Ленивые крупные хлопья снега бесшумно скользили мимо окна грамматическая основа

Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)

Второстепенные чле­ны пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Грамматическим и смыс­ло­вым ядром пред­ло­же­ния явля­ет­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, кото­рые состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву.

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным, напри­мер:

Что такое второстепенные члены предложения?

В пред­ло­же­нии могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, а так­же дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Они зави­сят от глав­ных и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, от кото­рых к ним зада­ют­ся син­так­си­че­ские вопро­сы, напри­мер:

Зима заво­дит с маем дол­гий раз­го­вор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).

  • что? зима — под­ле­жа­щее;
  • зима что дела­ет? заво­дит раз­го­вор (раз­го­ва­ри­ва­ет) — про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое;
  • заво­дит раз­го­вор с чем? с маем — допол­не­ние; под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния;
  • раз­го­вор какой? дол­гий — опре­де­ле­ние, под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.

Предложение, в кото­ром, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния.

Второстепенные чле­ны пред­ло­же­ния — это чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ски зави­ся­щие от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие их и свя­зан­ные с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Виды второстепенных членов

По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ния пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Дополнение и обсто­я­тель­ство при­над­ле­жат ска­зу­е­мо­му, зави­сят от него и пояс­ня­ют его.

Таблица

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
Определение Признак пред­ме­та Какой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обсто­я­тель­ства Существительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое чис­ли­тель­ное
Причастие
Дополнение Предмет Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­го Существительное
Местоимение
Количественное чис­ли­тель­ное
Обстоятельство Место, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д. Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­го Наречие
Существительное с пред­ло­гом
Глагол
Деепричастие

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый име­ет общее зна­че­ние при­зна­ка, отве­ча­ет на вопро­сы какой? кото­рый? чей? и отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем.

Полная луна плы­ла по ясно­му без­об­лач­но­му небу (В. Арсеньев).

  • луна какая? пол­ная
  • по небу како­му? ясно­му, без­об­лач­но­му .

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их фор­ма­ми:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его ;
  • её радость — радость (чья?) её ;
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их ;

3. наре­чи­ем

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го

5. инфи­ни­ти­вом

6. нечле­ни­мым сло­во­со­че­та­ни­ем

  • ребе­нок шести лет ;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са ;
  • дом в трех шагах ;
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Дополнение

Дополнение при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет и отве­ча­ю­щий на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей.

Например:

  • накор­ми­ла (кого?) малы­ша ;
  • выпи­ла (чего?) сока ;
  • добав­лю (к чему?) к хле­бу ;
  • отдам (кому?) това­ри­щу ;
  • взял­ся (за что?) за пери­ла ;
  • гор­жусь (кем?) доче­рью ;
  • оза­бо­чен (чем?) пре­пят­стви­я­ми ;
  • думаю (о чём?) о рабо­те ;
  • рас­ска­жу (о ком?) о соба­ке .

От того, в какой падеж­ной фор­ме нахо­дит­ся допол­не­ние и управ­ля­ет им пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный гла­гол, раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние.

Я лёг на снег и закрыл (что?) гла­за (Вениамин Каверин. Два капи­та­на).

Глаза — пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Мы увле­ка­ем­ся (чем?) ката­ни­ем на конь­ках.

Катанием — кос­вен­ное допол­не­ние, выра­жен­ное фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го.

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Обстоятельство при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии. Чаще оно пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, но может отно­сить­ся и к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам пред­ло­же­ния.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка.

(Где?) На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И. Соколов-Микитов).

Обстоятельства делят­ся на основ­ные виды:

1. обра­за дей­ствия (как? каким обра­зом?)

Ленивые круп­ные хло­пья сне­га (как?) бес­шум­но сколь­зи­ли мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) мед­лен­но , впе­ре­вал­ку (А. Гайдар).

2. меры и сте­пе­ни (в какой сте­пе­ни?)

До вече­ра оста­ва­лось не более полу­ча­са, а заря едва-едва (в какой сте­пе­ни?) зажи­га­лась (И. С. Тургенев).

В пер­вый раз голос у неё немно­го (в какой сте­пе­ни?) дрог­нул (В. Каверин).

3. обсто­я­тель­ства места (где? куда? отку­да?)

Снег висел (где?) на дере­вьях , лежал (где?) на кры­ше кара­уль­но­го поме­ще­ния (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Анна Васильевна роб­ко шаг­ну­ла (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (отку­да?), свер­ху , откры­вал­ся вели­ко­леп­ный вид во все сто­ро­ны (В. Арсеньев).

4. обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я дол­жен буду дать свое сло­во без­воз­врат­но (Ф. М. Достоевский. Идиот).

Я всё шел и уже соби­рал­ся было при­лечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С само­го утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обсто­я­тель­ства усло­вия (при каком усло­вии?)

Начнем собра­ние (при каком усло­вии?) при нали­чии боль­шин­ства .

(При каком усло­вии?) При жела­нии все­го мож­но добить­ся.

Он выпол­нит это пору­че­ние (при каком усло­вии?) в слу­чае дого­во­рен­но­сти с постав­щи­ка­ми.

6. обсто­я­тель­ство при­чи­ны (поче­му? отче­го? по какой при­чине?)

Сенокос запоз­дал (отче­го?) из-за дождей (К. Паустовский).

Она боя­лась, что кни­ги погиб­нут (поче­му?) от сыро­сти (И. Эренбург).

Прихватим с собой в доро­гу зон­ти­ки (по какой при­чине?) на слу­чай дождя .

7. обсто­я­тель­ство цели (зачем? с какой целью? для чего?)

Шагал по мок­рой доро­ге седой ста­рик. Шагал (с какой целью?) поко­сить тра­вы коро­вён­ке (В. Шукшин).

(Для чего?) Для укреп­ле­ния здо­ро­вья сле­ду­ет про­во­дить зака­ли­ва­ю­щие вод­ные про­це­ду­ры.

Хозяин дома вышел на крыль­цо (с какой целью?) встре­тить гостей.

8. обсто­я­тель­ство уступ­ки обо­зна­ча­ет, вопре­ки чему совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы: вопре­ки чему? несмот­ря на что?

В Петербурге вопре­ки его соб­ствен­ным ожи­да­ни­ям ему повез­ло (И. С. Тургенев).

Повезло вопре­ки чему? вопре­ки ожи­да­ни­ям.

Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»

Сохранить ста­тью

Источник

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Глагол в личной форме
  • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
  • Все характеристики
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ТЕКСТ
  • Все характеристики
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ПОЛ
  • Все характеристики

    Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Наречие
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 2:
  • Часть речи: Предлог
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 3:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ВЫША
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Инфинитив
  • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
  • Все характеристики
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Прилагательное
  • Начальная форма: синтаксический
  • Все характеристики
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: РАЗБОР
  • Все характеристики

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Источник

    ГДЗ диктанты по русскому языку 8 класс Диктант Задание: § Кончался март Во дворе еще лежали плоские, твердые, спекшиеся на солнце сугробы снега.

    Последний снег

    Кончался март. Во дворе еще лежали плоские, твердые, спекшиеся на солнце сугробы снега. Река еще не начинала трогаться. Жители по-прежнему ходили к автобусу по льду. Но с каждым днем снега становилось все меньше. Как ни коробился, каким черным и невзрачным ни старался он казаться, солнце находило его везде. И он умирал мокрой смертью.

    В лесу пахло прелью и талой водой. Обнажалась земля с ветхим прошлогодним быльем.

    Оля приносила домой первые подснежники и рассказывала о прилете птиц. В саду, в черных ветвях липы, обживались грачи, и высоко над полем, между небом и землей, лилась весенняя ликующая песнь жаворонка.

    Москву омывали сырые южные ветры. Площади города блистали, и последний снег вывозился с улиц на грузовиках-самосвалах. Сырые, липкие ломти снега, собранные горками вдоль тротуаров, похожи были на огромные кучи халвы. Москва начинала жить по-весеннему. Людней и шумней становилось на улицах. Кавказские мимозы продавались на всех углах. И уже девочки прыгали через веревку на высушенных солнцем кусочках тротуара, и самые франтоватые парни ходили без шапок.

    Грамматическое задание

    1. Охарактеризуйте сказуемые в выделенных предложениях.

    Река еще не начинала трогаться (составное глагольное сказуемое).

    Оля приносила (простое глагольное сказуемое) домой первые подснежники и рассказывала (простое глагольное сказуемое) о прилете птиц.

    2. Выпишите из текста все наречия.

    Ещё; по-прежнему; меньше; везде; высоко; между; вдоль; по-весеннему; уже.

    Источник

    Читайте также:  Сравните два описания зимы
  • Оцените статью