Нарвские триумфальные ворота зимой

Нарвские триумфальные ворота

Архитекторы: Стасов В. П.
Год постройки: 1827-1834
Стиль: Классицизм

Нарвские триумфальные ворота классицизм

1827-1834 — арх. Стасов Василий Петрович

Первые Нарвские триумфальные ворота были построены по проекту арх. Джакомо Кваренги у начала Петергофской дороги за Обводным каналом неподалеку от каменных городских ворот, возведенных еще в 18 веке.

Это была однопролетная арка из дерева и алебастра с фигурами воинов в нишах и стремительно мчавшейся квадригой, управляемой крылатой богиней Славой. Гипсовые скульптурные детали исполнил скульптор И. Т. Теребенев. Ворота возвели за месяц. Находились они в 180 метрах от реки Екатерингофки.

«Экскурсии в современность».
Ленинград.Издательство
книжного сектора ЛГОНО.1925 г.

1913-1914 гг.
ЦГАКФФД Е 6614
pastvu.com

Плащадь Стачек
до реконструкции
Фото 1926 г. (из Путеводителя
по Ленинграду 1937 г.)

КГИОП
фото 1920-х — 1940-х гг

КГИОП
фото 1920-х — 1940-х гг

Из альбама выставки
«Ленинград. Будни нового
стиля. Архитектура
1920-1930-х». МУАР, 2010
(добавил Askja)

1931 г. Серия «Ленинград с аэроплана»
для журнала «СССР на стройке»

Площадь Стачек
после реконструкции
Фото 1936 г. (из Путеводителя
по Ленинграду 1937 г.)

Фото начала 1950-х
(добавил Виктор М)

Приложение
к Топ-плану 2004
(добавил IVa )

Общий вид Нарвских ворот и памятника В.И.Ленину на площади. 1930-е гг. ( masy )

Памятник Ленинину установлен в 1931 г., а, как пишет Глезеров в книге «Исторические района Санкт-Петербурга», «в 1940 г. в связи с реконструкцией площади перенесен на улицу Швецова». ( Student )

По прошествии десяти лет арка обветшала, алебастр начал осыпаться, возникла проблема сноса. Петербургский военный генерал-губернатор М. А. Милорадович, участник войны 1812 г., добился от императора разрешения на постройку новых монументальных ворот «из мрамора, гранита и меди».
Дж. Кваренги к тому времени уже умер.

Для создания нового проекта пригласили арх. В. П. Стасова, который увеличил ширину ворот и в корне изменил их декорацию. Сохранив в основе композицию Кваренги, Стасов придал сооружению высокую идейную направленность.

Гравюра Голани,
первая половина 1830-х гг.

Мост через р.Таракановку.

Площадь Стачек. Фото 1960-е гг.
Альбом Ленинград. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964. (добав.Mary)

Монументальная арка ворот декорирована двенадцатью десятиметровыми колоннами коринфского ордера, диаметром 1 метр. Арку венчает триумфальная колесница, запряженная шестеркой коней, исполненных из кованной меди по модели скульптора П. К. Клодта. Скачущих коней скульптора Теребенева заменили остановленные на скаку — шестерка вздыбленных коней пытается умчать боевую колесницу с крылатой богиней Победы, венчающей воинов лавровым венком и пальмовой ветвью — символами миролюбия и славы. Статуя Победы изготовлена по модели скульптора С. С. Пименова.

Колесница скульптурной группы сделана методом «выколотки» из листовой меди по модели В. И. Демут-Малиновского.

В нишах между колоннами установлены статуи двух древнерусских витязей из кованной меди, изготовленные по моделям С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского. Древнерусская одежда воинов выполнена по рис. художника Ф. П. Солнцева, сделанным им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Модели крылатых женских фигур в тимпанах арки выполнил скульптор И. Леппе.

На западном фасаде ворот золочеными накладными буквами перечислены названия прославленных гвардейских кавалерийских полков, на восточном — пехотных гвардейских полков. На главном фризе — крупная золоченая надпись: «Повелением Александра Первого», а в средней части аттика — «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 день августа 1834 года».

Под сводом ворот надпись: «Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова». (Ф.П. Уваров завещал 400 000 рублей на памятник, посвященный Отечественной войне 1812 г.). На боковых фасадах ворот в нишах надпись: «Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года».

Место для новых ворот выбрали на Петергофской дороге около моста через речку Таракановку.
На расстоянии 20 м от берега в котлован забили 1076 восьмиметровых свай, на сваи уложили гранитные плиты и забутили фундамент тосненской плитой на извести, с утрамбовкой расщебенкой на полутораметровую высоту. Место насыпали «до черты наводнения, бывшего в 1824 году».
Стасов рассматривал сооружение как центральную часть будущего архитектурного ансамбля.
С учетом этого майор корпуса инженеров путей сообщения П.Н. Патцевич разработал проект реконструкции моста через реку Таракановку.

Источник

Нарвские триумфальные ворота

Фото и описание

В Санкт-Петербурге находится много памятников, посвященных победам русской армии. Особенно впечатляют Нарвские триумфальные ворота, которые были построены в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Представляют собой памятник архитектуры в стиле ампир. Находятся на площади Стачек неподалеку от станции метро «Нарвская».

Первые ворота были построены из дерева и алебастра в конце июля 1814 года. Идея принадлежит известному архитектору Джакомо Кваренги. И уже 30 июля через них в торжественной обстановке прошли воины-победители, которые возвращались из Европы. Ворота были установлены за Обводным каналом, в самом начале Петергофского шоссе, переходящего в дорогу на Нарву, и поэтому местное население стало называть ворота Нарвскими.

Через 10 лет ворота сильно обветшали, и император Александр I издал указ о возведении новых ворот из более прочного материала на берегу реки Таракановка (позже была засыпана), немного южнее прежнего места. Проектом стал заниматься архитектор Василий Петрович Стасов. В целом он сохранил замысел Кваренги и в конце августа 1827 года, в годовщину Бородинской битвы, был заложен I камень. Особенностью проекта новых Нарвских ворот было то, что конструкция была создана из кирпича, обшиваемого медными листами. Из медных листов образована и скульптурный ансамбль: шестерка коней (скульптор Пётр Карлович Клодт) и фигура Славы (скульптор Степан Степанович Пименов).

Искусствоведами отмечено, что для скульптуры Нарвских ворот характерна строгость и простота, здесь нет аллегорической усложнённости образов, которыми отличаются монументально-декоративные произведения этого времени.

Новые ворота были открыты в середине августа 1834 года. Их высота составляет 23 метра, вместе со скульптурой Победы – свыше 30 метров, общая ширина – 28 метров.

В нишах между колоннами коринфского ордера можно увидеть 2 статуи древнерусских витязей, выполненных по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Вся скульптура изготовлена из кованой меди. В центре аттика, на обоих фасадах имеется надпись золотыми буквами: «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834». Ниже располагается та же надпись на латинском языке.

Архитектор Стасов во внутренних помещениях ворот думал создать мемориальный музей, в котором бы хранились подлинные вещи и документы, рассказывающие о войне с армией Наполеона. Этим планам не суждено было сбыться. Внутреннее пространство было использовано под казарму для солдат Нарвской заставы, контролировавших въезд и выезд людей из города. Здесь служил гвардейский офицер и будущий знаменитый художник-живописец Павел Андреевич Федотов.

Медь, эффектная на первых порах, уже через некоторое время после открытия в ситуации петербургского климата подверглась коррозии. К концу XIX столетия ворота отреставрировали, поменяв медные листы на железные, но это только усилило коррозию.

9 января 1905 года Нарвские ворота стали очевидцами несчастного события в истории России – Кровавого воскресенья. Здесь некоторые участники мирной демонстрации были расстреляны. И по этой причине после октябрьских событий 1917 года, Нарвская площадь, в центре которой установлены ворота, станет называться площадью Стачек.

В 1925 году была организована новая реставрация ворот, но ее прервала Великая Отечественная война, во время которой они сильно пострадали от бомбежек и артобстрелов. После войны ворота снова подвергались реставрации: в 1949-1951, в 1979-1980 и 2002-2003 годах.

Сейчас Нарвские триумфальные ворота являются частью Государственного музея городской скульптуры Петербурга. В помещениях ворот организуются выставки, повествующие о военном Санкт-Петербурге.

Описание дополнено:

Кузякина Арина Андреевна 08.11.2016
Зимой в канун Нового года Нарвские ворота украшают большими часами с подсветкой.

Источник

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Фотографии

Нарвские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, воздвигнутые в честь великой Победы Российской армии над наполеоновскими войсками, поражают своим величием и лаконичностью, великолепием и благородством.

Они были сооружены в 1834 году по проекту Василия Стасова на месте первоначальной деревянной арки, возведённой Джакомо Кваренги для торжественной встречи победоносной Русской гвардии, возвращающейся из Парижа в 1814 году.

Краткое описание

Архитектор Василий Петрович Стасов сохранил замысел предшественника, но выполнил триумфальные ворота из кирпича, облицованного медью. Тема победы прослеживается во всём декоративном убранстве сооружения.

В нишах установлены фигуры русских витязей (богатырей) в кольчугах и шлемах. По фризу расположены рельефы, изображающие знамёна и победные трубы. Накладные золоченые надписи на аттике и по бокам арки рассказывают о местах победоносных сражений Русской армии. Венчает памятник колесница с фигурой Ники (Победы), запряжённой шестёркой коней.

Высота памятника составляет 30 метров, ширина – 28 метров. Аттик с гениями Славы поддерживают 12 колонн. В нишах древнерусские витязи протягивают воинам лавровые венки.

В центре аттика можно прочитать посвящение золотом:

Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное Отечество в д. 17. августа 1834

Нарвские Ворота – это и памятник воинской славы, и доступный музей, в верхнем зале которого работает музей воинской славы. В филиале Государственного музея городской скульптуры «Нарвские триумфальные ворота» представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, здесь проводятся тематические выставки.

История

Русские войска в 1814 году возвращалась из европейской военной кампании – французская армия была разбита, Наполеон подписал отречение.

Российской столице – Санкт-Петербургу нужно было торжественно встретить победителей. Всего за 1 месяц в городе на Неве были возведены триумфальные ворота по чертежам Джакомо Кваренги.

Создание

Первоначально триумфальные ворота возвели на Нарвской заставе, прямо на границе города у Обводного канала, для встречи возвращавшихся Русских войск из Европы в 1814 году.

Деревянные ворота

Триумфальные ворота построили из дерева и алебастра за один месяц по проекту Кваренги. Они были украшены колесницей с шестью конями, управляемой богиней Победы, а также скульптурами римских воинов.

Кваренги представил 2 проекта ворот: с архитравным перекрытием и аркой. По обе стороны арки находились трибуны для зрителей и оркестров. Русские войска в 1814 году проходили под аркой 4 раза:

Но вскоре построенные из дерева и алебастра ворота пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны Михаил Андреевич Милорадович выступил за реконструкцию сооружения. Император Николай I решил построить новые каменные ворота несколько южнее прежнего места – на берегу реки Таракановка,.

Из кирпича и меди

Русский архитектор, один из основоположников русского ампира, Василий Стасов сохранил, в основном, задумку Кваренги. Так, 26 августа 1827 года, в 15-ю годовщину Бородинской битвы, был заложен первый камень в новые ворота.

Особенностью проекта новых ворот было то, что конструкция создавалась из кирпичной кладки, которую обшили медными листами. Также из медных листов была создана скульптурная группа: шестёрка коней и фигура Славы. Скульптуры римских воинов заменили на медные древнерусские витязи.

Появились крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы. По сторонам ворот есть надписи:

Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года.

На стенах размещены благодарственные надписи от всего народа России. Текст на аттике гласит:

Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное Отечество.

Увековечены названия участвующих в военных действиях 1812 года гвардейских полков – Уланский, Казачий, Гусарский, Драгунский.

  • С западной стороны золочеными буквами выведены названия кавалерийских соединений, с восточной – перечислены пехотные части.
  • Другая надпись рассказывает о сражениях, в которых принимали участие Российские войска, в том числе в населенных пунктах: Бородино, Лейпциг, Париж и других.

Императорская семья пришла посмотреть на новые Триумфальные ворота, была выпущена бронзовая медаль.

Восстановление сооружения

В условиях петербургского климата впечатляющая поначалу медь уже через несколько лет после открытия начала корродировать. В 1877-1880 годах ворота были восстановлены под руководством архитектора Михаила Ивановича Рылло.

Тогда медные листы железом, что только усилило коррозию. В 1888 году в помещение ворот была помещена часть архива городской думы.

Революция и реставрация

Во время Февральской революции 1917 года рабочие и солдаты подожгли памятник, вследствие чего архив сгорел дотла, повреждения получили бронзовые украшения.

В 1924 году началась новая реставрация, значительная часть которой была проведена в 1932 году. Затем её прервала Великая Отечественная война.

Ворота во время войны

Под аркой Триумфальных ворот солдаты Ленинградского гарнизона отправлялись на фронт. У ворот были возведены противотанковые укрепления.

В годы Великой Отечественной войны памятник сильно пострадал от обстрелов и бомбёжек. Сооружение насчитывало свыше 2-х тысяч пробоин, были отбиты детали скульптур и декора, разрушен карниз.

Однако это не помешало в 1944 году пройти через Триумфальные ворота героическим войскам Красной Армии, снявших блокаду города Ленинграда.

Послевоенное возрождение

Множественные разрушения сооружения потребовали срочной реставрации, которая проводилась с 1949-1951 годах. С января по осень 1951 года воссоздавались утраченные детали медных скульптур и орнаментов. Были выправлены вмятины, восстановлено наружное листовое покрытие; устранены отверстия и вздутия, вызванные взрывами, гранитной облицовки цоколя.

Также в это время заменили ступени крыльца; очистили поверхности и восстановили их «патиновую» окраску, воссоздали дизайн и каркас аттика и ордер. Также были позолочены буквы памятных надписей, закрашенных в 1932 году. Реставрация 1949 года осуществлялась по проекту архитектора Ирины Бенуа. За 3 года были заменены кровля и чугунные лестницы. По сохранившимся рисунками воссоздали пострадавшие во время войны декоративные фрагменты скульптур: сделали ремонт колесницы, части статуи богини Победы, лошадей и оружия.

В дальнейшем регулярные реставрации ворот проводились в 1978-1980 и в 2002-2003 годах. Реставрационные работы в 1978-1980 годах проводились, в основном, на окружающей территории: были проложены новые подземные коммуникации. Тогда построили подземный переход, который стал для жителей удобным и безопасным, и которым мы пользуемся по сей день. Тогда же выложили камнем площадь вокруг ворот, обустроили гранитный поребрик.

Последняя реставрация была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга: были почищены и обновлены медные листы, отреставрированы капители, колонны и внутренние лестницы, заменена кровля. Воротам вернули их первоначальный цвет — ярко-зелёный.

Архитекторы и скульпторы

Сначала сооружение было возведено из дерева и алебастра по проекту архитектора итальянского происхождения Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Его основной замысел сохранил русский архитектор, один из основоположников русского ампира, академик Императорской Академии художеств Василий Петрович Стасов, когда начал в 1827 году строить памятник из камня и меди.

Скульптурную группу из медных листов, в частности, шестёрку коней создал русский скульптор Пётр Карлович Клодт — автор знаменитых скульптурных коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

Автор фигуры Ники в колеснице, венчающей Нарвские триумфальные ворота, – скульптор русского сентиментализма Степан Степанович Пименов.

В содружестве с русским скульптором, крупнейшим представителем русского ампира, Василием Ивановичем Демут-Малиновским была создана триумфальная композиция, посвящённая Победоносному окончанию Великой Отечественной войны 1812 года.

Фигура крылатой Славы в колеснице и один из русских витязей выполнены Степаном Пименовым. В целом, скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями, их создали Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе.

В 1877-1880 годах ворота были восстановлены под руководством архитектора Михаила Ивановича Рылло. В 1949-1951 годах реставрацию проводили архитектор Ирина Николаевна Бенуа и скульптор-модельщик Александр Евстафьевич Громов.

Работали в это время также чеканщики К. П. Кротов и прочие, кровельщики Алексеев и другие, гранитчики под руководством В. Е. Бочарова; буквы золотила бригада А. Е. Юдина и В. П. Соколова.

В 1924 году русский и советский архитектор, градостроитель Лев Александрович Ильин разработал проект перепланировки площади. На месте заболоченной речки Таракановки и трущобных построек разбили широкую площадь, которая существует и поныне.

Музей-памятник

Нарвские триумфальные ворота – это ещё и музей. Поднявшись по винтовой лестнице, попадаешь в выставочный зал, который расположен в аттике ворот — филиал Музея городской скульптуры.

Внутреннее помещение Нарвских триумфальных ворот представляет собой трёхэтажное здание с подвалом. В верхнем зале, куда ведут 2 винтовые лестницы, находится Музей воинской славы. Он был организован в соответствии с постановлением Главного управления культуры Ленинграда от 1978 года.

Когда в 1939 году открыли Музей городской скульптуры, памятник Победы вошёл в его коллекцию. В 1987 году в структуре Государственного музея городской скульптуры создали филиал «Нарвские триумфальные ворота». В нём представлены атрибуты Отечественной войны 1812 года.

В музее регулярно проводятся временные выставки, экскурсии, занятия для детей и другие мероприятия.

Интересные факты с мистикой

  • Аттик ворот Нарвских триумфальных ворот украшают 8 крылатых фигур Гениев Славы и Мира. Их создал Иван Леппе. Скульптуры парят над колоннами, оберегая золоченые надписи, которые посвящены «Победоносной Российской императорской гвардии».
  • Существует версия, что почти все изваяния созданы по рисункам Кваренги с небольшими поправками. Античных воинов «переодели» в древнерусских витязей, сделанных по рисункам старинных одеяний из Оружейной палаты Московского Кремля – 4 фигуры русских витязей можно увидеть между колоннами.
  • Все проекты и сами работы скульпторов лично утверждал и одобрял император Николай I. Общая стоимость строительных работ составила свыше 1 миллиона рублей.
  • Русский скульптор, академик и заслуженный профессор Императорской Академии художеств Пётр Клодт с детства любил лошадей, часто их рисовал, лепил и вырезал из дерева.

  • Колесница Нарвских триумфальных ворот стала первым большим заказом Петра Карловича. Над ней он трудился вместе с уже признанными мастерами: Степаном Степановичем Пименовым и Василием Ивановичем Демут-Малиновским. Серьёзным отступлением от классических изображений колесницы было то, что кони Клодта стремительно несутся вперёд, вставая на дыбы, наполняя композицию энергией и грацией.
  • Торжественное открытие Нарвских ворот состоялось 17 августа 1834 года в присутствии императорской семьи. После выполнения этой работы Пётр Карлович Клодт получил всемирную известность и покровительство Николая I.

  • Во время открытия все полки, названия которых выгравированы на воротах, почётным маршем в присутствии царя и его семьи прошли под аркой. Зрелище было потрясающим, что вызвало бурю восторга среди собравшихся на площади, все они приветствовали героев Бородинского и многих других сражений Отечественной войны 1812 года.
  • Бытует поверье, что ровно в полночь одна из этих фигур оживает и поднимает руки, якобы, тем самым приветствуя запоздалого путника.
  • Раньше горожане пугали детей привидением, которое бродило у ворот, что с наступлением темноты никто не выходил на площадь.
  • Расположенная вокруг Нарвских ворот площадь была спроектирована Василием Стасовым, который настоял на больших размерах пространства, чтобы было «приличное расстояние», позволявшее рассмотреть грандиозное сооружение.

Где находится памятник?

  • Адрес: Санкт-Петербург, Кировский район, площадь Стачек, 1

Ближайшая станция метро

  • Станция метро «Нарвская»: находится прямо напротив ворот, пройти через площадь.

Как добраться?

Доехать можно также наземным транспортом. Остановка: «Станция метро Нарвская»:

  • Автобусы: №№ 1М, 1МБ, 2, 6, 35, 66, 73
  • Маршрутки: К-169, К-195, К-2, К-20, К-66, К-6
  • Троллейбус: № 20
  • Трамвай: № 16

Дальше пройти через подземный переход прямо к Нарвским воротам.

Источник

Читайте также:  Лед лампы для весты туманки
Оцените статью