Может ли снег быть чистыми

Исследовательская работа «Можно ли назвать снег чистым?»

Я думаю, русскую зиму и снег любят и дети, и взрослые. Столько замечательных строк посвятили ей поэты. В это время года можно получить много положительных эмоций катаясь на лыжах, на санках с горы, играя в снежки и лепя снеговиков. Детям же хочется попробовать снег и сосульки на вкус. Однако родители и педагоги запрещают нам это делать, говоря что снег грязный. На внешний вид только что выпавший снег абсолютно чистый, белый, по цвету напоминает сахар, наверное сладкий.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota_mozhno_li_nazvat_sneg_chistym.odt 21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Дебют в науке»

Номинация «Первые шаги в экологии»

Можно ли назвать снег чистым?

ученица 3 «В» класса

МБОУ СОШ № 5 г. Лысково

Белова Светлана Петровна

2. Исследование снега

2.1 Что такое снег?

2.2 Образование снега

2.3 Экспериментальное исследование и его результаты

2.4 Результаты анкетирования

4. Список используемой литературы

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

С наступлением зимы температура воздуха на большей части территории нашей огромной страны России опускается ниже отметки 0 градусов по Цельсию. Реки, озера пруды и другие водоемы покрываются льдом. Идет снег. Но выпадает он не весь и сразу, а постепенно, толщина снежного покрова на протяжении зимних месяцев увеличивается.

Иногда снег спускается крупными, пушистыми снежинками, словно парит в воздухе, мягко опускается на землю, деревья, крыши домов, на людей. Идя в такую погоду по улице, ощущаешь себя в сказке. Бывает снег сыпет на нас с неба мелкой и колючей крупой, ветер с силой разносит его в разные стороны. От такого снега хочется укрыться, спрятаться. В зимние морозные дни снег ослепительно блестит на солнце.

Я думаю, русскую зиму и снег любят и дети, и взрослые. Столько замечательных строк посвятили ей поэты. В это время года можно получить много положительных эмоций катаясь на лыжах, на санках с горы, играя в снежки и лепя снеговиков. Детям же хочется попробовать снег и сосульки на вкус. Однако родители и педагоги запрещают нам это делать, говоря что снег грязный. На внешний вид только что выпавший снег абсолютно чистый, белый, по цвету напоминает сахар, наверное сладкий.

Из рассказов моей прабабушки, жившей в молодости в маленькой деревне Лысковского района, мне известно о том, что в их семье снег специально таяли и использовали талую воду для мытья посуды, стирки белья и даже приготовления пищи.

Однако в то время экологическая обстановка в нашей стране была более благоприятное, чем в настоящее время. Это связано с тем, что масштабное развитие индустрии началось после Великой Отечественной войны.

На улицам много автомобилей,

нефтеперерабатывающие, добывающие, предприятия

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть вышеуказанные факты я хочу провести исследовательскую работе на тему «является ли снег чистым».

Мне интересно является ли снег чистым или же он грязный, какие факторы влияют на его чистоту , поэтому я решила провести исследовательскую работу и найти ответы на свои вопросы. Для этого я буду изучать литературу и материалы в сети Интернет, проведу экспериментальное исследование талого снега, подготовлю анкету и выясню снение моих одноклассников по этому вопросу.

Исследование снега. Что такое снег?

Слово снег имеет старославянское происхождение и означает оно то, что мокнет.

В толковом словаре В.И. Даль дает следующее объяснение слову снег : «мерзлые пары, падающие, в виде хлопьев, клочьев, с облаков; самый рыхлый лед, заменяющий зимой дождь».

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова толкует слово снег так : « атмосферные осадки -белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.

Из уроков окружающего мира я знаю, что в природе вода находится в трех состояниях- жидком, твердом и газообразном. Снег представляет собой замерзшую воду, это форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристалликов льда. Он образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к частицам пыли и замерзают. Получившиеся кристаллы льда чаще всего имеют форму шестиугольных пластинок. Они из-за своей тяжести падают вниз на землю, при этом забирая влагу из воздуха растут, соединяются друг с другом и превращаются в снежинки. Несмотря на то, что процесс образования всех снежинок одинаковый и основой этого служит замерзшая вода, в природе их формы необыкновенно разнообразны. Рассматривая их я никогда не встречала двух одинаковых. Ученые насчитывают более 5000 видов снежинок. Опускаясь на землю снежинки образуют снежный покров, который не пропускает воздух и холод, защищает растения и животных в зимний период.

На первый взгляд процесс образования снежинок завораживает. Как в природе все гармонично и независимо от воли и желания человека. В воздухе было огромное количество капелек воды, которые соединились с частичками пыли и под воздействием холодной температуры превратились в снежинки неповторимой формы. Одна из этих белых и на первый взгляд чистых снежинок спускаются мне на ладонь, хочется попробовать ее на вкус. Но … в этот момент я начинаю понимать почему взрослые запрещают нам есть снег и сосульки, говоря что они грязные.

Проблема загрязнения окружающей среды , в том числе и воздуха, актуальна не только в нашей стране, но и во всем мире. Развитие промышленности способствовало загрязнению природы отходами промышленного производства, увеличение количества автотранспорта на улицах городов привело к ее загрязнению выхлопными газами. Мы живем в небольшом городе. Но на его улицах можно встретить много автомобилей. У нас есть промышленные предприятия, выпускающие запчасти для автомобилей, бумагу, хлеб колбасные изделия. В соседнем Кстовском районе работают два огромных нефтеперерабатывающих завода. Хочется верить в то, что в промышленности используются современные системы очищения, а отходы производства не попадают в окружающую нас природу и не загрязняют ее.

Таким образом, еще не проводя исследований я узнала о том, что снег чистым быть не может, так как он образуется в воздухе, содержащем невидимые частицы пыли, сажи, химических элементов, бактерии, но человек может и должен сделать все возможное для сохранения чистоты окружающей его среды, и тогда снег у нас будет ЧИСТЫМ.

Экспериментальное исследование и его результаты.

Прежде чем начать свое исследование, я подготовила пять прозрачных пакетов, наклеила на них номера и отправилась за образцами снега.

Образец № 1 мною был взят в парке, расположенном вблизи с проезжей частью, на территории которого имеются насаждения в виде деревьев и кустарников.

Образец № 2 мною был взят у проезжей части, посыпаемой песко — соляной смесью, из кучи расчищенного трактором снега (побоявшись последствий для кожи рук, работала в медицинских перчатках).

Образец № 3 мною был взят у территории Электро- технического завода нашего города, вблизи имеются деревья и проезжая часть.

Образец № 4 мною был взят на территории детской площадки, где проводят свое время на прогулках маленькие дети, расположенной недалеко от тротуара.

Образец № 5 мною был взят у дома.

Придя домой, я переложила образцы снега в пластиковые прозрачные стаканчики. Снег растаял через 1 час. Результаты своих наблюдений я описала в таблице.

Характеристика полученной талой воды

Белый, без каких -либо пятен,рассыпчатый, без комков, содержит семена березы, липы, американского клена

Слабо мутная, содержит семена деревьев

Серо- коричневый, имеет комки, семена березы

Сильно мутная, грязная, пенистая, с семени березы

Белый, с пятнами речного песка,рассыпчатый, содержит веточки деревьев

Слабо мутная, содержит органический мусор

Белый, утоптанный, без пятен, без органического и иного мусора

Белый, без пятен,рассыпчатый

Талая вода в течении 2 часов отстаивалась в стаканчиках. После чего я увидела, что в стаканчиках с образцами № 1 и № 3 имеется небольшой осадок, в стакане с образцом № 2 — сильный, в стаканчиках с образцами № 4 и № 5 осадка практически нет. Затем я процедила талую воду через вату и результаты занесла в таблицу:

Процедили 1 раз, на ватном диске имеются семена деревьев

Процедили 2 раза, на ватном диске имеется грязь, семена деревьев

Процедили 1 раз, на ватном диске имеется органический мусор

Процедили 1 раз, ватный диск чистый

Процедили 1 раз, ватный диск чистый

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что одни из образцов снега, взятого на территории нашего города, оказались менее загрязненными, другии- более загрязненными. В них присутствовали природные вещества, такие как семена деревьев, ветки, листья, трава, которые со временем перегниют и обогатят почву полезными веществами. Также имелись и химические вещества, использумые дородными сужбами в зимний период для посыпки дорог. Таким образом, я пришла к выводу о том, что снег чистым назвать нельзя.

Для того, чтобы узнать мнение людей по интересующему меня вопросу я подготовила вопросы и провела анкетирование моих одноклассников. Я узнала следующее:

Источник

Чистый ли белый снег?

Работа ученика «Чистый ли белый снег?» представляет собой исследовательскую деятельность свойств, состояния, температуры снега и снеговой талой воды, пригодности снеговой талой воды в пищу, чистоты белого снега.

Скачать:

Вложение Размер
chistyy_li_belyy_sneg.docx 62.34 КБ

Предварительный просмотр:

Паничкин Матвей Сергеевич МБОУ Кулундинская СОШ № 1 с. Кулунда Кулундинского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»

Кулундинского района Алтайского края

Чистый ли белый снег?

Паничкин Матвей Сергеевич,

ученик 1 класса

Левицкая Светлана Степановна,

учитель начальных классов

Кулунда – 2016 г.

Введение _____________________________________________________ 3

Глава I . Что такое снег? _______________________________________5

  1. снег – общие сведения
  2. почему снег белый
  3. виды снега и снежного покрова
  4. влияние снега на жизнь планеты

Глава II. Опытно — экспериментальная работа ______________________ 9

Заключение _______________________________________________ 12

Литература _______________________________________________ 13

Приложения ______________________________________________ 14

Зима. Снег нежный, чистый, лежит на земле, как белый пух. Всё им укрыто: и дороги, и лужайки, и опавшая осенью листва. Для детей снег — настоящее раздолье. Играя на улице, дети лепят снежки, строят снеговиков, башни, катаются на санках и лыжах. Многие малыши и некоторые мои одноклассники пробуют на вкус снег, считая его чистым, хотя знают, что можно заболеть.

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что не все ребята знают, чистый ли белый снег? Поэтому исследование снега — актуальная для меня тема.

Тему для своего исследования я выбрал не случайно: как — то, посмотрев мультфильм «Зимняя сказка» про мишку, которому очень хотелось съесть весь снег, и он все-таки съел 396 снежинок, у меня возникли сомнения – только ли от того, что снег холодный заболел мишка, ведь мы едим холодное мороженное и не болеем, или от того, что белый снег не чистый?

Я не раз слышал от бабушки – «Как ни мойся, чище снега не будешь». А также слышал её рассказы, что раньше в деревне, не было колонок и центрального водопровода, люди таяли снег, для того, чтобы помыться в бане, постирать бельё и даже варили еду на талой снеговой воде. Возможно ли это сейчас? Мне захотелось узнать: чистый ли белый снег?

На эти вопросы я решил найти ответы в дополнительной литературе и интернет ресурсах (приложение 1).

Во время работы я захотел поделиться своими знаниями с ребятами класса, для этого создать информационный буклет о снеге.

Я провел анкетирование среди одноклассников, в котором попросил ребят ответить на волнующий меня вопрос. В анкетировании приняли участие 25 первоклассников (приложение 2) . По результатам анкетирования составлена диаграмма и сделан вывод: большинство учащихся знает, что снег грязный, но хотя бы один раз пробовал снег каждый ребенок.

Гипотеза: предполагаю, белый снег — не чистый

Объект исследования: снег

Предмет исследования: состав снега

Цель: узнать чистый ли белый снег

Задачи: — р асширить знания о снеге; — изучить влияние снега на жизнь планеты; — исследовать свойства и чистоту снега; — создать информационный буклет.

Методы работы: Теоретический: анализ, сравнение, обобщение. Практический: анкетирование, эксперимент.

Глава I. Что такое снег?

Из интернет источника я узнал: снег — форма осадков , состоящая из мелких кристаллов льда , выпадающих на земную поверхность.

Словарь Даля говорит, что снег это замерзшие пары воды, которые опадают в виде хлопьев, клочков с облаков; рыхлый лед, который заменяет зимой дождь.

Из «Современного толкового словаря» Ефремовой Т.Ф. я узнал, что снег – это твёрдые атмосферные осадки, состоящие из мелких кристалликов льда, выпадающие из облаков при температуре ниже 0˚С.

Снег падает из туч. Водяные пары поднимаются высоко над землёй, там они превращаются в крохотные льдинки-кристаллики. Каждый такой крошечный кристаллик растет, пока не превратится в белую пушистую снежинку. Снежинки медленно опускаются на землю. По пути множество таких снежинок собирается в хлопья – так образуется снег.

В детской энциклопедии я прочитал, снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет. Снежинки бывают только шестиугольные. И на свете нет двух одинаковых снежинок. Они растут быстро и неравномерно; на углах кристаллов образуются рожки, которые затем начинают ветвиться, придавая снежинке форму звездочки. При ветре хрупкие снежинки обламываются, крошатся и на землю падают мелкие обломки кристаллов. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 1 см.

Существует 7 видов снежинок:

— пластинки — самые простые из снежинок.

— звезды — обычно плоские и тонкие, с шестью лучами. — столбики — полые внутри, могут иметь форму карандаша.

— иглы — длинные и тонкие кристаллы, состоят из нескольких веточек.

— пространственные дендриты — объемные снежинки.

— столбики — образуются в случае, если столбики попадают в иные условия, и кристаллы меняют направление роста.

— неправильные кристаллы — самый распространенный тип.

виды снега и снежного покрова

Снег бывает разный: влажный — воздушный и мокрый, тронутый оттепелью и замерзший в корку после оттепели или дождя. Сыпучий, промерзший, перистый — нежный и кристаллический осаживающийся инеем. Зернистый, как пшеничная мука или столовая соль. Выпавший перед переменою погоды, в виде крупки , со смесью мягкого снега. Уплотненный ветрами и подтаявший от действия солнца, замерзший затем до степени наста. Снежный покров может быть:
— пухляк – порошок — только выпавший, рыхлый, нетронутый снег;
— жесткий снег — с ледующая стадия пухляка, когда он уже укатан и исполосован множеством бороздок; — наст — э то корка твердого снега, накрывающая мягкий снег; — мокрый снег — когда температура воздуха становится выше нуля, снег начинает таять, и наполняется водой. Из-за этого отдельные снежные кристаллы начинают слепляться в комки льда; — лёд — форма очень твердого и жесткого снега, несколько раз растаявший и замерзший вновь.

Из детской энциклопедии «Всё обо всём» я узнал, что снежинки на 95% состоят из воздуха. Кристаллики снежинки не гладкие, а имеют грани. Отражение света от граней этих кристаллов делает снег белым. Случалось такое, что выпадал цветной снег. Во многих местах мира людям удавалось видеть снег красного, зеленого, голубого и даже черного цвета. Учёные объясняют это тем, что основой снежинки, то есть ядром, являлись крошечные бактерии, грибки и пыль, содержащиеся в воздухе. Именно поэтому снег был всех цветов радуги, а не привычного белого.

1.4 влияние снега на жизнь планеты

Свойства снега оказывают большое влияние на жизнь животных и растений. Некоторые его свойства они используют для выживания в суровые, холодные зимы: цвет, непрозрачность, рыхлость. Для этого им приходится менять внешний вид и вести иной, чем летом, образ жизни. Зайцы меняют серую шубку на белую, чтобы скрыться от хищников. Снег сохраняет тепло. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц.

На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Вода в реке закрыта снежно – ледовым покрывалом, надёжно защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других животных от гибели. Снежное «одеяло» защищает и корни растений от морозов, и живые организмы которые на зиму впадают в спячку. От количества выпавшего снега зависит уровень воды в реках, озёрах, водоемах.

Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. Есть пословица «Много снега – много хлеба». Чтобы снега на полях задерживалось больше, люди ещё с осени расставляют на полях рядами щиты, которые хорошо задерживают снег. Около них ветер наметает большие, снежные сугробы. Сейчас человек механизированным способом задерживает на полях снег — снегопахание и уплотнение снега.

Снег – укрытие. На севере охотники, застигнутые метелью, когда до дома далеко, ложатся в снег вместе с собаками и их заносит снегом. После метели они выбираются из снега живыми.

Снег как строительный материал используется в холодных районах Земли, где большую часть года длится зима. Снег применяется как основа фундаментов различных построек, как материал для возведения стен, куполов, строительных конструкций, как среда, в которой прорывают траншеи, шахты, устраивают жилые и складские помещения. С давних лет эскимосы Аляски строят свои жилища (иглу) из снежных кирпичей. Сегодня из плотных снежных блоков сооружают разнообразные постройки и ангары для вертолетов.

Снег используют в качестве покрытия дорог и взлетно-посадочных полос. В Швеции, например, каждую зиму создают более 30 тысяч километров дешевых снежно-ледяных дорог.

Снег — это зимний отдых, а значит здоровье людей . Игра в снежки, строительство снеговиков, снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках – зимние развлечения людей. Смех, радость, веселье во время снежных развлечений благоприятно влияют на организм человека.

Снег нашел свое применение в косметологии. Косметологи рекомендуют делать компрессы из снега, для того чтобы омолодить кожу.

Снег с солью используется в народной медицине для лечения.
Существует и снежная опасность — лавины. В горах, где на склонах скапливается большое количество снега, происходят обрушения. Лавина сносит все на своем пути, дома, деревья, погребая под собой все живое.

Слишком большое количество снега опасно как для человека, так и для животных. Они оказываются в снежной ловушке. Животные, например олени, с трудом могут откопать себе корм. Очень часто, на дорогах, из-за снега случаются серьезные аварии. Большое количество мокрого снега, налипшего на ветки деревьев или крыши домов, приводят к их обрушению.

Глава II. Опытно — экспериментальная работа

Опыт 1 на определение состояния снега (приложение 3) Цель: выяснить, действительно ли снег – это замёрзшая вода. Литровую банку я заполнил снегом и занёс ее в класс. При комнатной температуре снег стал таять и превратился в 240 мл воды. Вывод: снег – это замёрзшая вода. Снег изменил свое состояние и поэтому уменьшился. Снежинки не могут плотно прижаться одна к другой, между ними всегда остается воздух, поэтому и занимают большой объем. А когда эти же снежинки растают, то они теряют свою жесткую структуру, поэтому они занимают меньше места.

Опыт 2 на определение температуры снега и снеговой талой воды (приложение 3) Цель: сравнить температуру снега и воды В банке со снегом я установил термометр. Сначала он показывал -2˚С. После того, как снег полностью растаял, температура повысилась до +1˚С. Вывод: температура снега ниже 0˚С, а температура воды всегда выше 0˚С.

Опыт 3 на определение пригодности талой воды в пищу (приложение 3) Цель: выяснить, можно ли использовать талую снеговую воду для приготовления пищи Показатели прозрачности воды: прозрачная, слабо мутная, сильно мутная. Эталоном прозрачности воды стала водопроводная вода. Наличие осадка определяется отстаиванием воды. Осадок может быть: слабый, отчетливый, обильный. Контроль – водопроводная вода: осадок отсутствует.

Я решил сравнить талую и водопроводную воду по чистоте. В один стакан налил талой воды, а в другой – водопроводной. Стакан с водопроводной водой был прозрачен, текст через воду читался весь, осадок отсутствовал. Стакан с талой водой был мутный, текст через воду не читался, остался отчетливый сероватый осадок, соринки и волоски. Вывод: талую снеговую воду для приготовления пищи использовать нельзя, так как она с частичками грязи и волосков; может возникнуть дизентерия, отравление, заражение глистами.

Опыт 4 на определение чистоты белого снега (приложение 3)

Цель: узнать чистый ли белый снег

Для проведения опытов я использовал снег, набранный у школы, у дороги, у котельной. Определял чистоту белого снега по следующим характеристикам: — цвет снега; — чем обусловлен цвет снега; — запах талой воды; — интенсивность запаха; — прозрачность талой воды; — наличие осадка;

При сравнительном анализе я установил: — самый грязный белый снег — у дороги : цвет снега серый, грязный, обусловлен пылью, песком, сажей из труб прилегающих домов, выхлопными газами машин; ощущается неприятный, резкий запах; цвет талой воды сильно мутный, при отстаивании образуется обильный осадок, в воде отмечены посторонние предметы (кожура от семечек, веточки, волоски);

— менее грязным был белый снег у котельной : цвет снега светло — серый, обусловлен угольной пылью и сажей; без запаха; цвет талой воды мутный, при отстаивании образуется отчетливый осадок, в воде отмечены посторонние предметы (сосновая иголочка, волоски);

— грязным был белый снег у школы: цвет снега белый; без запаха; цвет талой воды слабо мутная, при отстаивании образуется отчетливый осадок, в воде нет никаких посторонних примесей.

Вывод: белый снег не чистый. Он является накопителем загрязняющих веществ имеющихся в воздухе – дыма, сажи, газов и копоти, которые выбрасывают в воздух автомобили, фабрики, заводы, печи домов. Загрязняющие вещества находится в воздухе, разносятся ветром, а затем падают на землю вместе со снегом.

Источник

Читайте также:  Как лучше хранить малину зимой
Оцените статью