Упражнения по стилистике русского языка (58 стр.)
1. На выставке (экспонируется — экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых — точная копия корабля. 2. На Аляске два года подряд осенью моржи срывались с крутого утеса и разбивались. (Погибли — погибло) 59 животных. 3. Когда колонна подошла к мосту, из «головы» раздался страшный взрыв… Ловушка захлопнулась, и нас стали методично расстреливать… Кто себя обнаруживал, отстреливался, (становился-становились) (жертвой -жертвами) снайперов. Кто не успел выпрыгнуть, (сгорел — сгорели) в машинах. 4. Еще в колонне (ехал — ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей. 5. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось — отправились) на свои дачные участки. 6. Большинство таких предприятий (отправило — отправили) своих рабочих в неоплачиваемые отпуска. 7. Мы отыскали бугор, давно облюбованный барсуками, в нем (красовалось — красовались) двадцать шесть нор и тропы к ним, по которым многие поколения барсуков уходили по ночам на охоту. 8. Большинство барсучьих городков (служит — служат) животным десятки и сотни лет… Сколько человеческих селений за это время (сметено — сметены) временем, сколько всяких перемен на земле, а поколения барсуков живут-поживают в счастливо выбранном месте, где их ничто и никто (не тревожит — не тревожат). 9. Когда вода начнет убывать, рыбешка мечется в усыхающих лужах. Такие места (не преминет — не преминут) проведать медведь, волки и лисы, соблазнившись рыбным столом. 10. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали, бегало, бегал), но это следы одного одинокого зверя. 11. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли — погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой — жертвами) охоты.
Упражнение 326. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.
1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. В Измайлове строятся десять 12-этажных домов. 3. Поздно вечером к амбару подкатило два грузовика, груженные мукой. 4. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными. 5. Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 6. Вспоминаю с благодарностью тех, кто был моими друзьями в тяжелое время. 7. Никто, даже наиболее подготовленные спортсмены, участвовавшие в соревнованиях, не смог побить рекорд африканца. 8. Что скажут теперь те, кто оказался доверчивыми вкладчиками, отдавшими свои сбережения жуликам. 9. Не кто иной, как родители, в первую очередь ответствен за воспитание подростков. 10. Установка нового и реконструкция действующего оборудования ведутся одновременно. 11. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло. 12. Каждый шорох, каждый вздох, каждый звук были слышны в напряженной тишине. 13. Студент или студентка должна прийти за справкой? 14. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в процессе труда, закреплялось в труде. 15. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 16. Вы и ваши помощники смогут справиться с этим непростым заданием. 17. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 18. Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок. 19. «Не в свои сани не садись» вышло в свет в 1853 году. 20. Село Погореловка расположена недалеко от райцентра.
Упражнение 327. Вместо точек вставьте нужные буквы, объясняя выбор формы координации главных членов предложения.
1. 22 различных решения был… принят… в Якутии по льготам и отсрочке платежей в федеральный ПФ. 2. Среди миллионного населения Чечни, согласно переписи 1989 года, русских было 290 тысяч. Из них 210 тысяч жил… в Грозном. Сегодня, по оценкам экспертов, в Грозном остал…сь не более 50 тысяч русских (сколько по всей республике — неизвестно). 3. По данным на 1 декабря 1996 года, в собственности граждан наход…тся 15 млн 200 тыс. легковых автомобилей, в то время как в 1990 году — только 8 млн 677 тыс. 4. Из 60 тыс. автомобильных мостов свыше трети наход…тся в аварийном состоянии. Свыше 11 процентов дорог федерального значения нужда…тся в реконструкции, и 655 процентов требу…т ремонта. Впрочем, эти цифры можно считать довольно условными, поскольку практически все автодороги страны нуждаются в ремонте. 5. Россия имеет самую плохую в мире сеть автомобильных дорог. Так, на тысячу кв. км площади приход…тся 24 км дорог, в то время как в Китае — 100 км, во Франции — 1549 км, а в Германии — 1775 км. Причем из 945 тыс. км российских дорог более трети не удовлетворя…т современным требованиям. 6. Не менее выразительны показатели обеспеченности населения дорогами. Если в России на один миллион жителей приход…тся около 4700 км дорог с твердым покрытием, то в Евросоюзе, к примеру, около десяти тысяч километров. Еще в восьмидесятые годы ежегодно строил…сь до 12 тыс. км новых дорог. В 1995 году был… построен… и реконструирован… 6,48 тыс. км российских дорог, из них 622 км — дорог федерального значения.
Плохие дороги между тем не только низкая транспортная обеспеченность населения, но и угроза его безопасности. В 1994 году аварии на автодорогах унесли свыше 35 тыс. человеческих жизней, около 190 тыс. человек попал… на больничные койки. 7. Из 87,5 тыс. км магистральных дорог находится в удручающем состоянии из-за дефектных рельсов. Свыше 720 мостов и тоннелей уже отработал… свой срок службы. 8. Кое-какие мероприятия, правда, проводятся в отношении младшего и среднего офицерского состава. Как известно, им не выдают зарплату и не строят жилья (68 тысяч семей офицеров по-прежнему остро нужда…тся в жилой площади). В результате за последние три года из армии уволил…сь почти 50 тысяч офицеров, и половина должностей командиров взводов сейчас вакантн… 9. В Республике Коми двое юношей-призывников на обратном пути из военкомата в свой поселок Нившера подвергл…сь нападению стаи волков из 5 особей. 10. С начала года на постоянное местожительство в США выехал… около 2,5 тыс. москвичей, что примерно на 4% больше, чем в прошлом году. Около 1800 москвичей выехал… в ФРГ (на 18% больше, чем в прошлом году), 297 — в Канаду (на 70% больше). В то же время на 10% сократилось число выездов на постоянное местожительство в Израиль, которое составило 1128 человек.
7.5. Согласование определений и приложений
Упражнение 328. Проанализируйте формы согласования определений и приложений и объясните, чем вызван выбор того или иного варианта. Отметьте случаи нарушения писателями современной литературной нормы.
1. Иванов был круглый сирота (Г.-М.). 2. И над ней умирает луна — эта круглая сирота (Ис.). 3. Благодарю, что вы моей хлеб-солью не презрели (П.). 4. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза (П.). 5. Два-три надгробных памятника стояло на краю дороги (П.). 6. На них он выменял борзые три собаки (Гр.). 7. Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (Т.). 8. По платформе прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки (Шол.). 9. Первые три года она только урывками наезжала в Заболотье (С. -Щ.). 10. Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Т.). 11. Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы (Л. Т.). 12. Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут (П.). 13. Ее великолепная шуба и шляпка не произвела никакого впечатления (Ч.). 14. Можно себе представить, каким громовым ударом разразилось это письмо над моим отцом и матерью (Акс.). 15. Замечено передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги (Л. Т.). 16. За пустой околицей, за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой (Сурк.). 17. Поезд остановился у станции Злынка. 18. Придется ждать добрых полчаса. 19. Организация праздника проведена была и оформлена за три-четыре последних дня (Фурм.). 20. Вдали показались две высокие пальмы. 21. Захват заложников произошел в автобусе в городе Минеральные воды. 22. Полк дошел походным порядком до города Ровно (Шол.). 23. На острове Кипр можно отдыхать круглый год у моря. 24. Это случилось близ города Ниш. 25. Собрались атаманы за хутором Сестраковом. 26. Жестокие бои произошли у деревни Берестечко. 27. Детство мое прошло в местечке Ельск. 28. Намечены сроки визита в Москву президента южноамериканской республики Колумбия. 29. Всемирный экономический форум проходил на курорте Давос в Швейцарии. 30. Губернаторы штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси, где живут много русских эмигрантов, требуют внести изменения в закон о пособиях (из газ.).
Упражнение 329. Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного — множественного числа определяемого слова в следующих предложениях; мотивируйте свой выбор.
Источник
Упражнения по стилистике русского языка
Учебное пособие составляет комплекс с теоретическим курсом «Стилистика современного русского языка» того же автора. В пособии представлены все разделы соответствующего курса: Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Упражнения помогут студентам-филологам изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики. Задания строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность работать с книгой самостоятельно, а также при заочном обучении.
Ирина Борисовна Голуб
Упражнения по стилистике русского языка
1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
1.1. Смысловая точность речи
1.1.1. Поиск нужного слова
1.1.2. Лексическая сочетаемость
1.1.3. Речевая недостаточность
1.1.4. Речевая избыточность
1.1.5. Использование в речи синонимов
1.1.6. Использование в речи антонимов
1.1.7. Использование в речи многозначных слов и омонимов
1.1.8. Паронимия и парономазия
1.2. Стилистическая окраска слова
1.2.1. Лексика общеупотребительная, книжная, разговорная и просторечная
1.2.2. Стилистическое использование оценочной лексики
1.2.3. Стилистическое использование терминов
1.3. Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения
1.3.1. Стилистическая оценка диалектизмов
1.3.2. Стилистическая оценка профессиональной и профессионально-жаргонной лексики
1.3.3. Стилистическая оценка жаргонизмов и арготизмов
1.4. Лексика пассивного словарного состава
1.4.1. Стилистическая оценка устаревших слов
1.4.2. Стилистическая оценка новых слов
1.5. Использование в речи заимствованных слов
2. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
3. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ)
4.1. Благозвучие речи
4.2.Звукопись в художественной речи
4.3. Устранение недочетов в звуковой организации речи
5. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
6. СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ
6.1. Имя существительное
6.1.1. Род существительных
6.1.2. Число существительных
6.1.3.Варианты падежных окончаний существительных
6.2. Имя прилагательное
6.3. Имя числительное
7. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
7.1. Стилистическое использование разных типов простого предложения
7.2. Стилистическое использование порядка слов в предложении
7.3. Стилистическое использование разных типов сказуемого
7.4. Варианты грамматической координации подлежащего и сказуемого
7.5. Согласование определений и приложений
7.6. Стилистическая оценка вариантов управления
7.7. Стилистические особенности предложений с однородными членами
7.8. Стилистическое использование различных типов сложного предложения
7.9. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций
7.10. Синтаксические средства экспрессивной речи
Список условных сокращений
Ирина Борисовна Голуб
Упражнения по стилистике русского языка
Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие — 3-е изд., испр.
М.: Рольф, 2001. 240 с. 5000 экз.
Рецензенты: доктор философских наук проф. МГУ Н.Н. Кохтев; проф. М.А. Теленкова.
Учебное пособие составляет комплекс с теоретическим курсом «Стилистика современного русского языка» того же автора. В пособии представлены все разделы соответствующего курса: Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Упражнения помогут студентам-филологам изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики. Задания строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность работать с книгой самостоятельно, а также при заочном обучении.
Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика»
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации без письменного разрешения Правообладателя.
Предлагаемое пособие дополняет наш учебник «Стилистика современного русского языка» (М., 1997). Сборник упражнений написан в полном соответствии с программой курса «Практическая стилистика русского языка», изучаемого в университетах, пединститутах, а также в Московском государственном университете печати.
В пособии ставится цель закрепить теоретические знания по курсу стилистики, научить студентов стилистическому анализу текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка, а также в звуковой организации речи. При этом особое внимание уделяется выработке навыков стилистической правки текста и литературному редактированию. Во многих упражнениях предлагается сопоставить неотредактированный и отредактированный варианты текстов, сравнить их разные редакции, проанализировать поучительные примеры авторедактирования писателей-классиков.
Многие упражнения дают возможность изучить различные стилистические приемы создания образности речи, усиления ее выразительности. Для наблюдений предлагаются классические образцы русской прозы, поэзии, публицистики. Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой речевой культуре авторов, о небрежном их отношении к русскому языку, незнании его норм, неоправданном увлечении иноязычными словами, неологизмами, просторечием. Задания призваны выработать у филологов — будущих словесников и редакторов — нетерпимость к стилистическим недочетам в речи, профессиональные навыки исправления различных стилистических ошибок.
«Сборник упражнений по стилистике современного русского языка» создавался и дополнялся автором в процессе многолетней педагогической работы со студентами МГУП и слушателями курсов повышения квалификации редакторов при Московском полиграфическом институте. Автор благодарен своим ученикам, собиравшим забавные примеры речевых ошибок, текстов для литературного редактирования и стилистической правки.
Автор несет ответственность за правильность цитируемых текстов.
1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
1.1. Смысловая точность речи
1.1.1. Поиск нужного слова
Упражнение 1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения.)
Источник