержавейки должна быть в 2-3 раза больше. Что тоже ведет к дополнительным затратам.
Рис 7. Снегоплавильная установка из нержавейки.
Тем не менее, изготовление из нержавеющей стали некоторых комплектующих, работающих в тяжелых условиях, оправданно.
Двухобъёмные дизельные (газовые) снегоплавильные установки
Отдельные производители делают упор на двухобъёмную компоновку дизельных (газовых) снеготаялок как лучшую, аргументируя тем, что в греющую камеру не попадает мусор, а это положительно сказывается на плавлении снега и облегчает очистку установки.
На самом деле плавающий мусор нужно убирать во всех моделях, а взвешенные частицы в любом случае попадают в греющую камеру вместе с талой водой и выпадают там в осадок. Таким образом, очистки всех объёмов от твердого осадка не избежать. Греющую часть при двухобъёмной компоновке потребуется чистить от твердого осадка реже, чем снегоплавильную, но процедура эта более трудоёмкая.
Второе. При двухобъёмной компоновке теплоноситель нагревается больше необходимого и в снегоплавильной камере не успевает отдать все тепло снежной массе. Тепловые потери в этом случае выше.
Рис 8. Двухобъёмная снегоплавильная установка.
Поэтому двухобъёмность для дизельных (газовых) снегоплавильных установок – это не преимущество, а конструкционная особенность, которая иногда может быть более выигрышной.
«Канадская» технология
В канадских снегоплавильных установках применяется одноконтурная схема подвода тепла. Преимущество такой схемы в её относительной простоте. Соответственно, такая конструкция должна быть достаточно надежной.
Опыт эксплуатации подобных снегоплавильных машин выявил их очень серьёзные недостатки. Проблема заключается в сложности обеспечения оптимальных режимов горения в погруженных горелках. Зона интенсивного горения топлива в таких горелках окружена холодным теплоносителем, что не позволяет обеспечить качественное сжигание топлива. Как результат, относительно низкий КПД и повышенные выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
Второй недостаток — необходимость применения высоконапорных вентиляторов для обеспечения прокачки воздуха через значительный столб воды. Это приводит к повышенному шуму, напоминающему рёв авиационных турбин.
Рис 9. «Канадская» технология.
Поэтому двухобъёмность для дизельных (газовых) снегоплавильных установок – это не преимущество, а конструкционная особенность, которая иногда может быть более выигрышной.
Снегодробильные устройства или сепаратор-дробилки
Бытует мнение, что стационарные снегоплавильные пункты без снегодробильных устройств работать не могут.
Во-первых, могут! Это уже многократно проверено на практике.
Во-вторых, как уже отмечалось, отечественный снег помимо нефтепродуктов, песка, разной упаковки, опавших листьев, веток может содержать кирпичи, камни, бетонные блоки, доски, крышки канализационных люков и т.д., и т.п. Попадание таких элементов на вращающиеся части дробилок при выгрузке снега из самосвала может повлечь их повреждение и остановку работы снегоплавильного пункта до устранения неисправности.
В-третьих, стоимость этой не очень нужной опции сравнима со стоимостью всего остального технологического оборудования снегоплавильного пункта.
Рис 11. Снегодробилка.
Рис 12. Неисправные секции снегодробилки.
Конечно, красиво жить не запретишь, но подумать перед включением дробилок в проект имеет смысл.
Источник
Самодельная снегоплавильная установка. Снегоуборочная машина своими руками – вполне реально. Энергия для снегоплавильной установки
Не только градоначальникам приходится думать над тем, что делать с горами снега.
С подобной проблемой сталкиваются владельцы дач и собственники частных домов .
Бывает, что снег отбрасывать от входа уже просто некуда, а накопившийся сугроб нужно как-то утилизировать.
Выходом из сложившейся ситуации может стать снегоплавильная мини установка.
В продаже есть разные модели, но все они имеют высокую стоимость. Для переработки снега возле дома или дачи зачастую проще сделать компактную и недорогую снегоплавильную машину своими руками .
Заводские модели имеют следующие достоинства:
надежность ;
способность перерабатывать большие объемы снега ;
возможность выбрать агрегат требуемой мощности ;
высокий КПД ;
большой выбор систем, используется топливо разных видов ;
работа в автоматическом и ручном режиме управления;
доступная стоимость отечественных снегоплавильных установок (если сравнить с зарубежными системами);
наличие системы улавливания мусора ;
наличие специальных фильтров (дает возможность вливать воду, полученную при расплавлении снега, в канализацию);
ремонт и гарантийное обслуживание установок компанией-производителем.
Недостатки заводских моделей:
для частного лица стоимость аппарата неподъемная ;
для погрузки снега в снегоплавильное устройство необходима спецтехника ;
для работы установки требуется персонал ;
при использовании стационарных систем нужны коммуникации .
Частному лицу проще сделать небольшую снегоплавильную установку для дома своими руками. У такого подхода есть несколько преимуществ:
создать установку можно из подручных материалов ;
потребуются небольшие финансовые вложения;
не придется брать разрешение на эксплуатацию;
такое устройство — идеальный вариант для дачи и частного дома, когда нужно переплавить немного снега.
Но есть у самодельной снеготаялки и недостатки:
средний уровень КПД;
нельзя переработать большой объем снега;
скорость переработки ниже , чем у заводских систем;
при неправильном монтаже или установке на неровной площадке система может быть небезопасной .
Предварительные расчеты объема и мощности
Прежде чем начать делать снегоплавильную машину для частного дома, нужно рассчитать объем , а также определить требуемую мощность .
Сначала необходимо понять, насколько большую территорию планируется очищать от снега. Затем нужно узнать среднюю толщину снежного покрова в регионе, это число следует разделить на 24 часа. Так можно определить требуемую производительность установки.
Например, площадь участка 5 соток (500 м²), средний снегопад – 5 см (0,05 м).
Тогда требуемая производительность системы = (500 x 0,05)/24 = 1,04 м³/ч.
Если на участке есть место для того, чтобы временно складывать снег, эту величину можно разделить на 2. Т.е. достаточно сделать машину, которая бы за 1 час плавила 0,5 кубометра снега.
И еще один очень важный в расчетах момент. Как правило, на самом участке снег есть куда отбрасывать, самые проблемные места:
входная группа,
площадка перед гаражом,
крыльцо.
Дорожки и отмостка обычно имеют небольшую ширину и за всю зиму не успевают накопить больших сугробов.
Поэтому в случае, когда снег на участке по большей части может растаять сам, можно учитывать только самые сложные места.
Не стоит сильно занижать мощность снеготаялки, ведь тогда устройство будет иметь низкую производительность.
В качестве источника энергии можно использовать разные виды топлива. Очень хорошо, если в частном доме установлена собственная газовая котельная . В этом случае на плавление 1 кубометра снега будет уходить 0,02 Гкал/ч . Важно в этом случае предусмотреть слив теплоносителя из труб, подающих тепло от котельной, после пользования установкой.
Хороший, но дорогой вариант — использование для снегоплавилки отдельного газового котла с контуром, заполненным антифризом . В этом случае можно один раз залить теплоноситель и более его не сливать.
Снегоплавильные устройства могут работать и на дизельном топливе. На 1 м³ снега будет расходоваться около 3 л зимней солярки . Но этот вариант считается не самым удачным для самодельной снеготаялки.
На 1 кубометр уйдет 25 кВт/ч . Снегоплавилка будет малопроизводительной , ведь в частных домах обычно нет возможности подключиться к мощностям порядка 100 кВт/ч.
Виды и варианты исполнения
Есть несколько способов самостоятельно сделать снеготаялку . Возможны следующие варианты:
C подключением к тепловому пункту здания . В плавильный бункер с водой, нагретой до 30ºС, помещают лед и снег. Масса опускается на дно , происходит перемешивание . Уровень воды поднимается, сливаясь через дренажное отверстие. На выходе вода имеет температуру около +10ºС, т.е. теплового загрязнения не происходит. Из-за того, что из установки удаляется вода, а не смесь из жидкости и льда, талую воду можно сливать в канализационный колодец. Мусор и песок будут оставаться на дне.
Электрическая установка . Она состоит из приемного бункера, в котором размещены ТЭНы, используемые для подогрева жидкости. Перед запуском установки ее заполняют теплой водой. Снег после помещения в воду начинает плавиться. Уровень воды повышается, она сливается через дренаж.
Для изготовления конструкции подходят листы нержавейки толщиной 2-3 мм , из них можно сделать снегоприемный бункер.
При изготовлении рассчитывайте высоту бункера таким образом, чтобы вам было удобно забрасывать снег лопатой .
Некоторые умельцы делают пандус возле установки, чтобы при использовании тачки можно было сгружать снег из нее напрямую в бункер, а не перекидывать лопатой.
В нижней части бункера размещаются ТЭНы (для электрической установки) или змеевик для водяного контура с теплоносителем. Контур при этом должен быть замкнутым и передавать тепло, контактируя нижним слоем воды в бункере. Контур подключается к источнику тепла и как правило содержит циркуляционный насос. Возможен и гравитационный вариант циркуляции, но в этом случае должен быть перепад по высоте.
Источником тепла может быть:
электронагреватель,
горелка на твердом или дизельном топливе,
обычная печь на дровах или подобное устройство .
Чертежи и схемы
Проще всего сделать снегоплавильную установку, состоящую из одной секции . Именно в ней будет нагреваться снежная масса. Владелец дачного дома, приняв решение сделать снегоплавильную установку, может взять за основу следующие схемы.
Устройство на основе чертежей снегоплавильной установки «ОСА»
Система на основе снегоплавильной установки «Горыныч»
Пошаговое руководство
Простой вариант снегоплавильной установки для частного пользования можно сделать следующим образом:
Приготовьте емкость . Это может быть бочка, объем которой составляет 100 л. Есть еще один вариант устройства бункера — его можно сделать, сварив несколько листов нержавейки.
Сделайте в загрузочном бункере отверстия для сливных труб. Купите шланги и установите их.
Если планируется использовать для нагрева снега воду из системы отопления частного дома, купите трубы . Выполните подключение установки к системе.
Те владельцы домов, которые желают быстро переплавить снег, могут сделать конструкцию из бочки 100 л. В ее нижней части нужно сделать отверстие для слива талой воды, разогрев снега будет осуществляться паяльными лампами. Вместо бочки можно использовать битумоварку большого объема.
Важно установить конструкцию на ровной площадке , приняв во внимание предписания пожарной безопасности. Такую установку нельзя оставлять без присмотра.
Эксплуатация
При эксплуатации снегоплавильных станций важно обращать внимание на вопросы экологии.
Запрещено сбрасывать грязную талую воду в водоемы , не стоит сливать ее и на участок. При переплавке грязного снега талая вода должна отводиться в канализацию .
Снегоплавильная машина, используемая в частном доме, состоит из:
емкости для плавления снега,
нагревателя,
труб для отвода талой воды.
Нагревание снежной массы может осуществляться за счет работы газо-водяного теплобменнника . Многие собственники домов выбирают вариант монтажа системы с электрическим ТЭНом. Если нет возможности подключить снегоплавилку к газовой котельной или электросетям, можно использовать дизельный генератор .
Распространены устройства с горелками, они требуются для сжигания топлива. Продукты сгорания поступают в теплообменник , обычно его устанавливают в нижней части бункера. Металлическая поверхность нагревается, снег растапливается . Вода постепенно накапливается в емкости. Когда она достигает высоты , на которой расположены сливные трубы, то вытекает из установки .
Для того, чтобы снег быстрее нагревался, бункер на 1/3 заполняют теплой водой. Для дополнительного орошения снежной массы возможна установка насоса . Горячая вода, попадая на плотный снег, разбивает его. Это увеличивает площадь соприкосновения льда и воды, способствуя ускорению процесса плавления.
В системах, которые работают от теплосети, снежная масса нагревается от горячего водоснабжения.
Самодельная снегоплавильная установка требует регулярного обслуживания . Нужно очищать бункер и поверхность теплообменника от:
Заключение
Сделать снеготаялку своими руками можно быстро и недорого . Проще всего (но дороже в пользовании) перетапливать снег в емкости большого размера, поливая его горячей водой, взятой из системы отопления.
Изготовление более дешевых в эксплуатации снегоплавилок потребует:
Но, возможно, именно в вашем случае это будет вполне оправдано.
Предприятиям , которым требуется регулярно перерабатывать снег, лучше отдать предпочтение мощным заводским системам . В долгосрочной эксплуатации это выйдет дешевле, чем использование самостоятельно изготовленной снеготаялки.
Самодельный снегоуборщик из мотоблока
Принцип работы шнековой снегоуборочной машины
Шнековые снегоуборочные агрегаты по принципу работы делят на два вида:
В одноступенчатых, забор и выброс снега осуществляется за счёт вращения шнека, который по форме похож на вал механической мясорубки. С уборкой свежевыпавшего снега справляется шнек с гладкой кромкой. Для уборки уже лежалого и плотного необходим шнек с зубчатыми краями.
В двухступенчатых моделях в заборе снега шнеку помогает ротор. Он крепится на приводной вал. Лопасти ротора выступают немного вперёд, тем самым облегчая захват снега. Для изготовления лопастей ротора используют либо металл, либо прочный пластик.
Собирая снегоуборщик своими руками проще всего сделать его одноступенчатым, так как это самый простой в изготовлении агрегат. Его выброс снега достигает 10-12 метров.
Какой двигатель можно использовать для снегоуборщика
Если вы собираетесь делать снегоуборочную машину из мотоблока, процедуру выбора двигателя можно пропустить, так как будет использоваться ресурс агрегата. В таком случае можно переходить к следующему шагу.
Для изготовления снегоуборочной машины понадобится двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель. Для последнего будет необходим удлинитель, который и определит радиус действия нашего снегоуборщика. Если действие происходит поблизости от дома, то лучше воспользоваться электрическим приводом, однако нужно помнить, что электродвигатель боится влаги и ему нужна качественная гидроизоляция.
Если работать нужно на даче или отдаленном участке, где не всегда есть электричество, то подойдет двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Его можно взять от мотоблока с небольшой мощностью (6,5 л/с вполне достаточно). Мотор будет установлен на быстросъемную платформу, что позволит в будущем облегчить ремонт и обслуживание.
Снегоуборочная машина своими руками: изготовление шнека и рамы
Снегоуборочная машина состоит из сваренного металлического корпуса, внутри которого находится шнек ─ это главный рабочий элемент. Он представляет собой спиралеобразный профиль, наваренный на вал, который крутится на подшипниках. Необходимо закрепить двигатель на раме и передать вращение вала двигателя на шнек. Небольшой зазор между шнеком и коробом обеспечивает отличный отвод собранного снега.
Делаем шнек своими руками
Для того чтобы сделать шнек, нам понадобится старый короб или листы железа, которые необходимо загнуть по форме шнека.
Изготовление состоит из таких этапов:
вырезаем из листовой стали 4 диска;
диски режем пополам, каждый диск загибаем спиралью;
четыре заготовки свариваем в спираль на трубе, с одной стороны и четыре с другой;
на края трубы одеваем подшипники.
Подшипники можно использовать любые, главное, чтобы их внутренний диаметр совпадал с диаметром трубы. В боковины снегоприёмного ковша ввариваются стаканы для установки подшипников.
Рама для снегоуборщика своими руками
Рама для самодельного снегоуборщика получается путем сваривания уголков 50 мм, к поперечинам которой монтируются планки для быстросъемной платформы двигателя. К каркасу необходимо закрепить полозья или колёса, для передвижения снегоуборщика. Если убираемая поверхность идеально ровная, то вполне достаточно колёс. При неровной поверхности и глубоком снеге уместны будут полозья.
Элементы управления прикрепляются к раме болтами М8. Далее прикручивается легкосъёмная платформа, на которую устанавливается двигатель.
Самодельный снегоуборщик своими руками видео
Особенности комплектации снегоуборочной машины
Агрегат укомплектовывается следующим образом:
Для изготовления ручек можно взять обычную полудюймовую трубу.
Входной короб делаем из листового железа, боковые части которого выполнены из 10-ти миллиметровой фанеры.
Ширина ковша составляет 500 мм, но этот параметр вы можете менять по своему желанию (с увеличением ширины необходимо будет подбирать более мощный двигатель).
Выпускной желоб делаем из остатков пластиковой трубы, имеющей диаметр 160 мм.
Вал привода делается из стальной трубы диаметром ¾ дюйма.
Привод на вал осуществляется при помощи ремня и шкивов.
Для того чтобы детально изучить процесс сборки обратите внимание на видеоинструкцию.
3D модель самодельного снегоуборщика видео
Для того, чтобы снегоуборщик проработал долго и был надёжным помощником долгое время, рекомендуется придерживаться советов профессионалов:
С целью предотвращения попадания камней или осколков льда в двигатель стоит добавить в конструкцию предохранительные болты или втулки. Без них есть вероятность заклинивания двигателя.
Выбор подшипников играет важную роль в надёжности и долговечности эксплуатации агрегата. Они должны быть закрытыми, иначе снег может попасть вовнутрь, что приведёт к ускоренному износу и поломке.
Лучше взять ременной привод, чем жёсткий. Так как существует вероятность заклинивания постоянно движущихся частей при попадании крупных предметов или льда. Двигатель может заклинить, что приведёт к поломке снегоуборщика. Ременной в такой ситуации просто будет проскальзывать.
Следуя инструкции и советам специалистов и имея технические навыки вы сможете собрать агрегат, и тем самым сэкономить на покупке техники. А если собранный своими руками снегоуборщик ещё и покрасить, то он ничем не будет отличаться от купленного, а срок его службы и качество работы будут ничуть ни хуже.
Снежная пора – любимое время детворы: катание на лыжах и саночках, веселые игры в снежки и строительство ледяных замков… Но владельцев загородных домов обилие снега не очень радует, ведь приходится вновь браться за лопату и расчищать территорию. Хорошо, когда есть возможность приобрести снегоуборочную машину и превратить сезонную повинность в приятную работу. Но если нет лишних денег на покупку полезного «помощника», всегда можно сделать снегоуборщик своими руками из материалов, которые давно пылятся без дела в углу мастерской или сарая.
Предлагаем сначала рассмотреть вариант, как сделать снегоуборщик своими руками на основе старого двигателя от мотоблока. Для этого необходимо подготовить:
Листовое (кровельное) железо для сборки корпуса шнека;
Cтальной уголок 50х50 мм для рамы конструкции;
Фанера толщиной 10 мм для боковых деталей;
Полудюймовая труба для обустройства ручки машины.
Планируя обустроить самодельный снегоуборщик двигателем с воздушным охлаждением, необходимо обязательно предусмотреть дополнительную защиту отверстия воздухозаборника от выбрасываемых в процессе работы мелких частиц снега.
Мощность двигателя этого устройства составляет 6,5 л.с. Ее вполне достаточно для уборки свежего снега с приусадебной территории
Благодаря ширине захвата машины в 50 см удобно будет передвигать конструкцию и расчищать извилистые дорожки на участке. Машина имеет компактные габариты, ее ширина не превышает 65 см. Это позволяет в любой момент за ненадобностью прятать снегоуборщик в сарай, он легко проходит через обычный дверной проем.
Для изготовления вала шнека можно использовать ¾ дюймовую трубу. В трубе делают сквозной пропил, необходимый для фиксирования металлической лопатки размерами 120х270 мм. В процессе работы захватываемая снежная масса из транспортной ленты шнеком будет передвигаться к лопатке. Эта лопатка, в свою очередь, под действием вращения вала будет откидывать снег в стороны.
Раму снегоуборщика можно сварить из стальных уголков 50х50 мм, а ближе к краям конструкции в трубе к поперечным уголкам остается только приварить по два уголка с каждой стороны, размеры которых 25х25 мм
К этим уголкам в дальнейшем и будет крепиться платформа двигателя. Скрепить поперечные уголки с продольными и зафиксировать на них рукоятки управления можно с помощью болтов (М8).
Труба шнека оборудуется металлической лопаткой и четырьмя резиновыми кольцами d=28 см, материалом для изготовления которых может послужить боковина автопокрышки или 1,5-метровая транспортная лента толщиной 1,5 мм.
Вырезать кольца из резиновой основы можно с помощью простого приспособления: в дощечку забить два шурупа, а затем эту конструкцию плотно закрепить на ленте и провернуть по кругу. Значительно упростить процедуру вырезания можно, используя электролобзик
Поскольку шнек снегоуборной машины будет вращаться в самоцентрируемых подшипниках 205, их необходимо разместить на трубе. Для того чтобы самому сделать снегоуборщик можно использовать любые подшипники, главное – они должны быть закрытого исполнения. В роли защитного кожуха для подшипников может выступить опора от кардана старых моделей Жигулей.
Совет. Чтобы конструкция хорошо входила в подшипники, в ней нужно сделать пару пропилов и слегка обстучать. Такие манипуляции позволяют немного уменьшить диаметр вала.
Для страховки самодельного шнека от попадания льда желательно предусмотреть страховочный штифт. Помимо прямого назначения – срезания при заклинивании шнека, он будет служить в качестве ременного предохранителя (если обустроить систему ременной передачи). Привод шнека можно осуществить и цепью. Частота его вращения на холостом ходу выходит около 800 об/мин. Все необходимые комплектующие снегоуборочной машины можно приобрести в любом специализированном магазине.
Для отброса снега хорошо подходит отрезок пластиковой канализационной трубы d=160 мм. Он фиксируется на трубе такого же диаметра, размещенной на самом корпусе шнека
Продолжением этого отрезка трубы будет выступать желоб для выброса снега, диаметр которого должен быть больше, нежели ширина металлической лопатки шнека.
Сборка конструкции
Перед сборкой конструкции необходимо обратить внимание на то, что размеры корпуса машины должны на пару сантиметров превышать габариты самого шнека. Это позволит предупредить задевание механизмом стенок корпуса в процессе работы.
Поскольку двигатель снегоуборщика в бесснежные периоды можно применять и для других целей, в конструкции агрегата желательно предусмотреть быстросъемную удобную платформу, благодаря которой двигатель в любой момент можно снять без задействования каких-либо инструментов.
Весомым преимуществом такого конструктивного решения является простота очистки корпуса и движимых частей машины от утрамбовавшегося снега. Да и убирать такой снегоуборщик на хранение намного проще: достаточно снять двигатель и машина станет в два раза легче.
Основой для лыж выступают деревянные брусья, которые дополнительно оборудуются пластиковыми накладками. Изготовить такие накладки можно из короба от электропроводки
Снегоуборщик готов к эксплуатации. Осталось только покрасить самодельное устройство и приступать к работе по расчистке снега.
Конструкция #2 – роторный снегоочиститель «Вьюга»
Этот довольно простой по конструкции аппарат можно сделать в любой мастерской, оборудованной токарным станком и сварочным аппаратом. Сконструированный пензенскими умельцами снегосборщик хорошо себя показал даже в довольно тяжелых условиях снеговых заметов.
Основу конструкции устройства составляют: двигатель с вмонтированным глушителем, бензобак и трос для управления дроссельной заслонкой.
Все составляющие устройства можно приобрести в магазине или взять с того же мотовелосипеда
Для начала необходимо изготовить ротор на токарном станке на основе соответствующей заготовки из детали электродвигателя. Внешне он похож на стальной диск d=290 мм и толщиной 2 мм. Диск, соединяясь с помощью болтов со ступицей, образует конструкцию, к которой уже крепятся методом сварки 5 лопастей. Для повышения эффективности работы механизма лопатки дополнительно с обратной стороны усиливаются ребрами жесткости.
Система охлаждения мотора работает по принципу вентилятора, лопасти которого изготавливаются из дюралалюминия и фиксируются на шкиве для запуска мотора
Защищает вентилятор паяный кожух, размещенный на крышке картера. Для повышения качества охлаждения головку цилиндра размещают под углом в 90 градусов.
На корпус ротора сажается вал на попарно размещенных четырех шарикоподшипниках. Он фиксируется к корпусу при помощи стального прижимного кольца и болтов. Сам корпус ротора прижимается к раме с помощью специальной скобы, которая частично захватывает и прижимное кольцо.
Схемы сборки основных элементов снегоуборочной машины «Вьюга»
Съемными элементами машины являются алюминиевая стенка корпуса ротора и размещенные вдоль рамы скребки.
Значимым преимуществом самодельной снегоуборочной машины является возможность путем смены скребков регулировать ширину захвата. На высоте и качественные характеристики агрегата. Вес конструкции не превышает и 18 кг, что дает возможность использовать его женщинам, а дальность отброса снега – около 8 метров.
Снегоплавильная установка — это устройство для переработки, или, иными словами, плавления снега и льда в городских условиях. Их использование крайне необходимо в зимнее время года, когда после обильных снегопадов коммунальные службы вывозят тонны снега, которые требуется утилизировать. На сегодняшний день в Москве функционируют 48 стационарных снегоплавильных пунктов. Как же они работают — об этом в сегодняшнем выпуске!
Принцип работы любой снегоплавильной установки основан на использовании тепла, приводящего к таянию снега. Установка состоит из приемного бункера или камеры, агрегата для теплогенерации и системы фильтрации.
На поверхности любой установки размещен решётчатый настил, на который грузовики высыпают снежные массы. На первом этапе проходит первичная обработка привезённого снега – решётки задерживают наиболее крупный мусор. Сама же снегоплавильная камера расположена внутри установки под землёй. Именно там происходит непосредственный процесс принудительного таяния снега.
В качестве элемента для нагрева снегоплавильная установка может использовать дизельные или газовые горелки. При этом бункер разделяется на 2 отсека: в первом размещаются горелки, а во втором накапливаются снежные массы. Горелки формируют потоки горячих газов и направляют их по теплообменнику, который и растапливает твердые осадки в камере.
После образования талой воды специальный механизм отфильтровывает оставшийся мусор, а жидкость проходит через локальные очистные сооружения, задерживающие песок и другие мелкие частицы, и сбрасывается в канализацию. Это позволяет не допустить засорения канализационных коллекторов.
С момента выгрузки снежных масс и до их полного растворения в плавильной камере проходит около 3-4 минут. За это время установка способна переработать до 10 тонн привезённых осадков.
Существует также и более простой способ плавления снега — при помощи проточной воды. Снежные массы сбрасываются в бункер, заполненный горячей водой, в котором он естественным образом плавится. При этом снег постоянно перемешивается с поступающей проточной водой, разогретой до восемнадцати, а порой и тридцати градусов. По мере сброса снежных масс в плавильню, уровень воды в бункере поднимается. Избыточная вода проходит через вертикальные дренажные трубы и фильтры и затем сливается в сети канализации.
Стационарные снегоплавильные станции зачастую совмещают с отопительными каналами и канализацией, что позволяет оптимизировать процесс эксплуатации оборудования.
Помимо стационарных установок существуют и передвижные станции. Они работают по тем же принципам, но ввиду габаритов способны плавить меньшие объемы снега: около 90 кубометров в час против 300. Среднее время работы такой плавильной установки без дозаправки составляет около восьми часов.
Россия, как известно, страна северная, и зимы на большей части ее территории суровые и снежные. Последним фактором во многом и отличается российская зима от зимы, скажем, европейской. Перефразируя известное выражение “Генералы всегда готовы к прошлой войне”, можно сказать, что большинство предприятий коммунальной сферы (и прочих, столкнувшихся с необходимостью утилизации снега) всегда готовы к прошлой зиме. Но зима для них всегда наступает неожиданно, принося с собой метели и снегопады. Что, в свою очередь, влечет регулярные дорожные проблемы. По сохранившейся с советских времен практике снег на городских улицах не утилизируется. Он собирается и вывозится самосвалами на свалки за пределы города, что малоэффективно и совершенно неэкономично. Такая практика выливается в оплату большого количества часов работы людей и техники, тонн дизельного топлива, а кроме того, отнимает большое количество ресурсов коммунальных предприятий, вынужденных направлять грузовики на борьбу со снегом, а не на какие-то более экономически оправданные проекты. Также нужно отметить, что в некоторых случаях, особенно после сильных снегопадов, колонны груженных снегом самосвалов сами создают пробки, особенно на выездах из города. Однако в наше время существует более рентабельное и удобное средство решения этой проблемы. Это снегоплавильная установка (она же – снеготаялка) или стационарный снегоплавильный пункт. Снегоплавильные установки классифицируются:
по типу перемещения – на перемещаемые (мобильные) и стационарные. Перемещаемые установки в свою очередь подразделяются на перевозимые (прицепного и других типов) и самоходные;
по способу загрузки снежной массы – экскаватором или фронтальным погрузчиком, встроенным снегоподатчиком (самоходные), с самосвальной загрузкой (снегоплавильные заводы);
по типу используемого источника тепла – внешний (к примеру, горячая вода из общей системы ГВС) или собственный (дизельный двигатель, угольная топка);
по способу плавления снега – активный или пассивный.
В большинстве современных устройств поступающий в приемный бункер снег плавится нагретой водой. Вопрос лишь в том, как именно нагреть эту воду.
Источниками тепла для снегоплавилок могут являться: Электрическая установка (вода нагревается от ТЭНов). Снеготаялка может быть оборудована собственной мини-электростанцией, к примеру, на дизельном топливе, или быть подключена к общей электросети; Горелка, работающая на газовом, жидком или твердом топливе; Горячая вода из системы общего водоснабжения; Пар из котельной; Обратная вода, поступающая с ТЭЦ; Канализационные стоки. При выборе снеготаялки в первую очередь нужно учесть, какой объем снежно-ледяной массы будет проходить через нее. Мобильные снегоплавилки, как правило, являются дизельными или электрическими. Установки на дизтопливе расходуют на плавление одного кубометра снега, в зависимости от мощности, 3-4 литра горючего в час. Электрические на тот же объем снега – в среднем 30 кВт/ч. И те, и другие целесообразно использовать для растапливания небольшого количества снега, при загрузке примерно 5-6 кубометров в час. Если же необходимо утилизировать значительно большие объемы снега, стоит обратить внимание на стационарные снегоплавильные пункты (снегоплавильные заводы). Они работают, как правило, или от системы горячего водоснабжения, или от технической воды, сбрасываемой местной ТЭЦ, или… от систем канализации. Именно последний вариант снегоплавильной машины является самым рентабельным с точки зрения экономики. Температура канализационных стоков даже зимой всегда стабильна, она составляет примерно +17 градусов Цельсия. Этого достаточно, чтобы плавить снег. Таким образом, сточные воды представляют собой практически бесплатный источник тепловой энергии.
Общая схема и принцип работы. Конструктивно снегоплавилка состоит из приемного отсека, снабженного дробилкой и сепаратором, плавильной камеры, нагревателя и двигателя (при необходимости) и коллектора, подключенного к общей системе канализации. Приемный отсек стационарной снеготаялке необходим, так как в России в городах чистого снега не бывает. В приемном отсеке снег и лед проходят через дробильное устройство, раскалывающее крупные куски, и сепаратор, отделяющий мусор – опавшие листья, камни, ветки деревьев и прочие нерастапливаемые элементы. Отметим, что в случае с мобильными снеготаялками роль дробилки и сепаратора, как правило, играет живая сила – рабочие, раскалывающие лед и отсортировывающие мусор. В плавильной камере очищенный снег смешивается с теплой водой, тает, и продукты таяния через коллектор сбрасываются в общую систему канализации. Нагреватель (при его наличии) может быть размещен как непосредственно в плавильной камере, так и вне ее. Также в снегоплавилке может присутствовать устройство-миксер, перемешивающее снежную массу для ускорения плавления. Типовая компоновка снегоплавилки с собственным источником тепла:
Рисунок Сергея Журавского
А) Нагреватель помещен непосредственно в плавильной камере.
Рисунок Сергея Журавского
Б) Нагреватель вынесен за пределы плавильной камеры.
Обслуживание снегоплавильных установок.
Качество работы любой снегоплавильной машины прямо пропорционально “качеству” загружаемой в нее снежной массы. Практика показывает, что 95% всего техобслуживания любой снегоплавилки состоит в очистке приемника от различного мусора. Собираемый на дорогах снег содержит грязь, щебень, опавшие листья, сломанные ветки – все, что может оказаться на городском тракте. Снегоплавильная машина, работающая на благо общественных трасс, нуждается в контроле оператора больше, чем машина, очищающая от снега крыши зданий или какую-либо закрытую территорию. При выборе снегоплавилки важно учесть, какова степень обычной загрязненности снега на будущем месте ее работы, чтобы определиться, требуется ли вам модель с дробилкой и сепаратором, или можно обойтись менее дорогой. Но в периодической очистке плавильной камеры нуждается любая снегоплавильная машина. В среднем, при правильном подборе установки с учетом приблизительного уровня загрязненности снежно-ледяной массы на участке ее работы (на “грязном” участке должна работать машина с функцией сепарации) снегоплавильную камеру обычно требуется очищать раз в неделю. Стоит отметить, что одним из факторов, от которых зависит скорость очистки, является внутренняя конфигурация плавильной камеры. Кроме того, модели снегоплавилок, оснащенные миксером, сложнее в обслуживании. Также периодическому осмотру и очистке при необходимости подвергается коллектор, через который сброс снеготаялки соединяется с канализацией. Некоторые модели снегоплавилок имеют выпускные фильтры, также способные засоряться. Стационарные снегоплавильные заводы, работающие на сточных водах, имеют собственные уникальные системы очистки и, соответственно, график обслуживания.
Отечественные и зарубежные снегоплавильные установки. В настоящее время на российском рынке снегоплавильные установки (СПУ) представлены в довольно широком диапазоне. В него входят отечественные марки – “ОСА”, “Горыныч”, СПУ производства ООО “Тотем” и зарубежные – продукция компаний “TRECAN”, “Snow Dragon” и некоторых других. Приведем в качестве примера описание трех образцов мобильных СПУ отечественного и импортного производства. При расчете производительности условимся считать, что один кубометр загружаемого сырого, тающего снега весит примерно 400 кг. Итого 1 тонна снега имеет объем примерно 2,5 кубометра.
Дизельная СПУ Д-30 производства ООО “Горыныч”. Данная снегоплавилка относится к классу мобильных несамоходных (перевозимых) установок. Способ транспортировки – платформа с крюковым погрузчиком. Тип машины – дизельная двухобъемная СПУ с загрузкой снежной массы автопогрузчиком.
Основные технические данные Д-30:
Снегоплавильная машина Д-30 является второй по возрастанию мощности установкой в ряду дизельных снегоплавилок российской марки “Горыныч”. Обладая сравнительно компактными для своего класса размерами, она, с учетом ее высокой производительности, хорошо подойдет для установки на территории крупного предприятия.
Виктор Крохин, представитель завода, Тверь: “Мы приобрели снегоплавилку Д-30 для очистки внутренней территории предприятия – дорог, крыш цехов и административного здания. Для нас главное, чтобы дороги быстро чистились. Хочу отметить, что очень важно сразу правильно выбрать место установки машины, чтобы грузовики, подвозящие снег, не мешали другому транспорту – у нас, к примеру, автобусы ходят по территории. А так системой в целом вполне довольны. Для наших нужд ее производительности хватает”.
Снегоплавильная машина СПУ-5 “Тотем” от компании “ВТК-пром”. Эта отечественная разработка также принадлежит к классу дизельных мобильных снегоплавилок. Установка производится на базе буксируемой платформы-прицепа, на котором в одном корпусе смонтированы агрегатный отсек с топливным баком и пультом управления, камера плавления снежно-ледяной массы и сектор сброса воды, подключаемый к системе канализации.
Основные технические данные СПУ-5 “Тотем”:
СПУ-5 “Тотем” при схожих с Д-30 габаритах более мобильна и, благодаря прицепной схеме, лучше приспособлена к частой смене дислокации. Но за это приходится платить вдвое меньшей мощностью. СПУ-5 хорошо подойдет как машина для оперативной снегоочистки в случае экстренной необходимости. Кстати, производитель предлагает также модификацию СПУ-5, работающую на газе.
Лидия Коробейникова, сотрудник предприятия ЖКХ, Воронеж: “Если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе. Нам требовалась снегоплавилка, которую можно легко перевезти с места на место. Подключил к канализации, растопил снег, прицепил машину к трактору и отбуксировал в другой район города. Снега у нас обычно выпадает не очень много, так что СПУ-5 вполне справляется. Главное – она неприхотлива в обслуживании”.
Снегоплавильная установка TRECAN 20-PD Это дизельная буксируемая мобильная установка канадского производителя TRECAN, занимающегося выпуском снегоплавильного оборудования уже около полувека. Она выполнена по одноконтурной схеме, снабжена функцией “сухого” старта, то есть не требует обязательного заполнения бака плавления водой. Машина имеет бортовой компьютер, она способна самостоятельно отфильтровывать песок, щебень и прочие нерастапливаемые элементы. Они помещаются в специальный отсек и удаляются вручную после останова машины.
Основные технические данные TRECAN 20-PD:
Как видно из таблицы, TRECAN 20-PD – самая производительная и мощная из снегоплавилок, рассмотренных в нашем обзоре. Эта модель наиболее совершенна в техническом плане, что, конечно, не может не сказываться на ее цене. Тем не менее снегоплавильные машины TRECAN активно используются многими предприятиями в России, хотя некоторые пользователи отмечают, что в российских реалиях эта машина в обслуживании капризней отечественных аналогов.
Александр Алмазов, начальник складского комплекса, Сургут: “У нас зимой снега знаете сколько выпадает? Горы. Сибирь все-таки. Специально решили купить “канадца”, с расчетом на то, что в Канаде условия схожи с нашими. Кроме того, нам было важно наличие сепаратора, так как в промзоне хватает технического мусора. Расчеты оправдались, территория от снега чистится оперативно, нареканий к машине нет. Хотя смотреть за ней, конечно, надо тщательно.”
Сравнительная характеристика СПУ:
Модель
Д-30
СПУ-5 “Тотем”
TRECAN 20-PD
Производительность, м3/час
30
15
41
Расход топлива, л/час
90
25
121
Габариты (Д*Ш*В), м
5,4*2,5*2
5,4*2,2*2,5
7*2,5*2,1
Объем камеры плавления, м3
4,5
1,5
8
Итог: В нашем обзоре мы ознакомились с общими принципами работы снегоплавильных установок и рассмотрели три из них в качестве наглядного примера. Выбранные нами модели объединяет лишь то, что все они относятся к классу мобильных систем на дизельном топливе. Это несамоходные установки перемещаемого типа, имеющие, однако, собственный дизельный двигатель, работающий, естественно, на “зимнем” топливе. Все три установки отвечают современным экологическим требованиям. При этом нужно отметить, что установка канадского производителя, отличаясь технологическим совершенством, изначально все же предназначена для работы в более щадящих условиях, на чистых улицах канадских городов. Как показывает практика, несмотря на встроенный сепаратор, она все же требует предварительной очистки снежной массы от крупного мусора.