LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
- публицистика (2535)
- идеология (1514)
- политические деятели (1893)
- предательство и предатели (1704)
- «заклятые друзья» (514)
- лабиринты истории (493)
- актеры и актрисы голливуда (391)
- героизм (205)
- культура (197)
- революция в россии (125)
- революционные деятели (33)
- гражданская война (24)
- анархизм (9)
- загадки истории (88)
- донбасс (86)
- телевидение (32)
- сказки (12)
- в гостях у муслима магомаева (4)
- великая отечественная (859)
- герои (175)
- партизаны и партизанская война (5)
- великие композиторы (175)
- великие певцы (78)
- великие писатели и поэты россии (613)
- великие художники (520)
- города и страны (1425)
- декабристы (49)
- дети (349)
- доброта (73)
- драматурги (20)
- древняя русь (158)
- жзл (183)
- живопись (1362)
- портреты (236)
- акварели (115)
- картины и иллюстрации (96)
- история картин (91)
- живопись и поэзия (91)
- иллюстрации (84)
- история создания картин (171)
- картины великих художников (400)
- животные (567)
- забытые имена (563)
- зарубежные актеры кино (192)
- зарубежные актрисы кино (281)
- зарубежные писатели и поэты (305)
- звезды из прошлого (1613)
- звезды сцены (1003)
- знаменитости (2577)
- известные личности (2260)
- интервью (269)
- интересно (360)
- интересные истории (1618)
- интересные факты (10583)
- искусство (265)
- истории (1715)
- истории любви (1022)
- истории создания фильма (43)
- история монархов (639)
- история песни (46)
- история Европы (519)
- история Крыма (81)
- история России (2876)
- либералы и оппозия (578)
- «творческая интеллигенция» (300)
- экономика (182)
- история СССР (1491)
- катастрофы (132)
- киноактеры и киноактрисы (587)
- кинозал (156)
- композиторы (192)
- котики и кошечки с котятами (963)
- котоматрицы (337)
- кошки в живописи (65)
- кошки и фото (72)
- кошки и юмор (292)
- кумиры (863)
- звезды голливуда (182)
- любовь (205)
- ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5841)
- мир балета (178)
- история создания балета (6)
- мир кино (3416)
- интервью с актерами (65)
- прототипы героев фильмов (64)
- история создания фильма (573)
- музыка из кинофильмов (134)
- мультфильмы (101)
- размышления о фильме (263)
- рецензия на фильм (27)
- экранизации (84)
- мир театра (534)
- мир цирка (33)
- мифология (127)
- мои рамочки (19)
- мудрость (277)
- музыка (1583)
- авторы (373)
- исполнители (343)
- барды (50)
- история создания опер (23)
- джазовая музыка (49)
- дирижеры (7)
- история песни (283)
- история создания (130)
- классическая музыка (201)
- поп-музыка (104)
- ретро-музыка (580)
- романсы (412)
- танцевальная музыка (178)
- образование (124)
- отечественные актеры кино (870)
- отечественные актрисы кино (617)
- певицы (228)
- певцы (277)
- певцы и певицы бельканто (37)
- политика (2653)
- поэзия (383)
- праздники (180)
- притчи. (9)
- психология (1914)
- Пушкиниана (252)
- режиссеры (308)
- религия (151)
- русские писатели (142)
- русские поэты (155)
- русский язык (99)
- грамматика (31)
- садальский (146)
- сатира (112)
- сатирики (109)
- собаки (132)
- советские писатели (153)
- советские поэты (144)
- спорт (56)
- СССР (65)
- схемки (84)
- танцовщицы (92)
- танцоры (52)
- танцы. танцевальные номера (54)
- театр. театральные актеры и актрисы (461)
- Украина (438)
- фигурное катание (1)
- фото (480)
- художественная литература (456)
- прототипы героев книг (43)
- русские писатели (29)
- русские поэты (38)
- художники (563)
- цветы (30)
- цитаты (394)
- афоризмы (83)
- крылатые фразы (102)
- чтобы помнили (1443)
- актеры (99)
- актрисы (69)
- театральные актеры (47)
- юбилеи и дни рождения (553)
- юмор (652)
- юмор в живописи (9)
- юмористы (52)
—Цитатник
«Николай Добронравов. Тост за достоинство честных певцов» Творческий и семейный союз композит.
Акварель, лишь способна, прозрачность нести. Grand Duchess Olga Alexandrovna .
Схемы «Усатые-хвостатые на фоне осени» .
«В глубине души такая печаль . » Письма Н.Н. Пушкиной-Ланской П.П. Ланскому Портрет Н.
Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
КАК ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МУЖИЧОК В ЛЕС ЗА ЕЛКОЙ ХОДИЛ. ИСТОРИЯ МУЛЬТФИЛЬМА «ПАДАЛ ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ»
После знаменитого мультика «Пластилиновая ворона» имена Александра Татарского и композитора Григория Гладкова прозвучали на всю страну. Вот только последнего ещё долго путали с другим Гладковым — Геннадием, написавшим музыку к «Бременским музыкантам».
Фото: Кадр из м/ф «Падал прошлогодний снег», 1983 г.
Очередным пластилиновым шедевром Татарского стал мультфильм «Падал прошлогодний снег». Это была ещё одна абсурдная феерия — на этот раз про непутёвого мужичка, которого жена послала в лес за ёлкой, а лес оказался волшебный.
Фото: Скан обложки диска
«Падал прошлогодний снег» произвёл на меня в детстве такое неизгладимое впечатление, что порою мне кажется, что это вообще мой самый любимый мультфильм. Вот и перед написанием этой статьи об истории мультфильма я пересмотрел его в энный раз и снова испытал тот же самый восторг.
Невзирая на то что помню сюжет почти наизусть, а множество фраз главного героя давно перекочевало в мой лексикон.
«Маловато будет! О! Вот это мой размерчик».
«Ладно скроен, ловко слеплен — ну, вылитый я в молодости».
«Уж послала — так послала».
«Снесу-ка его на ярмарку. Тута дураков много, а зайцев, поди, мало».
«Мы, бояре — народ работящий. Такая уж наша боярская доля».
«Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого? Так я первый буду».
«Иди, говорит, и без ёлки не возвращайся. А зато с ёлкой, говорит, возвращайся».
«В теле такая приятная гибкость образовалась… Только в себя превратиться не могу».
«Отпустите меня, тётенька… Я волшебное слово знаю — „Пожалуйста“».
«Ох, уж эти сказки! Ох, уж эти сказочники».
«Конец-конец… Концы в воду!»
Фото: Кадр из м/ф «Падал прошлогодний снег», 1983 г.
Помню, как одной моей знакомой — бывшему музработнику — подарили старое пианино. Хотя девушка уже работала в другой сфере и жила на съёмных квартирах, от подарка она не отказалась и при каждом переезде таскала за собой этот громоздкий инструмент (на котором, к тому же, почти не играла). Как тут было не процитировать фразу:
«Как царём заделаюсь, первым делом — пианину! А что это за жизнь без пианины?»
Трудно поверить, что поначалу в этом мультике текст не планировался вообще — присутствовали лишь одни восклицания «Ох» и «Ах». Однако руководство студии попросило сделать сюжет более конкретным — как оказалось, не зря. Татарский призвал на помощь сценариста Сергея Иванова, и они вместе стали придумывать фразочки, ставшие потом крылатыми. В работе над образом мужичка (этакого «активного бездельника») помогли и телефонные розыгрыши, которыми режиссёр баловался ещё в киевский период своей жизни.
Григорий Гладков:
«У Татарского и Ковалева была магнитофонная пленка под названием „Дегенераты у телефона“, на которую они записывали самых высокопоставленных чиновников. Специально для этого придумали забавного персонажа — тупого водителя по имени Семён Швырь, который разговаривал на суржике. Потом точно так же — „Маловато будет!“ — заговорил герой мультфильма „Падал прошлогодний снег“».
Фото: Кадр из м/ф «Падал прошлогодний снег», 1983 г.
Изрядный вклад в образ мужичка внёс и голос Станислава Садальского. Кстати, поначалу мультик позвали озвучивать Лию Ахеджакову, но её работа Татарскому не понравилась. Садальский же, недолго думая, решил повторить манеру своего героя из к-ф «Место встречи изменить нельзя» — шепелявого карманника Кирпича.
Правда, в титрах актёра не указали. Перед выходом мультфильма он был застигнут в гостинице с иностранной гражданкой, а тогда такие связи не поощрялись. Название мультика тоже менялось. Первым было то ли «Ёлки-палки, лес густой», то ли «Раз — мороз, два — мороз» (тут «показания» Гладкова в разных интервью расходятся). Но однажды музыкант сыграл Татарскому очередную песню на стихи А. Кушнера «Падал снег», и режиссёра осенило. Он добавил туда слово «прошлогодний», решив, что такое парадоксальное название идеально подходит мультфильму. На поверку оно оказалось не таким уж парадоксальным…
Григорий Гладков:
«…одна девочка написала в Сети, что явление „прошлогодний снег“ существует. Это снег, который выпадает 31 декабря. Пересекая черту нового года, к земле он уже приближается прошлогодним».
Станислав Садальский:
«Весь наш абсурдный, фантастический фильм он построил на одной фразе, которую считал гениальной: „Падал прошлогодний снег“. Мне он долго пытался объяснить: — Ты понимаешь… ноль часов, ноль минут. Нет прошлого, будущего, нет настоящего. Есть безвременье, междумирье. Все замерло. А снег идет… Прошлогодний, понимаешь?»
Песня «Падал снег» в мультфильм не вошла — музыку для него Гладков писал специально. Композитору очень хотелось, чтобы звучала одна гитара и забавный инструмент казу (это когда дуют на бумажку и получается звук, похожий на треск расчёски). Сегодня это покажется смешным, но руководство студии подобному лаконизму долго противилось — тогда было принято обязательно приглашать оркестр…
Большая часть музыки Гладкова вполне соответствовала общему настрою мультфильма — была мажорной и забавной. Однако к концу в сюжете стали проскальзывать нотки грусти. Несмотря на то что мужичок — откровенный дурачок и хвастун с головой, набитой пошлыми и глупыми мечтами, нам почему-то становится его жалко. Особенно, когда он усаживается на мостик, достаёт флейту и начинает играть финальную тему — красивую, пронзительную, щемящую…
Т атарский сознательно стремился к этому неожиданному контрасту, чтобы придать своему мультфильму «феллиневское» чувство трагикомедии.
Александр Татарский Фото: Источник
Григорий Гладков:
«Это был один из самых весёлых дней в жизни, мы были на даче Успенского, было много шуток, веселья. Сочиняли сценарий. Очень весёлый день был. И Александр Татарский говорит — сочини в конце такую мелодию, чтобы нас под неё хоронили. И я сел один, так нашёл место на веранде и вот эту мелодию сочинил».
По словам Татарского, этот мультфильм, как и «Пластилиновая ворона», подвергался постоянным придиркам и нападкам.
Александр Татарский:
«Этот фильм вообще был запрещен, положен на полку, и формулировки были гораздо более гадкие. Если „Ворона“ — просто безыдейная глупость, то это уже русофобия, издевательство над советским человеком. Потому что в фильме всего один герой, и он русский (он же в шапке, мужик), и при этом он идиот».
Подобные рассказы творцов о цензуре и притеснениях советской эпохи звучат с такой регулярностью и постоянством, что поневоле вызывают ряд недоумённых вопросов.
1. Каким же образом эти произведения всё-таки выходили и обретали массовую популярность? Неведомым Божьим промыслом? По блату? Продавались на «чёрном рынке»?
2. Много ли фильмов, положенных на полку, оказались действительно талантливыми? Я вот могу вспомнить только «Проверки на дорогах» Германа и «Пропавшую грамоту» Ивченко.
3. Почему в постсоветскую эпоху творцы не завалили нас шедеврами, «свободными от тисков цензуры», а вылили (и продолжают выливать) на головы зрителей ушаты псевдохудожественного дерьма?
4. Да и разве цензура куда-нибудь исчезала? Тогда она была идеологической, а теперь вам просто не дадут денег (причём и «идеологическая» составляющая осталась — только сменила знак на противоположный).
5. И, наконец, неужели вы думаете, что творцы других стран и эпох не сталкивались с похожими трудностями? В этом контексте весьма показателен ещё один рассказ Татарского (курсив мой):
«Я хотел снимать „Прошлогодний снег“, а мне говорили, что надо снимать что-то про пионеров, собирающих металлолом. Я сопротивлялся и орал. Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришел и сказал: „Хорошо. Я хочу снимать мультфильм про Ленина“. Тут они напряглись: „Это что еще за мультфильм?“ „Ну как, — говорю, — Ленин был очень веселый человек. Сделаю смешное кино про Ленина — все обхохочутся“. Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: „А можно не про Ленина?“ — „Я известный режиссер, хочу про Ленина“. Две недели ходил и требовал — хочу про Ленина! Еще потом придумал, что фильм будет по рассказу Зощенко про Ленина. И добился того, чего хотел, — делай что хочешь — только не про Ленина! И я сделал „Прошлогодний снег“».
Скажите, вы верите, что всё было именно так? А если верите, то понимаете, насколько «крут» был Татарский? Как вы уже поняли, премьера «Прошлогоднего снега» всё-таки состоялась — причём прямо накануне Нового 1984-го года.
Более того — мультфильм выиграл приз на Международном кинофестивале в Варне (Болгария). Правда, Татарского даже не поставили в известность, что «Прошлогодний снег» участвует в конкурсе — о своей победе он узнал по телевизору.
Фото: Кадр из м/ф «Падал прошлогодний снег», 1983 г.
Какое-то время карьера режиссёра шла по нарастающей. В 1984-м он снял ещё один мультипликационный шедевр — «Обратная сторона Луны». Потом грянула перестройка, и в 1988-м Татарский создал первую независимую студию «Пилот». Казалось бы, чего ещё желать?
Однако с концом советской эпохи (о котором режиссёр даже снял сатирический мультик «Путч») оказалось, что денег на выпуск мультфильмов найти крайне трудно — приходилось снимать рекламу и клипы (надо признать, даже в этой сфере Татарский работал привычно талантливо). Последним достижением режиссёра стал созданный под его руководством многосерийный мультипликационный цикл «Гора самоцветов», основанный на сказках народов России.
Лично для меня этот блестящий цикл стал неким прощальным реквиемом по советской мультипликации — её разнообразию и своеобразию. К сожалению, в нынешних мультфильмах я вижу только попытки копировать западные образцы, не привнося ничего нового. Этакий обречённый бег за чужим паровозом… Александр Татарский:
«Чьи мультфильмы дети смотрят, гражданами той страны они и являются» .
В 2007 году Александра Татарского не стало. Слова режиссёра, сказанные когда-то Гладкову, не были пустыми — хоронили его под ту самую музыку из «Прошлогоднего снега». С этого момента жена режиссёра больше никогда не будет смотреть знаменитый мультфильм — теперь с ним будут связаны слишком тяжёлые воспоминания…
Что касается Григория Гладкова, то он до сих пор продолжает сочинять песни и выступать перед детьми. Хотя о былой славе времён мультфильмов Татарского и группы КУКУРУЗА ныне остаётся только мечтать…
Григорий Гладков:
«…так называемое детское творчество, о котором мы сейчас говорим, будь то детский композитор, поэт, художник, писатель — это человек, который с помощью искусства пытается, наверное, оставить ребёнка в себе. То есть это детский метод в творчестве взрослого. Так же, как есть импрессионизм, абстракционизм, реализм, есть и детский метод — когда взрослый сочиняет, как ребёнок. И „детское“ здесь условно».
Источник