- NeWestMuseum Музей нового западного искусства
- Коллекция → Альбер Марке → Париж зимой. Набережная Бурбон
- Альбер Марке Париж зимой. Набережная Бурбон. 1907
- Альбер Марке
- NeWestMuseum 近代西洋美術館
- コレクション → Альбер Марке → Париж зимой. Набережная Бурбон
- Альбер Марке Зимний вид Парижа с мостом Сен-Мишель. 1908
- Альбер Марке
- tanya_mass
- Дневник русской француженки
- Альбер Марке — мой любимый художник
NeWestMuseum
Музей нового западного искусства
Коллекция → Альбер Марке → Париж зимой. Набережная Бурбон
Происхождение
В 1907 приобретена Э. Дрюэ у художника (Париж), в том же году приобретена у Дрюэ И. А. Морозовым за 500 франков; с 1919 — МНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3390
Инв. ГМНЗИ: 351
Считается, что пейзаж был написан зимой 1907-го, весной того же года он экспонировался на выставке Салона независимых. В Музее изящных искусств Бордо хранится вариант этого мотива, однако созданный на холсте вертикального и большего формата. Картина из Бордо датируется 1908 годом, и на этом основании некоторые исследователи к этому же времени относят и московскую работу. Другие специалисты согласны ее датировать 1907 годом, полагая, что картина из Бордо была написана зимой следующего, 1908 года как укрупненный вариант.
Альбер Марке (Albert Marquet)
1875, Бордо — 1947, Париж
Французский художник-постимпрессионист, близкий к фовизму. Писал преимущественно речные и морские пейзажи.
Учился в Школе декоративных искусств и Школе изящных искусств (класс Фернана Кормона, затем Гюстава Моро), где сблизился с Анри Матиссом, Жоржем Руо, Анри Мангеном и Шарлем Гереном. Копировал произведения Шардена, Пуссена, Веласкеса и Лоррена. После смерти Моро посещал академию Каррьера, где познакомился с Андре Дереном и Жаном Пюи. В 1899 году впервые принял участие в Салоне Национального общества изящных искусств, а в 1901 году — в Салоне Независимых. В 1902 году Марке выставлялся в галерее Эжена Дрюэ, ставшего его маршаном, а со следующего года начал выступать в Осеннем салоне. Летом 1905 года работал в Сен-Тропезе вместе с Матиссом и создал серию морских пейзажей в новой для себя яркой гамме чистых цветов. В 1905 году картины Марке были представлены в седьмом зале Осеннего салона, наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма. Летом 1906 года работал в Гавре вместе с Раулем Дюфи. На протяжении всей жизни писал набережные Парижа, для чего снимал мастерские с видом на Сену. Много путешествовал, работал во Франции, Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Румынии, Германии, Италии, Марокко, Египте, Тунисе, Испании, Советском Союзе. Второй родиной для художника стал Алжир, где Марке встретил свою будущую жену и провел годы Второй мировой войны.
Морозов Иван Абрамович
27 ноября (10 декабря) 1871, Москва — 22 июля 1921, Карлови-Вари, Чехословакия
Потомственный купец, промышленник и банкир, меценат и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям новой французской живописи в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
© Музей нового западного искусства. Все права защищены.
Использование материалов регламентируется соглашением.
Источник
Альбер Марке
Париж зимой. Набережная Бурбон. 1907
Альбер Марке
Альбер Марке
Порт в Онфлере
Альбер Марке
Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель
Альбер Марке
Солнце над деревьями (Солнце над Парижем)
Альбер Марке
Пейзаж с рекой
Альбер Марке
Зимний вид Парижа с мостом Сен-Мишель
Альбер Марке
Собор Парижской богоматери зимой (Собор парижской богоматери, снег, зима)
Альбер Марке
Мост Сен-Мишель в Париже (Набережная де Гран Огюстен)
Источник
NeWestMuseum
近代西洋美術館
コレクション → Альбер Марке → Париж зимой. Набережная Бурбон
来歴
В 1907 приобретена Э. Дрюэ у художника (Париж), в том же году приобретена у Дрюэ И. А. Морозовым за 500 франков; с 1919 — МНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Inv.: Ж-3390
Inv. GMNZI: 351
Считается, что пейзаж был написан зимой 1907-го, весной того же года он экспонировался на выставке Салона независимых. В Музее изящных искусств Бордо хранится вариант этого мотива, однако созданный на холсте вертикального и большего формата. Картина из Бордо датируется 1908 годом, и на этом основании некоторые исследователи к этому же времени относят и московскую работу. Другие специалисты согласны ее датировать 1907 годом, полагая, что картина из Бордо была написана зимой следующего, 1908 года как укрупненный вариант.
Альбер Марке (Albert Marquet)
1875, Бордо — 1947, Париж
Французский художник-постимпрессионист, близкий к фовизму. Писал преимущественно речные и морские пейзажи.
Учился в Школе декоративных искусств и Школе изящных искусств (класс Фернана Кормона, затем Гюстава Моро), где сблизился с Анри Матиссом, Жоржем Руо, Анри Мангеном и Шарлем Гереном. Копировал произведения Шардена, Пуссена, Веласкеса и Лоррена. После смерти Моро посещал академию Каррьера, где познакомился с Андре Дереном и Жаном Пюи. В 1899 году впервые принял участие в Салоне Национального общества изящных искусств, а в 1901 году — в Салоне Независимых. В 1902 году Марке выставлялся в галерее Эжена Дрюэ, ставшего его маршаном, а со следующего года начал выступать в Осеннем салоне. Летом 1905 года работал в Сен-Тропезе вместе с Матиссом и создал серию морских пейзажей в новой для себя яркой гамме чистых цветов. В 1905 году картины Марке были представлены в седьмом зале Осеннего салона, наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма. Летом 1906 года работал в Гавре вместе с Раулем Дюфи. На протяжении всей жизни писал набережные Парижа, для чего снимал мастерские с видом на Сену. Много путешествовал, работал во Франции, Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Румынии, Германии, Италии, Марокко, Египте, Тунисе, Испании, Советском Союзе. Второй родиной для художника стал Алжир, где Марке встретил свою будущую жену и провел годы Второй мировой войны.
Морозов Иван Абрамович
27 ноября (10 декабря) 1871, Москва — 22 июля 1921, Карлови-Вари, Чехословакия
Потомственный купец, промышленник и банкир, меценат и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям новой французской живописи в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
© 近代西洋美術館. 全著作権所有。 本サイトに掲載されている画像等、
全ての内容の無断転載、無断使用を禁じます。
Источник
Альбер Марке
Зимний вид Парижа с мостом Сен-Мишель. 1908
Альбер Марке
Альбер Марке
Париж зимой. Набережная Бурбон
Альбер Марке
Порт в Онфлере
Альбер Марке
Пейзаж с рекой
Альбер Марке
Собор Парижской богоматери зимой (Собор парижской богоматери, снег, зима)
Альбер Марке
Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель
Альбер Марке
Солнце над деревьями (Солнце над Парижем)
Альбер Марке
Везувий
Альбер Марке
Мост Сен-Мишель в Париже (Набережная де Гран Огюстен)
Источник
tanya_mass
Дневник русской француженки
Альбер Марке — мой любимый художник
Альбер Марке — пожалуй, одна из самых важных фигур во французской да и в мировой живописи начала ХХ века. И пусть Марке известен меньше, чем его друг Анри Матисс, знать о нем необходимо: без его наследия не обошлась коллекция ни одного из мало-мальски значимых музеев, а ГМИИ им. А.С. Пушкина и музей Современного искусства города Парижа в этом году пышно отмечают 140-летие со дня рождения мастера.
Как обсуждать творчество Марке, не перепутав фовизм с постимпрессионизмом (и не потерявшись во всех —измах)
Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс — диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. Вместе с Матиссом наш герой учился в «оазисе свободы» — мастерской символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств и участвовал в ключевом для этой группы художников Осеннем салоне 1905 года. Тогда живописцы и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке, и в весьма неоклассическом духе. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve — «дикий») смело сравнил с Донателло. Цвет и форма у Марке сильно отличались от тех, какие были приняты у главных фовистов — Матисса, его товарища Дерена или, например, Вламинка. Вместо ярких и чистых красок — монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.
И кстати
В 1934 году Марке посетил СССР. И пусть фовизм к тому моменту уже изжил себя, уроки парижского гостя восприняли на ура советские студенты. Результат — очевиден: с ерые пейзажи художников сталинского режима 30-х (от Антонины Софроновой до Николая Лапшина) остаются все такими же серыми, но приобретают узнаваемый флер меланхоличности. Об этом — ниже.
Что Марке делал в СССР (и чем это закончилось)
Россию с Марке связывает не только тот факт, что полотна мастера активно покупал наиболее продвинутый из русских меценатов начала ХХ века — Сергей Щукин. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов. И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа — высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт». Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), — Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. Что показательно: вдохновившись творчеством заезжего француза, ВХУТЕМАСовцы бросились писать речные пейзажи во всех вариациях. Выходило в основном меланхолично — чувствуется, Марке слушали внимательно.
Марке Альбер «Порт в Онфлере» 1911
Живопись Марке — о чем это все
Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: Свободы, ведущей народ, не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух. Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.
Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева. Но об этом, как говорится, уже в следующей серии.
Марке Альбер «Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель» 1910
Источник