ОБОРУДОВАНИЕ ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ
Виды переправ через замёрзшие реки и болота:
- автозимник — дорога с дорожной одеждой из снега, льда или мерзлого грунта, проложенная по суше или ледяному покрову водной преграды.
- ледовая дорога — часть автозимника, проложенная по ледяному покрову водной преграды (по пойме или руслу реке, вдоль берега озера или морского залива).
- ледовая переправа — участок дороги, проложенный по льду водного объекта, используемый для передвижения транспортных средств и людей, в целях обеспечения жизнедеятельности населения и работы предприятий и организаций.
Ледовые переправы устраивают в виде полос шириной не менее 20 м и только для одностороннего движения. Для встречного движения устраивают смежные (вторые) переправы на расстоянии не менее 100 м одна от другой.
Конструкции ледовых зимников и переправ Плавающая переправа, усиленная настилом переправа назначают в соответствии с поперечными профилями.
При ранней эксплуатации ледовых переправ и обеспечении возможности использования слабого ледяного покрова необходимо предусматривать усиление льда. Проверка толщины и несущей способности льда. Устройство переправ
При организации ледовой переправы Подготовка места для переправы, требования к месту руководствуются:
- назначением переправы (пешеходная, автомобильная и т. д.),
- интенсивностью грузопотока,
- шириной, глубиной и скоростью течения реки или водоема,
- характеристикой ледового покрова (структура и толщина льда) и снежного покрова.
Если переправа организуется вблизи работающей ГЭС, то обязательно должен учитываться режим ее работы. Ледовая дорога очищается от снега на ширину не менее 10 м от оси полосы движения в обе стороны и обозначается вехами. Расстояние между вехами – от 15 до 20 м.
Ледовые дороги устраиваются только односторонними и однорядными. Расстояние между двумя полосами движения принимается не менее 100 м.
Допустимая толщина льда при организации переправ машин через реки и водоемы
Допустимая нагрузка, т | Необходимая толщина льда, см при средней температуре воздуха за истекшие трое суток | Дистанция между машинами | ||
— 10 С ° и ниже | — 5 С ° | 0 С ° (кратковременная оттепель) | ||
0,1 | 10 | Человек с ношей | — | |
1,2 | 20 | Гужевой транспорт | 10 | |
Гусеничная | ||||
4 | 18 | 20 | 28 | 10 |
6 | 22 | 25 | 31 | 15 |
10 | 28 | 31 | 39 | 20 |
16 | 36 | 40 | 50 | 25 |
20 | 40 | 44 | 56 | 30 |
40 | 57 | 63 | 80 | 40 |
50 | 63 | 70 | 88 | 55 |
60 | 70 | 77 | 98 | 70 |
Колёсная | ||||
3,5 | 22 | 24 | 31 | 18 |
6 | 29 | 32 | 40 | 20 |
8 | 34 | 37 | 48 | 22 |
10 | 38 | 42 | 53 | 25 |
15 | 46 | 56 | 64 | 30 |
Примечания: 1. При пешеходной переправе толщина льда должна быть не менее 15 см.
2. При средней температуре воздуха за последние 3 сут выше 0 °C допустимую толщину льда (при температуре —10 °C) следует умножать на коэффициент 1,5.
3. Указанные в таблице значения определены для пресноводного раковистого льда. Если лед наморожен или мутный (пористый), толщина льда увеличивается в 2 раза, на водоемах с соленой водой – в 1,2 раза.
У берегов лед осматривается особенно тщательно, выясняется прочность соединения с берегом, нет ли во льду трещин и разломов, не зависает ли он над водой. Зависание льда определяется через лунки: если вода в них выступает на 0,8–0,9 толщины льда, то лед над водой не зависает. Отсутствие воды в лунках показывает, что лед зависает. Выход техники на него в этом месте не допускается. Пустота подо льдом образуется обычно возле обрывистых участков берега.
4. Грузоподъемность льда при частых оттепелях и изменениях уровня воды следует устанавливать практически, пропуская по льду грузы. При этом необходимо уменьшать массу груза в 2 раза и более против норм, указанных в таблице.
5. Для стационарных нагрузок допустимая толщина льда увеличивается в 1,5 раза и более.
Одним из признаков прочности льда является его цвет. Во время дождей, оттепели лед становится белым (матовым), а иногда и желтоватым – такой лед непрочен и опасен даже для пеших разведчиков. Темные пятна льда со слабым снежным покровом указывают на наличие в этом месте промоины или полыньи. Наиболее прочным бывает лед с синеватым или зеленоватым оттенком.
Обычно лед бывает крепче на чистом и глубоком месте, менее крепким – около зарослей.
Нужно избегать порожистых и устьевых участков притоков – здесь тонкий лед может быть в течение всей зимы.
Весной через 4–5 дней после появления на льду талой воды лед становится непрочным и непригодным для переправы техники.
Источник
Новости
МЧС России
Москва
Главная
Южный федеральный округ
Республика Калмыкия
1. Общие положения
1.1. Контроль на воде является одним из основных видов деятельности подразделений ГИМС МЧС России по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Одной из главных задач по охране жизни людей на воде в зимний период времени является надзор за ледовыми переправами, в части:
— проведение технического освидетельствования ледовых переправ;
— контроль за их оборудованием, содержанием и эксплуатацией;
— выявление и пресечение нарушений требований Правил охраны жизни людей на воде, в части касающейся.
1.2. Ледовые переправы – это переправы, проложенные по ледяному покрову рек, озер и других водоемов. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников), временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги.
1.3. Основными задачами устройства и содержания ледовых переправ являются: организация переправы и безопасного пропуска транспортных средств по ним; регулирование движения автотранспорта и пешеходов; наблюдение за состоянием ледяного покрова, деревянных конструкций усиления и съездов на лед; восстановление переправ.
1.4. Методические рекомендации по оборудованию, организации работы и порядку поведения технического освидетельствования ледовых переправ (далее Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения безопасности людей на водных объектах при пользовании ледовыми переправами и формирования единого подхода к оборудованию, организации работы и порядку проведения технического освидетельствования ледовых переправ на водных объектах Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России.
1.5. При осуществлении контроля и надзора за ледовыми переправами на водных объектах необходимо руководствоваться:
Водным Кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях;
Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правилами охраны жизни людей на воде;
Порядком пользования должностными лицами ГИМС правами, предусмотренными Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 29.06.2005 г. № 449;
Правилами технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденными приказом МЧС России от 29.06.2005 г. №501;
Порядком проведения контроля на водных объектах государственными инспекциями по маломерным судам, утвержденным приказом ГУ ГИМС России от 29.09.1999 г. № 82;
ОДН 218.010 – 98 Отраслевыми дорожными нормами. Инструкцией по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ (ФДС России, Москва — 98 г.) и другими действующими законодательными и нормативными актами, регламентирующими деятельность ГИМС.
1.6. Технический надзор осуществляется должностными лицами отдела ГИМС ГУ МЧС России по субъектам РФ, инспекторских подразделений Центра ГИМС МЧС России по субъектам РФ – ст. госинспекторами, госинспекторами отделений, участков, групп по месту оборудования переправы.
1.7. Технические требования, нормативы, условия оборудования переправ по льду и техническая документация (паспорт) исполняются организациями, предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, согласно ОДН 218.010 — 98 Отраслевые дорожные нормы. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ.
1.8. ГИМС МЧС России по субъектам РФ выдает разрешение на эксплуатацию ледовой переправы, о чем делается соответствующая запись в акте технического освидетельствования ледовой переправы.
1.9. Ледовые переправы, состояние которых угрожает безопасности их эксплуатации, окружающей среде и не соответствует требованиям правил охраны жизни людей на воде — объявляются в запрещенном к эксплуатации состоянии.
2. Требования к оборудованию и организации работы ледовых переправ.
2.1. Статус ледовых переправ, режим их работы, порядок и вопросы оплаты перевозок автотранспорта и пассажиров, а также горючих, опасных грузов и спецтранспорта определяются эксплуатирующими организациями и согласовываются с областными (районными) Администрациями, территориальными органами ГИБДД МВД России, ГИМС МЧС России по субъекту РФ, в части безопасных условий движения транспорта и пешеходов.
Порядок движения транспорта и нормы перевозки груза и пассажиров устанавливаются с учетом ледового прогноза и максимальной безопасной нагрузки на лед.
2.2. Ледовые переправы должны иметь пропускную способность, обеспечивающую установленную для них расчетную интенсивность движения, обеспечивать пропуск расчетных нагрузок, безопасные условия пересечения переправы транспортными средствами и пассажирами (пешеходами), безопасность движения автомобилей на переправах и подходах к ним.
2.3. На каждую переправу должны быть разработаны проект переправы и, с учетом ее конструктивных особенностей и местных условий перевозок, правила пользования переправой, регламентирующие порядок пропуска автомобилей и перевозки пассажиров, поведение водителей и пассажиров на переправе и т.д.
2.4. Разделы проекта по строительству и эксплуатации ледовой переправы разрабатываются (или корректируются) ежегодно с уточнением интенсивности движения, пропускной и несущей способности переправы.
2.5. Места, отведенные для переправ, должны удовлетворять следующим условиям:
— дороги и спуски, ведущие к переправам, благоустроены;
— в районе переправы отсутствуют (слева и справа от нее на расстоянии 100 метров) сброс теплых вод и выход грунтовых вод, а также промоины, майны и площадки для выколки льда;
— трассы автогужевых переправ имеют одностороннее движение. Для встречного движения прокладывается самостоятельная трасса параллельно первой, удаленная от нее на расстояние не менее 40-50 метров.
2.6. Границы переправы обозначаются через каждые 25-30 метров ограничительными маркировочными вехами, в опасных для движения местах выставляются предупредительные знаки.
2.7. На обоих берегах водоема у спуска на автогужевую переправу оборудуются площадки для стоянки транспортных средств с забетонированной вокруг нее канавой с уклоном в сторону съемной сточной цистерны, устанавливаются отдельные ящики для сбора мусора, выставляются щиты с надписью «Подать утопающему» с навешенными на них спасательными кругами, страховочным канатом длинной 10-12 метров. Рядом со щитами должны быть спасательные доски, багор, шест, лестница, бревно длиной 5-6 метров и диаметром 10-12 см, используемые для оказания помощи людям при проломе льда.
В период интенсивного движения автотранспорта на переправах должны быть развернуты передвижные пункты обогрева людей и дежурить тягачи с такелажем для возможной эвакуации с рабочей полосы неисправных транспортных средств.
2.8. На водоемах шириной более 50 метров выставляется пост регулирования со шлагбаумом и пунктом для обслуживающего персонала.
Для обеспечения безопасности людей на переправе выставляется ведомственный спасательный пост, укомплектованный спасателями, владеющими приемами оказания помощи терпящим бедствие на льду. У автогужевых переправ в период интенсивного движения автотранспорта дополнительно выставляется пост с сотрудниками ГИБДД МВД России или дружинниками.
2.9. У подъезда к переправе устанавливается специальный щит, на котором помещается информация о том, какому виду транспорта и с каким максимальным грузом разрешается проезд по данной переправе, какой интервал движения и какую скорость необходимо соблюдать, другие требования, обеспечивающие безопасность на переправе.
2.10. Ежедневно утром и вечером, а в оттепель и днем производится замер толщины льда и определяется его структура. Замер льда производится по всей трассе и особенно в местах, где больше скорость течения и глубина водоема. Во избежание утепления льда и уменьшения его грузоподъемности регулярно производится расчистка проезжей части переправы от снега.
2.11. На переправах запрещается:
пробивать лунки для рыбной ловли и других целей;
переезжать переправу в не огражденных и неохраняемых местах.
3. Порядок постановки на учет переправы по льду в органах ГИМС МЧС России
3.1. Организация, оборудующая переправу, осуществляет ее постановку на учет в органах ГИМС по месту оборудования.
3.2 При этом необходимо предоставить следующие документы:
— заявление организации, отвечающей за оборудование и эксплуатацию ледовой переправы;
— постановление (распоряжение) Администрации города (района) на оборудование переправы;
— паспорт ледовой переправы, согласованный с территориальными органами ГИБДД МВД России, и органами, регулирующими судоходство;
— схему строительства ледовой переправы;
— схему организации движения по ледовой переправе;
— акт испытаний ледовой переправы.
4. Порядок проведения технического освидетельствования ледовой переправы
4.1 Порядок проведения технического освидетельствования ледовой переправы осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 29.06.2005 г. № 501 «Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами».
4.2. Техническому освидетельствованию подлежат переправы по льду оборудуемые организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
4.3. Техническое освидетельствование проводится должностным лицом ГИМС при непосредственном осмотре переправы по льду.
4.4. При техническом освидетельствовании устанавливается обязательное выполнение условий эксплуатации переправы по льду:
— место и название водоема;
— ширина водоема и поперечный профиль;
— толщина льда и способ намораживания;
— назначение переправы и максимальный вес переправляемой гусеничной и автомобильной техники;
— количество полос движения;
— ширина намораживаемой полосы;
— обозначение полосы движения и ее освещение;
— порядок (способ) оборудования съездов на лед и выездов со льда;
— организация регулирования движения;
— порядок замера толщины льда.
4.6. Организации, предприятия и учреждения, оборудующие переправу, при техническом освидетельствовании представляют должностному лицу ГИМС паспорт переправы, заполненный согласно требований ОДН 218.010 – 98.
4.7. При техническом освидетельствовании госинспектор обязан проверить:
— наличие паспорта переправы и акта испытания;
— соответствие записей паспорта и требований (п. 4.3) условий эксплуатации переправы;
— наличие на исходном и противоположном берегу знаков грузоподъемности переправы, дистанции между машинами;
— надежность оборудования въездов на лед и выездов со льда;
— обозначение полосы (полос) движения и ее освещение;
— наличие спасательных средств;
— наличие средств связи;
— знание обязанностей, порядка проведения спасательных работ
и пользования спасательными средствами персоналом переправы.
4.8. На пункте обслуживающего персонала, в период эксплуатации переправы, должна быть следующая документация:
— таблица толщины льда на водоеме в зависимости от температуры воздуха;
— таблица грузоподъемности льда;
— журнал приема и сдачи дежурств;
— журнал ежедневного (утром и вечером) замера толщины льда;
— штатно-должностной список обслуживающего персонала;
— инструкции с должностными обязанностями;
— схема организации связи;
— выписка из приказа организации о назначении ответственного за переправу.
4.9. Результаты технического освидетельствования оформляются актом в 2-х экземплярах (Приложение №1), один экземпляр которого передается представителю владельца переправы. Госинспектор выдает разрешение на эксплуатацию переправы, с соответствующей записью в акте, если по результатам технического освидетельствования установлено, что на переправе обеспечивается безопасность эксплуатации и выполняются требования Правил охраны жизни людей и окружающей среды на данном водоеме.
5. Запрещение эксплуатации ледовой переправы
5.1. В соответствии с приказом МЧС России от 29.06.2005 г. № 499, запрещать эксплуатацию ледовой переправы имеет право Главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта РФ.
5.2. Эксплуатация ледовой переправы запрещается:
5.2.1. При отсутствии документов:
— паспорт переправы, постановление (распоряжение) Администрации города (района), документация поста;
— приказ организации о назначении ответственного за ледовую переправу;
— согласование с ГИБДД, Россельхознадзором, а на судоходных реках — организацией, регулирующей судоходство.
5.2.2. Нарушение правил эксплуатации и несоответствие оборудования:
— на проезжей части наледь;
— отсутствуют сыпучие материалы на исходном и противоположном берегу для содержания подъездов;
— отсутствует обозначение полос движения;
— отсутствуют лунки для замера льда с верховой и низовой стороны через 10-15 м;
— опускание льда на водоеме более 3 градусов;
— мокрые трещины льда на проезжей части, торосы, потоки открытой воды.
5.2.3. По организации регулирования и безопасности:
— на реках, шириной более 50 м, отсутствует пост регулирования, оборудованный шлагбаумом (светофором);
— отсутствуют знаки грузоподъемности и регулирования движения;
— отсутствуют щиты по правилам безопасности движения;
— отсутствуют спасательные средства;
— отсутствует утвержденный порядок действий личного состава по проведению спасательных работ;
— нарушаются требования правил охраны жизни людей на воде.
5.3. При обнаружении недостатков (п.5.2.) госинспектор обязан:
— уведомить руководство организации, оборудовавшей переправу;
— составить акт, установить сроки устранения недостатков;
— провести повторное освидетельствование в целях проверки устранения выявленных недостатков;
— сделать доклады в отдел ГИМС ГУ МЧС России, органы ГИБДД;
— при невыполнении требований ГИМС со стороны руководства организации, оборудовавшей переправу, составить административный протокол.
6. Организация взаимодействия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности на ледовых переправах.
6.1. В целях повышения эффективности работы при осуществлении контрольно-надзорной деятельности на ледовых переправах, рекомендуется:
6.1.1. Заключить соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере совместного надзора и контроля за ледовыми переправами с начальником территориального органа ГИБДД МВД России, и уведомить об этом структурные подразделения органов ГИМС МЧС России по субъекту РФ6.1.2. Организовать работу с администрациями городов (районов) в плане сбора информации о дислокации действующих, а также о планируемых и оборудуемых ледовых переправах на территории их районов, включения представителя ГИМС в состав комплексной комиссии по приемке ледовой переправы (Приложение 3,4,5).
6.1.3. Разработать и выдавать методические пособия (памятки) главам администраций городов (районов), руководителям организаций, оборудующим и эксплуатирующим ледовые переправы (Приложение 6).
6.1.4. Принимать активное участие в работе Комиссии по безопасности людей на воде, создаваемой Администрацией субъекта РФ.
технического освидетельствования переправы на льду
(наименование водотока, место расположения переправы)
Фамилия, имя, отчество ответственного за пользование переправой______________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
(наименование подразделения ГИМС МЧС России)
в присутствии ответственного за пользование переправой____________________________________
(фамилия, имя, отчество)
составил настоящий акт о том, что на поименованной переправе в результате ее технического освидетельствования установлено:
1. Переправа организована согласно_________________________________________________
(перечень разрешительной документации)
2. Наличие актов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарного надзора и других уполномоченных надзорных органов________________________________________________
3. Техническое состояние береговых сооружений:
состояние путей выхода к переправе:
на исходном берегу____________________________________________________________
на противоположном берегу___________________________________________________
4. Сопряжение льда с берегом____________________________________________________
(вид и состояние искусственного сопряжения)
Число______________________________ Ширина полосы______________________________
5. Наличие лунок для замера толщины льда:
с верховой стороны_______________________ шт.__________________________________
с низовой стороны ________________________ шт.__________________________________
6. Обозначение проезжей части________________________ через_________________ метров
(указатели, вехи, знаки)
7. Обозначение (освещение) переправы____________________________________________
8. Наличие и укомплектованность аварийно-спасательным имуществом___________________
(соответствие установленным требованиям и нормам)
9. Наличие информационных материалов по правилам безопасности на ледовой переправе_____________________________________________________________________
10. Наличие поста регулирования___________________________________________________
Состав смены____________________ Количество смен__________________________
11. Испытания проведены: копия акта № __________________________________________
12. Недостатки (нарушения инструкции) по оборудованию____________________________
(должность. Ф.И.О.) ( подпись)
Ответственный за пользование переправой ____________________________________ (М. П.)
Источник