Экспедиции, пропавшие при загадочных обстоятельствах
В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале, на перевале между горой Холатчахль и безымянной высотой 905, пропала туристическая группа под руководством Игоря Дятлова. В память о погибших туристах мы рассказываем о других экспедициях, пропавших при загадочных обстоятельствах.
Похороненный во льдах
В возрасте 59 лет английский мореплаватель Джон Франклин отправился в свою четвертую экспедицию по освоению Арктики.
Для плавания корабли Королевского военно-морского флота были переоборудованы по последнему слову техники. В Арктику выходили 378-тонный «Эребус» и 331-тонный «Террор». Провизии хватало на три года, на судне был и паровой локомотивный двигатель, и множество книг, и даже маленькая ручная обезьянка.
19 мая 1845 года экспедиция была открыта, ее целью было пройти Северо-Западным проходом. В течение лета жены моряков получили несколько писем. Последние пришли в августе, все они были подробны и оптимистичны, а один из участников экспедиции, эконом с «Эребуса» Осмер, писал, чтобы их ждали домой уже в 1846 году.
Однако ни в 1846, ни в 1847 годах от экспедиции не было никаких новостей. Только в 1848 году на поиски отправились первые три судна. Джейн Франклин, жена отважного мореплавателя, умоляла их проверить устье Больших Рыб, но никто не внял ее просьбам.
Незадолго от отправления экспедиции Джейн шила флаг для корабля, в то время как Джон уснул рядом на диване. Джейн показалось, что муж замерз, и она набросила на его ноги флаг. Когда он проснулся, он воскликнул «Почему меня укрыли флагом? Так делают только с покойниками!». С того момента женщина не знала покоя. Ее стараниями поиски пропавших продолжались аж до 1857 года.
В 1859 году экспедиция Мак-Клинтока, полностью оплаченная Джейн Франклин, нашла на острове Кинг-Уильям пирамиду из камней, а под ней подробную записку от 1847 и 1848 годов. Также был найден скелет, а при нем блокнот с записями. Странно, но сделаны они были задом наперед и заканчивались прописью, содержали много орфографических ошибок, знаков препинания не было вообще. Один из листов заканчивался словами «О Смерть, где твое жало», на следующем листе записи были сделаны по кругу, внутри которого было написано «Лагерь Террора (Ужаса) пуст».
Также была найдена лодка с двумя скелетами. Лодка почему-то стояла на санях, которые тащили при помощи веревки. Ружья часовых были взведены. Первым погиб тот, кто сидел на носу, второй был готов к обороне, но погиб от истощения. Среди провизии был найден чай и 18 килограмм шоколада, среди жизненно необходимых предметов: шелковые платки, душистое мыло, ботинки, книги в большом количестве, швейные иглы, 26 столовых вилок из ложек из серебра и еще много чего, что для выживания совсем не годилось.
Останки, которые были найдены на стоянках экспедиции, были обглоданы, что говорит о каннибализме, также ученые установили, что моряки скончались от туберкулеза, пневмонии и цинги. Кроме того, в костях обнаружено огромное количество свинца, но откуда он взялся — так и не известно.
Тело самого Франклина не обнаружили, хотя последние поисковые операции проходили еще в середине XX века.
Незаконченная экспедиция «Святой Анны»
Вероятно, у поговорки «женщина на корабле — к беде» есть реальные корни. 20-летняя Ерминия Жданко, дочь известного гидрографа, собиралась «прокатиться» на шхуне «Святая Анна» вокруг Скандинавского полуострова до Александровска в Кольском заливе вместе с другом семьи Баренцевым. После этого девушка планировала вернуться домой к папеньке, однако этому не суждено было сбыться.
В Александровке экспедиция выяснила, что для плавания не хватает несколько человек, также нет врача. Ерминия, которая еще во время Русско-Японской войны обучилась на сестру милосердия и мечтала попасть на фронт, заявила, что не покинет корабля и готова плыть: «Чувствую, что поступила, как должна была, а там — будь что будет» писала она отцу.
Зимой 1912 года шхуна «вросла» в лед, весной 1913 вмерзший корабль понесло в Ледовитый океан. Даже летом, когда появились полыньи, льдина не растаяла. Началась вторая зимовка. К тому моменту штурман Валерьян Альбанов и капитан Георгий Брусилов поссорились, и Альбанов не выполнял своих обязанностей. В январе 1914 года он попросил разрешения сойти и заявил, что сам доберется до цивилизации. Неожиданно к нему присоединились еще 13 человек (к слову, на шхуне было всего 24 моряка).
До мыса Флоры дошли двое — штурман Валерьян Альбанов и матрос Александр Кондар. Случилось чудо, и их подобрал проходящий мимо корабль. Остальные 11 путников погибли во льдах. В России Валерьян отправил рапорт Брусилова и выписку из судового журнала вместе со всеми документами, находившихся на «Святой Анне» моряков, в Гидрографическое управление. К слову, в своей книге Альбанов писал о письмах, которые передали с ним оставшиеся на «Святой Анне», но по какой-то причине до адресатов письма так и не дошли.
После экспедиции Альбанов и Кондар ни разу не говорили друг с другом. Альбанов еще много лет пытался организовать спасательно-поисковую операцию, но тщетно. Кондар резко изменил свою жизнь, поменял работу и о плаванье старался не вспоминать. Он отказывался говорить с родственниками участников экспедиции и лишь однажды отужинал с братом Георгия Брусилова Сергеем, приехавший к нему в Архангельск в середине тридцатых. Провожая гостя в темноте, он вдруг пристально посмотрел в его лицо и закричал: «Но я в тебя не стрелял! Не стрелял!!». Выяснить, о чем он говорит, не удалось.
Корабль Брусилова так и не был найден.
Гибель экспедиции Скотта
Экспедиция Роберта Ф. Скотта изучала южный континент на протяжении трех лет — с 1901 по 1904 г. Англичанин подошел к берегам Антарктиды, исследовал море и ледник Росса, собрал обширный материал по геологии, флоре, фауне и полезным ископаемым. А затем предпринял попытку проникнуть в глубь материка Считается, что безрезультатно. Но это не совсем так.
Во время санного перехода в глубине материка — в 40-50 км от побережья — Скотт обнаружил скалу, на вершине которой оказался хорошо оборудованный лаз, тщательно замаскированный вырезанными толстыми пластинами льда. Пораженные увиденным, Скотт и его спутники сумели отодвинуть несколько плит, и их взорам предстала стальная лестница из труб, ведущая вниз . Изумленные англичане долго не решались спуститься, но наконец рискнули.
На глубине более 40 метров они обнаружили помещения, в которых была оборудована продуктовая база из мясных продуктов. В специальных контейнерах лежала аккуратно сложенная утепленная одежда. Причем таких фасонов и такого качества, которых ранее ни Скотт, ни его помощники не встречали, хотя сами они весьма обстоятельно готовились к дальней и небезопасной экспедиции.
Осмотрев всю одежду, Скотт понял, что этикетки на ней были тщательно срезаны для сохранения инкогнито хозяев. И лишь на одной из курток обнаружился ярлык, оставленный, видимо, в силу чьей-то халатности: «Екатеринбургская пошивочная артель Елисея Матвеева». Эту этикетку, а главное, надпись с нее, Скотт аккуратно перенес в свои бумаги, хотя, конечно, в тот момент путешественники не поняли, что означает эта русская вязь. Им вообще было неуютно в этом чужом пристанище, а потому они поспешили покинуть его.
Пройдя половину пути до базового лагеря, один из путников спохватился — надо было взять хоть что-нибудь из продуктов, свои-то на исходе. Другой предложил вернуться, но Скотт посчитал это непорядочным: кто-то заготавливал для себя, не рассчитывая, что запасами воспользуются незваные гости. Но, скорее всего, на его решение повлиял страх, граничащий с ужасом.
Придя на Большую землю, путешественники долго не решались поведать общественности о таинственном погребе, оборудованном в ледяной пустыне; но в своем рапорте о работе экспедиции Скотт весьма подробно рассказал о находке. Однако вскоре материалы, поданные им в Британское географическое общество, таинственным образом исчезли.
Галлюцинация?
Спустя несколько лет к Южному полюсу отправился другой английский исследователь — Э. Шеклтон. Однако он не обнаружил никакого хранилища с продуктами и теплыми вещами: то ли не нашел по тем координатам, которые ему лично сообщил Скотт, то ли хозяева склада сменили место «дислокации». Впрочем, Антарктида загадала загадку и экспедиции Шеклтона. В своих дневниках англичанин оставил запись о странном происшествии, случившемся с одним из его спутников -неким Джерли.
Во время внезапно начавшейся жестокой снежной бури он потерялся, но неделю спустя. догнал товарищей. При этом он «вовсе не выглядел изможденным и рассказывал о какой-то глубокой котловине, где из-под земли бьют горячие ключи. Там живут птицы, растут травы и деревья. На эту котловину он набрел случайно и провел там целый день, восстанавливая свои силы. Никто из нас ему особенно не поверил — скорее всего, у бедняги была галлюцинация. «.
На штурм!
До полюса Шеклтон не дошел 178 км. «Вершина» осталась непокоренной, и она по-прежнему манила путешественников. Среди тех, кто отправился на штурм Южного полюса, вновь был Роберт Ф. Скотт. Но — увы! — его обогнал норвежец Р. Амундсен: он достиг конечной цели 14 декабря 1911 г. Чуть позже — 18 января 1912 г. — на Южном полюсе оказалась и группа, возглавляемая Р. Скоттом. Однако на обратном пути — в 18 километрах от базового лагеря — путешественники погибли.
Тела, записи и дневники погибших нашли спустя восемь месяцев. А пока шли поиски, в базовом лагере обнаружилась (!) записка на английском языке, сообщавшая: Скотт и его спутники сорвались с ледника, их снаряжение, в котором были продукты, попало в глубокую расселину. И если полярникам в ближайшую неделю не окажут помощь, они могут погибнуть. Этому документу по какой-то неведомой причине никто не придал значения: то ли посчитали неуместным розыгрышем, то ли провокацией товарища, у которого сдали нервы. А может, и это списали на галлюцинации?!
Между тем в записке точно указывалось, где находятся пострадавшие. В дневнике, оставшемся после экспедиции, обнаружилась прелюбопытнейшая запись: «Мы остались без продуктов, чувствуем себя скверно, укрылись в созданной нами снежной пещере. Проснувшись, обнаружили у входа приличный запас мясных консервов, нож, сухари и, удивительное дело, в некоторых брикетах оказались замороженные абрикосы».
Откуда все это взялось, Скотт и его товарищи не знали. К сожалению, сухарей и абрикосов хватило ненадолго. Продукты закончились через несколько дней. Наверняка те, кто желал им помочь, полагали: за полярниками, оказавшимися в трудном положении, придут соотечественники, стоит им только прочесть записку. Но.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Арктика их не вернула: пропавшие без вести
История освоения Арктики полна простых человеческих трагедий — сотни и тысячи исследователей, моряков, учёных навсегда остались в этом царстве льда и холода. У многих нет даже могилы — последнего пристанища человека на Земле. Арктика навсегда забрала их к себе.
В нашей новой рубрике «Пропавшие без вести» мы будем рассказывать о тех, кому не суждено было вернуться домой, кто остался во льдах сурового и неприступного Севера.
Руаль Амундсен
Прославленный норвежский исследователь, путешественник, покоривший оба географических полюса Земли, первый человек, совершивший кругосветное путешествие за Полярным кругом (сначала ему покорился Северо-Западный проход вдоль берегов Канады, а несколько позднее — Северо-Восточный путь вдоль Сибири).
Первая полярная экспедиция, в которой принял участие Амундсен, состоялась в 1897-1899 годах, когда он нанялся матросом на бельгийское судно «Бельджика», которое направлялось к берегам Антарктиды. Целью экспедиции являлось достижение Южного магнитного полюса, но в марте 1898 года «Бельджика» застряла во льдах моря Беллинсгаузена на долгие 13 месяцев.
Тяжёлая вынужденная зимовка на дрейфующем судне негативно сказалась не только на здоровье экипажа (многих поразила цинга), но и на психологическом состоянии людей. Всё это в итоге привело к тому, что фактическое командование взял на себя Амундсен. С тех пор он стоял во главе всех экспедиций, в которых принимал участие.
В 1911 году на легендарном Нансеновском «Фраме» (судно, на котором Фритьоф Нансен пытался пробиться к Северному полюсу) Амундсен отправился покорять Южный полюс, которого достиг в декабре 1911 года, на месяц обогнав экспедицию англичанина Роберта Скотта.
Не оставляя своей мечты о достижении Северного полюса, Руаль Амундсен решился на совместную экспедицию с известным итальянским конструктором и воздухоплавателем Умберто Нобиле. Осенью 1925 года между итальянским правительством и Норвежским обществом воздухоплавания было заключено соглашение, согласно которому дирижаль Нобиле переходил в распоряжение общества. После нескольких месяцев подготовки, 11 мая 1926 года дирижабль с новым именем «Норвегия» отчалил от мачты на Шпицбергене и взял курс на Северный полюс. Уже на следующий день экспедиция достигла своей цели. Пролетев над полюсом и сбросив с борта флаги, экипаж «Норвегии» отправился в сторону Аляски. Дирижабль приземлился в Теллере (город на Аляске) спустя 71 час после начала полёта. Экспедиция завершилась триумфально, но этот триумф был испорчен конфликтом между Амундсеном, который был начальником экспедиции, и конструктором и пилотом дирижабля Нобиле. Амундсен, будучи человеком честолюбивым, не хотел делиться полярной славой с Нобиле, что конечно не устраивало как самого конструктора, так и общество воздухоплавания и фашистскую правящую итальянскую элиту, которая покровительствовала Нобиле.
В 1928 году Умберто Нобиле, ставший к тому времени дивизионным генералом авиации и почётным членом фашистской партии, решил повторить полёт к Северному полюсу на дирижабле «Италия». 24 мая 1928 года Нобиле отправился в полёт, дирижабль успешно достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения он потерял высоту и ударился об лёд, в результате чего часть экипажа была выброшена за борт.
Норвежское правительство обратилось к Амундсену с просьбой возглавить спасательную операцию. Тот, не смотря на разрыв личных отношений с Нобиле после их совместной экспедиции, согласился. Спустя две недели переговоров и политических согласований было принято решение, что Амундсен вылетит на поиски пропавших итальянцев на французском гидросамолёте «Латам-47».
18 июня 1928 года в 16:00 «Латам» вылетел из Тромсё в сторону острова Медвежий. Последний раз экипаж выходил на связь вечером того же дня.
Стоит сказать, что Умберто Нобиле был спасён спустя пять дней после пропажи Амундсена — шведский лётчик Эйнар Лундборг сумел приземлиться на льдине, где разбили лагерь итальянцы, и вывез генерала на большую землю, а остальных спустя ещё несколько дней взял на борт советский ледокол «Красин».
В сентябре вблизи Тромсё был найден поплавок «Латама», а спустя ещё полтора месяца на берег выбросило бензобак пропавшего гидросамолёта. Скорее всего, в сложных погодных условиях приводнившийся «Латам» перевернулся, а экипаж погиб от переохлаждения. Их тела, как и гидросамолёт, так и не были найдены.
Так закончилась жизнь легендарного полярника, путешественника и первооткрывателя, национального героя Норвегии Руаля Амундсена.
Незадолго до своей гибели во время подготовки к операции по спасению Нобиле в одном из интервью Амундсен сказал: «О, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, в высоких широтах! Там я хотел бы умереть, только пусть смерть придёт ко мне по-рыцарски, настигнет меня при выполнении великой миссии, быстро и без мучений. «
Весь мир скорбел о пропаже прославленного путешественника. Почтим и мы память великого Руаля Амундсена,человека, по-рыцарски встретившего свою смерть.
Источник