Метафора уж тает снег

Анализ стихотворения «Весна» Плещеева

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 31.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 31.

Весна и связанные с ней преображения всегда были излюбленной темой для многих поэтов. Одним из самых ярких литературных произведений на «весеннюю» тематику является стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Предлагаем краткий анализ «Весна» по плану, с помощью которого можно лучше разобраться в произведении и подготовиться к уроку литературы в 5 классе.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1872 году.

Тема стихотворения – Весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека.

Композиция – Стихотворение состоит из трёх частей: в первой части описаны первые признаки наступления весны, во второй – радостные переживания, связанные с её приходом, в третьей – торжество единения природы и человека.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры«пора метелей злых и бурь», «небесная лазурь».

Эпитеты«небесная», «беззаботных», «звонкий».

Олицетворения«бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла».

Инверсия«тает снег», «засвищут соловьи».

Сравнения«стучит, как будто ждёт чего-то».

История создания

Произведение «Весна» было написано Алексеем Николаевичем в 1872 году. Тема весеннего пробуждения природы и её преображения была близка многим русским поэтам. Не стал исключением и Плещеев, которому удалось написать одно из самых прекрасных стихотворений, посвящённых этому времени года.

Центральная тема – приход весны и изменения, которые она вызывает в природе и людях. Лирический герой не скрывает своей радости по поводу окончания лютой и безжалостной зимы.

Под первыми лучами весеннего солнца природа будто оживает: тает снег, деревья готовятся примерить зеленый наряд, птицы радуются теплу. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.

Даже простые крестьяне, вынужденные много и тяжело работать, радуются приходу весны. Что же говорить о птицах и детях, которые встречают долгожданное тепло звонким пением и радостным смехом!

Главная мысль произведения – ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С её приходом в душе зарождаются самые смелые надежды, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грёзам.

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, ещё совсем немного – и деревья наденут своё зелёное убранство, а соловьи будут разливаться звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади, впереди – солнце, цветущие луга и пение птиц.

Во второй части лирический герой делится своими переживаниями, которые возникают у него с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребёнок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждёт лишь безоблачное счастье.

В финальной части произведения звучит радостная весть – «Весна!», знаменующая собой слияние природного и человеческого торжества.
Стих состоит из пяти четверостиший. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения: ясно видны мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Красочные эпитеты (« небесная», «звонкий», «беззаботных ») создают ощущение праздника, которое несёт с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения (« лес оденется листвою», «бегут ручьи», «зима унесла ») и метафоры (« небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь» ). Также в произведении встречаются инверсии (« тает снег», «засвищут соловьи ») и сравнения (« стучит, как будто ждёт чего-то »).

Впечатление в значительной мере усиливается благодаря противопоставлению « злых метелей » « небесной лазури » и радостному восклицанию « Весна!».

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

15.08.2020

Плещеев А. «Весна»

Читайте анализ других стихотворений Алексея Плещеева:
«В бурю»

Главные герои стихотворения «Весна» и их характеристика

  1. Автор. Лирический герой. Романтик, добрый и отзывчивый человек, способный на искреннюю радость.

План пересказа стихотворения «Весна»

  1. Ручьи
  2. Соловьи и листва
  3. Теплое солнце
  4. Конец зимы
  5. Сердца стук
  6. Веселые лица
  7. Смех детей и пенье птиц

Главная мысль стихотворения «Весна»
Весна — время надежд и обновления природы.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 2 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение «Весна»
Учит любить природу и радоваться солнцу и теплу. Учит радоваться приходу весны и верить в лучшее. Учит забывать о заботах и думать о хорошем. Учит тому, что все плохое когда-нибудь кончается.

Отзыв на стихотворение «Весна»
Мне нравится это веселое и радостное стихотворение, ведь в нем рассказывается о наступлении весны, чудесного времени года, которому просто нельзя не радоваться. Все рады весне, но поэт справедливо замечает, что дети радуются ей больше всех, и я это могу подтвердить лично.

Анализ стихотворения «Весна»
Стихотворение было написано Алексеем Плещеевым в 1872 году.
Жанр: пейзажная лирика.
Тема: приход весны.
В этом стихотворении поэт легко и красочно описывает долгожданный приход весны. Он подробно рассказывает о внешних проявлениях этого времени года — о таянии снега, ручьях, теплом солнце. Но также касается и чувств, которые весна пробуждает в человеке.
Автор замечает, что весна заставляет забыть о пережитых тягостях и взглянуть в будущее с новой надеждой. И он любуется смеющимися детьми, и наслаждается птичьим пением. Ведь в этом он видит самую искреннюю радость.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Весна»
Эпитеты: небесная лазурь, метелей злых, тяжкий труд, резвых деток, звонкий смех, беззаботных птичек.
Метафоры: повеяло весною, унесла зима, сердце стучит, читаешь в взоре,.
Сравнения: как празднику рад.
Перифраз: пора метелей и бурь (зима)
Олицетворения: бегут ручьи, лес оденется, лица глядят.

Пословицы к стихотворению «Весна»
Весна днем красна.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Что было — то прошло, вспоминать грешно.
Хорошо худо не бывает
Будет и на нашей улице праздник.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Весна»
Тает снег, побежали ручьи, скоро запоют соловьи, а лес оденется листвой.
Солнце стало ярче, надолго кончилась зима.
Кажется, что вместе с зимой ушли все заботы, и сердце громко стучит в груди. Все радуются весне. Даже тот, кто всю жизнь работает и знает только горе.
Но больше всего весне рады дети и птицы.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Весна»

Читать стихотворение «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Источник

Краткий анализ стихотворения Алексея Плещеева «Весна»

Весна («Уж тает снег, бегут ручьи…»)

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят. «Весна!» – читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят – кто больше всех Природы любит обновленье!

Выразительные средства

Стихотворение построено на противопоставлении зимы и весны, насыщено простыми, близкими к фольклорным, эпитетами: метелей злых, тяжкий труд, резвых деток, беззаботных птичек. Согласуются с фольклорной традицией и уменьшительно-ласкательные суффиксы: деток, птичек.

В «Весне» встречается инверсия: засвищут скоро соловьи. Олицетворения также привычны и просты: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима. Как перифраз, за которым скрывается время года, употребляется выражение: пора метелей и бурь. Стук сердца сравнивается с ожиданием, а восклицание «Весна!» становится риторическим. Значение некоторых слов может быть не совсем понятным: миновала, взор.

Стихотворение отличается реализмом, герои его и чувства узнаваемы и понятны любому читателю. Для поэта весна — символ надежды, объединения всего живого, преображения человека. В стихотворении автор соединяет пейзажную лирику с гражданской, время года с временем перемен.

Стихотворение Плещеева А. Н. «Весна» — классическое произведение отечественной поэзии XIX века, одна из вершин русской пейзажной лирики. Оно прочно вошло в круг детского чтения, стало источником вдохновения для П. И. Чайковского, который положил его на музыку для своего цикла «Шестнадцать песен для детей».

Быстро тают снега, побежали ручьи

Быстро тают снега, побежали ручьи, И теплей небеса засинели… Вот недолго еще – прилетят соловьи, Зазвучат их влюбленные трели.

Все-то, все тебя ждут не дождутся, весна! Жду и я наболевшей душою, Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна, Разукрашенный яркой листвою.

Сколько раз этот шум, как ему я внимал, На меня навевал примиренье; Я сильнее любил, я полнее прощал, Затихало в груди озлобленье,

И как будто шептал чей-то голос: «Сомкни Здесь навеки усталые очи, Хорошо умереть в эти ясные дни, В эти теплые, тихие ночи.

Хоть и жаль, может быть, расставаться с землей, Когда всё вкруг тебя расцветает; Но блажен, кто, пройдя путь нерадостный свой, С примиреньем в груди угасает».

Краткий анализ стиха «Весна» А. Н. Плещеев

Вариант 1

В стихотворении Алексея Николаевича Плещеева «Весна» описывается приход весны. Весна — это образ праздничный, молодой, радостный, веселый. Он связан с пробуждением жизненных сил. В нем обозначено нечто большее, чем весна – как время года. Природа изображена не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но и как часть его души.. .

Чтение этого стихотворения вызывает у нас чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.

Мы все ждем, когда придет весна. Потому, что после долгой и снежной зимы, после сильных морозов приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Хорошо, когда тает снег и бегут ручейки. Еще не успевает сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень.

Тоненькие росточки тянутся к солнцу. Вскоре все покрывается зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухают, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Постепенно деревья покрываются нежной зеленью. Это все показано в стихотворении

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.. .

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Небо весной ярко голубое. По-особенному светит солнце: как-то ярко, радостно и празднично. С каждым днем становится все теплее. Появляется надежда, что все будет хорошо.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Хочется ходить по улице и улыбаться всем подряд. Не только природа наряжается в яркие краски. Люди тоже скидывают с себя теплые шубы и пальто. Одевают красивую и нарядную одежду. Все рады приходу весны!

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Стихотворение оставляет на душе доброе, радостное впечатление.

Вариант 2

Знаменитые стихотворения Алексея Плещеева «Осень наступила» и «Весна» написано в лучших российских традициях. Оно передает радость от прихода весны, и все вокруг представляется как обновление природы. Начал таять снег, собираясь в ручейки, еще только начало весны, но все говорит о том, что тепло не за горами.

Поэт представляет, как скоро зазвучат соловьиные трели и «лес оденется листвою», и это явственно чувствуется по самому настрою стихотворения. Человек радуется, что зима позади с ее студеными морозами, а впереди – радость и тепло, потому что «унесла зима заботы»!

Плещеев затрагивает тяжкий труд крестьян, впереди у них страда, но даже эти люди рады весне, потому что невозможно не радоваться такому великолепию, и «все лица весело глядят». Поэт говорит о весне, как о великом чуде, которого ждут всю долгую зиму.

И все же рассуждая о трудностях зимы и радостном весеннем шествии, автор стихотворения подчеркивает, что все это – явления природы, вполне естественные и понятные. Их надо принимать и жить в гармонии с ними, только так возможно настоящее счастье.

И это состояние счастья очень хорошо прослеживается в строках стихотворения. Плещеев замечает и звонкий смех детей, и оживление птичек. В природе все радуется и ждет разгара весенней поры. Каждое существо подвластно веяниям природы, а потому находится с ней в тесной связи.

Все стихотворение наполнено теплотой авторского позитивного мироощущения: «чиста небесная лазурь» – так просто и проникновенно сказано о весеннем небосклоне. Всего три слова, но как точно они выражают мысль поэта о том, что пора вьюг и затянутого неба миновала, наступает великое обновление.

Яркий и самобытный поэт, талантливый мастер слова Алексей Плещеев небольшими набросками, маленькими деталями создает великолепную картину наступающей весны. Он подобно художнику, прописывает каждую деталь, даже самую маленькую.

Из этих небольших набросков складывается целостная радужная картина приближающейся весны. Простая фраза «в окно повеяло весною» четко обозначила замечательный миг наступления тепла и счастья.

Вариант 3

Весенняя тематика очень распространена в мировой литературе. Поэты разных эпох описывали это время года, не остался в стороне и А. Плещеев. Стихотворение «Весна» относится к позднему периоду творчества поэта. В нем автор мастерски переплел пейзажные и психологические зарисовки.

Тема анализируемого стихотворения – весеннее пробуждение природы, радость людей, вызванная весенними переменами. Автор показывает, что все в природе циклично: после холодов обязательно наступают теплые деньки, а горе и уныние сменяется радостью. А. Плещеев утверждает, что человеку нужно научиться разделять радость, царящую в природе, чтобы быть счастливым.

В начальных строфах поэт описывает наступление теплого времени года. В пейзажах важную роль играют не только визуальные образы, но и звуковые, помогая выразительно передать весеннюю атмосферу. За переменами в природе с восторгом наблюдает лирический герой. Первые вестники весны – теплый ветерок и веселые ручейки. Они подсказывают, что лес скоро облачится в новый наряд и наполнится свистом соловья. Герой радуется чистому, высокому небу и яркому солнышку, ведь «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала».

После пейзажной зарисовки автор описывает внутреннее состояние лирического «Я». Герой замечает, что его сердце начало стучать сильнее, ожидая чего-то. Мужчине кажется, что впереди ждет только счастье, а все заботы унесла зима. В последних двух катренах психологическая зарисовка обобщается. А. Плещеев рассказывает, что весне рады все, даже те, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Завершается стихотворение своеобразным выводом. Автор утверждает, что больше всего весеннему пробуждению радуются дети и птицы. Это слышно по их голосах.

Композиция стихотворения А. Плещеева простая. По смыслу оно делится на две части: пейзажная зарисовка, описание внутреннего состояния лирического героя и людей в общем. Формально «Весна» состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Строки в четверостишиях объединены перекрестной рифмовкой. Написаны строфы четырехстопным ямбом.

Инструментом для создания пейзажа и передачи эмоций служат средства выразительности. В наборе тропов отобразились как традиционные представления о весне, так и авторские ассоциации. Главную роль в произведении играют метафоры: «в окно повеяло весною», «лес оденется листвою», «пора метелей злых и бурь», «унесла зима заботы», «все лица радостно глядят». Эпитеты – вспомогательное средство: «метели злые», «теплее и ярче солнце», «тяжкий труд», «звонкий смех», «беззаботные птички».

Радость лирического героя, людей и природы выражается посредством восклицательных предложений. В некоторых строчках автор использовал аллитерацию. Например, свист соловья воспроизводится при помощи слов с согласными «с», «щ»: «засвищут скоро соловьи», невеселый оттенок придают согласные «ж», «з», «ш», «ч»: «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе».

Опять весной в окно мое пахнуло

(Отрывок из стихотворения «Весна»)

Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней… В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега… Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны… И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны.

О, как бы мне из этих комнат душных Скорей туда хотелось – на простор, Где нету фраз трескучих и бездушных, Где не гремит витий продажных хор.

В поля! в поля! знакомая природа К себе красой стыдливою манит… В поля! там песнь воскресшего народа Свободная и мощная звучит.

Весна («Песни жаворонков снова…»)

Песни жаворонков снова Зазвенели в вышине. «Гостья милая, здорово!» – Говорят они весне.

Уж теплее солнце греет, Стали краше небеса… Скоро всё зазеленеет – Степи, рощи и леса.

Позабудет бедный горе, Расцветет душой старик… В каждом сердце, в каждом взоре Радость вспыхнет хоть на миг.

Выйдет пахарь на дорогу, Взглянет весело вокруг; Помолясь усердно богу, Бодро примется за плуг.

С кротким сердцем, с верой сильной Весь отдастся он трудам – И пошлет господь обильный Урожай его полям!

Анализ стихотворения Алексея Плещеева «Весна»

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году. В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то». Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной. Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему. Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.
Читать другие стихи А.Плещеева

Травка зеленеет, солнышко блестит

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.

С нею солнце краше И весна милей… Прощебечь с дороги Нам привет скорей.

Дам тебе я зёрен, А ты песню спой, Что из стран далёких Принесла с собой…

Вот и гроза прошла

(Отрывок из стихотворения «Облака»)

Вот и гроза прошла, и небо просветлело; Приветно солнышко на божий мир глядит, Вся степь, как раннею весной, зазеленела; И воздух свеж и чист, и птичка в нем звенит.

И на сердце давно так ясно не бывало; В нем тихой радостью сменилася тоска; Всё, чем оно томилось и страдало, Как будто унесли с собою облака.

Но отчего ж порой, боязнью тайной мучим, Всё устремляю вдаль я свой несмелый взгляд И думаю, следя за облаком летучим, Что старую печаль несет оно назад?

Приёмы выразительности

Стихотворение «Весна» состоит из пяти строф, написанных четырёхстопным ямбом. Это двусложный размер с повторяющимся ударением на второй слог. В каждом четверостишии прослеживается строгая перекрёстная рифма (А-Б-А-Б). Здесь нет никаких новаторских приёмов, текст написан простым живым литературным языком, в нём можно выделить характерные для многих стихов приёмы:

  • эпитеты — выразительные определения: «злые», «резвые», «звонкий»;
  • инверсия — перестановка слов в предложении: «уж тает снег, бегут ручьи…»;
  • метафора — высказывание в переносном смысле: «читаешь в каждом взоре…»;
  • сравнение, например, «сердце… стучит, как будто ждёт кого-то»;
  • интересная эмоциональная пунктуация: тире, многоточия, три восклицательных знака.

Стихотворение «Весна» Алексея Плещеева по жанру — не столько пейзажная лирика, хотя в нём, безусловно, изображена природа, сколько лирика философская, вызывающая у читателя определённый ряд мыслей.

Учитывая увлечённость поэта идеями социальных преобразований, в тексте можно прочитать и гражданские мотивы. Но в первую очередь оно понравилось и запомнилось читателям многих поколений как весенняя песенка, как лёгкое и красивое произведение для детского чтения.

В старый сад выхожу я

В старый сад выхожу я, росинки Как алмазы на листьях горят; И цветы мне головкой кивают, Разливая кругом аромат.

Всё влечет, веселит мои взоры: Золотая пчела на цветке, Разноцветные бабочки крылья И прыжки воробья на песке.

Как ярка эта зелень деревьев! Купол неба так чист и глубок! И брожу я, восторгом объятый, И слеза застилает зрачок.

За оградой садовой чернеет Полоса взбороненной земли, И покрытые соснами горы Поднимаются к небу вдали.

Как любовью и радостью дышит Вся природа под вешним лучом, И душа благодарная чует Здесь присутствие бога во всем!

Снова крепнут дремавшие силы; Новой жизни приходит пора, И становится всё так возможным, Что мечтою казалось вчера!

Как прекрасна весна! Миллионы Ей навстречу звучат голосов, И в моем воскресающем сердце Ей привет вдохновенный готов!

Основной мотив стихотворения

Весна как самое яркое и волнительное время года вдохновляла многих русских поэтов на создание замечательных стихотворений. Конечно, в большинстве случаев они выражали восторг и надежду, любовь и счастье, связанные с картинами пробуждения природных сил вокруг. Например, стих Александра Пушкина «Гонимы вешними лучами…» или такие строчки Алексея Толстого:

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Но нередко встречаются и противопоставления весенней светлой радости и мрачных страданий от одиночества или от осознания многих жизненных тягот, предназначенных людям судьбой. Здесь можно привести в пример отрывок из стиха Лермонтова:

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет,

Но молодеть лишь только ей.

В произведении Плещеева присутствуют оба эти мотива, которые мастерски переплетены в единую композицию при помощи художественных средств выразительности.

Первые две строфы посвящены описанию весны, но описание это довольно отвлечённое, поэт не даёт иллюстрации какого-либо конкретного пейзажа, кроме безоблачного неба и яркого солнышка. Возникает ощущение, что лирический герой этого стиха сидит дома и лишь в открытое окно впускает запахи и звуки весеннего дня. Упоминание леса, соловьёв и пения птиц наводят на мысль о сельской местности, и всё же прямых указаний на это нет. Возможно, герой только в своих мечтах устремляется на природу.

В третьем четверостишии от приятных наблюдений и нахлынувших эмоций сердце его начинает биться сильнее, а все проблемы как бы отступают на второй план. В заключительной части стиха автор старается подвести юного читателя к следующим выводам:

  1. Никогда не унывать и не отчаиваться, так как в жизни всё переменчиво, «пора метелей злых и бурь» обязательно в своё время подходит к концу, и душа вновь обращается к надежде на что-то хорошее в будущем.
  2. Обновление неизбежно, жизнь в любом случае прекрасна и весной вызывает радостное чувство праздника у тех, кто готов принять и пройти «тяжкий труд и горе».

Теплый день весенний

Теплый день весенний. Солнышко блестит, Птичка, заливаясь, В поле всех манит.

Улицы, бульвары Запрудил народ, Пестрыми толпами За город идет.

Праздничные лица Радостно глядят; Редко, редко встретишь Невеселый взгляд.

Славно всем живется, Так легко, что нет У толпы нарядной Ни забот, ни бед.

Только мне с тоскою Справиться невмочь, Как ее прогнать я Ни стараюсь прочь.

Где б я ни был – всюду Шепчет мне она: «А твоя навеки Отцвела весна!»

Зашумит ли в роще Яркая листва, Мне и в этом шуме Слышатся слова:

«Нечего от жизни Ждать тебе. Твой путь Пройден, – не пора ли Навсегда уснуть?

И когда сойдешь ты В землю – над тобой Зеленеть мы будем Каждою весной!»

Как мой садик свеж и зелен

(Отрывок из стихотворения «Мой садик»)

Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень; От черемухи душистой И от лип кудрявых – тень…

Правда, нет в нем бледных лилий, Горделивых георгин, И лишь пестрые головки Возвышает мак один.

Да подсолнечник у входа, Словно верный часовой, Сторожит себе дорожку, Всю поросшую травой…

Но люблю я садик скромный: Он душе моей милей Городских садов унылых С сетью правильных аллей.

И весь день, в траве высокой Лежа, слушать бы я рад, Как заботливые пчелы Вкруг черемухи жужжат.

Источник

Читайте также:  Многолетний лед что это
Оцените статью