Опавшие листья терпеливо ожидающие первого снега егэ
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Название «Кукрыниксы» составлено из первых букв фамилий художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, входивших в состав творческого коллектива.
2) Творческий коллектив художников «Кукрыниксы», куда вошли Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, в годы Великой Отечественной войны создал огромное количество сатирических работ, призванных морально поддерживать русский народ в борьбе с фашизмом.
3) В годы Великой Отечественной войны «Кукрыниксы» вели напряжённую борьбу с немецким захватчиком, выпуская огромное количество агитационных плакатов, работая в сатирических «Окнах ТАСС».
4) Деятельность «Кукрыниксов» — творческого коллектива трёх советских художников — по созданию агитационных плакатов, листовок, карикатур стала «искусством разоблачительной метафоры», помогавшим русскому народу бороться с фашизмом.
5) Известный критик Александр Абрамович Каменский высоко ценил творчество «Кукрыниксов» —коллектива трёх художников: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова — и называл его «искусством разоблачительной метафоры».
(1)«Кукрыниксы» —творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов; название коллектива составлено из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. (2) Великой Отечественной войны «Кукрыниксы» вели напряжённую работу над созданием агитационных плакатов и листовок, сатирических «Окон ТАСС», бесчисленных карикатур для газет и журналов. (3)«Искусство разоблачительной метафоры», как назвал работы творческого коллектива известный критик Александр Абрамович Каменский, помогало поддерживать боевой дух солдат, давало силы жить и работать тем, кто находился в тылу, — другими словами, стало одним из мощных видов оружия в борьбе с фашизмом.
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот производный предлог.
(1)«Кукрыниксы» —творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов; название коллектива составлено из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. (2) Великой Отечественной войны «Кукрыниксы» вели напряжённую работу над созданием агитационных плакатов и листовок, сатирических «Окон ТАСС», бесчисленных карикатур для газет и журналов. (3)«Искусство разоблачительной метафоры», как назвал работы творческого коллектива известный критик Александр Абрамович Каменский, помогало поддерживать боевой дух солдат, давало силы жить и работать тем, кто находился в тылу, — другими словами, стало одним из мощных видов оружия в борьбе с фашизмом.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СИЛА, ж.
1) Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тока. С. инерции.
2) Сущность, смысл (разг.). Вся с. в том, что он знает это лучше меня.
3) Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще — физическая или моральная возможность активно действовать. Толкнуть с силой. Это свыше моих сил. Лишиться сил. Собраться с силами.
4) То же, что войска. Военно-морские силы.
5) Действенность, правомочность (закона, решения, правила). Закон вступил в силу. Закон обратной силы не имеет. Старое решение потеряло (утратило) силу.
(1)«Кукрыниксы» —творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов; название коллектива составлено из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. (2) Великой Отечественной войны «Кукрыниксы» вели напряжённую работу над созданием агитационных плакатов и листовок, сатирических «Окон ТАСС», бесчисленных карикатур для газет и журналов. (3)«Искусство разоблачительной метафоры», как назвал работы творческого коллектива известный критик Александр Абрамович Каменский, помогало поддерживать боевой дух солдат, давало силы жить и работать тем, кто находился в тылу, — другими словами, стало одним из мощных видов оружия в борьбе с фашизмом.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Причиной протестной активности становилось и нежелание рабочих мириться с административным ДИКТАТОМ со стороны определённой части директорского корпуса.
Сравним византийскую икону и картину периода итальянского Возрождения: мы видим разное отношение к человеческому телу, разное отношение к ценностям ГУМАНИЗМА.
Группа ребят работала над созданием текста в ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ стиле.
Заявителю было отказано в РАЗДАЧЕ разрешения на строительство в связи с тем, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги.
С середины прошлого года на рынке жилья наблюдается рост ПОКУПАТЕЛЬСКОЙ активности и цен.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
Дмитрий Ильич чуть не заплакал от бессильного раздражения, раскричался, плюнул и ушёл, потом велел запрячь лошадь и, сказав, что он вымывает руки и не притронется больше ни к чему, уехал к Павлу Ивановичу на заседание Общества.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ПОЛУТОРАСТА килограммами
на протяжении ЧЕТЫРЁХСОТ лет
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
A | Б | В | Г | Д |
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) ре..лизм, прот..реть, (ржавая) л..пата
2) ск..льзящий, изм..нение (плана), экспр..ссивный
3) пом..шать (кому-то), м..тив, г..ризонтальный
4) пл..нительный, сер..ал, г..релка
5) принадл..жать, разг..дать, т..рминология
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..вратить, пр..ступить (к занятиям), пр..образиться
2) нера..чётливый, ра..плескать, бе..честный
3) интер..ер, кинос..ёмка, раз..ярённый
4) меж..нститутский, без..мянный, из..скать
5) пр..страстие, пр..мелькаться, пр..строиться
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) солом..нка, обид..лись
2) настра..вать, выпил..вать
3) усидч..вый, нищ..нка
4) намер..вались, кашл..нуть
5) фасол..вый, недоум..вать
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) рассмотр..шь, приравнива..мый
2) неж..шься, незамеч..нный
3) (он) держ..тся, повер..вший
4) кол..щее (оружие), пил..щий (дрова)
5) осме..нный, ре..вшие (флаги)
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
По мере приближения к морю всё яснее был слышен (НЕ)УМОЛКАЮЩИЙ ни на минуту шум беспокойных волн.
Вы (НЕ)ХУЖЕ меня знаете, с какими трудностями сталкивается выпускник вуза, приступивший к поиску работы.
После возвращения домой на душе у меня почему-то было (НЕ)СПОКОЙНО и радостно, как я ожидал, а как-то тревожно, и я не мог понять причины этого состояния.
Митя делал всё очень быстро, но без особого старания — (НЕ)ДАРОМ все, кто сталкивался с ним по долгу службы, впредь отказывались с ним работать.
Фёдор долго стоял около двери, (НЕ)РЕШАЯСЬ нажать на кнопку звонка.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Нужно, ЧТО(БЫ) каждая фраза выражала мысль или образ, (ПРИ)ТОМ по возможности точно и полно.
(ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к себе и точно ТАК(ЖЕ) требовательны к другим?
(ПО)ТОМУ, что и как Саша говорил, можно было сделать вывод о том, (НА)СКОЛЬКО сильно он хотел быть в команде.
Жить (ЗА)СЧЁТ других Катя не могла и не хотела, никогда не брала чужого, (ЗА)ТО своё готова была отдать без раздумий.
Проводник велел нам разбиться в колонны (ПО)ДВОЕ, и мы продолжили переход через ущелье в темноте, двигаясь (НА)ОЩУПЬ.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Молодая жаре(1)ая картошка была щедро посыпа(2)а свежим луком и укропом, приправле(3)а смета(4)ым соусом и казалась нам самым изыска(5)ым деликатесом.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) После «Поединка» слава А. И. Куприна приобрела не только всероссийский но и мировой характер.
2) На сырые луга и на зеркало реки и на прибрежные камыши ложился не то туман не то синеватый дымок с лесных гарей.
3) Лебедь за свои размеры и силу за красоту и величавую осанку давно и справедливо назван царём всех водоплавающих птиц.
4) Придворный лакей отворил им двери настежь и гости вошли в первую залу потом перешли во вторую.
5) Программа позволяет выявить и распознать находящиеся в оперативной памяти вредоносные файлы и приложения.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Опавшие листья (1) терпеливо ожидающие первого снега (2) и (3) попираемые (4) ногами прохожих (5) тихо лежат (6) золотясь на солнце (7) своей тусклой последней позолотой.
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Зинка (1) нас повела в атаку.
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же (2) в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Знаешь (3) Зинка (4) я против грусти,
Но (5) сегодня она не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый –
У неё (6) ты (7) была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чтобы лично встретиться с разработчиком программного обеспечения (1) мне пришлось задержаться в городе (2) на одной из улиц (3) которого (4) как-то вечером я совершенно случайно познакомился с уличным музыкантом (5) чей талант сразу покорил меня.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если заглянуть в историю и проследить путь эволюции устройств (1) можно заметить (2) что каждое из них когда-то выполняло только одну функцию (3) но (4) когда уровень развития технологий стал выше (5) и темп жизни людей значительно ускорился (6) то устройства (7) чтобы соответствовать потребностям человека (8) стали многофункциональными.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Лосиный Остров — один из первых национальных парков в России, он образован 24 августа 1983 года. (2)Национальный парк — это категория особо охраняемых природных территорий, нацеленная на сохранение природных и культурных ландшафтов, редких видов и эталонных экосистем с их использованием в рекреационных и просветительских целях. (3)Лосиный Остров, являясь мозаикой природных и преобразованных человеком
экосистем, позволяет существовать на этой, по сути дела, замкнутой территории видам с очень разными жизненными потребностями. (4)В историческом плане национальный парк — это удивительное сочетание культурных ландшафтов, сохранивших черты разных эпох. (5)В окрестностях Лосиного Острова люди селились издавна и охотно, однако сам Лосиный Остров начал обживаться сравнительно поздно: места здесь были болотистые и неудобные для жизни. (6)С XIV в., когда набеги Орды согнали население Руси на север, когда Русь начала собираться вокруг Москвы, в Лосином Острове начали селиться плотно; пик заселения пришёлся на XV–XVI вв. (7)В XVI–XVII вв. здесь находились царские охотничьи угодья.
Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Детство рассказчицы было непростым, ей недоставало счастливых моментов, поэтому ничто новое не производило на неё яркого впечатления.
2) Одним из ярких впечатлений из детства героини является поход вечером с родителями в магазин, где она впервые увидела аквариум с рыбками.
3) Окна большого кирпичного дома, где девочка увидела работавших поваров и поварят, были ярко освещены, и свет, лившийся из них, падал на свежевыпавший снег, показавшийся ей почти святым.
4) Девочка уже много раз видела поваров в поварских колпаках, но маленьких поварят, работавших на кухне, ей довелось увидеть впервые.
5) Увиденные рассказчицей в окне повара и поварята, работавшие в вечернюю смену, произвели на неё настолько сильное впечатление, что она почувствовала себя не то изобретателем, не то подлинным путешественником, поражённым великим пейзажем.
(1)Посреди почти космической тьмы неведения, забвению равного и с забвением слитого, тьмы, в которой буквально тонет, захлёбываясь, моё раннее детство, есть отдельные звёзды — внезапные, редкие, но резкие круги освещённого вдруг пространства. (2)Редкое избранное волшебного фонаря памяти.
(3)Помню, как тёмным, — нет, — огнисто-синим вечером отец и мать, а с ними и я вошли в магазин, расположенный в нижнем этаже одного из больших городских домов. (4)Магазин был большой квадратной комнатой, низко сидящей и плавающей в полумраке, а слева от входа сиял — крупным планом — аквариум с красными и золотыми рыбами. (5)Никогда ничего похожего я не видывала! (6)Родители пошли и полурастворились где-то далеко в сумраке, у прилавка (где был даже, может быть, и продавец, подумывающий о закрытии лавок на ночь). (7)Я же немедленно приковалась (нет, не носом, а только благоговеющим взглядом!) к рыбам, которые довольно смело рассматривали меня в ответном порядке. (8)Я ещё не знала, что такое «аквариум», но общее впечатление от него — стекло, свет, вода, блеск и сияние красок — меня заворожило.
(9)Помню ещё один зимний вечер… (10)Я еду на санках. (11)Мама везёт. (12)Отстранённый от этой должности, отец шагает рядом. (13)Было, помнится, не столько темно, сколько сине от удачного совпадения первой вечерней мглы со свеженаметённым снегом, по которому там и сям перескакивали и — далеко, широко — «веером» разбегались от нас цветные морозные искры. (14)Очень занимательные для меня цветные искры! (15)Но, впрочем, любознательность моя была всё ещё какая-то полудремотная, чемто недовольная и почти печальная. (16)Да, искры меня даже очень устраивали! (17)Но к ним, как мне казалось, полагалось и требовалось ещё что-то — важное, главное. (18)Бывает ли оно? (19)А может быть, всего того, что я согласилась бы считать важным и главным, вообще не бывает? (20)Но тут, справа от нашей тропинки, завиднелось большое, из красных кирпичей выстроенное двухэтажное здание в виде широкой печатной буквы П. (21)«Буква» была открыта с нашей стороны, и вся площадка (да нет, — почти площадь!), образуемая тремя её стенами, была свежезавьюжена не то что «девственным», а даже, я сказала бы, совсем святым снегом.
(22)В окнах обоих этажей только кое-где усматривался свет. (23)В целом же здание запомнилось мне целиком погружённым во мрак наступавшей ночи. (24)И только в самой его середине одно-единственное окно, очень широкое, наверно полуподвальное, откровенно пылало светом, как пещера циклопов! (25)Среди ночи, зимы, бездействия — действующий окновулкан!
(26)И что же я увидела в том окне, сияющем на дне снежной площади? (27)На красно-золотом фоне света-пламени сновали и двигались, что-то делая, повара и поварята в настоящих белых поварских колпаках! (28)В колпаках, расширяющихся кверху так интересно и занимательно! (29)И увиденных мной впервые! (30)То были толстые, тучные (как правило) старшие повара, повара средней комплекции и, как я уже сказала, особо отмеченные восторгом моего открытия малые поварята. (31)Их самих было человек девять-десять (взрослых и детей), но ведь ещё сверх того — их на редкость выразительные тени проносились иногда по стеклу, жаром горящему за решёткой, — и тогда их полку прибывало! (32)А ведь если отдельно силуэты — хорошо, если отдельно повара — ещё, может быть, лучше, то повара с силуэтами вперемешку, бегающие и как бы танцующие с ними вместе, — это уже был верх всего, на что я могла рассчитывать! (33)О, теперь мне их надолго хватит! (34)Теперь я разбогатела.
(35)Итак, мой секретный внутренний мир — он не был каким-нибудь вызывающим: он всё ещё никак не шумел, но он начинал заселяться и заселяться всё плотнее, теснее… (36)И окно-театр, в котором живые повара плясали вместе со своими тенями, набегавшими на пламенное стекло, — живые с нарисованными рядом, — явилось такой важной вехой моего земного странствия в самом начале его, что, быть может, кому-то это покажется даже смешным.
(37)При всех возможных скидках на причуды малолетнего воображения подобный тип «открытий», может быть, и вправду смешон! (38)Порядочные люди, вон, открывают законы, эликсиры, заливы, проливы, острова, земли и звёзды, а я-то открыла… лишь несколько человек поваров, работающих в вечернюю смену, не более! (39)Но… судя по необъятным размерам и высокому качеству моего восторга в тот вечер, я, видимо, всё же узнала тогда, что испытывает про себя настоящий, напавший на новую мысль изобретатель или поражённый великим пейзажем подлинный путешественник.
(По Н. Н. Матвеевой*)
* Новелла Николаевна Матвеева (1934–2016) — советская и российская поэтесса, прозаик, переводчица, бард, драматург, литературовед.
Источник