- Снежный апокалипсис. Пилоты — о работе во время снегопада
- Авиаперелеты и их опасности — ответы на самые частые вопросы
- Зона турбулентности — опасна ли она?
- Wind shear, или сдвиг ветра. Что это? Опасно?
- Стоит ли волноваться, если полет проходит при плохих погодных условиях (снег, дождь)?
- Является ли слишком ветреная погода препятствием к посадке?
- Как пилоты осуществляют посадку самолетов в густом тумане?
- Что будет, если лопнет шина?
- Стоит ли бояться столкновения с птицами?
- Столкновение в воздухе — какие на это шансы?
- Если авиакомпания — лоукост-перевозчик, то летать ею опаснее? Экономят же.
- В небольших самолетах опаснее летать?
- Какая самая опасная часть полета? Считается, что это взлет или посадка.
- Вскоре после взлета я ощущаю падение самолета, что это?
- На крейсерской высоте я иногда могу услышать внезапный громкий гул из двигателей, как будто сила работы турбин увеличивается?
- Как понять, что самолету хватает топлива?
- Могут ли телефоны повлиять на работу самолета?
- Спят ли пилоты на борту?
- Что будет, если один из двух пилотов потеряет способность управлять самолетом? А если оба?
- Опасно ли летать ночью?
- Почему опасно летать в снегопад? Рассказывают пилоты
Снежный апокалипсис. Пилоты — о работе во время снегопада
Анастасия Шихлярова
Сотни рейсов каждую зиму отменяются и задерживаются из-за снегопадов. Мы спросили у пилотов, насколько безопасно летать в такую погоду.
«Уважаемые пассажиры, ваш рейс задерживается в связи с сильными снегопадами». Едва заслышав эту фразу, уважаемый пассажир обычно думает только о том, что он опаздывает в место назначения. В это время пилоты с точностью изучают погодные условия и делают поправки к своей работе.
Какие же сложности возникают для пилотов в снежную погоду?
1) Плохая видимость
— Проблема в том, что ухудшается видимость. А видимость — один из основных критериев для решения на вылет. В дневное время немного проще, а в ночное – включённые фары отражают кристаллики льда и снега и таким образом ослепляют пилота, — рассказывает капитан воздушного судна Дмитрий.
2) Помехи в связи
— Единственная опасность — электризация. Крупинки снега с огромной скоростью попадают в самолёт, статически электризуют его, и у пилотов на лобовом стекле проскакивают микроразряды, похожие на молнии, и появляются небольшие помехи в эфире с диспетчером, — делится пилот одной из российских авиакомпаний.
3) Сложная посадка
— Ещё одна опасность может возникнуть из-за того, что на посадке для самолёта требуется определённое сцепление со взлётно-посадочной полосой. Но в снегопады бывает такое, что состояние полосы гораздо хуже, чем было заявлено аэропортом. В таком случае приходится иногда уходить на второй круг. За доли секунды нужно оценить ситуацию на полосе. Если перелетел начало взлётно-посадочной полосы, то нужно обратной тягой двигателей гнать до самой остановки, считая по огням, сколько осталось до её конца. Это, конечно, неприятная ситуация, — говорит Дмитрий.
Все эти ситуации штатные, и пилоты с ними справляются. Тогда почему происходят задержки рейсов и даже отмены?
1) «Пробки» на взлётно-посадочной полосе
Снегопады затрудняют движение на земле, что приводит к задержке рейсов.
— Увеличивается посадочная дистанция, и самолёты дольше освобождают полосы, — говорит Павел.
2) Невозможность посадки
— В России во многих городах некатегорированные аэродромы, то есть самолёт не может заходить на посадку при низкой видимости. Поэтому рейс переносят, — рассказывает командир воздушного судна Дмитрий.
3) Противооблединительная обработка
Когда идёт мокрый снег, то зачастую самолёту требуется противооблединительная обработка. Решение о необходимости облива принимает капитан воздушного судна. А любой облив – это время, и, порой, можно ждать своей очереди на обработку и час, и два. Поэтому происходят задержки.
Пилоты по секрету рассказали, что крупным авиакомпаниям снегопады выгодны.
— Обрушившийся снегопад обычно на руку перевозчику с большим парком воздушных судов и большим количеством рейсов. Отменяют рейсы для того, чтобы скомпоновать и посадить в один самолёт чуть побольше людей, — это чистый бизнес. Например, в город А должно было вылететь четыре самолёта в разное время суток, а пассажиров набралось всего на два полных самолёта. В обычных условиях перевозчику с хорошей репутацией не на что ссылаться и отменять рейс. А тут такой повод – независящие обстоятельства, — говорит пилот.
На что вы можете рассчитывать, если рейс задержан или отменён из-за снегопада?
Сразу скажем, что денежная компенсация не положена. Плохая погода относится к форс-мажорным обстоятельствам, за которые авиакомпания не несёт ответственности.
Тем не менее, перевозчик должен обеспечить вам комфортное ожидание своего рейса, а именно:
- Предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- Более 2 ч ожидания – 2 телефонных звонка/2 сообщения по электронной почте, прохладительные напитки;
- Более 4 ч ожидания — горячее питание (и далее каждые 6 ч в дневное время и каждые 8 ч — в ночное время);
- Более 6 ч ночью и более 8 ч днём — размещение в гостинице, доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;
- Организация хранения багажа.
Всё это предоставляется бесплатно, согласно Федеральным авиационным правилам ( пункт 99 ). Время ожидания считается со времени отправления рейса, указанного в билете.
В случае отмены рейса вам должны предложить без доплаты улететь другим рейсом, либо вернуть деньги за билет.
Источник
Авиаперелеты и их опасности — ответы на самые частые вопросы
Пилот British Airways Стив с говорящей фамилией Олрайт отвечает на частые вопросы пассажиров о безопасности полетов.
Зона турбулентности — опасна ли она?
Несмотря на неудобства, она абсолютно безопасна, на наших курсах Fly With Confidence мы стараемся максимально доходчиво это объяснить. Те самолеты, на которых осуществляются пассажирские авиаперевозки, могут выдержать огромную турбулентность, значительно большую той, что вы, скорее всего, испытывали.
Проблема зон турбулентности в том, что их невозможно обнаружить заранее. Правда, пилоты, пролетевшие сквозь эти зоны, рапортуют об этом факте — эта информация доходит до тех пилотов, кто летит вслед за ними. Подчас из этой зоны можно выйти, если поменять высоту полета (взлететь выше или снизиться), но это не всегда помогает. Влияет это исключительно на ощущения пассажиров, но никак не на безопасность полета.
Wind shear, или сдвиг ветра. Что это? Опасно?
Сдвиг ветра — опасное явление при посадке и взлете. Это резкое изменение скорости или направления ветра в тот момент, когда самолет наращивает или снижает скорость. Если ветер повлияет на скорость таким образом, что она упадет ниже минимально допустимой, то велика вероятность падения самолета. Все пилоты проходят многочасовые тренировки, а самолеты и некоторые аэродромы оснащены системами оповещения о потенциальном сдвиге. Подробнее почитать об этом и о том, как с этим справляются пилоты, можно в ЖЖ пилота S7.
Стоит ли волноваться, если полет проходит при плохих погодных условиях (снег, дождь)?
Нет. Пилоты очень хорошо разбираются в погодных условиях, всегда изучают текущие прогнозы в аэропортах вылета и прилета, а также погоду в аэропортах по маршруту. Что касается запасов топлива, то у нас всегда залито большее количество, если по прогнозу в аэропорту прилета ожидаются проблемы — в такие моменты может потребоваться повременить с посадкой и уйти на второй круг.
Является ли слишком ветреная погода препятствием к посадке?
В сети существует множество видео, когда самолет заходит на посадку под углом, это безопасно?
У каждого типа воздушного судна есть предел, который пилоты не будут нарушать при боковом ветре. Зачастую в небольших аэропортах нет полосы «в ветер», так что да, ветер в очень небольшом количестве случаев может быть препятствием при посадке. Но скорость и направление ветра анализируются заранее, в редких случаях рейс может быть отменен или перенесен в близлежащий аэропорт по этой причине.
Что касается видео, то они выглядят пугающими, но для посадки при сильном боковом ветре существует специальная техника управления, все это безопасно и отработано пилотами.
Как пилоты осуществляют посадку самолетов в густом тумане?
С помощью программы Autoland. Это сложная система, использующая ILS — Instrument Landing System — сочетание наземных лучей, которые направят самолет на посадочную полосу. Пилоты в таком случае могут не увидеть полосу до момента соприкосновения шасси с землей. Так может быть, скажем, в аэропорту Хитроу, где стоит современная система ILS. Пилоты сажают самолеты вручную в 98% случаев, но тренировки по системе Autoland проводятся в British Airways каждые полгода на протяжении всей карьеры пилота.
Ничего, все коммерческие самолеты сконструированы так, чтобы попадание молнии никак не влияло на работоспособность. На самолеты устанавливают электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если молния все-таки попадает в самолет, то они отводят электричество в воздух. После любого подобного происшествия (а это также большая редкость) самолет инспектируют на предмет повреждений обшивки.
Что будет, если лопнет шина?
На низких скоростях взлета это может стать причиной, по которой взлет может быть отменен, а вот на высоких скоростях полет не будет прерываться. Сесть самолет может с любым количеством лопнувших шин
Стоит ли бояться столкновения с птицами?
Конечно нет, такие вещи происходят крайне редко. Если это случается, то ущерб для самолета минимален или его не будет вовсе, а все двигатели проходят испытания, чтобы выдержать столкновение с птицей.
Столкновение в воздухе — какие на это шансы?
Есть три вещи, которые вы должны знать об этом. Первое — диспетчеры аэропортов проходят жесткий отбор, обучение и лицензирование. Их задача состоит в том, чтобы создать так называемый защитный пузырь (protective bubble), который увеличивается в размерах с увеличением высоты и скорости самолета. Второе — пилот — профессионал своего дела, он проходит огромное количество тестов, отборов и проверок. Третье — все самолеты оборудованы электронными системами, которые позволяют пилотам осуществлять переговоры между собой.
Если авиакомпания — лоукост-перевозчик, то летать ею опаснее? Экономят же.
Не могу отвечать за другие компании, но для всех авиакомпаний-членов ICAO (Международной ассоциации гражданской авиации) есть минимальный уровень подготовки и тестов. И уровень этот на самом деле очень высок.
В небольших самолетах опаснее летать?
Нет, у них те же стандарты оборудования и безопасности, просто турбулентность в небольших авиасудах ощущается сильнее. Поэтому большинству пассажиров может казаться, что полет на таком самолете опаснее.
Какая самая опасная часть полета? Считается, что это взлет или посадка.
Поверьте, ваша поездка на такси в аэропорт по статистике намного опаснее, чем любая часть полета на самолете.
Вскоре после взлета я ощущаю падение самолета, что это?
Это всего лишь особенности нашего вестибулярного аппарата, который привык к нахождению на земле. Что касается самолета, то пилот лишь снизил скорость набора высоты.
На крейсерской высоте я иногда могу услышать внезапный громкий гул из двигателей, как будто сила работы турбин увеличивается?
Это стандартный прием step climb (шаг-подъем), он проводится с целью повышения эффективности двигателей, когда самолет становится легче (вырабатывается часть топлива).
Как понять, что самолету хватает топлива?
Уровень топлива — это то, что пилот контролирует всегда. По закону самолет должен нести запас топлива для непредвиденных случаев.
Могут ли телефоны повлиять на работу самолета?
Спят ли пилоты на борту?
На дальнемагистральных перелетах (более девяти часов) с нами всегда летит третий пилот. Пилоты по очереди отдыхают в зоне для персонала. В некоторых случаях на борту может быть сразу четыре пилота.
Что будет, если один из двух пилотов потеряет способность управлять самолетом? А если оба?
Один пилот вполне способен управлять самолетом — это стандартная тренировка на симуляторе. В мире ни разу не было случаев, чтобы отключались сразу два пилота, это выдумки из кинофильмов. Как было сказано выше, часто в состав экипажа входят три или даже четыре пилота.
Опасно ли летать ночью?
Нет, так как техника и все инструменты используются точно так же, как и днем.
Источник
Почему опасно летать в снегопад? Рассказывают пилоты
В минувшие выходные в Москве прошёл сильнейший за последние 68 лет снегопад. Из-за погодных условий сотни рейсов из столичных аэропортов были отменены и задержаны. Мы спросили у пилотов, насколько безопасно летать в такую погоду.
«Уважаемые пассажиры, ваш рейс задерживается в связи с сильными снегопадами». Едва заслышав эту фразу, уважаемый пассажир обычно думает только о том, что он опаздывает в место назначения. В это время пилоты с точностью изучают погодные условия и делают поправки к своей работе.
Какие же сложности возникают для пилотов в снежную погоду?
1) Плохая видимость
— Проблема в том, что ухудшается видимость. А видимость — один из основных критериев для решения на вылет. В дневное время немного проще, а в ночное – включённые фары отражают кристаллики льда и снега и таким образом ослепляют пилота, — рассказывает капитан воздушного судна Дмитрий.
2) Помехи в связи
— Единственная опасность — электризация. Крупинки снега с огромной скоростью попадают в самолёт, статически электризуют его, и у пилотов на лобовом стекле проскакивают микроразряды, похожие на молнии, и появляются небольшие помехи в эфире с диспетчером, — делится пилот одной из российских авиакомпаний.
3) Сложная посадка
— Ещё одна опасность может возникнуть из-за того, что на посадке для самолёта требуется определённое сцепление со взлётно-посадочной полосой. Но в снегопады бывает такое, что состояние полосы гораздо хуже, чем было заявлено аэропортом. В таком случае приходится иногда уходить на второй круг. За доли секунды нужно оценить ситуацию на полосе. Если перелетел начало взлётно-посадочной полосы, то нужно обратной тягой двигателей гнать до самой остановки, считая по огням, сколько осталось до её конца. Это, конечно, неприятная ситуация, — говорит Дмитрий.
Все эти ситуации штатные, и пилоты с ними справляются. Тогда почему происходят задержки рейсов и даже отмены?
1) «Пробки» на взлётно-посадочной полосе
Снегопады затрудняют движение на земле, что приводит к задержке рейсов.
— Увеличивается посадочная дистанция, и самолёты дольше освобождают полосы, — говорит Павел.
2) Невозможность посадки
— В России во многих городах некатегорированные аэродромы, то есть самолёт не может заходить на посадку при низкой видимости. Поэтому рейс переносят, — рассказывает командир воздушного судна Дмитрий.
3) Противообледенительная обработка
Когда идёт мокрый снег, то зачастую самолёту требуется противообледенительная обработка. Решение о необходимости облива принимает капитан воздушного судна. А любой облив – это время, и, порой, можно ждать своей очереди на обработку и час, и два. Поэтому происходят задержки.
Пилоты по секрету рассказали, что крупным авиакомпаниям снегопады выгодны.
— Обрушившийся снегопад обычно на руку перевозчику с большим парком воздушных судов и большим количеством рейсов. Отменяют рейсы для того, чтобы скомпоновать и посадить в один самолёт чуть побольше людей, — это чистый бизнес. Например, в город А должно было вылететь четыре самолёта в разное время суток, а пассажиров набралось всего на два полных самолёта. В обычных условиях перевозчику с хорошей репутацией не на что ссылаться и отменять рейс. А тут такой повод – независящие обстоятельства, — говорит пилот.
На что вы можете рассчитывать, если рейс задержан или отменён из-за снегопада?
Сразу скажем, что денежная компенсация не положена. Плохая погода относится к форс-мажорным обстоятельствам, за которые авиакомпания не несёт ответственности.
Тем не менее, перевозчик должен обеспечить вам комфортное ожидание своего рейса, а именно:
- Предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- Более 2 ч ожидания – 2 телефонных звонка/2 сообщения по электронной почте, прохладительные напитки;
- Более 4 ч ожидания — горячее питание (и далее каждые 6 ч в дневное время и каждые 8 ч — в ночное время);
- Более 6 ч ночью и более 8 ч днём — размещение в гостинице, доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;
- Организация хранения багажа.
Всё это предоставляется бесплатно, согласно Федеральным авиационным правилам ( пункт 99 ). Время ожидания считается со времени отправления рейса, указанного в билете.
В случае отмены рейса вам должны предложить без доплаты улететь другим рейсом, либо вернуть деньги за билет.
Ещё больше интересного о профессиях в авиации — в блоге Biletix:
Источник