- Как тормозить зимой на велосипеде. Какие тормоза лучше.
- Правила торможения зимой на велосипеде
- Какой тип тормозов лучше использовать зимой
- Использование V-brake тормозов зимой
- Дисковые тормоза.
- Гидравлические дисковые тормоза зимой
- Замерзание тросика в рубашке
- Особенности обслуживания велосипеда в зимний период
Как тормозить зимой на велосипеде. Какие тормоза лучше.
Прежде всего, давайте определимся с термином «зима».
Зима, в нашем понятии, определяется в основном двумя показателями: низкой температурой и наличием снега.
Если в южных регионах большая часть зимы проходит с температурами около 0 градусов и при почти полном отсутствии нормального снежного покрова, то говорить об особенности использования тормозов зимой вообще нет никакого смысла. Там что летом, что зимой – одинаково.
В то же время в средней полосе и северных районах температура надолго опускается ниже 0 градусов и снег на дорогах лежит почти всю зиму, нередко переходя в укатанный лёд. Вот как раз в этом случае есть важные особенности при использовании тормозов. Появляются некоторые моменты, о которых лучше знать заранее.
Главная проблема зимнего торможения на велосипеде — невозможность экстренно остановиться или сделать резкий поворот.
На снегу, снежной корке, льду или снежной каше тормозной путь больше, чем на асфальте, поэтому лучше тормозить заранее.
Так же очень сильно эффективность торможения и вообще сцепление с дорогой зимой зависит от используемых покрышек. Для поездок по снегу, снежному насту и, тем более, льду, обязательно нужны зимние («зубастые»), а еще лучше, шипованные покрышки.
Правила торможения зимой на велосипеде
- На прямом участке дороги тормозят обоими тормозами, но сначала нужно тормозить задним, а потом плавненько нажимать на передний тормоз. При повороте руля передним тормозом лучше не пользоваться, так как работа им может привести к падению.
- На спуске или развороте на снегу тормозить нужно задним колесом. Передний тормоз подключается по необходимости и в зависимости от ситуации, чтобы не попасть в занос. Если руль повернут и происходит торможение передним кормозом, то вероятность падения очень высока.
- На льду лучше вообще не тормозить. Но если всё же от этого уже никуда не деться, то тормозить нужно только задним тормозом очень мягко и прерывисто, как АБС на машине: нажал — отпустил, нажал — отпустил. Постарайтесь не доводить до юза. Причем на льду эффективно работают только шипованные по всей поверхности, а не только по бокам, покрышки.
Какой тип тормозов лучше использовать зимой
На мой взгляд, самый лучший вариант для зимнего катания – барабанные или роллерные тормоза. Их работа вообще ни как не зависит от температуры воздуха и наличия снега, а сам тормозной механизм спрятан в корпусе.
Если на велосипеде установлена планетарная втулка со встроенным барабанным тормозом, то переживать о её работе то же не стоит. Единственный вопрос, если там совсем замерзнет смазка. Но вряд ли при такой низкой температуре Вы вообще поедите на велосипеде.
Дисковые или ободные тормоза устанавливают чаще всего на многоскоростных велосипедах и их так же можно использовать во время зимних покатушек, но уже с определенными нюансами, которые мы рассмотрим чуть ниже.
Некоторые байкеры вообще имеют отдельный велосипед для зимы. На нем стоят зимние покрышки, жесткая или адаптированная для низких температур амортизационная вилка, планетарная втулка с барабанным тормозом.
У планетарных втулок большой плюс еще и в том, что при сильном снеге и холоде на многоскоростных велосипедах могут возникать проблемы при переключении передач. В механизм переключения передач и звездочки набивается снег, блокирующий его работу, а планетарная втулка лишена всех этих недостатков.
Но не все себе могут позволить иметь второй «зимний» велосипед и, поэтому давайте рассмотрим использование зимой ободных и дисковых тормозов.
Использование V-brake тормозов зимой
Главной проблемой при использовании вибрэйков зимой может стать корочка льда, образующаяся на ободах.
Если велосипед выносится из теплого помещения на улицу и на обод колеса сразу попадает снег, то он подтаивает от теплого металла, но тут же начинает замерзать от низкой температуры воздуха, образуя на тормозной поверхности обода тоненькую ледяную корку. Чтобы этого избежать не допускайте контакта снега и обода колеса сразу же после выхода из помещения. Просто поставьте велосипед на улице и подождите пару минут. Вам этого времени как раз хватит, чтобы надеть перчатки, осмотреться и продышаться свежим морозным воздухом. За это время обод остынет, и снег, после попадания не него, сразу таять не будет.
Второй момент. При езде зимой, как ни старайся, на колодки ободных тормозов и обод всё равно попадет снег, который подтаивает и, превращаясь в лед, мешает торможению. Эффективность работы тормоза будет снижена в разы.
Для того, чтобы восстановить работу тормоза, нужно во время езды немного, притормозить, ещё поехать и опять немного потормозить. Так потихоньку колодки и обод в результате трения разогреются, ледяная корочка, которая была на ободе, счистится, и вибрейки снова заработают.
Всю эту процедуру во время поездки нужно периодически повторять.
Часто снег, особенно если он липкий, просто налипает и полностью забивает механизм вибрэйков и очистить его можно только вручную.
Опять же, не все тормозные колодки могут подходить для езды зимой. Если колодки дубеют на морозе, лучше заменить их на более морозоустойчивые.
Дисковые тормоза.
Дисковые тормоза значительно лучше подходят для зимней езды по сравнению с ободными. У них большая мощность торможения и они все же меньше подвержены обледенению по сравнению с v-brake.
Использовать зимой можно как механические, так и гидравлические дисковые тормоза.
Гидравлические дисковые тормоза зимой
Часто возникают споры о том, что гидравлика на минеральном масле мерзнет, а на тормозной жидкости (DOT-е) нет.
Минеральное масло действительно загустевает на морозе больше чем тормозная жидкость, но проблема на самом деле немножко в другом.
Дело в том, что тормозная жидкость гигроскопична, т.е. она впитывает всю влагу (конденсат) в себя, а минеральное масло не гигроскопично, и весь конденсат, образующийся в тормозной системе, стекает в самый ее низ – в калипер. Таким образом, на морозе вода в калипере замерзает и тормоза перестают работать.
Для того чтобы все заработало снова нужно просушить калипер и убрать оттуда всю воду. Правда для этого иногда приходится все разобрать.
Так же иногда, особенно в дешевых моделях, проблемой для гидравлических тормозов становятся резиновые прокладки и уплотнители. Они просто дубеют на морозе и перестают держать масло.
Аналогично ситуации с v-brake, возможно намерзание льда на дисковые колодки и ротор (тормозной диск) из-за попадания на них снега и, как следствие, значительное снижение эффективности торможения. Лечить эту «болезнь» нужно так же, как и на вибрейках. Время от времени прогревая колодки интенсивным торможением.
Замерзание тросика в рубашке
Для всех типов рассмотренных тормозов зимой есть еще одна опасность. Если под рубашку тросика (боуден) попадет вода, то она замерзнет при отрицательной температуре и тормоз перестанет работать – он просто не будет двигаться в рубашке. Если льда там образовалось не много, то иногда можно сильным нажатием на ручку убрать эту проблему.
Так же при выносе велосипеда на холодный воздух из теплого помещения в рубашках и на тросах появляется конденсат, который, естественно, на морозе быстро замерзает. Тросики тормозов и переключения скоростей примерзают и перестают двигаться.
Для предотвращения этого эффекта нужно смазать все тросики и входы рубашек силиконовой смазкой.
Так же при выходе из дома в течение минуты понажимайте тормоза, тогда лед в рубашках не замерзнет.
Еще нюанс: Зимой лучше всего использовать рубашки тросиков не с металлической поверхностью внутри, а с пластиковой, лучше тефлоновой.
После любых зимних покатушек велосипед лучше всего очистить от снега на улице и поставить в теплом помещении для просушки.
Только учтите, что очистить велосипед полностью от снега не получится и в тепле он начнет таять, а вода стекать вниз, так что небольшая лужа на полу под ним обязательно образуется.
Источник
Особенности обслуживания велосипеда в зимний период
Наша сегодняшняя статья будет популярна среди любителей покорять киллометры на велосипеде не только в теплую пору года, но и зимой, невзирая на снег, мороз и гололед. Речь пойдет об обслуживании, смазке велосипеда зимой и особенностях езды в эту пору года.
Итак, самое главное, что поездка осуществляется в сырую погоду и стоит пользоваться смазкой для цепи, которая для этой погоды предназначена.
Из-за того что посыпают дороги и тротуары смесью соли, песка и химреактива, то износ всей трансмиссии значительно увеличивается и, желательно, всю трансмиссию промывать стоит сразу после поездки, не давая долго таять налипшему снегу.
Обычно я после зимних покатушек сразу обмываю влосипед теплой водой с моющим средством, затем вытираю насухо и СРАЗУ ЖЕ смазываю цепь смазкой для сырой погоды, аммортизационную вилку (силиконовой смазкой-спреем смазываю сальники вокруг ног вилки), сами же ноги вилки только насухо вытираю после того как пару раз сжал вилку. Переключатели смазываю спреем-смазкой для сырой погоды, в достаточном количестве, ибо зимой смазки много не бывает и она не навредит. Почему спреем? Потому что смазка проникает почти во все шарнирные соединения, узлы, к которым капельной смазкой неподобраться. Тем более смазка-спрей вытесняет влагу, которая осталась после мойки велосипеда.
Ссылка на силиконовую спрей-смазку для сальников вилки: -> Смазка силиконовая Daytona аэрозоль 230гр (арт.DT 15)
Ссылка на тефлоновую спрей-смазку для переключателей и тросиков: -> Смазка 7-03021 TF-2 для цепи/тросов/переключателей/систем спрей 150мл WELDTITE
Ссылка на специальное средство для мойки велосипеда: -> «Велошампунь, емкость 1л, концентрат WS8000321»
НИ В КОЕМ случае не мойте велосипед на автомойке аппаратами высокого давления.
Во время самой поездки, ободные тормоза могут покрываться «снежно-ледяной» коркой, что будет мешать тороможению и чтоб такого не происходило, стоит во время поездки «прогревать» тормоза: не реже одного раза в час, а также после преодоления участков с глубоким снегом, надо несколько раз несильно притормозить, не прекращая педалирование, чтобы колесо успело сделать несколько оборотов с прижатыми колодками, тем самым убирается эта корка. Такое возникает с ободными тормозами: кантеливерами, крабами, ви-брейками.
Также, рекомендую владельцам ободных тормозов ставить колодки в соответствии зимнему сезону, у которых резина мягче по структуре и не так сильно дубеет на морозе.
Самые неприхотливые к зиме и морозам — это дисковые тормоза. В частности, гидравлические на тормозной жидкости DOT 3, DOT 4 и т.д. в зависимости от характеристик тормозов. Гидравлика на минеральном масле немного хуже по характеристикам из-за того, что масло на морозе немного густеет, но незначительно.
Ссылки на тормозную жидкость и минеральное масло «Shimano»:
Тормозная жидкость DAYTONA DOT-4, для гидравлических тормозов, 70 мл, 2010096
Что же касается механических дисковых тормозов, то важно перед заморозками тщательно вычистить тросик и рубашку и смазать, чтоб на морозе тормоза не заклинивали
Аммортизаторы также требуют «зимнего» ухода. Например, если у вас аммортизационная вилка, то перед зимним сезоном ее стоит перебрать, и если она пружинно-маслянная, то заменить масло в картридже на масло с меньшей вязкостью, для избежания загустевания при минусовой температуре, чтоб вилка отрабатывала неровности поверхности. Например, если летом вы заливаете масло 2,5W-40, то зимой уже стоит заливать 10 или даже 20W — все зависит от технических характеристики и инструкции изготовителя.
Как мы уже писали, зимние покрышки отличаются от летних мякгим компаундом, редким высоким протектором для более лушей очистки от снега и наличием металлических шипов для лучшей устойчивости на льду. Хотим напомнить, что сейчас еще идут скидки на эту продукцию, спешите, акционных покрышек осталось не так уж и много.
Ссылка на зимние покрышки: -> Зимние, шипованные покрышки
Итог
Данная статья имеет ознакомительный характер. Придерживаться её или нет — решать Вам. Конечно, можно ездить и без всего вышеперечисленного, но тогда это отобразиться на техническом состоянии Вашего «двухколесного друга». Хочу отметить напоследок, что если вы не катаете зимой, то велосипед стоит поставить на зимнюю консервацию. Более подробно об этом я расскажу в следующей статье. Если у вас возникли какие либо вопросы, то обращайтесь — мы с радостью подскажем советом и ответом.
Увлекательных Вам каток и отличного настроения =)
Источник