Картотека опытов и экспериментов зимой
опыты и эксперименты по теме
Опыты и эксперименты в зимнее время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_eksperimentirovaniyu.docx_vstavit.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов зимой
Почему тает снег?
Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материал: Емкости для снега.
Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с
разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через
некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними
и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).
Изготовление цветных льдинок
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды — жидким и
твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.
Как согреть руки?
Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение;
Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и
тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно). Далее
предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в
толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть
обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке
стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что
предметы могут согреваться при трении, движении.
Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материал: Иллюстрации, открытки «С Новым годом!», мех, подставки, емкости для
Дети рассматривают открытки, иллюстрации, обращая внимание на то, что Дед Мороз и Снегурочка всегда одеты в шубы. Выясняют, какими они бывают на празднике (им жарко, но они приходят в шубах); где «живут» Дед Мороз и. Снегурочка (там, где холодно, на Севере; им хорошо, когда холодно). Взрослый предлагает детям вылепить Деда Мороза и Снегурку из снега, внести их в помещение, закутать одну фигурку в «шубу» (полностью), а другую – оставить открытой. После 10-15-минутного наблюдения выясняют, что произошло, почему открытая фигурка начала таять (в помещении тепло, снег в тепле тает). Затем раскрывают вторую фигурку и выясняют, почему она осталась такой же прочной,
как была («шуба» защитила ее от тепла комнаты, снег не растаял). В конце занятия взрослый еще раз выясняет, почему же Дед Мороз и Снегурочка приходят к нам в шубах (они спасаются от тепла).
Как звери меняют в шубку?
Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой
Материал: Кусочки меха (старого), кора деревьев.
Взрослый предлагает детям подумать, что делать зверям, которым нужны зимой
теплые шубки, но купить их они не могут (отрастить новый мех, плотный, тяжелый).
Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую
из них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая
шубка и куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как
звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старой шкуркой по коре дерева, на
не остаются волоски).
Нужен ли зимой растениям снег?
Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности
Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега — могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает его условным значком: «нет снега». Весной можно наблюдать за появлением растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.
Где быстрее наступит весна?
Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материал: Емкости со снегом, льдом.
Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке ( на полянке солнце быстрее растопит снег).
Где будут первые проталинки?
Цель: Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением
Материал: Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.
Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по
размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и
наблюдает за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег
тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору
березы и рябины и сравнить ощущения (кора рябины горячая, березы
прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины ( вокруг
деревьев с темными стволами).
Почему снег мягкий ?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Откуда берётся иней?
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Источник
Опыты со снегом в старшей группе
Наталья Медецкая
Опыты со снегом в старшей группе
Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения опытов со снегом. Благодаря им дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления.
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
— расширять знания детей о зиме;
— в ходе экспериментирования определять свойства снега (белый, не прозрачный, рыхлый, тает в тепле, без запаха);
— развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
— учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
— обогащать словарный запас детей;
— воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Материал для занятия: снег, ёмкость с водой комнатной температуры, ложка, 2 стакана, вата, краски.
Ход занятия:
Закружили метели, песни вьюга поёт.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.
— о каком времени года это стихотворение?
Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»
-сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?
Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме.
Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)
Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге)
Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.
Вот и мы проведём сегодня несколько опытов, и определим свойства снега.
1. Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Опыт 1. «Какой на ощупь».
— У нас на столе, в стаканчике лежит комочек снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите снег в руку и скажите, какой он.
Ответы: холодный, белый, лёгкий.
Опыт 2 «Таяние снега«
А теперь посмотрим, что произойдёт со снегом в наших ручках.
Ответ: он растаял и превратился в воду.
Опыт 3 «Определение запаха».
А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега
Ответы детей: Нет
Опыт №4. «Можно ли окрасить снег?».
Снег можно покрасить обычными пищевыми красителями или красками и понаблюдать, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу.
Опыт 5 «Фильтруем талую воду»
Пропускаем воду полученную из снега через фильтр (вату). На вате осталась грязь.
Вывод: В снеге содержится грязь. Поэтому снег и снеговую воду нельзя употреблять в пищу, поскольку они очень грязные.
Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.
-Ребята, вам понравилось быть учеными, исследователями?
Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;.
Фотоотчет «Опыты со снегом» в младшей группе Цель: дать понятие о снеге» Задачи: -помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. -создать благоприятные условия для сенсорного.
Фотоотчет прогулки в старшей группе «Наблюдение за первым снегом» Цель: Закрепление знаний о снеге, как о сезонном явлении. Привитие любви к природе родного края, бережного отношения к ней. Снег идёт,.
Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыты с водой и снегом» Экспериментирование учит детей наблюдать и делать выводы,развивает мышление и внимание. Простые опыты вызывают у детей неподдельный интерес,что.
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом» в старшей группе Цель: Уточнять и расширять представление о свойствах снега. Задачи приоритетной образовательной области: Познавательное развитие: -Закреплять.
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за снегом и льдом» Цель: • познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом; • закрепить названия и последовательность зимних месяцев • формировать представление.
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за снегом в феврале» Цели: Формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение.
НОД «Опыты со снегом». Исследовательская деятельность детей на прогулке Цель: — формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; — продолжать знакомить детей со свойствами снега; — закреплять.
Опыты со снегом, льдом и водой (фотоотчет) Здравствуйте, коллеги! Пока за окнами зима, я решила показать детям, что происходит со снегом в теплом помещении и с водой на морозе. Опыт.
Источник