Пять историй судов, застрявших во льдах
«Испытатель», 1850 год
Пройти по морскому пути, соединяющему Атлантический и Тихий океаны, именуемому Северо-Западным проходом, пытались многие и — пропадали. Их искали, но редко находили. В такое рискованное путешествие отправился полярный исследователь Роберт Мак-Клур на корабле «Испытатель».
Выйдя из Лондона в 1850 году, судно прошло через Атлантику, проследовало вдоль всего Тихоокеанского побережья обеих Америк. Зимовали англичане возле острова Банкс, совершая санные поездки в разных направлениях. Таким образом был снова обнаружен Северо-Западный проход, но забитый льдами. У подножия скалы, которая когда-то была конечным пунктом одной из экспедиций, Мак-Клур оставил записку с указанием места зимовки.
Продвинувшись на восток дальше всех предшественников, «Испытатель» завяз во льдах, высота их местами достигала 15 м. Припасы истощились, люди слабели, началась цинга. Но благодаря оставленной под скалой записке в апреле 1853 года спасение пришло. Члены команды Эдварда Белчера (вторая экспедиция, отправившаяся по следам Джона Франклина) выехали на собачьих упряжках «по указанному адресу».
Вот как описывал эту встречу Мак-Клур: «Мы увидели, что к нам по льду быстро приближается какая-то человеческая фигура. Когда мы увидели, что лицо ее черно, как смола, то у нас невольно родился вопрос, имеем ли мы дело с обитателем земли или пришельцем с того света. Если бы обвалился небесный свод, то и тогда, кажется, мы были бы поражены меньше, чем словами, которые услышали: «Я лейтенант Пим. с корабля «Резольют» . » Здоровые и больные высыпали на палубу, не веря ушам и глазам своим. отчаяние уступило место самой горячей радости. ». Чернота лица спасателя, поразившая Мак-Клура, объясняется просто: по утверждению судового врача, сажа защищала от жестких солнечных лучей.
Роберт Мак-Клур стал первым человеком, сумевшим морем пройти вокруг обеих Америк. Правда, в Англии он сначала был предан суду за то, что покинул корабль, но после оправдан, прославлен и посвящен в рыцари.
«Эндьюранс», 1914 год
«Эндьюранс» был одним из двух кораблей — участников Имперской трансантарктической экспедиции, отправившейся в плавание в августе 1914 года. Задачу возглавлявший поход Эрнест Шеклтон поставил амбициозную — пересечь весь Антарктический материк.
Позже он признавался, что был готов к тяжелым ледовым условиям, но столь мощных полей пака не ожидал (пак — морской лед толщиной не менее 3 м, возрастом более 2 лет).
В январе экипаж увидел 30-метровые ледяные стены, обрамлявшие берег Земли Котса. В конце февраля 1915 года командир объявил о зимовке: жилые помещения на корабле стали утеплять, собак спустили на лед и разместили в конурах. В апреле начались подвижки льда и появилось опасение, что «Эндьюранс» может быть раздавлен. Но случилось это только в октябре — в борту образовалась пробоина. Трое суток экипаж откачивал воду из трюмов. Наконец командир приказал начать эвакуацию. Полярники наблюдали, как их судно, зажатое льдинами, превращается в обломки и тонет.
Теперь цель сменилась на более прозаическую — выжить. На дрейфующей льдине был основан лагерь. В апреле она раскололась надвое (причем палатки и запасы оказались на отделившейся части), пришлось срочно грузиться в шлюпки. Пятидневное плавание привело их к необитаемому острову Элефант, расположенному вдали от судоходных трасс. Выжить на острове было можно: пресная вода, тюлени, пингвины. Но команда сдавала — и физически, и морально.
Шеклтон с пятью людьми пошел на одной из шлюпок за помощью — на китобойную базу на острове Южная Георгия. При благоприятном раскладе путешествие должно было занять около месяца. 29 апреля погода резко ухудшилась, упала температура, волны захлестывали шлюпку. Высадка на остров Анненкова была крайне опасной, но люди слабели на глазах и командир решился. (Позднее он признавался, что это плавание было одним из самых страшных испытаний в его жизни).
До китобойной базы оставалось 280 км, но шлюпка не выдержала бы пути. Двое из команды были совсем плохи, и Шеклтон с остальными (Уорсли и Крин) отправился за спасением через горы — к китобойной базе Стромнесс. Они шли 36 часов — без сна, без карт, через ледники, обходя горные обрывы — и наконец достигли цели. В тот же день, 19 мая, норвежские китобои отправили моторный катер, чтобы эвакуировать остальных. Спасение оставшихся на острове Элефант удалось далеко не с первой попытки: только 30 августа все участники зимовки перешли на борт прорвавшегося к ним парового буксира.
«Челюскин», 1933 год
На пароход «Челюскин» и его экипаж советским правительством была возложена важная миссия: доказать, что за время короткой летней навигации обычный пароход может пройти «северный коридор» — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. «Челюскин» и был таким обычным грузопассажирским кораблем, разве что усиленным для навигации во льдах.
Экспедиция, возглавленная директором Арктического института, исследователем Отто Шмидтом, отправилась в путь поздновато — 12 июля 1933 года. Первая встреча со льдами произошла в Карском море. Препятствие удалось преодолеть и выйти к мысу Челюскин. 4 ноября, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами, судно вошло в Берингов пролив. До чистой воды было рукой подать. Но корабль увлекло назад, зажало льдинами и вместе с ними стало уносить обратно в Чукотское море. 13 февраля 1934 года «объятия» льда усилились — затрещала обшивка, внутрь полилась вода. Срочно началась эвакуация на лед.
Через два часа «Челюскин» затонул, а 104 человека оказались на льдине. О чем и была отправлена телеграмма «лично товарищу Сталину». Началась операция по спасению. Тем не менее основная часть челюскинцев провела на льдине около двух месяцев. Обжились. Из спасенных материалов построили барак и пекарню. Чтобы время не пропадало даром, Шмидт читал зимовщикам лекции по философии.
Полеты на Севере — дело непростое, особенно на самолетах того времени, не приспособленных к условиям густого тумана и низких температур. Так что, забегая вперед, летчики, участвовавшие в спасении, не зря получили свои Звезды Героев. Первым 5 марта приземлился на льдину экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. За две недели летчики совершили 24 рейса. После чего семерым пилотам было присвоено звание Героев Советского Союза. Полярники тоже стали национальными героями. В честь «Отто Юльевича Шмидта на льдине», говорят, даже детей называли — Оттоюшминальд (мальчик) и Оттоюшминальда (девочка).
«Георгий Седов» и другие, 1937 год
Осенью 1937 года во льдах Арктики замерз почти весь советский ледокольный флот. Поставленный на зимовку караван ледокола «Ленин» был вынесен льдами на середину моря Лаптевых, ежечасно рискуя быть раздавленным льдами. Караван ледореза «Литке» зимовал в проливе Вилькицкого. Группа лесовозов вмерзла в лед у острова Диксон. Несколько пароходов стояли во льдах возле бухты Тихой. Израненный льдами «Красин» зимовал у Нордвика.
Суда шли на помощь застрявшим и попадали в ловушку сами. Так случилось и с «Георгием Седовым», «Садко» и «Малыгиным». Усилия были тщетны: пробитые ледоколами каналы тут же затягивало льдом. Пришлось встать на зимовку. Так 23 октября начался легендарный дрейф, длившийся 812 дней. Опыта такого ни у кого из 217 человек, находящихся на трех судах, не было.
«Среди дрейфующих льдов образовался целый город, — писал Константин Бадигин (второй помощник на «Садко», в процессе дрейфа ставший капитаном «Седова»). — Рядом с трехэтажными пароходами выросли ледовые домики, палатки гидрологов и магнитологов. Быстро были протоптаны тропы, соединяющие корабли». Многое зависело от того, как поставить корабль на зимовку — чтоб не попасть на линию сжатия льдов (так в свое время погиб «Челюскин»). Лучше всех встал «Садко» — в естественной лагуне среди ледяного поля, окруженной мощной грядой торосов. А вот у «Георгия Седова» одним из сжатий повредило руль — судно потеряло возможность управления.
Весь апрель 1938 года, курсируя с Тикси на льдины, летчики Павел Головин и Анатолий Алексеев самолетами вывозили зимовщиков. «Садко» из ледового плена освободил осенью ледокол «Ермак». А вот «Георгия Седова» отбуксировать не удалось, ледокол остался на вторую зимовку. Только в январе 1940 года у экипажа появился шанс вернуться на Большую землю: к дрейфующему пароходу приблизился ледокол «Иосиф Сталин». Чтобы ускорить освобождение судна, пришлось закладывать в 2-3 метрах от корпуса заряды, взрывами разрушая пятиметровый лед под кормой. Наконец, 13 января спаситель и спасаемый встали борт к борту и «Седов» был выведен на чистую воду.
«Академик Шокальский», 2012 год
25 декабря, под самый Новый — 2013-й — год, исследовательское судно «Академик Шокальский» с 74 людьми на борту застряло в Антарктике. «Мы не дотянули тогда до чистой воды всего лишь одну милю», — рассказывал капитан судна Игорь Киселев. Но подувший затем сильный ветер привел к образованию мощного ледового поля, простиравшегося от корабля на десятки миль.
На призыв о помощи отозвались три ледокола — китайский «Снежный дракон», французская «Астролябия» и австралийская «Аврора Аустралис». Но разыгравшаяся метель — скорость ветра в среднем 50 км/час с порывами до 70 км/час — не позволила спасателям приблизиться к российскому судну, они также «завязли» во льду. «Приключение» не помешало австралийским ученым — океанологам, гидрологам, зоологам — и примкнувшим к экспедиции туристам готовиться к встрече Нового года и даже, по словам находящегося на борту корреспондента Би-би-си Эндрю Люк-Бакера, сочинять по этому поводу песни и разучивать танцы. Экипаж же тем временем продолжал борьбу за вызволение из плена: «Работаем круглосуточно, ситуацию облегчает тот факт, что в Антарктике сейчас лето и ночью светло», — докладывал капитан Игорь Киселев.
В итоге все-таки было принято решение об эвакуации людей вертолетом на австралийский ледокол, которая и состоялась 2 января. А через пять дней, благодаря перемене ветра, ледовое поле покрылось трещинами, и 8 января целый и невредимый «Академик Шокальский» вышел на чистую воду и отправился дальше по запланированному маршруту — «к местам обитания маленьких пингвинов».
Источник
15 Загадочных кораблей-призраков
Корабли-призраки или фантомы, возникающие на горизонте и исчезающие, по поверью моряков, предвещают беду. Тоже и с кораблями, оставленными экипажами. Загадочные обстоятельства и необыкновенный флер жутковатой романтики сопровождают эти истории. Океан прячет свои тайны, и мы решили вспомнить все эти легенды — от «Летучего голландца» и «Марии Селесты», до менее известных кораблей-призраков. Возможно, вы не знали о многих из них.
Океан является одной из крупнейших и самых неисследованных областей Земли. На самом деле, океан покрывает до 70% поверхности земного шара. Океан настолько мало изучен, что, по данным сайта Scientific American, люди картографировали менее чем 0,05 % океанического дна.
При таком раскладе не кажутся такими уж невероятными все эти истории. А их великое множество —историй о кораблях, которые затеряны в морях, и все эти пустые корабли, дрейфующих без цели и команды на борту. Их называют кораблями-призраками. Умерший в полном составе экипаж, или по непонятным причинам исчезнувший. таких находок было немало. Загадочные обстоятельства смерти или исчезновения этих команд даже сегодня, со всеми технологическими достижениями и методами исследований, остаются таинственными. И исчезновения людей с борта по-прежнему никто не может объяснить. Почему весь экипаж покинул корабль, который остается дрейфовать, и куда же они все подевались? Штормы, пираты, болезни. может быть, уплыли на шлюпках. так или иначе, многие экипажи таинственным образом исчезли без объяснений. Море умеет хранить тайны, и неохотно расстаётся с ними. Многие катастрофы, произошедшие на морских просторах, так и останутся загадкой для всех.
15. «Ourang Medan» (Оранг Медан)
Этот голландский торговый корабль стал известен как корабль-призрак в конце 1940-х годов. В 1947 году «Oранг Медан» терпел кораблекрушение в голландской Ост-Индии, о чем был принят сигнал SOS двумя американскими судами, «Город Балтимор» и «Серебряная звезда», идущим по Малаккскому проливу.
И моряки двух американских кораблей приняли сигнал SOS c грузового судна «Оранг Медан». Сигнал был передан членом экипажа, который был крайне напуган и сообщил, что остальные члены его команды мертвы. После этого связь прервалась. Прибыв на судно, весь экипаж был обнаружен мертвым — тела моряков застыли, будто бы в попытке защититься, однако источник угрозы так и не был обнаружен.
В статье, написанной в конце 1960-х Береговой охраной США, говорится, что на телах не было обнаружено никаких видимых признаков повреждений. Грузовое судно, как сообщается, занималось транспортировкой серной кислоты, которая была упакована с нарушениями. После того, как экипаж «Серебряной звезды» быстро эвакуировался и американцы покинули судно, они рассчитывали отбуксировать его к берегу. Но на корабле внезапно вспыхнул пожар, последовал взрыв и корабль пошел ко дну, что привело к окончательной гибели торгового судна. У вдовы одного из матросов, погибших на Ourang Medan, сохранился фотоснимок корабля и экипажа.
Одна из морских загадок — бесследное исчезновение одного из новейших и самых надежных кораблей XX века, пятимачтового «Копенгагена». За всю историю парусного флота было построено всего шесть кораблей, похожих на «Копенгаген», и он был третьим по величине в мире в год постройки — в 1921. Он был построен для датской Восточно-Азиатской компании в Шотландии — на верфи Ромейджа и Фергюссона в небольшом городе Лейт вблизи Абердина. Корпус был выполнен из высококачественной стали, на борту имелась своя судовая электростанция, все палубные лебёдки были оснащены электроприводами, что существенно экономило время на парусных работах, и даже судовой радиостанцией. Двухпалубный стальной «Копенгаген» был учебно-производственным судном, совершавшим обычные рейсы и перевозящим грузы. Последний сеанс радиосвязи с «Копенгагеном» состоялся 21 декабря 1928 г. Никаких достоверных сведений о судьбе огромного парусника и 61 человека на его борту не было.
Было объявлено вознаграждение любому, кто укажет местонахождение пропавшего судна. Во все порты разошлись просьбы: сообщить о возможных контактах с «Копенгагеном». Но на этот призыв откликнулись капитаны только двух судов — норвежского и английского пароходов. Оба заявили, что, проходя южную часть Атлантики, выходили на связь с датчанами, и у тех все было в порядке. Восточно-Азиатская компания снарядила на поиски пропавшего судна сначала судно «Дюкальен» (но оно вернулось ни с чем), а затем «Мексико», которое тоже ничего не нашло. В 1929 году в Копенгагене комиссия по расследованию исчезновения судна пришла к выводу, что «учебный парусный корабль, пятимачтовый барк «Копенгаген», имея на борту 61 человека, погиб ввиду действия непреодолимых сил стихии. судно потерпело бедствие настолько быстро, что его команда не смогла ни передать в эфир радиосигнал бедствия SOS, ни спустить на воду спасательные шлюпки или плоты».
В конце 1932 года в юго-западной Африке, в пустыне Намиб, одна из британских экспедиций обнаружила семь иссохших скелетов, одетых в изорванные морские бушлаты. По строению черепов исследователи определили, что это были европейцы. По рисунку на медных пуговицах бушлатов специалисты установили, что они принадлежат форме кадетов торгового флота Дании. Однако на этот раз у владельцев Восточно-Азиатской компании сомнений уже не оставалось, ведь до 1932 года потерпело катастрофу только одно учебное судно Дании — «Копенгаген». А через 25 лет, 8 октября 1959 года, капитан грузового судна из Нидерландов «Страат Магелхэс» Пит Аглер, находясь возле южных берегов Африки, видел парусник с пятью мачтами. Он появился ниоткуда, словно всплыл из пучины океана, и на всех парусах шел прямо на голландцев. Экипажу удалось предотвратить столкновение, после чего парусник пропал, но команда успела прочесть надпись на борту корабля-призрака — «København».
13. «Baychimo» («Байчимо»)
Судно Baychimo было построено в Швеции в 1911 году по заказу германской торговой компании. После Первой мировой войны перешло Великобритании и следующие четырнадцать лет перевозило меха. В начале октября 1931 года погода резко ухудшилась, и в нескольких милях от побережья у города Барроу корабль застрял во льдах. Команда временно оставила судно и нашла приют на материке. Неделю спустя распогодилось, моряки вернулись на борт и продолжили плавание, однако уже 15-го октября Baychimo снова попал в ледяную ловушку.
На этот раз до ближайшего города было не добраться – экипажу пришлось устроить временное убежище на берегу, вдалеке от корабля, и здесь они были вынуждены провести целый месяц. В середине ноября разыгралась снежная буря, которая длилась несколько дней. А когда 24 ноября погода прояснилась, Baychimo на прежнем месте не оказалось. Моряки посчитали, что судно погибло в бурю, но несколько дней спустя местный охотник на тюленей сообщил, что видел Вaychimo приблизительно в 45 милях от их лагеря. Команда отыскала корабль, сняла с него драгоценный груз и навсегда его покинула.
На этом история Вaychimo не закончилась. Следующие 40 лет его изредка видели дрейфующим вдоль северного побережья Канады. Предпринимались попытки попасть на борт судна, некоторые были вполне успешными, но из-за погодных условий и плохого состояния корпуса корабль вновь покидали. Последний раз Вaychimo видели в 1969 году, то есть спустя 38 лет после того, как его покинул экипаж – на тот момент замерзшее судно было частью ледяного массива. В 2006 году правительство Аляски сделало попытку определить местонахождения «Корабля-призрака Арктики», но тщетно. Где теперь Вaychimo – лежит ли на дне или до неузнаваемости оброс льдом – загадка.
«Валенсия» была построена в 1882 г. компанией William Cramp and Sons. Пароход чаще всего использовали на маршруте Калифорния-Аляска. В 1906 году «Валенсия» шла рейсом Сан-Франциско — Сиэтл. Страшная катастрофа произошла в ночь с 21 на 22 января 1906 года, когда «Валенсия» находилась возле Ванкувера. Пароход напоролся на рифы и получил большие пробоины, через которые стала поступать вода. Капитан принял решение посадить судно на мель. 6 из 7 шлюпок были спущены на воду, но они стали жертвами мощной бури; всего нескольким людям удалось добраться до берега и сообщить о случившейся катастрофе. Спасательная операция не увенчалась успехом и большинство членов экипажа и пассажиров погибло. По официальной информации жертвами кораблекрушения стали — 136 человек, по неофициальной еще больше — 181. Выжили 37 человек.
В 1933 году шлюпка №5 была найдена около Баркли. Состояние ее было хорошее, шлюпка сохранила большую часть своей родной краски. Спасательная шлюпка была найдена спустя 27 лет после катастрофы! После этого местные рыбаки стали говорить о появлении корабля-призрака, который очертаниями напоминал «Валенсию».
11. Яхта SAYO; Манфред Фриц Байорат
Дрейфующую в 40 милях от Баробо 12-метровую яхту SAYO, пропавшую семь лет назад, обнаружили филиппинские рыбаки. У лодки была сломана мачта, большая часть салона была наполнена водой. Поднявшись на борт, они увидели у радиотелефона мумифицированное тело. По фотографиям и документам, найденным на борту, быстро удалось установить личность погибшего. Им оказался владелец яхты, яхтсмен из Германии Манфред Фриц Байорат. Мумификация тела Байората произошла под действием соли и высоких температур.
Дрейфующий корабль с мумией капитана, обнаруженный у берегов Филиппин, удивил многих. Немецкий путешественник Манфред Фриц Байорат — был опытным моряком, который путешествовал на этой яхте в течение 20 лет. Судя по позе, в которой застыла мумия капитана, в последние часы своей жизни он пытался связаться со спасателями. Причина его смерти по-прежнему остается загадкой.
В 2007 году 70-летний Юре Штерк из Словении отправился в кругосветное путешествие на своём «Лунатике». Для связи с берегом он использовал собранное собственноручно радио, но 1 января 2009 года он перестал выходить на связь. Через месяц его лодка прибилась к берегу Австралии, но на борту не было никого.
Те, кто видели судно, считают, что оно находилось примерно в 1000 морских миль от побережья.
Парусник был в отличной форме, и казался не поврежденным. Там не было никаких признаков нахождения Штерка. Ни записки, ни записи в журнале о причинах его исчезновения. Хотя последняя запись в журнале датируется 2 января 2009 года. А в конце апреля 2019 года «Лунатик» был замечен в море экипажем научно-исследовательского судна «Roger Revelle». Он дрейфовал примерно в 500 милях от побережья Австралии. Его точные координаты в то время были Широта 32-18.0S, Долгота 091-07.0E.
9. «Летучий голландец»
«Летучими голландцами» называют несколько различных кораблей-призраков из разных веков. Один из них — настоящий владелец бренда. Тот, с которым беда случилась у мыса Доброй Надежды.
Это легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.
Легенда гласит, что в 1700-е годы голландский капитан Филипп Ван Страатен возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся матерью, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Капитан, сквернослов и богохульник, навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия.
Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появилось в 1795 году в книге «Путешествие к Ботаническому заливу».
Этот корабль-призрак, как сообщается, покинул порт на юге Тайваня на 31 октября 2002 г. В дальнейшем, на 8 января 2003 года, эта индонезийская рыболовецкая шхуна «Хай Эм 6» была обнаружена дрейфующей без экипажа возле Новой Зеландии. Несмотря на тщательные поиски, никаких следов 14 членов команды так и не удалось обнаружить. Капитан, как сообщается, последний раз выходил на связь с судовладельцем, Цай Хуань Чуе-эр, в конце 2002 года.
Как ни странно, единственный член экипажа, который объявился позже, сообщил, что капитан был убит. Был ли мятеж и его причины — неясны. Первоначально весь экипаж пропал без вести, и когда судно было обнаружено, никого не нашли. По результатам расследования, признаков бедствия или пожара на корабле не имелось. Тем не менее, говорили, что это судно могло перевозить нелегальных иммигрантов. Что тоже ничего не объясняет.
7. Призрачный Галеон
Легенды об этом корабле начались в конце 1800-х годов, когда он был построен. Судно собирались построить из дерева. Оказавшись в море, среди льдов, деревянный корабль вмерз в часть айсберга. В конце концов, вода начала прогреваться, погода менялась, теплело, и айсберг потопил корабль. Белый флот искал свое судно в течение всей зимы, каждый раз возвращаясь в порт ни с чем, под покровом тумана. В какой-то момент потеплело настолько, корабль оттаял и отделился от айсберга, и поднялся на поверхность, где его и обнаружил экипаж Белого флота. К сожалению, экипаж галеона погиб; останки корабля были отбуксированы в порт.
Один из первых кораблей-призраков, «Октавиус» стал им, потому что его экипаж замерз в 1762 году, а корабль дрейфовал еще в течение 13 лет с мертвецами на борту. Капитан пытался найти короткий путь из Китая в Англию через Северо-Западный проход (морской путь через Северный Ледовитый океан), но корабль затерло льдами. Octavius оставил Англию и направился в Америку в 1761 году. Пытаясь сэкономить время, капитан решился следовать неизведанным на тот момент Северо-Западным проходом, который впервые был успешно пройден лишь 1906 году. Судно застряло в арктических льдах, неподготовленная команда замёрзла насмерть – обнаруженные останки говорят, что это произошло достаточно быстро. Предполагается, что некоторое время спустя Octavius освободился от льдов и с мёртвой командой дрейфовал в открытом море. После встречи с китобоями в 1775 году корабль больше не видели.
Английское торговое судно Octavius было обнаружено дрейфующим к западу от Гренландии 11 октября 1775 года. На борт поднялась команда с китобоя Whaler Herald и нашла весь экипаж замёрзшим. Тело капитана было в его каюте, смерть застала в момент записи в бортовой журнал, он так и остался сидеть за столом с пером в руке. В каюте были ещё три окоченевших тела: женщины, завернутого в одеяло ребёнка и матроса. Абордажная команда китобоя покинула Octavius второпях, забрав с собой только бортовой журнал. К сожалению, документ настолько пострадал от холода и воды, что прочитать можно было только первые и последние страницы. Завершался журнал записью 1762 года. Это означало, что судно дрейфовало с мертвецами на борту на протяжении 13 лет.
5. Корсар «Дюк де Данциг» (Duc de Dantzig)
Этот корабль был спущен на воду в начале 1800-х годов в французском Нанте, и вскоре он стал корсаром. Корсары— частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооружённое судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а иногда и нейтральных держав. То же название применяется к членам их команд. Понятие «корсар» в узком смысле используется для характеристики именно французских и османских капитанов и кораблей.
Корсар захватил несколько судов, некоторые были разграблены, часть отпущены на волю. После захвата малых судов, чаще всего корсар покидал захваченные суда, иногда устраивая пожар на них. Загадочным образом этот корабль исчез в 1812 году. С тех пор он стал легендой. Считается, что вскоре после таинственного исчезновения, этот корсар мог быть крейсером в Атлантическом океане или, возможно, в Карибском бассейне. Ходят слухи, что его мог захватить британский фрегат. Наполеоновский «Гальего» сообщал об обнаружении этого корабля, дрейфующего в море совершенно бесцельно, причем палуба была покрыта кровью и устлана трупами экипажа. Тем не менее, не было видно никаких внешних признаков повреждения судна. Команда фрегата якобы нашли и забрали бортовой журнал, весь в крови капитана, а затем подожгли этот корабль.
Утверждается, что шхуна «Дженни», изначально английская, покинула порт на острове Уайт в 1822 году для антарктической регаты. Путешествие должно было проходить вдоль ледяного барьера в 1823 году, затем планировалось войти в льды в южных водах, и добраться до пролива Дрейка.
Но британская шхуна застряла во льдах пролива Дрейка в 1823 году. А обнаружили ее только через 17 лет: в 1840 году на нее наткнулось китобойное судно под названием «Надежда». Тела членов команды «Дженни» хорошо сохранились из-за низких температур. Судно заняло свое место в истории кораблей-призраков, а в 1862 году попало в список издания Globus, популярного немецкого географического журнала тех времен.
3. «Си Берд» (Sea Bird)
Большинство «встреч» с кораблями-призраками — чистые выдумки, но были и вполне реальные истории. Потерять судно или корабль в бесконечности мирового океана не так-то сложно. И еще проще потерять людей.
В 1750-х Sea Bird было торговым бригом под командованием Джона Хаксхэма. Торговое судно село на мель в районе штата Род-Айленд на Истон-Бич. Экипаж пропал неизвестно куда — судно было оставлено им без каких-либо объяснений, а спасательные шлюпки пропали без вести. Было сообщено, что корабль возвращался из плавания из Гондураса, перевозя товары из южного полушария в северное, и ожидалось, что оно прибудет в город Ньюпорт. При дальнейшем расследовании, на заброшенном корабле обнаружили кофе, кипящий на плите. Единственные живые существа, которые были обнаружены на борту, были кошка и собака. Экипаж загадочным образом исчез. Изложение истории судна был записано в Уилмингтоне, штат Делавэр и попало в новости издания Sunday Morning Star в 1885.
2. «Мария Селеста» (или Целеста)
Второй по популярности после «Летучего голландца» корабль-призрак — правда, в отличие от него, действительно существовавший. «Амазонка» (так сначала назывался корабль) пользовалась дурной славой. Судно много раз меняло владельцев, первый капитан погиб во время первого же плавания, затем корабль выбрасывало на мель во время шторма, и, наконец, его купил предприимчивый американец. Он и переименовал «Амазонку» в «Марию Целесту», считая, что новое название избавит корабль от неприятностей.
Когда 7 ноября 1872 года судно покинуло порт Нью-Йорка, на борту было 13 человек: капитан Бриггс, его жена, их дочь и 10 матросов. В 1872 году корабль, следовавший из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта на борту, был обнаружен судном «Деи Грация» без единого человека на борту. Все личные вещи экипажа были на своих местах, в капитанской каюте стояла шкатулка с драгоценностями его жены и ее же швейная машинка с неоконченным шитьем. Правда, исчез секстант и одна из шлюпок, что позволяет предполагать, что команда покинула судно. Корабль был в нормальном состоянии, трюмы забиты едой, груз (корабль перевозил спирт) нетронут, но никаких следов команды обнаружено не было. Судьба всех членов команды и пассажиров полностью покрыта мраком. Впоследствии появлялись и были разоблачены несколько самозванцев, выдававших себя за членов экипажа и пытавшихся нажиться на трагедии. Чаще всего самозванец выдавал себя за кока корабля.
Британское Адмиралтейство провело обстоятельное следствие с подробным обследованием судна (в том числе и ниже ватерлинии, водолазами) и тщательным опросом очевидцев. Именно материалы этого следствия и являются основным и самым надёжным источником сведений. Правдоподобные объяснения происшедшего сводятся к тому, что экипаж и пассажиры покинули корабль по своей воле, отличаясь только в толковании причин, побудивших их на такое решение. Гипотез множество, но все они — только предположения.
1. Крейсер USS Salem (CA-139)
Крейсер USS Салем был заложен в июле 1945 в Bethlehem Steel Company’s Quincy Yard, спущен на воду в марте 1947 года, и вступил в строй 14 мая 1949 года. В течении десяти лет корабль служил флагманом Шестого флота в Средиземноморье, и Второго флота в Атлантике. В 1959 году корабль был выведен в резерв. В 1990 году его вывели из состава флота, а в 1995 году тот открылся для посетителей в качестве музея. Сейчас USS Салем стоит в доке в Бостоне, штат Массачусетс в Квинси-Харбор.
В Бостоне, одном из старейших городов Соединенных Штатов, для показа выставлены несколько пугающих исторических кораблей и зданий. Это судно, будучи старым военным кораблем, представляет собой сгусток историй — от мрачных достопримечательностей войны до гибели людей, если будет возможность попасть туда на экскурсию, вы сможете пережить острые ощущения и озноб от всех привидений этого корабля. Он получил прозвище «Морская ведьма», и, по слухам, он такой жуткий, что вы можете почувствовать холод просто глядя на его фото в Интернете.
Найдены возможные дубликаты
Я не понял, крейсер Salem тут каким боком?
«А в конце апреля 2019 года «Лунатик» был замечен в море экипажем научно-исследовательского судна «Roger Revelle».» то чувство, когда вам пишут из будущего.
А если сейчас перечитать, то всё логично..
Блин, я тоже читал и не обратил внимания что посту 3 года)
Любовь Орлова — потерянный металлолом
Моряки любят легенды. Мы все это знаем. Истории о кораблях-призраках любят особо. Тут и иррациональный страх неизведанного с одной стороны, и желание выяснить, докопаться до сути с другой стороны. Если тема будет интересна, то о попытках разгадать тайны известных призраков океана вроде таких, как «Мария Целеста» или «Оранг Медан», можно будет сделать отдельный пост. С историей парохода «Бэйчимо» мы познакомились здесь: https://pikabu.ru/story/byeychimo__prizrak_arktiki_6119628 Многие считают, что подобные истории – дела давно минувших дней, что в наш спутниковый век кораблям-призракам нет места. Однако это, мягко говоря, совсем не так. Новости постоянно пестрят сообщениями о найденных в море судах без экипажа или в буквальном смысле с командой мертвецов на борту. Так о чём это я? Речь пойдёт о самой что ни наесть современной истории – истории теплохода «Любовь Орлова»
Судно с заводским номером 413 было построено в 1976 году на югославской верфи Titovo Brodogradiliste в рамках серии судов проекта 1454 «Мария Ермолаева». Контракт на эту серию был подписан по личному распоряжению Брежнева, которого маршал Тито лично попросил поддержать испытывающую трудности верфь. Всего по проекту 1454 было построено 8 судов. Проект отличался тем, что был приспособлен к плаванию во льдах. Это, разумеется не ледокол, но трассу Северного морского пути корабли этого проекта проходили уверенно. После постройки судно номер 413 было передано в ГП Дальневосточное морское пароходство ММФ СССР и получило название «Любовь Орлова», портом приписки для лайнера стал Владивосток.
«Любовь Орлова» зажила жизнью обычного советского теплохода – в основном работала на внутренних пассажирских линиях по маршрутам у берегов Приморья, Камчатки и Курил. Были в корабельной истории и необычные страницы. В 1979 теплоход отправлялся с гуманитарным грузом в порт Кампонгсаом в Кампучии (Камбоджа), где служил гостиницей для наших специалистов, помогавших восстановливать страну после падения режима красных кхмеров. Экипаж помогал восстанавливать детский дом и матросы отдавали буквально всё, что у них было, иногда возвращаясь на борт в одном белье. «Любовь Орлова» стала символом бескорыстия и дружбы для кампучийцев, а по хорошему даже символом жизни. Второй раз встречать теплоход вышел весь город. Изначально планировалось прислать другое судно, но кампучийцы попросили прислать именно «Любовь Орлову». Детский дом в Кампонгсаоме, к слову, так и назвали «Детдом имени теплохода «Любовь Орлова»».
Экипаж теплохода очень трепетно относился к его названию и к самой Любови Орловой.
Моряки организовали музей памяти актрисы, активно собирали для него материалы: фильмы с её участием, вырезки статей, в музыкальном салоне висел её портрет. На теплоход слал радиограммы сам Григорий Александров, часто на борту бывал киношный сын актрисы из фильма «Цирк» негритёнок Джеймс Паттерсон, бывший и сам морским офицером.
Неприятности у теплохода начались с приходом демократии. «Любовь Орлова» подолгу стояла у причала, старела, ржавела, а в 1999 разделила печальную участь всего дальневосточного пассажирского флота – её продали.
Новым портом приписки стал Аватиу, что на островах Кука, а новые владельцы – компания Marine Expeditions переоборудовали судно для антарктических круизов. Его не раз арендовали для походов к Антарктическому полуострову компании Quark Expeditions и Cruise North Expeditions. Напомню, что возможности проекта вполне позволяли ходить во льдах. К удивлению прежнее название корабля новые владельцы сохранили.
Несмотря на усилия новых владельцев, проект не принёс желаемого финансового успеха — возможно, потому, что на борту теплохода имелось лишь 200 пассажирских мест, что в общем маловато для окупаемости антарктического круиза. Да и требования к комфорту возросли, которым «Любовь Орлова» не очень отвечала. Над теплоходом сгущались тучи, накапливались долги, менялись хозяева и порты приписки. Гром грянул в 2010 году: в канадском порту Сент-Джонс судно было арестовано за долги. На борту находилось 50 членов экипажа, в основном граждане России. Иск был предъявлен на сумму 250000$. При этом долг членам экипажа по зарплате был и того больше. Экипажу запретили выходить на берег, оставив практически без воды и продовольствия. Ситуация начала попахивать международным скандалом и только усилия российских дипломатов помогли вернуть членов моряков по домам.
После двух лет простоя и судебных тяжб несчастный теплоход был пущен с молотка — продан канадскому предпринимателю Хусейну Хамауни.
В последний путь «Любовь Орлова» отправилась 23 января 2013 года с канадского острова Ньюфаундленд курсом в Доминиканскую Республику, где её планировалось распилить на металлолом. Но что-то пошло не так. Возможно, натерпевшийся лайнер не пожелал закончить свои дни на свалке и решил уйти в одиночное плавание и, возможно, даже пойти ко дну, но уж никак не быть убитым и расчленённым. К вечеру следующего дня разразился шторм, который закончился чрезвычайным происшествием — у буксира лопнул трос. Из-за погодных ли условий, из-за разгильдяйства ли экипажа, но попытки вновь взять лайнер на буксир потерпели фиаско. Безлюдная «Любовь Орлова» с потухшими огнями легла в дрейф и, как и подобает кораблю-призраку, скрылась в неизвестном направлении.
Течения в Атлантике работают таким образом, что то, что было выброшено вблизи Канады, прибивает к берегам Ирландии. Были, конечно предположения, что тридцатилетний теплоход этого пути не осилит и обязательно пойдёт ко дну. Однако это оптимистичное для навигации предположение развеялось срочным сообщением Национального агентства геопространственной разведки США – дрейфующее корабль-призрак был зафиксирован примерно в 1500 километрах от Ирландии. В прессе началась паника.
23 января 2014 Daily Mail со ссылкой на бельгийского спасателя распространила информацию, что на дрейфующем корабле без экипажа остались только крысы, которые не в состоянии покинуть корабль пожирают друг друга. «Крысы-каннибалы», сообщалось в статье, могут нести опасность не только для сородичей, но и для жителей прибрежных районов – они агрессивны и могут быть разносчиками заболеваний. Попади они на берег – может начаться эпидемия, сообщала газета. О другой опасности писал National Geographic. Журнал предостерёг, что многотонное неуправляемое судно может врезаться в одну из нефтяных платформ в море, и тогда северные страны Европы постигнет экологическая катастрофа.
23 февраля 2014 у юго-западного побережья Ирландии на корабле-призраке сработал аварийный буй, который включается, когда корабль уходит под воду. На поиски корабля-призрака были брошены все силы, причём как как официальный, так и не очень – множество авантюристов всех мастей были не прочь поживиться металлом. Но всё оказалось тщетно. Сигнал буя был зафиксирован ещё раз в марте, а потом замолк навсегда. Скорее всего буй оторвался от корабля во время шторма, а «Любовь Орлова» так и продолжает своё плавание.
А осенью прошлого года мир облетела новость, что теплоход всё-таки найден. К берегу Калифорнии прибило неизвестный полузатопленный корабль длинной около 90 метров. Тут же последовало заявление, что это и есть «Любовь Орлова». Однако эта новость, подхваченная всеми крупными изданиями на поверку оказалась сильно преувеличенной. Во-первых смущало место — другое побережье Америки. То есть «Любови Орловой» надо было гонимой ветрами и течениями пройти на юг к неспокойному проливу Дрейка, потом повернуть на север и дрейфовать на протяжении пятнадцать тысяч километров. Вероятность того, что корабль подобных размеров смог проделать такой путь и никому при этом не попасться на глаза стремиться к нулю. Во-вторых сомнения вызывало состояние корабля: «Любовь Орлова» была, конечно не молода, но корабль подобного типа не мог так быстро проржаветь дотла. Ну а в-третьих не очень соответствовал материал находки: «Любовь Орлова» была полностью металлическим теплоходом, а неизвестный корабль прибитый к берегу Калифорнии был гибридом.
Так что же тогда всё-таки прибило к берегу Калифорнии? Многие сходятся во мнении, что это было плавучее казино времён «сухого закона». Называли даже предполагаемое имя корабля — SS Monte Carlo. Этот бывший танкер, который в 1932 мафиози переделали в казино и бордель и магазин контрабандной продукции. Он дрейфовал в нейтральных водах, скрываясь от закона и принимал на борт любителей развлечений всех мастей. Однако уже 1937 сильный шторм отправил плавучий дом удовольствий ко дну.
А «Любовь Орлова», судя по всему, так и продолжает дрейфовать в водах северной Атлантики.
На сим всё. При наличии интереса, тему кораблей-призраков можно будет продолжить.
Текст мой, на основе данных из открытых источников, фото из интернета, схема взята с aif.ru
Бэйчимо — призрак Арктики
Моряки любят легенды. О причинах этой нежной любви можно спорить. То ли море настраивает, то ли компания и образ жизни способствуют — в сущности не так уж важно. Любой, кого жизнь забрасывала на флот наверняка может рассказать множество подобных историй, баек, легенд и мифов. Причём сидя за столом в компании или, что более характерно, в кают-компании с морскими волками эти вещи воспринимаются живо, вовсе не сказочно и как-то по-особому. Кто-то, наверное, ощутит себя мальчишкой и на короткое время вернётся в те годы, когда мечты о морской службе ещё не убиты, а герои книг оживают и со страниц отправляются в свой путь корабли. Особое место в морском эпосе занимают корабли-призраки. Эти зловещие истории, окутанные тайной, вроде Летучего Голландца, и по сей день ходят по тавернам и палубам, морям и океанам. Тайна — это всегда заманчиво. Так уж устроен человек — нас манит непознанное. В историях о кораблях-призраках огромное наслоение мифов. Есть, однако, среди всех этих историй самая, что ни на есть подлинная из относительно недавнего прошлого. Речь пойдёт о пароходе «Бэйчимо».
Пароход сошёл со стапелей Шведской верфи в городе Гётеборге и построен был по заказу одной гамбургской фирмы в 1914 году. При постройке он носил имя Ångermanelfven. Ходить пришлось по Балтийскому морю между гамбургским портом и Швецией, где его и застала Первая мировая война. Войну пароход пережил без приключений: избежал попадания торпеды и не напоролся на мину. Приключения его начались уже после войны. Согласно условий Версальского мира Германия должна была передать весь свой флот странам Антанты. Пароход попал в руки англичан и был выставлен на аукцион, где и был выкуплен Компанией Гудзонова залива. Именно тогда он и сменил название на «Бэйчимо». Надо, однако, отметить, что портом приписки у «Бэйчимо» остался шотландский город Ардроссан.
Работа кораблю досталась вполне типовая для того времени и региона — перевозка меха. «Бэйчимо», переоборудованный для плавания во льдах ходил по Арктике, заходил в охотничье селения, грузился пушниной и доставлял её в порт Ванкувер, откуда дорогостоящий груз поступал на экспорт. В своё бесконечное плавание пароход «Бэйчимо» под командованием капитана Корнвила с командой из 36 человек отправился 6 июня 1931 года. Пароход успешно прошёл Берингов пролив, но возле мыса Барроу наткнулся на непроходимое поле льда, тянувшееся почти до самого берега. Без малого месяц на пределе возможностей, как машины, так и людей пароход по нескольку миль в день пробирался через льды, чтобы в заливе Амудсена снова угодить в ледяную ловушку. С огромным трудом «Бэйчимо» прорвался к охотничьему поселку в заливе Коронейшен, где, заполнив трюмы грузом, не выжидая ни дня отчалил обратно — в иллюминаторы уже стучалась безжалостная арктическая зима. Опасности поджидали судно на каждом шагу, но опытный капитан не раз спасал положение и выводил корабль на чистую воду. Беда поджидала у всё того же злосчастного мыса Барроу. И здесь все мастерство капитана оказалось бессильно перед стихией: примерно в полумиле от берега корабль попал в ледяной плен, из которого выбраться уже не смог. 1 октября 1931 сжимаемый льдами «Бэйчимо» подал сигнал бедствия. Экипаж был вынужден оставить судно и пешком двигаться к берегу, где находилось селение эскимосов. Надо отметить, что Компания Гудзонова залива не бросила своих людей в беде и вскоре к мысу прибыли два гидроплана, которые забрали 20 моряков. Остальным во главе с капитаном было велено оставаться и ждать весны, когда льды ослабнут и выпустят «Бэйчимо» из плена. Однако очень скоро начался буран, капитан со своими людьми укрылся в иглу, а когда стихия утихомирилась — пароход исчез. Кронвил счёл, что судно таки раздавило льдами и готов был уже махнуть рукой на затонувший пароход, но вскоре выяснилось, что охотники видели дрейфующий «Бэйчимо» в 50 километрах от места стоянки. Невероятно, но буран освободил его из ледяных тисков и отправил в свободное плавание. Моряки бросились в погоню на собачьих упряжка и вскоре настигли беглеца, но радость их была недолгой. «Бэйчимо» снова вмёрз в лёд, шпангоуты были погнуты, а паровая машина встала навечно. Кронвилу ничего не оставалось, как выгрузить ценный груз и на гидропланах убраться, оставив судно на верную гибель.
Здесь можно было бы поставить точку. По всем законам морской подлости его очень скоро должны были раздавить льды и отправить на вечное дно. Однако «Бэйчимо», брошенный людьми продолжил своё плавание. Весной 1932 года эскимосы заметили его дрейфующим вместе со льдами возле всё того же заколдованного мыса. Надо сказать, что тогда их «фантазиям» никто не поверил. Ещё через год пароход попался на глаза путешествующему на собачьих упряжках исследователю Арктики Лесли Марвину, который его сфотографировал. Через несколько месяцев после этого, его заметила компания старателей. Они поднялись на борт и провели там ночь. В марте 1933 года группа охотников наткнулась на «Бэйчимо», в очередной раз вмерзший в лед в районе залива Амундсена. Следует отметить, что эта встреча произошла как нельзя кстати, так как начался буран и в течение долгих 10 дней пароход служил укрытием для эскимосов. Эти сообщения игнорировать было уже невозможно, и Компания Гудзонова залива объявила награду за «поимку» призрака. В августе 1933 года «Бэйчимо» видели неподалеку от канадского поселка старателей. Не разыграйся шторм, возможно, жаждущие награды жители заарканили бы беглеца. Но, увы, когда шторм стих неуловимый пароход снова скрылся. В июле 1934 года «Бэйчимо» едва не протаранил шхуну шотландской исследовательницы Изабеллы Хатчинсон. К сожалению, у учёных не было ни сил, ни времени, ни людей чтобы справиться с пароходом-призраком. И снова тот был брошен на произвол стихии. В 1939 году у берегов Аляски капитану небольшого китобойного судна Хью Полсоному удалось взять «Бэйчимо» на абордаж. Долгое часы механик пытался вернуть к жизни паровую машину, но начался шторм, и непокорный пароход снова вырвался на волю. Ещё много раз в окрестностях заколдованного мыса видели пароход-призрак. Последние подтверждённые сведения относятся к 1969 году: эскимосы сфотографировали вмёрзший во льды «Бэйчимо». Все последующие рассказы — не более, чем слухи.
В 2006 году власти Аляски объявили награду в 100000 долларов за поимку корабля-призрака, однако эта сумма до сих пор остаётся невостребованной. Затонул ли «Бэйчимо» или по сей день дрейфует во льдах доподлинно неизвестно.
Источник