- Смекалка и сугробы: как убирали снег в прошлом веке
- «Всякую нечистоту очищать»
- 15 тысяч за разбрасывание снега
- Снег и русская смекалка — 0:1
- Новые цены — новые правила
- Уборка снега на участке
- Почему важно регулярно чистить снег на участке зимой
- Способы очистки снега на участке зимой
- Как убирают снег в разных странах мира
Смекалка и сугробы: как убирали снег в прошлом веке
Московская зима коварна и непредсказуема. Она может без зазрения совести оставить людей на Новый год без снега. В то же время в её силах застелить город белоснежным покрывалом за одну ночь, а на следующий день превратить всю эту красоту в грязно-бурое месиво.
Проблема эта далеко не нова. История повторяется из года в год, из столетия в столетие. Борьба коммунальных служб со стихией ни на минуту не замирает. И, хотя оружие в этой войне совершенствуется с каждым годом, а армия работников растёт, битва продолжается.
Чистоте московских улиц во все времена уделялось самое пристальное внимание, особенно зимой, когда город заметало снегом.
Хотя ситуации бывали разные. Например, в 1819 году снегопад был таким, кремлёвской площади вообще перестали убирать, воцарился хаос, а чтобы снова начали чистить и московскому обер-полицмейстеру (главе городской полиции) пришлось писать особый рапорт на имя генерал-губернатора А.П. Тормасова.
«Всякую нечистоту очищать»
В 1876 году, чтобы как-то упорядочить уборку территории, городская управа выпустила постановление, которое согласовывалось с московским обер-полицмейстером. В документе было четко описано, как привести улицы в надлежащий вид.
Очистка дорог и тротуаров была возложена на владельцев домов и земель, к которым эти улицы примыкали. Если владельца не было, его обязанности брал на себя управляющий территорией.
Если же земля находилась в собственности государственных и общественных организаций, например благотворительных и богоугодных заведений, церквей и монастырей, то очисткой прилегающих улиц занимались они, но под контролем лица, осуществляющего надзор за порядком.
Освобождать тротуаров от снега, скалывать лед и посыпать пешеходные зоны песком надо было ежедневно до восьми часов утра. Снег собирался в кучи, которые вывозились в течение дня.
Дословно в постановлении говорилось: «Относительно содержания в порядке и чистоте строений и мостовых наблюдать следующее: Зимою ухабы выравнивать и всякую нечистоту очищать, с тротуаров сметать снег, очищать оледенелость и усыпать оныя песком ежедневно».
Очистка крыш от снега и льда должна была производиться незамедлительно по мере необходимости.
15 тысяч за разбрасывание снега
Территория для складирования льда и снега ежегодно выбиралась городской управой, которая через газеты сообщала о местах сбора снега. Не возбранялось, правда, вывозить снег на «пустопорожние земли и огороды».
В постановлении чётко оговаривались и запреты.
Строго запрещалось сваливать грязный снег в реки, канавы и пруды. Воспрещалось перекидывать его с улиц и тротуаров через заборы и решётки, а также разбрасывать по территории.
Нарушители подвергались штрафу, налагаемому мировыми судьями. Сумма административного взыскания была серьёзной, но не превышала 15 рублей. В пересчёте на сегодняшние деньги это примерно 15 тысяч рублей.
Снег и русская смекалка — 0:1
И всё равно зима не сдавалась, бой продолжался. Контроль за уборкой улиц, особенно в зимний период, осуществляли специальные служащие Второго отделения Московской Управы благочиния, а для очистки от снега и льда территорий, принадлежащих городу, нанимались различные артели.
Управой рассматривался также вопрос о закупке специальной техники для уборки снега — плужных снегоочистителей, которые производила немецкая фирма «Вейгандт и Клейн». Стоили такие снегоочистители недёшево.
Но русская смекалка и тут взяла верх. Расчистка снежных завалов, вывоз снега на свалки — дело хлопотное и, что немаловажно, затратное. Поэтому домовладельцы принялись на своей территории устанавливать специальные снеготаялки.
Всё гениальное просто! Снеготаялка представляла собой большой деревянный ящик. Внутри его размещался железный шатёр, в котором горели дрова. Ящик не прогорал, так как всегда оставался сырым. Снег накидывали на этот шатёр, он быстро таял, а вода по специальной трубе благополучно стекала в канализацию.
Новые цены — новые правила
Дела по уборке шли до поры до времени хорошо, но зимой 1915 года сильно взлетели цены на дрова и ломовой извоз. Московской управе пришлось спешно пересмотреть правила и порядок проведения очистительных работ. 28 октября состоялось особое собрание, на котором присутствовали все инженеры по благоустройству города, а также контролёры, отвечающие за очистку улиц. Было составлено новое постановление. Экстренная ситуация требовала решительных действий.
Было разрешено использовать для таяния снега крупные водосточные трубы, несущие достаточное количество тёплой воды. У люков должны были находиться десятники, контролирующие сброс снега в трубы.
О местах свалки снега горожане узнавали через объявления в газете «Ведомости московского градоначальника и столичной полиции», а также из оповестительных плакатов.
Очерёдность была установлена следующая: сначала свозился снег с муниципальной очистки, потом с трамвайных путей и в последнюю очередь к люкам допускались простые горожане. Плата за использование водосточных труб не взималась.
Также можно было сбрасывать снег в реки Москву и Яузу в тех местах, куда водосточные трубы сливали тёплые воды.
Предлагалось часть снега сбрасывать прямо с мостов, но во избежание заторов делать это предписывалось в ночное время, с полуночи до шести часов утра. Для наблюдения за правильным исполнением очистки у рек в местах сброса снега также дежурили полицейские патрули.
По возможности снег собирали во дворах, если они были достаточно просторными.
Помимо этого, создавались организации «для объединения домовладельцев по выполнению повинности уборки снега», привлекались наёмные рабочие и женщины из разных губерний. Решались вопросы с биржевыми артелями для создания городских обозов. С разрешения владельцев фабрик активно использовались большие снеготаялки. В ход шли все средства, чтобы сохранить инфраструктуру города.
Такой порядок просуществовал вплоть до 1917 года.
Источник
Уборка снега на участке
Жизнь за городом имеет множество плюсов, главный из которых – наличие своего участка и близость к живописной природе. Зимой после снегопада дом и окрестности вокруг превращаются в настоящую сказку, снежный покров красиво застилает дорожки и укрывает деревья… И любоваться бы этим бесконечно, но есть в этой красоте и другая сторона: свой участок убирать от снега придется своими силами.
Почему важно регулярно чистить снег на участке зимой
Когда вы живете в частном доме, вы понимаете, что снег может принести много проблем и поломок, поэтому очень важно вовремя организовать его уборку. Ведь лучше предотвратить проблему, чем разгребать многочисленные последствия.
Одна из очевидных проблем – труднодоступность дома и всех построек на участке. Нужно позаботится, в первую очередь, о расчистке дорожки достаточной ширины от ворот до крыльца. Также расчистить площадку под парковку автомобиля и сделать хотя бы узкие тропинки к хозяйственным постройкам, которыми вы пользуетесь зимой (сарай, погреб, гараж, баня и другие). Нужно не только произвести расчистку снега, но и избавиться от наледи и избегать образования скользкого льда. Если на участке есть лестницы, особенно позаботьтесь об их безопасности в зимний период.
Если не чистить снег с крыши, это может создать немало проблем:
- Угроза жизни и здоровья людей в случае оттаивания и схождения снега и льда.
- Повреждение крыши, если масса снежного покрова превысит максимально допустимую нагрузку на вашу крышу. Повредиться может как покрытие, так и кровельная конструкция.
- Повреждение построек вблизи дома или автомобилей.
Самое идеальное, конечно, это очистка снежного покрова сразу, не накапливая на крыше целые сугробы. Разница температур днем, особенно когда светит солнце, и ночью приводит к тому, что снег стаивает, и талая вода замерзает, образуя наледь. Такой снежно-ледяной покров уже крайне сложно убрать, а опасности он представляет больше.
Еще одним моментом, требующим внимания после снегопада, являются деревья. На них налипает много снега и под этим весом часто ломаются ветки, а иногда и падают целые деревья. Намного проще и безопаснее стрясти снег сразу, чем копить его на протяжении всех зимних месяцев, при этом изрядно рискуя. Это касается и садовых плодовых, и декоративных деревьев. Сломанные ветки яблони или груши не порадуют ни одного садовода.
Способы очистки снега на участке зимой
Фронт работ на участке после снегопада пугает, но с современными снегоуборщиками с этой работой можно справится в два раза быстрее. Давайте разберемся, какие они бывают.
Снегоуборщики имеют примерно одинаковую конструкцию и состоят из металлического корпуса, двигателя, системы управления, элементов сбора снега, так называемых шнеков, и последующего его отбрасывания. Чтобы выбрать самый удобный и производительный снегоуборщик для вашего участка, нужно учитывать следующие критерии:
- По типу двигателя снегоуборщики бывают электрическими и бензиновыми. Электрические снегоочистители уступают по мощности и подходят только, если на убираемой территории есть доступ к электричеству, но эти машины более просты в эксплуатации, поскольку не требуют замены масла и обслуживания двигателя. Бензиновые снегоочистители более мощные и автономные.
- Самоходность. Несамоходные снегоуборщики нужно толкать перед собой, применяя силу. Они вполне подходят для уборки небольшого участка типа дачи, но способны убирать только свежевыпавший снег без обледенения, поскольку шнек выполнен не из металла, а из резины. Самоходные снегоуборщики имеют высокую проходимость и большую мощность. Оператор при уборке занимается только управлением.
- По способу удаления снега снегоуборщики бывают одноступенчатыми – рабочим органом является только шнек, и двухступенчатым – кроме шнека имеют еще и ротор. Он увеличивает силу выброса снега.
- При выборе помощника в уборке снега по размеру ковша, помните, что большой ковш оправдывает себя только при высокой мощности двигателя снегоуборщика.
Источник
Как убирают снег в разных странах мира
-=Реклама. Пост оплачен=-
Мы привыкли сравнивать Россию с другими странами. Я сам много путешествую и стараюсь искать лучшие мировые практики, чтобы применять их у нас. И вот в этом году я решил посмотреть, как убирают снег в Канаде и был удивлен. Его там почти не убирают! Ну, то есть, после Москвы это выглядело очень непривычно.
Вообще в плане уборки снега Россию сложно с чем-то сравнивать, потому что стран с похожим климатом не так то много. Что у нас на карте? Скандинавия? Да, но проблема в том, что там мало людей и действуют немного другие стандарты. Например, на многих трассах они делают снежный накат, это возможно при низкой интенсивности трафика, но нам не подходит. Кстати, недавно общался с послом Швеции и был очень удивлен, что он начал жаловаться, как у них плохо снег убирают! Я думаю, Россию лучше сравнивать с Канадой. Климат примерно похожий, у них тоже крупные города находятся примерно в такой же климатической зоне, как у нас в Центральной России.
Следующий момент, который надо обязательно разделять, это тротуары и дороги. Например, часто можно услышать критику реагентов. Что такое реагент? Это соль, это специальные смеси для обработки дорог, в принципе, дороги можно посыпать даже сахаром и он тоже будет выступать реагентом. Реагенты на тротуарах никто не любит! Они создают мерзкую слякоть, но самое главное, убивают обувь. И на тротуарах действительно от реагентов отказаться можно (особенно если нет интенсивного движения пешеходов), а вот на дорогах отказаться от реагентов не получилось ни у одной страны мира, где зимой выпадает снег. И здесь уже важно смотреть, чем поливают или посыпают дороги, насколько реагенты вредны для экологии и эффективны.
Предлагаю взглянуть на заснеженные дороги Монреаля, Осло и других городов и сравнить с Москвой и Питером. Сразу скажу, говорить мы будем про дороги, а не про тротуары. На тротуарах я сам сторонник гранитной крошки, как в Скандинавии.
В Осло за зиму выпадает в среднем около 80 см снега. Для сравнения, в Москве — 152 см. Два года назад в феврале я был в Осло, и попал как раз в крупный снегопад, который закончился только глубокой ночью. Дороги прилично засыпало снегом, но сразу по окончании снегопада на улицы выехали тракторы, которые расчищали дороги и посыпали их солью. На дорогах с высокой интенсивностью в Осло обязательно используются реагенты, без них не справиться. А вот на дорогах с интенсивностью поменьше уже могут рассыпать песок.
Куда же коммунальщики сваливали весь снег? Да прямо на тротуары! Мало чем отличается от российского подхода к уборке.
Особенно удивительно было наблюдать такое, учитывая, что Осло позиционирует себя как город, ориентированный в первую очередь на пешеходов.
Нет, центральные улицы, конечно, расчистили, а вот об окраинах заботы куда меньше. Снег на тротуарах здесь начали расчищать только к обеду следующего дня – для этого на улицы выехали маленькие трактора, при этом никаких дворников с лопатами я вообще не встретил.
Ну ладно тротуары, но и некоторые из окраинных дорог не стали чистить, оставив просто укатанный снег. Дело в том, что нормы уборки снега в Норвегии зависят от категории трассы и интенсивности движения. Дороги, которые пропускают более 5000 автомобилей в сутки, тут чистят до асфальта с помощью реагентов, а вот улицам, по которым в сутки проезжает менее 3000 машин, столько внимания не положено – на них допускается снежный накат.
Ни в Москве, ни в Питере, ни в других крупных городах России такая халява не прокатит. Если в Осло достаточно много дорог категорий C, D, E (до 3 тысяч авто в сутки), то практически каждую улицу Москвы и Петербурга можно по меркам Осло считать дорогой категории A, то есть убирать снег с нее необходимо быстро и дочиста. При этом требования российского ГОСТ Р 50597-17 еще более жесткие, чем в Норвегии: снег и наледь не допускаются на проезжих частях в городах и на дорогах вне населенных пунктов, по которым проезжает свыше 1500 в сутки.
Формально требования по уборке снега в Норвегии выглядят довольно жесткими: дорожные службы должны полностью удалить снег с проезжей части через два часа после начала снегопада. После этого времени на улицы выезжают контролеры и замеряют коэффициент сцепления шин с покрытием. Если показатель сцепления ниже 0,4, то дорожникам выписывают предупреждение и дают полчаса на устранение недоработок. Если обслуживающая организация не справляется за это время — платит штраф.
Однако правило про уборку за два часа относится только к дорогам категорий A и B, главным транспортным артериям городов и дорогам с высокой интенсивностью. Таких в Норвегии всего 10% от общей протяженности дорог. Общая протяженность дорог в Норвегии – около 80 тысяч км. То есть реально норвежцам во время снегопада приходится чистить всего 8 тысяч км дорог. И это на всю страну. На эти 8 тысяч км дорог в год уходит 325 тысяч тонн реагентов. В Москве общая протяженность дорог составляет около 6 тысяч км, и чистить, что называется, до черного асфальта, приходится практически все. Объем реагентов в Москве используется приблизительно такой же, но и на дороги, и на тротуары.
Впечатления от канадской зимы еще свежи, ведь с момента путешествия туда прошло всего два с небольшим месяца. Я побывал в Оттаве, Монреале и Квебеке и все три города встретили меня разной погодой: в Оттаве была оттепель и все таяло, Монреаль встретил легким морозцем – до минус семи, а вот в Квебеке вдарил настоящий дубак – до минус 20.
Для начала взглянем на Монреаль – это второй по величине город Канады и он гораздо больше похож на Москву и Петербург, чем Квебек, Оттава и уж тем более Осло. Здесь автодорожная сеть развита гораздо сильнее, соответственно и число автомобилей, и интенсивность движения в разы выше. По данным 2013 года, на 1000 жителей Монреаля приходилось 437 автомобилей. В Москве этот показатель даже меньше – 308 автомобилей на 1000 жителей, по данным за 2016 год. Так что же здесь с уборкой снега?
Итак, в Монреале за уборку снега отвечают 3000 сотрудников дорожных служб и 2200 единиц спецтехники. В Москве – 17,6 тысячи единиц техники, ровно в 8 раз больше. При этом площадь Москвы больше примерно в 7 раз: 2560 квадратных километров против 365. В общем, цифры вполне сопоставимые.
При этом никаких дворников с лопатами, как и в Осло, тут нет. Московские 25 тысяч дворников в Монреале восприняли бы как нонсенс. Тротуары тут разгребают мини-тракторы, снег они сваливают на край проезжей части, где позже проезжает тяжелая снегоуборочная техника, распределяет снег по самосвалам и вывозит за город. Лопаты же используют в Монреале только чтобы очищать от снега подъезды домов или автомобили, которые очень часто оказываются практически полностью закопаны в снегу. С припаркованным на краю проезжей части транспортом тут не церемонятся.
Дороги тут тоже посыпают солью в диких количествах, но только в дни перепада температур или в условиях прогнозируемого ледяного дождя, чтобы никто не упал и не сломал себе чего-нибудь, поскольку пострадавшие легко могут засудить город. Если температура стабильно ниже нуля, то реагенты не используют, а просто механически чистят дороги тракторами.
При этом с маленькими улочками, на которых нет интенсивного движения, та же проблема, что и в Осло: на них допустим снежный накат, поэтому им ждать приезда снегоуборочной техники порой приходится по несколько дней.
Если в Монреале с уборкой снега все еще относительно неплохо, то в столице Канады Оттаве ситуация гораздо хуже. В жилых районах расчищают только проезжую часть, на тротуарах же – огромные сугробы. Чтобы вы понимали, это не то, что не успела убрать тяжелая техника, нет, снегопад прошел давно.
При этом стандарты уборки снега, прописанные на сайте мэрии Оттавы, довольно жесткие. По ним в течение четырех часов после окончания снегопада должны быть расчищены главные транспортные артерии города. В течение шести часов дорожные службы обязаны освободить от снега улицы, соединяющие магистрали с жилыми районами. А улицы и переулки в жилых районах быть очищены в течение 16 часов после того, как упадет последняя снежинка. Это относится к проезжей части.
К уборке тротуаров требования чуть более мягкие: за шесть часов должен быть очищен даунтаун, за 12 часов – жилой центр, за 16 часов – все остальные жилые районы. Дольше всего снег может лежать на автобусных остановках – до суток.
Так должно быть в теории. На практике же снег лежит и на тротуарах, и на пешеходных переходах, и на остановках общественного транспорта. Видимо, ждут, пока сам растает.
Ситуация в Швеции в целом схожа с тем, что происходит в Норвегии. На дорогах с проходимостью до 1500 автомобилей в сутки разрешен снежный накат. Интенсивность движения в Швеции небольшая, так что под снежным покровом могут содержаться около 60% дорог в стране.
Дороги с интенсивным движением очищаться должны быстро и до черного асфальта. Чтобы добиться этого, их обрабатывают раствором соли – никуда от нее не деться. Есть у шведов и свой собственный, уникальный способ борьбы с гололедом, его еще в 2004 году придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок смешивают с горячей водой в пропорции 7 к 3 и разбрызгивают на региональных дорогах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. При этом на дорогах с интенсивным движением и в крупных городах песок использовать запрещено из-за опасной пыли, которую он образует. Такое правило действует и в Норвегии.
Применяют в Швеции и гранитную крошку, однако не думайте, что это альтернатива реагентам. Нет. Соль и гранитная крошка применяются в разных случаях: на дорогах со снежным накатом и маленьким трафиком рассыпается гранитная крошка. Но на голом асфальте или при гололеде она бесполезна – для этих случаев необходимы реагенты.
Кстати, довольно распространенным является миф о многоразовом использовании гранитной крошки в качестве противогололедного материала. Попытки отмыть гранитный щебень и использовать по второму кругу действительно предпринимались в Швеции, но безуспешно. Так что сейчас щебень собирают с дорог и вывозят на свалку.
Несмотря на довольно суровые зимы, всю Швецию в зимний период обслуживают всего около 2600 снегоочистителей, 900 солеразбрасывателей и 1000 пескоразбрасывателей. По сравнению с московскими 17,6 тысячами единиц техники это всего-ничего.
Тяжелее всего, само собой, приходится Стокгольму. Снег здесь может лежать сутками, причем как на дорогах, так и на тротуарах. Кстати, интересная история произошла здесь в 2015 году: мэрия Стокгольма приняла новые правила уборки снега, призванные облегчить участь женщин в суровую зиму. Дело в том, что на автомобилях в городе передвигаются в основном мужчины, женщины же, как пояснил департамент транспорта, предпочитают велосипеды и (неожиданно) скейтборды. Ну либо автобус.
Для их удобства власти предписали первым делом расчищать тротуары и дорожки возле домов, а только потом транспортные магистрали. А ведь Стокгольм в отличие от того же Осло – город автомобильный, а не пешеходный. По данным за 2016 год, в Стокгольме насчитывалось более 900 тысяч автомобилей. При этом на тысячу жителей приходилось 402 автомобиля – это почти на 100 больше, чем в Москве.
В итоге при первом же серьезном снегопаде произошел такой транспортный коллапс, какого Стокгольм никогда не видывал: закрылись школы, общественный транспорт полностью встал, более половины жителей города так и не смогли в этот день добраться до работы.
Даже страны, которые мы считаем образцом для подражания, испытывают серьезные трудности с уборкой снега. Никакого чудодейственного рецепта очистки дорог до сих пор никто не изобрел. Методы борьбы со стихией практически везде одни и те же, и в большинстве случаев это реагенты, как бы они кому не нравились. Да, это неэкологично, но при правильном использовании вред от них можно свести к минимуму. О том, как используют реагенты в разных странах и как используют у нас, я расскажу вам в одном из следующих постов.
Источник